Как проверить стойку амортизатора

Содержание

Чтобы эксплуатация вашей машины была безопасной и абсолютно нормальной необходимо периодическое проведение известного всем автомобилистам технического обслуживания. К примеру, в результате неисправных амортизационных стоек фактор безопасности при управлении личным автотранспортным средством существенно снижается, а значит, проверка их состояния является обязательным условием. Процедура такой проверки стоек на исправность не вызывает особых сложностей и может быть проведена самим автовладельцем. Если на вашем авто стойки установлены телескопические и в функциональности был обнаружен дефект, тогда возможна замена их только на новые стойки, так как современная телескопическая конструкция является неразборной. Но как проверить стойки своими руками на ВАЗе 2109? Для первоначальной проверки, которая делается на слух, нужно передвигаться на машине по неровной дорожной поверхности, прислушиваясь к наличию посторонних стуков в местах расположения амортизационных стоек или к «пробою» подвески, что явно будет свидетельствовать об имеющейся неисправности. Замена неисправных стоек осуществляется лишь парой. В случае сильного раскачивания (в народе «танцующей») задней или передней части машины, так же можно делать вывод о вышедших из строя амортизаторах и срочной необходимости их замены.

Дальнейшая самостоятельная проверка стоек подразумевает, что автомобиль будет стоять неподвижно. Проверка производится путем сильного надавливания на кузов авто над местом нахождения каждой стойки. Количество колебательных движений в случае исправных стоек не должно превышать одного раза. Следующим шагом станет проведение внешнего осмотра всех амортизационных стоек. В процессе осмотра убедитесь в отсутствии какого-либо рода деформаций и повреждений, а также потеков жидкости. Кроме этого нужно выполнить проверку пружин на возможную поломку или трещины. При «пробивании» подвески – постоянном срабатывании ее до упора, можно понять о полной выработке пружинами своего ресурса и требуемой замене пружин. Дальнейшее использование машины в указанном состоянии неизбежно приведет к деформации кузова. Теперь нужно обратить внимание на чашечки пружин – есть ли на них трещины или деформация. Не менее важно состояние демпфера сжатия. Он не должен иметь на себе каких-либо механических повреждений и быть полностью целым. Перед тем как выполнять разборку стойки, с помощью специального съемника следует произвести сжатие пружины. После снятия телескопических стоек с авто их нужно разобрать для проведения тщательного осмотра и дефектовки. Убедитесь в чистоте и сухости амортизаторов стоек, а также в том, что отсутствуют видимые следы их износа. Проверка амортизатора перед его установкой является обязательной.

Выполнение проверки штока амортизационных систем на плавность хода должно осуществляться лишь тогда, когда стойка установлена вертикально. Чтобы выполнить это следует вставить большую отвертку прямо под крепежный болт в нижнем отверстии, затем наступить на отвертку и нажимать шток вниз или тянуть вверх. Если амортизатор вашей машины исправен, движение штока будет плавным без провалов и заеданий. Проверяя упорный подшипник, проследите за отсутствием на нем повреждений или трещин, а также убедитесь в бесшумном и легком его вращении. При изношенных демпферах следует произвести их замену на новые. Собственно результатом необдуманной поездки на машине имеющей неисправные амортизаторы, как правило, становится не только износ элементов в виде деталей подвески, подшипников ступицы и автомобильных шин, но и опасность для жизни самого автовладельца в результате значительного увеличения тормозного пути. Многим известно, что с того момента как были изобретены первые автомобильные средства передвижения, происходило постоянное совершенствование и усложнение их конструкции. Сначала подвески авто были рессорными и зависимыми, однако по мере усовершенствования производители занимались добавлением различных гидравлических, механических, электрических и пневматических элементов.

Все эти внедрения постепенно приблизили человечество к современным комфортным поездкам на автомобилях с увеличенной безопасностью и управляемостью, не последнюю роль в которых играют амортизационные системы. Их изобретение состоялось еще в прошлом столетии, и произведенный амортизаторами фурор в автопромышленности был действительно ошеломляющим. Данные устройства позволили не только гасить колебания при неровностях дороги, но также смогли обеспечить лучший уровень сцепления с дорожным полотном. Однако временные рамки использования амортизаторов, как и других автомобильных механизмов и деталей, тоже являются ограниченными, соответственно ресурс их нормального функционирования со временем исчерпывается. Зафиксированные средние показатели, составляющие приблизительно около 30 и не более 50 тысяч километров автопробега, свидетельствуют, что послужить больше этой цифры амортизаторы могут очень редко. Также на максимальный срок эксплуатации амортизаторов влияет качество их изготовления, производитель, стиль вашей езды. Качественную проверку можно доверить работникам автомобильного сервиса или же путем ряда не столь сложных операций провести ее самому.

Дополним ранее обозначенные моменты по проведению проверки автомобильных амортизаторов. Как мы отмечали, замена стоек необходима в случае обнаружения на них подтеков масла, а также стуков во время движения. Естественно это при учете нормального состояния остальных деталей подвески. Ну а известным методом раскачивания автомобиля для проверки гашения колебаний можно определить лишь уже полностью вышедшие из строя амортизаторы. При обнаружении на своей «девятке» требующих замены задних стоек и решении о самостоятельной их замене, необходимо подготовить заранее все нужные для такой работы инструменты. Также нужен будет домкрат и, разумеется, новые стойки. Замена стоек осуществляется лишь парами по той причине, что на одной оси стойки должны быть идентичными. Кроме этого может появиться необходимость в новых расходных деталях, а именно в буферах или внутренних втулках. Первым делом со стойки, со стороны багажника, следует снять сверху колпак. Далее воспользовавшись двумя ключами, начинаем одним откручивать гайку, в то время как другим придерживаем шток снимаемой стойки во избежание ее прокручивания. После этого нужно будет открутить гайку расположенную в нижней части амортизатора там, где он крепится к кронштейну от задней балки.

