Размеры головок торкс

Peugeot 307 SW 2.0 hdi break ›
Бортжурнал ›
Как выкрутить болты крепления стартера с сорванными внутренними гранями? Или как у меня появились экстракторы.

Кто не хочет читать много текста может просто посмотреть последнее фото.
Запись в принципе была бы не достойна отдельной темы в БЖ если бы не отняла столько времени.
Стартер на машине не снимался ни разу с момента покупки, но когда это понадобилось сделать, то оказалось что на верхнем и среднем болтах грани слизаны настолько, что я сразу не смог разобраться то ли они под внутренний Торкс, то ли под шестигранник. Только в нижний четко зашёл шестигранник 8 и я его смог открутить.

Дальше приступил к среднему
Начал перебирать все возможные варианты
— срезать шляпку болта не получилось ни полотном ни болгаркой, так как болты частично утоплены в колокол и к ним не добраться. Да и боялся порезать корпус коробки, поэтому даже не пытался.
— сбивать зубилом не хотел по той же причине.
— высверлить болты также не получилось потому что с дрелью в подкапотном пространстве не подступиться.
— с обратной стороны болта на выступающую резьбу накручивал две гайки м10. Контрил их между собой и пытался хотя бы сдвинуть болт с места. В итоге уже резьбу начинало слизывать а болт не поддавался.
— пробовал забивать во внутрь торкс Т55 — ничего не вышло, вообще не идёт — слишком крупные зубья чтобы врезаться внутрь. Набить снаружи шестигранную головку на 15 также не вышло. Е18 тоже не пошла. Размахнуться как следует не где — мешает лонжерон.
По хорошему нужно было подобрать 12гранник или 12гранную головку. Но ни того ни другого у меня в наборе не было.
В общем вечер потрачен в пустую.

На следующий день купил двенадцатиранник 10 и 12 и двеннадцатигранные головки 15 , 14, 13 и там же хорошую кувалду на 2 кг.

Полный размер

12 у.е. Никогда не думал, что буду покупать молоток. Но эффективность и эргономика меня порадовала

Двенадцатиранник M12 оказался большим, М10 забивался, но постоянно выскакивал обратно. Головка на 15 зашла без проблем. Но с такой же лёгкостью она провернулась воротком, а болт остался на месте.
На 14 заходить не хотела не хватало пространства для хорошего размаха.
Снял я левое колесо и подкрылок.
Добавил на головку два удлинителя воротка, пропустив их под лонжероном, и,
ударяя по ним, всё таки загнал её как следует. Берём вороток и второй болт откручен.

Полный размер

Внутри до меня кто-то постарался, а снаружи моя работа.

А вот что делать с верхним? Тут места ещё меньше. Попробовал зажать два новых болта вместо выкрученных чтобы ослабить немного оставшийся. Но не помогло.
Второй вечер потрачен, а стартер все ещё не снят.
На следующий день стал спрашивать знакомых, кто помог бы сваркой.
И тут мне посоветовали попробовать экстракторы, о которых я раньше ничего не слышал.
По технологии сначала сверлится отверстие в шпильке, а потом уже в него вставляется подходящий по размеру экстрактор.

Такой ввертыш мне скинули на Вайбер

Поначалу я отмел эту идею так как тоже нужно сверлить. Но взглянув на фото промелькнула мысль, что этот ввертыш как раз должен врезаться в отверстие шляпки болта.

Полный размер

8 у.е Сначала купил такой набор. Force 63005

В наборе из 5 штук самый большой свободно вращался в отверстии

Пришлось докупить такой.

Полный размер

5 у.е. forsage F-63005C. Набор из 6 экстракторов

Экстрактор номер 6 с лёгкостью вгрызался в оставшийся болт когда я вкручивал его против часовой стрелки. И когда он дошел до упора, болт стал крутиться вместе с ним.

Полный размер

Если сорваны грани болта под шестигранник 8 или Торкс T50, то легко справиться с этим экстрактор номер 6

Что в итоге? Вопрос решается одним движением, если есть нужный инструмент, цена которого 5 у.е.
Но пока я к этому пришел, потратил три вечера, вспомнил весь свой запас ненормативной лексики и не раз хотел отдать машину мастерам.
Зато приобрел инструмент, который не раз ещё пригодится и опыт. Такие болты встречаются довольно часто. Ту же самую коробку снимать ещё придется. Так что думаю запись кому-то пригодится.

Нужно снять сидушку с Хёндай Солярис.

ключ Е, в размер. это похоже на Е8 или Е10 головки редко но россыпью бывают

не советую ничем другим крутить 🙂

производители- дураки себе лишнюю работу выискивают

откручивается обычной головкой, потом меняется на обычный болт

Посмотрел бы я, как ты обычной головой отвернёшь Торкс закисший или с большим моментом затянутый.
Вот наоборот-вполне можно: на обычный болт со слизанными гранями, молотком набивается Торкс и болт отворачивается.

Если что-устриц этого сорта съел не одну тонну.

Чем открутить болт звездочку с сорванными гранями?

Как вариант. Если шляпка не впотай, то можно пропилить с помощью ножовочного полотна шлиц под плоскую отвёртку и попытаться открутить таким образом. Перед этим болт стоит прогреть техническим феном или паяльником достаточной мощности, это должно облегчить работу. Если шляпка достаточно большая, то так же можно попробовать просто крутануть болт пассатижами, зажав его посильней.

Если шляпка плоская или совсем впотай, то всё будет намного сложнее.

Я для этой цеди брал подходящую плоскую биту от шуруповёрта, так чтобы она очень плотно входила в шестигранник, аккуратно вбивал её молотком и потом с помощью пассатижей пытался провернуть.

А ещё лучше воспользоваться специальными экстракторами для выкручивания болтов, они продаются в виде всяческих наборов или даже поштучно.

Болт это крепёжное изделие с наружной резьбой.

Может состоять из двух элементов, собственно самого стержня с резьбой и головкой и гайки, а может закручивать в отверстие с внутренней резьбой, то есть гайки нет на конце.

