Признаки утомления водителя

ПДД 2.7 — Водителю запрещается

1. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «M».
2. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «B1»
3. Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «А» или подкатегории «А1».
4. Может во всех перечисленных случаях.

Ответ. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п.7 ст.25) владелец мотоцикла с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт, имея соответствующий страховой полис или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении соответствующего договора обязательного страхования в виде электронного документа, может передавать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «А» или подкатегории «А1» (ПДД 2.1.1 и ПДД 2.7).

1. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «B1».
2. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «B».
3. В обоих перечисленных случаях.

Ответ. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (п.1 ст.25) владелец легкового автомобиля, имея соответствующий страховой полис или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении соответствующего договора обязательного страхования в виде электронного документа, может передать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории «В».

Какое удостоверение достаточно иметь водителю, управляющему грузовым автомобилем с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, но не более 7,5 т и прицепом, разрешенная максимальная масса которого более 750 кг?

1. На право управления транспортными средствами категории «С1Е».
2. На право управления транспортным средством подкатегории «С1».
3. На право управления транспортным средством категории «С».

Ответ. Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что для управления грузовым автомобилем с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, но не более 7,5 т и прицепом, разрешенная максимальная масса которого более 750 кг в водительском удостоверении должны быть разрешающие отметки в графах «С1Е».

1. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «С».
2. При наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории «С1».
3. В обоих перечисленных случаях.

Ответ. Водитель может передать управление грузовым автомобилем с разрешенной максимальной массой более 7,5 т в своем присутствии другому лицу, имея при этом соответствующий страховой полис или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении соответствующего договора обязательного страхования в виде электронного документа, при условии, что это лицо имеет водительское удостоверение с отметкой в категории «С».

8 способов побороть сонливость за рулем

У каждого рано или поздно появляется желание отправиться в путешествие на автомобиле. К сожалению, каждый водитель сталкивается с ситуацией, когда проведя несколько часов за рулем машины можно поддаться усталости и потерять контроль над транспортным средством. В этой статье мы рассмотрим более подробно, что следует делать, чтобы победить сон за рулем.

Усталость

Сигналами для того что водитель устал являются сонливость, глазная боль, вялость и затекшие мысли. Следствие этого будет существенное ослабление внимания и реакции, что может привести к попаданию автомобиля в аварию.

Подготовка к путешествию

Хорошо выспитесь
Перед дорогой спать нужно ложиться заблаговременно и отдыхать пока не почувствуете себя полностью отдохнувшим.

Возьмите с собой пассажира
Отличной идеей будет взять с собой пассажира, чтобы поддреживать разговор с водителем. Идеальным вариантом будет пассажир, у которого есть водительские права.

Меняйтесь местами
Каждые сто-двести километров лучше всего меняться местами.

Способы побороть сонливость

1. Переключайте внимание
Переводите взгляд с дороги на панель приборов , проезжающую мимо машину, указатели и опять на дорогу.

2. Погрызите чего-нибудь
Семечки способны отвлечь водителя на достаточно долгое время. Естественно, семечки без проблем можно заменить сухофруктами, чипсами или орешками.

3. Откройте окно
Свежий воздух обеспечивает прилив бодрости в организм.

4. Включите музыке
Лучше всего записать целый сборник разнообразной музыки, в которую включайте, как любимые так и не очень песни, это не допустит чрезмерного расслабления. Обратите внимания, что громкая музыка хоть и не позволяет заснуть, но от нее также можно достаточно быстро устать.

5. Разомнитесь
В случае остановки отлично подойдут физические упражнения. Можно пройтись или пробежаться вокруг автомобиля, сделать несколько приседаний или любые другие действия связанные с физической нагрузкой, которые помогут вам взбодриться.

6. Умойтесь
Возьмите с собой воды в дорогу которой можно умыться. Газировка отлично освежает лицо и придает бодрости.

