Как откалибровать толщиномер без калибровочных пластин

Вы решили купить подержанную машину.

Роман Харитонов автолюбитель

Есть риск нарваться на крашеную под видом некрашеной или битую под видом небитой. Чтобы вас не обманули, при покупке надо проверять толщину слоя краски. Для этого нужен толщиномер.

Это статья о том, как им пользоваться.

Зачем вообще проверять толщину краски

По толщине лакокрасочного покрытия (ЛКП) определяют, подвергался ли кузов машины повторной покраске или ремонту после аварии. А значит, можно определить, были ли аварии вообще.

Автомобиль красят в двух случаях:

  1. В косметических целях — из-за царапины или мелкой аварии.
  2. После серьезного ДТП.

Подкрашенным может оказаться не только подержанный, но и новый автомобиль. Если вы не эксперт, определить на глаз, покрашена ли машина, сложно: при аккуратном ремонте покрытие не отличить. Поэтому и нужно измерять его толщиномером.

Покупать машину после косметической покраски, например с перекрашенным крылом, все равно можно, даже если толщиномер покажет отклонения от нормы. Но отклонения — это повод для торга.

Если же машина была в сильной аварии, в которой пострадала конструкция кузова, то это не машина, а хлам на колесах. Находиться в такой машине опасно для жизни: никогда не знаешь, какие именно повреждения остались в кузове, что может оторваться или заклинить, а в случае ДТП вообще огромный риск. Покупать такую машину можно только на запчасти.

Важно понять причину покраски и исключить сильное ДТП. Попросите продиктовать VIN машины — идентификационный номер — и проверьте историю машины на сайте ГИБДД. Если машина из Москвы, дополнительно проверьте ее сервисом «Автокод». Так вы узнаете, был ли автомобиль в ДТП и в каких обстоятельствах. Это бесплатно.

Если продавец отказывается назвать вин, не покупайте машину. Скорее всего, вас пытаются жестоко обмануть.

Что такое толщиномер

Толщиномер — это прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия. Выглядит как небольшая коробочка.

Моделей толщиномеров на рынке много — как смартфонов

Одни толщиномеры работают при температуре ниже нуля, другие нет. Одни модели измеряют алюминиевые детали, другие работают только на стальных поверхностях.

Я рекомендую использовать профессиональные толщиномеры — это, например, модели Etari ET111, Etari ET11р, Autotest 112. Купить такой можно за 5000—7000 рублей.

Но если вы меняете машину раз в три года или реже и часто пользоваться толщиномером не планируете, то и покупать его бессмысленно. Можно просто арендовать. Это стоит от 300 до 500 рублей в сутки.

На «Авито» сдают в аренду сотни толщиномеров

Что покажет толщиномер

Пользоваться толщиномером просто: берете откалиброванный прибор и прикладываете его к кузову машины под прямым углом. Он немедленно покажет толщину покрытия в микрометрах. Один микрометр — это одна тысячная миллиметра.

Приложил толщиномер к кузову своей машины. Толщина покрытия — 117 мкм. Все хорошо, мою машину не красили (я и так это знал, но вам для примера)

Чем большее значение показывает толщиномер, тем больше слой краски и выше вероятность, что эту машину ремонтировали после ДТП. Обычно заводской слой краски на стальных деталях авто не больше 200 мкм.

Показания выше 200 мкм говорят о повторной покраске.

Показания до 300 мкм бывают, если на машине закрасили косметический дефект, например царапину от ключа. На безопасность пассажиров это никак не влияет, но все равно можно торговаться.

Показания ближе к 1000 мкм говорят, что под краской есть еще шпаклевка. Кузовной элемент с такими показаниями точно получал сильную деформацию в ДТП и шпаклевался во время ремонта. Если работу сделали некачественно, краска на шпаклевке со временем может потрескаться и отвалиться.

Больше 1000 мкм — это признак серьезного кузовного ремонта, а значит, участия в серьезном ДТП. Машину со слоем покрытия более 1000 мкм лучше не покупать.

2000 мкм — это максимальное значение, которое может показать толщиномер. Если слой толще, прибор не покажет цифр. Это значит, что в этой точке много шпаклевки.

Заранее проверьте, какой должна быть заводская толщина ЛКП на модели машины, которую вы собираетесь купить. Эту информацию обычно легко можно нагуглить по запросу вроде «толщина лкп мазда 3». Допустим небольшой разброс показаний, но не более 60 мкм.

В сети есть сравнительные таблицы нормальной толщины покрытия для разных автомобилей

Как откалибровать толщиномер

Чтобы показывать точные результаты, толщиномер должен быть откалиброван. Калибровка сбивается от перепадов температур или если сядет батарейка.

