Черников Михаил Юрьевич генерал майор

Главный гаишник покинул свой пост после проверки ФСБ

Несмотря на многочисленные опровержения МВД о готовящейся отставке 61-летнего главного гаишника России Виктора Нилова, в среду он официально лишился своего поста по указу президента Владимира Путина. По данным Лайфа, поводом для этого могли стать вопросы к генералу со стороны спецслужб по исполнению Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Источники Лайфа в правоохранительных органах говорят, что новым начальником ГИБДД может стать один из самых молодых генералов в системе МВД — Михаил Черников. С 2015 года он руководит УМВД России по Хабаровскому краю и считается человеком из команды главы МВД Владимира Колокольцева.

Интрига вокруг возможной отставки главы ГИБДД МВД России Виктора Нилова длилась недолго. Две недели назад появились сообщения о том, что генерал-лейтенант написал заявление об увольнении и начал сдавать дела. Сразу после этого источники из МВД стали опровергать сообщения о возможной отставке генерала, пояснив, что он находится на рабочем месте и уходить никуда не собирается.

Решение об отставке людей такого ранга принимает только президент России, и 29 марта 2017 года такой указ был подписан. Сразу после ухода Виктора Нилова врио руководителя ведомства стал его заместитель, генерал-лейтенант Владимир Швецов. Коллеги называют его старейшим и уважаемым руководителем в структуре Госавтоинспекции.

Сейчас руководство МВД перебирает возможные кандидатуры на пост главного гаишника России. По данным Лайфа, пока предпочтение отдаётся 42-летнему генерал-майору полиции Михаилу Черникову, который сейчас руководит УМВД по Хабаровскому краю. Его перебросили туда в феврале 2015 года из ГУ МВД по Ставропольскому краю «поднимать» работу полицейских, потому что по итогам прокурорской проверки за 2014 год региональное УМВД получило «неуд».

Черников родился 11 января 1974 года в Ачинске. Имеет два высших образования, окончил Красноярский государственный университет по специальности «юрист». Он мастер спорта СССР по гиревому спорту, кандидат в мастера спорта по дзюдо. Службу в ОВД начал с 1995 года в должности автоинспектора УВД Ачинска. В 2006 году утверждён на должность начальника УГИБДД по Красноярскому краю, а в мае 2011 года назначен замначальника ГУ МВД по Ставрополью.

— Первый этап согласования кандидатуры Черникова прошёл в УСБ, и документы уже направлены в центральный аппарат МВД России, — рассказал источник Лайфа.

Что касается причин отставки Виктора Нилова, то они пока не озвучиваются. На первый взгляд, всё у него было хорошо. На последней коллегии по итогам 2016 года глава МВД Владимир Колокольцев хвалил Нилова и его подчинённых. Он отметил улучшение в целом ситуации на дорогах, о чём свидетельствует сокращение числа ДТП, а также раненных и погибших в них. По словам Колокольцева, всё это стало продолжением устойчивой положительной динамики. Начиная с 2013 года смертность на российских дорогах снизилась более чем на четверть. На той же коллегии президент Владимир Путин указал гаишникам направления борьбы: хамство на дорогах, угроза для жизни людей, пьяные за рулём.

По данным Лайфа, причина отставки Нилова может быть связана с другой темой — исполнением Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах», на которую из бюджета выделено 35,6 миллиарда рублей.

— В конце прошлого года ГИБДД России проверяла ФСБ. В первую очередь ревизоров интересовало исполнение федеральной программы. Во время проверки к Нилову и другим высокопоставленным руководителям ГИБДД появилось много вопросов, — рассказал Лайфу источник в спецслужбах.

По его словам, проверяющие обнаружили многочисленные случаи нецелевого использования казённых денег, а также явно коррупционные схемы.

— Например, по документам в некоторых регионах центры фиксации нарушений и обработки информации были оснащены по последнему слову техники, однако на деле дорогого оборудования там не было и в помине. Таким образом, деньги растворились, — рассказал источник.

