Езда по обочине

Содержание

Повторяем ПДД. Все случаи, когда можно ездить по обочине

Движение автомобилей по обочине запрещено. Вот и пункт 9.9 Правил дорожного движения об этом говорит. Правда, как это обычно бывает, у каждого правила есть исключения. Существуют они и в этом случае.

Перерыв на рекламу

Ряд обстоятельств, по которым водитель смело заворачивать на обочину, описывается в том же пункте ПДД, который указан выше. По обочине могут ехать машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также транспортные средства, подвозящие грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда. Разумеется, выезжая на обочину, водитель должен обеспечить безопасность движения.

Кто может ездить по обочине?

По обочине могут двигаться велосипедисты в возрасте старше 14 лет. Но лишь в том случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части (пункт 24.2 ПДД РФ). В пункте 24.7 ПДД право двигаться по обочине получил также и водитель мопеда, но лишь в том случае, если он не создает помех пешеходам.

Есть в ПДД пункт 25.2, который разрешает двигаться по обочине гужевым повозкам (саням), верховым и вьючным животным, но только в один ряд и возможно правее. Кроме того, эти категории транспорта не должны создавать помех пешеходам.

Слово «обочина» также встречается в пункте 8.8 ПДД. В нем говорится о том, что водитель автомобиля может заезжать на обочину для разворота вне перекрестка в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Чем грозит движение по обочине?

Во всех остальных случаях движение по обочине попадает под часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ, предписывающую наказывать водителя за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги штрафом в размере одной тысячи пятисот рублей.

Интересная деталь: нечаянное пересечение автомобилем сплошной линии, разделяющей проезжую часть и обочину, также влечет наказание, но уже по другой статье – 12.16 КоАП часть 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Другими словами, если вы едете по обочине, готовьтесь к тому, что ваш кошелек опустеет на 1,5 тыс. рублей, а если кратковременно пересекли сплошную линию разметки – на 500 рублей.

Объезд препятствия

А что делать, если проезжая часть состоит из одной полосы и обочины и на ней образовалось препятствие?

Сначала определимся с тем, что такое препятствие. Препятствие – это (пункт 1.2 ПДД) неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил, препятствием не является.

В этом случае водитель должен двигаться в направлении объезда, обозначенном предписывающими знаками. Если их нет, следует объехать препятствие по обочине. Если это невозможно, то по встречной полосе.

Может ли внезапно появившийся на месте инспектор ДПС оштрафовать вас по статье, запрещающей двигаться по обочине? Может. В этом случае вам следует заявить, что выезд на обочину был вынужденным из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. Если он продолжает настаивать, заявите, что он сам, нехороший человек, не принял все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия — этого требует Административный регламент МВД в области контроля за безопасностью дорожного движения. Пообещайте, что сообщите начальству о том, что он стоял и бездействовал вместо того, чтобы «на капу жать»… А еще скажите, что в случае наложения штрафа вы обязательно обжалуете его действие через суд. А прямо сейчас вы намерены позвонить в службу собственной безопасности и сообщить о том, как он «беспредельничает»…

Запишите его фамилию, зафиксируйте его данные, требуйте составления протокола и составления подробной схемы места нарушения. Наконец, сфотографируйте место, где присутствует непреодолимое препятствие на дороге.

Ложки не существует

И последнее. Асфальтированной обочины нет, если она никак не обозначена. Инспектор утверждает, что она есть – только краска стерлась. Не ведитесь на этот развод. В этом случае обочина – это всего лишь расширенная дорога, по которой могут передвигаться любые транспортные средства (в отсутствие соответствующих запрещающих знаков).

Можно ли ездить по обочине дороги

Практически каждый водитель, живущий в большом городе, знает, что такое пробки на дороге. Многие сталкиваются с ними практически ежедневно. Отчаявшись, особо нетерпеливые водители прибегают к радикальным мерам: они выезжают на обочину, объезжая всю колонну, а потом встраиваются обратно, экономя своё время. Но такие манёвры делать запрещено, и они караются законом.

Что такое обочина в ПДД

В ПДД «обочина» обозначается как участок дороги и проезжей части, который находится сбоку рядом с ней. Обочина состоит из другого покрытия и также обозначена отметкой. Она необходима для передвижения по ней людей на велосипедах, пешеходов и т. д.

Водителям машин на обочине разрешено только совершать остановку. Соответственно, если можно останавливаться, то и выезжать с неё на дорогу тоже разрешено. Правилами дорожного движения не дозволено именно ездить по ней, об этом говорит пункт 9.9 ПДД. Впрочем, несмотря на то, что запрет есть, многие его нарушают — потому, что мера наказания за такое действие выглядит не особо существенной.

Однако нужно помнить, что нарушение может привести к ДТП. А согласно постановлению Верховного суда РФ, при ДТП с участием автомобиля, который ехал по обочине, виновным будет в любом случае управляющий им человек.

Знаете ли вы? Первым водителем, арестованным в США за превышение скорости, стал нью-йоркский таксист Джейкоб Джерман — 20 мая 1899 года он разогнался до 12 миль в час (около 19 км/ч). Виновника задержали, однако вскоре отпустили, поскольку выяснилось, что законы, по которым его можно было бы обвинить, ещё… не приняты.

Штраф за езду по обочине

Всем водителям известно, что за любое нарушение ПДД нужно нести ответственность. За езду по обочине водителю выписывают штраф, так как это считается нарушением административного характера. В 2019 году размер штрафа за данное нарушение являет собой всего 1500 рублей.

С точки зрения автомобилистов, которые привыкли к большим тратам денег на обслуживание машины, эта сумма является совсем небольшой, поэтому многие водители не соблюдают правила дорожного движения, игнорируя все запреты. Этим они могут создавать аварийную обстановку на определённом участке дороги. В связи с этой ситуацией, многие требуют радикального повышения размера штрафа.

Однако большая сумма взыскания за данное нарушение даст хорошие результаты лишь тогда, когда водители станут понимать, что избежать наказания не удастся. Поэтому сейчас в России во многих местах уже установлены камеры видеонаблюдения, чтобы наблюдать за скоростью машин и соблюдением правил дорожного движения. Данный способ контроля поможет уменьшить количество правонарушений.

Сумма штрафа существенно вырастет, если водитель двигался по левой стороне дороги, тем самым навлекая на себя обвинение в движении по встречной полосе. В таком случае придётся уплатить 5 тыс. рублей, или же расстаться с правами на срок 4–6 месяцев. Однако подобное нарушение происходит нечасто.

Порядок фиксации нарушения

Данными нарушениями и их документацией занимаются работники ГИБДД. Для того, чтобы подтвердить нарушение, они составляют протокол, а уже после него выносится постановление о соответствующем наказании. Оштрафовать виновного может сам сотрудник автоинспекции, а вот дела о лишении прав решаются только через суд.

Если работник ГИБДД не имеет свидетелей, то водитель может опровергнуть штраф, — это значит, что постановление ничем не подкреплено, кроме наблюдений одного сотрудника. Также правонарушение может быть зафиксировано камерой, установленной для наблюдения порядка на дороге. В таком случае нет смысла доказывать свою правоту, можно лишь попытаться найти очень вескую причину совершения данного поступка.

Важно! Оспорить данные видеофиксации можно лишь тогда, когда в материалах есть неточности или какие-то повреждения документа.

