Температура замерзания мочевины для дизельных двигателей

Замерзает ли мочевина для дизеля

Для соответствия требованиям экологических норм Евро 5, автопроизводители стали оснащать автомобили системами нейтрализации отработанных газов (ОГ) — SCR(selective catalytic reduction), использующие в своём основе жидкости AdBlue (более известна как «мочевина»). Инженеры марки Mercedes-Benz систему назвали Bluetec

Принцип работы

В общем случае система SCR (мочевина) состоит из следующих компонентов:

  • бачок залива жидкости AdBlue с системой нагревательных элементов
  • форсунка впрыска жидкости AdBlue и смеситель этой жидкости в потоке ОГ
  • восстановительные катализаторы (ВК)
  • датчики NOx для контроля окислов азота в ОГ

Форсунка для реагента (жидкости AdBlue) управляется электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя и определенным количеством распыляет реагент (мочевину) в выхлопной трубе. Впрыскиваемый реагент вместе потоком ОГ проходит через смеситель и равномерно перемешивается с потоком ОГ. Этот смешанный поток ОГ и реагента, проходя путь от смесителя до ВК проходит реакцию гидролиза — реагент разлагается на аммиак (NH3) и двуокись углерода (CO2). Поступив В ВК аммиак (NH3) вступает в реакцию с окислами азота (NOx), в результате которой образуется азот (N2) и вода (H2O). Эффективность системы SCR контролируется датчиком NOx

В случае, если датчиком NOx будет зарегистрировано превышение допустимого уровня выброса окислов азота, ЭБУ выполнит некоторые управляющие действия (для разных автомобилей могут отличаться):

  • выдаст на приборной панели индикацию неисправности двигателя («check engine»)
  • запишет код ошибки в память
  • ограничит мощность двигателя, отключив турбину и установив отсечку по оборотам коленвала

Как и где заправиться AdBlue?

Рано или поздно перед автовладельцем встает вопрос – как и где заправить свой автомобиль реагентом AdBlue?

В Европе вопросам защиты экологии уделяется большое внимание, поэтому большинство грузовых автомобилей с дизельными двигателями оснащаются системами SCR, основным компонентом которых является жидкость AdBlue, оснащены. Для достижения соответствия высоким требованиям современных экологических стандартов Евро-5 и Евро-6 некоторые автопроизводители также стали устанавливать системы, использующие AdBlue, и на легковые автомобили. Например, некоторые модели внедорожников, минивэнов и микроавтобусов Mercedes оснащаются системами BlueTec.

Расход мочевины AdBlue у грузовиков составляет в среднем около 5 процентов от расхода топлива и обеспечивает работу системы SCR на несколько тысяч километров пробега. В легковых автомобилях, оснащенных системами BlueTec, реагента в баке хватает, чтобы проехать около 20000 км. Поэтому рано или поздно перед автовладельцем встает вопрос – как и где заправить свой автомобиль реагентом AdBlue?

В Европе и некоторых странах СНГ пополнить запас AdBlue можно как в специализированных магазинах, так и на обычных автозаправочных станциях.

Раздаточное оборудование AdBlue на заправках маркируется специальным образом. Кроме того, заправочные пистолеты для AdBlue отличаются от топливных пистолетов по размерам и конструкции. Заливное отверстие для раствора мочевины имеет диаметр меньший, по сравнению с топливным, а крышка горловины бака окрашена в яркий синий цвет. Такие меры позволяют минимизировать риск заливки по ошибке в топливный бак реагента, а в бак для мочевины – топлива.

В России заправиться AdBlue можно только на предприятиях с большим автопарком – из бочек и IBC-контейнеров (еврокубов) с помощью специального раздаточного оборудования, или самостоятельно, купив в мочевину в канистре объемом 20 л.

Для заправки бака системы SCR из канистры производятся специальные устройства, которые применяются как на станциях технического обслуживания, так и сами водители во время поездок. В комплект входят насосы с питанием от бортовой автосети, шланг для забора мочевины из канистры и шланг с пистолетом для бака.

Во избежание попадания загрязнений жидкости запрещается использовать для розлива и заправки AdBlue обычные насосы, шланги, воронки, которые ранее контактировали с топливом, маслами, антифризами и другими жидкостями. Раствор мочевины, в котором имеется даже малое количество примесей, не только снижает эффективность системы избирательной нейтрализации SCR, но и способен в течение короткого времени полностью вывести ее из строя.

Важно знать, что использование поддельной жидкости AdBlue или раствора мочевины, изготовленных в кустарных условиях с нарушением технологий, неизбежно приведет к нарушению хода химических реакций нейтрализации и выходу из строя системы SCR.