Претензии у чекистов были и по крупным проектам федеральной программы, и по мелочам. Например, в ежегодный бюджет программы было заложено 70 миллионов рублей на продвижение и пропаганду программы в СМИ. По словам источника, судя по документам и актам, гаишники тратили кучу денег на изготовление программ и публикаций, однако всё это делали в рамках своих служебных обязанностей сами журналисты.

По словам источника, теперь по материалам проверки могут быть приняты процессуальные решения, в том числе и заведены уголовные дела.

Напомним, что ФП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах» является наследием экс-президента Дмитрия Медведева, который, ещё будучи главой государства, в 2012 году поручил разработать комплекс мер по снижению смертности на дорогах. Распоряжение было связано с неутешительными показателями аварийности на российских дорогах: по официальным данным ГИБДД, в 2012 году произошло 203,5 тыс. аварий, в которых в общей сложности погибло почти 30 тыс. человек и пострадало ещё 258 тыс. Подобное состояние аварийности власти оценили как катастрофическое.

Главная цель программы — снижение смертности на дорогах. Программа состоит из нескольких основных пунктов: развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения, повышение безопасности дорожных условий, развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения деятельности сотрудников, обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении и повышение уровня технического состояния автомобилей.

Бороться со смертностью планируется с помощью разных мер, большинство из которых напрямую не связаны с дорогами и движением. Так, планируется построить специализированные образовательные центры для детей, ввести в детсадах и школах программы по изучению Правил дорожного движения, издать информационные брошюры и листовки, обучить спасателей МЧС особенностям работы на месте ДТП, провести специальные семинары для сотрудников МВД, защитить пешеходов светоотражающими фликерами.

В рамках программы планируется построить пешеходные переходы, установить на дорогах системы видеонаблюдения и создать три федеральных центра по переподготовке кадров. Особый акцент будет сделан на автоматизацию работы ГИБДД: так, за семь лет планируется поставить в населённых пунктах и на дорогах федерального значения четыре тысячи систем автоматического контроля за четыре миллиарда рублей.

Первоначально ГИБДД просило из бюджета на программу около 100 миллиардов, чем вызвало недовольство в Минфине. Бюджет программы регулярно меняется, и в 2016 году премьер Дмитрий Медведев утвердил его в размере 35,6 миллиарда.

Эксперты всегда неоднозначно оценивали эту программу. По их мнению, вместо долгожданных мер по обустройству дорог, организации удобных развязок и обеспечения безопасного вождения акцент в программе сделан фактически только на пропаганду. Эксперты говорили, что эти меры не дадут ожидаемого от программы эффекта — снижения уровня ДТП со смертельным исходом почти на 30%.

61-летний генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов начинал свою карьеру в 1977 году инженером третьего отдела УГАИ ГУВД Леноблгорисполкома. На должность главного госавтоинспектора России пришёл шесть лет назад, когда его предшественник Виктор Кирьянов стал заместителем министра внутренних дел по безопасности на транспорте.

До этого с 2009 года Нилов был его стратегическим замом, курировал вопросы аналитики, причин ДТП и стратегии для их уменьшения.

Право руля

Михаил Юрьевич, от нового начальника все всегда чего-то ждут. Либо реформ, либо стабильности. А нас ждут реформы?

Михаил Черников: Наша цель — обеспечить безопасность на дорогах и комфортность передвижения наших граждан. Общеизвестно, что основная задача любой реформы — это изменение сознания людей, в нашем случае это отношение к соблюдению ПДД. Одна из главных проблем сегодня — агрессия на дорогах. Ее надо решать как на законодательном уровне, так и на уровне профилактики, убеждения, пропаганды. Потому что агрессивное поведение водителей затрагивает многих участников дорожного движения. Уже есть непосредственная законодательная инициатива.

