Электробусы в СПб

В Петербурге приобретают «автобусные» и «троллейбусные» электробусы одновременно

Санкт-Петербург готовится стать первым российским городом, в котором на маршрутах будут работать электробусы сразу двух типов – с медленной «ночной» зарядкой (ONC) и с динамической подзарядкой (IMC). Отбор поставщиков экологичной техники уже начался.

Электробусы для «Горэлектротранса»

115 машин с динамической подзарядкой уже нашли свою нишу в городе на Неве. Они, и только они могут справиться с обслуживанием семи маршрутов, часть трасс которых проходит под троллейбусной контактной сетью. Остальные линейные сегменты машины преодолевают на автономном ходу. Но потенциал инфраструктуры позволяет расширять маршрутное пространство СПб ГУП «Горэлектротранс» ещё дальше, обходясь без строительства новых линий.

3 октября перевозчиком объявлен аукцион на поставку 10 низкопольных электробусов с динамической подзарядкой (троллейбусов с увеличенным автономным ходом). Начальная стоимость контракта – 204,9 млн руб. Заявки принимаются до 19 октября, а к 24 октября нужно определить победителя. До 20 декабря этого года все 10 машин должны прибыть в троллейбусный парк № 1 по адресу Ленинский просп., д. 140/2, чтобы пройти техническую приёмку и экспертизу заказчиком.

Искомые машины должны быть с уровнем пола не выше 36 см от уровня дороги, длиной не более 13 м, шириной – не более 2,55 м. Салоны будут вмещать не менее 22 посадочных мест.

На автономном ходу электробусы обязаны преодолевать не менее 15 км, в том числе не менее 7,5 км – при каждом рейсе по маршруту. Повседневная работа машин рассчитывается на трассы с ездой без контактной сети не менее 40% от времени движения.

Тип аккумуляторных батарей, обеспечивающих автономный ход, для «Горэлектротранса» не принципиален. Ими могут быть литий-титанатные, никель-марганец-кобальтовые или литий-железо-фосфатные. Главное – чтобы они выдерживали расчётные нагрузки и прослужили не менее восьми лет на гарантийном обслуживании. А на участках автономного хода требуется поддерживать эксплуатационную скорость не менее 20 км/час с учётом движения на перегонах и стоянки на остановках.

В электробусах будут установлены видеокамеры — как в салоне, так и в кабине, а также снаружи машин: на крыше и для обзора заднего вида. Для информирования пассажиров предусмотрены световые табло – для переднего, бокового и заднего маршрутных указателей, а также «бегущая строка» в салоне. По четыре модуля зарядных устройств USB и Wi-Fi-роутер призваны сделать поездки пассажиров комфортнее.

Стоимость за единицу продукции у электробусов для Санкт-Петербурга — самая высокая из аналогичных закупок этого года. В расчёт начальной цены не включалась предоставляемая российским производителям электротранспорта федеральная субсидия в 7,5 млн руб за каждую машину с автономным ходом.

Аналогичным образом прошла и предыдущая закупка в середине 2017 года. Тогда дилер «Тролза-Маркет» получил право поставить 105 электробусов с динамической зарядкой. При этом, поскольку сроки поставки были достаточно сжатыми, в «Тролза-Маркете» привлекли к сотрудничеству не только родной завод «Тролза», но белорусский завод «Белкоммунмаш», который стал соисполнителем заказа, построив 25 электробусов БКМ-32100D. Уже после прохождения конкурентной процедуры на 30 машин «Тролзе» удалось получить субсидию, и за счёт экономии средств объём партии увеличился со 105 до 115 электробусов.

Закупочную партию образца осени-2018 размером в 10 машин каждый из заводов-участников прошлой поставки в состоянии изготовить самостоятельно. А вот отсутствие ограничений в начальной стоимости контракта в виде «предустановленной» федеральной субсидии позволит участвовать в конкурсе не только российским производителям. В прошлый раз интерес к тендеру был проявлен сразу двумя дилерами, традиционно сотрудничающими с заводом МАЗ.