Так называемая «звёздочка» может быть наружной,

Если внешняя (наружная) то понадобится молоток, им чуть подстучим болт, но без фанатизма.

Проникающая жидкость ВД-40, она облегчит откручивание болта.

И вот такие сантехнические клещи,

Если не конце болта гайка, то теми же клещами держим головку, а гайку откручиваем рожковыми ключами нужного размера.

Если «звёздочка» внутренняя, то можно сделать прямой запил под плоскую отвёртку, понадобится ножовка по металлу, или болгарка с отрезным диском, или острое зубило, тот же молоток, ВД-40, отвёртка.

В самом крайнем случае (ни чего не помогает), болт можно высверлить, тут нужна дрель и свёрла по металлу.

Еще один вариант, отворачивания болта с внутренней звездочкой, каким собственно и пользовался я.

Вооружившись дремелем, поставил на него маленький абразивный диск. На круглой шляпке болта с внутренней звездочкой, сделала две грани, под рожковый ключ на десять миллиметров. Просто спилил два полуовала с противоположных сторон. Открутил обычным ключом. Это можно сделать и обычной балгаркой и и даже напильником по железу. На рисунке ниже красные зоны показывают часть металла снимаемого с головки болта.

Есть еще один способ выкручивание болтов с внутренним шестигранником или звездочкой, но с сорванными гранями. Это паста увеличивающая сцепление сопрягаемых деталей. Довольно проста в применении, не требует долгого застывания, адгезия очень хорошая — инструмент (крестовая отвертка, шестигранник или насадка-звездочка «влипают» в шлиц отлично). Если применять по инструкции, то и на инструменте пасты не остается.

#1 Peter Tiger

Какой-то хитрый болт с хитрой американской головкой. Может кто сталкивался, чем открутить?
Круглая головка, и по бокам как бы небольшие пазы (похоже круглые).

#4 Вехомечтатель

Гнусные болты. Похоже на те, которые кронштейн запаски на ОФБ держат на задней двери.
Стронул небольшим зубилом, потом дооткручивал торксом наружным. Головку так и не подобрал.
Надо менять нафиг на нормальный крепеж.

#6 Вехомечтатель

Не вспомнишь — «торкс» или «торкс плюс»

#7 Peter Tiger

Дооткручивал обычной головкой Торкса. Плюса у меня нету. Может это под него и есть. ХЗ.
Цепляет конечно фиговато. но при сильном прижиме вертелось.
Но вначале страгивал зубилом.

#8 sowa

Держит задние сидушки на Трупере.

#10 gerter

#13 Вехомечтатель

Сань, ты глянь на болт кронштейна запаски — не похож он на привычный торкс. Головка вроде садится, но совсем чуть-чуть, прорези в головке болта слишком мелкие и неглубокие.
Не торкс это. что то хитрое.

Судя по фотке это не как на кронштейне запаски, тут канавки на всю высоту головки, а на кронштейне не на всю.

Это на «торкс плюс» похоже очень даже. В магазинах таки имеются.

#16 Peter Tiger

Судя по фотке это не как на кронштейне запаски, тут канавки на всю высоту головки, а на кронштейне не на всю.

Это на «торкс плюс» похоже очень даже. В магазинах таки имеются.

#17 Вехомечтатель

Судя по фотке это не как на кронштейне запаски, тут канавки на всю высоту головки, а на кронштейне не на всю.

Это на «торкс плюс» похоже очень даже. В магазинах таки имеются.

#18 gerter

Ну да. Не такой болт на кронштейне запаски, ты прав Василий. Там более гнусный — круглый весь и с мелкими прорезями

Torx

Ключ с наконечником TorxБиты со шлицом Torx, размеры: 15, 20, 25, 30Биты со шлицом Torx Tamper Resistant

Torx — вид шлица резьбовых крепёжных изделий в форме шестилучевой звезды. Зарегистрированный товарный знак фирмы Textron Fastening Systems (ныне Acument Global Technologies). Официальное название, зафиксированное в стандарте ISO 10664 — hexalobular internal; в российском варианте ГОСТ Р ИСО 10664-2007 — углубление звездообразное под ключ для болтов и винтов. Повседневные названия — звезда, звёздочка, торкс.

История

Шлиц разработан компанией Textron в 1967 году.

Использование призонных болтов и болтов повышенного класса прочности позволяет увеличивать нагрузку на крепеж, соответственно был необходим шлиц, который обеспечивает бо́льший момент затяжки. Однако нераспространённость инструмента Torx позволяла использовать шлиц также для защиты устройств от самостоятельного ремонта владельцами. Когда инструмент стал популярен, Textron добавила новый, антивандальный тип шлица.

Когда в 1990 году срок действия патента подошёл к концу, Textron разработала новый стандарт Torx Plus — ещё более надёжный и также имеющий антивандальный вариант.

Разновидности

  • Torx. Обозначается как T или TX. Представляет собой инструмент в виде шестилучевой звезды, вставляющуюся в соответствующее углубление на крепеже (винт или болт).
  • Torx External. Обозначается как E. Представляет собой инвертированный Torx — крепёж имеет головку в форме звезды, а инструмент имеет соответствующее углубление. Используется, как правило, в автомобилях для уменьшения размера головки болта. Антивандальным не бывает. Имеет размеры от E4 до E44. Нумерация размеров не соответствует обычному Torx — например, ключ E4 подойдёт к вставке T20.
  • Torx Tamper Resistant (антивандальный) обозначается как TR. В середине шлица имеется штырёк и соответствующее этому штырьку отверстие у отвёртки или ключа. Другие названия — Security Torx, pin-in Torx.