Кому можно передвигаться по обочине

Правила дорожного движения не предусматривают полный и категорический запрет на езду по данному участку, так как существуют некоторые исключения для строго определённых видов транспорта.

Список транспорта, который может двигаться по обочине:

  • в очень редких случаях это могут быть водители мопедов;
  • иногда велосипедисты, но только те, которым больше 14 лет;
  • гужевой транспорт или сани — потому что они имеют очень низкую скорость и, двигаясь по дороге, тормозят весь другой транспорт;
  • исключением из правил о движении автомобилей есть коммунальные транспортные средства со специальными сигналами.

Передвижение по обочине велосипедов

Ездить по дорожкам для велосипедов, если они есть, имеют право велосипедисты, которым больше 14 лет. Когда велосипедных дорожек нет, им можно передвигаться по правой стороне дороги. Бывают случаи, когда дорога очень перегружена, что случается в больших городах довольно часто. Тогда допустимо движение по обочине.

Важно! Если велосипедисту нет 14 лет, он может передвигаться лишь по тротуару или по территории жилой зоны.

Езда по обочине мопедов

К водителям мопедов и так называемых скутеров, которые в ПДД причислены к мопедам, требования менее суровы, чем к владельцам авто. Тем не менее правила дорожного движения обязательны и для них.

Самое главное правило, которое стоит выучить в первую очередь, — это то, что для мопедов на дороге предназначена только крайняя правая часть, причём им следует держаться как можно правее. Движение по обочине допустимо лишь в том случае, если при этом не возникают помехи для пешеходов.

Итак, теперь вам известно, что есть некоторые виды транспорта, которым допустимо ехать по обочине, однако обычный автомобиль к ним не относится, и передвижение на нём по этой части дороги категорически запрещено. Нужно всегда помнить, что, нарушая ПДД, вы рискуете как своим здоровьем, так и жизнью других людей.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Swink ›
Блог ›
Езда по бездорожью

Каждый человек любит общаться с природой, но обязательно встречает на своем пути препятствия, которые без определенного навыка не преодолеешь. Если нет опыта, приходится тратить много времени и сил, чтобы проехать сотню, а то и десяток метров. Это могут быть снежные или песчаные заносы, брод или глубокая лужа, скользкий подъем или косогор, размытая дорога или с глубокой колеей. Умение приходит со временем, а сократить его поможет знание основных приемов, найденных водителями и подсказанных самой жизнью. Способность преодолевать то или иное препятствие ограничена рядом факторов: тяговым усилием, которым располагают ведущие колеса; сцеплением их с грунтом; расстоянием от опорной плоскости колес до низшей точки автомобиля (дорожный просвет), высотой расположения и защищенностью узлов, которые боятся воды (распределитель, катушка зажигания, свечи и выхлопная труба).

Несколько слов следует сказать об усилии на ведущих колесах. Существуют такие понятия, как крутящий момент и передаточные числа трансмиссии. Эти параметры заложены конструктором. Изменять их оптимальные значения может каждый водитель, варьируя частоту вращения коленчатого вала двигателя и включая ту или иную передачу коробки передач. Когда же приходится использовать максимальное значение этих параметров? При движении по мягкому грунту, когда колеса погружаются глубоко, но не буксуют. Вот перед задними и передними колесами образовались валики. Колеса их частично подминают, частично толкают перед собой. На эту работу тратится почти вся энергия двигателя. Когда она иссякнет, частота вращения коленчатого вала двигателя и скорость автомобиля снижаются несмотря на усиленное нажатие на педаль акселератора. В трансмиссии возникают рывки. Автомобиль в изнеможении затихает, не в силах побороть сопротивление. Что можно предпринять в такой ситуации? Прежде всего, следует максимально облегчить автомобиль, высадив пассажиров или сняв груз. Затем нужно плавно отъехать назад и также плавно, разогнавшись, «протаранить» образовавшееся препятствие.

Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической коробкой передач, не пытайтесь раскачивать забуксовавшую машину.

Прежде всего, разберемся, что следует понимать под термином «раскачка». Каждый, кто когда-нибудь вытаскивал застрявшую машину, знает, что, если не удалось это сделать с первого раза, следует ее толкать синхронно с собственной частотой колебаний в накатанном углублении. Амплитуда движений при этом возрастает, И в какой-то момент колеса перекатываются через препятствие.

Такого же результата можно достичь, если синхронно с раскачиванием автомобиля переключать первую и заднюю скорости, «подталкивая» его двигателем. Поскольку период собственных колебаний застрявшей машины редко превышает секунду, работать рычагом коробки передач приходится с максимальной интенсивностью. Но механическая коробка тем и хороша, что включается практически мгновенно. «Автомат» же более «задумчив», после перевода рукоятки селектора ему необходимо несколько десятых долей секунды. Некоторые конструкции позволяют сократить этот промежуток, увеличив обороты двигателя еще до полного соединения передачи. Но при этом включение передач происходит более жестко, а нагрузка на фрикционы коробки многократно возрастает.

Часто выбраться из глубокой колеи мешают повернутые передние колеса. Иногда достаточно установить их прямо, чтобы автомобиль сдвинулся с места. Иногда, чтобы выехать из глубокой колеи, недостаточно повернуть колеса. В этом случае надо лопатой прокопать пологий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.

Подъезжая к труднопроходимому участку дороги, постарайтесь вспомнить, что чем больше инерция автомобиля, чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и ниже передача, тем большее сопротивление может преодолевать автомобиль. Поэтому, заранее оценив серьезность препятствия, найдите такой режим движения, чтобы проскочить весь участок с ходу. Конечно, на пути может встретиться такой грунт, песок или снег, что колеса увязнут по ступицу и автомобиль сядет на днище. Чтобы этого не случилось, предварительно по колее следует уложить все, что попадется под руки: доски, ветки, камни. В крайнем случае, когда попадется очень вязкий грунт, а попытки выбраться собственными силами малоэффективны, лучше, чтобы не повредить автомобиль, прибегнуть к помощи буксира, лебедки или домкрата.

С помощью ручной лебедки можно довольно быстро вытащить застрявший автомобиль массой до 1 т. Сельским жителям, охотникам и рыболовам, чей путь обычно не ограничивается асфальтом, такая лебедка просто необходима. Она способна прийти на помощь автомобилю, застрявшему на скользком подъеме, в реке или глубокой луже. Опорой для лебедки (если она не имеет специального устройства) может служить дерево, кол, лопата и даже монтажная лопатка из шоферского инструмента.

Большую помощь в преодолении сложных участков оказывают разные приспособления на ведущих колесах: цепи, браслеты, скобы разных конструкций. Эффективным и, вероятно, самым простым приспособлением для преодоления буксования является металлическая сетка с ячейками размером 20×20 мм, которую подкладывают под колеса. Две полосы такой сетки размером 0,4×1,5 м несложно разместить в багажнике.

Каждый водитель должен знать, что чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и резче включена трансмиссия, тем скорее начнется пробуксовка ведущих колес. Чтобы избежать этого, нужно научиться «чувствовать» двигатель. Это, пожалуй, самое трудное — найти и поддерживать оптимальный режим, который во многих случаях обеспечит успех. Как этому можно научиться? Только с помощью тренировки. Ездите по укатанному снегу на первой передаче. Попробуйте медленно, а затем быстрее увеличивать частоту вращения коленчатого вала с помощью педали акселератора. Автомобиль сначала будет разгоняться, потом в какой-то момент скорость его начнет снижаться, а двигатель «взвоет» без вашего вмешательства. Это будет означать, что одно или два ведущих колеса пробуксовали (заскользили) и, поскольку сила сопротивления их вращению резко снизилась, возросла частота вращения коленчатого вала двигателя.