Будущей партии из десяти машин санкт-петербургским транспортникам должно хватить для освоения электробусами ещё одного маршрута.

…и для «Пассажиравтотранса»

Если специалисты из «Горэлектротранса» запуск электробусных маршрутов уже поставили на поток, меньше чем за год освоив семь маршрутов, то их автобусные коллеги готовятся к запуску первой полноценной линии. До этого проходила лишь обкатка единичных образцов.

Закупка оборудования для обустройства пяти зарядных постов в автобусном парке № 2 была объявлена в конце сентября. А 2 октября стало более понятным, как именно будут использовать «ночную» зарядку для электробусов. В этот день был объявлен аукцион на закупку 10 первых электробусов с начальной стоимостью контракта 225,6 млн руб. Победителю, которого должны определить к 24 октября, нужно поставить все машины в автобусный парк № 2 до 29 декабря этого года.

Двухосный трёхдверный электробус со 100% низким уровнем пола (не более 34 см) должен проходить на одной полной зарядке тяговых литий-ионных аккумуляторных батарей не менее 240 км, обеспечивая работу кондиционеров и систем отопления салона и кабины водителя. Использование подогревателей, сжигающих топливо, исключается. Не предусматривается и пантографная зарядка. Гарантия на блок аккумуляторных батарей должна составлять не менее пяти лет, а подзарядка должна идти от промышленной сети переменного тока 380 В.

Длина электробуса не должна превышать 12,5 м, а ширина – 2,55 м. Для входа и выхода пассажиров на инвалидных колясках требуется предусмотреть аппарель и не менее одного специально оборудованного места в салоне. Для остальных пассажиров должно быть не менее 27 мест для сидения, а общая вместимость – от 75 пассажиров. Как минимум четыре пассажирских места запланированы легко доступными для пассажиров с ограниченной мобильностью. К услугам пассажиров в салоне будут оборудованы USB-зарядки.

Маршрут для электробусов уже определён – автобусный № 128 от Наличной улицы до Аптекарской набережной, сообщает СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Он проходит по Васильевскому острову и Петроградской стороне. Выбор в пользу него был сделан явно не по географическому принципу. Ближайшая точка трассы удалена от автобусного парка № 2 более чем на восемь километров. Значительная часть маршрута проходит под троллейбусными проводами, однако контактная сеть отсутствует на трёх участках, что не очень удобно для повседневной эксплуатации электробусами с динамической зарядкой.

Учитывая, что на «медленную» зарядку для суточного запаса энергии требуется около пяти часов, скорее всего, электробусы будут подпитываться посменно двумя группами – по пять машин ночью и в межпиковый дневной перерыв.

Партия из 10 электробусов с «ночной» зарядкой пока стала самой крупной в России для машин этой группы. Пять электробусов закуплено в Липецке. Контракт между Департаментом транспорта Липецка и ООО «Волгабас» подписан 17 сентября. Машины ожидают в городе к 20 декабря.

Тем временем Альметьевск и Новокузнецк закупают электробусы с динамической подзарядкой. А в Москве первые машины из приобретаемой партии в 200 электробусов с «ультрабыстрой» зарядкой с боем осваивают первый маршрут № 73. И тем не менее «контрольный пакет» в обслуживании этого маршрута по истечении первого месяца работы новых машин остаётся за троллейбусами.

См. также

  • КамАЗ-62825
  • ЛиАЗ-6274

Это заготовка статьи об автобусе или автобусной системе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

В прошлом году по двум районам Петербурга начали курсировать электробусы — они могут ездить по маршрутам троллейбусов и автобусов одновременно за счет того, что их «рога» отсоединяются от проводов. Пока электробусы ходят по четырем маршрутам, но вскоре «Горэлектротранс» обещает запустить и пятый — в центре города.
«Бумага» поговорила с кондуктором нового транспорта и узнала, почему работать в нем удобнее, чем в обычном троллейбусе, и что об электробусах думают пассажиры.

