Самая маленькая машина в России

Вопреки стереотипам: самые маленькие автомобили российского рынка

21.02.2019 8693 2 0 Автомобильный рынок – это отражение потребительских запросов: сегодня в нем властвуют седаны и кроссоверы, потому что всем нужны машины «побольше и побрутальнее». Однако есть и определенная покупательская аудитория, вкусы которой кардинально отличаются: за имеющиеся деньги они ищут прежде всего компактную машину. Какие варианты им предлагает сегодняшний рынок?

На компакты наш рынок заметно обеднел, причем «со всех сторон»: и некогда самый дешевый новый автомобиль в лице Daewoo Matiz давно покинул конвейер, и более дорогие модели вроде Peugeot 107 в паре с Citroen C1 у нас тоже не представлены, хотя в Европе давно продается новое поколение. Тем не менее, кое-какой выбор для тех, кому нужна машина не длиннее 4 метров, все же остался – и более того, скоро этот размерный класс даже ждет пополнение. Правда, по-настоящему бюджетных вариантов здесь больше нет. Если, конечно, вам не нужен… внедорожник.

Lada 4×4

  • Длина: 3 640 / 3 740 мм
  • Цена: от 519 000 рублей

В отсутствие Матиза и «китайцев» вроде Lifan Smily и Chery Kimo именно бывшая Нива стала самым дешевым автомобилем с габаритной длиной до 4 метров. Во многом благодаря этому она остается весьма популярной, ежемесячно расходясь тиражом в 2,5-3 тысячи штук. Трехдверка имеет чуть больше 3,7 метров в длину, а пластиковые бамперы версии Urban экономят еще добрые 10 сантиметров, уменьшая габаритную длину до 3 640 мм. Правда, за спинкой дивана второго ряда в трехдверке остается всего 265 литров свободного пространства – те, кому нужны задние двери и багажник на 420 литров, выберут пятидверную версию, которая на 24 сантиметра выходит за рамки нашего лимита.

Lada 4×4 ‘2009–н.в.

Ключевые технические характеристики известны почти каждому: безальтернативный бензиновый мотор 21214 на 83 л.с. и такая же безальтернативная пятиступенчатая механика, раздатка с понижающим рядом и постоянный полный привод через межосевой дифференциал с возможностью блокировки.

Lada 4×4 ‘2009–н.в.

Отдельно отметить можно разве что заводскую версию Бронто, которая входит в число автомобилей с самым большим клиренсом. Здесь 240 мм дорожного просвета, усиленные мост и подвеска и самоблоки на обеих осях, что заметно повышает проходимость. Правда, стоит такая версия 723 000 рублей.

Салон Lada 4×4 ‘2009–н.в.

А вот обычная Lada 4×4 доступна по цене от 519 000 рублей – правда, из опций комфорта здесь будут только гидроусилитель руля и электростеклоподъемники. Чтобы получить электрозеркала с подогревом и подогрев передних сидений, нужно заплатить чуть больше – 538 тысяч, а если нужен еще и кондиционер – то 567. В версии Urban доступен только «полный люкс» за 582 тысячи рублей.

Kia Picanto

  • Длина: 3 595 мм
  • Цена: от 639 000 рублей

Picanto – настоящий долгожитель и бессменный страж компактного сегмента в России: вот уже третье поколение исправно присутствует в модельной линейке корейского производителя. Что ж, Kia может себе это позволить – пока кассу делают Rio, Sportage и Optima, Picanto фактически единолично правит в непремиальном А-классе. Правда, рыночные корректировки все же вывели из гаммы трехдверную версию, и в нынешнем поколении осталась только пятидверка. Она подросла в длину до 3,6 метра, что чуть улучшило положение задних пассажиров и позволило увеличить багажник до 255 литров – что мало, но вполне привычно по меркам сегмента.

1 / 2 Kia Picanto EcoDynamics (JA) ‘2017–н.в. 2 / 2 Kia Picanto EcoDynamics (JA) ‘2017–н.в.

А вот что для сегмента уже не слишком типично, так это возможность выбора двигателя. Picanto предлагается с двумя атмосферными моторами семейства Kappa II: на 1 и 1,2 литра. Первый имеет 3 цилиндра, выдает 67 л.с. и сочетается с пятиступенчатой механикой, а для второго, четырехцилиндрового и 84-сильного, предлагается исключительно автомат на 4 ступени.

Kia Picanto EcoDynamics (JA) ‘2017–н.в.