Что вы имеете в виду?

Михаил Черников: Это проект поправок в кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают ответственность за так называемое «опасное вождение». Напомню, что это понятие уже введено в Правила дорожного движения, а вот ответственность за это нарушение пока не предусмотрена.

Мы с коллегами будем работать над этим проектом и добиваться в дальнейшем того, чтобы инспектор ДПС мог применять новые положения КоАП правильно и без лишних конфликтов с участниками дорожного движения. Но административное воздействие — лишь одна из составных частей профилактики. Самое главное, на мой взгляд, — убеждать участников дорожного движения, что они не одни на дороге и от их поведения зависит как собственная жизнь, так и жизни людей, которые их окружают.

Госавтоинспекция нуждается в реформировании?

Михаил Черников: Сейчас о реформировании говорить рано. Госавтоинспекция — служба с уже сложившейся историей. Сегодня ей исполняется 81 год. Чтобы проводить кардинальные изменения, нужно сначала определить, что негативно влияет на работу, что снижает результаты деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Сейчас в стране широко распространена автоматическая фотовидеофикасация нарушений. Многие конфликтные ситуации между участниками дорожного движения и инспекторами уже исключены.

Какие угрозы на дорогах для вас — главные?

Михаил Черников: Если брать в целом по спектру дорожно-транспортных происшествий, где есть пострадавшие, мы реально понимаем, что главная опасность — это водители в состоянии опьянения. Они не контролируют себя, не осознают, что ехать нужно так, чтобы не причинить вред окружающим. Когда гражданин в состоянии опьянения садится за руль, это порой приводит к непоправимым последствиям. И здесь надо приложить все усилия, чтобы не допустить появления таких водителей на дорогах.

К сожалению, фотовидеофиксацией этого не сделаешь. Выявить такое нарушение, пресечь его может только инспектор на дороге. Сегодня принимаются все меры в отношении нетрезвых водителей. В Госдуме рассматривается законопроект, который усиливает ответственность за отказ от медицинского освидетельствования. Он предусматривает увеличение штрафа и срока лишения права управления. Необходимо также найти способы и меры пресечения управления транспортным средством водителей, которые находятся в утомленном состоянии. Это также довольно часто приводит к тяжким авариям.

Выходит, главная проблема и первоочередная задача — это борьба с пьяными и усталыми водителями?

Михаил Черников: Это лишь часть задач, требующих решения. Я бы отметил еще одну из составляющих безопасности — уровень подготовки наших водителей. Зачастую он оставляет желать лучшего. Часто так бывает, что при возникновении опасности водитель теряется и не может предпринять все возможные меры, чтобы предотвратить ДТП. Важно в значительной мере уделить внимание при обучении будущих водителей вопросам психологической подготовки. Кроме того, необходимо дальнейшее профессиональное совершенствование водителей.

Их психология также должна учитываться при повышении квалификации. То, что человек получил водительское удостоверение, не означает, что он полноценно готов в качестве водителя двигаться в транспортном потоке. Надо накатывать километры, повышать свой уровень.

То есть возникают вопросы к автошколам?

Михаил Черников: За подготовку кандидатов в водители отвечают образовательные организации. К сожалению, бывает так, что автошколы выпускают водителей, штампуя их, без каких-либо методов подготовки к участию в дорожном движении, просто натаскивая их на билеты, собирая с них деньги и выдавая свидетельство об окончании. Не думая об их дальнейшей судьбе и о том, как они поведут себя на дороге. И работе именно с начинающими водителями Госавтоинспекцией будет уделяться особое внимание.

С поборами на трассах продолжите бороться?

Михаил Черников: Еще одна задача — необходимость принятия мер против коррупции на дорогах. Госавтоинспекция — это надзорный орган за безопасностью дорожного движения. Инспекторы составляют административные материалы, привлекают к административной ответственности. Никому не нравится, когда его наказывают. Но когда это сделано правильно и когда участник дорожного движения понимает, что он нарушил ПДД и за это понес наказание, — это уже другой подход.

