ПДД для мотоциклистов

Мотоцикл – достаточно специфическое транспортное средство. Использование требует не просто некоторого мастерства, но и соблюдения ПДД, отличных от используемых для легковых транспортных средств.

Данный момент необходимо проработать заранее, так как нарушение ПДД может привести не только к штрафу – но и к лишению водительского удостоверения.

Изменения в этом году

Сегодня основным нормативным документом, в соответствии с которым должна будет осуществляться езда, являются Правила дорожного движения.

Следует заранее ознакомиться со всеми таковыми, только так можно не допустить стандартных ошибок – которые могут иметь место. Для мотоциклов существуют специальные знаки – действующие только лишь для данного типа транспортных средств.

Примером запрещающего знака, распространяющегося только на данный вид техники, является следующий:

Стоит отметить, что ежегодно правила дорожного движения изменяются. Как следствие – необходимо будет обязательно ознакомиться со всеми правками.

Так как незнание ПДД, а также различных иных норм, не освобождает управляющего транспортным средством от ответственности.

В 2019 году основные изменения в ПДД:

  • будет введена дополнительная стоп-линия – на расстоянии 3.5 метров от основной – чтобы движущиеся на двухколесных транспортных средствах могли проехать перекресток первыми;
  • формальное разрешение передвигаться между отдельными рядами.

Первый пункт не вызывает каких-либо затруднений. Второй же очень важен – и суть его заключалась не в ещё одном ряде. Но в запрете на движение по разделительной полосе.

Вопрос этот ещё активно обсуждается, существует множество предложений от законодателей. Самим мотоциклистам стоит внимательно следить за всеми изменениями.

Расположение мотоцикла на проезжей части по ПДД предполагает некоторые особенности. Это касается в том числе и парковки. Многие водители такой техники считают, что и можно передвигаться по тротуарам, а также в некоторых иных местах.

Но требуется помнить, что подобные нарушения караются достаточно серьезно. Вплоть до лишения водительских прав.

Что разрешено и запрещено по правилам

Многие использующие подобную технику попросту не знают основных правил дорожного движения – на которые им необходимо будет обратить внимание в первую очередь. На данный момент существует ряд тонкостей, с которыми нужно ознакомиться.

Это касается в первую очередь следующего:

  • передвижение между рядами;
  • использование ТС зимой, при наличии льда и снега на дорожном покрытии;
  • как осуществляется перевозка пассажиров и детей;
  • расположение мотоцикла на тротуаре.

Езда в междурядье для мотоциклистов по ПДД

Согласно общепринятым правилам дорожного движения при отсутствии разметки количество рядом определяется именно самими водителями. В то же время при наличии разметки не разрешается создавать ещё один ряд.

Кроме того, законодательство прямо запрещает двигаться прямо по разметке. Причем данное требование строго обязательно соблюдать.

В зависимости от нарушения, последствий возможны следующие меры наказания в соответствии с КоАП:

  • штраф;
  • лишение водительского удостоверения.

Передвижение зимой

Вопрос по поводу того, возможно ли вообще двигаться зимой на мотоцикле, требует отдельного обсуждения. Существует ряд нюансов, тонкостей, отраженных в ПДД – которые нужно будет обязательно рассмотреть.

Нужно помнить, что прямого запрета на езду на данном виде ТС зимой не имеется. Тем не менее, следует понимать, что оно не является зимним видом транспорта. Никак не приспособлено к подобным мероприятиям.

Стандартным требованием является использование специальной резины – только при наличии которой вообще допускается использовать ТС в зимнее время. Иные ограничения ПДД не распространяются на использующих средства передвижения категории А.

Но следует помнить о некоторых рекомендациях:

  • 1 раз в неделю следует осуществлять зарядку транспортного средства – так как в случае минусовой температуры он садится на порядок быстрее;
  • использование моторного масла низкой вязкости более предпочтительнее – на морозе оно густеет, становится сложно запустить двигатель и возникают другие проблемы;
  • тросы желательно заранее смазывать;
  • требуется установить «горячие» свечи зажигания – только при наличии таковых возможно без проблем осуществляться эксплуатацию автомобиля.

Работники ГИБДД имеют право при остановки для проверки документов проверить состояние резины – при отсутствии зимнего варианта на транспортном средстве категории А эксплуатацию попросту запрещена.

