БТР на 4 колесах

Содержание

Cars ›
Lada ›
2109 ›
2109 ›
Lada 2109 БТР на 4-х колёсах

Автомобиль 1992 г.в., двигатель 1,3 л., кузов 2005 г.в., куплен и установлен в 2006 г., пятиступенчатая КПП, накладки дверей от ВАЗ-2114, передние стеклоподъёмники электрические, низкая панель с накладкой под европанель, комбинация приборов белого цвета с диодной подсветкой синего цвета, подсветка кармана на центральном тоннеле, передняя оптика стандартная, задние фонари заменены на тюнинговые. установлен бортовой компьютер для карбюраторных автомобилей. Пока из всех доработок произведена замена монтажного блока старого образца на блок от ВАЗ-2115, и замена щёток стеклоочистителей на безкаркасные.

В планах:
1. Установка двигателя ВАЗ-21124 1,6L 16V и КПП ВАЗ-2110
2. Подрамник и задняя усиленная балка AUTOPRODUKT
3. Панель приборов ВАЗ-2114
5. Выхлопная система MG RACE
6. Воздушный фильтр нулевого сопротивления
7. Под движок ЭБУ (есть б/у от ВАЗ-21099 какое конкретно не знаю), а так буду искать BOSH
8. Антикрыло на крышку багажника (возможно ещё на крышу или на верхнюю часть крышки багажника)
9. ЗДТ Торнадо стандарт и передние вентилируемые диски на 14″, также суппорта Торнадо на перед
10. Растяжка передних стоек с дополнительной опорой двигателя
11. Растяжка задних стоек (телевизор) для удобства перевозки длинномеров без заднего сидения
12. Упор капота или цилидр от двери багажника Москвич-2141
13. Усилитель низа рамки радиатора
14. Возможно спортивные передние сидения и четырёхточечные ремни на них
15. В связи с установкой на перед тормозных дисков на 14″ перейти на резину 185/60 R14, на лето прикупить литьё, а на зиму штампы
P.S. по мере исчезновения пунктов из списка возможных изменений можно будет отслеживать выполнение доработок авто.

Бронетранспортер БТР-4 «Буцефал»

БТР-4 «Буцефал» — это линейка семейства БТР производства Украины.

1. Фотографии
2. Видео
3. История
4. Конструкция

4.1 Компоновка

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

5.2 Бронирование

5.3 Вооружение

5.4 Подвижность

5.5 Остальные параметры

6. Модификации
7. Машины на базе

1. Фотографии

> 2. Видео

3. История

Работы над разработкой БТР-4 стартовали в 2002 году в инициативном порядке в рамках опытно-конструкторских работ «Ладья» в Харьковском конструкторском бюро машиностроения.

Первый показ всем желающим произошел через четыре года.

В ноябре 2008 года началось серийное производство.

Спустя три месяца был продемонстрирован вариант бронетранспортера, оборудованного боевым модулем Бм-7 «Парус».

В начале 2015 года было заявлено, что по итогам полугодового использования БТР-4Е в боевых условиях, конструкцию бронетранспортера дополнили усовершенствованиями и улучшениями в общем количестве свыше 900.

4. Конструкция

Функционал БТР-4 заключается в огневой поддержке служащих мотострелковых подразделений и их транспортировке. Также его используют для снабжения подразделений, способных воевать в разнообразных условиях, а также при применении другой стороной оружия массового поражения. Он может применяться как базовая машина для обеспечения морской пехоты и спецсил быстрого реагирования. Эксплуатация бронетранспортера возможна в разных климатических условиях, во все времена суток, передвигаться он может по любому покрытию, в том числе и в случае его отсутствия. Допустимая температура воздуха – от -40 до +55.

4.1 Компоновка

В переднем отделении БТР-4 находится отделение управления, в заднем – десантное и боевое, а посередине – моторно-трансмиссионное.

Такая схема дает возможность трансформировать десантное и боевое отделения, не меняя компоновку по трансмиссии и силовой установке при производстве широкого семейства БТР. Грузподъемность шасси дает возможность создавать различные модификации и модернизации, а также дополнять БТР дополнительной броневой защитой для безопасности перед малокалиберными автоматическими пушками.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 765
  • Ширина корпуса, см: 290
  • Высота, см: 286
  • Клиренс, см: 46.

5.2 Бронирование

  • Тип брони: катаная стальная гомогенная (противоосколочная, противопульная).

5.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: КБА-1 (2А72), 30 мм
  • Тип пушки: малокалиберная нарезная автоматическая пушка
  • Боекомплект пушки: 400
  • Углы ВН, град.: −25…+30°
  • Дальность стрельбы, м: ОФЗС и БОТС: 4000; БТС: 2000; ПТУР: 5,0
  • Прицелы: оптико-телевизионная система со стабилизацией поля зрения и лазерным дальномером в горизонтальной и вертикальной плоскостях
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм КТ
  • Другое вооружение: 1 × 30-мм АГС-17; ПТРК «Барьер».

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: ЗТД-3
  • Мощность двигателя, л. с.: 500
  • Скорость по шоссе, км/ч: 110
  • Запас хода по шоссе, км: 690
  • Удельная мощность, л. с./т: 20,2
  • Колёсная формула: 8×8
  • Тип подвески: торсионная индивидуальная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, см: 50
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод: плавает, до 10 км/ч.

5.5 Остальные параметры

  • Классификация: БТР
  • Боевая масса, кг: 21900
  • Экипаж, чел.: 3
  • Десант, чел.: 7.

6. Модификации

  • БТР-4А – установлены боевой модуль «Гром» и двигатель Iveco. Заказан Министерством Обороны Украины. Впоследствии может быть установлена башня БМП-3. Возможно дополнительное оборудование боевыми модулями Шквал, БАУ-23х2, БМ-3М Штурм, а также башней от БМП-1, БТР-80 либо БМП-2
  • БТР-4В – установлен дизель (442 л.с.), боевой модуль БМ-7 «Парус» и АКПП. Предназначался для Македонии, но договор был расторгнут
  • БТР-4Е – модифицированный линейный вариант. Установлен боевой модуль БМ-7 «Парус». Заказ Ирака.
  • БТР-4Е1 – модифицированный БТР-4Е. Усовершенствована защита, благодаря комплекту навесной брони.
  • БТР-4МВ (2013) – отличия от конструкции БТР-4Е следующие: возможность оборудования дополнительной защиты (включая керамической), обновленная форма корпуса в носовой части, из-за которой увеличилась безопасность во фронтальной проекции (сняты бронированные стекла, а также боковые двери механика-водителя и командира. Теперь для этих членов экипажа предусмотрены отдельные люки), установлены более мощный двигатель и аппарель в корме. Бронирование корпуса защищает от пуль 7,62×54 мм на дальности 300 см, в лобовой проекции защита противостоит пулям 12,7×99 мм на дальности 300 см.Также бронированная защита дает баллистическую защиту третьего уровня по стандарту STANAG 4569.

7. Машины на базе

  • БРМ-4К — разведывательная машина.
  • МОП-4К — машина огневой поддержки.
  • БРЭМ-4 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, заказ Ирака.
  • БРЭМ-4РМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина.
  • БСЭМ-4К — бронированная санитарно-эвакуационная машина на основе БТР-4, заказ Ирака.
  • БММ-4С — бронированная медицинская машина на основе БТР-4Е
  • БТР-4К — командирская машина, заказ Ирака.
  • БТР-4КШ — командно-штабная машина, заказ Ирака.

Бронетранспортер БТР-МД «Ракушка»

Первоначальная цель бронетранспортеров на поле боя заключалась в мобильной доставке людей на заданные позиции. Это позволяло поддерживать танковые наступления, быстро переориентировать войска в ответ на меняющуюся фронтовую обстановку. В дополнение к этому БТР доставляли грузы и вывозили раненых.