С финансовой точки зрения эти моторы отделяют базовые комплектации от более богатых: литровый агрегат доступен лишь в начальных исполнениях Classic и Comfort. Базовая комплектация за 640 тысяч – во многом маркетинговая: в ней есть фронтальные подушки безопасности, датчик света, система контроля давления в шинах и подогрев форсунок омывателя, но нет кондиционера, электростеклоподъемников, аудиосистемы и даже регулировки водительского сиденья по высоте. Все это появляется только в исполнении Comfort за 725 тысяч.

Салон Kia Picanto (JA) ‘2017–н.в.

За автомат придется заплатить минимум 740 тысяч, но в этой комплектации Comfort кондиционер и электростеклоподъемники все же есть. Для тех же, кто готов платить, доступны и такие «взрослые» опции как подогрев руля, боковые подушки и шторки безопасности, бесключевой доступ, цветной экран приборной панели и мультимедийка с навигацией. Правда, стоит это уже 900 тысяч в версии Prestige, а навигация появляется только в комплектации GT Line за 945 тысяч. Есть, кстати, и «кросс-версия» с накладками из черного пластика – такая обойдется в 890 тысяч рублей.

Smart fortwo / forfour

  • Длина: 2 695 / 3 495 мм
  • Цена: от 910 000 рублей

Нынешнее, третье поколение сверхкомпактного автомобиля было разработано Daimler совместно с Renault – Twingo, продающийся в Европе, делит с ним ключевые технические решения и собирается на одном конвейере в Словении с четырехместным smart forfour. Однако концепция smart осталась ровно той же, что и была: в двухместной версии это крошечный заднемоторный хэтчбек длиной в 2,7 метра, а в четырехместной он предлагает задние двери и задний диван, имея меньшие продольные габариты, чем Fiat 500, до которого мы еще дойдем – 3,5 метра. При этом в багажном отделении в любом случае остается минимум 185 литров пространства, а максимально доступный заявленный объем для forfour составляет 975 литров.

1 / 5 Smart fortwo (453) ‘2014–н.в. 2 / 5 Smart fortwo (453) ‘2014–н.в. 3 / 5 Smart fortwo (453) ‘2014–н.в. 4 / 5 Smart fortwo (453) ‘2014–н.в. 5 / 5 Салон Smart fortwo (453) ‘2014–н.в.

Компоновка у smart тоже сохранилась заднемоторная, и под полом багажника расположен трехцилиндровый мотор M281 в двух вариантах объема и мощности. Базовые smart оснащаются литровым атмосферным двигателем на 71 л.с., а за доплату можно получить турбированную 0,9-литровую версию, которая выдает 90 «лошадок». Разумеется, есть варианты не только с механикой, но и с автоматизированной коробкой передач – причем в отличие от «роботов» на предыдущих поколениях, новый шестиступенчатый агрегат под названием Twinamic, разработанный компанией Getrag, имеет два сцепления и наголову превосходит предшественников по быстродействию.

1 / 3 2 / 3 Smart forfour (453) ‘2014–н.в. 3 / 3 Smart forfour (453) ‘2014–н.в.

Цены на двух- и четырехместные smart начинаются с одной и той же отметки – 910 тысяч рублей. Но, разумеется, подходить с такой суммой к покупке этой машины – путь к разочарованию: на наполнение игрушки опциями придется потратить еще немало денег.

Салон Smart forfour (453) ‘2014–н.в.

За доплату доступны и мультимедийная система с 7-дюймовым тачскрином, и панорамная крыша, и широкие возможности по индивидуализации, включая стайлинг от Brabus. Есть и возможность выбрать кабриолет – правда, за версию без крыши придется отдать уже от 1,4 миллиона рублей.

Fiat 500

  • Длина: 3 546 мм
  • Цена: от 990 000 рублей

То, что Fiat 500 дебютировал еще в 2007 году, не мешает ему по сей день продаваться в Европе и даже оставаться на нашем рынке, пусть и в гомеопатических дозах. Трехдверный хэтчбек имеет в длину чуть больше 3,5 метров, но все равно предлагает два ряда сидений, хоть второй и остается детским во всех смыслах. За ним остается 185 литров багажного пространства, а если сложить спинку заднего дивана, можно получить 550 литров – как в багажнике солидного седана.

1 / 3 Fiat 500 (312) ‘2015–н.в. 2 / 3 Fiat 500 (312) ‘2015–н.в. 3 / 3 Fiat 500 (312) ‘2015–н.в.

Для «пятисотого» в России доступен только один мотор: 1,4-литровый атмосферник семейства FIRE, который выдает ровно 100 л.с. А вот возможность выбора трансмиссии есть: помимо 6-ступенчатой механики предлагается пятиступенчатая роботизированная коробка передач – с одним сцеплением, как на вазовских моделях. Наш прошлогодний тест-драйв показал, что на его идеальную расторопность рассчитывать традиционно не стоит, но в спортивном режиме он позволяет изрядно раскручивать мотор, что несколько исправляет ситуацию.