Зимняя резина для мотоцикла выглядит следующим образом:

Перевозка пассажиров и в частности детей

Перевозка пассажиров возможна лишь при наличии специально оборудованного места (задняя часть седла или мотоколяска). Помимо этого требуется использовать специальную экипировку. Это касается специального шлема.

При отсутствии такового запрещена эксплуатация с пассажиром «на борту». Причем согласно КоАП РФ отсутствие шлема является основанием для остановки ТС до полного устранения нарушения.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос того, как именно и когда допускается перевозить ребенка на мотоцикле. Согласно ПДД не разрешается даже при наличии шлема перевозить несовершеннолетних на заднем седле транспортных средства категории А.

В то же время допускается перевозка при наличии шлема в мотоколяске – но опять же необходимо использование соответствующего типа шлема, устройства определенного типа.

Парковка на тротуаре

Отдельно нужно ознакомиться именно с парковкой такового транспортного средства на тротуаре. Так как многие использующие подобную технику считают, что пароваться возможно где угодно и когда угодно.

Данный момент рассмотрен в ПДД особенно подробно – в разделе №12.2. Ставить подобного рода ТС можно вдоль тротуара в 2 ряда. На краю тротуара также можно будет ставить ТС.

Но требуется руководствоваться специальными знаками. В ПДД присутствует таковых достаточно большое количество. Все их нужно будет заранее разобрать.

В случае нарушения использующим технику категории А ТС будет эвакуировано специальными службами. Заранее изучить все требования ПДД и не допускать ошибок. Так как это может стать причиной серьезных неприятностей.

В случае эвакуации понадобится не только уплатить штраф, но также простой на штрафной стоянке. Основные знаки, руководствоваться которыми необходимо при размещении своего ТС вдоль дороги:

Со скольки лет можно управлять

Ранее существовала только одна категория транспортных средств данного типа – А. Сегодня же категория была разделена на две подкатегории:

  • А;
  • А1.

А1 – это категория легких мотоциклов, которые имеют относительно небольшой вес и мощность двигателя менее 150 куб.см. При этом не разгоняются более 60 км/ч. Со всеми таковыми моментами нужно будет ознакомиться заранее.

Управление подобной техникой доступно для всех, чем возраст составляет более 16 лет – при наличии водительского удостоверения.

В то же время управление транспортом категории А – тяжелые мотоциклы – возможно лишь после достижения 18 лет.

Так же стоит помнить о том, что использование возможно лишь при наличии соответствующей категории водительских прав. Какие-либо альтернативы попросту отсутствуют.

Нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами подобных ситуаций. Это позволит избежать стандартных проблем – которые порой возникают на дороге.

В то же время какие-либо ограничения по максимальному возрасту попросту не возникают. После законного получения водительского удостоверения управлять ТС можно будет столько, сколько это требуется.

Какие должны быть при себе документы

Использование техники данного вида подразумевает наличие определенного перечня документов. Причем таковой является стандартным и аналогичным необходимым для тех, кто эксплуатирует обычные автомобили:

  • водительское удостоверение соответствующей категории;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • полис ОСАГО.

Ранее также требовалось предоставлять доверенность – если водитель не являлся собственником транспортного средства. Сегодня же подобное более не требуется.

Так как полис ОСАГО выполняет функцию таковой доверенности. Если водитель вписан в неё – значит имеет право использовать именно это ТС. Какие-либо ограничения по этому поводу попросту будут отсутствовать.

Обязательно ли наличие

Отдельно желательно остановиться на том, что именно должно находиться в комплекте транспортного средства категории А при его использовании. На данный момент перечень ничем не отличается от требований, установленных к обычному автомобилю.

Основные позиции:

  • аптечка;
  • огнетушитель;
  • шлем.

Кто должен уступить дорогу, согласно ПДД, при сужении дороги, показано в статье: уступить дорогу по ПДД.

Про езду по автобусной полосе по ПДД .

Аптечки

Отдельной категорией предметов является именно аптечка. Так как подобный вид ТС является крайне травмоопасным. Стоит отметить, что установлены специальные требования к наличию таковой.

Существует специальный нормативный документ – ГОСТу Р 41.27-2001. Действительным является документ в редакции Постановления Правительства №767 от 14.12.05 г.

Но не стоит забывать о нюансе: требование касательно аптечки устанавливается только лишь к автомобилям, снабженным мотоколяской.