Винты Torx с пятилучевыми шлицами, использованные для фиксации осей в рукоятках мультитула

  • Пятилучевой Torx. Один из антивандальных вариантов. Встречается под названиями 5-lobe Torx, Brigadier Pentahedron key set, иногда Pentalobe, что неверно, так как Pentalobe — отдельный шлиц в форме ромашки, используемый в электронике Apple.
  • Torx Plus. Улучшенный шлиц со срезанными концами звезды. Обозначается как IP (Internal Plus), имеет размеры от 1IP до 100IP (иногда маркируется как IP1-IP100). С Torx совместим частично — инструмент Torx может работать с крепежом Torx Plus, но не обеспечивает максимального момента. Инструмент Torx Plus не может работать с крепежом Torx.
  • Torx Plus External. Внешний вариант Torx Plus. Обозначается как EP (External Plus), имеет размеры от 1EP до 42EP (EP1-EP42). Также имеет мини-варианты от H7EP до H2EP.
  • Антивандальная версия Torx Plus имеет пять лучей и штырёк в центре углубления. В стандарте маркировка не указана, но может встречаться как TS или IPR.

Маркировка и размеры

Ключи и отвёртки имеют маркировку T или TX с номером шлица — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 15, 20, 25, 27, 30, 40, 45, 50, 55, 60, 70, 80, 90, 100.

Ключи и отвёртки со шлицом Torx Tamper Resistant после основной маркировки дополнительно обозначаются TR.

У ключей и отвёрток со шлицом Torx Plus сначала указывается номер шлица, а после — вместо T или TX обозначается буквами IP.

Ключи и отвёртки со шлицом Torx Plus Tamper Resistant после основной маркировки дополнительно обозначаются TS.

Размер определяется по диаметру окружности описанной по вершинам звездочки инструмента (для версии E — болта).

Приблизительные размеры и моменты затяжки

Номер Размер Момент затяжки ~ E Torx
дюймы мм Н•м
T1 0,031″ 0,81 0,02 — 0,03
T2 0,036″ 0,93 0,07 — 0,09
T3 0,046″ 1,10 0,14 — 0,18
T4 0,050″ 1,28 0,22 — 0,28
T5 0,055″ 1,42 0,43 — 0,51
T5.5
T6 0,066″ 1,70 0,75 — 0,90
T7 0,078″ 1,99 1,4 — 1,7
T8 0,090″ 2,31 2,2 — 2,6
T9 0,098″ 2,50 2,8 — 3,4
T10 0,107″ 2,74 3,7 — 4,5
T15 0,128″ 3,27 6,4 — 7,7
T20 0,151″ 3,86 10,5 — 12,7 E4
T25 0,173″ 4,43 15,9 — 19 E5
T27 0,195″ 4,99 22,5 — 26,9
T30 0,216″ 5,52 31,1 — 37,4 E6
T35
T40 0,260″ 6,65 54,1 — 65,1 E8
T45 0,306″ 7,82 86 — 103,2
T47 GM-Style
T50 0,346″ 8,83 132 — 158 E10
T55 0,440″ 11,22 218 — 256 E12
T60 0,519″ 13,25 379 — 445 E16
T70 0,610″ 15,51 630 — 700 E18
T80 0,690″ 17,54 943 — 1048 E20
T90 0,784″ 19,92 1334 — 1483
T100 0,871″ 22,13 1843 — 2048 E24
Размеры внешних шлицов Torx

Номер Размер Стандартный болт
дюймы мм SAE метрический
E4 0,15″ 3,8 #6 M3
E5 0,18″ 4,7 #8 M4
E6 0,22″ 5,6 #10 M5
E7 0,24″ 6,1
E8 0,29″ 7,4 1/4″ M6 & M7
E10 0,36″ 9,3 5/16″ M8
E12 0,43″ 11,1 3/8″ M10 & M11
E14 0,50″ 12,8 7/16″ M12
E16 0,57″ 14,7 1/2″
E18 0,65″ 16,6 9/16″ M14
E20 0,72″ 18,4 5/8″ M16
E24 0,87″ 22,1 3/4″ M18 & M20
E28 7/8″ M22
E32 1″ M24 & M27
E36 1-1/8″ M30
E40 1-1/4″ M33
E44 1-3/8″ M36

Использование

Крепёж со шлицом Torx широко используется в самых разных устройствах: автомобилях, велосипедах, тормозных системах, разнообразных сборных металлических конструкциях, жёстких дисках компьютеров, банкоматах, потребительской электронике и топливной аппаратуре.

Неизвестно, было ли так задумано, но размеры Torx кореллируют с размерами инбусовых ключей. Это позволяет выкрутить винт с сорванным шестигранным шлицем, просто забив в него инструмент Torx.

Следует отметить, что при работе с Torx необходимо учитывать следующие особенности:

  • Инструмент должен плотно входить в шлиц. Если инструмент болтается в шлице, то, скорее всего, он подобран неправильно. Особенно это касается нестандартных размеров. Например, распространённый в автомобилях T47 практически всегда отсутствует в наборах ключей Torx и для него используется T45.
  • Инструмент должен входить в шлиц до конца. С учётом изначально заложенной в конструкцию плотной посадки, для этого зачастую приходится прибегать к помощи ударного инструмента.

Несоблюдение этих правил зачастую ведёт к разрушению головки болта и, как следствие, к необоснованной критике Torx.

