Машина на дне байкала

Кладбище машин на дне Байкала: от легковушек до самолета

На Байкале проходит операция «Хрустальная глубина». Спасатели подняли со дна озера более ста транспортных средств — от снегоходов до самолета. Но больше всего — легковых машин, с каждой из которых связана своя, трагическая история. За работой водолазов наблюдала корреспондент «МИР 24» Анна Парпура.

Снаряжают и наставляют свои же перед погружением. Задача у водолаза непростая: найти затонувший автомобиль и закрепить на нем тросы. Сегодня повезло с погодой. На озере штиль. А значит, волны не помешают.

На все про все у водолаза полчаса. Если не успел – обязательно всплыть и потом погрузиться заново. Глубина бывает разной. Сегодня работают на пяти метрах.

«Задача одних – найти, другие зацепляют, чтобы машина, которая, может, 10 лет пролежала, не развалилась по дороге. Сейчас условия для работы идеальные. А бывает, это все происходит подо льдом», – рассказывает водолаз, спасатель 1-го класса БПСО Николай Рыбаченко.

Сначала машина всплывает как поплавок, при помощи понтона. Затем ее вытаскивают на берег на тросе, прикрепленном к грузовику. Одна из легковушек затонула четыре года назад. Вместе с ней на дно Байкала ушли пассажир и водитель. Оба погибли.

«Существует мнение, что байкальский лед очень толстый. Безусловно, это так, толщина доходит до 80 сантиметров и местами до метра, но существует трещины, которые образуются в одном и том же месте. Все об этом знают, главным образом местные жители. Кроме того, Байкал дышит, уровень озера гуляет и подвижки льда постоянные. И трещины могут образоваться в совершенно неожиданных местах», – рассказывает спасатель 3-го класса БПСО Андрей Либе.

Спасти Байкал Из-за коварного льда в марте 2015-го погиб младший сын экс-президента Украины Виктора Януковича. Он отдыхал с друзьями на Байкале, выехал на машине на озеро и попал в полынью. Как потом установили эксперты, выбраться из тонущего автомобиля не успел. Слишком долго провозился с ремнем безопасности, которым был пристегнут.

Машины, снегоходы, даже вертолеты и самолеты приходилось поднимать на поверхность. Сейчас на дне озера лежат свыше 70-ти транспортных средств. Оставить их под водой самого чистого озера в мире нельзя.

«Автомобиль с топливом и маслом, если он останется лежать, все это будет вытекать в воду», – отметил заместитель начальника БПСО Михаил Сукманов.

Каждую машину эвакуируют на штрафстоянку. А там уже владельцы или их наследники будут решать, что с нею, затонувшей, делать.

Спасатели и волонтеры достали со дна Байкала сотни объектов

Специальные понтоны без труда поднимают с пятиметровой глубины автомобиль. Считанные минуты и остов, утонувшей три года назад «Тойоты», показывается на поверхности Байкала. Дальше его тросами, что заранее закрепили водолазы, вытягивают на берег для дальнейшей транспортировки и утилизации.

Видно, что машина сильно повреждена. В марте 2013 двое мужчин отправились на ней рыбачить, говорят сотрудники МЧС. До берега не доехали 300 метров. Ушли под лед. Спастись не удалось никому. Тела достали сразу. А вот машину извлекли только сейчас. И это далеко не единичный случай. За пять лет в Байкале затонуло более 200 транспортных средств. Автомобили, мотоциклы, лодки и даже трактора. Их поиском и извлечением из воды сейчас и занимаются сотрудники байкальского поисково-спасательного отряда в рамках экологической экспедиции.

«Это идет в защиту экологии озера. Потому что вы ясно понимаете: автомобиль с топливом, с маслом. То есть в любом случае, если он будет долго лежать, все это прогниёт, проржавеет и будет вытекать в озеро», — рассказал заместитель начальника Байкальского поисково-спасательного отряда Михаил Сукманов.

На вооружении – только лучшие специалисты. Профессиональные водолазы. Это там, где нельзя отработать техникой. Она задействована тоже самая современная. Затонувшие машины на дне Байкала ищут, в том числе и с помощью телеуправляемого подводного аппарата «Фалькон».

«Аппарат очень удобный. Очень сильно нам помогает. Потому как самый лучший вариант — это когда водолазов просто не используют. Это наиболее безопасно», — отметил спасатель III класса Байкальского поисково-спасательного отряда Андрей Либе.

Каких-то конкретных планов, когда может закончиться эта экологическая экспедиция, в байкальском отряде не строят. Все, во-первых, зависит от погоды. Во-вторых, не все случаи ухода транспортных средств под лед регистрируются официально. Да и люди как ездили зимой и весной по неутвержденным МЧС маршрутам, так и будут. Надеясь, что лед все-таки выдержит.

«Лед Байкала не статичен. Он двигается. Байкал дышит. Уровень Байкала гуляет. Происходят землетрясения. Подвижки льда постоянные. Поэтому образуются в совершенно неожиданных местах, могут образовываться трещины. Они могут быть небольшие, так и огромные — до нескольких метров», — пояснил Андрей Либе.

И надеяться на авось не стоит, учитывая, что на кону может оказаться твоя собственная жизнь. Примеров достаточно.

Александр Панюшкин, Дмитрий Поляков, «ТВ Центр».