При отсутствии таковой попросту нет необходимости таковую возить с собой. Тем не менее многие мотоциклисты в целях собственной безопасности и во избежание проблем возят с собой аптечку. Подобное не является обязательным. Но многие стараются так делать.

Огнетушителя

На двухколесном ТС достаточно сложно будет разместить огнетушитель. Именно поэтому заранее ознакомиться со всеми тонкостями, особенностями подобного рода устройств.

Согласно законодательству, как и в случае с аптечкой, будет необходимо использовать огнетушитель только лишь с техникой, снабженной мотоколяской.

Опять же в соответствии с законодательством не допускается осуществлять процесс проверки наличия огнетушителя и аптечки работниками ГИБДД.

Подобные проверки осуществляются только лишь при прохождении технического осмотра, когда необходимо будет получить диагностическую карту.

Момент этот также отражается в законодательстве. В то же время если огнетушитель и аптечка требуются – необходим их предоставить. Иначе диагностическая карта оформлена не будет.

Шлема

Использование шлема – строго обязательно на всех видах транспортных средств категории А – подобное правило является единым. Причем касается это не только А, но и А1.

Установлены данные требования исходя из условий безопасности. Причем при наличии подобного нарушения инспектор ГИБДД не просто имеет право наложить штраф, но и приостановить эксплуатацию – до самого момента устранения нарушения. Потому следует быть особенно осторожным.

Какие-либо специальные требования к самим шлемам не устанавливается. Достаточно лишь чтобы он классифицировался как мотоциклетный. Но выбор качественной защитной экипировки в интересах собственников устройств для передвижения.

Так как в случае аварии, особенно на большой скорости, велика вероятность не только получения травм. Но также и смертельного исхода.

Качественный костюм-«черепаха» позволит избежать такого рода неприятностей. По меньшей мере под защитой будет позвоночник, а также жизненно важные органы.

Отдельно стоит остановиться на шлеме. Не нужно пытаться сэкономить на таковом. Не редки случаи, когда устройства спасали жизнь своим носителям.

Использование каски строго обязательно для всех пассажиров без исключения. В не зависимости от того, имеет ли место оборудование боковым прицепом.

Максимально допустимая скорость

Максимально допустимая скорость для средств передвижения данного вида – стандартная, она определяется знаками и разметкой. Существует достаточно много нюансов, тонкостей – связанных с соблюдением скоростного режима.

Многие ТС категории А могут разгоняться до внушительных скоростей – вплоть до в 2 и 3 раза превышающих максимально допустимую на территории РФ.

Руководствоваться следует стандартными знаками – предписывающими, ограничивающими и другими. Со всеми ними важно ознакомиться и соблюдать соответствующие предписания. Так как таковое – в первую очередь в интересах самих водителей.

Так как в случае ДТП, особенно на скорости более 60 км/ч, вероятность выжить крайне мала. Обгон мотоцикла другим мотоциклом необходимо выполнять стандартным образом.

Убедиться в отсутствии знаков, разметки запрещающих обгон, а также движущихся по встречной полосе движения ТС.

Отдельно нужно остановиться на том, что при отсутствии бокового прицепа возможно движения одновременно двух рядом водителей. Причем это допускается непосредственно правилами дорожного движения.

Допустимая скорость движения:

В пределах населенных пунктов двигаться необходимо со скоростью не более 60 км/ч
за пределами населенного пункта не более 80 или же иного ограничения
В зоне пешеходной, внутри дворов не больше 20 км/ч

Требования таковые являются вполне стандартными. Они позволяют соблюдать безопасность на проезжей части, а также в других зонах. Важно внимательно следить за дорогой.

Особенно при движении на большой скорости. При сдаче экзамена на права необходимо будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями передвижения по трассе.

Как осуществляется буксировка

Осуществляется выполнение процедур с транспортным средством необходимо осуществлять в соответствии с пунктами, отраженными в ПДД.

Существует ряд ситуаций, когда осуществлять процесс буксировки просто не допускается:

  • при наличии гололеда – так как управлять неисправной техникой сложно, сохранять устойчивость порой просто невозможно;
  • при неисправной системе тормозов или же если не работает рулевое управление – в таком случае прямо запрещено ПДД осуществлять буксировку ТС;
  • на гибкой сцепке и без коляски не допускается осуществлять буксировку – так как устойчивость на дороге таковая техника не обладает;
  • запрещено за 1 раз осуществлять буксировку сразу двух и большего количества ТС.