Теперь повторите маневр, внимательно «слушая» двигатель. Как только частота вращения коленчатого вала начнет произвольно повышаться, плавно уберите «газ», перейдите на вторую передачу основа разгоните автомобиль.

В процессе тренировки вы заметите, что автомобиль чутко отзывается не только на изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя, но и на манипуляции педалью сцепления. Стоит чуть резче отпустить ее, тут же последует пробуксовка колес. Преодолевая трудный участок, лучше вообще не трогать эту педаль, чтобы не появилась причина остановки. Если в конкретной ситуации без сцепления не обойтись, включать и выключать его нужно плавно и осторожно, ориентируясь на частоту вращения двигателя.

Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной и при движении по скользкой дороге. Не забывайте, что всякое изменение режимов работы двигателя может вызвать непредвиденную и нежелательную остановку. Неприятно, когда на пути возникает участок раскисшей дороги, да еще с глубокой колеей, ибо вытащить автомобиль, осевший на мост или днище, — почти искусство. В самом деле, в других случаях бывает достаточно толкнуть его или взять на буксир. Здесь же такие действия могут привести к повреждению узлов и деталей, расположенных под днищем. Встретив такой размытый участок дороги, необходимо сначала тщательно его обследовать и, если требуется, подготовить для благополучного преодоления. Когда колея слишком глубока на длинном отрезке пути, стараются, чтобы она оставалась между колесами. Проехать по твердым и широким гребням нетрудно, а вот по мягким и узким — очень сложно. Чтобы не съехать с гребней в глубокую колею, лучше, когда колеса одной стороны будут на колее, а другой — на обочине. В таком положении намного легче держать нужное направление, поскольку колеса, идущие по колее, почти не требуют управления.

Предостережения, несомненно, полезны. Но как быть, когда автомобиль все же сел на грунт? Прежде всего нужно выйти из машины и осмотреться. В зависимости от причин и конкретных дорожных условий следует принять необходимые меры. В большинстве случаев целесообразно подать автомобиль назад. Если не получается, надо попытаться поднять его с помощью домкрата и убрать «лишнюю» землю. Особое внимание надо уделить установке домкрата, поскольку место для него часто бывает неподходящим, — грязь или песок. Под пяту дом крата обычно кладут доску, плоский камень, но с таким расчетом, чтобы верхняя часть домкрата находилась от дверей автомобиля на расстоянии 0,15—0,20 м, иначе при полном подъеме домкрат повредит ее.

Лишь в одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить автомобиль, когда передние колеса попали в ров или яму. В этом случае торец бревна или связанные буквой X две жерди подставляют под буксирный трос, наклонив их в сторону автомобиля. При натяжении троса передняя часть приподнимется и автомобиль продвинется вперед.

Последняя преграда на тернистом пути — водная. Вероятно, нет необходимости говорить о том, что, «не зная брода, не лезь в воду». А если все-таки полезли, двигайтесь медленно. Неприятности могут начаться, если вода зальет прерыватель-распределитель и катушку зажигания, свечи или еще хуже — попадет в выхлопную трубу. Если двигатель замер по вине распределителя, свечей или катушки, их можно вскрыть, вывернуть и протереть или обдуть струей сжатого воздуха из насоса. Эти операции неприятно выполнять, стоя в воде, но все же это выход. Остановившийся в воде двигатель с залитой выхлопной трубой глушителя пускать бесполезно. Надо вытащить автомобиль на берег и удалить из трубы воду, въехав на пригорок.

Преодолевая серьезные водные преграды, помните, что высокая скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд и, в первую очередь, для двигателя. Вода может попасть во впускной коллектор, а там недалеко и до цилиндров. Если ее много, гидроудар неизбежен. Вода, в отличие от воздуха, несжимаема: поршень со всего хода ударится в воду, будто в стену, и давление в цилиндре превысит норму в несколько раз.

Погнутые или сломанные шатуны — результат неудачного форсирования водной преграды.

Бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто остановиться. Попробуйте пустить его стартером. Если не получается, выверните свечи и проверните коленчатый вал.

Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно пустить. Если возник стук в блоке, значит, повреждены шатуны и мотор нужно немедленно остановить. Если все обошлось — вам очень повезло.

Проехав по воде, уровень которой достигает тормозных барабанов, обязательно просушите тормоза. Для этого немного натяните рычаг ручного тормоза. На эту операцию обратите особое внимание.

Рассмотренные ситуации, конечно, не дают представления обо всех случаях, возможных там, где дорога не благоустроена. Как показывает опыт, знания, сообразительность и находчивость помогают найти выход из любых положений.

Покупая кроссоверы или внедорожники, их владельцы самонадеянно считают, что защищены от всех возможных невзгод на дорогах и за их пределами. Но это мнение ошибочно. Любая машина может вести себя непредсказуемо вне асфальтового покрытия, в самых безобидных ситуациях. Чтобы справиться с возникающими проблемами, необходим опыт и знание правил езды по бездорожью.

Что необходимо знать перед выездом.

Первое, о чём должен помнить обладатель кроссовера – это величина дорожного просвета, именуемого клиренсом. У некоторых моделей он лишь на несколько миллиметров превышает клиренс обычных легковушек. А некоторые производители эти данные вообще не афишируют. Зато величину дорожного просвета легко вычисляют с помощью тест-драйвов, а потом представляют результаты на сайтах и форумах. Нужно поинтересоваться значением клиренса автомобиля, на котором планируется выезд в условия бездорожья.

Теперь надо отделить мухи от котлет. Это значит, что кроссовер «нежнее» внедорожника, джип проходит кочки на скорости, паркетник со своими тонкими рычагами не вынесет грубостей бездорожья. Плюс уязвимости под днищем, а заводская металлическая защита двигателя устанавливается не на все модели. Низкие бамперы, выпирающие бензобаки, торчащие элементы выхлопной системы, уязвимый задний редуктор – всё это после езды по бездорожью может обернуться в необходимость дорогого ремонта.

Спасительницей в бездорожных ситуациях является экспедиционная манера, предполагающая достижение пункта назначения без повреждений машины, её содержимого, и, конечно, пассажиров. Нужно это чётко понимать.

Ещё надо учитывать не только клиренс и систему полного привода, но и возможности шин. От этого тоже зависит проходимость кроссовера. Зачастую предназначенные для него покрышки практически ничем не отличаются от покрышек, предлагаемых для легковых автомобилей. Они даже в условиях лёгкого бездорожья могут моментально забиться грязью, и машина засядет.

Положитесь на электронику.

Как правило, электроника сама решает, когда при начале пробуксовки подключить привод на вторую ось, и когда его отключить. Но нынче выпускают паркетники, на которых подключение возможно и вручную, принудительной блокировкой межосевой муфты. Нажать клавишу и повернуть ручки на центральной консоли следует перед тем, как въезжать на сложный участок бездорожья. И отключить, выезжая с него. На некоторых моделях муфта имеет свойство быстро перегреваться, и система её отключит, превратив машину в моноприводную. А если это произойдёт в самый неожиданный момент? Поэтому нужно выяснить, сколько может выдержать установленная в автомобиль муфта без перегрева.