В декабре 2017 года в Петербурге запустили электробусы с динамической подзарядкой. Зарядившись от проводов, часть пути они проезжают, отстегнув рога от контактной сети. Сейчас новый транспорт ходит по четырем регулярным маршрутам в Приморском и Красносельском районах: № 2, 23, 12, 41.

В мае новые машины запускали и на Невском проспекте: в период ремонтных работ они ездили по маршрутам 1, 22 и 5 для объезда перекрытых участков, но полноценно маршруты в центре еще не запустили. В «Горэлектротрансе» «Бумаге» рассказали, что в ближайшее время откроется новый маршрут в центре, однако назвать точное направление отказались.

Всего Смольный выделил 115 новых машин. В мае 2017 года контракт на поставку 105 троллейбусов за 2 млрд рублей выиграла компания «Тролза маркет», остальные машины докупили благодаря субсидиям. В «Горэлектротрансе» пока не смогли уточнить, сколько из них эксплуатируется, а сколько находится в резерве, упомянув, что задействована большая часть.

В начале января СМИ сообщали о нескольких поломках электробуса, но на предприятии пояснили, что не ведут статистику по сбоям в работе транспорта. При этом, по словам руководителя пресс-службы ГУП Дарьи Тимофеевой, водители и обслуживающая бригада, как правило, сообщали о случаях поломок, даже если могли устранить причину самостоятельно.

Марина

Кондуктор электробуса

— Новые троллейбусы в Приморском районе запустили в феврале, и я поработала на них 20–30 смен. Не бывает так, что кондукторы работают на каком-то определенном троллейбусе: куда назначат, туда и попадешь, поэтому есть возможность сравнить. И я очень радуюсь, когда попадаю на работу в этот троллейбус. Во-первых, он комфортабельный, в нем тепло даже зимой, не дует. А весной благодаря затемненным окнам не попадет солнце; есть кондиционер, вентиляция.

Они не шумные, ход у них мягкий, поэтому не дергаются, как старые троллейбусы. И салон красивый. Кондуктору в них легче работать: когда в салоне много пассажиров и мне задают вопросы о том, куда едет транспорт, я могу указать на схему движения на окне. Кроме того, в салоне есть телевизор, который показывает, куда направляется транспорт.

Помню, у нас как-то раз на троллейбусе осталось 97 % автономного питания, и мы на нем полностью проехали круг, а потом отправились в парк без подзарядки — всё вместе это достаточно большое расстояние. А если на дороге случается какая-то авария, то электробус может просто опустить рога и объехать ее.

Новые троллейбусы запустили по другим маршрутам — в районы, где построили новые ЖК. К ним вообще не ходит транспорт как таковой, и троллейбусы туда ездить не могли: там нет контактной сети. А электробусы доезжают до тех мест за счет того, что ездят без рогов. Жители довольны, ведь раньше до этих новостроек ходили только маршрутки, в которых надо было платить за проезд. И социально не защищенное население не всегда могло ими пользоваться. Или, например, когда на проспекте Авиаконструкторов начали чинить трамвайные пути, там остановили движение и запустили туда наши электробусы.

Троллейбус, на котором я работаю, впервые с февраля сломался только на прошлой неделе: перегрелся аккумулятор. Мы высадили людей, но тут же приехал другой электробус, и пассажиры спокойно пересели. А мы поехали в парк, и через 15–30 минут нам уже дали другую машину.

Знаю, что водители поначалу боялись работать в новом электробусе, потому что опасались, что он будет постоянно ломаться. Но сейчас многие даже жалеют, что не могут стать водителями электробусов.

Сейчас, насколько я знаю, в парке около 70 троллейбусов. Несколько штук забирал себе другой парк, чтобы электробусы запустили на Невском проспекте. Но пока электробусов всё равно не хватает, ведь строек в районе много.