Во всех остальных случаях буксировка допускается. Но важно отметить, что требуется обязательно соблюдать целый ряд специальных правил.

К таковым основным относится в первую очередь:

  • длина троса должна составлять не менее 4 метров, но не больше чем 5 метров – если он будет меньше, то велика вероятность врезаться в заднюю часть кузова, при больше же длине едущая позади машина существенно отклонится в движении по своей траектории;
  • на фале обязательно должны быть размещены специальные флажки, щитки – с размещенными на них светоотражающими полосками либо с иными обозначающими габариты устройствами.

Отдельно стоит отметить, что буксировка техники категории А – процесс достаточно непростой и привлекает внимание ГИБДД.

Потому не стоит допускать каких-либо нарушений, так как это может стать причиной серьезных неприятностей. Вплоть до наложения запрета на перемещение таким образом.

Основные нюансы:

  • за рулем средства, буксировка которого осуществляется, обязательно располагается водитель;
  • расстояние между ТС должно быть в диапазоне от 4 до 6 метров;
  • обязательно необходимо разместить на тросу специальные светоотражающие знаки;
  • перевозить пассажиров на буксирующем транспорте строго запрещено.

При отсутствии специального троса допускается использовать парашютные стропы или прочный шнур. В таком случае завязать трос необходимо специальным узлом.

Жесты рукой

Иногда поворотники попросту отсутствуют. В таком случае необходимо подавать соответствующие знаки руками:

поворот налево левая рука в бок или правая рука вверх с согнутым локтем
поворот направо правая рука в бок или левая рука вверх с согнутым локтем
остановка правая или левая рука вверх

Использование знаков строго обязательно при отсутствии поворотников либо если они по какой-то причине не работаю. Причем в случае невыполнения данного требования предполагается серьезный штраф. Он налагается на всех граждан без каких-либо исключений.

Если на заднем сиденье сидит пассажир – то подобные знаки может подавать именно он. Важно отметить, что большая часть ДТП возникает как раз в силу несоблюдения правил дорожного движения.

Сегодня использование ТС категории А1 и А имеет свои особенности и тонкости с которыми важно заранее ознакомиться. Только так можно будет не допустить стандартных ошибок, которые имеют место во многих случаях.

Соблюдение правил дорожного движения позволит избежать травм, а также порчи своего и чужого имущества – использовать ТС без полиса ОСАГО строго запрещается законодательством.

Обязанности водителя по ПДД описываются в статье: водитель в ПДД.

Определение, что такое препятствие на дороге по ПДД, смотрите на странице.

Про поворот налево с трамвайных путей по ПДД узнайте из этой информации.

Мотоциклистам уже в ближайшее время могут запретить езду в междурядье. Депутат Маргарита Свергунова обратилась к начальнику ГИБДД Виктору Нилову с предложением ввести запрет на езду между двумя автомобилями, находящимися в двух соседних выделенных полосах движения. За нарушение этого требования депутат предложила ввести штраф в размере 5000 рублей.

«Машины медленно движутся в потоке, водители оценивают обстановку, но даже самый ответственный из них не застрахован от того, что с любой из сторон может стремительно возникнуть быстро движущийся мотоциклист, и водитель не успеет среагировать на него. Нам необходимы поправки в ПДД и КоАП, которые определенно запретят подобную езду байкеров», — объяснила Маргарита Свергунова.

Новые правила, по мнению депутата, позволят избежать тысяч аварий и множества пострадавших. За весь 2018 г. произошло 168 тыс. ДТП с 18 тыс. погибших. Мотоциклисты совершили 4,5 тыс. аварий, водители мопедов — еще 2 тыс. ДТП, но в среднем доля «аварийных» мотоциклистов ненамного выше доли попадающих в аварии водителей автомобилей.

Позиция байкеров: мы ничего не нарушаем

«Запрета на езду в междурядье нет, как нет и разрешения. Это сумеречная зона», — объясняет главный редактор журнала «Мото» Иван Владимиров.

Про частоту перестроений в ПДД тоже ничего не сказано, добавляет байкер: «Много — это сколько? Два раза в минуту или три раза в час? Определения нет».

Автоюрист Сергей Смирнов подтверждает, что формально все по правилам: «Правила разрешают ехать в одном ряду хоть двумя, хоть тремя машинами, если ширина полосы это позволяет. Если мотоцикл едет в одной полосе с автомобилем, то никакого нарушения нет».