Салон Fiat 500 (312) ‘2015–н.в.

Цены на имиджевый хэтч формально начинаются с 990 тысяч рублей – но у дилеров обычно доступны варианты за 1,2-1,3 миллиона рублей. Единственная комплектация Lounge включает в себя кондиционер, стеклянную крышу и мультимедийку с 5-дюймовым цветным экраном, а за доплату можно получить двухзонный климат-контроль, парктроники, 7-дюймовый тачскрин мультимедийки и кожаную обивку сидений. Правда, даже намеков на адаптацию штучно продающейся модели под рынок, разумеется, нет – это означает, к примеру, отсутствие подогрева сидений.

Suzuki Jimny

  • Длина: 3 695 мм
  • Цена: от 1 175 000 рублей

Suzuki Jimny – еще один представитель внедорожников, укладывающихся в компактный класс. Здесь все даже серьезнее, чем у Lada 4×4: рамная конструкция, два моста на пружинах, жестко подключаемый полный привод и понижайка. А вот в длину Jimny еще меньше: всего 3,7 метра, что означает необходимость выбирать между присутствием задних пассажиров и наличием багажника, который при разложенных задних сиденьях составляет формальные 113 литров. С учетом двух не самых длинных дверей и клиренса в 190 сантиметров посадка на задний ряд – сомнительное удовольствие, и рассматривать этот маленький рамник как семейный автомобиль для троих-четверых можно вряд ли. А вот если постоянных посетителей салона будет не больше двух, то Jimny вполне справится и с бытовыми, и с рекреационными задачами.

1 / 2 Suzuki Jimny (JB) ‘2013–18 2 / 2 Suzuki Jimny (JB) ‘2013–18

В подкапотном пространстве выбирать придется только коробку передач: в качестве альтернативы пятиступенчатой механике предлагается четырехступенчатая гидромеханическая АКП. А вот мотор здесь один: 1,3-литровый атмосферник M13A на 85 л.с. Плюсом можно считать то, что автомат нисколько не ограничивает внедорожных возможностей машины, и многие даже рекомендуют выбирать для загородной эксплуатации именно «двухпедальную» версию. Главное – не увлекаться и учитывать внедорожные заезды при планировании графика обслуживания коробки передач.

Салон Suzuki Jimny (JB) ‘2013–18

Цены на Jimny стартуют с 1 175 000 рублей: за эти деньги в машине будут фронтальные подушки, кондиционер, подогрев передних сидений, ГУР и стеклоподъемники. И это фактически полная комплектация: можно выбрать между механикой и автоматом, а в следующем исполнении за 1 280 000 появляются лишь рейлинги и кожаная отделка сидений и руля. Но есть и пара приятных нюансов: во-первых, в этом году мы ждем выхода на наш рынок нового поколения Jimny (это то самое пополнение, о котором мы говорили в начале), а во-вторых, на этом фоне производитель предлагает скидки.

DS 3

  • Длина: 3 948 мм
  • Цена: от 1 255 000 рублей

Иногда жизнь подкидывает сюрпризы, и родившись в простой семье, ты вдруг получаешь дворянский титул. Так вышло с DS 3, который появился на свет как Citroen C3 в красивой трехдверной оболочке, а в 2016 году стал одним из избранных, перешедших в стан новорожденного премиального бренда DS. Тем не менее, никаких кардинальных изменений такое «перерождение» не принесло: сзади здесь по-прежнему классическая для французов полузависимая торсионная балка, а материалы отделки салона, как и его архитектура, ближе к Citroen, чем к Mercedes. Однако свой шарм у трехдверки, несомненно, есть, да и доли практичности она не лишена. При длине он практически впритык укладывается в заданные нами 4 метра, и потому задний ряд здесь – куда менее номинальный, чем у других компактов, а багажник имеет как минимум 285 литров объема, расширяемые до 980 складыванием спинки заднего дивана.

1 / 3 DS 3 ‘2016–н.в. 2 / 3 DS 3 ‘2016–н.в. 3 / 3 DS 3 ‘2016–н.в.

В бытность свою Ситроеном автомобиль предлагался у нас с 1,6-литровой атмосферной «четверкой», но со сменой имени получил новый и безальтернативный мотор. Агрегат с индексом EB2DT имеет 3 цилиндра и наддув, благодаря которому выдает 110 л.с. Коробка передач тоже одна: это шестиступенчатый автомат EAT6, производимый компанией Aisin.