Заднюю балку нужно отжать книзу для того, чтобы появилась возможность полностью демонтировать амортизатор и вытянуть его. Затем вынимаем из чашки на верхнем креплении стойки резиновую прокладку, из пружины достаем пыльник и вытягиваем буфер. Если целостность резиновых деталей с амортизатора нарушена, обязательно их меняем. Выполнив все данные этапы можно перейти к процессу сборки и установки на автомобиль нового амортизатора. Чтобы сделать это, нам нужно полностью вытянуть на амортизаторе шток и осуществить фиксацию на нем буфера с пыльником и металлической крышкой, навернув при этом сразу же на шток и гайку. Далее крепим амортизатор к кронштейну задней балки и надеваем на него пружину. С помощью любого ключа, делая упор на гайку, вытягиваем на всю длину шток стойки. После выхода штока гайку нужно открутить. Чтобы выполнить сжатие пружины, необходимо установить под заднюю балку подготовленный нами домкрат. По мере ее медленного поднятия пружина будет стягиваться и нам нужно будет лишь направить амортизаторный шток в соответствующее отверстие для его крепления, после чего произвести фиксацию с помощью гайки. Смена второго заднего амортизатора полностью идентична.

Как провести диагностику автомобильных амортизаторов?

Для выявления технического состояния автомобиля, нужно провести диагностику транспортного средства. Эта операция входит в ремонт и обслуживание машины. Среди прочих действий, важно проверить ходовую часть и стойку амортизаторов – нет ли проблем с этими компонентами? В противном случае, при движении машины повышенному износу будут подвержены прочие узлы, агрегаты, так как амортизаторы не будут гасить возникающие при движении импульсы. К тому же, это доставит дискомфорт водителю и пассажирам, также повлияет на ходовые качества автомобиля.

Чтобы диагностика была объективной, нужно точно знать о том, как проверить автомобильные стойки амортизатора на работоспособность.

Как проверить стойки амортизаторов?

Многие неопытные автомобилисты, не знают то, как проверить стойки на наличие неисправностей. Существует несколько способов, как проверить амортизаторы:

Внешний осмотр

Операцию можно выполнить без снятия колес. Важно учитывать, что передние и задние стойки находятся рядом с пружинами. В некоторых случаях, они идут в комплекте с ними. На колбах не должно быть ни маслянистых подтеков, ни их следов. Эти признаки свидетельствуют о том, что стойка пробита. Также нужно осмотреть штоки. Эту операцию выполняют при загоне авто на подъемник. Деталь не должна иметь следов коррозии и повреждений. Недостатком метода является то, что результаты проверки не смогут предоставить объективной информации по состоянию элементов подвески. Все дело в том, что стойки могут иметь внутренние дефекты, которые при визуальном осмотре нельзя увидеть, и как следствие, диагностика будет неполной.
Важно! Если крышка изношена неравномерно, это свидетельствует о неисправности стоек.

Проверка демпирующих свойств

Для ее осуществления, потребуется раскачать автомобиль. Важно, не допускается более 1-2 нажатий на крыло машины. Метод позволяет выявить окончательно вышедший из строя элемент подвески. Важно то, что такая проверка не позволит оценить работоспособность компонентов, если заклинил шток. Тогда, как правило, раскачка не увенчается успехом.

Диагностика во время езды на авто

Постоянные заносы, острая реакция даже на малейшие ухабы или кочки, увеличение тормозного пути – как правило, все это свидетельствует о проблемах с подвеской, в том числе и с амортизаторными стойками. Эти проблемы ставят безопасность движения под угрозу, такой подвеской пользоваться нельзя.

Диагностика путем снятия деталей

Демонтированный элемент подвески устанавливается вертикально, относительно земли. Далее потребуется взяться за верхний шток, и вытянуть его, после, продавить вниз. Рабочий компонент будет иметь сильное сопротивление. Если шток двигается свободно, значит, закончилась рабочая жидкость, или в механизм попал воздух. Такая проверка дает понять, что следует приобрести новый комплект стоек.

Диагностика на вибрационном стенде

Один из самых надежных способов выявления выхода подвески из строя. Суть заключается в том, что устройство имитирует движение авто на дороге, тем самым проверяя стойки и прочие механизмы транспортного средства.

Перед проведением диагностических работ, следует помыть машину, и выполнить ряд подготовительных мероприятий. Транспортное средство нужно отогнать на эстакаду, смотровую яму, либо воспользоваться домкратом. Колеса и арки тщательно вымыть от грязи, а также с помощью металлической щетки очистить эти компоненты от коррозии. Кроме того, диагностику выполняют в хорошо освещенном, просторном помещении или на улице, при условии, если погода позволяет с комфортом выполнить работу.

Как продиагностировать новые амортизаторы?

В настоящий момент времени, на рынке автомобильных запчастей, наряду с оригинальными деталями, можно отыскать огромное количество контрафактного товара. Использование поддельных компонентов, приводит к быстрой поломке транспортного средства, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье водителя и пассажиров. Поэтому, при покупке, нужно знать, как проверить амортизаторы:

  • Осмотреть деталь, найти наличие масляных потеков, дефектов, загрязнений. Если таковые имеются, то стоит отказаться от покупки.
  • Сверить маркировки с указанными в каталоге производителя. Если они не соответствуют норме, значит, продается поддельная деталь, качество которой остается под большим вопросом.
  • При приобретении газовых амортизаторов, нужно прокачать шток. Около пяти раз. Не должно быть «залипаний», ход детали на исправном амортизаторе плавный, шток не издает лишних звуков.
  • Длинна хода штока, не должна отклоняться на более чем 5 миллиметров от значения, заявленного производителем.