Для калибровки толщиномера используют металлические пластины, которые продаются с ним в комплекте. Если вы арендуете прибор, попросите владельца откалибровать его при вас и на всякий случай выдать вам в аренду калибровочные пластины.

Калибровочные пластины выглядят вот так:

У моего толщиномера две калибровочные пластины, потому что он работает как со стальными, так и с алюминиевыми деталями. Калибровать прибор нужно отдельно для стали и алюминия. Если толщиномер работает только по одному металлу, пластина будет одна.

В комплект обычно входит специальная калибровочная пленка, по которой и происходит настройка.

Процесс калибровки прост — ставим толщиномер на пластину и обнуляем показания:

Прикладываем калибровочную пленку к пластине и ставим сверху прибор:

Толщиномер должен показать цифры, нанесенные на пленке. Если этого не происходит, повторяем процедуру.

Что надо проверять у машины

Надо проверить минимум пять точек на одном кузовном элементе. Один кузовной элемент — это, например, крыша машины, или капот, или каждое крыло, или дверь. Каждый элемент проверяем пятью прикладываниями толщиномера: по краям и в центре. Обязательно проверяйте стойки кузова — это части кузова от нижней линии остекления к крыше.

Толщиномер надо прикладывать перпендикулярно. Если приложить его под другим углом, показания будут завышены.

Бывает, что ремонтируют или красят не весь элемент кузова, а только часть. Местом перехода обычно служит выштамповка или та область, где кузов имеет рельеф. Если проверяете толщиномером кузовной элемент с рельефом, проверяйте элементы и выше, и ниже рельефа. Иначе вы можете попасть прибором в часть крыла, которая в ДТП не пострадала, а ниже у этого же крыла может быть жирный слой шпаклевки.

Проверять толщиномером только наружные элементы кузова мало. Чтобы исключить ремонт после серьезного ДТП, обязательно нужно проверить кузов и внутри — измерить ЛКП каркаса.

Открываете дверь и получаете доступ к стойкам. Открываете капот и получаете доступ к полке крыла, чашкам. Показания толщиномера там не должны превышать 100 мкм.

У кузова на фото есть молдинг — рельеф. Такую дверь могли ремонтировать локально, например только ниже рельефа. Рельефная часть позволяет сделать визуально незаметным переход оттенка краски, который может отличаться от заводского. Проверять такую рельефную дверь надо и в верхней части, и в нижнейПоказания толщиномера на внутренних элементах кузова не должны превышать 100 мкм

Алюминиевые детали

Перед осмотром машины полезно узнать, есть ли у интересующей вас модели автомобиля алюминиевые детали. Например, у многих моделей Ауди, БМВ, Рендж-роверов из алюминия сделаны капот, передние крылья, двери. Для измерения покрытия на таких деталях нужен толщиномер, способный работать по алюминию, например Etari ET 555.

Никакой специальной настройки не нужно — переключение между черным и цветным металлом обычно происходит автоматически. На экране прибора указывается тип металла: алюминий или сталь. Заводские значения для алюминиевых деталей отличаются от значений для стальных в 1,5—2 раза в меньшую сторону.

Если на машине должна стоять алюминиевая деталь, но толщиномер распознает ее как стальную, значит, деталь заменена на неоригинальную. Это тоже признак ДТП в истории автомобиля.

Толщиномер настроен на измерение алюминиевых деталей

Пластиковые детали

На пластиковых деталях толщиномер не работает. У современных автомобилей из пластика бывают сделаны бамперы, дверные ручки, корпуса наружных зеркал, иногда и другие детали. Например, у Пежо 408 пластиковые передние крылья.

Лучше изучить особенности конкретной модели автомобиля до осмотра. Для этого достаточно посмотреть 5—10 роликов с осмотром нужной вам машины на Ютубе.

Толщиномер на грязном автомобиле может обмануть или сломаться

Использовать толщиномер на грязной машине неправильно. Во-первых, показания могут быть некорректными. Во-вторых, работа толщиномера по грязному кузову портит и прибор, и краску машины.

Помойте автомобиль перед проверкой. Осматривать надо чистый автомобиль. Это полезно не только для толщиномера, но и для того, чтобы найти дефекты. На чистом видно лучше.

Толщиномер не гарант

После аварии средней тяжести на автомобиль могут установить навесные подержанные детали от других автомобилей. Если при ремонте мастера найдут запчасти нужного цвета в оригинальном окрасе, на наружных элементах толщиномер покажет стандартные значения.