Салон DS 3 ‘2016–н.в.

Стартовая цена на DS 3 в исполнении Be Chic составляет 1 255 000 рублей – за эти деньги в трехдверке будет кондиционер, подогрев передних сидений, аудиосистема с Bluetooth, круиз-контроль и еще немного приятных мелочей. Исполнение So Chic за 1 325 000 предполагает наличие климат-контроля, обогрева зеркал и датчиков дождя и света, а топовая версия Sport Chic за 1 405 000 щеголяет диодной головной оптикой, мультимедийкой с цветным экраном и иной отделкой салона.

Mini

  • Длина: 3 821 / 3 982 мм
  • Цена: от 1 460 000 рублей

Mini – самое дорогое из того, что можно купить в габаритах до 4 метров, причем как и в случае со smart, в эти габариты укладывается и трехдверная, и пятидверная версии. Трехдверка Mini Cooper, подросшая в третьем поколении, имеет 3 821 мм в длину, а пятидверный хэтч – 3 982, притом что и колесная база здесь различается: 2 495 против 2 567 мм. Тем не менее, задний ряд отформован строго под двоих, а второй ряд дверей при его наличии открывает узкий проем.

1 / 4 Mini Hatch (F56) ‘2018–н.в. 2 / 4 Mini Hatch (F56) ‘2018–н.в. 3 / 4 Mini Hatch (F56) ‘2018–н.в. 4 / 4 Mini Cooper S Cabrio (F57) ‘2018–н.в.

Объем багажника тоже подрос со сменой поколений в 2013 году: трехдверка располагает 211 литрами, а пятидверка – 287, а при складывании спинки заднего дивана можно получить 731 и 941 литр соответственно. Кстати, помимо хэтчбеков здесь есть возможность купить и кабриолет.

1 / 2 Mini Cooper D 5-door (F56) ‘2014–н.в. 2 / 2 Mini Cooper S 5-door (F56) ‘2014–н.в.

Под капотом у Mini больше нет моторов семейства Prince – их место заняли моторы BMW модульного семейства B38 и B48 на 3 и 4 цилиндра соответственно. У нас базовый мотор – это 1,5-литровый B38A15M0 на 137 сил, а в версии Cooper S под капотом располагается двухлитровый 194-сильный двигатель. Он же «раздут» до 231 л.с. в исполнении JCW, где пару ему составляет 8-ступенчатый «робот» Steptronic с двумя сцеплениями против 7-ступенчатого у менее мощных вариаций.

Салон MINI Cooper S (F56) ‘2018–н.в.

Цены на Mini стартуют с отметки в 1 460 000 рублей за трехдверку Mini Cooper. За 1 820 000 можно получить Cooper S, а пятидверная версия стоит от 1 505 000 рублей. Трехдверный JCW стоит чуть дороже 2 миллионов, а кабриолет ожидаемо еще дороже: минимум 2 220 000 рублей.

Вне зачета

Ravon R2

  • Длина: 3 640 мм
  • Цена: пересматривается (ранее – от 489 000 рублей)

Ravon стал почти полноценной заменой ушедшему Matiz – более единственным ограничением можно считать более высокую цену. Но она вполне оправдана: в отличие от Matiz, продававшегося в последние годы жизни за 400 тысяч без подушек безопасности и АКП, R2 более современен и безопасен. Подушки безопасности входят в базовую комплектацию, как и четырехступенчатый автомат AW 80-40LE производства Aisin. Мотор, как и коробка передач, безальтернативный: 1,25-литровый атмосферный B12D2 на 85 л.с.

1 / 2 Ravon R2 ‘2016–н.в. 2 / 2 Ravon R2 ‘2016–н.в.

Имея немногим больше 3,5 метров длины, Ravon предлагает четыре двери и пятиместный салон – хотя справедливости ради стоит признать, что комфортно сзади будет лишь двоим. Багажник – вполне типичный с учетом габаритов: щель на 170 литров между спинкой заднего дивана и пятой дверью. Однако эту спинку можно сложить, получив при необходимости больше багажного объема вместо задних посадочных мест.

Салон Ravon R2 ‘2016–н.в.

Однако у R2 как у представителя класса есть одна серьезная проблема: его присутствие в нашем списке – формальное. Дальнейшее присутствие не только модели, но и самого бренда Ravon на российском рынке пока под вопросом – соответственно, машины не отгружаются, заказы не принимаются, и даже цены пока заморозили: на официальном сайте указано, что они «пересматриваются». Последняя актуальная стартовая стоимость хэтчбека в 2018 году составляла 489 000 рублей.

