Проезд ледовых переправ

при движении автомобилей по ледовым

  1. Общие требования безопасности

1.1. Лица, направляемые на работу в районы вечной мерзлоты, для определения пригодности к работе в условиях сурового климата должны пройти предварительный медицинский осмотр.

1.2. Рабочие перед началом зимнего строительного сезона должны пройти обучение по правилам техники безопасности, в том числе по правилам ориентации на местности в местах производства работ, по оказанию доврачебной помощи при обморожении.

1.3. В местах производства работ должны быть средства и оборудование для обогрева рабочих.

1.4. Рабочие места сварщиков в трассовых и базовых условиях следует оборудовать средствами защиты от ветра, атмосферных осадков (укрытие, переносные щиты, тенты и т.д.).

1.5. В летний период работающие должны быть обеспечены защитными и отпугивающими средствами от гнуса (сетки Павловского, химические вещества – диэтилтулоамид, бензамин и др.) и проинструктированы о порядке пользования ими.

1.6. Строительная организация обязана осуществлять регулярную связь с ближайшей метеорологической станцией и своевременно оповещать свои подразделения о предстоящей перемене погоды (пурга, ураганный ветер, снегопад и т.д.).

1.7. В каждой группе, работающей вдали от других групп, руководитель работ (прораб, мастер) должен назначать старшего, знающего специфические условия районов производства работ. Старший группы должен принимать меры по обеспечению безопасности всей группы в случае плохой погоды или при других неблагоприятных условиях.

1.8. Каждая группа машин с рабочими, направляемая в дальний рейс, должна быть обеспечена необходимым инструментом, инвентарем, запасом продуктов, рацией, палаткой с каркасом, обогревательным прибором, аптечкой, пеньковыми канатами, сигнальными ракетами, запасом топлива, карманными электрическими фонарями.

1.9. Во время пурги находящиеся в пути машины должны остановиться. Между отдельными машинами автоколонны следует натянуть пеньковый канат для пользования им во время перехода от одной машины к другой.

1.10. Толщину льда на действующей ледовой переправе следует измерять:

а) зимой один раз в 10 дней, при пересечении фарватера с быстрым течением – один раз в неделю;

б) осенью и весной – ежедневно.

1.11. При выполнении работ, связанных с электроподогревом грунта, прогреваемую площадь следует ограждать, устанавливать на ней предупредительные сигналы, в ночное время освещать. Расстояние между ограждением и контуром прогреваемого участка должно быть не менее 3 м.

На участках прогреваемой площади, находящихся под напряжением, пребывание людей не допускается.

1.12. При перекладке трубопровода от места монтажа на берму траншеи рабочим запрещается находиться между траншеей и трубопроводом.

1.13. Трасса действующего трубопровода и его сооружений в границах зоны производства работ должна быть обозначена знаками, особенно на углах поворота, в местах пересечения со строящимися коммуникациями.

  1. Требования безопасности при движении автомобилей по ледовым переправам

и зимникам

2.1. Проезд автомобиля но льду рек и водоёмов разрешается только в местах, обозначенных вешками и дорожными знаками, при наличии специального разрешения ответственного за ледовую переправу. При этом двери кабины автомобиля должны быть открыты, а пассажиры обязаны выйти из кабины. Перевозить грузы по льду могут только такие автотранспортные средства, масса у которых вместе с грузом выдерживает лёд определённой толщины (таблица).

Таблица

Грузоподъемность ледяного покрова

Нагрузка Масса, т Толщина льда, см Максимальное расстояние до кромки льда, гарантирующее безопасность движения
морского речного
Человек со снаряжением 0.1 15 10 5
Автомобиль с грузом 3.5 30 25 19
6.5 45 35 25
Автосамосвал с грузом или бульдозер 8.5 45 39 25
Автотягач с грузом или трактор 10 50 40 26
Трактор с грузом 20 70 55 30
Сверхтяжелый груз 40 100 95 38

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Приведённая толщина льда безопасна при температуре воздуха ниже – 1″С. Прочность весеннего льда принимается в 2 раза меньшей.
  2. При измерении ледяного покрова общая толщина его складывается из толщины прочных слоев, снежного и пористого, пропитанного водой льда. Расчёт ведётся только на прочный лёд, из общей толщины исключаются снег и пропитанный водой лёд.
  3. При появлении воды на льду (под действием прилива или нагона) нагрузки на ледовую дорогу должны быть свинины на 50-80 %.
  4. При наличии сухих, несквозных трещин шириной менее 3- 4 см и глубиной не более 1/2 толщины льда нагрузка на ледовую дорогу должна быть снижена на 20%. В местах впадения в бухту ключей и рек лёд тоньше. Он находится не на плаву, а “висит” в виде свода. В таких местах должны быть устроены объезды.