Фото: Jochen Eckel / picture alliance / Global Look Press

Нарушение можно зафиксировать только при перестроении через сплошную линию, за что можно оштрафовать на 500 рублей.

Запрет на движение в междурядье сделает езду на мотоциклах неудобной и даже опасной, предупреждает Владимиров: «Это в машине с кондиционером и автоматом легко двигаться в пробке. Мотоцикл тяжело держать, на нем непросто раз за разом трогаться и останавливаться. Кроме того, в экипировке очень жарко, и есть реальные случаи, когда людям в таких условиях попросту становилось плохо».

Для того чтобы ввести подобный запрет, в правилах придется прописать, что по одной полосе допускается движение только одного транспортного средства, говорит юрист Сергей Смирнов. Пока же, добавляет юрист, езду в междурядье можно подвести под понятие опасного вождения, но штрафа за это деяние все равно нет.

Невозможно привлечь к ответственности и за несоблюдение безопасного бокового интервала. «Определения безопасного интервала в правилах тоже нет. Можно считать, что безопасный — это такой, при котором транспортные средства не сталкиваются», — уточняет Сергей Смирнов.

В случае реального бокового столкновения вина, скорее всего, будет признана обоюдной, потому что ни один из участников не совершал маневра и находился в своем ряду.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто вообще утверждает, что на самом деле мотоциклисты не ездят между рядов: «Когда у тебя два колеса, ты едешь либо справа от полосы, либо слева».

Как предлагают решать проблему

Опереться на международный опыт в этом вопросе нельзя — у разных стран различный подход к езде в междурядье. В большинстве европейских стран мотоциклисты законно ездят между рядами, те же правила действуют в Великобритании, Южной Африке и Японии. А вот в США ездить между рядами можно только в Калифорнии, в остальных штатах за это строго наказывают. Не исключено, что именно поэтому в Калифорнии происходит на 30% меньше попутных столкновений мотоциклов с автомобилями.

«Если в пробке стоять строго в ряду, это увеличивает риск наезда сзади. Для машин такая авария — ерунда, а мотоцикл это ДТП может отправить на списание, и оно будет очень опасным для водителя. Недавно инспектор мотобата именно таким образом на месяц попал в больницу», — поясняет Иван Владимиров.

Фото: Galina Barbieri / Global Look Press

Существует и вариант с регулированием поведения мотоциклистов в зависимости от скорости, напоминает в своем блоге руководитель Probok.net Александр Шумский: «В некоторых странах принято правило, что мотоциклы могут ездить в одном ряду с машинами в пробке при скорости не выше 40 км/час, а если пробки нет — езжай в одном потоке».

Пару лет назад эксперты Probok.net предлагали идею двойных стоп-линий, где мотоциклисты могли бы вставать перед автомобилями, но она реализована не была.

«В ней был смысл: на светофоре мотоциклисты собирались бы перед автомобилями и после включения зеленого могли быстро уехать по пустой дороге, никому не мешая», — объясняет Владимиров.

Однако проехать к светофору мототехника может, только используя междурядье, поэтому ввод запрета окончательно похоронит и эту идею. Отчасти решить проблему мог бы допуск мототехники на выделенные полосы, и два года назад столичные власти проводили соответствующий эксперимент. Однако его признали неудачным, что вызвало недоумение мотосообщества.

«Сказали, что якобы они мешают общественному транспорту, но я никогда не видел пробку из мотоциклов, не дающих проехать автобусу», — вспоминает Иван Владимиров.

Вместо послаблений водители мотоциклов все чаще сталкиваются с более пристрастным отношением со стороны властей. Камеры научились считывать номера мотоциклов и постоянно штрафуют их за превышение скорости, езду по автобусной полосе и поворот не из своего ряда. Кроме того, говорит Иван Владимиров, сотрудники мотобата ГИБДД обращают особое внимание на читаемость номерных знаков.

Фото: Andrei Kamenev / Russian Look

«Когда останавливают, сразу заходят сзади посмотреть на состояние номера. Если он плохо читается, выписывают штраф», — рассказывает эксперт.

С очередными нововведениями Игорь Моржаретто советует не торопиться: «Я вообще считаю, что надо пока отказаться от инициатив в плане дорожного движения, потому что все равно все это будет серьезным образом переделываться в ближайшее время. К концу года представят целый пакет обновлений, и нет смысла вносить поправки прямо сейчас».