В современных условиях бронетранспортеры все больше конструируются по типу боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Это делает БТР полноценной боевой единицей поддержки и прикрытия, что особенно важно при операциях в тылу.

БТР «Ракушка» — многофункциональная десантная (МД) машина России, созданная для поддержки подразделений ВДВ. Акцент делается не только на быстрой доставке бойцов и снабжении, но и на высадке с воздуха. Также учитывается и автономность проводимых операций, в которых машина становится основным прикрытием пехоты.

История создания модели

БТР-МДМ «Ракушка»

Задача по разработке новой многоцелевой машины десанта была поставлена перед конструкторами еще в 1992 году. Тяжелое экономическое положение страны и недостаток финансирования армии привел к заморозке проекта. В итоге активная работа над ним началась только в 2008.

Ключевой задачей нового БТР ставилась замена устаревшего советского десантного бронетранспортера, выпущенного еще в 1974. Новая машина должна была отвечать требованиям современной техники и вооружений, а также учитывать специфику десантных операций.

БТР-МД создан на Волгоградском тракторном заводе. Позже серийное производство было переведено на Курганский машиностроительный завод, где собирается уже модернизированная версия БТР-МДМ. В 2013 первые машины отправлены на испытания.

В 2015 году бронетранспортеры стали поступать на вооружение армии, с этого момента их фото стали появляться в сети. По состоянию на 2018 год имелось уже 30 таких машин. Ожидается, что к 2025 году на вооружение десанта поступит около 200 БТР данной линейки в разных модификациях. В итоге БМД-4М и бронетранспортеры «Ракушка» станут базовой десантной техникой.

Цели и задачи по применению

Бронетранспортеры Ракушка разработаны как машина десанта, основная цель которой — поддержка подразделений в любых боевых условиях.

К задачам бронетранспортера относятся:

  • поддержка пехотных соединений, прикрытие;
  • транспортировка грузов, снабжение подразделений;
  • вывоз раненых, переустройство в санитарную машину;
  • организация командного центра или узла радиосвязи.

Ключевыми задачами БТР остается доставка десанта на заданные позиции. Новая машина позволяет перевозить бойцов своим ходом, десантироваться с воздуха, а также форсировать водные преграды и осуществлять высадку с моря с преодолением линии прибоя. Последний фактор делает ее полноценной амфибией.

Конструкция и устройство амфибии

Ключевые различия базовой и модифицированной версии

Корпус БТР Ракушка выполнен из сварных броневых листов. Машина делится на три отсека. В переднем размещена рубка управления, где находится механик-водитель, командир и один из десантников. Бронетранспортер выполнен по конструктивной схеме танка, поэтому двигатель располагается в кормовой части.

Средняя часть предназначена для перевозки десанта. Попарные сидения располагаются лицом по ходу движения, по три пары с каждого борта. В нишах над гусеницами имеется место для грузов. Также в корпусе присутствуют бойницы для ведения огня из машины.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за окружением ведется с места механика-водителя посредством трех перископических устройств. По необходимости центральный заменяется на прибор ночного видения. Дополнительное слежение ведется с десантной части через бойницы. Внутренняя связь и коммутация обеспечиваются системой Р-174.

С учетом вооружения прицеливание обеспечивается с позиции стрелка. Также башенная установка оборудована прицельным комплексом ТНП3ВЭ01-01 для наведения и автоматической стрельбы с позиции командира. Через данное устройство он может наблюдать и за местностью.

Основное вооружение

Вооружение бронетранспортера «Ракушка» представлено курсовым пулеметом Калашникова калибра 7,62 мм. Питание обеспечивается двумя коробками по 1000 патронов, объединенных единым трактом. В правой передней части у модифицированной версии имеется дополнительный пулемет.

Броня БТР защищает бойцов от пуль и осколков. Предусмотрена защита ходовой части, позволяющая преодолевать мины.

Средства маскировки

Большинство элементов оснащения бронетранспортера «Ракушка» заимствована у БМП-3. К ним относят и средства маскировки. Помимо камуфлированного окраса БТР оборудован дымовыми гранатами «Туча».

Технические характеристики

Бронетранспортер на воде

Технические характеристики БТР «Ракушка» отвечают требованиям современной боевой машины. Определенные отличия есть у разных модификаций, ориентированных на узкоспециализированные задачи. Основная модель за счет своих показателей также сохраняет широкий диапазон возможностей для применения.

Двигатель и трансмиссия

Бронетранспортер работает на оппозитном двигателе с турбонаддувом УТД-29, также позаимствованном у БМП-3. Мощность двигателя — 450 л. с. Система охлаждения инжекторно-вентиляторная. Механизм передачи и поворота находится в одном блоке с двигателем и состоит из двухвальной реверсивной коробки передач. Имеется и привод на водометный движитель, обеспечивающий управляемую плавучесть машины.

Электрооборудование

Учитывая заимствование элементов от БМП-3, электрооборудование БТР «Ракушка» представлено аппаратурой 6ЭЦ088. Точных данных о модифицированной версии машины не имеется.

Ходовая часть

Для лучшей проходимости БТР-МД передвигается на гусеничном ходу. Ходовая часть представлена пятью опорными и четырьмя поддерживающими катками с каждого борта. Гусеницы имеют мелкозвенчатые резино-металлические шарниры. Опорные катки крепятся пневматическими рессорами.

Одна из ключевых особенностей ходовой части БТР-МД — регулируемый клиренс. Имеется три положения — минимальный в 70-100 мм, рабочий в 420 мм и максимальный в 500-510 мм.

Десантирование

Бронетранспортер «Ракушка» способен перевозить до 15 человек, включая механика-водителя и командира. Для десантирования предусмотрен люк в кормовой части. Также имеются два круглых люка в крыше рубки управления и два прямоугольных в средней десантной части бронетранспортера.

Максимальная скорость на воде и суше

Скоростные характеристики БТР-МД представлены следующими показателями:

  • максимальная скорость по шоссе — до 71 км/ч;
  • скорость на сухой грунтовой дороге — 45-50 км/ч;
  • скорость на плаву — 10 км/ч.

Запас хода по шоссе составляет 500 км, по пересеченной местности — 350 км. Гусеничная ходовая часть позволяет бронетранспортеру преодолевать подъемы в 35 градусов, объекты и стены высотой 0,8 м и рвы в 1,5 м.

Габариты и вес

По габаритам ТТХ БТР-МД имеют следующие значения:

  • длина корпуса — 6,085 м;
  • ширина — 3,15 м;
  • высота — 2,7 м;
  • масса — 13,2 т.

Габариты машины позволяют десантировать ее с воздуха с самолетов ИЛ-76 (М, МД), АН-124, а также с внешней подвески вертолетов Ми-26. Это делает бронетранспортер оптимальным выбором для проведения десантных операций.

Достоинства и недостатки

БТР «Ракушка» на учениях

Ключевым достоинством БТР-МД выделяют его многофункциональность. Машина рассчитана практически на любые условия проведения операций, что во многом приближает ее к БМП. При этом конструкция бронетранспортера позволяет в короткие сроки переоборудовать его в любой центр — от санитарной машины до командного штаба.

БТРД «Ракушка» учитывает автономность проведения операций при десантировании в тыл. Электрооборудование, навигация и системы наведения позволяют эффективно выполнять боевые задачи даже новичкам, прошедшим базовую подготовку.

Машина позаимствовала наиболее успешные конструкторские решения прежних поколений БТР и БМП. В отношении недостатков значительных аспектов пока не выделено. Это обусловлено небольшим сроком службы, не позволяющим объективно оценивать проект в долгосрочной перспективе.

Применение и испытания в реальных боевых условиях

Первые испытания БТР-МД «Ракушка» были проведены в 2013 году. Бронетранспортер показал полное соответствие заявленным техническим характеристикам, высокую проходимость и многофункциональность. На базе полученных результатов машины стали поступать на вооружение ВДВ. В реальных боевых условиях они еще не применялись.