Что об электробусах говорят пассажиры

Сегодня опробовал новый транспорт #СПб — #электробус на маршруте #23 , класная штука, и более удобен и беззвучен чем троллейбусы и автобусы) #горэлектротранс #транспорт #electrobus

В Петербурге в зимних условиях тестируют троллейбус с увеличенным автономным ходом

Троллейбус своим ходом доехал от станции метро «Петроградская» до нового стадиона на Крестовском острове. Главное преимущество инновационных машин — в возможности проезжать большие расстояния без использования контактной сети. За счет литий-ионных аккумуляторных батарей, которыми оборудован троллейбус, он способен преодолевать на автономном ходу более десяти километров. Батареи установлены таким образом, чтобы не стеснить пассажиров, и не занимают дополнительного места в салоне.

Фоторепортаж с презентации троллейбуса: на сайте || в соцсетях

Протестировать инновационный транспорт сегодня смогли члены Правительства Санкт-Петербурга, а также представители СМИ. Троллейбус был задействован в ходе оценки транспортной доступности спортивно-развлекательного комплекса «Стадион Санкт-Петербург Арена» на Крестовском острове, где прошёл первый в истории площадки музыкальный фестиваль на 35 тысяч зрителей.

Возможности автономного хода оценил вице-губернатор Игорь Албин, который был в числе пассажиров троллейбуса, проследовавшего по маршруту шаттла S3: «По поручению губернатора Георгия Полтавченко мы начинаем в этом году в Петроградском районе эксперимент «Чистое небо», чтобы максимально уйти от всевозможных линий – оптоволокна, связи, силового кабеля и других. Поэтому для центральной части города троллейбус с пролонгированным автономным ходом очень важен: мы раскрываем наш Петербург — современный исторический город со всеми его красотами», — сообщил вице-губернатор.

Инновационные возможности городского электротранспорта открывают новые перспективы развития городской маршрутной сети. В петербургском Горэлектротрансе на данный момент разработано 10 маршрутов, где рационально использовать возможности автономного хода. Так, существующие троллейбусные линии могут быть продлены в Приморском, Красносельском, Фрунзенском районах: в тех кварталах, где отмечается большой пассажиропоток и есть необходимость в повышении транспортной доступности. Причём применение троллейбусов с увеличенным автономным ходом позволяет исключить полностью затраты на строительство новых троллейбусных линий для обеспечения транспортного сообщения с новыми жилыми кварталами.

Для иллюстрации — троллейбус № 47 курсирует от Купчино до кольца на Малой Балканской. Используя возможности автономного хода и без вложений в строительство новой контактной сети, его трассу можно продлить параллельно Бухарестской улице через жилые кварталы к строящейся станции метро «Проспект Славы». Или другой пример — пустить троллейбус за проспект Героев к улице Адмирала Черокова для улучшения транспортной доступности в новых жилых кварталах на западе «Балтийской жемчужины». Сейчас предложения Горэлектротранса рассматриваются в Комитете по транспорту.

Модель троллейбуса с увеличенным автономным ходом, прибывшая на опытную эксплуатацию, представляет собой уже «второе поколение» автономных троллейбусов – с учётом решения технических задач, возникших в ходе испытаний в различных условиях. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом марки «Тролза» сейчас эксплуатируют в Туле, Нальчике, а также в Аргентине.

Цель испытаний — подтвердить заявленные технические характеристики троллейбуса в условиях Петербурга. В ходе опытной эксплуатации режим движения на автономном ходу чередуется с движением под контактными проводами с одновременным зарядом батареи.

Также специалисты проверяют время зарядки батарей и работы троллейбуса в автономном режиме с учётом различных факторов, в том числе, и климатических.

Напомним, что Петербург уже не первый год занимается темой развития инновационного городского электрического транспорта. Так, опытная эксплуатация троллейбусов с увеличенным автономным ходом началась в апреле 2014 года с испытаний машины модели 5298-01 производства ОАО «Транс-Альфа» (Вологда). В том же году проходил испытания троллейбус «Тролза», а осенью 2016 года — троллейбус белорусского производителя «Белкоммунмаш».