> См. также

  • Шестигранный шлиц

Примечания

  1. Torx на сайте разработчика. (англ.)
  2. ISO 10664:2005. ISO.org (14 января 2012).
  3. Chart of Torx fasteners and tools, Wihatools.com, <http://www.wihatools.com/Marketing/torxspec.htm>. Проверено 14 января 2012.
  4. http://www.jeepwatches.co.uk/images/handtools/AE44.jpg
  5. SMALL TORX TRX STAR SCREWDRIVER BITS T5 T5 5 T6 T7 T8 T9 ON 1 2 HEX SHANK.
  6. Am-Tech Tools 16pc Torx and Tamperproof Bit Set (недоступная ссылка). Дата обращения 16 мая 2015. Архивировано 15 октября 2014 года.
  7. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 16 мая 2015. Архивировано 11 октября 2014 года.
  8. Bitsatz «LongPro» 32-teilig (CHL17885) bei Trenkenchu & Stadler GbR (недоступная ссылка). Архивировано 11 октября 2014 года.
  9. 2 Pcs T35 3/13 Torx Head Screwdriver Link 1/2 Square Mechanic Drive Socket.
  10. FTX47E, Socket Driver, TORX, GM-Style, T47 (недоступная ссылка). Дата обращения 16 мая 2015. Архивировано 16 декабря 2013 года.
  11. Fiero Torx Sockets.
  12. Wiha TORX Dimensional & Screw size Specifications
  13. https://web.archive.org/web/20070102194628/http://www.textronfasteningsystems.com/PDFs/torx.pdf

Виды шлицев крепёжных изделий

Стандартные

  • Прямой (SL)
  • Филлипс (PH)
  • Позидрив (PZ)
  • Шестигранник (SW)
  • Torx (T или TX)

Специальные

  • Tri-Wing
  • Torq-Set
  • One-way
  • Spanner (TH)
  • Квадратный
  • Тройной квадрат (XZN)
  • Антивандальный шестигранник
  • Clutch (A & G)
  • Антивандальный Torx (TR)
  • Двойной квадрат
  • Полидрайв
  • Сплайн
  • Двойной шестигранник
  • Bristol
  • Pentalobe

Сравниваем прямой, крестообразный и привод TORX

Все мы используем саморезы при работе с деревом. И, конечно, у каждого в заветном ящичке на полке хранится не один их вид. А как же иначе, ведь в продаже их имеется великое множество. Строительные магазины предлагают широкий ассортимент шурупов-саморезов различных форм, размеров и назначений. Опытному мастеру не сложно сориентироваться даже в таком многообразии: он подбирает соответствующий диаметр и длину к весу и размерам скрепляемых деталей. Черный саморез с рожкообразной головкой покупает для работ по гипсокартону, а универсальный саморез для дюбельного крепления. Оцинкованный саморез будет использован при внутренних работах, а при наружных, к примеру, для сборки террасы – нержавеющий, который не оставит бурых следов коррозии на доске. Тут все понятно и просто. Однако есть еще один параметр: вид шлица самореза. И здесь могут возникать вопросы: почему их столько, чем отличаются и какой шлиц лучше?

Давайте разберем самые востребованные шлицы.

Шлиц – это прорезь, углубление в торцевой поверхности головки самореза, призванное передавать давление и крутящий момент с отвертки или насадки электроинструмента на тело самореза при вкручивании. Некоторые мастера привыкли использовать термин «привод».

Прямой шлиц – Slotted (сокращенно SL)

Первым, еще в средние века, появился прямой шлиц – Slotted. Он крайне неудобен и является пережитком прошлого. Судите сами: при закручивании удерживать биту или отвертку на прямом шлице соосно с телом самореза очень затруднительно. В результате инструмент теряет сцепление с метизом и соскальзывает, при этом изнашивается оснастка, нередки сколы на поверхности прикрепляемых деталей, мастер может быть травмирован. Попытка сообщить повышенный момент вращения приводит к срыву прямого шлица.

Шлиц SL

Шлиц Phillips (сокращенно PH)

Изобретение в 30-х годах прошлого века крестообразного шлица Phillips явилось настоящим прорывом. Стало возможным расположить жало инструмента строго по центру шлица, соосно телу метиза, поэтому инструмент теперь лучше держится, реже соскальзывает. Скорость вкручивания возросла, стало возможно производить монтаж-демонтаж без срыва шлица. Шлиц Филлипс предохраняет резьбу от срыва за счет строения прорезей, сужающихся к низу: при окончании вкручивания, когда достигнуто предельное значение силы закручивания, жало инструмента выталкивается из шлица. Однако именно этот эффект выталкивания сообщает дополнительную нагрузку наклонным стенкам внутри шлица, способствуя их преждевременному изнашиванию, а чтобы увеличить крутящий момент, необходимо затратить значительные силы, прижимая инструмент к саморезу.

Шлиц PH

Крестообразный шлиц – Pozidriv (сокращенно PZ)

В 60-х годах появился доработанный вариант крестообразного шлица – Pozidriv (сокращенно PZ). Он имеет 4 дополнительных лучика, расходящихся от центра. В отличие от трапециевидных прорезей на шлице Филлипс, у шлица Позидрив они прямоугольные, что снижает силу выталкивания биты и дает возможность увеличить крутящий момент. Но, опять же, скорость закручивания нужно не забыть снизить в конце монтажа, чтобы не сорвать шлиц.

Шлиц PZ

Шлиц Torx (сокращенно TX)

Эту проблему решает современный шлиц Torx. Он имеет форму шестилучевой звезды, поэтому мастера привыкли называть его Звездочкой. В повседневной жизни можно встретить такие понятия, как ключ звездочка, отвертка звездочка (или ключ torx, отвертка torx). Это ключи и отвертки со шлицем Torx. При использовании звездочки Торкс не нужно ограничивать вращательный момент в конце вкручивания. При работе в ограниченном пространстве и труднодоступных местах, за счет использования специальной биты торкс (насадки на шуруповёрт) Torx-Ball – звездочки с шарообразным наконечником, возможен монтаж под углом к оси самореза. В отличие от крестообразных шлицов (PH и PZ), звездочка torx не забивается краской и лаком после декоративно-защитной обработки поверхности древесины. Torx позволяет при необходимости без проблем выкрутить саморез. Бита torx максимально контактирует с поверхностью головки, соскальзывание исключается. У шлица Торкс самая высокая степень передачи крутящего момента от инструмента на устанавливаемый саморез. Неудивительно, что именно шлиц Torx располагается на головках конструкционных саморезов (длиной до 600 мм), которые обеспечивают надежную фиксацию самых ответственных соединений.

Torx размер или номер торкс меняется в зависимости от диаметра саморезов и винтов.