Важно! Проверка амортизаторов при покупке – обязательная операция, в противном случае, велик риск приобретения контрафактного товара.

После завершения диагностических операций, при условии, если не выявлены дефекты, можно смело покупать товар. Как правило, такие амортизаторы долго будут эксплуатироваться.

Как проверить стойки амортизатора самостоятельно?

Каждый водитель должен знать о том, как проверить амортизаторы на машине. Выполнение операции своими руками производится следующими методами:

Визуальный осмотр элемента

С помощью этого метода, можно узнать об основных неисправностях стоек. Если они поломаны, то подвеска непригодна для дальнейшей эксплуатации. О неисправностях свидетельствуют потеки, неравномерный износ протектора, и ржавчина на штоках.

Раскачка авто

При раскачивании, должно быть сопротивление. Если при надавливании, авто легко прогибается, и также легко аккумулирует, значит с подвеской возникли проблемы.

Демонтаж детали

Позволяет выполнить определенные действия со штоком и стойкой амортизатора. Проверенные такие образом бракованные элементы, как правило, подлежат замене.

Важно! Если нет уверенности в собственных силах, то от самостоятельной замены следует отказаться. Ведь в случае неудачи, можно усугубить ситуацию.

Как диагностируют стойки амортизаторов на стенде?

Диагностика амортизаторов на стенде производится в специализированных сервисных центрах, средняя стоимость выполнения этой работы – тысяча рублей.

Итак, как проверить амортизаторы на вибростенде? Для этого понадобится отогнать авто на специальную площадку, которая начинает вибрировать, тем самым имитируя дорожные условия. В ходе выполнения этой работы, проверяются стойки, узлы и агрегаты транспортного средства.
Если были выявлены проблемы, то автомобилисту предстоит приобрести новые стойки.

Важно! Полную диагностику транспортного средства рекомендуется проводить каждые 30-50 тысяч километров пробега, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля.

Последствия выхода амортизаторов из строя

Итак, какие проблемы возникают у автомобилиста при поломке подвески? Как правило, список последствий выхода амортизаторов из строя, выглядит следующим образом:

  • Увеличение тормозного пути машины, ухудшение управляемости, повышенный износ шин.
  • Выход из строя подшипников, в ходовой части автомобиля.
  • Эксплуатация неисправных стоек, ведет к разрушению кузова авто.
  • Увеличение вероятности аварии на дороге, и как следствие, уменьшение безопасности водителей и пассажиров.

Важно! При покупке новых стоек, нужно подобрать такой тип детали, который использовался раннее. Как правило, это не вызовет проблем при использовании автомобиля, в результате изменения ходовых качеств транспортного средства, и, как следствие, комфорт и безопасность водителя и пассажиров, останутся на стабильно высоком уровне.

После проведения всех диагностических работ, приступают к замене поврежденных амортизаторов на новые. Узнать о том, как правильно выполнить демонтаж старых, и установку новых стоек, можно из инструкции эксплуатации автомобиля.

В подведении итогов, стоит сказать, что проблемы подвески, как правило, влияют на условия эксплуатации и комфорт использования автомобиля. Также как следствие, они приводят к возникновению угрозы безопасности водителя и пассажиров. Причинами поломки могут быть многие факторы, но, как правило, основной является – выход стоек амортизаторов из строя. Чтобы устранить поломку, понадобится качественно провести диагностику этих компонентов, о том, как это сделать, можно было узнать из вышеизложенного материала.

ТРС-Моторс ›
Блог ›
Диагностический стенд MAHA

1. Говорим на одном языке
Диагностика на стенде позволяет владельцу автомобиля и сервису говорить на одном языке, потому что полученные данные не могут трактоваться двояко – они лежат в строгом диапазоне допусков и достаточно наглядны. Если раньше действовала формула “Доверься моему опыту”, который ещё надо бы проверить, особенно с тенденцией многих сервисов “приговаривать” целые детали, то сейчас достаточно пройти диагностику на вибрационном и на роликовом стендах, чтобы получиться сухие данные, в которые можно верить или отвергать только целиком. Как говорится, ничего личного, только цифры.

2. Порядок диагностики
Первым делом автомобиль проходит через техническую мойку, во время которой сбивается грязь не столько с кузова, сколько тщательно вымываются элементы подвески и тормозной системы, с которых может отпасть стенд и попасть внутрь вибрационного стенда, снижая его точность.

Далее автомобиль ориентируется таким образом, чтобы ось его движения была строго перпендикулярна положению роликов для проверки тормозной системы, а левая ось совпадала с осью пластины для проверки бокового увода, которая на фотографии прикрыта защитным резиновым слоем.

Полный размер

Диагностика на стенде – против цифр не поспоришь!

Перед заездом на диагностический стенд на педаль тормоза надевается датчик усилия, который позволяет точно оценить эффективность работы всей тормозной системы. Без него диагностика на стенде возможна, но менее информативна.

Полный размер

Датчик усилия на педали тормоза

Порядок диагностики следующий:
1. Проезжаем передними колёсами по пластине бокового увода.
2. Заезжаем передними колёсами на вибрационный стенд.
3. Дожидаемся окончания проверки.
4. Переезжаем передними колёсами на роликовый стенд.
5. Дожидаемся окончания проверки.
6. Повторяем пункты с первого по пятый для задней оси.
7. Съезжаем со стенда.
8. Распечатываем результаты диагностики.

Несколько сокращённо вся процедура выглядит следующим образом.

3. Диагностика амортизаторов
Если простыми словами описать, для чего нужна диагностика амортизаторов, то самым важным является определение качества их работы на отбой – насколько быстро колесо вернётся после подскока или наезда на препятствие и прижмётся к дорожному полотну, обеспечивая не только устойчивость автомобиля и комфорт управления, но и длину тормозного пути. Можно залезть в дебри и привести море дополнительных факторов, но работа на отбой – самое слабое звено.