Читайте также: Как увеличить клиренс автомобиля

Во время спуска по скользкому склону лучше положиться на электронику. Во многих кроссоверах есть специальная система. Она поможет в опасных ситуациях. При поддержке безопасной скорости тормозами можно потерять управления из-за блокировки колёс.

Электроника выручит и на подъёме в гору. Для этого есть специальная система, она не позволяет кроссоверу скатываться назад на подъёме в гору. А моделям с МКПП можно трогаться без пробуксовки, плавно, не сжигая сцепление. Кроссоверы с АКПП тоже трогаются в гору без проблем.

Некоторые производители позаботились о системах, в задачу которых входит регулировка манёвров машины на разных видах бездорожья. Это тоже электроника, но у всех моделей свои возможности. Кому-то «подарили» возможность изменять чувствительность педали газа в зависимости от выбранного режима движения (по асфальтовому покрытию, песку, по грязи и колее, или траве, снегу, гравию), а кто-то не получил даже блокировки дифференциалов и увеличения клиренса пневмоподвеской.

Правила езды по грунту, песку и воде.

Обычно автовладельцы сталкиваются с раскисшей просёлочной дорогой. При наличии колеи есть вероятность сесть на днище. Тут нужно вспомнить о клиренсе. Он ведь не обязательно выше, чем у машины, которая прошла по этой колее ранее. При отсутствии колеи машину может вышвырнуть в дерево или на ещё более глубокую обочину. Лучше всего выбрать движение поверху, чтобы один из желобов проходил между колёсами. Если машина скатиться в колею – главное, не торопиться. Звук скребущегося днища – сигнал к движению задним ходом. Но не разворачиваясь! Потому что машина, подвешенная по диагонали, — это самая сложная комбинация, когда электроника буксующие колёса подтормаживает. Блокировка межколёсных дифференциалов может оказаться лишь имитацией, да и поможет это вряд ли.

Двигаться задним ходом по колее надо, используя приём одновременного добавления газа с выворачиванием колёс. Машину должно выбросить из колеи, но и после этого спешить не стоит. Нужно двигаться медленно, не допускать пробуксовки. Не исключено, что ускорение понадобится для освобождения задних колёс, но это делают очень осторожно.

Для движения в гору нудно соблюдать баланс сцепления колёс и инерции. Даже если под ними сухо, спешить всё равно не стоит – неизвестно, что ожидает дальше. Рыхлые, скользкие подъёмы на бездорожье преодолеваются с небольшого разгона.

Чтобы не скользить на спуске следует включить систему помощи при спуске. Если такой системы нет, то лучше дать газу: автомобиль будет управляемым, если скорость вращения колёс сравнится со скоростью, с которой машина движется. После восстановления контроля над машиной можно замедлиться снова.

Перед въездом в сухой песок следует наполовину снизить давление в шинах. Движение начинают плавно, руль держат прямо. Пробуксовать или замедлить движение будет означать закапывание машины.

Что касается водных объектов, то считается, что кроссоверы вообще для этого не предназначены. И лишь некоторые из них могут «искупаться» в водоёме с 50-сантиметровой глубиной, но даже они могут быть опасными из-за ямы, камня или куска торчащей арматуры. Перед въездом в такую речку или ручей, нужно измерить их палкой. А для этого с собой должны быть резиновые сапоги. Проезд через водный объект должен проходить на пониженной передаче. Впереди должна быть волна, которая поможет избежать гидро-удара и не залить двигатель.

Штраф за езду по обочине в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Движение по обочине — одно из самых распространенных нарушений, с которым приходится сталкиваться автомобилистам.

В этой статье будут рассмотрены правила движения по обочине, а также штрафы, которые могут быть наложены за нарушение этих правил:

  • Что такое обочина?
  • Кто может двигаться по обочине?
    • пешеходы;
    • велосипедисты;
    • водители мопедов;
    • гужевые повозки.
  • В каком направлении двигаться по обочине?
  • Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
    • для остановки;
    • при развороте.
  • Штраф за выезд на обочину.

Что такое обочина?

Понятие обочина рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Возможны 2 варианта организации обочины:

  • Без разметки. В этом случае обочина отличается типом покрытия (например, она отсыпана щебнем).
  • С разметкой. В этом случае покрытие не имеет значения, то есть обочина может быть и асфальтированной, и отсыпанной щебнем, и грунтовой.

Два варианта обочины приведены на следующем рисунке:

Также нужно помнить и о том, что обочина входит в состав дороги:

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Кто может двигаться по обочине?

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, разрешающие движение по обочине.

Пешеходы

Пункт 4.1 ПДД:

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Пешеходы могут двигаться по обочине, если на дороге нет тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.

Велосипедисты

Пункт 24.2 ПДД:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.

Водители мопедов

Пункт 24.7 ПДД:

24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.

Гужевые повозки

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Гужевые повозки и животные имеют право двигаться по обочинам не создавая помех пешеходам.

В каком направлении двигаться по обочине?

Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
  2. Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
  3. По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
  4. По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.

Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.

Выезд на обочину для остановки

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

Автомобиль может выехать на обочину для остановки. При этом он может пересечь сплошную линию разметки, которая отделяет обочину:

1.2 — обозначает край проезжей части;

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

То есть остановиться можно как на обочине без разметки, так и на обочине с разметкой:

Выезд на обочину при развороте

Рассмотрим пункт 8.8 ПДД:

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Итак, при развороте вне перекрестка водитель может начать маневр с обочины, если ширины проезжей части ему не хватает:

Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину. То есть если обочина выделена только конструктивно (другим покрытием), то начать разворот с нее можно. Если же она отделена разметкой, то выехать на нее при начале разворота нельзя.

Штраф за выезд на обочину в 2019 и 2020 году

Наказание за движение по обочине предусмотрено частью 1 статьи 12.15 КоАП:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

То есть за езду по обочине водитель получит штраф 1 500 рублей. При этом штраф может быть зафиксирован как сотрудниками ГИБДД, так и автоматическими камерами.

Размер штрафа не зависит от того, в каком регионе совершено нарушение. То есть и выезд водителя на обочину на МКАД в Москве и выезд на грунтовую обочину в далекой деревне повлечет один и тот же штраф — 1 500 рублей.

Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50%:

В заключение хочу отметить, что движение автомобиля по обочине при объезде пробки является довольно опасным маневром и несет опасность для других участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мопедов, пешеходов). И если водитель допустит наезд, то его ждет куда более суровое наказание за причинение вреда здоровью (до 15 лет лишения свободы). Так что не стоит ездить по обочинам.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 25 сентября 2019 Раздел: Штрафы ГИБДД

«Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину. То есть если обочина выделена только конструктивно (другим покрытием), то начать разворот с нее можно. Если же она отделена разметкой, то выехать на нее при начале разворота нельзя.»

Пункт ПДД, пожалуйста, укажите.

Игорь, в приложении 1 абзац, относящиеся к разметке 1.2:

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Удачи на дорогах!

«Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную»,

Вы же сами ранее указываете, что согласно п. 1.2 ПДД: «Обочина» — элемент дороги…», а это, в свою очередь, обязывает учитывать п. 1.4: «На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств».

«Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину»,

сомневаюсь, что кто-то будет привлекать к ответственности, за это «нарушение», это не более, чем недоработка законодателя, тем более, что в п. 8.8 дополнительных условий не указано.

Спасибо за такую статью! Но жизнь всегда сложнее — меня оштрафовали за движение по обочине при выезде правым поворотом с АЗС ! Там по другому никак не вольешься в поток ( идет по одной полосе постоянное движение — въезд в Серпухов через Борисово — 13-я спецрота ДПС — АЗС — ищу таких же пострадавших ) Уверен — их много — там «ловушка для водителей», о которых даже Президент сказал, но воз и ныне там.

Собираюсь обжаловать, но вопрос — на какой вариант упирать :

1. Я выезжал с места остановки ( АЗС ) под острым углом и в какой — то момент автомобиль находился на полосе асфальта, правее сплошной линии,т.е. признать пересечение обочины, но под острым углом.

2. Это не обочина т.к. сплошная разметка не 1.2 т.к. на фото видно, что

она уже ширины колеса автомобиля (175 ) в 2 раза ! Тем более на фото

видна еще правее обочина с другим типом покрытия!

Это может произойти на любой АЗС по всей стране с любым водителем!

С уважением, спасибо Николай Павлов

Максим, а разве цитируемый вами же пункт не подразумевает, что линию при развороте можно пересекать? Ведь разворот естественным образом включает в себя выезд с обочины.

>> Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Николай, строго говоря, если автомобиль съедет на обочину и остановится там, а затем начнет движение и развернется, то нарушения в его действиях не будет.

Если же выполнить маневр в один заход (без остановки), то штраф вряд ли удастся оспорить.

Удачи на дорогах!

Когда назначается штраф за езду по обочине в 2019 году?

Правила дорожного движения запрещают езду по обочине в 2019 году. Пренебрежение нормой может караться штрафами и даже лишением прав. Однако в некоторых ситуациях выезд на обочину и перемещение по ней всё же допустимы. Чтобы знать, чего ожидать после выполнения действия, необходимо ознакомиться с нормами законодательства.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Нормативная база

Определение обочины содержится в пункте 1.2 ПДД РФ. Здесь говорится, что такое название носит крайняя часть дороги, которая отличается от проезжей части покрытием. Дополнительно обочина может быть отделена разметкой.

По обочине нетерпеливые водители стремятся объезжать пробки. В результате создается опасность для лиц, которые имеют право использовать эту часть дороги. Такая возможность присутствует у пешеходов и велосипедистов. Запрет на движение по обочине накладывается пунктом 9.9 ПДД РФ.

В пункте 11.2 ПДД РФ говорится, что обгон не допустим, если действие приведёт к созданию опасности и помех для иных участников движения. Человек обязан вернуться на ранее занимаемую полосу. Выезд на обочину допустим лишь для остановки и стоянки. Такая норма отражена в пункте 12.1 ПДД РФ.

За езду по обочине в 2019 году предусмотрено наказание. Оно отражается в КоАП РФ. В частности, рекомендуется уделить внимание статье 12.15. Здесь отражены штрафы за езду по обочине, а также условия, при которых лицо могут лишить водительских прав. Дополнительно фиксируются меры, применяемые к лицам, допустившим нарушение повторно.

Когда назначается штраф за езду по обочине?

Обычно боковая часть дороги используется для остановки. Водитель не имеет права двигаться по краям проезжей части или обгонять другие автомобили по обочине. Запрет накладывает часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Если лицо двигалось по попутной обочине, в 2019 году с него взыщут штраф в размере 1500 руб.

Ответственность может быть более суровой. Ее фиксирует часть 4 вышеуказанной статьи. Допустимо повышение размера штрафа за езду по обочине или лишение прав на срок до 6 месяцев. Наказание применяется, если совершены действия, отраженные в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ №18 от 24 октября 2006 года.


Езда по обочине противоположной стороны дороги приравнивается к движению по встречной полосе. Прав лишат, если произошло пересечение сплошной разметки. Причем она может отделять как встречную полосу, так и саму обочину. Нарушение классифицируют по п. 4. ст. 12.15 КоАП РФ.

Повторный выезд на встречную обочину повлечет за собой повышение суровости наказания. Срок лишения прав продлят до 1 года (ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ). Если действия водителя зафиксированы камерами, удостоверение не заберут, однако размер штрафа возрастет до 5000 руб.

Обгон по обочине в 2019 году также запрещен. Если маневр выполнен справа, в силу вступает ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ. На нарушителя наложат штраф в размере 1500 руб. Если обгон выполнен по левой обочине, и произошло пересечение сплошной разметки, действия классифицируются по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Гражданина лишат прав на срок 4-6 месяцев или обяжут заплатить штраф в размере 5000 руб.


Наказание за езду по обочине в 2019 году

Штраф за проезд по обочине регламентирует статья 12.15 КоАП РФ. Нормативно-правовой акт устанавливает две разновидности наказания – штраф и лишение водительских прав. Особенности их применения зависят от нюансов сложившейся ситуации. Если выполняется езда по правой обочине, применяется наказание по ч.1 ст. 12.15 КоАП РФ. На нарушителя накладывают штраф в размере 1500 руб. Езда по левой обочине приравнивается к движению по встречной полосе. Нарушение классифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, если произошло пересечение сплошной разметки. В результате человека оштрафуют на 5000 руб или лишат прав на срок до 6 месяцев.

Если человек, нарушая требования разметки, второй раз выехал на встречную обочину за 1 год с момента окончания исполнения постановления, нарушения будет считаться повторным (ст. 4.6 КоАП РФ). В результате в силу вступает ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Водителя лишат прав на 1 год. Если нарушение зафиксировано автоматически, применяется штраф в размере 5000 руб.

Штраф за езду по обочине на трассе

Проезд по правой обочине трассы трактуется, как нарушение правил маневрирования. Наказание накладывается в соответствии с нормами пункта 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Лицо обязано заплатить штраф в размере 1500 руб.

Езда по левой обочине на трассе в нарушение разметки в 2019 году карается более серьёзно. В дополнение к нарушениям правил маневрирования вменяется движение по встречной полосе. Нормы, касающиеся выезда на встречку через сплошную полосу, регламентирует пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. За нарушение налагается штраф в размере 5000 руб или выполняется лишение водительских прав на срок до 4-6 месяцев.

Если нарушение допущено повторно, в действие вступает пункт 5 статьи 12.15 КоАП РФ. В этом случае гражданина лишат водительских прав на срок до 1 года. Однако если происшествие на трассе было зафиксировано в автоматическом режиме, удостоверение не заберут. На нарушителя будет наложен штраф в размере 5000 руб.

Пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ снижает денежное взыскание за езду по левой обочине трассы до 1000-1500 руб, если выполняется объезд препятствия. Однако в 2019 году подобная норма не распространяется на лиц, решивших подобным образом избежать ожидания в пробке. В соответствии с пунктами 1.2 ПДД РФ, затор на дороге препятствием не признается.

Кому разрешена езда по обочине?

В соответствии с пунктом 12.1 ПДД РФ, стоянка автомобилей допустима на обочине на правой стороне дороги. Езда в этой зоне запрещена. Однако в 2019 году предусмотрено ряд исключений. Ехать по обочине имеют право:

  • велосипедисты в возрасте 14 лет и выше, если специальная дорожка отсутствует, или нет возможности ехать по ней или по правому краю дороги (24.2 и 24.6 ПДД РФ);
  • мопеды (пункт 24.7 ПДД РФ);
  • вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки, но только в один ряд (пункт 25.2 ПДД РФ).