Шлиц Torx

Таблица соответствия размера винта/ самореза и номера Torx

Итак, мы с вами выяснили, что шлиц TORX является самым производительным и безотказным – а это как раз те качества, которые ценны для любого профессионала.

И еще один факт: на прилавках строительных гипермаркетов нашего северного соседа — Финляндии – самым популярным крепежом стали саморезы и винты TORX. Например, востребованные саморезы с фланцем для тонких металлических листов с приводом torx купить там можно уже давно. Ключи торкс, отвертка торкс, набор торксов для любых нужд – все это также есть в продаже.

Надеемся, что, рано или поздно, это веяние дойдет и до нас.

Берегите силы и время! Купить TORX– отличное решение. Выбирайте лучшее с ЦКИ.

Использование

Крепёж со шлицом Torx обычно используется в технике: автомобилях, велосипедах, тормозных системах, разнообразных сборных металлических конструкциях, жёстких дисках компьютеров, банкоматах, потребительской электронике и топливной аппаратуре.

Неизвестно, специально это было сделано или нет, но размеры Torx коррелируются с размерами инбусовых ключей и позволяют выкрутить сорванный шестигранный шлиц. При срыве шлица в образованное отверстие забивается инструмент Torx и практически со стопроцентным результатом позволяет выкрутить сорванный болт или винт.

Следует отметить, что при работе с Torx необходимо учитывать следующие особенности:

  • Инструмент должен входить в крепёж достаточно плотно. Если инструмент болтается в шлице, то, скорее всего, он подобран неправильно. Особенно это касается не совсем стандартных размеров, например распространённый в автомобилях T47 практически всегда отсутствует в наборах ключей Torx и подбирается как T45.
  • Инструмент должен входить в шлиц до конца. Учитывая изначально плотную посадку, для этого зачастую приходится прибегать к помощи ударного инструмента.

Несоблюдение этих правил зачастую ведёт к разрушению головки болта и, как следствие, к необоснованной критике Torx.

В чем отличие привычных звездочек Torx от Spline?

Различие в количестве граней:
TORX — 6 граней

SPLINE — 12 граней

Где применяются Spline?
Для шкивов генераторов многих марок автомобилей, например Ford и VW, еще в некоторых АКПП и вариаторах.

Comments 11

Задрали уже эти инженеры со своими болтами))
Сначала поменяли шестигранники на торкс, так народ не знал как и чем их откручивать. Кто отверткой, кто пассатижами, кто чем.
Как только насадки торкс начали появляться в магазинах, так они уже торксы на сплайны меняют))
Как они не поймут, что если человек решил разобрать или доработать машину, то он выкрутит подобные болты любым доступным способом) обычным торксом, забъет шлицевую отвертку, газовым ключом, болгаркой, дрелью, гайку сверху наварит в конце концов))

Институты работают — квалифицированные кадры готовят…
Должны же они чем-то себе на хлеб зарабатывать ;))

Он так и называется 8-Spline или 8-Point Spline.
Это спец.инструмент, мне кажется.
Где у Вас такой крепеж?

На уазе сливные пробки. Часть под четырехгранник, часть под шестигранник и часть восьмигранник. На заднем межосевом редукторе вообще под ключ на 17. У меня 16 пробок этих в мостах и коробках. Под восьмигранник должен и четырехгранник подходить, но там уже шлицы у пробок плохие и срывается. Раньше брал у соседа этот ключ, г- образный, но недавно поругался с ним, не хочу просить. Надо их выкрутить все и заменить на шестигранник.

Мдааа!
Надо искать, раз такая ситуация…

На уазе сливные пробки. Часть под четырехгранник, часть под шестигранник и часть восьмигранник. На заднем межосевом редукторе вообще под ключ на 17. У меня 16 пробок этих в мостах и коробках. Под восьмигранник должен и четырехгранник подходить, но там уже шлицы у пробок плохие и срывается. Раньше брал у соседа этот ключ, г- образный, но недавно поругался с ним, не хочу просить. Надо их выкрутить все и заменить на шестигранник.

Мне только 2 варианта размеров попалось для такой конфигурации ключей.
7/16″

15.88 мм
Надо опредилить какой именно нужен и найти конкретно его…

На уазе сливные пробки. Часть под четырехгранник, часть под шестигранник и часть восьмигранник. На заднем межосевом редукторе вообще под ключ на 17. У меня 16 пробок этих в мостах и коробках. Под восьмигранник должен и четырехгранник подходить, но там уже шлицы у пробок плохие и срывается. Раньше брал у соседа этот ключ, г- образный, но недавно поругался с ним, не хочу просить. Надо их выкрутить все и заменить на шестигранник.

Можешь замерить размер звезды, когда пробку снимешь? Штангенциркулем.
Мне уже интересно, что же это за ключ такой секретный…
Похоже он еще и конусный

Пока не могу. Уаз на даче, пока снег не выпадет, не хотел туда ехать. Квадрат подходит 10 или 12.

Ключи звездочки TOPEX TS10-50

Торцевая вставка JTC 1142527 (Вставка 1/4″DR торкс.

ДелоТехники 626940 Набор шестигранников, звёзд 6-12-ти.

Ключи звездочки TOPEX TS10-50

Торцевая головка HANS 4310E12

головка торцовая зубр «мастер» (1/2″), c.

1/2″ головка с 12-зубцовой звездочкой XZN 9 Proxxo.

Сервис ключ головка — звездочка 12 е14мм глубокая

Торцовый ключ torx Stahlwille 40 TX 1270004

Головка TORX длинная Е12 1/2″ Дело Техники

Торцевая вставка JTC 1142525 (Вставка 1/4″DR торкс.

Отверточная насадка torx Stahlwille 54 TXB 3110030

АвтоDело 40640 Набор шестигранников и звёзд 6-12-ти луч.

1/2″ головка с 12-ти зубцовой звездочкой, 19 мм Pr.

Сменные ударные головки NEO 12-102

Головка TORX Е12 1/2″ Дело Техники

Головка-тоpкс T55, присоединительный квадрат1/2″ J.

Отверточная насадка torx Stahlwille 1054 TX

Дело Техники Набор головок TORX и головок со вставками.

Сервис ключ головка — звездочка 12 е22

Торцевая вставка JTC 1132506 (Вставка 1/4″DR торкс.

Торцовый ключ torx Stahlwille 50 TX 3270020

Отверточная насадка torx Stahlwille 54 TXB 3110020

АвтоДело 39838 Набор головок со вставками TORX 7 предме.

1/2″ головка с 12-ти зубцовой звездочкой, 19 мм Pr.

Сервис ключ 76714 головка — звездочка 12 е14мм глубокая

Набор звездочек 44пр. Alca TORX для иномарок в кейсе (Т.

Торцовый ключ torx Stahlwille 40 TX 1270005

1/2″ головка для внешней звездочки ТХ, E 12 Proxxo.

1/2″ головка с 12-ти зубцовой звездочкой, 12 мм Pr.

Головка TORX длинная Е16 1/2″ Дело Техники

Головка Williams 12-ти гранная 1″, присоединительн.

FORCE головка — звездочка 12 е24мм

1/2″ головка для внешней звездочки ТХ, E 12 Proxxo.

Набор головок торцевых 7предм. АвтоДело со вставкой TOR.

Сервис ключ головка — звездочка 12 е12

Набор головок АвтоDело 39838 вставка TORX TS10-TS40 1/4.

Отвертки. История возникновения. Типы шлицов.

Сначала немного истории. Трудно сказать, когда и где появился первый винт. Первые упоминания о

винтах относятся к XVI веку; можно предположить, что и отвертки появились примерно в то же время. Первоначально форма головки винта представляла собой прямоугольник или квадрат. Не надо забывать, что все изготавливалось методом ручной ковки. Однако, такая форма ограничивала возможность сильного затягивания винта, особенно в труднодоступных местах.

Затем был изобретен шестигранник, что привело к появлению ключа с шестью установками в диапазоне 360°. Появились торцевые ключи, обеспечившие доступ к головке винта по вертикали и возможность удобной его затяжки с приложением любой необходимой силы.
И, однажды, у какого-то человека мелькнула мысль: «А почему, собственно, обязательно ключ? Почему нельзя в головке прорезать паз и работать с винтом с помощью стержня с плоским концом?» – так появился шлиц, а вслед за ним и отвертка! Почему инструмент назвали отверткой, а не «заверткой» (ведь винт сначала заворачивают) осталось загадкой.

Шлицы.

Прошло много лет, «сорвано» множество шлицов и сломано отверток, прежде чем пользователи получили инструмент, столь необходимый в быту и производстве. Конструкция отвертки – длина и диаметр стержня, форма и размеры ручки – стала обеспечивать удобную и качественную работу в конкретных условиях, при конкретных технологических требованиях.
На данный момент имеются несколько типов отверток, что определяется необходимым соответствием шлицевой части отвертки и шлица на винте (шурупе, саморезе). Поэтому, важно сразу внести ясность в этом вопросе.

Типы шлицов.

Отвертки, имеющие прямой шлиц (плоская отвертка), именуются на западе «Slotted» (сокращенно SL), то есть отшлицованные.

Крестообразные (или крестовые) отвертки имеют название «Philips» (сокращенно PH).

Крестообразные отвертки с дополнительными направляющими (лучами) — это отвертки «Pozidriv» (сокращенно PZ).

Отвертки с внутренней спрофилированной шестиконечной звездочкой — отвертки «TORX» (название запатентовано фирмой «CAMCAR TEXTRON USA»). Широко используется при ремонте сотовых телефонов.

Отвертки Phillips с отверстием в центре рабочей части для направляющей называют Philips Tamper Resistant.

Отвертки Combo, совмещающие в своей рабочей части крест и прямой шлиц.

Одна из разновидностей крестовой отвертки — Quadrex. Это комбинация профиля Phillips и направляющей квадратного сечения (Square).

Отвертки с рабочей частью квадратного сечения — Square Head. Иногда используется название Robertson.

Отвертка Square Head с дополнительным отверстием под напрявляющую называют Square Tamper Resistant.

Отвертки Torx бывают также с отверстием в центре рабочей части — Torx Tamper Resistant. Они предназначены для винтов с цилиндрической направляющей в центре «звездочки».

Профиль Torx Plus также запатентован. Отличие от Torx в том, что лучи «звездочки» немного короче и не такие острые.

Рабочая часть отверток Torx Plus Tamper Resistant представляет из себя уже пятиконечную «звездочку» с отверстием.

Шестигранные внутренние – «Hex driver». Кстати, существует инструмент, позволяющий отворачивать (заворачивать) винты с внутренним шестигранником под углом до 25°. Эти отвертки называются «Ballpoint», то есть шариковые.

Шестигранная наружняя отвертка обозначается как «Nutdriver».

Отвертки Hex Tamper Resistant имеют отверстие в центре шестигранника для направляющей.

Отвертки со специфической трёхкрылой рабочей частью носят название Tri-Wing. Эта форма также защищена патентом.

Четырехлопастной «аналог» отвертки Tri-Wing называется Torq-Set (также защищена патентом).

Отвертка в форме двузубой вилки носит название Spanner.

Отвертки Clutch сделаны для винтов, используемых в грузовичках Chevrolet и GMC. Практически не используются.

Еще один редкий вид отверток Eight-Wing.

Профиль Linehead (спроектированные специально для игровых приставок Nintendo и Gameboy).

Очень редко встречаются и отвертки с пятиугольным профилем — Penta-drive. В свое время они были вытеснены более технологичными шестигранниками Hex.

Отвертки Spline с двенадцатилучевой звездочкой использовались на некоторых моделях Volkswagen.

Отвертка Tri-groove используется в некоторых моделях электронной техники США.