Поэтому показателей одного только толщиномера недостаточно. При осмотре нужно обращать внимание на зазоры между кузовными панелями, состояние болтов, год выпуска стекол и массу других параметров.

Если вы не хотите во всем этом разбираться, обратитесь к экспертам по подбору.

Шпаргалка

  1. Возьмите профессиональный откалиброванный толщиномер.
  2. Заранее изучите, какие показатели ЛКП должны быть у нужной вам модели автомобиля.
  3. Измеряйте каждый кузовной элемент как минимум в пяти разных точках. Внутренние детали кузова тоже надо проверить. Не забудьте измерить толщину краски и на крыше, и в дверных проемах, и на стойках кузова.
  4. Не покупайте машину, если толщина ЛКП на навесных элементах больше 1000 мкм, а на каркасе больше 300 мкм.

Ижевский Интернет-магазин толщиномеров «База на Гремихе»

Продавая толщиномеры на протяжении вот уже нескольких лет в моих руках побывали все представители приборов данного вида. Из опыта знаю, что большинство желающих купить толщиномер пугает вопрос связанный с калибровкой прибора. В чем же состоит процесс калибровки толщиномера и такая ли на самом деле это трудная задача.

Калибровка всех толщиномеров лакокрасочных покрытий включает в себя два этапа:

  1. Установка нулевого значения.
  2. Корректировка точности измеряемого параметра.

Рассмотрим подробнее. Установка нулевого значения, т.е. при отсутствии покрытия прибор должен показывать нулевое значение (обычно погрешность тут составляет величину в 10 мкм).

Корректировка точности измеряемого параметра, здесь калибровка толщиномера, основывается на использовании специальной калибровочной пластины с указанными на ней значениями толщины. Калибровка происходит так, осуществляется замер данной калибровочной пластины, еще ее называют пленкой, и прибор должен отобразить на дисплее указанную на пленке толщину. Из опыта, погрешность на этом этапе калибровки не превышает 5 мкм, очень редко встречается погрешность до 15 мкм.

В зависимости от приборов такую калибровку необходимо проводить отдельно на подложках F (ферромагнитных) и nF (неферромагнитных).

В результате общая погрешность не превышает 15мкм, при толщинах краски на отечественных авто 70-100 мкм, на импортных 100-140 мкм. Более подробно о толщинах краски на различных моделях можно прочитать .

По моему мнению, проведение калибровки нового толщиномера не нужна. Эта первая ошибка которую делают покупатели пытаясь в полной мере овладеть новым прибором. Заканчивается это обычно долгим изучением инструкции и вызова функции возращения к заводским настройкам. Сначала нужно просто проверить точность измерений все по тем же калибровочным пластинам.

Главное, что требуется от толщиномера — это определить разность в толщине краски на различных частях автомобиля. У нового автомобиля толщина краски примерно одинаковая (погрешность 15 мкм). И поэтому для людей покупающий автомобиль в первую очередь важен факт того, что на всем автомобиле (на всех частях его кузова) слой краски имеет одинаковую толщину! что бывает очень редко 🙂
А уже потом можно смотреть на абсолютное значение толщины краски…

Удачи в покупке автомобиля!!!

Chevrolet Rezzo Melange ›
Бортжурнал ›
Толщиномер HORSTEK TC015 или как перекупов разоблачать

Пару лет назад по очень смешной цене купил вот такой миниатюрный толщиномер. Присматривали машину до 200 тыс., как раз за эту сумму очень много продавцов пытаются продать откровенный хлам. Фото с тех осмотров не осталось. Первой на очереди была Toyota Avensis 1999 года — машина в идеале, «ездил дедушка». Требовала химчистки, двигатель и коробка живы, а вот кузов… Дедушка наверное часто угла давал… Родная краска оказалась только на правых дверях, левая же сторона от 700мкм до 2мм. Далее на осмотр попалась ВАЗ 2114 2011 года белая, на литых дисках в цвет кузова, фотографии возле частного дома! Созвонившись поехали смотреть. Встретили нас двое парней на заправке и отвели на стоянку. Там среди битых и брошенных стояла она… Издалека выглядела супер! Кроме Питерских номеров… Смотрим то в Ростове! Они и не скрывали, что пригнали для себя (на фото номера были прикрыты), а из-за финансовых трудностей продают. По их словам машина не красилась, а сколов на капоте не было… «Ну да кромку подкрасили, чтоб красиво было, но это ведь не считается крашенной». Болты капота были кручены, стаканы в рыжиках, крышка багажника тоже начинала менять цвет с белого на рыжий… Питерская сырость… Но не совсем… Подтеки краски на правой пассажирской двери не к добру… И тут я решил подтвердить свои мысли и поставить на место ребят, доказывавших, что машина просто огонь! Достал толщиномер и промерил капот — крашен весь, без шпакли, но все же. Дошел до двери с подтеками — тут уже не только красили, при чем изнутри уже вздуваться начала под натиском коррозии. И тут я заметил — стекло на этой двери не родное. Услышав об этом, продавцы искренне были в шоке и подбежав к стеклу начали о чем-то совещаться. Оставив их в замешательстве ( а ну-ка узнать такой косяк), собрались уезжать. И мы уехали, не смотря на предложения забрать машину на 10 тыс. дешевле.