Аналогичное право присутствует у представителей дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также автомобилей, занимающихся подвозом грузов к объектам, которые располагаются непосредственно у обочин. Правила действуют лишь в том случае, если возможность подъехать по-другому отсутствует.

Можно ли объезжать пробку по обочине?

В 2019 году объезд пробки по обочине категорически запрещен. Он карается по статье 12.15 КоАП РФ. За езду по правой обочине на гражданина может быть наложен штраф в размере до 1500 руб. Если езда осуществлялась по левой стороне дороги, действие приравнивают к перемещению по встречной полосе. Если произошло пересечение сплошной, гражданина могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев или вменить штраф в размере до 5000 руб, если происшествие зафиксировано камерами. Повторное нарушение влечет за собой изъятие удостоверения на один год.

Пробка не считается препятствием. Поэтому ее объезд по обочине недопустим. Съезжая с дороги, гражданин препятствует движению транспортных средств, имеющих право перемещаться в этой зоне, а также создает опасность для пешеходов.

Штраф с камеры за движение по обочине

В 2019 году большинство автодорог оборудовано камерами автоматической фиксации. Они выполняют съёмку нарушений, передавая данные в ГИБДД РФ. Это упрощает контроль за соблюдением правил.

Езда по обочине также может быть зафиксирована автоматически. Нарушение карается штрафом. Его размер зависит от стороны дороги, по которой выполнялась езда. Движение по правой обочине влечет наложение взыскания в размере 1500 руб, а по левой с пересечением сплошной – 5000 руб. Наказание применяется в соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

Что делать, если штраф с камеры пришел за езду по обочине ошибочно?

Если человек вынужден осуществлять движение по обочине, чтобы объехать препятствие, наказание будет менее суровым. В пункте 3 статьи 12.15 КоАП РФ говорится, что в подобной ситуации размер денежного взыскания составит 1000-1500 руб. Если присутствует специальный знак, предписывающий объехать препятствие справа или слева, действие вовсе не будет считаться нарушением.

Если нарушение зафиксировано автоматически, штраф всё равно наложат. В этой ситуации гражданин имеет право оспорить взыскание. Действовать необходимо по следующей схеме:

  1. Убедиться, что сроки не пропущены. На обжалование постановления даётся 10 дней с момента получения соответствующего документа. Срок исчисляется с того момента, когда получатель поставил соответствующую подпись.
  2. Обратиться в центр фото и видеофиксации. Для этого в 2019 году подаётся жалоба на официальном сайте ГИБДД. На портале присутствует раздел «прием обращений». Здесь нужно заполнить онлайн-форму, прикрепив к ней подтверждающую документацию. Альтернативой выступает внесение данных в классический бланк. В этом случае жалоба подается во время личного визита в уполномоченный орган.
  3. Дождаться рассмотрения заявления. Процедура выполняется в течение 30 дней в соответствии с нормами ФЗ №59 от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Если ситуация связанная с ездой по обочине спорная и требует дополнительного рассмотрения, период может быть продлён ещё на 30 дней.
  4. Получить ответ и ознакомиться с ним. Если принятое решение не удовлетворяет, необходимо обратиться в суд. Подавать документацию нужно в районное учреждение по месту совершения правонарушения. Если гражданин посчитает вердикт суда не соответствующим действительности, можно подать апелляцию в вышестоящие органы.

Штраф за езду по обочине в Москве и Московской области

У Москвы имеется собственный административный кодекс, применяющийся в пределах столицы. В нем отражаются спорные моменты, не до конца определенные Федеральным законодательством. Аналогичное правило действует, если регламентация проблемы была передана в ведение местных властей.

Однако наказание, касающееся езды по обочине, четко фиксирует статья 12.15 КоАП РФ. Санкции будут изменяться в соответствии с ней. Московские водители будут наказаны по тем же нормам, которые применяются в отношении автовладельцев из других регионов.

Вопрос вызывает езда по обочине на МКАДе. Здесь присутствует знак 5.3. Обочина на таком дорожном полотне отделена сплошной линией. Разметка запрещает остановку на участке или движение по нему. Аналогичное правило действует и в случае, если речь идёт о скоростной трассе. На МКАДе установлено свыше 100 устройств фото и видеофиксации. В результате наказание налагается автоматически. Размер штрафа за движение по правой стороне дороги составит порядка 1500 руб. Если произведен выезд на встречную обочину с пересечением сплошной линии, взыскание может повыситься до 5000 руб.

Штраф за езду по обочине в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Наказание за езду по обочинам в Санкт-Петербурге и области в 2019 году также регламентирует федеральное законодательство. Нарушителю может быть вменен штраф 1500-5000 руб в зависимости от стороны дороги, по которой выполнялось движение, и факта пересечения сплошной линии. Иногда применяется лишение водительских прав. Их могут изъять на срок до полугода. Если петербуржец выехал на обочину в нарушение разметки повторно, продолжительность наказания составит 1 год. Прав не лишают, если нарушение зафиксировано автоматически. В этом случае на гражданина наложат взыскание в размере 1500-5000 руб.

Нюансы

Допустим выезд на край проезжей части, если нужно остановиться. В этом случае денежное взыскание не налагается. Речь не идет об автотрассе. Здесь обочины отделены от основной проезжей части сплошной линией. В результате выезд на обочину не допускается вне зависимости от обстоятельств.

Выезжать на обочину задним ходом запрещено. Манёвр создаёт опасность для других участников движения. Наказание применяется в соответствии со статьей 12.14 КоАП РФ. Размер взыскания составит 500 руб.

Если человек выехал на обочину и продолжил по ней движение, дополнительно нарушителю могут вменить другие наказания. Так, меры могут быть применены в соответствии со статьей 12.18 КоАП РФ, если водитель не предоставил преимущество пешеходу. Размер взыскания составит до 2.500 руб. Если в результате действий водителя будет причинен вред здоровью человека, в силу вступает статья 12.24 КоАП РФ. Штраф варьируется от 2000 до 25000 руб. Всё зависит от степени нанесенных травм.

Если водитель не соблюдает разметку или не учитывает знаки, применяется статья 12.16 КоАП РФ. Она предполагает наложение штрафа в размере 500 руб. Если лицо не включило поворотник, в силу вступает часть 1 статьи 12.14 КоАП РФ. Размер взыскания точно такой же, как за предыдущий проступок.

При движении по обочине в 2019 году степень опасности для самого водителя и других участников движения повышается. Поднимается пыль, видимость ухудшается. С грунтом присутствует недостаточно хорошая сцепка. Часто на обочине имеются неровности. Всё это повышает риск столкновения машин. Если произойдет ДТП, виновником случившегося будет однозначно признан человек, который ехал по обочине.

  • About
  • Latest Posts

Автор статьи: Вячеслав Кирсанов

Автоюрист. Имеет свой адвокатский кабинет, специализируется на вопросах, касающихся дорожно-транспортных происшествий, защищает клиентов в случае составления протоколов сотрудниками ГИБДД. Специалист в правилах поведения с сотрудником ДПС, нюансах составления протокола и неотъемлемых правах водителя.