В конце прошлого года ГИБДД объявила о вводе моратория на внесение поправок в ПДД, мотивируя это слишком большим числом уже принятых изменений.

«Мы договорились и ввели в системе ведомства некий мораторий на внесение изменений. Никакие поправки мы инициировать не будем, потому что они всех замучили и запутали», — заявил в недавнем интервью ТАСС глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрий Митрошин.

Мотоциклистам разрешат ездить между рядами

Как сообщил «РГ» представитель первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова, соответствующие поручения были даны по итогам совещания, которое состоялось 21 марта. Автором инициативы выступил глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. По части разделения стоп-линий он сослался на европейский опыт. Дело в том, что мотоцикл гораздо быстрее разгоняется с места, чем обычный автомобиль. Поэтому, если мотоциклисты получат возможность на зеленый сигнал светофора стартовать первыми, это повысит безопасность на перекрестках.

На том же совещании представители администрации Москвы высказались, что могли бы провести эксперимент на некоторых перекрестках города. И по его результатам можно было установить необходимость введения двух отдельных стоп-линий. Идею об эксперименте поддержали. Однако непонятно, как ее реализовать.

Дело в том, что за заезд за «стоп-линию» у нас предусмотрено наказание — штраф 800 рублей. Каким образом водитель автомобиля отличит одну стоп-линию от другой, если в правилах специальной стоп-линии для мотоциклов нет?

Что касается возможности передвигаться между рядами, то за это право мотоциклисты воюют не первый год. Однако, согласно вступившим поправкам в правила об опасном вождении, такое движение как раз приравнивается именно к нарушению этого пункта: несоблюдение бокового интервала. Если же мотоциклист двигается непосредственно по прерывистой полосе, то он нарушает пункт правил 9.7 — расположение транспортных средств на проезжей части. Да и не безопасно это. Разметка сама по себе довольно скользкая штука. На двух колесах по ней не очень-то покатаешься.

Надо сказать, что в ГИБДД считают, что разрешать движение мотоциклистам между рядами — не лучший способ улучшить безопасность на дорогах. В правилах прописаны требования о том, что транспортные средства должны двигаться строго по полосам. Установлены требования держать безопасную дистанцию между транспортом. И не важно, что это за транспорт: мотоцикл, легковушка или фура.

Стоит напомнить также, что мотоциклом объемом до 500 куб. см могут управлять 16-летние. Поэтому разрешение двигаться в междурядье может оказаться очень опасным.

Впрочем, поручение первого вице-премьера, как пояснил «РГ» представитель Шувалова, требует не внесения поправок в правила дорожного движения, а только изучения необходимости и возможности таких корректировок.

Междурядье и шашки: что такое опасное вождение мотоцикла?

История опасного вождения

Уже больше года, с 8 июня 2016 года имеет силу дополненный пункт 2.7 ПДД об опасном вождении, за нарушение которого в статье 12.38 КоАП предусмотрено наказание в размере 5 000 рублей. Напомним, как закон трактует само понятие:

«Опасное вождение – неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Отметим, что столь привычное для законотворчества нагромождение причастных оборотов разбивается на давно известные пункты ПДД – то есть за каждое наказание, следующее через точку с запятой, уже давно существует наказание. При этом в перечисление не включено нарушение скоростного режима, которое очень часто становится причиной ДТП, а также отсутствует понятие движения в повороте со скольжением (то есть попросту дрифт), которым столь часто злоупотребляют «уличные гонщики» и которое максимально логично вписывалось бы в обновлённый пункт ПДД. Но вернёмся к тем нарушениям, которые в формулировку вошли, а далее рассмотрим тонкости, которые обычно остаются без внимания в многочисленных интернет-спорах на эту тему.

Седло горит, а сердце плачет

По поручению первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова была создана так называемая «электронная библиотека», наглядно описывающая вышеперечисленные нарушения и, в теории, помогающая однозначно определить нарушителя путём сверки с «эталоном».

Эта самая «библиотека» представляет собой сайт опасноевождение.рф, где посредством анимированных роликов представлены все виды нарушений, могущие подпасть под понятие опасной езды. Для удобства каждому виду нарушителей придумали своё название: «Шашки», «Нервяки», «Торопыги», «Грядки», «Воспитатели» и почему-то одинокий «Упёртый».