Статья про бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка-М»

Подборка фото с бронетранспортером «Ракушка»

В этой обзорной статье пойдет речь про две родственные модификации бронетранспортера БТР-МД «Ракушка» и БТР-МДМ «Ракушка-М». БМД-МД расшифровывается, как бронетранспортёр машина десанта, соответственно БТР-МДМ расшифровывается, как бронетранспортёр машина десанта модернизированный. Название «Ракушка» получила из-за своей формы и противопульной круговой брони. Иногда бронетранспортёр не официально называют БТР-Д-3 или БТРД-3. БТР-МДМ Разработкой нового БТР-4М для десантников началась в 2008 году на базе БТР-МД «Объекта 955». В свое время, ТТХ по созданию БТР-МД были даны в 1992 году, за базу нового БТР была взята база знаменитого БМД-Д. БТР-МД было выпущено мало, так как образец был «сырым» и за ним сразу в 2008 году последовала разработка БТР-МДМ. БТР-МДМ стал хорошо известен после своей премьеры на 9 мая 2015 года во время военного парада на Красной Пощаде в Москве. Так получилось, что буква М (модернизированный) в названии разные источники информации, то писали, то забывали и обе модели слились в одном названии «Ракушка», и тут снова буква М потерялась, а должно было получится БТР-МДМ «Ракушка». А сама «Ракушка» создана на базе БМД-4М. Производством БТР-МДМ занимается Курганмашзавод, главный конструктор-С.С.Сальников. Первые две «Ракушки-М» прошли испытания в 2013 году. Новый БТР должен заменить БТР-Д, который принят на вооружение в 1974 году. Характеристики нового БТР выросли практически в два раза.

Отличием «Ракушки» от БМД-4М является отсутствие башни увеличенная высота кабины, за счет чего увеличилось количество посадочных мест. Так в БМД-4М 3 места под экипаж и 5 мест для десантников, в то время, в как БМД-МДМ помещается 2 члена экипажа и 13 десантников. На практике на 1 место больше, 1 лишние места нужно командиру и механику-водителю, чтобы с помощи него занять свои штатные места. При этом «Ракушка» способна дать отпор и поддержать десантников из двух пулеметов ПКТ (курсовой у десантника и дистанционный у командира). По сути «Ракушка»-это бронированный автобус на гусеничном ходу, который можно оборудовать под медицинские, штабные, саперные задачи. БТР- МДМ во время боя не только подвезет десант, но также сможет вывести раненых, подвезти горючее или боеприпасы. Для посадки десанта и экипажа имеется 6 люков, десантный-кормовой люк в открытом виде делает очень удобную высадку и посадку десанта. Десантное и экипажные места имеют общее пространство. Меньше всего свободного пространства у командира, так как место окружено оптикой, различными приборами, пультом дистанционного управления пулеметом ПКТ, прожектерами подсветки. В передней части бронетранспортера находятся 4 гранатомета «Туча» для создания дымовых завес.

Внутри кабины у каждого борта расположены двухместные сидения в три ряда. Сидения имеют ремни безопасности. При необходимости перевозки крупногабаритного груза сидения можно сложить и пристегнуть к бортам. Крепление негабаритного груза обеспечивают специальные ремни. Кабину «Ракушки» можно быстро адаптировать для перевозки раненых на носилках с помощи специальных кронштейнов. Для комфорта десанта и экипажа в бронетранспортёре «Ракушка» предусмотрены электропечи, который греют и циркулируют воздух внутри машины. Для безопасности десанта и экипажа в машине предусмотрена система пожаротушения, система избыточного давления воздуха необходимая во время химической или радиационной опасности. Помимо фильтрации воздуха имеются полумаски для дыхания.
Бронетранспортёр имеет сварной корпус рубочного типа из алюминиевого сплава. Корпус состоит из отделения управления, моторно-трансмиссионного и десантного отделения. Двигатель располагается в задней части машины. БТР-МДМ имеет противопульную броню, что подразумевает выдерживание бронебойной пули 7,62 мм на дистанции 50 метров. В качестве двигателя на БТР-МДМ ставят атмосферный всеядный дизельный двигатель УТД-29 мощностью 500 л.с., (на БТР-МД 450 л.с.), который способен «пожирать» бензин, дизель, керосин. Двигатель отлично работает на высокогорье до 4500 метров над уровнем моря, что уже заслуживает высокого внимания. Двигатель способен разгонять БТР-МДМ до 70 км/ч. Крейсерская скорость по пересеченной местности составляет 40-50 км/ч. Запас хода по шоссе составляет 500 км, а по пересеченной местности 350 км. «Ракушка» может плавать со скоростью до 10 км/ч с помощи двух водомётов, десантировании с корабля можно производить при волнении 4-5 баллов. Двигатель хорошо изолирован от кабины экипажа, так что дым и шум от двигателя не проникает в кабину, плюс кабина имеет дополнительную систему фильтрации воздуха. Бронетранспортёр имеет автономный электрогенератор в задней части, за двигателем.

Место водителя-механика достаточно удобно, так как в качестве управления вместо рычагов используется штурвал, четырехступенчатая полуавтоматическая коробка передач. Имеется две педали: тормоз и газ. Для удобства управления на марше сидение можно быстро приподнять, чтобы высунуть голову в открытый люк. Во время боя водитель ориентируется по трем перископам, при этом центральный перископ ТНПТ-1 можно оснастить прибором ночного видения ТКН-ЗМБ. В «Ракушке» отсутствуют аналоговые приборы, вместо них ЖК-монитор с показанием всех нужных параметров.
Как и в БМД-Д у «Ракушки» изменяемый клиренс от 130 мм до 530 мм (обычный рабочий клиренс 450 мм), который нужен для уменьшения высоты бронетранспортёра, что бы его можно было «запихать» в самолет для последующего десантирования. На данный момент планируется, что машину можно десантировать с самолета вместе с экипажей и десантом внутри.
На 2017 год в армию поступило 30 БТР-МДМ «Ракушка-М». База «Ракушки-М» должна стать продолжением для других различных модификаций: противотанковые, медицинские, радарные и т.п. К 202 году российская армия планирует получить бронетранспортеров «Ракушка».

ТТХ БТР-МДМ «Ракушка-М»

Колесная формула Гусеничное шасси, тяга на передние звезды
Тип подвески Гидропневматическая
Двигатель УТД-29, дизельный
Объем двигателя нет данных
Мощность 450-500 л.с. 30-34 л.с./т.
Топливо многотопливный
Объем бака нет данных
КПП полуавтоматическая, четыреступенчатая
Габариты 6085х3150х2700 мм
Колея нет данных
Клиренс 130 мм «при десантировании», 450 мм»рабочая», 530 мм «максимальная»
Базовая масса 11 000 кг
Снаряженная масса 13 000 кг
Грузоподъемность 2000 кг
Масса буксируемого прицепа нет данных
Экипаж 2 человека+13 десантников
Скорость максимальная 60 км/час, крейсерская 30-40 км/час, 4,5 на плову
Запас хода 350 км по пересеченной местности и 500 км по шоссе
Расход топлива нет данных
Преодолеваемое препятствие подъем-35 гр., стенка 0,8 метра, ров 1,5 метра, плавает
Броня противопульная
Вооружение дистанционный пулемет ПКТ-1000 патронов+1000 патронов курсовой пулемет ПКТ, 4 дымовых гранатомета «Туча»

Ракушка (бронетранспортёр)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ракушка.

Ракушка

Бронетранспортёр БТР-МДМ «Ракушка-М» на выставке «Russia Expo Arms 2013» в Нижнем Тагиле.

БТР-МД

Классификация

Бронетранспортёр

Боевая масса, т

13,2

Экипаж, чел.

Десант, чел.