2.2. Категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ въезд на переправу и движение по ней, если перед въездом установлен запрещающий знак или закрыт шлагбаум.

2.3. Скорость движения автотранспортных средств по льду должна быть постоянной (10-15 км/ч). Дистанция между автомобилями должна составлять 50-70 м.

2.4. Движение автомобилей по льду разрешается только в один ряд и в одном направлении. Переправа автомобилей по льду во встречном направлении должна быть удалена не менее чем на 75-100 м.

2.5. При появлении на льду трещин, не превышающих 2-3 см в ширину и 50-70 см в длину, а также заметных прогибов льда необходимо плавно увеличить скорость движения, не допуская даже кратковременной остановки автомобиля.

2.6. На ледяных дорогах запрещены остановки, рывки, развороты, обгон, а также заправка автомобилей.

2.7. Неисправные автомобили должны быть немедленно отбуксированы на длинном тросе с ледяной дороги.

2.8. На ледяной дороге запрещается скапливаться в одном месте нескольким автомобилям.

2.9. При обнаружении торосов, промоин, больших наносов или каких-либо препятствий на трассе, образованных сильными ветрами, движение автотранспорта должно быть прекращено. Места обнаруженных препятствий водитель обязан оградить предупредительными

знаками на расстоянии 20 м от этих препятствий.

2.10. При движении по зимникам водитель периодически должен проверять крепление грузов, размещённых в кузове.

2.11. Водитель автомобиля с прицепом при движении по зимникам должен следить за тем, чтобы прицеп не смещался в сторону.

2.12. Во избежание заноса на зимних скользких дорогах тормозить следует прерывистыми нажатиями на педаль тормоза без выключения сцепления. При заносе следует прекратить торможение, уменьшить газ и поворачивать рулевое колесо в сторону заноса задних

колёс до восстановления прямолинейного направления.

2.13. Во избежание потери управления автомобилем или заноса ЗАПРЕЩАЕТСЯ производить обгон на поворотах, а также движение с выключенным сцеплением или передачей.

2.14.При вынужденной остановке автомобиля на проезжей части зимника необходимо принять меры по отводу его за пределы проезжей, части. Если это сделать невозможно, необходимо сзади автомобиля, на расстоянии 25-30 м от него, выставить знак аварийной стоянки, а в ночное время включить внешние световые приборы.

По заказу Федерального дорожного агентства РосдорНИИ подготовил проект национального стандарта для ледовых переправ и автозимников — дорог, пользоваться которыми можно только в холодное время года. Документ регламентирует, как строить, содержать зимние дороги и пользоваться ими. Раскрыты понятия ледостава, полыньи, промоины, снегопереносов, топи, мари, перекатов. Вводятся классы и виды автозимников в зависимости от интенсивности движения. К примеру, максимальная скорость движения по зимнику может быть ограничена 70 км/ч, по ледовой переправе — 20 км/ч. По льду толщиной около 2 м разрешат ездить 100-тонным грузовикам даже в оттепель. Для продления срока службы зимников ГОСТ рекомендует покрывать их мхом, опилками и пенопластом.

Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) по контракту с Роавтодором (стоимость14,5 млн руб.) разработал проект нового госстандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Зимние автомобильные дороги (автозимники) и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания». Документ проходит общественное обсуждение, в разработке участвуют ГИБДД, Ассоциация территориальных органов управления дорог (РАДОР), управление автодорог Якутии, ряд институтов. Подготовка окончательной редакции ГОСТа запланирована на декабрь 2019 года, утверждение планируется в середине 2020 года, сообщили “Ъ” в Росстандарте.

Временные зимники и ледовые переправы активно применяются на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, особенно в тех местах, где отсутствует другая дорожная сеть.