Сегодня видеорегистраторы фиксируют их поведение. Мы видим, сколько сегодня выкладывается в Интернете свидетельств тех или иных нарушений этических норм как со стороны сотрудников, так и водителей. Эти нарушения пресекаются и будут пресекаться. Каждый участник дорожного движения, в том числе и инспектор, должен осознавать, что находится под видеоконтролем.

Каждый участник движения, в том числе и инспектор, должен осознавать, что находится под видеоконтролем

Но есть и вторая составляющая. Сотрудник должен понимать участника дорожного движения и стараться, в первую очередь, предупредить правонарушение, а привлечение к ответственности — это одна из исключительных норм. Необходимо поменять правосознание сотрудника. Важно, чтобы сотрудник полиции стал помощником на дороге. И над этим мы будем работать. Нужно, чтобы доверие к сотруднику Госавтоинспекции возрастало.

На новой должности вам предстоит в том числе готовить и выпускать различные нормативные акты. Есть уже какие-нибудь проекты?

Михаил Черников: Сейчас уже шесть законодательных инициатив, подготовленных главком, находятся на рассмотрении. Приоритетом при подготовке таких документов является прежде всего безопасность и комфорт участников дорожного движения.

А как насчет материального обеспечения вашей службы?

Михаил Черников: Необходимо много вопросов решать в части обеспеченности личного состава материально-техническими средствами, и в этом руководство МВД России нас поддерживает. Мы сегодня, например, рассматривали с нашим Научно-исследовательским центром проблем безопасности дорожного движения изменение форменной одежды для инспекторов.

Неужели собираетесь форму изменить?

Михаил Черников: Не изменить. Сделать так, чтобы она была более удобной для сотрудника. Чтобы использовался хороший качественный материал, соответствующий климатическим условиям. Чтобы были световозвращающие элементы, которые позволят в ночное время работать безопасно на дорогах.

Михаил Черников: Сотрудник в первую очередь должен стараться предупредить нарушение. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

В Москве, в отличие от регионов, огромное количество общественных организаций, которые стараются облегчить жизнь водителям, отстаивают их права, предлагают различные новации. Как вы будете работать с ними?

Михаил Черников: У меня уже запланирована встреча со многими общественными организациями. И здесь, в этом кабинете за «круглым столом» обсудим возможность дальнейшего, надеюсь, плодотворного, взаимодействия. Зачастую в таких общественных организациях много молодых водителей. У них есть хорошие рациональные предложения. Каждая из этих общественных организаций желает только благо. Может, иногда это преподносится с некоторой эмоциональностью и поэтому воспринимается не так позитивно. Но мы будем системно встречаться, обсуждать друг с другом вопросы и замечания, которые возникают в области безопасности дорожного движения.

То есть решать все вопросы во взаимодействии?

Михаил Черников: Обязательно.

Что вы еще планируете сделать как новый руководитель?

Михаил Черников: Я человек, который не любит сидеть на месте. Буду знакомиться с положением дел в регионах, выезжать на места, изучать положительный опыт. Его невозможно понять через цифры, через аналитику. Надо воочию смотреть и встречаться с людьми.

Я в Хабаровске в выходные дни на работу в общественном транспорте ездил. Там реально понимаешь, какие проблемы существуют, о чем говорят люди, чувствуешь себя в социуме. Сегодня много вопросов и нареканий по общественному транспорту, качеству предоставления услуг по перевозке пассажиров. Можно сто раз говорить, читать, смотреть, приводить статистику, а понять, в чем проблематика, можно только на личном опыте. И те общественники, которые сегодня выступают, предлагают хорошие здравые идеи. Надо их поддерживать.