Тренировался перед этими осмотрами на нашей Rezzo. Далее именно ее фото на сегодняшний день.
Данный прибор не блещет точностью, и измеряет в миллиметрах и миллидюймах (чтобы получить результат в микронах, нужно показание умножить на 25). В миллиметрах можно найти лишь шпаклеванные элементы, поэтому работать лучше в миллидюймах.

Первый замер — 0,1 мм

Первый замер — 5 мил (125 мкм)

Второй замер — 0,2 мм

Второй замер — 6 мил (150 мкм)
Эти показания соответствуют заводскому лакокрасочному покрытию. Удивляет толщина завода, на многих авто этот слой гораздо меньше!

Третий замер — 0,3 мм

Третий замер — 8 мил (200 мкм)
Это показания на 5 двери, которая пострадала в ДТП

Четвертый замер — 275 мкм Пятый замер — 1875 мкм
Это отдельная история, связанная с замятием порога об столб. Порог был восстановлен, в месте замера №4 и №5 зашпаклеван и покрашен с шагренью, близкой к заводской (нижняя часть двери и пороги у Rezzo окрашены с другой шагренью и отличаются от остального кузова).>Толщиномер бытовой ЛКП Horstek TC 015

Толщиномер ЛКП Horstek TC 015

Новая модель, пришедшая на смену самому доступному по цене толщиномеру Horstek TC 013. Horstek TC 015 измеряет теперь толщину покрытий как по железным, так и по алюминиевым основаниям. Прибор оснащен цифровым дисплеем. Толщиномер очень прост в использовании и не требует какой-либо калибровки или дополнительной настройки. Благодаря использованию Horstek TC 015 можно за считанные минуты проверить, шпатлевались ли детали автомобиля. Обращаем Ваше внимание, что данный прибор определяет лишь наличие шпатлевки на перекрашенных деталях (что составляет около 80% всех проблем с битыми автомобилями). Однако точность этого прибора не позволяет определить случаи, когда взамен битой детали была установлена и покрашена новая деталь без шпатлевки. Для того, чтобы можно было оценивать в том числе и эти случае рекомендуем Вам обратить внимание на более точные модели — толщиномер Horstek TC 215 V3 или толщиномер Horstek TC 315.

Технические характеристики:

Параметр

Значение

Измеряемые поверхности черные и цветные металлы (Fe+Al)
Частота калибровки не требуется
Проверяемые авто авто любых марок
Диапазон измерений 0-2 мм (0-80 mil)
Точность 2%±0.1 мм, 2% ± 4 mil
Дискретность 0,1 мм/1 mil
Рабочая температура 0…40 °С
Вес 23 г
Габариты 6.9 х 3.8 х 2 мм
Источник питания батарея 3V, CR2032 или аналог

Tazovod33 ›
Blog ›
Толщиномер ЛКП, ETARI ЕТ-111.

Всем привет, дорогие подписчики и читатели! Сегодня я хочу поделиться с вами своим отзывом и мнением, о неотъемлемом атрибуте любого автоподборщика. Измеритель толщины лакокрасочного покрытия, в простонародии, толщиномер.
Выбор был не простым, ведь на рынке их вагон и маленькая тележка, начиная от толщиномеров «брелков» и заканчивая дорогущими (под 130 000р., реально есть такие, сам в шоке!) Так, что выбор был, мягко скажем, не простым.
Вот из чего пришлось выбирать:
— Проверенные временем толщиномеры пистолетного типа, такие как ЕТ-11Р. Который был признан лучшим журналом Зарулем и 1-м каналом, в программе «среда обитания». Но мое мнение, что они морально устарели. Их главный недостаток, нужно прикладывать всей поверхностью, что бы произвести измерение. Поэтому сильно скругленные и труднодоступные места ими не возможно померить. Да и громоздкие они. Им пользуется Potter27.
— Толщиномер Horstek TC 715 (Германия). Вроде бы все с ним хорошо, и представитель в моем городе есть и цена норм. Но вдруг натыкаюсь на Толщиномер краски «Horstek» – просто фантастика или обман?, где происходит разоблачение, что ни какая это не Германия и такой фирмы в природе не существует и т.д., даже видео есть. Меня это смутило и я не стал рисковать.
Не буду далее расписывать муки выбора. Я остановился на ETARI ET-111. Им пользуется Avtosibirsk. Скажу сразу, что заказывал через драйвовчанина Мск495. У него огромный ассортимент автоэлектроники и очень вкусные цены, респект ему, так держать!
ET-111 позиционируется как усовершенствованная версия ЕТ-11Р. Забегая вперед скажу, что это так. Функций больше, пользоваться удобнее, а деньги те же.