Один из роликов, а именно «Грядки», привёл к многочисленным прогораниям сёдел клапанов (и просто сёдел) в российском мотоциклетном сообществе. Большую часть времени в этом ролике фигурирует мотоциклист, движущийся на спортбайке по так называемому междурядью – то есть, буквально, между двух рядов трафика, — видимо, для красочности картинки изредка ещё и «козля» на заднем колесе.

Что сказать, внутренний мир мотоциклиста отличается от внутреннего мира автомобилиста примерно в той же степени, в какой конструкция мотоцикла отличается от конструкции автомобиля, и для бурления моторного масла в картере российского мотосообщества обычно хватало куда меньших поводов. Байкеров можно понять – они реально наиболее ущемлённые в правах участники дорожного движения в РФ, а тут ещё и междурядье, совершенно естественное для каждого «мотобрата», отныне как будто запрещают, по сути сводя к нулю смысл использования мотоцикла!

В интернете замелькали статьи с заголовками вроде «Понятие «опасное вождение» уничтожит российских байкеров», авторы которых, ставя во главу угла пресловутый ролик, высказывались в том смысле, что обновлённый пункт ПДД выглядит драконовской мерой по отношению к поклонникам двух колес. Ведь теперь, чтобы не нарушать, ты якобы должен стоять в пробке вместе с автомобилями, находясь в своей полосе и ни в коем случае не двигаясь между полосами, ведь в этом случае, с точки зрения закона, ты не соблюдаешь так называемый боковой интервал.

Совершенно справедливо в этих статьях указывалось на то, что мотоцикл в большинстве случаев просто конструкционно не приспособлен для долгого стояния в пробке, особенно на жаре, как не приспособлена к этому и экипировка мотоциклиста. Можно заметить, что и на зимнем морозе или под дождём для мотоциклиста куда естественным выглядит вариант не стоять за коптящим «дизелем», а побыстрее добраться до дома. А теперь это, получается, запрещено? На самом деле нет. За опасную езду, состоящую из так называемых «грядок» ни одного мотоциклиста невозможно наказать, и вот почему.

Есть нюанс

А точнее, даже несколько. Попросим обратить на них внимание не только мотоциклистов, но и автомобилистов, интересующихся данной проблематикой. Смотрите, в обновлённом пункте 2.7 указаны условия, при которых «срабатывает» понятие «опасная езда»:

  • Вы должны совершить одно из перечисленных нарушений несколько раз подряд, или же совершить несколько разных из этого списка, но опять-таки подряд, они должны быть «следующими друг за другом»;
  • Ваши действия должны привести к ситуации, которая создаёт угрозу ранения и гибели людей, а также угрозу каких-либо повреждений;
  • Всё это касается вас и тех участников, которые двигаются в одном с вами направлении и с той же скоростью.

Третье условие для нас сейчас не особенно важно, зато оно отлично даёт понять, насколько сыры пока что формулировки обновлённого пункта. Например, фраза «с той же скоростью» — в каком смысле она применена? Кто будет мерить скорость, зачем и с какой точностью это нужно определять? Другие условия из представленного выше перечня вызывают не меньше вопросов. Начнём теперь уж по порядку, с первого.

Напомним, что за каждое из перечисленных в определении «опасная езда» нарушений уже полагается наказание. Зачем же нужно было объединять их под единой «шапкой»? Справедливости ради нужно сказать, что в ряде случаев штрафовать за опасную езду действительно логичнее, нежели за каждое нарушение в отдельности.

Например, если вы, инспектор ГИБДД, преследуете нарушителя, летящего по Садовому кольцу на самостоятельно бронированном ЗИЛ-130, постреливающего из РПГ в бабушек и перевозящего в правой ноздре три килограмма вещества под названием «ниакок», вам вряд ли с руки выписывать этому господину штраф за каждое перестроение без поворотника.

Но вот во всех остальных случаях составление протокола за опасную езду может вызвать трудности – ведь инспектор каким-то образом должен некоторое время наблюдать за нарушителем и выявить, что здесь он резко затормозил, сразу (!) после этого воспрепятствовал обгону, а потом перестраивался при интенсивном движении и осмелился не соблюсти дистанцию до движущегося впереди транспорта.

По второму условию (ваши действия привели ситуации, которая создаёт угрозу гибели…) есть сомнения того же рода – каким образом инспектор установит, что ваши действия создают угрозу? Собственно, расследования, проводимые активными членами мотосообщества, говорят именно об этом – в ГИБДД подтверждают, что методика выявления данного нарушения не разработана.