Передняя ось у нас в норме, разница в работе амортизаторов всего два процента, а относительная величина их работоспособности практически зашкаливает:

– выше 60% – всё хорошо;
– от 40 до 60% – слабые амортизаторы, нужно быть бдительным;
– менее 40% – тревожный набат, сигнал к замене.

Полный размер

Передние амортизаторы в норме

Задняя ось слева нас разочаровывает, пациент практически мёртв, реанимация не имеет смысла, это практически гарантированный третий пункт, который обычно выглядит вот так. Смешно смотреть, но печально ездить.

Полный размер

Задний левый амортизатор в состоянии клинической смерти

4. Диагностика тормозной системы
Диагностика амортизаторов на стенде штука скучная, не особо разгуляешься, зато проверка тормозной системы куда более информативна. Под “раздачу” попадают передняя ось, задняя и стояночный тормоз. Для первых двух выдаётся три информационных экрана:
– общее состояние оси;
– график тормозной силы;
– график усилия на педали.

Для стояночного тормоза в силу понятных причин последний пункт отсутствует.

Результат диагностики тормозной системы передней оси вполне благонадёжный, даже не смотря на красное число 21 – печально, конечно, но терпимо.

Полный размер

Передняя тормозная система Додж Калибр

Двадцать один процент в данном случае это максимальный разброс тормозного усилия между осями при допустимом значении в двадцать. На графике достаточно хорошо видно, что при максимально достигаемом усилии почти в три килоьютона, разбаланс наступает в начальной фазе нажатия на педаль при усилии в половину килоньютона.

Человеческим языком это значит, что переднее левое колесо при слабом нажатии на педаль тормозит сильнее правого, после чего разница между ними нивелируется, что подветрждается графиком усилия на тормозной педали. Овальность тормозных дисков в норме и не превышает пороговую величину в 20%, при которой уже явно ощущается биение при активном торможении.

Полный размер

Тормозная сила передней оси

Полный размер

Усилие на педали для передней оси

Задняя ось нас разочаровывает и опять слева: овальность диска близка к критическим 25%, разница между усилиями в пике составляет 58% против положенных двадцати.

Полный размер

Задняя тормозная система Додж Калибр

Правое заднее колесо хоть и работает, но рывками, при торможении есть риск увода автомобиля вправо за счёт расторможенного заднего левого колеса – достаточное основание для проверки в первую очередь состояния направляющих и цилиндра тормозного суппорта.

Полный размерТормозная сила задней оси Полный размерУсилие на педали для задней оси

Картину завершает стояночный тормоз с ещё более удручающими показателями.

Полный размерСтояночный тормоз Додж Калибр

Левое заднее колесо какую-то работу, конечно выполняет, но по факту машину в таком состоянии лучше не эксплуатировать.

Полный размерЛевое заднее колесо почти не тормозит

Казалось бы, диагностика на стенде однозначно указывает на серьёзные проблемы с задней тормозной системой, устранение которых может вылиться в ощутимую сумму, а по факту сзади у нас установлены барабаны, которые достаточно было просто отрегулировать. Это как раз тот вариант, когда можно долго крутить колёса и не найти ответ, но достаточно заехать на роликовый стенд и всё становится ясно.

Полный размерРезультаты диагностики тормозной системы

Общая картина тем не менее достаточно оптимистичная: суммарное тормозное усилие 62% при минимуме допустимого в 53%, а стояночный тормоз всего 19% при минимуме в 25%, что устраняется в нашем случае путём разведения барабанных колодок.

5. Схождение и выводы
Мы совсем забыли о пластине увода, с которой начинается вся диагностика. Получаемая величина не имеет размерности, так как показывает увод в метрах на каждую тысячу метров. Значения до 7 указывают на норму, от 7 до 12 допустимы к эксплуатации, а всё что свыше – требует заезда на стенд схода-развала для проверки и регулировки углов.

Полный размерСхождение задних колёс за пределами нормы

Диагностика на стенде, как вибрационном, так и роликовом, не даёт всех ответов о состоянии подвески, зато крайне чётко рисует картину поведения автомобиля на дороге при движении и торможении с точки зрения безопасности.

Неисправность амортизатора: признаки и на что влияет

Неисправности амортизаторов сильно влияют на поведение машины на дороге. В частности, корпус автомобиля «ныряет» при разгоне и торможении, увеличивается тормозной путь, сильно кренится во время маневрирования и раскачивается при проезде по неровностям.

Существуют явные и скрытые признаки неисправных амортизаторов. К явным можно отнести появление течи масла (износ сальника и/или штока), однако больше все-таки скрытых, например, старение масла, деформация пластин клапанного механизма, износ уплотнения поршня и внутренних стенок рабочего цилиндра. Чтобы избежать неприятных последствий нужно вовремя определить неисправность амортизаторов.