Общая их протяженность — более 22 тыс. км. К примеру, 836 км федеральной трассы А-331″Вилюй» и 12 км трассы Р-504 «Колыма» — это зимник. Движение по таким дорогам, как правило, открывается в начале декабря, закрывается в середине апреля. Актуальных норм по строительству и содержанию автозимников не существует, есть ряд методических рекомендаций, но вопрос в них раскрыт лишь частично. Многие нормы документов устарели, признают в Росавтодоре. В 2017 году правительство утвердило денежные нормативы для капремонта, ремонта и содержания 1 км дорог (“Ъ” рассказывал об этом документе), для их применения нужны официальные нормативы, в том числе по зимникам и переправам.

“Ъ” удалось ознакомиться с текстом проекта. Согласно ГОСТу, зимник — это «сезонная автодорога с проезжей частью, построенной изо льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, или проложенная по замерзшему льду рек и озер». Раскрыты понятия ледостава, полыньи, промоины, снегопереносов, топи, мари (виды торфяных болот), перекатов. Вводятся классы и виды автозимников в зависимости от интенсивности движения (150–500 авто в сутки), периодичности эксплуатации (регулярные, временные и разового использования), расположения на местности (суховые и ледовые). В зависимости от класса и типа автозимника двигаться по нему разрешается со скоростью до 70 км/ч. Ширина проезжей части зимника — 6–8 м, число полос движения — не меньше двух. Описана технология эксплуатации автозимников, которые могут работать весной и осенью: чтобы грунты не таяли, предлагается применять плотный снег, мох, опилки, утеплитель пеноплэкс.

Места для ледовой переправы выбираются прежде всего исходя из толщины льда, для чего в нем бурят лунки. Самый тонкий лед толщиной 18 см допустим, если планируется проезд гусеничных машин массой до 4 т при температуре –10 градусов и ниже. Если планируется проезд колесных грузовиков массой до 60 т при температуре –5 градусов и ниже — 100 см. Самый толстый лед — 194 см — должен быть во время оттепели и при проезде техники, масса которой вместе с грузом достигает 100-тонн. Для льда морских заливов максимальная нагрузка должна быть снижена на 20% (соль снижает прочность льда). Большие ледовые переправы должны быть обустроены шлагбаумом и искусственным освещением (на съездах), светофором, биотуалетом, мусорным баком, передвижной электростанцией. Максимальная скорость движения на переправе — 20 км/ч, обгон и стоянка на льду запрещаются.

Директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин разработку документа поддержал. «При крайне низкой плотности дорожной сети за Уралом, да и на севере европейской части России, без зимников мы не обойдемся,— говорит он.— Коль скоро это объективная реальность, нужен стандарт, отвечающий современным условиям». «ГОСТы точно должны быть,— поддерживает его дальнобойщик Андрей Никитков, проработавший много лет на Чукотке.— Допустим, тягач с тралом и грузом стоимостью под €100 тыс. провалился под лед. Страховой компании нужно определить, кто виноват, с кого взыскивать ущерб, в таких ситуациях четкие нормативы пригодятся. Другая ситуация. Подрядчик выиграл тендер на обустройство автозимника, а деньги все украл, проложив зимник в поле одним трактором. Чтобы выявить хищение, администрация должна руководствоваться каким-то стандартом».

Дорожники в северных регионах активно используют зимник уже не первое десятилетие, технологии отработаны еще в 60–70-х годах, говорит координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко: «Сегодня, чтобы проложить зимник где-нибудь в Якутии или в Магаданской области, совершенно необязательно тратить десятки миллионов на разработку нового федерального ГОСТа». Господин Войтко отметил, что зимник и ледовая переправа — это «динамические системы». «В этом году дорога идет по одному маршруту, в следующем температура на один градус меньше — и маршрут прокладывают в 15 км,— поясняет он.— Невозможно все это гостировать и нормировать».

Отметим, что в качестве альтернативы зимникам и ледовым переправам Минтранс видит новые дороги, которые будут строиться на частные средства. Для этого Госдума 25 июля приняла закон, позволяющий строить на Крайнем Севере платные трассы и мосты, у которых не будет бесплатных альтернатив (обязательное требование для остальной части России). Уже разработано 22 инфраструктурных проекта, в которые компании готовы вложить 400 млрд руб.