Пробки — большая проблема для автомобилистов и настоящий вызов их терпению. И нет ничего удивительного в том, что среди стоящих в пробке находится немало желающих выбраться из дорожного затора побыстрее и проехаться по обочине. Однако езда по обочине запрещена действующими правилами дорожного движения и может привести ко множеству неприятных последствий, в том числе и лишению прав. В данном материале мы коснемся такой немаловажной темы, как езда по обочине — штраф в 2018-2019 году.

Что такое обочина и последствия езды по ней

Согласно правилам дорожного движения, обочина — это часть дороги, примыкающая к проезжей части. Отличается другим видом дорожного покрытия и обозначается специальной разметкой.

Проезжая дорожные заторы по обочине и встраиваясь в ряд, водитель мешает движению других автомобилистов и по факту только увеличивает затор. При этом создается препятствие для нормального движения тех, кому передвижения по обочине правилами разрешены: пешеходам, велосипедистам, гужевым повозкам и прочим. С обочины часто поднимается пыль, которая летит на других участников движения. Стоит ли говорить о том, что проезд по обочине нередко приводит к мелким, а то и крупным дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с этим возникла потребность в соответствующем наказании за нарушение правил. А теперь конкретно и по пунктам о том, какое наказание грозит автомобилистам за езду по обочине и какой штраф придется выплатить в случае зафиксированного правонарушения.

Сумма штрафа за езду на обочине

Езда по обочине классифицируется как административное правонарушение и обычно наказывается штрафом, размер которого зависит от нескольких нюансов.

  • Если вы проехали и обогнали по правой обочине, то ваши действия попадают под пункт нарушение маневрирования и правил обгона и, согласно статье 12.15, п.1 КоАП РФ, грозит штрафом в 1500 рублей.
  • Обгон с выездом на обочину по левой стороне наказывается строже, что неудивительно — подобный маневр включает в себя движение по встречной полосе и по своей сути приводит к нарушению сразу двух правил. В этом случае действуют все запреты, связанные с движение по полосе встречного направления. Нарушение может наказываться как штрафом, общая сумма которого составляет 5000 рублей, так и лишением прав сроком от 4 до 6 месяцев. Повторное нарушение приведет к лишению прав уже до одного года.

Следует уточнить, что отделаться меньшим штрафом, аргументировав выезд на встречную полосу объездом препятствия, не выйдет, так как дорожный затор таким препятствиям не является. За соблюдением правил следят не только инспекторы ГИБДД, но и средства фото- и видеофиксации. Последние, ввиду своего автоматизма, неумолимы — штраф могут выписать даже в том случае, если на обочине ваш автомобиль оказался на вполне законных основаниях.

В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом

Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.

Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.

Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, — выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет — свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.

Сомнительные моменты в правилах и наложениях штрафов

К сожалению, правила дорожного движения не идеальны. Несмотря на то, что в них четко указаны суммы штрафов и процедура их взыскания, технические моменты оставляют простор для интерпретаций, которые в некоторых случаях работают против водителя.

Простой пример: водитель на вполне законных основаниях и в рамках правил заезжает на обочину с целью остановки, а когда выезжает на проезжую часть обратно, то привлекает внимание инспектора ГИБДД. И инспектор, также на вполне законных основаниях, предъявляет обвинение в нарушении ПДД. Происходит такое нечасто, и, как правило, инспекторы предпочитают не заморачиваться, но такая ситуация возможна, и знать о ней стоит.

Стоять в пробках, конечно, не очень приятно, и путь иногда срезать хочется, однако это не повод нарушать правила дорожного движения. Подобное может привести к не самому приятному исходу: потере денег, прав и даже ДТП. И если своих денег не жалко, то стоит подумать о других автомобилистах и пешеходах, которым проезды по обочине могут принести немало неприятностей.

​Штраф за езду по обочине

Проблемой многих городов на сегодняшний день является наличие пробок, особенно в определенные часы пик. Застрять в длинной очереди из машины несет в себе мало приятного. И часто находятся особенно спешащие водители, которые стремятся объехать создавшуюся колонну. Единственный способ сделать это – выехать на обочину, а потом опять вклиниться в общий ряд. Однако такие действия, согласно действующему законодательству, расцениваются как нарушение: на такого автомобилиста налагается штраф за езду по обочине. Эта мера вполне разумна, так как такое поведение вызывает ряд неудобств для остальных участников дороги, таких как образование мешающих обзору облаков пыли, создание аварийной ситуации на пешеходной зоне, еще большее затруднение движения в тех местах, где транспортное средство пытается вернуться с обочины в ряд движущихся машин. Езда по обочине является нарушением ПДД и влечет за собой административное наказание в виде штрафа. На какую сумму могут оштрафовать, и в каких случаях движение по этой части дороги разрешено?

Что гласит правило?

Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Какой штраф за езду по обочине в 2019 году?

Сумма санкций зависит от конкретной ситуации. Наказания за нарушения описаны в ст. 12.15 КоАП РФ.

Вид правонарушения

Размер санкций

Особенности

Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне).

1500 руб.

Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования.

Проезд по обочине слева (обгон).

Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа.

Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года.

Езда по тротуару или газону.

2000 рублей.

Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр.

К штрафу за выезд на обочину могут добавиться и еще ряд санкций за правонарушения, которые возникли в результате пересечения разметки:

  • 500 рублей за игнорирование знака или дорожной разметки;
  • 2,5 тыс. рублей может получить водитель за объезд по обочине, если данное действие помешало пешеходам;
  • От 2 до 2,5 тыс. рублей – штраф за проезд по обочине, повлекший за собой причинение вреда здоровью участнику дорожного движения.

Следует понимать, что движение по правой или по встречной обочине может создавать на дороге опасные ситуации: возрастание риска ДТП, запыленность на дороге, пробки, создание препятствий для пешеходов.

Какое наказание предусмотрено за движение по обочине и по встречной?

Относительно непосредственного движения по данному участку дороги, такое поведение расценивается как административное нарушение, за которое причитается штраф за обочину. Размер выписанного штрафа составляет достаточно небольшую сумму — 1500 рублей.

Отдельно стоит обратить внимание на еще одно нарушение правил дорожного движения, которое является разновидностью уже рассмотренной езды по обочине. Аналогичным способом избежать ожидания в создавшейся пробке является движение по обочине встречной полосы.

Такое поведение включает в себя несоблюдение сразу двух предписаний: не только движение по обочине, но и езда по встречной полосе.

Следовательно, при обнаружении данного факта штрафные санкции, которые накладываются на водителя, будут намного серьезнее. Здесь вопрос, какой штраф за езду по обочине, может потерять свою актуальность. Ведь за движение по встречной полосе инспектор ГИБДД имеет полномочия лишить гражданина, находящегося за рулем транспортного средства, водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Что касается самого штрафа, его сумма в разы превышает ту, которая подлежит взысканию за обычную езду по краю дороги.

Можно ли выезжать на обочину по причине пробок?

По закону и ПДД объезд препятствия, мешающего передвижению по дороге, разрешен. Зная это правило, многие водители при задержании сотрудниками автоинспекции мотивируют свой проезд по обочине тем, что они объезжали препятствие. Но данное правило не применимо к заторам из машин. Пробка не относится к такому понятию как «препятствие». В этом случае водителю выпишут штраф за движение по обочине.

