К 190 метелица

Урок литературного чтения во 2-м классе. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

  • Столбова Марина Андреевна, учитель начальных класов

Разделы: Начальная школа

Цели урока: познакомить с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”; развивать творческие способности детей – учить читать басню по ролям; находить главную мысль, мораль; подбирать пословицы; учить работе в паре постоянного состава и в группе.

2. Проверка домашнего задания.

-Проверим, как вы выучили басню И.А.Крылова “Лебедь, Рак и Щука”. Работать будем в парах постоянного состава. Сейчас каждый из вас выступит в роли и учителя и ученика. Договоритесь между собой, кто первым будет читать басню наизусть, а кто будет проверять. Затем поменяетесь ролями. На доске записаны параметры, на которые вы должны обратить внимание при оценивании ответа вашего напарника.

Доска:

  1. Знание текста.
  2. Правильная постановка ударения.
  3. Соблюдение пауз.
  4. Темп.
  5. Эмоциональность.

(Идет работа в парах. Ученики по очереди читают наизусть басню, оценивают ответы. После работы в парах, несколько учеников читают басню у доски).

3. Работа по теме.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова. более двухсот басен было написано Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник этому замечательному баснописцу. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Как вы думаете, почему народ так высоко ценил память о великом баснописце?

– Давайте вспомним, что такое Басня?

(Ученики вспоминают, что басня-это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи; рассказывается об их жизни).

– Познакомиться с новой басней Крылова– значит узнать что-то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы познакомимся с еще одной басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”.

4. Знакомство с басней.

  • Чтение учителем басни.
  • – О чем и о ком эта басня? Кто из героев басни тебе понравился и почему?

    • Чтение басни учениками. Работа в группах по плану. (В каждой группе есть ответственный, который получает план работы, по которому ученики будут работать в группе).

    План работы по басне И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”

    1. Откройте учебник на странице 106.
    2. Прочитай басню.
    3. Ответь на вопросы к басне. Обсуди ответы в группе.

    – Объясни значение слов “удручена”, “мурава”.

    – Что делала Стрекоза все лето?

    – Что делал Муравей все лето?

    – Почему Стрекоза обратилась за помощью к Муравью?

    – Что спросил у нее Муравей?

    – Что ответила ему стрекоза?

    – Почему Муравей отказался помочь Стрекозе?

    4. Выскажи своими словами главную мысль басни.

    5. Прими участие в общеклассной беседе.

    • Сопоставление басен Крылова “Стрекоза и Муравей” и басни Л.Н.Толстого “Стрекоза и муравьи”.

    – У знаменитого русского писателя Л.Н.Толстого есть басня, которая называется “Стрекоза и Муравьи”. Послушайте ее. (Учитель читает басню Л.Н. Толстого).

    Осенью у Муравьев подмокла пшеница; они ее сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что же ты летом не собрала корму?”.

    Она сказала: “Недосуг было: песни пела.” Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой попляши”.

    – Что общего в этих баснях?

    – Чем отличаются герои басен о которых писал Крылов и Толстой?

    5. Особенности стиля автора.

    – Как вы понимаете выражения, записанные на доске? Прочитайте сначала выражения из правого столбика, а потом из левого.

    Доска:

    Зима катит в глаза.

    В мягких муравах у нас.

    Неожиданно наступила зима.

    В мягкой траве у нас.

    – Какие из этих выражений вам нравятся больше и почему?

    6. Смысл басни Крылова, ее мораль.

    – Крылов написал эту басню не ради стрекоз и муравьев. Объясните, что осуждается в этой басне? (Беспечность, лень, черствость, эгоизм).

    – В каких строках заключена мораль басни? Как вы ее понимаете?

    – Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни? Почему?

    (Пословицы записаны на доске)

    Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

    Делу – время, потехе – час.

    Много захочешь, последнее потеряешь.

    7. Чтение басни по ролям.

    • Подготовка к чтению по ролям.

    – Сколько действующих лиц в этой басне.

    – Если поставить ее на сцене театра, как спектакль, чьи слова пропадут для зрителей?

    – Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители в театре поняли, что хотел сказать автор?

    • Чтение басни в паре с пропуском слов автора.
    • Чтение по ролям 2-3 раза.

    8. Итог урока.

    – С какой басней мы сегодня познакомились?

    – В чем заключается мораль басни?

    – Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

    – Какие пословицы к ней подходят?

    9. Домашнее задание.

    Выучить наизусть басню. Нарисовать одного из героев.