Признаки неисправности амортизаторов

Существует два типа признаков того, что амортизатор полностью или частично вышел из строя. Первый тип — визуальные. В частности, их можно выявить при визуальном осмотре амортизатора. Ко второму типу признаков стоит отнести изменения в поведении машины в движении. Перечислим в сначала признаки, относящиеся ко второму типу, поскольку в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как изменилось поведение машины, в частности:

  • Раскачивание при торможении и разгоне. Если амортизаторы исправны, то даже при резком торможении машина должна качнуться назад не более одного раза, после чего амортизатор должен погасить колебательные движения. Если же раскачиваний два и более — симптом частичного или полного выхода из строя.
  • Крен при маневрировании. Тут ситуация аналогичная, после выхода из резкого крена при вхождении в поворот корпус не должен раскачиваться в поперечной плоскости. Если это так — аналогично амортизатор вышел из строя.
  • Увеличение тормозного пути. Этот фактор обусловлен той же раскачкой при торможении. То есть, в процессе длительного торможения амортизатор не гасит вибрацию, и машина периодически опускает и поднимает переднюю часть кузова. Из-за этого нагрузка на передние колеса уменьшается, что снижает эффективность торможения. Особенно тормозной путь увеличивается у автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой тормозов. Это обусловлено тем, что задняя часть приподнимается, и АБС снижает давление в магистрали тормозной системы. Также тормозной путь увеличивается при торможении по неровной дороге.
  • Машина «не держит» дорогу. В частности, при установке руля в положении прямо, автомобиль постоянно уводит в сторону. Соответственно, водитель должен постоянно подруливать с тем, чтобы выровнять траекторию движения.
  • Дискомфорт при езде. Он может проявляться по-разному. В частности, от раскачивания автомобиля некоторые водители и/или пассажиры при езде на долгой дистанции чувствуют дискомфорт, страдающих «морской болезнью» (официальное название кинетоз или болезнь движения) людей может укачивать. Такой эффект является типичным симптомом неисправности задних амортизаторов.

Обратите внимание, что такие признаки как увеличение тормозного пути, неравномерный износ покрышек и постоянная необходимость подруливать могут указывать на другие проблемы в автомобиле, например, на износ тормозных колодок, низкий уровень тормозной жидкости, неравномерное давление в шинах, проблемы с шаровой опорой или другими элементами подвески. Поэтому желательно выполнить комплексную диагностику. К визуальным симптомам износа амортизаторов относится:

  • Появление потеков по корпусу и штоку. В частности, это происходит из-за износа сальника (уплотнения) и/или штока амортизатора. Снижение уровня масла приводит к уменьшению рабочей амплитуды устройства, а также к увеличению износа частей, входящих в его конструкцию.
  • Износ сайлентблоков. Как известно, в этом резинометаллическом шарнире подвижность обеспечивается за счет эластичности резины (или полиуретана в зависимости от конструкции). Естественно, что если амортизатор будет отрабатывать жестко, то на сайлентблок будет передаваться повышенные усилия, что приведет к его значительному износу и выходу из строя. Поэтому при диагностике амортизаторов всегда имеет смысл проверить и состояние сайлентблоков.
  • Повреждение корпуса амортизатора и/или его крепежных элементов. Это может выражаться по-разному. Например, появление ржавчины на штоке (стойке, опоре), искривление корпуса, повреждение крепежных болтов и так далее. В любом случае амортизатор нужно внимательно осмотреть.
  • Неравномерный износ покрышек. Обычно они больше изнашиваются с внутренней стороны и меньше с наружной.

То есть если возникла неисправность амортизаторов то ждите выхода из строя и других элементов подвески, ведь они все взаимосвязаны и поддаются влиянию друг на друга.

На что влияет неисправность амортизатора

Использование изношенных амортизаторов может не только вызывать дискомфорт при езде, но и вызывать реальную опасность при движении автомобиля. Так, возможные проблемы, связанные с неисправностью амортизатора:

  • Уменьшение сцепления колес с дорогой. В частности, при раскачивании автомобиля сцепление будет иметь изменяемое значение.
  • Увеличение тормозного пути, особенно на автомобилях с антиблокировочной системой (ABS).
  • Возможна некорректная работа некоторых электронных систем автомобиля, таких как ABS, ESP (система курсовой устойчивости) и прочих.
  • Ухудшение управляемости автомобиля, особенно при движении на высокой скорости.
  • Появление «аквапланирования» при езде по мокрой дороге на низких скоростях.
  • При езде в ночное время постоянное раскачивание передка автомобиля может привести к тому, что свет фар будет слепить встречных водителей.
  • Дискомфорт при езде. Особенно это проявляется при езде на длинные расстояния. Для водителя это грозит повышенной усталостью, а для людей, склонных к «морской болезни», это опасно укачиванием.
  • Повышенный износ покрышек, резиновых втулок, сайлентблоков, отбойников и пружин. и других элементов подвески автомобиля.

Причины неисправности амортизаторов

Причинами поломки являются, как правило, естественные факторы, среди которых:

  • Старение амортизационной жидкости (масла). Как и другие технологические жидкости в автомобиле масло в амортизаторе постепенно набирает влагу и теряет свои эксплуатационные свойства. Естественно, что это приводит к тому, что амортизатор начинает работать жестче, чем работал до этого. Однако необходимо понимать, что старение жидкости не происходит в одночасье, за исключением разрыва уплотнения на корпусе амортизатора.
  • Порванный сальник. В частности, уплотнение поршня и внутренних стенок рабочего цилиндра. Сальник может порваться из-за внешних факторов либо просто в процессе старения. Он, как и всякое резинотехническое уплотнение, со временем дубеет и начинает пропускать жидкость. Из-за этого происходит утечка масла из амортизатора, а также попадание в масло влаги извне, что приводит к ухудшению ее характеристик.
  • Деформация пластин клапанного механизма. Этот процесс также является естественным и происходит на постоянной основе, хоть и с разной скоростью. Так, скорость деформации зависит от двух основных факторов — качества амортизатора (качества металла пластин) и условий эксплуатации машины (естественно, что значительная ударная нагрузка приводит к преждевременной деформации).
  • Утечка газа. Это актуально для газонаполненных амортизаторов. Суть здесь та же, что и для маслонаполненных устройств. Газ здесь выполняет демпфирующую функцию, и если его нет — то и амортизатор работать не будет.
  • Выход из строя сайлентблоков. Они изнашиваются по естественным причинам, теряют свою эластичность и работоспособность. Ремонту эти узлы практически не подлежат, поэтому при их выходе из строя их нужно попросту заменить (если это возможно, либо менять полностью амортизаторы).