Модельный ряд MINI

Суэцкий кризис 50-х показал всю реальность угрозы перебоев поставки нефти, что повлекло за собой нормированную продажу бензина в Великобритании. Тогда инженеров многих стран стал мучать вопрос о возможностях разработки по-настоящему экономичного автомобиля. Так рабочая группа конструкторов, инженеров и чертёжников под руководством Алека Иссигонис, конструктора и дизайнера в одном лице, запустила в 1956 году проект по созданию миниатюрного автомобиля с чётко заданными параметрами внешних габаритов 3 на 1.2 на 1.2 м. При этом важным условием была возможность расположения в нём четырёх пассажиров с багажом. Проект разрабатывался по инициативе Леонарда Лорда в его собственной корпорации British Motor Corporation.

Решением поставленных перед конструкторами задач стала идея поперечной компоновки рядной «четвёрки» с водяным охлаждением и размещения под ней КПП, интегрированной с масляным картером. В результате столь грамотного хода салон машины занял не менее 80 процентов от площади проекции.

Первая модель, названная The Orange Box за цвет кузова, была выполнена к 1957 году, а запущена в производство к 1959. Так на постройку абсолютно нового авто от идеи до серийного выпуска прошло чуть более двух лет.

Первые автомобили MINI, которые собирались на заводах в Коули и Лонгбридже, имели ряд недостатков, выявленных при первом опыте эксплуатации. Главный недочёт состоял в практически полном отсутствии гидроизоляции, из-за чего коврики салона моментально намокали при сильном ливне, а это было большой проблемой при напольном расположении стартера. Впрочем, этот изъян был в скором времени устранён, поэтому никакого влияния на объём продаж автомобилей не оказал.

В конце 60-х на пике популярности оказалась короткобазная версия автомобилия Austin Mini Metro или Mini Shortie (по прозвищу «коротыш»). Укороченная колёсная база модели с двухместным салоном была даже меньше, чем у современного «Смарта». Инженеры создавали «коротышку» для рекламных и развлекательных целей и установили ей под капот 1.2-литровый движок, разгонявший её до 140 км в час. В основном, «кроха» выпускалась в открытом кузове со съёмным верхом. У кабриолетов Austin Mini Metro не было дверей: в кузов «малыша» приходилось запрыгивать прямиком через борт.

Надёжность и управляемость компактного ситикара настолько поразили конструктора команды Купер Формулы-1 Джона Купера, что тот снабдил его более мощным мотором, дисковыми тормозами и контрастной двухцветной окраской, которая и по сей день является визитной карточкой MINI. Модификация Mini Cooper больше подходила для престижных лондонских кварталов, чем для скромного обывателя, как это было изначально задумано Алеком Иссигонисом. Однако руководство корпорации в итоге пошло на уступки известному инженеру и победителю Кубка конструкторов Формулы-1, и в производство была запущена серия Mini Cooper.

Новая модель MINI Cooper S 1963 года с ещё более мощным двигателем сделалась настоящей легендой автоспорта. В 1964 году она одержала победу на трассе в Монте-Карло, бросив вызов крупным и искушённым конкурентам. В 1965 году состоялся её очередной триумф на арене автоспорта, благодаря команде Тимо Мякинена и Пола Истера. Спустя ещё пару лет MINI Cooper S, управляемый Рауно Аалтонена и Генри Лиддона, снова оказался в числе лидеров на ралли Монте-Карло.

В конце 60-х из-под конвейера британской компании вышла ещё одна новинка – MINI Clubman с удлинённым кузовом типа хэтчбек и 1.1-литровым двигателем. Отвлечение большого количества финансовых ресурсов на реструктуризацию только что обретённых подразделений в лице компании Jaguar привело к тому, что модель не была тщательно доработана.

Среди новейших разработок компании – ретро-автомобили MINI Countryman.

Модельный ряд MINI

Модельный ряд Мини, представленный в официальных салонах российских дилерских центров, довольно разнообразен. Большая часть моделей британской марки относятся к малому классу автомобилей. Среди них особенным спросом пользуются MINI Cooper Paceman, MINI One Clubman. Помимо ситикаров, в модельный ряд MINI входят также компактные купе, кабриолеты и родстеры, также коммерческие автомобили. Динамические характеристики MINI обозначены в описании каждой конкретной модели.

Стоимость MINI

Несмотря на малые габариты, стоимость MINI зачастую достигает сумму в один, а то и полтора миллиона рублей. Одна из наиболее недорогих моделей – спортивное купе MINI Cooper Coupe за восемьсот тысяч рублей в базовом исполнении.