Иван Буранов

Как потратят почти 5 триллионов на камеры, ГИБДД и ремонт

Установка 10 тыс. новых дорожных камер, закупка для ГИБДД 9 тыс. приборов для проверки опьянения водителей, обмен данными между ГИБДД и Минздравом о наркоманах и алкоголиках, а также масштабный ремонт региональных дорог и внедрение интеллектуальных транспортных систем в городах. Все эти меры заложены в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на выполнение которого в течение пяти лет правительство планирует потратить более 4,7 трлн руб. Большую часть денег должны обеспечить региональные бюджеты.

ПАМЯТКА при передвижении по ледовым переправам

Ледовые переправы выполнены с установкой настила из деревянного горбыля и лежневой дороги, с дополнительным намораживанием льда. Толщина льда на ледовой переправе зависит от грузоподъемности автотранспорта, чем тяжелей вес автомобиля, тем больше должна быть толщина льда. Обычно толщина льда составляет примерно от 50-70 см. Данные переправы самые надежные и могут эксплуатироваться практически до апреля. После строительства каждая переправа подвергается испытаниям на прочность и безопасность, проходит техническое освидетельствование. Только после того, как эксперты признают ледяную дорогу пригодной к эксплуатации, она может использоваться для передвижения людей, для проезда транспорта, перевозки леса, для решения социальных проблем населения, проживающего на противоположном берегу реки.

При передвижении по ледовым переправам необходимо соблюдать основные правила:

1. Выезжать на лёд нужно медленно, без толчков и торможений, со скоростью не более 10 км/час.

2. Перед выездом на лёд необходимо отстегнуть ремни безопасности.

3. На ледовой переправе запрещено допускать остановки, рывки, развороты, обгоны автомобилей и заправку их горючим.

4. Нельзя допускать нагрузки, превышающие грузоподъемность льда.

5. Перемещение транспортных средств при плохой видимости (туман или пурга) осуществлять не рекомендуется.

Если все же Ваш автомобиль оказался в воде, то необходимо:

— немедленно покинуть машину, пока она держится на плаву, через боковые окна; двери желательно не открывать, так как машина быстрее пойдет ко дну;

— если автомобиль ушел под воду, то перед тем как покинуть машину, сделайте несколько глубоких вдохов и выбирайтесь из автомобиля; по возможности избавьтесь от «тяжелой» одежды (обуви, пальто, куртки);

— если с Вами оказался ребенок, прижмите его спиной к себе, закройте ему нос и рот ладонью, и всплывайте.

Управление по защите населения от чрезвычайных ситуаций на территории Костромской области напоминает жителям региона о необходимости соблюдения основных правил при передвижении по ледовым переправам и об опасности движения на транспортных средствах через несанкционированные ледовые переправы. Ведь один раз, сократив путь, Вы можете оборвать жизнь себе или своим близким.

Ямальские дорожники готовятся к открытию автозимников и ледовых переправ (видео)

13:37, 24 ноября 2019

Версия для печати

На Ямале набирает обороты сезон обустройства зимних автодорог и ледовых переправ. Как и прежде, на территории региона будут действовать четыре региональных снежных трассы. Общая протяженность зимников составит около 750 километров.

Традиционно зимники пройдут по маршрутам: Салехард – Надым, Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале, Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги и Уренгой – Красноселькуп.

Учитывая, что большую часть автозимников прокладывают по водоемам, дорожники обустраивают и ледовые переправы, всего более 20. Отметим, что в эти дни уже открыто движение через ледовую переправу Салехард – Лабытнанги, пока только по одной полосе в реверсивном движении. Работа над еще двумя полосами начнется на днях. Как только толщина льда станет безопасной для движения автомобилей, откроются все три полосы. Что касается зимних трасс, то на них уже организовано круглосуточное дежурство, но когда они откроются, зависит от погодных условий.

«Одним из первых у нас традиционно открывается зимник Уренгой – Красноселькуп. Он будет открыт 8 декабря ориентировочно, если погода даст закончить. Остальные зимники по срокам должны открыться с 20 декабря по 1 января следующего года», — рассказал Андрей Шишкин, инженер 1 категории отдела содержания и ремонта автомобильных дорог ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО».