Цены на газомоторное топливо в России

Сэкономить не получится: цены на газомоторное топливо пошли вверх

17:40, 14 июня 2018

Версия для печати

По данным Росстата, за май бензин подорожал на 5,6%. При этом газ прибавил в цене ещё больше — 7,7%. На фоне паники вокруг бензина этот факт остался незамеченным.

В связи с ростом цен на моторное топливо у автомобилистов появился отличный стимул перейти на экологичный природный газ. Однако, вопреки статусу самого дешевого топлива, «газомоторный» пропан с начала года подорожал еще сильнее, чем бензин, — на 10–12%, метан чуть слабее — на 3–4%. Часть аналитиков убеждены, что за этим стоят не только объективные, но и «спекулятивные» причины. Тем временем, как выяснил «БИЗНЕС Online», у установщиков газового оборудования в Казани выстроились очереди.

«Цены поднимаются искусственно»

После топливной лихорадки, когда стоимость литра бензина и дизельного топлива перевалила за 40–41 рубль, казанские автомобилисты перекраивают бюджеты и задумываются о переводе «железных коней» на газ. Но и тут любителей экологического топлива ожидает сюрприз. Аналитики констатируют аналогичное подорожание и газомоторного топлива. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в группе «Альпари», с начала года пропан подорожал на 10–12%, метан — на 3–4%. Для сравнения: бензин за этот же период подорожал почти на 8%. Пропан дорожал более плавно, чем бензин, хотя майский скачок цены его тоже частично затронул, отметила замдиректора аналитической департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.

По ее словам, в предвыборный период розничные цены на топливо искусственно сдерживались, но бензина это коснулось в большей степени. При этом причины подорожания бензина и газа примерно одни и те же: после налогового маневра и роста мировых цен на углеводороды производителям топлива выгоднее гнать за рубеж сырую нефть или сжиженный углеводородный газ, чем поставлять их на свои НПЗ и перерабатывать. «Продавцы газомоторного топлива повышают цены в первую очередь по объективным причинам, к которым добавляется еще и рост спроса на это топливо, потому что газ дешевле, чем бензин», — добавляет Мильчакова.

Фото: Регина Шафиева

Цены на газомоторное топливо в России привязаны к цене дизельного топлива, объясняет главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов. «Очевидно, что если дорожает солярка, то будет дорожать и газомоторное топливо. Проблема заключается в том, что раньше рост цен на нефть на мировом рынке компенсировался на внутреннем рынке укреплением рубля. В текущем году этого не произошло, так как минфин РФ в рамках бюджетного правила осуществляет покупки валюты и тем самым негативно влияет на рубль. Нефть росла, а рубль падал. Понятно, что нефтяные компании, которые в силу своей ориентированности на внешние рынке рассчитывают себестоимость в долларах США, вынуждены повышать оптовые цены в рублях. Отсюда и рост цен на конечные продукты бензин и дизтопливо. Думаю, что в текущей ситуации особых выгод автомобилисты от перехода на газомоторное топливо не получат», — подытоживает он.

Газомоторное топливо начало расти вслед за бензином, но по другим причинам, считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. «Если бензин дорожает из-за дефицита, сформированного разницей цен в РФ и за границей, то на голубое топливо цены поднимаются, скорее всего, искусственно, — уверен он. — Вся инфраструктура АГЗС по стране в целом является дотационной, поэтому есть попытки воспользоваться ситуацией, чтобы сократить издержки». «Скачок цен на газомоторное топливо мы пока можем объяснить только спекулятивной составляющей со стороны розничных продавцов, — соглашается с ним Роман Блинов, руководитель аналитического департамента компании „Международный финансовый центр“. — Да, в ряде регионов действительно цены выросли, местами рост составил около 10 процентов».

Скачок цен — на прошлой неделе

Странно, но официальной статистики по ценам на моторный газ в Татарстане не ведется. Татарстанстат подробно отслеживает только розничные цены на бензин и дизельное топливо. Сотрудники автозаправочных станций последнее повышение цен заметили буквально на прошлой неделе.

Сегодня, 13 июня, средняя цена на пропан-бутан в городе приблизилась к 21 рублю за литр, хотя еще несколько недель назад автомобилисты заправлялись за 18 руб./литр.Фото: Регина Шафиева

Например, цену на сжиженный газ на татнефтевской заправке повысили в субботу, 9 июня, на 45 копеек до 20,95 руб./л. Оператор «Татнефть АЗС Центр» на улице Батыршина по имени Равиль заметил, что есть в городе места, где цены и повыше: «Где-то 23, где-то 22 есть цена, говорят». От сотрудника автозаправочной станции «Газпрома» на Сибирском тракте, 53 Людмилы Аникиной корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что последнее повышение цен на пропан-бутан здесь было 6 июня. Литр газа вырос на 50 копеек. «Повышение всегда происходит летом. Обычно в конце июля или августа, сейчас уже раньше в связи с поставками завода — оптовики же. Если раньше на копейки повышали, то сейчас уже на 1,5 рубля. Зимой продавали за 18, весной пошло 19, потом 20,5, и вот сейчас 21 рубль», — отмечает Аникина.

Особенно сильно разницу в цене видят водители грузовых автомобилей на газе.

«Чувствуем убытки. Раньше на 500 рублей заправляли почти 30 литров, сейчас 24 литра. Разница — 6 литров. У меня бак на 175 литров. Когда я заполняю полный бак, получается разница в 20 литров — это почти 4 тысячи рублей. А раньше я заправлял на 2800 полный бак»

— посетовал водитель «газели» Эльчин. Другие автомобилисты относятся к росту цен спокойно. «Я не ощущаю повышения цен на газ. Я как заправлял на тысячу рублей, так и заправляю. Целенаправленно переходил на газ, потому что много езжу по работе», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» водитель «газели» Дмитрий.

Аникина поделилась своими наблюдениями: удорожавший бензин спровоцировал бурный спрос на газомоторное оборудование. По ее словам, каждый день на установку газового оборудования в соседнюю автомонтажку приезжает по две машины. Корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился в этом: зайдя в мастерскую, он увидел, как мастер установки газового оборудования снабжает новенькую LADA газовым баллоном. «Да, езжу уже 13 лет на газу, купил новую машину — снова устанавливаю газовое оборудование, — говорит водитель. — По поводу цен — они обалдели просто, у меня слов нет. Можно похлеще сказать, но неудобно».

Владелец ИП «Королева» по установке и ремонту автомобильного газового оборудования Ирина Королева рассказала, что две машины в день принимать они физически не могут, максимум одну, но спрос есть. «У нас мастер один, мы делаем одну машину в день. Заявок — на неделю вперед! Всегда, когда бензин дорожает, у нас на неделю вперед очередь, — рассказала она. — Цена установки газового оборудования варьируется от 24 тысяч рублей до 60 тысяч в зависимости от машины».

Впрочем, переход на газ все равно окупается. Даже с учетом повышения газомоторка остается примерно раза в два дешевле бензина при том, что ее расход на километр выше лишь приблизительно на 10%.

«Пытаются как-то сэкономить в этой жизни. С такими зарплатами это невесело. Все спрашивают, когда будут понижать. А им говорю: „Странный вопрос — понижать, лишь бы еще не подняли“. Понижать-то, говорю, навряд ли, — с грустью делится оператор заправочной станции „Газпром“ Альберт. — Как можно быть довольным, когда зарплата остается такой же, а цены на все начинают расти? Начинают с топлива, потом, соответственно, на все начинают подниматься цены: на продукты питания, на перевозки».

Фото: Регина Шафиева

Бензинам — отрицательный акциз

Между тем, как пишет сегодня «Коммерсантъ», нефтяные компании России получили от правительства параметры завершения «налогового маневра», согласно которому НПЗ, выпускающие товарный бензин, получат в награду отрицательный акциз — 3 тыс. рублей на тонну. Таким образом, правительство будет компенсировать ценовую разницу между поставками бензина на экспорт и на внутренний рынок, стимулируя приемлемые цены для потребителя. Важно, что речь идет только о бензине — производители мазута, битума и авиационного керосина льгот не получат. Напомним, что авиакомпании предупреждали правительство о грядущем росте цен на воздушные перевозки из-за дорогого авиакеросина, однако в кабмине сочли, что цены на воздушное топливо так или иначе зафиксируются, иначе с российского рынка придется уходить и всем зарубежным перевозчикам.

Документ, в котором прописаны эти параметры, будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму.

Новость должна обрадовать «Татнефть», чей НПЗ «ТАНЕКО» этой осенью, наконец, начнет выпускать на рынок товарный бензин. «Третий квартал. Сегодня идет концентрация всех ресурсов, запустились две гидроочистки — дизеля и керосина, происходит концентрация всех ресурсов на установке по бензину», — сказал 8 июня на встрече с журналистами гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов (цитата по «Интерфаксу»). С запуском производства бензина планируется выпускать около 1,1 млн т автобензинов в год: 770 тыс. т АИ-92 и 330 тыс. т АИ-95. Но стоит заметить, что, по сведениям «Коммерсанта», отрицательный акциз получат только те переработчики, у которых выпуск товарного бензина превышает 10% от общего выпуска нефтепродуктов. Так что «Татнефти» есть резон нацелиться на бензин, о чем неоднократно говорил и сам Маганов.

«В течение двух-трех месяцев украли деньги у перевозчиков»

«БИЗНЕС Online» собрал мнения потребителей и аналитиков о привлекательности газомоторного топлива в условиях нестабильных цен.

Фархад Сулейманов — начальник отдела продаж услуг по переоборудованию техники «Техцентр РариТЭК»:

— Серьезное увеличение количества клиентов заметили еще весной, в период подготовки автомобилей к активной эксплуатации, это обычно апрель – май. Сейчас количество звонков увеличилось у нас вдвое. Для многих клиентов уже не важен период окупаемости оборудования, они твердо уверены, что при этих ценах на бензин все окупится, дополнительным подспорьем являются программа Республики Татарстан по субсидированию части затрат на переоборудование (это до 30 процентов затрат) и акции, которые реализуют «Газпром газомоторное топливо» и «Газпром сжиженный газ». Клиент на полученную при переоборудовании топливную карту может целый год заправляться бесплатно. Спрос на переоборудование, который сейчас возник (а это хорошо), поможет решить глобальные цели — снизить экологический урон от автомобильного транспорта, и все должны понимать, что затраты на автомобильные перевозки сидят в себестоимости многих продуктов. Снижая затраты на ГСМ, можно снизить и себестоимость конечной продукции. Но спрос спросом, а про безопасность забывать не стоит. Сейчас спрос на переоборудование вырастет и в гаражах, где переоборудовать автомобиль дешевле, поэтому есть риск появления машин с неисправным газовым оборудованием. Мы советуем при изменении конструкции автомобиля обращаться в сертифицированные сервисы, проводить регистрацию оборудования, приглашать испытательные лаборатории для оценки качества работ по переоборудованию. Все это незначительно повлияет на стоимость, но станет дополнительной гарантией собственника автомобиля.

Сергей Сотников — председатель комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам при Торгово-промышленной палате РТ:

— Конечно, мы к повышению цен на топливо относимся отрицательно, потому что нет стабильности, соответственно, строить долгосрочные планы сложно. Вообще, развитие газомоторного топлива в нашей стране имеет большие перспективы, есть разработки и автомобили такие. Думаю, что это газомоторное топливо имеет большое будущее. Даже если цены на газ и повысились, это получается выгоднее, чем традиционное топливо. Тут все зависит от вида транспорта. Если брать легковой транспорт, то неплохо бы, чтобы сами заводы устанавливали его на машины, но это отдельная тема.

Сейчас у нас идут переговоры с клиентами, с которыми заключены контакты на длительной основе. Мы выигрываем тендеры, соответственно, участвуем в контрактах на год, на полгода, и сейчас у нас, соответственно, форс-мажорная ситуация — непредвиденные расходы повышения топлива. С клиентами нам нужно сейчас по новой перезаключать договоры. Клиенты тоже не готовы к повышению цен на перевозки. Пока идет этот переходный период повышения цен на перевозки, часть издержек мы берем на себя, соответственно, у нас снижается прибыль. У нас и так прибыль минимальная, а тут, получается, мы несем фактически убытки.

Мы, конечно, этим недовольны, но здесь вопрос государственной политики, того, насколько эти скачки естественных монополий для страны выгодны. Я считаю, что это невыгодно, это лихорадит всю нашу экономику и тянет за собой, потому что инфляция у нас в первую очередь из-за данных скачков цен на топливо, потому что повысятся в первую очередь цены на перевозки, они уже и так повышаются. Следом повышение цен на товары и цепная реакция. Плюс снижение налоговой облагаемой базы нас и производителя. То есть экономика от этого теряет. И контроль должен быть, так что это вопрос государственной политики.

Альберт Ахимов — директор казанского перевозчика ООО «Ак Буре»:

— В 2008 году мы заправляли солярку по 20 рублей, а теперь 2018 год — тарифы на перевозку за 10 лет не изменились, а стоимость солярки выросла в два раза.

Переход на газ — это очень дорогое удовольствие. Ведь нам не пропан-бутан нужен, а метановые моторы. А чтобы переделать те автомобили, которые ездят сейчас на дизеле, я как-то спрашивал, это очень дорого, миллиона полтора на каждую машину потратить. Новые машины , «КАМАЗы», что ли? И с ними еще возиться?

Даже тем организациям, которые нас заправляют, неудобно уже смотреть нам в глаза! Они раскрывают все свои формулы, дескать, не думай, что мы на тебе навариваемся: вот мы покупаем на заводе, вот мы накручиваем 50 копеек — все наши деньги, а стоимость солярки — 44,9–45 рублей. Было же месяц назад 38–40 рублей, но резкий скачок! У нас даже на заправках установлены лимиты на кассу, мы их пересматриваем. Например, заливали раньше 300 литров за одну цену, а сейчас, если перевести этот лимит в рубли, получается только 260 литров. В течение двух-трех месяцев украли деньги у перевозчиков… Ну что тут скажешь?!

Наталья Мильчакова — замдиректора аналитического департамента «Альпари»:

— Удорожание бензина и дизельного топлива может стать фактором роста спроса на газомоторное топливо, плюс играют роль и экологические соображения, однако массового отказа от бензиновых двигателей и перехода на газ, скорее всего, не будет по двум причинам. Во-первых, газомоторное топливо тоже растет в цене, а во-вторых, переоборудование автомобиля для использования такого топлива тоже стоит недешево (по разным оценкам, переоборудовать легковой автомобиль с бензиновым двигателем на газ в Москве может стоить от 80–100 тысяч рублей). Хотя это разовые затраты, не все смогут или захотят себе это позволить, не исключено, что те, для кого цены на топливо реально кусаются, просто продадут свои машины и пересядут на общественный транспорт, который в Москве, Казани и многих крупных городах становится все более качественным, надежным и удобным. Иногда проще купить билет на комфортный автобус с газовым двигателем, чем самому нести постоянно растущие расходы на топливо для своего автомобиля.

Фото: Регина Шафиева

Елена Иванова, Лилия Равилова, Сергей Кудрявцев, Регина Шафиева

Власти повысили цены на газ для украинцев. Что теперь будет с платежками и с рейтингом Порошенко

Кабинет министров повысил цены на газ для населения. С 1 ноября топливо будут продавать как гражданам, так и котельным по 8550 гривен за тысячу кубометров. Это на 23,5% больше, чем сейчас.

Решение в Кабмине одобрили единогласно и на всякий случай предупредили — а ведь могли поднять и на 60%. «Я понимаю, что сегодня нас могут критиковать. Но нас покритиковали и пошли домой отдыхать. А мы ответственны за страну. Поэтому мы приняли это непопулярное решение», — сказал премьер-министр Владимир Гройсман.

«Страна» выяснила, как ударит по карманам украинцев новая газовая цена, из которой формируются и тарифы на отопление и горячую воду.

1. Как изменятся платежки?

Сейчас газ, который идет на потребности населения (в том числе на отопление и горячую воду) НАК «Нафтогаз» отпускает теплокоммунэнерго по фиксированной цене в 6,9 тысяч гривен/тысяч куб.м. Этот тариф прописан в постановлении Кабмина №187. Документ был принят весной 2017 года сроком на год. Но с весны 2018 года его несколько раз продлевали (в последний раз — до октября 2018 года).

Исходя из этой цены на газ сформированы действующие тарифы, которые в каждом населенном пункте разные. К примеру, в столице с августа этого года для «Киевтеплоэнерго» установлен тариф на отопление 30,2 грн/кв.м (в домах без приборов учета) или 1 337 грн/гкал в многоэтажках со счетчиками, а на горячую воду — 74,5 грн/куб.м — 80,60 грн/куб.м в зависимости от наличия полотенцесушителя.

По этому тарифу за отопление среднестатистической двушки нужно было бы платить более 1,5 тысяч гривен в месяц. Но после повышения цены на газ придется выложить около 1,9 тысяч гривен (правда, многие квартиры в отопительный сезон платят еще больше — 2500-3000 гривен, что соответственно приведет к подорожанию на 500-600 гривен в месяц). Горячая вода, если она, конечно, когда-нибудь появится в кранах киевлян, подорожает с нынешних 74,5 гривен/куб до 89,5 грн. Всего за тепло, газ и горячую воду придется переплачивать около 1 тысячи гривень в месяц, подсчитали эксперты.

Но сначала новые тарифы еще нужно будет утвердить в НКРЭ, куда теплокоммунэнерго должны подать свои расчеты (помимо цены на газ в тариф включены расходы предприятий, зарплаты персоналу и прочее).

Эксперт Валентин Землянский допускает, что к началу отопительного сезона утрясти все формальности с тарифами тепловики попросту не успеют.

«Это значит, что они должны будут поставлять населению тепло и горячую воду по действующим расценкам, где заложена стоимость газа в 6,9 тыс. грн. А НАК «Нафтогаз» станет им продавать газ уже по новой цене — 8,5 тыс. грн. После утверждения тарифов НКРЭ платежки пересчитают, и людям придется доплачивать. К новому году украинцы получат «подарок» — дополнительные пару тысяч гривен, которые нужно будет погасить», — говорит Землянский.

2. Что будет с субсидиями?

Это отдельный вопрос. С одной стороны, потребность в них наверняка вырастет. По оценкам экономиста Виктора Скаршевского, дополнительно понадобится не менее 10-15 млрд гривен, а всего в следующем году на компенсации населению по коммуналке нужно будет не меньше 80-85 млрд гривен.

Плюс — в бюджет следующего года могут перейти и нынешние долги по субсидиям. Есть мнение, что заложенных в главной смете страны на этот год 71 млрд гривен явно не хватит. Итого сумма может вырасти до 90-100 млрд гривен, что явно много для бюджета-2019, в котором на субсидии заложено даже меньше, чем в этом году — 55 млрд.

А это значит, что власти начнут масштабное сокращение числа получателей субсидий. О том, по каким направлениям это будет происходить «Страна» уже подробно писала.

3. Почему повысили цену и когда следующее повышение?

Главная причина, по которой власти решились поднять цену — это огромный груз долгов, который давит на Украину и с которым очень тяжело рассчитаться без помощи МВФ. Только по евробондам в следующем году нужно будет выплатить более 2 млрд долларов. И если не получить транш, то не исключен дефолт и новый виток девальвации гривны.

Кроме того, к МВФ привязывается и другие кредитные линии международных организаций и стран Запада (в частности 1 млрд евро макрофинансовой помощи от ЕС).

В общем, во власти решили, что все эти риски явно перевешивают по своим негативным последствиям эффект от повышении цены на газ и отопление. А потому решили поднять цену.

Правда, чтоб не загнать себя окончательно в рейтинговый капкан они выторговали у МВФ поэтапное повышение цены. То есть сейчас, перед выборами, на 23,5 процентов, а в следующем году, в два этапа — до 100-процентного уровня так называемого импортного паритета (стоимости газа, как если б его импортировали из ЕС). Сейчас этот паритет равняется примерно 13-15 тысяч гривен за тысячу кубометров и имеет тенденцию к увеличению вместе с ростом цены на нефть.

То есть в следующем году цены могут вырасти еще чуть ли не вдвое. Согласно утечкам в СМИ, план по повышению примерно такой — с 1 мая 2019 года до уровня 80% импортного паритета, а с 1 января 2020 года цена на газ должна сравняться с импортной.

4. А есть ли реальная необходимость повышать цену на газ?

На самом деле эксперты подвергают большому сомнению необходимость повышение цены на газ для населения и коммунальной сферы, который поступает, в основном (на 80 процентов), от собственной добычи. А потому его цена, по идее, не может зависеть от импортного паритета.

Однако, по настоянию МВФ, правительство приняло формулу определения стоимости газа для населения не исходя из реальной себестоимости его добычи в Украине, а исходя из средней цены на немецком хабе (дороже украинского газа более чем в пять раз). К стоимости добавляются затраты на несуществующую транспортировку в Германию через всю Украину, а потом — из Германии до границы Украины. Цена определяется в валюте и конвертируется в гривны.

То есть, это цена сугубо виртуальная, но при этом создающая сверхприбыль за счет граждан «Нафтогазу», который украинский газ добывает и затем продает населению и предприятиям теплокоммунэнерго. Как сказали «Стране» источники в правительстве, таким образом международные финансовые организации создают сверхрентбельный внутренний рынок газа, на который, в последствии, должны зайти транснациональные корпорации и «снять сливки».

Экономист Виктор Скаршевский считает, что повышение цены на газ можно было избежать.

«Потребности населения как раз перекрывают объемы внутренней добычи — 15 млрд кубометров в год дает только «Укргаздобыча». Со 100% рентабельностью, оплатой ренты, транспортировкой стоимость такого газа не превышает 3,5 тысяч гривен за тысячу кубометров, а это почти вдвое ниже, чем действующий тариф (а теперь уже почти втрое — Прим.Ред.). То есть, впору говорить не о повышении цены на газ для населения, а об его уменьшении», — говорит эксперт.

Любопытно, что в экспертных кругах обсуждалась идея повысить цены на газ исходя из той доли, которую реально занимает импорт в общем объеме потребления населения и теплокоммунэнерго. Это порядка 20%: из почти 18 миллиардов кубометров — только 3,7 млрд куб. И, в таком случае, подорожание было бы не более 5%. Но такая формула не была поддержана ни на одних переговорах Минфина и Кабмина с Фондом.

5. К каким политическим последствиям приведет повышение цены на газ?

Платежки с новыми ценами на газ, отопление и горячую воду придут украинцам уже в начале декабря (за ноябрь). И до первого тура выборов они их успеют получить еще четыре раза (а потом еще один раз перед вторым туром за март). Естественно, любви к украинской власти в лице президента Петра Порошенко (который нацелился идти на второй срок) это, мягко говоря, не добавит.

Очевидно, что Банковая сейчас попытается переложить ответственность за повышение цены на Гройсмана и правительство.

Это же подтвердили «Стране» и в президентской политсиле — крайним хотят сделать премьера, а если потребуется, то и вовсе сдать его.

«При чем Порошенко к тарифам. Это Гройсман не смог договориться с МВФ, значит, он во всем виноват. А если не справился, всегда можно обвинить и уволить», — говорит «Стране» один из депутатов от БПП.

По информации «Страны», предлогом для увольнения Гройсмана может стать дело, которое ведет САП. «В САП ведется следствие по тарифообразованию, есть выводы позапрошлогодней комиссии Рады по несправедливому тарифообразованию. Это может всплыть в любой момент», — уверил нас собеседник.

Правда, схема «президент тут не причем» в данном случае может и не сработать.

Во-первых, за повышение проголосовали все члены Кабмина, включая людей Порошенко. Во-вторых, Гройсман пришел во власти в команде Порошенко, а потому в народном сознании прочно с ними ассоциируется.

А потому вряд ли удастся сделать «крайним» премьера. Тем более, что сам президент неоднократно выступал за продолжение сотрудничества с МВФ. То есть — и за повышение цены на газ.

«У нас народ четко знает: премьер всегда делает то, что говорит президент. Порошенко поставил крест на своем потенциальном президентсве. Но он сознательно на это пошел. Значит — нет даже теоретических шансов протащить его во второй тур», — считает политолог Дмитрий Корнейчук.

Кроме того, активно тему роста стоимости газа и коммунальных услуг будет поднимать и оппозиция.

Сопредседатель Оппозиционного блока Юрий Бойко уже назвал повышение цен на газ геноцидом.

«Они закладывают повышение стоимости газа с ноября на 23%, как договорено с МВФ. Это террор и геноцид. Нет никаких оснований поднимать цену газа собственной добычи. Напротив, тарифы должны быть уменьшены минимум вдвое», — сказал Бойко.

Раскритиковала решение о повышении цены и Юлия Тимошенко, пообещав, в случае своей победы на выборах, снизить цену в два раза.

Ситуация для властей усугубляется еще и тем, что компенсировать негативный пиар-эффект от роста цен на газ за счет увеличения соцвыплат вряд ли получится. По настоянию того же МВФ бюджет подготовлен очень жесткий, с минимальным ростом социальных стандартов. Причем Фонд планирует выдать первый транш кредита не раньше, чем бюджет будет принят в окончательном чтении (то есть, чтоб по ходу туда не внесли правки).