Отвертки с трехгранником на конце — Triangle recess тоже достаточно специфичны. Такой профиль может встречаться в вычислительной технике, игрушках, моделях автомобилей

Типоразмеры.
Необходимо помнить, что для каждой формы шлица имеются свои типоразмеры. При работе с крепежом очень важно использовать правильно подобраные по форме и размеру отвертки. Это сохранит шлиц винта, продлит жизнь отвертке, обеспечит быструю и качественную работу, а главное — предотвратит возможные травмы. Точно выполненная рабочая часть отвертки — одна из составляющих ее качества.

Стержень отвертки.
Очень большое значение имеют также свойства и качество материала, из которого изготовлен стержень отвертки, как он термообработан («закален»). Мягкий шлиц отвертки сомнется (свернется), а слишком твердый («перекаленный») сломается («лопнет») даже при нормальном усилии при работе. Еще немного о стержне отвертки: обычно стержень изготавливается круглого сечения, но бывают отвертки, на которых для увеличения крутящего момента используют шестигранный или квадратный стержень, или делают специальное шестигранное утолщение у основания рукояти. Такой отверткой можно работать, помогая ключом для увеличения крутящего момента. Их иногда называт «силовыми».

Ручка для отвертки.
Основное предназначение ручки отвертки — передача крутящего момента на рабочую часть. Форма, размеры и материал ручки могут быть самыми разными и определяются не только конструктивными требованиями, но и индивидуальными особенностями пользователя (эргономическими требованиями). Так, у кого-то ладонь широкая с короткими пальцами, а у кого-то узкая с длинными, при этом и ручки нужны разные: длиннее или короче, большего диаметра или меньшего. Материал ручки может быть самый различный: дерево, пластик, резина. И здесь нужен индивидуальный выбор: дерево хорошо, но не достаточно прочно, а вот резину не все любят – рука потеет, хотя надежность захвата этой ручки полная.
Эргономичная форма предусматривает для передачи высокого крутящего момента зону большого радиуса в конце рукоятки с широким круглым «затылком» без острых граней, а ближе к стержню — узкий участок («талию»). Он позволяет быстро крутить инструмент пальцами.
Форма ручки может быть самой различной – основное требование к ней – надежность захвата, – чтобы рука не проскальзывала при необходимом усилии. И еще. Торец ручки обязательно должен быть хорошо обработанным, гладким, чтобы при интенсивной работе не натереть ладонь.
Кроме того, у большинства «круглых» моделей специально стачивают пару граней, чтобы отвертка не скатывалась с наклонных плоскостей. «Дырки» ближе к концу рукоятки — это отверстия для подвеса (так удобнее хранить инструмент).
Наиболее распространенные ручки пластмассовые, но и они очень разные. Как правило, ручки изготавливаются из порошковых и литьевых пластмасс. Первые – более твердые, но хрупкие – боятся ударов, падений; вторые – эластичнее, но мягче, – в этом легко убедиться с помощью любого режущего инструмента. Первые по внешнему виду более глянцевые, блестящие; вторые – матовые, тусклые, на ощупь слегка «мыльные» (однако, это не мешает работе при хорошей форме ручки, «по руке»).
Многие производители сейчас изготавливают отвертки с комбинированными рукоятками: двухкомпонентными, трехкомпонентными. Используется при этом полипропилен, эластомеры, резина. Такие рукоятки наиболее функциональны: они прочны и не разрушаются даже при максимальном прилагаемом усилии, обеспечивают надежный захват инструмента рукой, приятны на ощупь.
Для труднодоступных мест делают короткие отвертки (укороченный стержень, укороченная рукоятка) типа «бочонок», супердлинные отвертки, где длина стержня намного превосходит длину рукояти. Удобно: пролез длинным жалом через все выступы и отверстия конструкции и закрутил «надоевший и неудобный» винт! И, конечно же, нельзя пропустить так называемые «Т-образные» рукоятки, изготовляемые для отверток, призванных работать в тяжелых условиях, «heavy duty», способных реализовать максимальное усилие в точке приложения.

Плоская отвертка

Рассмотрим подробнее типы отверток и начнем наш обзор с обычной плоской отвертки. Отвертки с плоским, прямым шлицом (жалом) еще очень долго будут существовать, до тех пор, пока выпускается крепеж с прямым шлицом. Основной их параметр – размер жала, определяется двумя числами, например: 0,5х4 – это жало толщиной 0,5 мм и шириной 4 мм.
Под каждый размер головки и шлица крепежного изделия должна быть своя отвертка. Так, если диаметр головки крепежа 6 мм, а ширина шлица 0,8 мм, то жало отвертки должно быть шириной не более 6 мм и не менее 5 мм, а его толщина не менее 0,7 мм. Это обеспечит удобство и качество работы, гарантирует надежность крепления, сохранение целостности шлица и самой отвертки.
Кроме того, появились плоские отвертки с насечками, нанесенными на плоскостях жала, что увеличивает трение между отверткой и шлицом крепежа; отвертки всех видов с алмазными покрытием рабочей части; с твердосплавной рабочей частью; с намагниченной рабочей частью для удержания крепежных деталей (из обычной стали).

Крестовая отвертка Philips.

Изначально форма крестообразного шлица была довольно сложной, ибо помимо собственно «креста» имела цилиндрическое углубление по его центру (примерно, диаметром 2 мм и глубиной около 3 мм) – форма отвертки соответствовала ему. Однако практика показала, что эта направляющая на отвертке технико-экономически не оправдана, и от направляющей отказались, оставив просто «крест».
В чем революционность «крестика»? Он позволяет надежно зафиксировать отвертку в шлице, не «соскальзывает» и при правильной работе практически полностью исключает возможность повреждения, «срыва» шлица – возникновения заусенец, нарушения антикоррозионного покрытия крепежа. Площадь рабочего контакта между поверхностями «крестика» и отвертки практически вдвое больше, чем при прямом шлице.
Отвертки типа Philips обозначаются как PH. Ниже представлена таблица, в которой обозначены границы применения крестовых отверток в соответствии с размерами крепежных деталей:

Номер отвертки Диаметр наружной резьбы крепежной детали, мм
0 До 2
1 От 2.1 до 3
2 От 3.1 до 5
3 От 5.1 до 7
4 От 7.1 и выше

Длина стержня отвертки одного и того же номера может быть различной для различных видов работ. В быту, в основном, используются средние размеры. При ремонте сотовых телефонов могут применяться укороченные отвертки.