Источник фото: видео ниже

Ну и, наконец, если касаться конкретно пресловутого типа нарушений «грядки», который вызвал столько «мотоциклетных» споров. Теперь мы понимаем, что чтобы быть «опасным водителем», вы должны повторить «грядки» несколько раз подряд, что едва ли вообразимо, или же сочетать «грядки» с другими пунктами произвольной программы: резко тормозить, препятствовать обгону, перестраиваться при занятых полосах (играть в «шашки») и далее по списку – то есть конкретно «косячить» и быть, например, близким другом того чувака на бронированном ЗИЛ-130.

Кроме шуток, в этом случае вы действительно будете демонстрировать опасное вождение, ничем не будете отличаться от четырёхколёсных чудаков на букву «м» в глазах честных участников дорожного движения и, безусловно, будете заслуживать наказания.

Беспечный ездок

Сюжеты на центральных каналах, якобы рассказывающие о введении в действие обновлённого пункта Правил применительно к мотоциклистам, притянуты за уши: на самом деле, по словам самих же дикторов этих сюжетов, мотоциклистов штрафуют не за собственно опасную езду, а за другие, отдельные нарушения, которые и ранее были в ПДД – в частности, за скоростной режим и несоблюдение дистанции. Опасная езда сейчас зачастую приплетается ради красного словца и получения требуемой для горения сёдел температуры, но мы-то с вами теперь знаем, что если вы честный парень (или честная девушка), волноваться по-прежнему не о чем.

Помните печальную концовку фильма Easy Rider? Да минет чаша сия каждого честного мотоциклиста и пусть будет уверен он, что никакой дорожный самосуд ему не грозит. В частности – от служителей закона в связи с «опасной ездой». Потому что заметим ещё раз: ещё до появления понятия «опасная езда» нарушение за несоблюдение бокового интервала (которое, как правило, возникает при езде в междурядье) тоже предусматривалось – это пункт 9.10 ПДД. Но никому не приходило в голову штрафовать за него мотоциклистов.

Во-первых потому, что ни в одном месте нашей с вами галактики, опять-таки, нету методики по которой измеряется этот боковой интервал, и нет точных его значений в цифрах. А во-вторых потому, что каждый здравомыслящий инспектор понимает, что никакой угрозы нормальный байкер, спокойно едущий между машинами, не представляет. Гладких дорог и попутного ветра!

Байкеры и машины в одной полосе: тонкости безопасного вождения

Неписаное правило мотоциклистов: ездить между крайним левым и следующим рядом — здесь меньше перестроений. Но их все равно не видят.

Правила дорожного движения не запрещают движение в одной полосе двух транспортных средств, иногда даже более, если при этом обеспечен безопасный боковой интервал. Безопасный интервал зависит от ряда факторов. Тут может быть и скорость движения транспортных средств, и скорость движения самого мотоциклиста, и ширина полосы.

Стандартная ширина полосы по ГОСТу — 3,75 метра. Динамические габариты автомобиля увеличиваются по мере роста скорости. При 30 км/ч к ширине машины нужно добавить по 30 сантиметров с каждой стороны. При 60 км/ч — по 45 сантиметров. Средний автомобиль в этом случае занимает уже 3 метра дороги, и для двухколёсных безопасного места сбоку уже нет.

В пробке в ряду поместятся и двое, а если скорость больше 60 км/ч, то мотоциклистам нужно ехать в ряду за машинами. При аварии в одной полосе вину будет определять инспектор или суд. Обычно любое виляние рулем принимается за маневр, а значит, тот и виноват.

При скорости на 5 км/ч быстрее потока, мотоциклист проезжает мимо машины за три с половиной секунды. Плюс 10 км/ ч — и байкер проезжает мимо машины за 1,7 секунды. Плюс 15 км/ч к потоку — чуть больше секунды (1,2). Двигаться на скорости на 20 км/ч выше скорости потока не опасно, а все, что выше, — только для опытных.

Байкеры любят ездить плюс 20 км/ч к потоку, минуя машины за 0,8 секунды. Это среднее время реакции водителей — и автомобиля, и мотоцикла. Но на ходу многие автомобилисты отвлекаются, например, на телефон. Если перед байкером возникнет внезапное препятствие на скорости 50 км/ч, потребуется 25 метров остановочного пути. Мотоциклист рискует, даже если едет по правилам.