В таких условиях Порошенко, судя по всему, будет и дальше усиленно педалировать тем, далекие от социально-экономических вопросов — «армия, мова, вера», накаляя обстановку в стране.

Правда, на фоне новых платежек за коммуналку даже Томос не слишком прозвучит.

Но, в конечном итоге, все зависит от того насколько оппозиция сможет изменить навязываемую сейчас Порошенко повестку дня предвыборной кампании вокруг темы религии, языка и войны.

«Президент выбрал стратегию политизации избирательной кампании, поиска врагов Украины и друзей Путина. Он заточен на средневековую повестку, хотя, если разобраться его тезисы противоречат друг другу. Например, в той же армии служат разноязычные и разной веры люди. Но четко очевидно, что Порошенко не собирается говорить о проблемах страны, и будет избегать экономической и тарифной тематики. Хотя именно эта проблематика в первую очередь волнует людей — война, бедность, нищета, коррупция, массовый выезд за границу», — говорит Небоженко.

«Порошенко работает в рамках своей триады — «Армия, мова, вера». А в социально-экономической повестке его позиции намного слабее. Поэтому главная задача оппозиции сейчас — перевести дискурс с языка и веры на тарифы и хлеб. Холодильник всегда будет побеждать телевизор», — считает политолог Андрей Золотарев.

Цены под давлением

За тот же период розничные цены на бензин выросли почти на девять процентов, то есть ГМТ дорожает в четыре раза быстрее. И если цена бензина на АЗС с июня прекратила расти на фоне экстренных мер, принятых правительством и нефтекомпаниями, то ежемесячный рост цен на пропан-бутан на шесть-семь процентов сохраняется.

В условиях роста цен на нефть и аналогичного движения в ценах на газ мировой спрос на ГМТ растет (традиционно ГМТ почти на 20 процентов дешевле нефтяного топлива). С ростом спроса, а также ослаблением курса рубля российским производителям становится выгодно поставлять продукцию на экспорт, и зачастую — в ущерб внутреннему рынку, говорит главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Рост цен на ГМТ, на его взгляд, вызван пониженными экспортными пошлинами на СУГ (текущий уровень цен попадает в диапазон 490-640 долларов за тонну, при котором экспортная пошлина составляет 50 процентов от разницы текущей рыночной цены и уровня 490 долларов).

Представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обсуждают введение пошлин на уровне нафты, которые достигают 72 долларов за тонну, для сдерживания цен, говорит Покатович. «Для стабилизации цен на рынке ГМТ, вероятно, правительству придется реализовать аналогичные рынку бензина дополнительные демпфирующие (сглаживающие колебания цен. — Прим. ред.) механизмы», — считает аналитик.

Для более эффективного влияния на скачки цен надо корректировать систему установления и применения экспортных пошлин. ФАС уже выступила с инициативой в адрес правительства о корректировке экспортных пошлин, говорил в начале октября начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Дмитрий Махонин. Он также называл «интересным» механизмом отрицательный акциз.

Из-за резкого роста оптовых цен на сжиженный газ (на 63 процента с начала года) владельцы заправок вынуждены повышать стоимость в рознице, из-за чего падают продажи, но удается удержать маржу на приемлемом уровне, говорит аналитик Vygon Consulting Анна Львова. Розничные цены на СУГ, в отличие от бензина, не регулируются государством: АЗС вольны устанавливать любой ценник на пропан-бутан. «Будут ли расти цены на газ, зависит от владельцев заправок: готовы ли они поступиться снижением объемов реализации при увеличении стоимости топлива ради сохранения маржи», — констатирует эксперт.

Тем временем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже начались торги поставочными фьючерсами (контрактами) на технический пропан-бутан. Теперь компании смогут закупиться им на три месяца вперед, заранее зная цену. Биржа считает, что такие финансовые инструменты помогут снизить колебания цен, но Анна Львова замечает, что ситуацию с розничными ценами на СУГ это вряд ли изменит. Антон Покатович добавляет, что поставочные фьючерсы помогут нефтетрейдерам планировать поставки пропана-бутана, но достаточной мерой для стабилизации ценовой конъюнктуры рынка не станут.

Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Александра Воздвиженская