Как определить неисправность амортизаторов

Автовладельцев вопрос как проверить масляный или газомасляный амортизатор, волнует неспроста. Связано это с тем, что современные амортизационные устройства зачастую имеют более сложную конструкцию, чем старые модели, из-за чего усложняются и диагностические меры. Поэтому в идеале проверять их нужно в условиях автосервиса на специальном стенде. Однако существует и ряд «гаражных» методов проверки.

Раскачка кузова

Самый простой, «дедовский», метод заключается в раскачивании кузова автомобиля. В частности, раскачивают его переднюю либо заднюю часть, или амортизаторы по отдельности. Раскачивать нужно сильно, однако при этом не погнуть элементы кузова (на практике такие случаи встречаются!). В теории нужно добиться максимально возможной амплитуды раскачивания, после чего отпустить корпус и посмотреть на его дальнейшие колебания.

Если амортизатор исправен, то кузов сделает одно раскачивание (или полтора), после он успокоится и останется в исходном положении. В случае же, если амортизатор имеет неисправность, то корпус будет делать два и более колебаний. В этом случае он подлежит замене.

Правда стоит отметить, что метод раскачки подходит для машин с простой системой подвески, например, ВАЗ-«классика» (модели от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107). В современных машинах часто используется сложная (зачастую многорычажная) подвеска, поэтому она будет гасить возникающие колебания даже при неисправных амортизаторах. Поэтому с помощью раскачки кузова, по большому счету, можно определить два пограничных состояния — демпфер полностью вышел из строя, либо его подклинивает во время работы. «Средние» состояния амортизатора с помощью раскачки выявить непросто.

Визуальный осмотр

При диагностике проблемного амортизатора обязательно нужно выполнить его визуальный осмотр. Для этого нужно загнать автомобиль на смотровую яму либо поднять на подъемнике. Можно, конечно, и демонтировать амортизатор, но это может занять много времени и сил. В процессе осмотра обязательно нужно проверить наличие масляных подтёков на корпусе амортизатора. Можно протереть следы масла тряпкой и оставить его так на несколько дней. По истечении этого срока проверку следует повторить.

Если машина поднята на подъемнике, то желательно проверить состояние штоков амортизатора. На них не должно быть следов ржавчины и повреждений. Если они имеются, значит, устройство как минимум частично неисправно и нужно выполнить дополнительную диагностику.

При осмотре нужно обязательно обратить внимание на характер износа шин. Зачастую при поломанных амортизаторах они изнашиваются неравномерно, как правило, основной износ идет на внутреннюю часть покрышки. Также могут иметь место отдельные лысоватые пятна износа на резине. Однако износ протектора может указывать и на другие поломки в элементах подвески, поэтому здесь также нужна дополнительная диагностика.

Если проверяются неисправности переднего амортизатора (стойки) нужно выполнить обязательный осмотр пружин и верхних опор. Амортизационные пружины должны быть целыми, не иметь трещин и механических повреждений.

Зачастую даже частично неисправный амортизатор может не иметь визуальных следов поломки. Поэтому желательно выполнять комплексную диагностику, лучше всего в условиях автосервиса.

Проверка управлением машины

Если амортизатор/амортизаторы неисправны, то в процессе вождения водитель будет чувствовать, что машина «рыскает» по дороге, то есть, необходимо будет постоянно подруливать с тем, чтобы держать ее в колее. При разгонах и торможении авто будет раскачиваться. Аналогичная ситуация и при боковых наклонах кузова. При этом необязательно разгоняться до значительной скорости, для проверки вполне подойдет городской скоростной режим. В частности, на скорости 50…60 км/ч можно поделать резкий разгон, торможение, змейку.

Обратите внимание, что, если амортизатор почти «умер», то входить в крутой поворот на большой скорости опасно, поскольку чревато переворотом на бок! Особенно это актуально для автомобилей с мощным двигателем.

Когда менять амортизатор

Необходимо понимать, что вне зависимости от качества амортизатора, а также условий эксплуатации машины, износ этого узла происходит постоянно. С большей или меньшей скоростью, но постоянно! Соответственно, и проверять их состояние также нужно постоянно. Большинство производителей амортизаторов из средней ценовой категории рекомендуют выполнять проверку через каждые 20…30 тысяч километров пробега. Что касается замены, то обычно амортизатор значительно изнашивается приблизительно через 80…100 тысяч километров. На этом этапе нужно выполнить его более тщательную проверку и при необходимости замену.

А чтобы амортизаторы служили максимально долго ориентируйтесь на такие рекомендации:

  • Не перегружайте машину. В мануале к любому автомобилю прямо указывается его предельная грузоподъемность. Не стоит перегружать автомобиль, потому что это вредно для его различных компонентов — в том числе двигателя и элементов подвески, в частности, амортизаторов.
  • Дайте прийти в рабочий режим. При езде на машине в холодное время года (тем более при значительных морозах) старайтесь ехать первые 500…1000 метров на небольшой скорости и избегая неровностей. Это даст разогреться и растечься маслу.

Таким образом, при появлении проблем с амортизаторами лучше не затягивать, и заменить проблемные узлы на новые. Что касается покупки, то лучше покупать лицензированные амортизаторы у «официалов». Или выбирать товары в проверенных магазинах, основываясь на отзывах автолюбителей.

Почему необходимо следить за состоянием амортизаторов

Диагностика ходовой части, а в том числе и амортизаторов должна производиться систематически. Говорить с уверенностью о том, какой ресурс у этого элемента достаточно сложно, т. к. на его состояние напрямую влияет большое количество факторов, например, состояние дорожного покрытия, манера вождения и иногда температурные перепады. Неисправность амортизатора может привести к достаточно серьёзным последствиям.