История

Разработчик

БТР-МД — ВгТЗ
БТР-МДМ — СКБМ

Производитель

Курганмашзавод

Размеры

Длина корпуса, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

100…500

Бронирование

Тип брони

противопульная

Вооружение

Пулемёты

2 × 7,62-мм ПКТМ

Подвижность

Мощность двигателя, л. с.

Скорость по шоссе, км/ч

Скорость по пересечённой местности, км/ч

45—50 средняя скорость по сухой грунтовой дороге
10 на плаву

Запас хода по шоссе, км

Запас хода по пересечённой местности, км

Удельная мощность, л. с./т

30,3

Тип подвески

гидропневматическая

Преодолеваемый подъём, град.

Преодолеваемая стенка, м

0,8

Преодолеваемый ров, м

1,5

Преодолеваемый брод, м

плавает

Медиафайлы на Викискладе

БТР-МД «Ракушка» (Индекс ГБТУ — Объект 955) — российский десантируемый плавающий бронетранспортёр. Создан в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода. Иногда неофициально называется БТР-Д-3, БТРД-3.

Бронетранспортёр создан на базе боевой машины десанта БМД-4. Основным предназначением бронетранспортёра является замена в войсках БТР-Д.

Описание конструкции

Корпус машины выполнен из сварных броневых листов. В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом бронетранспортёра. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка, для выхода из машины.

В левой части корпуса машины на крыше установлена башенка, под башенкой в корпусе бронетранспортёра установлено кресло командира-наводчика. Башенная установка оборудована наружной системой питания, а также механизмом вертикального наведения. В средней части машины по бортам установлены двухместные кресла для десанта, по три кресла с каждого борта. Кроме того по бортам установлены кронштейны для установки носилок с раненными.

Габариты и масса машины обеспечивают авиатранспортабельность и быстрое преодоление водных преград.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка находится в задней части машины в моторно-трансмиссионном отделении. Двигатель машины оппозитный, оснащён турбонаддувом и эжекторно-вентиляторной системой охлаждения. В едином блоке с двигателем находится механизм передач и поворота. Механизм состоит из реверсивной двухвальной коробки передач, а также привода с реверсивным валом на водомётный движитель.

Ходовая часть

Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. На катки надеты мелкозвенчатые гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три режима: минимальный, рабочий и максимальный.

Приборы наблюдения и связи

Для наблюдения за местностью в люке механика-водителя установлены три перископических прибора наблюдения. Имеется возможность замены центрального прибора наблюдения на прибор ночного видения. Перед правым люком в передней части машины установлен прицел для ведения огня из курсового пулемёта. В башенной установке также имеется прицельный комплекс командира-наводчика для наблюдения за местностью и ведения стрельбы.

Вооружение

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт, установленный в башенную установку командира-наводчика. Дополнительно, в правой передней части рубки установлен ещё один 7,62-мм пулемёт.

> Модификации

  • БТР-МД — базовая модификация на базе боевой машины десанта БМД-4
  • БТР-МДМ — модернизированная версия на базе боевой машины десанта БМД-4М

> Машины на базе

  • БММ-Д — бронированная медицинская машина десантная (бронированный санитарный транспортер — БММ-Д1, бронированная машина медицинского взвода — БММ-Д2).

> Операторы

  • Россия — 30 единиц БТР-МДМ, по состоянию на 2018 год (первые машины поступили в войска в марте 2015)

Ссылки

  • Бронетранспортёр БТР-МД «Ракушка» (объект 955) (БТРД-3) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 24 мая 2012 года.
  • Бронетранспортёр БТР-МД. ООО Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ». Дата обращения 24 января 2013. Архивировано 3 февраля 2013 года.
  • Бронетранспортёр БТР-МДМ. ОАО СКБМ. Дата обращения 29 января 2014.
  • БТР-МДМ «Ракушка» и БМД-4М «Садовница»: чем опасны новейшие машины российских десантников // РИА, сен 2017; участвуют в Запад-2017

> Литература

  • Войсковая эксплуатация бронетранспортёров БТР-МДМ (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2015. — Февраль (№ 02). — С. 2-6.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Бронетранспортёр БТР-МД «Ракушка» (объект 955) (БТРД-3) (недоступная ссылка). Дата обращения 18 февраля 2012. Архивировано 24 мая 2012 года.
  2. The Military Balance 2017. — P. 217.

БТР-МДМ Ракушка-М

Десантируемый бронетранспортер

БТР-МДМ «Ракушка-М» разработан КБ Волгоградского тракторного завода на базе БМД-3 для замены в частях ВДВ БТР-Д. Разработка модернизированного варианта БТР-МДМ на шасси БМД-4М начата в 2008 г. СКБМ Курганского машиностроительного завода (главный конструктор до октября 2014 г. — С.С.Сальников). Выпуск серии для войсковых испытаний велся в 2014 г. Курганским машиностроительным заводом (г.Курган).

В 2013 г. в ВДВ для проведения испытания поставлены первые два БТР-МДМ. Испытания планировалось завершить в 2015 г. Первая серийная партия в 12 БТР-МДМ «Ракушка» передана ВДВ Западного военного округа 03 марта 2015 г.

Ожидается, что до 2025 г. ВДВ получат более 2500 бронетранспортеров «Ракушка» различных модификаций.

БТР-МДМ «Ракушка-М» на выставке АrmsEXPO-2013 (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net)

БТР-МДМ в ВС России

Первые БТР-МДМ «Ракушка-М» поставлены вооруженным силам России в 2015 г. По западным данным по состоянию на 2018 г. в ВДВ состоит не менее 30 БТР-МДМ.

Конструкция БТР

Корпус выполнен выполнен из сварных броневых листов. В передней и средней части корпуса находится рубка с экипажем и десантом БТРа. Над гусеницами имеются специальные ниши. В задней части машины располагается моторно-трансмиссионное отделение. В кормовой части рубки расположен люк для спешивания экипажа. Место механика-водителя находится в передней части машины. Слева и справа от него установлены сидения для двух членов десанта. В крыше над местами десанта и механика-водителя имеются три люка для выхода из машины.

Ходовая часть машины состоит из пяти опорных и четырёх поддерживающих катков с каждого борта. На катки надеты мелкозвенчатые гусеничные ленты с резино-металлическими шарнирами. Опорные катки закреплены на пневматических рессорах. Клиренс бронетранспортёра переменный и имеет три режима: минимальный, рабочий и максимальный.

Бронирование: противопульное. Броня корпуса и башни способна противостоять стрелковому оружию противника и осколкам мин и снарядов. Для дополнительной защиты экипажа и десанта в машине устанавливается комплект антиосколочной защиты.

Двигатель:
Дизельный УТД-29 четырехтактный, многотопливный, жидкостного охлаждения, безнаддувный мощностью до 500 л.с.

ТТХ БТР-МДМ

Экипаж — 2 чел + до 13 чел десанта (в зависимости от компоновки) Длина — 6085 мм Ширина – 3150 мм Высота – 2700 мм Клиренс – 100-500 мм Масса боевая – до 13,2 т Скорость максимальная: — 70 км/ч (по шоссе) — 45-50 км/ч (по грунтовой дороге) — 10 км/ч (на плаву) Запас хода: — 500 км (шоссе) — 350 км (грунтовая дорога) Преодолеваемые препятствия: — ров — 1,5 м — стенка — 0,8 м — подъем — 35 град.

БТР-МДМ «Ракушка-М» на войсковых испытаниях в ВДВ, 2014 г. (фото — Александр Рюмин, http://itar-tass.com)

Вооружение

7,62-мм пулемет ПКТМ размещенный в башенной установке командира Боекомплект — 8 х 250 патронов Курсовой 7,62-мм пулемет ПКТМ установлен в левой передней части корпуса с прицельным прибором ТНП3ВЭ01-01 Боекомплект — 2 х 1000 патронов с общим трактом питания Мортиры дымовой завесы — 4 х 81-мм мортиры запуска дымовых гранат на лобовом листе корпуса БТР.