Мы постараемся максимально предметно общаться с участниками дорожного движения, которые заинтересованы в повышении безопасности на дорогах. И в дальнейшем, исходя из этого, будем готовить предложения для издания нормативно-правовых актов, которые позволят положительно повлиять на дорожную безопасность.

Вы сами водить автомобиль любите?

Михаил Черников: Да.

Часто за рулем ездите?

Михаил Черников: Люблю ездить за рулем, стараюсь это делать, если есть возможность.

Предпочитаете скоростную езду?

Михаил Черников: В основном комфорт, само движение. Скорость — непосредственно там, где это возможно. В Красноярском крае есть «Красное кольцо» — скоростная трасса. Зачастую приходилось там бывать, управлять автомобилем на этом спортивном сооружении. И тем участникам дорожного движения, которые агрессивно себя вели — стритрейсеры, драгрейсеры, — мы предложили использовать возможности этого спортивного объекта. Эффект был ошеломляющий. Большинство перешло с дорог на спортивную трассу.

Как сегодня обстоят дела с кадрами в вашем ведомстве, учитывая недавние сокращения?

Михаил Черников: Действительно, хотелось бы увеличить плотность наших нарядов. Но, с другой стороны, развитие системы фотовидеофиксации, а также электронной системы «Безопасный город» позволило сделать наши наряды мобильными и направлять их на наиболее аварийные участки. Думаю, что в рамках сегодняшнего штатного построения личного состава мы сможем достойно выполнить поставленные перед нашей службой задачи.

3 июля Госавтоинспекция отмечает очередной день рождения — 81 год существования. Что бы вы пожелали сотрудникам?

Михаил Черников: От себя, от руководства Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, от Совета ветеранов от всей души поздравляю личный состав Госавтоинспекции нашей страны с профессиональным праздником.

81 год: много это или мало? В части развития транспорта в мире это, конечно, определенный этап и история. И очень приятно, что те, кто стоял у истоков организации дорожного движения, и сегодня в наших рядах. Это ветераны. Низкий поклон им за то, что они сделали. Личному составу Госавтоинспекции хотелось бы пожелать безопасности на дорогах. Чтобы они видели, как наши потоки транспортных средств двигаются, и это вызывало бы у них только теплые, хорошие чувства, чтобы было взаимопонимание с участниками дорожного движения.

Желаю добра и мира в семьях, чтобы сотрудники Госавтоинспекции приходили на работу и возвращались с нее, получив удовольствие от проведенного рабочего времени. И конечно же, чтобы по окончании работы они приходили домой живыми и здоровыми.

визитная карточка

Михаил Юрьевич Черников родился в городе Ачинске Красноярского края. На службу в Госавтоинспекцию пришел после окончания Красноярского инженерно-строительного института в 1995 году. Институт окончил по специальности инженер-строитель. Дипломный выпускной проект — организация дорожного движения на участке дороги «Байкал».

Начал работу в ГАИ с должности госавтоинспектора дорожного надзора. Далее — командир роты ДПС, начальник ГАИ города Ачинска, начальник милиции общественной безопасности, исполняющий обязанности начальника милиции Ачинска.

В 2006 году был назначен начальником управления Госавтоинспекции по Красноярскому краю. В должности проработал пять лет. После чего был переведен в Ставропольский край на должность заместителя начальника главного управления МВД РФ по Ставропольскому краю.

Проработал четыре года и был назначен руководителем Главного управления МВД России по Хабаровскому краю.

Указом президента России от 17 июня 2017 года назначен на должность начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

Генерал-майор полиции.

По его словам, с первых дней работы он понимал, что Госавтоинспекция — служба довольно самостоятельная, приносит добро людям на дорогах. Но и проблемы есть, которые необходимо решать.

Путин уволил начальника ГИБДД по Москве

Президент России Владимир Путин освободил от должности начальника Управления ГИБДД ГУ МВД РФ по Москве генерал-майора полиции Виктора Коваленко, соответствующий указ глава государства подписал в среду 1 мая.