Отработавший своё, механизм может существенно сказаться на неравномерном износе шин, снизить ресурс других элементов подвески, ну и, конечно же, существенно снижается комфорт для водителя и пассажиров.

Проверка без диагностического стенда

Способов самостоятельной проверки подвести достаточно много и каждый из них имеет определённые особенности. Наибольшую эффективность удаётся добиться в том случае, если применяется сразу несколько способов различных испытаний.

На каждом из возможных вариантов проверки стоит остановиться подробнее:

  1. Визуальный осмотр. Наиболее логичным и доступным способом является банальный визуальный осмотр амортизатора. В том случае, если на элементе присутствуют масляные пятна и подтёки, это говорит о значительной неисправности. Также нелишним будет осмотреть состояние штоков, для этого потребуется вывесить интересующее колесо, в гаражных условиях сделать это возможно при помощи обычного домкрата. В том случае, если на штоке присутствуют следы ржавчины, элемент однозначно неисправен и подлежит замене. Естественно, что у такого довольно простого способа есть существенные недостатки, так например, не всегда неисправность проявляется визуально, иногда амортизатор приходит в негодность от банального износа внутренних элементов. Ещё один недостаток заключается в том, что визуально заметные последствия появляются в процессе длительной эксплуатации неисправных элементов, а значит, всё это время подвеска уже испытывала повышенные нагрузки.
  2. Проверка демпфирующих свойств. Ещё один пример, как самостоятельно проверить работоспособность подвески. Для диагностики потребуется выставить автомобиль на ровной площадке и энергично раскачать одну из сторон, чтобы посмотреть, насколько долго кузов будет качаться, пока не займёт спокойное положение. На легковом автомобиле нормой является один-два качка кузова, если же машина продолжает, то это говорит о явной неисправности амортизатора. Недостатком такого способа является то, что таким образом удаётся выявить только окончательно умерший элемент подвески. При этом нередко в процессе диагностики автомобиль вовсе не получается раскачать, такой симптом говорит о том, что заклинил шток и амортизатор, естественно, подлежит замене.
  3. Определение неисправности в процессе движения. Ещё один достаточно точный способ, по которому удаётся определить корректность работы амортизатора – это внимательно проследить за поведением автомобиля на дороге. Автомобиль с нерабочей подвеской «рыскает» по дороге, плохо слушается руль на больших скоростях и болезненно реагирует на все неровности. На больших ямах можно услышать характерные глухие удары, которые, к слову, иногда могут быть связаны с износившимся сайлентблоком.
  4. Проверка со снятием. Является наиболее точной и эффективной. Снятый задний амортизатор следует жёстко зафиксировать, так чтобы он был расположен вертикально по отношению к земле. После этого требуется проверить жёсткость хода штока. Для этого он вытягивается и вдавливается вниз. В том случае если амортизатор спокойно работает от усилия одной руки, это говорит о его неисправности.

Рекомендации для диагностики амортизаторов на вибростенде

Не всегда удаётся проверить амортизатор самостоятельно, однако, есть способ, используя который амортизатор даже не придётся снимать с автомобиля. Для этого следует обратиться в сервисный центр, оснащённый вибростендом.

Суть его работы заключается в том, что прибор имитирует дорожные неровности и позволяет точно определить неисправность того или иного механизма, однако, учитывая то, что данный способ не бесплатный стоит учесть несколько довольно важных аспектов:

  • Узнайте, предусматривает ли компьютер проверку именно вашего автомобиля.
  • Учитывается также и продолжительность жизни автомобиля, десятилетний транспорт имеет уже далеко не самую лучшую жесткость кузова, что соответственно исказит показания вибростенда.
  • Перед началом проверки обязательно нужно проверить развал-схождение и уровень давления воздуха в шинах.

Здравствуйте! Эксплуатация автомобиля связана с необходимостью постоянно наблюдать и контролировать его поведение, а также состояние компонентов транспортного средства. Одним из ключевых считается подвеска. В связи с этим хочу вам рассказать о том, как проверить амортизаторы без посторонней помощи.

В проведении диагностических мероприятий нет ничего сложного. И в этом сами сможете убедиться после прочтения материала. Если начинают изнашиваться задние или передние стойки, имеются проблемы с системой амортизации в машине, проверка даст об этом знать.

Советую делать это в процессе эксплуатации своего автомобиля, а также при покупке подержанного авто. По подвеске можно понять общее состояние машины. Если автомобиль новый, к подвеске и амортизатором претензий не будет точно.

В общей сложности мы рассмотрим с вами 5 методов. 4 из них выполняются самостоятельно. Еще один профессиональный, и предусматривает проверку на стенде.

Способы проверки

В процессе эксплуатации автомобиля у вас могут возникать некоторые сомнения касательно того, годные или нет нынешние амортизаторы. Они бывают передние и задние на авто.

Вне зависимости от того, где и какие элементы стоят у вас на машине, для всех методы проверки, позволяющие выявить неполадки, идентичные. Добавлю лишь, что амортизатор бывает масляный, газовый и газомасляный. Если хотите знать, какой из них лучше, пишите в комментариях. Подготовим отдельный материал на эту тему, где обсудим сильные и слабые стороны каждого варианта конструкции автомобильного амортизатора.

Главное преимущество методов в том, что проверку можно провести, не снимая их. Это экспресс тесты на работоспособность и текущее состояние.

Да, снятый амортизатор даст лучше понять, что творится с ним. Ведь проблемы с подвеской не всегда означают неисправность именно амортизатора.

Все представленные процедуры применимы на любых автомобилях:

  • на ВАЗ 2107;
  • ВАЗ 2110;
  • на Газели;
  • Ладе Приора;
  • Хендай Акцент;
  • Деу Ланос;
  • Рено Логан;
  • Прадо 120;
  • Ниссан Альмера;
  • Киа Спортейдж;
  • Шевроле Авео и пр.