БТР-МДМ «Ракушка-М» на выставке АrmsEXPO-2013 (фото — Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net)

Оборудование

БТР оборудован цифровой информационно-управляющей системой ИУС-Ш. Прицельно-наблюдательное оборудование: три перископических прибора на люке механика-водителя (центральный может быть оснащен прибором ночного видения). Так же установлен Прицельный комплекс для ведения огня из пулемета и наблюдения за местностью.

Ходовая часть БМП, гусеничных БТР и легких танков.

Совершенствование ходовой части зарубежных БМП, гусеничных БТР и легких танков идет примерно в тех же направлениях, что и основных танков. На этих машинах применяются либо пяти-, либо шестиопорные схемы ходовой части. Системы подрессоривания – индивидуальные, торсионные с гидравлическими амортизаторами. Для БМП и БТР принято переднее расположение ведущих колес, а для большинства легких танков – заднее. На большинстве зарубежных БМП, БТР и легких танков применяются механизмы натяжения гусениц с гидроприводом.

По взглядам зарубежных специалистов, ходовая часть БМП, БТР и легких танков должна обеспечивать возможность движения по колеям, наезженным основными танками, то есть ходовая часть этих машин должна иметь близкие к танкам показатели по скорости движения, клиренсу, ширине колеи и т.д. Однако большинство зарубежных БМП, БТР и легких танков полностью этим требованиям не отвечают. Практически только западногерманская БМП «Мардер» может без ограничений двигаться по той же колее, что и танки «Леопард-1» и «Леопард-2».

Ходовая часть БМП.

БМП М2 «Бредли» США

Масса машины и ходовой части соответственно равны 22,3 т и 5,3 т. Среднее давление на грунт составляет 0,51 кгс/см². Клиренс – 457 мм.

Ходовая часть выполнена по шестиопорной схеме (рис. 12) с тремя (на борт) поддерживающими катками с резиновыми шинами. Крайние поддерживающие катки однобандажные, средний – двубандажный. Диаметр однобандажного катка 180 мм, масса – 7,0 кг.

Опорные катки, двухбандажные со съемными дисками из алюминиевого сплава. Масса опорного катка 87,5 кг. А средняя статическая нагрузка на каток составляет 1,8 тс.

Гусеница (ширина трака 533 мм, шаг 152 мм, масс 13,4 кг) с траками РМШ последовательного типа имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные асфальтоходные подушки. Масса гусеницы 1100 кг, число траков правой гусеницы 82, левой – 83.

Направляющее колесо двухбандажное, с металлическими ободами. Механизм натяжения гусениц кривошипный с гидроприводом.

Система подрессоривания индивидуальная торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами (1, 2, 6) двустороннего действия. Динамический ход катка 356 мм, диаметр и длина торсиона 48 мм и 1950 мм соответственно, масса – 28 кг. Длина балансира 450 мм. Масса амортизатора 18,4 кг.

БМП «Мардер» Германия

Масса машин и ходовой части соответственно 30,0 т и 7,06 т. Среднее давление на грунт составляет 0,82 кгс/см². Клиренс – 450 мм.


Ходовая часть выполнена по шестиопорной схеме с тремя (на борт) двухбандажными поддерживающими катками с резиновыми шинами (рис. 13).

Гусеница (ширина трака 450 мм, шаг 150 мм, масс ….кг) с траками РМШ параллельного типа имеет обрезиненную беговую дорожку и схемные асфальтоходные подушки. Масса гусеницы 1700 кг, число траков 85.

Опорные катки – двухдисковые, с резиновыми шинами и съемными дисками из алюминиевого сплава. Средняя статическая нагрузка на каток 2625 кгс.

Направляющее колесо двухдисковое с металлическими ободами. Механизм натяжения кривошипный с гидроприводом.

Поддерживающие катки двухбандажные с резиновыми шинами диаметром 260мм.

Система подрессоривания индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами (1, 2, 5, 6) двухстороннего действия. Динамический ход катка 330 мм (в других источниках – 220 мм), диаметр торсиона 54 мм. Ограничители хода всех катков пружинные.

БМП MCV-80 Великобритания

Масса машины 23,5 т. Средняя величина давления на грунт составляет 0,65 кгс/см². Клиренс – 490 мм.

Ходовая часть выполнена по шестиопорной схеме с тремя (на борт) поддерживающими катками с резиновыми шинами диаметром 220 мм.

Опорные катки двухбандажные с резиновыми шинами. Наружный диаметр шины 610 мм. Средняя статическая нагрузка на каток составляет 1,95тс.

Гусеница (ширина трака 460 мм, шаг 152 мм) с 82-я траками РМШ последовательного типа имеет обрезиненную беговую дорожку (цевка выполнена в теле трака) и съемные асфальтоходные подушки.

Направляющее колесо двухбандажное с металлическими ободами. Механизм натяжения гусениц кривошипный с гидроприводом.

Система подрессоривания индивидуальная торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами (1, 2, 6), установленными соосно с торсионами. Длина балансиратора 400 мм. Ограничителями хода всех опорных катков являются резинометаллические буферы. Динамический ход катка 280 мм, статический – 120 мм.


БМП АМХ-IОР Франция

Масса машины 14,2 т. Средняя величина давления на грунт составляет 0,53 кгс/см². Клиренс – 450 мм.

Ходовая часть выполнена по пятиопорной схеме с тремя (на борт) однобандажными поддерживающими катками с резиновыми шинами.

Опорные катки – однобандажные, полые из алюминиевого сплава, с резиновыми шинами наружным диаметром 635 мм.

Гусеница (ширина трака 425 мм, шаг 132 мм) с 75-ю траками ОМШ последовательного типа с асфальтоходными подушками и металлической беговой дорожкой (цевка выполнена в теле трака).

Направляющее колесо однобандажное с металлическим ободом. Механизм натяжения гусениц кривошипный с гидроприводом.

Система подрессоривания индивидуальная торсионная с гидравлическими рычажно-поршневыми амортизаторами двухстороннего действия (1,5). Балансиры пятых подвесок установлены против хода машины. Ограничителями хода первого и пятого балансиров являются упругие (пружинные) упоры. Динамичный ход катка 200 мм. Клиренс 450 мм.