Начну с комплектации:

ZoomКомплектация
1. Калибровочная пластина из черного металла
2. Калибровочная пластина из цветного металла
3. Эталонная пленка толщиной 102 мкм ZoomПластины.

4. Очень приятный на ощупь силиконовый, противоударный чехол
5. Мега удобная сумка чехол с возможностью крепления на ремень

ZoomЕсть отдел для калибровочных пластин ZoomКрепление на ремень

6. Батарейки 2 шт., (ААА)

ZoomБатарейки

7. Веревка на запястье
8. Инструкция

Как вы видите, уже очень не плохо, а самое главное компактно. Некоторые конкуренты идут в кейсе, который просто так нигде не поместится. А тут просто маленький чехольчик.

Далее «плюшки» которые есть в приборе.

1. Подсветка дисплея. Зима не за горами, как следствие, короткий световой день. На мой взгляд, очень нужная вещь, что бы в глаза не долбиться))) Конечно многие из вас скажут, что машину надо осматривать днем и в солнечную погоду. Конечно же я с вами соглашусь, но иногда первичный осмотр кузова, можно провести и в темноте, с фонариком.

ZoomПодсветка дисплея

2. Раз зашла тема про фонарик, то он встроен в толщиномер! Представляете как круто! Просто фантастика! Он не очень яркий, но локально подсветить место за глаза хватит.

ZoomФонарик

3. Ультрофиолетовая лампа для проверки денежных купюр на подлинность. Интересная но спорная функция. С одной стороны при покупке автомобиля не плохо проверить деньги на подлинность, но панацея ли это? Т.к. эта лампочка подсвечивает только нитки которые находятся на поверхности купюры. Короче на фотографии все видно.

ZoomВот так она светит. ZoomВот так она определяет, подделка или нет, по ниткам.

4. Автоматическое переключение измерения с цветного на черный металл и обратно. А что, очень удобно!

Калибровка
Хоть толщиномер позиционируется как самокалибрующийся, но калибровать его все равно надо, периодически. Да и вообще, самокалибрующихся не бывает.
Вот как правильно это делать:
1. Берем любую калибровочную пластину, прикладывает датчиком к эталонной пластине. На дисплее должен высветиться 0. Если высветилась какая нибудь цифра (н.р. 2 или -2), то нажимаем 0 на приборе. Т.е. мы откалибровали его на нулевое измерение.

ZoomВ идеале должно быть так.

2. Далее берем эталонную пленку. Её толщина нам известна, 102+-2 микрон. Кладем её на пластину и производим измерение.

ZoomПолучаем такое значение, что в принципе не плохо.

Требуется калибровка. Удерживаем нажатой более 2 сек. кнопку К и входим в режим «калибровка». Далее все просто. Стрелочками вверх, вниз приводим значение до нужного. Все калибровка произведена.

ZoomТеперь все ок!

Кстати, забыл сказать. Жало датчика выполнено из композитных материалов, что исключает возможность поцарапать краску автомобиля.

Вот такой приборчик я себе приобрел. Теперь к моему опыту добавилась и уверенность. Крашенный элемент я могу отличить и без него. Но многие продавцы, спрашивают «Как ты определил? Да ну нах! Она целая вся!» Теперь споров будет меньше и доказывать никому ничего не надо будет.
Всем мир! И да прибудут с вами, только проверенные автомобили!
Нравится и поделиться приветствуются!

AvtoREVIZORRO ›
Blog ›
Все, что вы хотели знать о ТОЛЩИНОМЕРЕ, но боялись спросить

На сегодняшнем уроке мы разберем работу толщиномера и узнаем, насколько интересно им везде тыкать.

Несмотря на легенды о чудодейственном свойстве этого приборчика, толщиномер не определяет смотанный пробег, не зажигает красную лампочку при приближении злобного перекупа и абсолютно никак не влияет на вашу тягу к алкоголю.