7. Выпейте чай, кофе или энергетик
Кофеин производит тонизирующий эффект на организм который кстати содержится и в зеленом чае тоже. Из энергетиков в Таиланде популярен M150, но в любом магазинчике будт и его аналоги. Здесь правда следует помнить что черезмерное употребление энергетиков вредно.

8. Вздремните
Конечно хорошо если вы можете остановиться и позволить себе микро сон около 30 минут. Это возвращает организму бодрость, как в дороге, так и в повседневности.

Каждый из способов приведенных выше легко выполним. Но , если уже ничего не помогает, то лучше всего остановиться на длительное время и отдохнуть, как следует.

Счастливого, вам, путешествия! Phuket Drive

Утомление и усталость. Признаки и причины утомления водителя.

Тема 6. Утомление и работоспособность

Утомление и усталость. Признаки, причины и процесс развития утомления.

Виды утомления

Фазы работоспособности

Переутомление

Утомление и усталость. Признаки и причины утомления водителя.

Надежность водителей в значительной степени зависит от их рабо­тоспособности. Высокая работоспособность обеспечивает выполнение работы с высокой производительностью и высокими качественными по­казателями. При управлении автомобилем в состоянии сниженной рабо­тоспособности водители допускают ошибки, которые иногда приводят к ДТП.

Одной из причин снижения работоспособности водителей являет­ся утомление.

Различают такие понятия как утомление, усталость и переутомление.

Утомление — этозакономерный процесс временного снижения рабо­тоспособности, наступающего в результате деятельности. Это объектив­ный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации орга­низма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток.

Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомле­ния. Человек в состоянии утомления может и не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к вы­полняемой работе, чувства долга, ответственности за порученное дело. Именно по этой причине водитель в продолжительном рейсе испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем сидящий рядом пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, чем бездействующего пассажира.

Для оптимального протекания психических процессов не­обходим оптимальный уровень информационной нагрузки. Избыток и недостаток информации способствуют развитию утомления. Кроме того, имеет значение и характер поступающей информации.

При управ­лении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения. В монотонной обстановке, при недостатке инфор­мации или в состоянии вынужденной бездеятельности чувство усталости может возникнуть быстрее, чем при активной напряженной работе, хотя объективных признаков утомления при этом еще может и не быть.

Отечественными физиологами было установлено, что клетки головного мозга утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы. Наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.

Впервые это было доказано физиологом И. М. Сеченовым в ори­гинальном эксперименте. Испытуемый при сгибании указательного пальца в заданном ритме поднимал груз на определенную высоту. В ре­зультате развивающегося утомления высота подъема груза через некото­рое время уменьшалась, а затем наступал момент, когда испытуемый со­всем не мог поднять груз. При этом он чувствовал сильное утомление мышц работавшего пальца и, естественно, считал, что утомление разви­лось в них. Далее, в момент, когда он не мог поднять груз, через мышцы работавшего пальца пропускали электрический ток, который вызывал сокращение мышц в том же ритме, что приводило к поднятию груза. Ес­тественно, можно было предположить, что после отключения тока до­полнительно поработавшие мышцы в результате еще большего утомления сокращаться не будут. Однако, когда отключили ток, испытуемый опять стал легко в том же темпе поднимать груз. Объясняется это тем, что во время работы утомление быстрее развилось не в самих мышцах, а в нерв­ных центрах, которые посылали к этим мышцам импульсы. Во время со­кращения мышц электрическим током нервные клетки этих центров от­дохнули, работоспособность их восстановилась и они опять стали посы­лать импульсы к мышцам. Таким образом, быстрее всего утомляются нервные клетки коры головного мозга, затем утомляются мышцы и наименьшей утомляемостью обладают нервы, по которым передаются нервные импульсы.

В результате более быстрого утомления нервных клеток головного мозга прежде всего возникают нарушения в протекании психических процессов — восприятия, мышления, памяти и внимания. Кроме того, снижается острота зрения, суживается поле зрения, ухудшается глубин­ное зрение, нарушаются точность и координация движений, увеличивает­ся время реакций, снижается степень автоматизации навыков, учащается пульс, повышается кровяное давление, теряется чувство скорости, возни­кает апатия, вялость, нарушается готовность к действиям при неожидан­ном изменении дорожной обстановки.