Траки БМП-1

  • Товары нашего производства
    • Рабочее место
      • Комплекты модулей
      • Собранные модули
      • Наборы для сборки
    • Органайзеры
      • Собранные органайзеры
      • Наборы для сборки
    • Деревянные заготовки
      • Плашки
      • Рейки
      • Фанера
    • Основания и футляры
    • Стапели
    • Фитинги
    • Декор и наборы для творчества
    • Химия
  • Деревянные модели
    • Модели парусных кораблей
    • Элементы для моделей кораблей
      • Бейфуты
      • Блоки
      • Бочки
      • Брашпили
      • Вант-Путенсы
      • Ведра
      • Гаки
      • Гвоздики, петли, шурупы
      • Гребные винты
      • Декор
      • Держатели
      • Дополнения
      • Заготовки для вёсел
      • Колокола
      • Кольца
      • Мачтовые детали
      • Миниатюрный крепеж
      • Нагеля
      • Нити
      • Обшивка
      • Основания
      • Паруса
      • Петли для руля
      • Пиллерсы
      • Помпы
      • Пушечные порты
      • Пушки
      • Решетки
      • Рули
      • Рымы
      • Салинги
      • Таблички
      • Утки
      • Фигурки
      • Флаги
      • Фонари
      • Цапфы
      • Цепи
      • Шлюпки
      • Шпили
      • Штурвалы
      • Юферсы
      • Ядра
      • Якоря
    • Модели старинных орудий
    • Модели аэропланов
    • Модели трамваев и паровозов
    • Деревянные игрушки
      • Авиация
      • Авто-мото транспорт
      • Военная техника
      • Дома, строения
      • Рыбы
      • Флот
      • Фоторамки
  • Радиоуправляемые модели
    • Радиоуправляемые машины
      • ЭЛЕКТРО OFF-ROAD
      • ЭЛЕКТРО ON-ROAD
    • Радиоуправляемые танки
    • Радиоуправляемые самолеты
      • Самолеты-ДВС
      • Самолеты-ЭЛЕКТРО
      • Планеры
      • Воздушные змеи
    • Радиоуправляемые вертолеты
      • Вертолеты-ЭЛЕКТРО
    • Радиоуправляемые коптеры
    • Радиоуправляемые катера
      • Катера-ЭЛЕКТРО
    • Радиоуправляемые яхты
    • Радиоуправляемые мотоциклы
    • Аппаратура радиоуправления
      • Комплекты
      • Передатчики
      • Приемники
      • Гироскопы
      • Сервомашинки
      • Электроника
    • Запчасти для р/у моделей
      • Запчасти для автомоделей
        • Амортизаторы и пружины
        • Колеса, резина, диски
          • Колеса в сборе
          • Диски
          • Резина
          • Колесные адаптеры
          • Гайки колесные
        • Кузова автомоделей
          • Кузова
          • Аксессуары кузова
        • Элементы подвески
        • Элементы трансмиссии
      • Запчасти для вертолетов
        • Для вертолетов (ДВС)
        • Для вертолетов (ЭЛЕКТРО)
        • Лопасти для вертолетов
      • Запчасти для самолетов
      • Запчасти для мультикоптеров
      • Запчасти для катеров
      • Кабели, коннекторы
      • Крепежные материалы
      • Подшипники
      • Пропеллеры
      • Химия
      • Двигатели для моделей
        • Двигатели ДВС
          • Для автомобилей
          • Запчасти для ДВС
          • Свечи накаливания
          • Система выхлопа
          • Стартовое оборудование
          • Топливная система
        • Двигатели ЭЛЕКТРО
          • Бесколлекторные
          • Коллекторные
          • Регуляторы скорости
          • Аксессуары
    • Электронные конструкторы и роботы
  • Аккумуляторы и зарядные устройства
    • Li-Po
    • Ni-Mh
    • Батарейки
    • Зарядные устройства
  • Пластиковые модели
    • Склеиваемые модели
      • Авиация
      • Автомобили и мотоциклы
      • Артиллерия
      • Бронетехника
      • Фигуры
      • Флот
      • Строения
      • Фентези
      • Настольные игры
      • Игрушки
      • Аксессуары
    • Диорамы
    • Дополнения
      • Декали
      • Конверсия и афтермаркет
      • Маски и трафареты
      • Фототравление
  • Макет H0 и TT
    • Материалы для создания макета
      • Присыпки
      • Дорожное покрытие
      • Имитация покрытий
    • Подвижной состав
      • Модели вагонов
      • Модели Локомотивов
    • Рельсовый материал
    • Строения
    • Растения
      • Кустарники и цветы
      • Хвойные деревья
    • Фигуры
    • Модели автомобилей 1:87
    • Электроаксессуары
  • Архитектурные макеты
    • Макеты деревянных строений
    • Макеты строений из керамики
      • Дома
      • Исторические объекты
      • Церкви
    • Элементы
  • 3D Модели
    • Авиация
    • Строения
  • Модели из бумаги
    • Авиация
    • Автомобили
    • Архитектурные памятники
    • Бронетехника
    • Дома, замки
    • Флот
    • Картон для моделирования
  • Аэрографы и компрессоры
    • Аэрографы
    • Компрессоры
    • Запчасти для аэрографов
      • Диффузоры
      • Емкости
      • Иглы
      • Ключи
      • Прокладки
      • Пружины
      • Сопла
      • Элементы корпуса
    • Запчасти для компрессоров
    • Переходники
    • Шланги
    • Аксессуары
  • Инструмент для моделиста
    • Ручной инструмент
      • Зажимы, тиски, струбцины, стапели
      • Измерительный
      • Контейнеры
      • Копиры
      • Кусачки и плоскогубцы
      • Лупы, очки
      • Метчики и лерки
      • Минидрели и сверла
        • Минидрели
        • Сверла
      • Молотки
      • Наждачная бумага
        • Губки
        • Круги
        • Листы
        • Полоски для шкурника
      • Коврики для резки
      • Ножи и лезвия
        • Лезвия
        • Ножи, ножницы
      • Отвертки
      • Пилки и лобзики
      • Пинцеты
      • Рубанки
      • Резцы, стамески
      • Сгибатели для фототравления
      • Скрайберы
      • Специальный
      • Точильные камни
      • Шлифовальный
      • Шпатели
      • Для выжигания
    • Электроинструмент
      • Бормашинки
      • Держатели
      • Министанки
      • Стамески и пилы
      • Шлифовалки
      • Дополнения и запчасти
      • Расходные
        • Отрезные диски
        • Пилки
        • Полирование
        • Проф. наборы
        • Резцы и ножи
        • Сверла, боры
        • Фрезы
        • Шлифовалки
  • Материалы для моделизма
    • Воски
    • Грунтовки
    • Деревянные заготовки
      • Бальза
      • Круглые заготовки
      • Плашки
      • Рейки
      • Фанера авиационная
    • Картон
    • Клеи
      • Клеи UHU
      • Клей «ZAP»
      • Клей TAMIYA
      • Клей Titebond
      • Другие клеи
    • Краски
      • Краски ADAM WILDER
      • Краски GUNZE
        • Акрил Mr.Hobby GUNZE
        • Эмаль Mr.Hobby GUNZE
      • Краски TAMIYA
        • Акрил
        • Эмаль
        • Лаковая краска
        • Аэрозоли TAMIYA
      • Краски PACIFIC88
        • Acrylic
        • Aero
        • Art Color
        • RAL
        • Коллекция телесных оттенков
      • Краски для творчества
      • Кисти
      • Наборы
    • Лаки
    • Маски
    • Масла
    • Материалы для золочения
    • Металл
      • Полоски
      • Проволока
      • Профили
      • Прутки
      • Трубки
      • Листы, фольга и сетки
    • Морилка
    • Пигменты, смывки, фильтры
      • ADAM WILDER
      • AMMO MIG
      • GROUND ZERO
      • MIG
      • PACIFIC88
      • TAMIYA
    • Пластик
      • Листы
      • Трубки
      • Прутки
      • Двутавры
      • Сайдинг
      • Швеллер
      • Полоски
      • Уголоки
    • Полимерная масса
    • Разбавители и химия
    • Трафареты
    • Шеллак
    • Шпаклевки
  • Литература для моделиста
    • Журналы
    • Книги
    • Чертежи
  • Готовые модели
    • Готовые модели кораблей
    • Готовые пластиковые модели

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-МД «Ракушка» (Индекс ГБТУ — Объект 955) — российский десантируемый бронетранспортёр. Создан в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода. Представляет собой многоцелевую быстроходную бронированную плавающую авиатранспортируемую и авиадесантируемую гусеничную машину для решения транспортных задач подразделений и частей воздушно-десантных войск и морского десанта.

БТР-МД Ракушка — видео

По аналогии с семейством БМД-БТР-Д авиадесантируемый бронетранспортер БТР-МД отличается от базовой БМД-3 отсутствием башни и увеличенными габаритами корпуса. На этом сходство с предыдущим семейством, в общем, и заканчивается. В данном случае не потребовалось увеличивать длину шасси, и БТР-МД выполнен на той же пятикатковой (пятиопорной) базе, что и БМД-3.

Бронетранспортер скомпонован по схеме с задним расположением МТО и передним — отделения управления. Среднее отделение корпуса может использоваться для размещения десанта, раненых на носилках, либо грузов снабжения. Отделение управления и среднее отделение находятся внутри высокого корпуса рубочного типа, занимающего около 2/3 общей длины машины. Сварной герметичный бронированный корпус выполнен из алюминиевого броневого сплава; уширение корпуса в верней части образует большие надгусеничные ниши с вертикальными бортами.