Все способы самостоятельно определить неисправность опоры амортизатора или самого амортизатора делятся на такие виды:

  • визуальный;
  • метод раскачки;
  • поведение;
  • нагрев;
  • стендовая проверка.

Теперь предлагаю про каждый из них поговорить отдельно, чтобы уточнить некоторые нюансы.

Визуальный метод

Для визуальной проверки вам потребуется своими глазами внимательно изучить состояние каждого из установленных на машине амортизаторов. Тут лучше задействовать яму или эстакаду, а также прихватить с собой переносной источник хорошего света.

Есть несколько косвенных признаков, указывающих на то, что амортизатор не рабочий, либо его ресурс на пределе.

  • Если машина долго не эксплуатировалась, на поверхностях амортизаторов появляются следы коррозии;
  • Чаще всего ржавчину замечают на видимых участках штока;
  • При наличии ржавчины высока вероятность износа сальника;
  • Если на корпусе присутствуют следы масла, это также плохой сигнал;
  • Подобный признак указывает на разгерметизацию;
  • При утечке масла иногда помогает ремонт, но зачастую неисправность устраняют путем замены;
  • Обнаружив следы масла, протрите эти участки сухой ветошью, и через несколько дней еще раз посмотрите на эти участки;
  • При повторном появлении масла их следует снять и заменить.

Утечка рабочей жидкости говорит о том, что нарушилась целостность корпуса. Эксплуатировать машину не стоит, но некоторое время еще можно.

Но отсутствие коррозии и масла при визуальном осмотре не гарантируют, что с амортизатором все хорошо. Еще есть вероятность износа внутренних компонентов конструкции.

Раскачка

Еще один метод, позволяющий диагностировать неисправность амортизатора. Часто фигурирует на различных тематических видео. Достаточно простой в применении и одновременно с этим информативный.

Для проверки нужно встать около передней или задней части машины, смотря какие элементы проверяете, приложить две руки к капоту или багажнику, и начать активно раскачивать вверх и вниз, прижимая руки к кузову. Лучше это делать около колеса. Когда раскачка закончится, при исправном амортизаторе машина должна без дополнительных колебаний вернуться в свое исходное положение. Если вы отпустили машину, но ее продолжает качать, это плохой сигнал.

Функционирующий амортизатор позволяет колебаниям затухнуть уже после 1 или 2 качка без вашего участия. Если кузов резко выстрелил вверх, это указывает на неисправность стойки. А когда раскачать машину вообще не получается, тут уже проблема в заклинившем штоке.

Метод не всегда эффективный, поскольку некоторые автомобили физически раскачать сложно. Плюс такая методика диагностирует проблемы лишь при действительно изношенных амортизаторах.

Поведение машины

Следующий вариант проверки, как по мне, самый лучший. Хотя признаки будут все равно косвенными. Заметив хотя бы один из симптомов, перечисленных ниже, это повод обратиться в автосервис для диагностики.

  • При выезде на дорогу автомобиль начинает активно прыгать по неровностям, чего раньше не наблюдалось. Поведение уже не такое мягкое;
  • Еще машина может сильно раскачиваться в разные стороны. При наезде на кочку колебания долго не прекращаются. Особенно ощутимо пассажирам задних кресел;
  • Изменилась реакция машина на рулевое управление. Оно не такое четкое и чувствительное;
  • Появился звук неисправного элемента подвески в виде дребезжания или стуков. Особенно при выезде на неровные участки.

Только не подумайте, что проверку нужно проводить на большой скорости или при заносах. Достаточно средней скорости и обычной ровной дороги, на которой следует выполнить несколько маневров типа змейки. Попробуйте разогнаться и остановиться.

Любой из представленных признаков указывает на то, что в подвеске есть проблемы. Это не обязательно именно амортизатор. Но это очевидный повод заняться более тщательной проверкой. И лучше сделать диагностику в хорошем сервисном центре.

Нагрев

Это наименее востребованный среди автомобилистов метод проверки. Хотя он имеет неплохие показатели точности.

Заключается он в проверке амортизаторов по их степени нагрева. Минус в том, что приходится работать очень быстро, пока признаки по естественным причинам не пропали.

Суть вот в чем. Нужно проехаться на машине, после чего припарковаться на яме или эстакаде, пробраться к амортизаторам и пощупать их руками. Все дело в том, что при работе амортизаторы нагреваются, вырабатывая большой объем тепловой энергии. Пощупайте все элементы. Если один из них холодный, либо теплый, хотя все остальные горячие, амортизатор потерял работоспособность. Он нуждается в замене или ремонте.

Стендовая диагностика

Если хотите получить профессиональную консультацию и более точный ответ, можете обратиться в автосервис, где имеется специальный стенд. Метод быстрый, не очень дорогой и информативный при условии правильного проведения.

Но он не настолько хорош, как некоторые считают. Разные стенды основываются на различных параметрах при диагностике. Если в конструкции есть иные проблемы, помимо амортизаторов, результаты могут оказаться некорректными.

Также разные стенды применяют определенные алгоритмы при оценке эффективности работы подвески. То есть в разных сервисах вам могут поставить совершенно разный итоговый диагноз. А если мастера недобросовестные, они расскажут, что амортизаторам пришел конец, и их требуется срочно менять. Хотя по факту они способны прослужить еще достаточно долго.

Могу сказать одно. Эксплуатировать машину с неисправными амортизаторами категорически нельзя. Это влечет за собой целый ряд очень опасных и нежелательных последствий.

Если вам нужна более точная самостоятельная оценка их состояния, рекомендую использовать сочетание из нескольких методов проверки поочередно.