Крестовая отвертка Pozidriv.

Pozidriv (Позидрайв) – это зарегистрированная торговая марка. Она обозначает класс шурупов и отвёрток с крестообразным шлицом. Pozidriv является улучшенной версией крестового шлица Phillips. В отличие от шурупов Phillips, уходящие в глубину кромки боковых поверхностей жала Pozidriv не утончаются, а идут параллельно друг другу.
Отличительным признаком шурупов Pozidriv от шурупов Philips являются исходящие из внутренних углов головки винта позидрайв тонкие лучеобразные линии.

Отвертки типа Pozidriv обладают такими же кромками между основными выступами креста и имеют обозначение PZ. Кроме этого в них указывается также размер по возрастанию (например, по возрастанию – PZ 000, PZ 00, PZ 0, PZ 1, PZ 2, PZ 3, и т.д.).

Отвертки Torx (звездочка).

Отвертки данной формы особенно интересны мастерам-ремонтникам сотовых телеофонов. Практически во всех современных моделех телефонов используются винты со шлицем в виде шестиконечной звездочки. Также шурупы и винты подобной формы встречаются и в компьютерных комплектующих, например, в жестких дисках. Эта форма получила название TORX и была разработана американской компанией Camcar. Люди, не знакомые с этим названием, обычно используют слова звездочка или star. Разработчики новой формы отвертки хотели создать более надежный в эксплуатации инструмент, превосходящий по всем параметрам стандартные прямые и крестовые отвертки при массовом использовании в сборочных цехах.
Кроме сборки сотовых телефонов, система TORX используется в автомобильной промышленности, в конструкциях велосипедов, в компьютерах, бытовой электронике.
Для обозначения размеров системы TORX используется заглавная буква T за которым следует число. Например, T5, T6, T10 и так далее (чем больше число, тем больше размер отвертки). Для ремонта сотовых телефонов обычно используются размеры T3, T4, T5, T6, T7.
Позже компания Camcar разработала улучшенный вариант TORX PLUS. Существует также версия Tamper-Resistant TORX (сокр. Torx TR), у которой в центре имеется выступ, препятствующий использование стандартных TORX-отверток, а также прямых и крестовых отверток.

Pentalobe-отвертки.

Совсем недавно компания Apple стала применять в своей продукции новые винты, которые получили название pentalobe. Винты имеют нестандартную головку. Для работы с такими винтами нужно иметь специальную отвертку с пятью расходящимися лепестками. Компания Apple хочет таким способом ограничить неквалифицированный доступ к своей продукции: iPhone 4, iPad, MacBook Pro.
У первых iPhone 4 задняя крышка крепилась винтами со стандартными головками, но через некоторое время их место заняли pentalobe-винты. Теперь, если владелец обращается для обслуживания iPhone 4 в официальный сервис-центр, то устройство возвращается с pentalobe-винтами, даже если раньше крышка крепилась стандартными винтами.

Электроотвертка
В последнее время все большую популярность набирают электрические отвертки (шуруповерты). Следует отметить бесспорное удобство аккумуляторных инструментов – они автономны, не требуют подключения к сети, удлинителей, переходников и проч., электробезопасны при работе на открытом воздухе, даже при повышенной влажности.

Зачем нужны 12-гранные головки гаечных ключей

Гаечный ключ – это важный инструмент, который используется довольно часто. Существует большое количество вариантов насадок для ключа и у каждого есть своё назначение, которое нужно знать. Самой загадочной головкой для неопытного человека, заглянувшего в ящик инструментов, становится ключ с двенадцатью гранями. Для чего же он нужен?

Откручивание соответствующих болтов и гаек

Каждый инструмент необходим для определённого вида работ. Двенадцатигранник — это усовершенствованный профиль, который можно применять для работы с шести и двенадцатигранными головками. Хотя самым популярным остаются гайки и болты на шесть граней, в некоторых устройствах присутствуют крепежи с двенадцатью гранями, например, ступичные. Такие болты используются в автомобилях и крупной промышленной технике.

Равномерное распределение усилия

Легко захватить гайку, если она находится перед глазами. Чтобы накинуть ключ, грани должны чётко совпасть. Но сделать это в случае, если деталь не видно, гораздо сложнее. Придётся несколько раз прокручивать ключ пока не попадёшь в необходимые пазы. В работе часто бывают ситуации, когда гайка или болты находятся там, где их практически не видно. В таком случае помощником станет двенадцатигранник. Из-за большего количества граней он быстрее поймает крепёж.

Есть мнения, что двенадцатигранный ключ помогает избежать слизывания грани. Головка «упирается» в точки ближе к центру, а не за ребро, и усилие распределяется более равномерно. Что очень важно, так как постоянное соскакивание при монтаже приводит к износу крепежа. Чем больше профиль, тем плотнее инструмент контактирует с головкой крепежа, что уменьшает шанс на слизывание.

Удобство работы в труднодоступных местах

Насадка незаменима при работе в ограниченном, труднодоступном пространстве, так как для её поворота и перестановки нужно отклонить рукоять всего на 30 градусов. Деталей, которые находятся в труднодоступных местах много. Ключом пользуются автомеханики, мотористы, механики промышленной техники.

Если вы не являетесь профессионалом покупать полный набор инструментов необязательно. Тем более хорошие фирменные инструменты стоят немалых денег. Всё необходимое можно приобретать поштучно. Теперь вы знаете для чего нужна двенадцатигранная насадка на ключ и если вы планируете заняться ремонтом автомобиля самостоятельно, он станет вам незаменимым помощником.