Лобовые листы корпуса расположены с наклоном к вертикали и формируют выпуклую ломаную линию в вертикальном продольном сечении. Наклон лобовых листов и характерные «скулы» корпуса несколько увеличивают защищенность лобовой проекции. В то же время размеры и форма корпуса призваны обеспечить максимально возможную вместимость машины при жестких ограничениях по массе и допустимой высоте, определяемых требованиями парашютного десантирования из самолетов военно-транспортной авиации, в нижней части корпуса выполнены усиленные бортовые скосы — реданы.

Механик-водитель, как и в БМД-3, располагается в отделении управления по оси машины. На его рабочем месте смонтированы органы управления, включая регулируемую рулевую колонку. Справа и слева от места механика-водителя расположено по два универсальных сиденья на возвышенном полике. Над местами механика-водителя и находящегося справа от него десантника в крыше имеются люки с откидными крышками. Рабочее место механика-водителя оборудовано тремя перископическими приборами наблюдения ТНПО-170А; средний прибор может заменяться ночным прибором наблюдения.

С левой стороны в передней части корпуса на крыше смонтирована поворотная командирская башенка с автономной закрытой пулеметной установкой 7,62-мм пулемета ПКТ (ПКТМ) с наружной системой питания и прицелом 1П67М. Башенка снабжена прибором наблюдения ТКН-ЗМБ с осветителем ОУ-ЗГА, перископическими приборами наблюдения ТНПТ-1 и ТНПО-170А, подъемным механизмом и верхним люком. Универсальное сиденье командира-оператора связано с верхним погоном башенки и вращается вместе с ней (поворотная башенка с дистанционно-управляемым 7,62-мм пулеметом ставилась еще на опытный вариант БТР-Д, но тогда от нее отказались).

В правой части отделения управления смонтирована курсовая установка, рассчитанная на размещение 5,45-мм ручного пулемета РПКС74 либо автомата АКС74 (АК74М), над ней находится перископический прицел-прибор наблюдения ТНПП-220А. В бортах средней части и в крышке кормового люка смонтированы три шаровые установки с заслонками, предназначенные для стрельбы из индивидуального оружия десанта. На верхнем лобовом листе корпуса крепятся два блока дымовых гранатометов системы «Туча».

В средней части корпуса установлены откидывающиеся к борту двухместные сиденья со складными спинками — по три на борт Десантники размещаются на сиденьях лицом по ходу машины; сиденья снабжены комплектом привязных ремней. Для посадки и высадки десанта служат большой кормовой люк и два прямоугольных люка в крыше корпуса.

Позади мест десантников с левой стороны в средней части корпуса расположен отсек с автономным энергоагрегатом, с правой стороны — короб воздуховода с выдвигающейся воздухозаборной трубой и система очистки наружного воздуха с ФВУ включающей нагнетатель, фильтр тонкой очистки, фильтр-поглотитель и воздуховоды. Воздуховоды дают возможность направленной регулируемой подачи очищенного воздуха в зону рабочих мест. К воздуховодам могут подсоединяться индивидуальные средства защиты органов дыхания — например, полумаски. Каждое универсальное сиденье экипажа в наземном положении («сидя») крепится штангой на кронштейн с внутренней стороны крыши корпуса.

В положении для десантирования оно отсоединяется от кронштейна, опускается на упор, связанный с возвышенным поликом, и откидывается. При десантировании внутри машины десантник, разместившись на сидении, затягивает ремни привязной системы, голову опирает на заголовник сидения, ступни ног — на подножку на полике. Как и в базовой машине, крепление универсальных сидений к крыше увеличивает в наземном положении защищенность десантников при подрыве на мине или фугасе.

Немаловажным новшеством в БТР-МД стала установка на днище в отделении управления и среднем отделении электронагревательных устройств, работающих совместно с электровентилятором и обеспечивающих обогрев обитаемого объема бронетранспортера в режиме рециркуляции. Воздух забирается непосредственно из обитаемого объема и после нагрева подается из-под возвышенного полика (на БМД-3 и БМД-4 такую систему не использовали). Силовой блок, трансмиссия, ходовая часть и органы управления БТР-МД в целом аналогичны БМД-3 (БМД-4).

БТР-МД быстро приспосабливается для решения задач эвакуации раненых или транспортировки грузов снабжения. Для этого в среднем отделении имеются кронштейны и съемные приспособления для установки многоярусных носилок с ранеными, а также устройства для закрепления с помощью привязных ремней с замками различных грузов (ящиков с боеприпасами, емкостей с жидкими веществами и тп.). Кроме кронштейнов и ремней для установки санитарных носилок, вдоль бортов машины в среднем отделении размещаются укладки со средствами оказания первой помощи (например — комплектов «Роза-МТ», кислородных ингаляторов КИ-4, аппарата для искусственной вентиляции легких ДП-10-02 и др.).

Для погрузки и выгрузки перевозимых грузов через кормовой люк могут использоваться съемные аппарели и вытяжные ремни. Для внешней связи служат установленные в передней части корпуса УКВ радиостанции Р-168-5УВ и Р-168-25У, обеспечивающие дальность радиосвязи в движении, соответственно, до 10 и до 20 км. Антенные выводы выполнены на крыше корпуса — у правого борта и у края кормового люка.

Характерно, что БТР-МД имеет ту же боевую массу, что и БМД-3 — 13,2 т. Новая база позволила увеличить грузоподъемность авиадесантируемого бронетранспортера почти в 1,5 раза по сравнению с БТР-Д и практически уравнять ее с более тяжелым плавающим БТР-50П (все эти машины выпускались на ВгТЗ). Плавучесть БТР-МД («Ракушка») обеспечивается водоизмещением корпуса. Откидной волноотражательный щит установлен на верхнем лобовом листе корпуса.

Запас плавучести, устойчивость и высота свободного борта на плаву в сочетании с водометными движителями допускает не только преодоление с хода водных преград с заметным течением, но и десантирование бронетранспортера с десантных кораблей ВМФ и преодоление машиной с десантом или грузом полосы прибоя. При волнении к выдвижной воздухозаборной трубе может присоединяться труба для обеспечения забора воздуха при плаве.

Хотя ТТЗ на разработку средств десантирования для БТР-МД «Ракушка» было выдано еще 1992 г, их создание задержалось еще больше, чем самого БТР-МД. Только после выдачи в сентябре 2009 г. ТТЗ по теме «Бахча-У-ПДС» (для БМД-4) в качестве дополнения было переиздано ТТЗ на создание средств десантирования для авиадесантируемого бронетранспортера.

Тактико-технические характеристики БТР-МД Ракушка

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 13
Производитель: Россия Курганмашзавод

Вес БТР-МД Ракушка

— 13,2 тонн

Размеры БТР-МД Ракушка

— Длина корпуса, мм: 6085
— Ширина корпуса, мм: 3150
— Высота, мм: 2700
— Клиренс, мм: 100…500

Броня БТР-МД Ракушка

— Тип брони: противопульная

Вооружение БТР-МД Ракушка

— Пулемёты: 2 × 7,62-мм ПКТМ

Двигатель БТР-МД Ракушка

— Мощность двигателя, л. с.: 450

Скорость БТР-МД Ракушка

— Скорость по шоссе, км/ч: 71
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 45—50 средняя скорость по сухой грунтовой дороге, 10 на плаву
— Запас хода по шоссе, км: 500
— Запас хода по пересечённой местности, км: 350
— Удельная мощность, л. с./т: 30,3
— Тип подвески: гидропневматическая
— Преодолеваемый подъём, град.: 35
— Преодолеваемая стенка, м: 0,8
— Преодолеваемый ров, м: 1,5
— Преодолеваемый брод, м: плавает

Летающий бронетранспортер: БТР-МДМ «Ракушка»

Российские десантники уже начали получать серийные бронемашины новой модели
Среди новых бронированных машин, продемонстрированных широкой публике на Параде Победы в Москве в 2015 году, были и небольшие, непривычно «безбашенные» транспортеры с эмблемой ВДВ на нижнем переднем броневом листе. Эти малютки — а на фоне новых танков и БМП на платформе «Армата» или тех же БМП и БТР на платформе «Курганец-25» они действительно смотрятся как младшие братья — носят официальное название БТР-МД «Ракушка». И это первый в истории постсоветской России гусеничный бронетранспортер, поступающий на вооружение крылатой пехоты. Именно поступающий: первая партия из 12 бронетранспортеров была передана ВДВ за два месяца до парада — в марте 2015 года. А всего до конца года в войска поступят 62 новые машины этой модели.