Реклама

Рапорт об отставке сам Коваленко подал еще в прошлом месяце, об этом он объявил в ходе встречи с личным составом. Тогда же он поблагодарил коллег за совместную работу. Вопрос об увольнении правоохранителя обсуждался на совещании начальства федеральной госавтоинспекции.

Отметим, что Коваленко 53 года. Он служит в МВД уже более 30 лет, а столичное управлении ГИБДД возглавляет в течение четырех лет. Временно исполняющим обязанности начальника Управления ГИБДД по Москве назначили 41-летнего полковника Алексея Диокина — ранее занимавшего пост замначальника Управления ГИБДД по Москве.

Не исключено, что оставление поста силовиком связано с громким ДТП, произошедшим в конце марта на Можайском шоссе на западе Москвы. Тогда столкнулись автомобили Mercedes Gelandewagen и «Нива». Пассажиры отечественного авто — мать и ее 14-летняя дочь — погибли на месте, находившийся за рулем глава семьи получил тяжелые травмы. Водитель Gelandewagen — Муслим Джамбеков — скрылся с места ДТП.

После этого инспектор ГИБДД Москвы капитан Олег Новоселов был уволен за то, что отпустил с места виновника аварии – уроженца Чечни. Об этом рассказал глава МВД России Владимир Колокольцев. По его словам, для проверки действий полиции была создана специальная комиссия. Кроме того, коллега Новоселова лейтенант Виталий Федоров получил предупреждение о неполном служебном соответствии.

Еще несколько сотрудников также получили предупреждения о неполном служебном соответствии. Среди них был как раз и Виктор Коваленко. Заместителю Коваленко и начальнику отдела УГИБДД объявили строгие выговоры, передает НСН.

«Еще раз такое повторится, будет еще один подобный случай — начальник ГИБДД Москвы лишится своей должности», — пообещал министр внутренних дел России.

Позже глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров обратился к Джамбекову с требованием сдаться силовикам.

«Если ты действительно чеченец, мужчина, мусульманин, нужно отвечать за содеянное, а не позорить народ и свой род. Со всей ответственностью предупреждаю о необходимости незамедлительности явиться в полицию, где бы ты ни находился. Иначе тебя не простит народ, станешь изгоем в обществе. Это ты заслужил своим недостойным поведением», — написал Кадыров в своем телеграм-канале.

В сообщении Кадыров указал, что Джамбеков «готов понести любое наказание, предусмотренное законом, утверждает, что глубоко сожалеет о случившемся», передает ФАН.

Он отметил, что скрыться преступнику не удастся. После этого поста Джамбеков явился к чеченским силовикам. Позже суд арестовал его, и виновник ДТП был доставлен в Москву. 30 марта Дорогомиловский районный суд арестовал Джамбекова до 25 мая. Ему грозит до 5 лет лишения свободы.

Вскоре Госдума приняла законопроект об ужесточении наказания для виновников аварии, скрывшихся с места смертельного ДТП. Внесенная правительством Российской Федерации инициатива «фактически приравнивает» наказание к ответственности за совершение ДТП в пьяном виде.

«Ужесточение наказания направлено на восстановление справедливости. Те, кто сбежал с места ДТП, в котором пострадали или погибли люди, сейчас несут меньшую ответственность, чем те, кто остался и сдал тест на алкоголь», — заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Он добавил, что принятие Думой законопроекта поспособствует профилактике аварий и дорожной безопасности.

Новый закон предусматривает поправки к частям 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»).

Если водитель сбежал с места ДТП, причинив тяжкий вред здоровью пострадавших, то ему будет грозить лишение свободы сроком до 4 лет. Если в аварии погибнет человек, то сбежавший водитель получит от 2 до 7 лет заключения. При гибели двух и более человек скрывшийся с места происшествия виновнику трагедии назначат срок от 4 до 9 лет лишения свободы.