Утомление проявляется в виде постепенного снижения работоспособности организма. При этом снижается слуховая, зрительная и тактильная чувствительность, увеличивается время реакции, возрастает количество ошибок, падает производительность.

Признаки наступающего утомления:

· чувство усталости;

· появление незначительных ошибочных действий;

· желание выпрямиться, изменить позу;

· заметное снижение интенсивности и устойчивости внимания;

· непроизвольное отвлечение на мысли, не связанные с управлением автомобилем;

· все большее волевое усилие, необходимое для преодоления перечисленных негативных явлений.

Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов работы за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратко­временным отдыхом.

Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий день водителя, тем более выражено утомление, более ве­роятны ошибки. Статистикой установлена прямая зависимость между вре­менем управления автомобилем и количеством ДТП.

Водители при управ­лении автомобилем в течение 7-12 часов совершают ДТП в 2 раза, а при продолжительности управления свыше 12 часов в 9 раз чаще, чем при про­должительности работы до 7 часов. По другим данным, водители, рабо­тающие более 7 часов, совершают 1/3всех ДТП. ДТП, возникающие из-за ошибок водителей в результате длительного управления автомобилем, приводят к более тяжелым последствиям. Так, у водителей, работающих более 12часов, ДТП со смертельным исходом возникают в 1,5 раза чаще.

При утомлении могут сохраняться простые, хорошо автоматизиро­ванные навыки, которые позволяют правильно действовать в хорошо знакомых, стандартных ситуациях. Однако нарушаются сложные виды психической деятельности, что снижает готовность к действиям при не­ожиданном и необычном изменении дорожной обстановки. Все это сни­жает надежность водителей, приводит к ошибкам и ДТП.

Особое значение для водителя имеет зрительное утомление. Через 8 часов непре­рывной работы он видит дорожный знак уже не за 100 м, а лишь за 80 м. Утомлению зрения способствует недостаточный контраст между фоном и объектом, что имеет место при вождении автомобиля в условиях ограниченной видимости, а также при ослеплении водителей фарами встреч­ных автомобилей ночью и солнцем днем. Зрительное утомление отрица­тельно сказывается на работе водителя. Усталый мышечный аппарат глаз не обеспечивает четкого пространственного восприятия. Взгляд даже у опытных водителей при утомлении чаще переносится на боковую часть дороги и с дальней перспективы на ближнюю, что затрудняет восприятие и прогнозирование развития дорожной обстановки.

Возможные причины, способствующие развитию утомления водителя:

· неудоб­ное сиденье,

· низкая температура воздуха,

· частые перепады температуры в кабине автомобиля,

· плохая видимость,

· частые изменения освещенности и недостаточная освещенность дороги в темное время суток,

· шум,

· вибра­ция,

· попадание в кабину паров бензина или отработавших газов.

Процесс развития утомления проходит следующие стадии:

1) Стадия отсутствия утомления. Работа еще не утомила, человек может далее продолжать работу или заниматься еще чем-либо;

2) Первая стадия утомления. Возникает чувство утомления, вызванное работой. Но после часового активного или пассивного отдыха снова обретается свежесть мыслей и чувств, человек снова становится энергичным.

3) Вторая стадия утомления. Снижается волевое усилие, заставляющее напрягать мозг для решения сложных вопросов.

4) Третья стадия утомления. Человек не хочет уже ни на чем останавливать внимание, даже в самой легкой работе, но еще сохраняет желание есть и спать;

5) Четвертая стадия утомления. Характеризуется бессонницей. Одновременно появляются признаки неврастении, головные боли, ощущение усталости после ночного полусна-полубодрствования, раздражительность, излишняя чувствительность в общении с другими людьми, вспыльчивость, иногда депрессия.