Он всего лишь измеряет толщину слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП). Обычно с завода автомобиль сходит окрашенным в один слой. Для простоты пока будем считать, что толщина этого слоя близка к 100 мкм (это 0.1 мм), и разумеется на всем кузове она одинакова.

ZoomЖемчужина коллекции: замер толщины ЛКП на BMW 8-series concept.

В проемах толщина заводского слоя в подавляющем большинстве случаев меньше: 50-70 мкм

ZoomТолщина ЛКП в проемах меньше, чем на внешних деталях, но не в 2 раза, а как правило на 30-50 мкм

При кузовном ремонте деталь рихтуют, «выводят» поврежденную поверхность нанесением специальных материалов (в простонародье шпаклевка), и повторно красят. Шпаклевка и повторный слой краски увеличивают общую толщину слоя (как правило, минимум вдвое), об этом и скажет толщиномер. Т.е., если деталь ремонтировали после ДТП – просто прикладываем толщиномер, а потом тыкаем им в нос (ну или еще куда) лукавому продавцу.

Однако, опыт каждодневных осмотров последних лет свидетельствует о том, что не только можно не расстраиваться, если вы забыли толщиномер дома, но и не париться, если у вас его вообще нет! Ибо значения выше нормы стали редкостью, хотя перекрасов и ремонтов после ДТП меньше не стало.

В простонародье этот феномен получил название «красить под толщиномер». Но обо всем по порядку.

Первое и самое главное – сколько должно быть?

Чтобы проще было запомнить — должно быть 100 микрон (плюс минус). Причем 100 мкм по всей машине куда не тыкни.

Для многих японцев характерны толщины около 80 мкм.

ZoomТрадиционно японцев красят слоем минимальной толщины, около 80 мкм. Ну и разумеется кроилово на краске приводит к закономерным последствиям.

Как ни странно, эти же значения характерны и для Гелека,

ZoomУдивительно, но G-класс тоже окрашивают не особо щедро. Толщина стандартных цветов 70-80 мкм. Отчасти этим обусловлены проблемы с рамкой лобового и петлями. На машинах, окрашенных в заказные цвета, толщина 110 мкм и этих проблем уже нет.

Хотя для большинства немецких авто, ровно, как и для большинства металликов стандартными значениями являются 110-130 мкм.

ZoomМеталлики обычно имеют толщину на 10-20 мкм больше, чем стандартные цвета.

Разумеется, есть локальные места, где еще на заводе слой может быть нанесен чуть больше (как правило на стойках лобового стекла значения выше на 10-30 мкм)

ZoomЕсть места на кузове, где толщина может быть выше, чем значения на всех остальных деталях. Главное, чтобы эти значения были одинаковы с обоих сторон кузова. ZoomА бывают места, где толщина лкп чуть меньше: например, для Порше 911 характерно уменьшение значений к низу дверей и передних крыльев со 110 до 80 мкм.

Но, повторюсь, это локальные места, и самый простой способ убедиться, что так и должно быть – проверить значения толщины с другой стороны.

Стандартная фраза продавца «в пределах допуска» — не более, чем лукавство. Все машины в пределах марки-модели окрашены одинаково. Поэтому, если три S класса имеют толщину на капоте 110 мкм, а четвертый вдруг 140 мкм – то нифига это не допуск.

Правда значения на разных толщиномерах могут быть разными, поэтому можно использовать универсальное правило: больше 160 мкм – подозрительно. Больше 180-200 мкм – плохо.

ZoomТакже довольно много мифов ходит на счет заводского матового окраса. Но, увы, он не дает ни эффекта стелс, ни каких-либо экзотических показаний толщины – краска, как краска. Толщина, как толщина… Zoom…а перекрас, как перекрас.

Есть редчайшие исключения, когда повышенные значения – это норма: двойной окрас, т.е. когда машина была отправлена на повторную окраску еще на заводе (характерен для VAG или Jaguar).

ZoomВот типичный пример ДВОЙНОГО ОКРАСА. Обратите внимание, что значения хоть и повышены, но все-равно более-менее одинаковы ZoomСамый простой способ отличить двойной окрас от полного перекраса — замерить тощину лкп в проемах: она так же должна быть в 2 раза выше.

Но бывают и случаи посложнее

ZoomЭто тоже заводской окрас. Но разброс значений ставит в ступор. Возможно это особенность сборки первых партий. ZoomГлавный признак заводского окраса в таком случае — отсутствие визуальных и тактильных признаков малярных работ.