Штрафы за обочину на МКАД

Обочины на МКАДе обозначены сплошной разметкой, и для проезда они не предназначены. Размер штрафа за проезд транспортных средств по этому отрезку дороги такой же, как и при проезде по обочинах на остальных трассах – 1500 рублей.

Этот участок дороги, как и везде, предназначен для пешеходов, велосипедистов и остановки ТС. Однако заторы на дороге нередко заставляют автолюбителей объезжать машины или ехать по встречной полосе за границами разметки.

В целях фиксации правонарушений на МКАДе было постановлено несколько сотен камер, которые передают снимки правонарушении и данные ТС в ГИБДД. После анализа ситуации сотрудники инспекции направляют уведомление о начислении штрафа.

Кому разрешено движение по обочине?

Автомобилистам не всегда запрещено движение по этому участку дороги. Водитель имеет право проезжать по тротуару или обочине в том случае, если ему нужно что-либо загрузить в машину или выгрузить. Такой выезд за разметку будет считаться вынужденным. Но это допустимо при условии, что другого подъездного пути к месту нет.

Кто еще имеет право передвигаться на этом участке пути:

  • пешеходы;
  • велосипедисты;
  • водители мопедов;
  • повозки с вьючными или верховыми животными;
  • коммерческие ТС;
  • ТС, принадлежащие коммунальным службам;
  • ТС, принадлежащие скорой, МЧС и другим экстренным службам, в том числе и инспекторам ГИБДД.

Помимо этого, использовать участок за разметкой для проезда могут люди, управляющие самокатами, сигвеями и гироскутерами.

Допустимо проезжать по данному участку также в том случае, когда речь идет о чрезвычайной ситуации. Например, если по причине аварии дорога перекрыта, то водитель может объехать образовавшуюся пробку, но только в том случае, если иного варианта передвижения нет.

Следует знать, что объезды за разметкой помимо штрафов могут привести к потере времени. Многие автолюбители думают, что проезд по обочине сократит время пути, однако сэкономленное время часто теряется при попытке вернуться на проезжую часть и встать в ряд.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 00 7 310 просмотров Подпишитесь на Bankiros.ru

Многие автовладельцы наивно полагают, что имеют право ездить по обочинам дорог тогда, когда им вздумается. Но данные дорожной статистики указывают, что нарушение правил при езде по обочинам приводит не только к частым, но и к очень серьезным авариям.

В прежние времена подобный маневр зачастую производился на трассах со скоростным движением. Сегодня же безответственные водители нарушают указанные правила даже на городских улицах. Нужно детально разобраться, разрешена езда по обочинам или запрещена, что об этом говорится в ПДД, придется ли платить штраф.

Возможность ездить по обочине

Причиной выезда на обочину и движения по ней становятся именно пробки. Обычная заторенность толкает автомобилистов нарушать правила и следовать в нужном направлении по обочине. Однако законодатель здесь рассматривает заторы на дорогах более как сопутствующий фактор, а не как объективную, истинную причину вынужденного нарушения правил.

Нарушением являются:

во-первых, выезд на обочину (иногда);

во-вторых, движение по обочине.

За такое пренебрежение правилами дорожного движения следует наказание по условиям ст. 12.15 КоАП РФ.

Что такое обочина

Отличие обочины от проезжей части дороги состоит в том, что она имеет иной тип полотна. Кроме того, обочина обособляется дорожной разметкой.

Важно учитывать. Выезд на обочину с целью остановки в таком месте допускается. Может фиксироваться нарушение лишь в случае выезда на обочину там, где это запрещено правилами.

Запрет выезда на обочину: обычные и исключительные обстоятельства

В законе указываются и случаи категорического запрета езды по обочине, и ситуации, когда выезд на обочину, даже последующее движение по ней допускаются. Стоит привести наглядные примеры нарушений, фиксирующихся при езде по обочине.

Ситуация первая. Водители выезжают на обочину дороги в черте города, чтобы подолгу не оставаться в пробке. Таким способом водитель объезжает место затора, после чего выезжает с обочины и пытается втиснуться в общий поток автотранспорта. В результате таких маневров может произойти столкновение с другими машинами, что приведет к образованию новой пробки.

Ситуация вторая. Поток машин, движущихся навстречу, не прекращается. Такая загруженность не позволяет совершать востребованные маневры по условиям ПДД. Водитель пытается обогнать медлительно движущееся ТС с правой стороны. Он совершает опасный маневр, выезжая на обочину. В данной ситуации он нарушает правила.

Такой маневр считается опасным, ведь обгоняемое ТС, стремясь избежать столкновений по касательной, почти приживается к разметке слева, что разделяет полотно дороги на полосы движения. Если погодные условия сложные (дорога оледенела или промокла), возможность столкнуться со встречным транспортом намного возрастает.

С другой стороны, водитель, пытающийся обогнать машину, движущуюся недостаточно быстро, выезжает на обочину. Но он не знает, какова ее ширина впереди, и может совершить съезд с дороги на большой скорости. А в черте города машина может:

  • натолкнуться на препятствие;
  • сбить человека, который двигается по обочине.

Так что оставить на обочине машину можно, такую стоянку правила допускают. Зато двигаться по обочине, чтобы обогнать другое авто, запрещено.

По обочине до стоянки

Нельзя заезжать к месту парковки по обочине, даже если это удобно. Хотя подобная ситуация находит неоднозначное определение в КоАП.

Первый момент. Водитель заезжает на обочину.

Второй момент. Машина сворачивает, чтобы оказаться на парковке.

Подобный маневр может быть зафиксирован или инспектором ГИБДД, или камерой. Тогда автовладелец заплатит штраф за то, что ездил по обочине. Сумма штрафа в данном случае — до 1,5 тыс. руб.

Езда по обочине — позволительный маневр

В правилах перечисляются ситуации, когда указанный маневр нарушением считаться не может.

  1. Авто заезжает на обочину:
  • для остановки;
  • на стоянку.
  1. Этот маневр совершается с целью осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
  2. Могут двигаться по обочине машины дорожно-ремонтных служб.

Штрафы, другие меры ответственности за езду по обочине: наказание в Столице и в регионах

Как будут наказывать водителя, это зависит от конкретной ситуации и тяжести последствий нарушения ПДД.

В общих случаях. Штраф за обгон и объезд по обочине — 1,5 тыс. руб.

При совершении ДТП. Если в аварии пострадали пешеходы, велосипедисты, водитель другого авто, пассажиры, тогда виновное лицо, стремившееся обгонять машины по обочине:

  • будет лишено прав;
  • подвергнется уголовному преследованию.

Обычный съезд с дороги. Если нет пострадавших, тогда за подобное движение полагается штраф.

Нужно учитывать. Допустим, машина пострадала именно в ситуации, когда были нарушены правила езды по обочине. Тогда появляется высокая вероятность того, что страховщик откажет в выплатах. Это происшествие вряд ли можно признать несчастным случаем, ведь водитель изначально рисковал без серьезных оснований, осознавая возможные последствия.

Выезд на обочину с целью остановки (стоянки). В таких ситуациях штраф выписывается, но только если водитель «не заметил» знака, запрещающего подобный маневр. Также оштрафуют, если месту поблизости, специально отведенному для парковки, водитель предпочел выезд на обочину.

Можно ли оспорить штраф за парковку в Москве в 2019 году, .