Затянувшееся рождение
Как и у многих современных образцов вооружения, поступающих или готовящихся к принятию на вооружение в последний десяток лет, у БТР «Ракушка» очень долгая и непростая история. Впрочем, с учетом того, какие проблемы переживал отечественный ВПК в 90-е, удивляться следует не давности этой истории, а тому, что машина все-таки была доведена до серии, при этом серьезно изменившись, чтобы соответствовать требованиям времени.
Первый гусеничный авиадесантируемый бронетранспортер — БТР-Д, выпускавшийся на базе боевой машины десанта БМД-1, поступил на вооружение советских ВДВ 40 лет назад, в 1974 году. Машина оказалась весьма удачной, отлично показав себя и в Афганистане, и позже в Чечне. Однако уже в начале 90-х стало понятно, что 20 лет беспорочной службы — это отлично, но машина явно морально устаревает. Поэтому в 1992 году военные выдали конструкторам КБ Волгоградского тракторного завода, который выпускал БТР-Д, техническое задание на машину нового поколения.
Как нетрудно догадаться, работы над созданием бронетранспортера по этому заданию сильно затянулись. Патент на БТР-МД, то есть бронетранспортер многоцелевой десантируемый, был выдан 15 марта 2007 года. Основой для него послужила недавно созданная и планировавшаяся к принятию на вооружение БМД-4. А уже через год командование ВДВ выдало новое техническое задание — на создание авиадесантируемого БТР на базе новой БМД-4М, фактически сильно модернизированной БМД-3: военным требовались унифицированные по многим узлам машины. Эта модель, созданная в Специальном КБ машиностроения при Курганском машиностроительном заводе, получила наименование БТР-МДМ, то есть модифицированная. Новая модель впервые была представлена широкой публике в 2013 году на российской выставке вооружений Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Незадолго до этого первые две машины этой модели поступили в войска на испытания, а уже после выставки к ним прибавились еще десять.
Боевая машина десанта БМД-4М во время учений десантников на полигоне Дубровичи в Рязанской области. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
На что способен крылатый бронетранспортер
Традиционно в советской, а потом и российской армии бронетранспортеры, предназначенные для перевозки личного состава, делались колесными, а боевые машины пехоты — гусеничными, поскольку фактически это были легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Исключением были только ВДВ: колесные БТР семейств БТР-60 можно было десантировать только посадочным способом или на специальной платформе. Поэтому и был создан гусеничный БТР-Д на базе БМД-1. Однако основное различие между БМП и БТР сохранилось и тут: за счет облегчения вооружения на машине, которая должна была прежде всего транспортировать личный состав, а не поддерживать его в наступлении, увеличивалось десантное отделение.
Такой подход сохранился и применительно к проектированию БТР и БМП/БМД для современной российской армии. А поскольку одним из основных требований современных вооруженных сил является многофункциональность каждого вида бронемашин, конструкторы пошли по пути унификации, а то и создания единых бронированных платформ. Классическим примером второго варианта являются платформы типа «Армата» и «Курганец-25». А первого — выбор БМД-4М, которая становится основной для российских ВДВ, в качестве платформы для БТР-МДМ.
От своей «старшей сестры» бронетранспортер отличается прежде всего более легким вооружением. БМД-4М вооружена боевым модулем «Бахча-У» с двумя пушками калибра 100 мм и 30 мм и пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Правда, за счет размещения модуля пришлось сократить число десантников на борту: всего пятеро, плюс трое членов экипажа. В новом БТР-МДМ все наоборот: он вооружен только двумя пулеметами ПКТМ калибра 7,62 мм с боезапасом 2000 патронов на каждый (один установлен в дистанционно управляемой установке над креслом командира, второй, курсовой — в лобовом броневом листе справа, почти у самого борта). За счет такого облегчения вооружения БТР-МДМ обслуживается всего двумя членами экипажа и берет в 2,5 раза больше десантников — 13 человек.
Еще одно принципиальное отличие БТР-МДМ от БМД-4М — большое количество люков, позволяющих десанту и экипажу садиться в машину и покидать ее в любых условиях. Над тремя передними сиденьями (в центре водительское, слева от него командирское, справа резервное) — три отдельных люка классической круглой формы. Еще два, прямоугольные, расположены над сиденьями для десанта и открываются вверх и вбок. Плюс кормовой люк, самый широкий, который может использоваться на ходу как бронированный щиток: он открывается вперед-вверх, и под его прикрытием десант может вести огонь из личного оружия.
БТР-МДМ «Ракушка» на 10-й международной выставке вооружений Russia Arms Expo — 2015 на территории Нижнетагильского государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники
БТР-МДМ «Ракушка» на 10-й международной выставке вооружений Russia Arms Expo — 2015 на территории Нижнетагильского государственного демонстрационно-выставочного центра вооружения и военной техники.
Одна машина — пять вариантов
Неопытному человеку, пожалуй, не отличить волгоградский БТР-МД от курганского БТР-МДМ. Численность экипажа и десанта у них одинаковые, общая компоновка и конструкция машин тоже не отличаются: спереди — отделение управления, в середине — десантный отсек, сзади — моторно-трансмиссионное отделение. Обе машины имеют одинаковый изменяемый клиренс от 100 мм (минимальный) до 500 мм (максимальный); при этом рабочий клиренс составляет 420 мм. Сходны и показатели движения: скорость по шоссе — 70 км/ч, по пересеченной местности — 45–50 км/ч, по воде (бронетранспортер имеет два водометных движителя) — 10 км/ч.
А вот характеристики двигателя и гусеничного движителя наделяют их разными возможностями. Волгоградский БТР-МД имеет ходовую часть от БМД-4 и такой же двигатель мощностью 450 л.с., а курганский БТР-МДМ — стоящий на БМД-4М двигатель мощностью 500 «лошадок», что наделяет его большей удельной мощностью: 34 л.с. на тонну массы против 30 у БТР-МД. И хотя скорость у обеих машин одинаковая, курганский бронетранспортер способен, например, резче стартовать и резче разворачиваться, что в боевых условиях может иметь важное значение. Подвеска и гусеницы у БТР-МДМ тоже более надежны, чем у варианта МД. Есть и еще одно преимущество у машины производства Курганского машиностроительного завода: гораздо более существенная противоминная защита, что в последние несколько лет является решающим фактором.
Как говорят представители ВДВ, в общей сложности за ближайшие десять лет они должны получить не менее 250 БТР-МДМ различных модификаций. И далеко не все из них будут именно бронетранспортерами, предназначенными для перевозки личного состава. БТР-МДМ изначально разрабатывался как машина, на базе которой быстро и без особых хлопот можно оборудовать бронетранспортеры различного назначения. Уже сейчас известно, что, кроме собственно БТР-МДМ, воздушно-десантные войска получат также бронированный санитарный транспортер БММ-Д1, бронированную машину медицинского взвода БММ-Д2 и перевязочную медицинскую машину БММ-Д3 на удлиненном семикатковом шасси. Кроме того, на базе БТР-МД может быть смонтирован модуль разведки и управления (десантируемый вариант получил индекс МРУ-Д) из состава комплекта средств автоматизации ПВО тактического звена «Барнаул-Т».