Мелкосерийные автомобили могут иметь вообще какую угодно толщину ЛКП

ZoomЗамер толщины лкп на Ferrari 458. Это заводские значения. Цвет из стандартной палитры. ZoomЭто уже Ferrari FF. Окрас так же заводской, но цвет уже индивидуальный. Кстати, первым делом на Ферре проверяем крылья, т.к. заветные Жеребцы на них — это одна из самых дорогих опций. Ошеломляюще дорогих (учитывая, что это просто выштамповки на крылях). Все хотят машину с ними, но не все заказывают их на заводе. Одни мучения короче…

Ну и разумеется толщина лкп может быть любой на автомобилях, кузова которых собирают специфическим образом (всякий английский hand и assmade).

ZoomBentley Mulsanne. При работе с автомобилями ручной сборки нужно знать особенности этой самой сборки. Кстати, всем рекомендую посмотреть видео, как делают эти машины.

Как пользоваться толщиномером? Как-как, берешь, да тыкаешь! Главное, максимально перпендикулярно поверхности. Если толщиномер нужно калибровать – то место ему в политехническом музее. Если при измерении одной и той же точки толщиномер показывает разные значения – то это «игровухи», а не толщиномер.

Что измеряет и что не измеряет толщиномер? Не будем вдаваться в то, что все еще есть различные толщиномеры (есть те, что не видят алюминий, а еще есть те, кто слушает музыку в метро с кассетного плеера (наверное, есть)). Так что по умолчанию считаем, что применительно к автомобилям, толщиномер измеряет толщину краски любой НЕ пластиковой детали.

Пластик – это единственное, что сегодня не видит «стандартный» толщиномер (т.е. крылья Рено и БМВ, а также крышки багажников всяких быстрых машин).
Остальное ему пофиг – грязь, снег, дождь, вода, мороз, жара, севшие батарейки – значения всегда одинаковые. Главное, повторюсь, тыкайте ровно (игла должна быть максимально перпендикулярна поверхности).

Единственный нюанс, есть естественная выработка иглы, т.е. уменьшение ее длины – не уверен, но кажется это влияет на показания. Но можете не брать это в голову — чтобы сточить иглу, нужно работать в трейд-ине. Впрочем, у меня больше года толщик не живет, так что я этого точно не знаю (не ломаются, но разбиваются).

Можно ли поцарапать толщиномером машину? Можно, но нужно сильно стараться. Обычном замером толщины вы машину не поцарапаете. Но можно слегка задеть, если толщиномер «съедет» со скользкой поверхности (характерно для свежеотполированных авто), или когда приборчик выпадает из рук. А происходит это часто, ибо рука и запястье работают на полную (тут так приложить – тут эдак).

На этом скучная часть урока окончена. Переходим к прикладной толщиномерии.

Поскольку толщиномер не вчера появился и успел получить весьма широкую распространенность, то за последние года 2-3 те, кого прибор должен выводить на чистою воду, научились с ним работать. Переходим к самому вкусному.

Как обмануть толщиномер? В принципе – никак. Он просто показывает значение и все. Зато можно обмануть вас, т.е. интерпретатора этих значений.

Самый простой способ: после ДТП на детали будет один слой краски (т.е. значения «в допуске»), если… если эта деталь новая!

ZoomПомяли крыло или дверь или половину автомобиля – просто ставим новые детали и вопрос с толщиномером решен.

На сегодня это общее место, красить новую деталь с попаданием в заводские значения толщины умеют все. Сделать слой чуть меньше (скажем 80 вместо 120) или чуть больше (130-140) – признак рукожопия.

Можно ли это спалить? Глазами, как правило, да (об этом я расскажу в следующем посте). А вот толщиномер поможет, если значения будут в норме, но отличаться от соседних деталей (вся машина 110, а скажем капот 130), либо будут большие расхождения в пределах одной детали (перепады больше 30 мкм в пределах детали – это повод насторожиться). Но в большинстве случаев вам это не поможет, потому что…

Потому что разницу в толщине слоя лкп между деталями можно нивелировать полировкой, а точнее так называемой «керамикой». Способов уменьшить значения я не знаю (догадываюсь, но не встречал) зато есть ситуация, когда значения можно увеличить, и это не будет означать перекрас.

Это так называемая «керамика» (в первом приближении – эдакая продвинутая полировка). Т.е. имеем абсолютно целый автомобиль, наносим на него 4-5 слоев керамики и вместе с офигительным блеском и защитными свойствами получаем толщину ЛКП на 30-40 мкм выше

Да, керамика действительно увеличивает показания, причем при многократном нанесении весьма значительно. Стандартные 110 мкм можно довести и до 180. Другой вопрос, нафига (не дешево это, в конце концов)?

Но так или иначе обмануть толщиномер таким способом не трудно: т.е., к примеру, имеем несколько ДТП, заменили капот и на нем значения 130 мкм, потом заменили поврежденное крыло, на нем значение 80, потом поменяли дверь и на ней совсем неаккуратные 150. Все это, выражаясь языком официальных дилеров, «в пределах допуска», но все таки не нормально и подозрительно. Поэтому отгоняем наше перекрашенное чудо в грамотный детейлинг и получаем всю машину 170. Тем более, что без полировки такой разукрас не продать.
Все! Толщиномер бессилен, он покажет то, что и должен показать – одинаковые значения по всей машине.

Еще один распространенный способ скрытия перекрашенных деталей – пленка.

ZoomПленка ZoomПод ней тяжело разобрать окрашеную деталь визуально, а толщиномер будет показывать завышенные значения.

Однако завышены они будут ровно на толщину пленки (самая распространенная толщина пленки 100-150-200 мкм). Поэтому тут также может спасти принцип подобия. Если на одной стороне капота 240 мкм, а на другой 290, то значит и под пленкой толщина слоя расходится на 50 мкм, что невозможно при окрасе в заводских условиях. Также маловероятно, что на разные детали нанесли пленку разной толщины: поэтому ели на капоте показывает 210, а на крыльях 340 – скорее всего это косяк.

ZoomНа этом G63 продавец гарантировал детали без единого окраса, правда предупредил, что половина машина в пленке. Однако даже замер через пленку дает понять, что детали окрашены не на заводе: толщина пленки должна быть под 500 мкм (как ее вообще такую натягивать?), разброс толщины в пределах детали запредельный.

Ну и совсем трудный и редкий вариант – делать ремонт как надо. Т.е. заменять поврежденные элементы на новые, снимать старый слой краски, делать швы максимально аккуратными и в нужных местах (увы, такой подход характерен как раз для серьезных повреждений и тотала). Так, что не только толщиномер ничего не найдет, но и никакой эксперт ничего не найдет, потому что никаких следов и нет. К счастью, есть еще мастера, которые делают ремонт идеально. Мне такие попадались.
Но это такая редкость, что и рассматривать не стоит.

А самое главное: перекрашенное оперение – это в конце концов не страшно. Главное, чтобы были целыми проемы и стойки. Ведь именно их повреждения обычно тянут за собой изменение геометрии и прочие радости, вроде стреляных подушек и неработающих ремней.

Ну а в следующем посте попробуем прикинуть на практике, сколько денег поможет нам сэкономить толщиномер. И поможет ли…

Продолжение следует.

P.S. За рассказами про толщину и окраску не особо древних корейцев и японцев сами знаете в чей блог лучше сходить. Без обид. Всем мир.

P.P.S. Не претендую на вселенскую истинну. Если есть чем поделиться в области прикладной толщиномерии — делайте фото, пишите пост, я репостну

Как обмануть толщиномер? Смирись — это очень сложно и не нужно »

Как правило, задают вопрос о том, как же обмануть толщиномер, люди, далекие от понимания его принципа работы. Наслышавшись от знакомых о какой-то чудодейственной шпаклевке или алюминиевой присыпке с золотом (!?), они хотят продать как новую, не представляя даже глубину, задаваемого ими самими вопроса.

Как обмануть толщиномер, это не проблема. Обмануть можно любое устройство, которое придумал человек. Вопрос только в том, зачем это нужно и какова цена решения. Для начала разберемся, какие виды толщиномеров реализуются на рынке и принцип их действия.

Виды толщиномеров

В зависимости от того, какой дефект необходимо найти на кузове автомобиля – перекраску, рихтовку, шпаклевку и т.д., виды толщиномеров можно перечислить по их стоимости и сложности алгоритма функционирования в порядке возрастания этих параметров.

Светодиодные приборы визуально напоминают карманный светофор. Их даже тяжело идентифицировать как толщиномеры, или, хотя бы, как тестеры. Это своеобразные индикаторы толщины шпаклевочного слоя, с неимоверно большой погрешностью. На приборе установлено три светодиода, которые могут гореть зеленым, желтым и красным цветом. Пороги срабатывания расплывчаты и не имеют четких границ, например:

  • Зеленый светодиод загорается при толщине покрытия от 0 мм до 1,0-1,2 мм;
  • Соответственно желтый от 1,2 мм до 1,5 – 2,0 мм;
  • В свою очередь красный от 2,0 мм и выше