Смешанный цикл расхода топлива

Расход топлива — один из самых важных показателей технических характеристик автомобиля. То, сколько топлива будет «потреблять» наш автомобиль — будет напрямую показывать как часто нам придется отдавать деньги на автозаправочных станциях. В настоящее время принято рассчитывать показатель расхода топлива на основании количества израсходованных литров бензина на 100 км пути.

Для современных автомобилей в смешанном цикле приемлем расход до 10-12 л/100км. Мощные большие джипы могут расходовать по 15-20 л/100 км и даже выше. Если вы подбираете бюджетный автомобиль и для вас очень важно добираться из пункта А в пункт Б с минимальными по топливу затратами — хорошим считается показатель до 9-10 л/100км.

Мы уже затронули слово «загородный цикл». Что же означает вообще топливный «цикл»? Это показатель расхода топлива при конкретном типе езде. В настоящий момент существуют три таких типа:

городской цикл — характеризуется резкими изменениями скорости автомобиля, низкой плавностью хода, разгонами, резкими сбросами скорости

загородный цикл — характеризуется большой плавностью хода и стабильным удерживанием определенной скорости

смешанный цикл — это та самая «золотая середина», при котором присутствуют элементы и спокойной, и городской напряженной езды.

Chevrolet Aveo Sedan ›
Бортжурнал ›
Расход топлива (трасса, город, смешанный)

Технические характеристики Chevrolet Aveo 1.6 МТ и AT — расход топлива.
Заявлено производителем:

Городской цикл (л./100 км.) — 8.9 | 9.9
Загородный цикл (л./100 км.) — 5.3 | 5.5
Смешанный цикл (л./100 км.) — 6.6 | 7.1

Суровая реальность:
По АТ ничего сказать не могу, но на практике расход больше, чем на МТ.

Бензин — АИ95 (лукойл и газпромнефть)
На МТ у меня выходит так:
Городской цикл (л./100 км.) — от 9 (летом) 10л (зимой) (меньше никогда не видел) до 12л. От дома до работы расстояние 5 км и время пути от 30 до 45 минут. Цент — Ботаника (для жителей Екатеринбурга). Зимой значение как правило больше, прогрев двигателя и всякие там попогреи тоже жрут бензин.

Загородный цикл (л./100 км.) — один раз в жизни я получил близкое значение 5.6, но ехал по трассе в сильную метель в темноте и за фурой (средняя скорость 60-70км в час). Расстояние было 173 км. В среднем при скорости 90км в час выходит не меньше 6.5-.6.7, от 100 до 110 км в час значение поднимается до 7.2-7.6. С учетом обгона на трассе значение может быть от 8.0 до 8.5

Смешанный цикл (л./100 км.) в среднем те же 9-10л.

6 передачи на МТ явно не хватает, на автомобилях потенциального противника Sonic она есть.

Топливная экономичность

Из параметров, характеризующих мощностные показатели автомобиля, в центре внимания длительное время оставались максимальная скорость и время разгона. Ощутимый рост цен на топливо привел к тому, что особое внимание стали уделять расходу топлива. При разработке нового автомобиля одной из важнейших целей является получение малого расхода топлива.

Топливная экономичность — это совокупность свойств, определяющих расходы топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации.

Путевой расход топлива (иногда его называют средним расходом) определяют экспериментально при испытаниях или эксплуатации автомобилей в определенных дорожных условиях. Обычно испытания совмещаются с пробеговыми, при которых одновременно оценивают средние скорости движения и другие эксплуатационные свойства автомобилей.

Топливная экономичность непо­средственно зависит от конструкции автомобиля. Она определяется степенью совершенства рабочего процесса в двигателе, коэффициентом полезного действия и передаточными числами трансмиссии, соотношением между снаряженной и полной массой автомобиля и автопоезда, сопротивлением движению.

Топливная экономичность оценивается по путевому расходу топлива — расходу топлива (в литрах или килограммах) на 100 км пути, проходимого автомобилем.

Рис. Инфографика «Расход топлива»

Для оценки топливной экономичности автомобилей используют следующие показатели:

  1. средний расход топлива в типовых дорожных условиях
  2. топливную характеристику установив­шегося движения
  3. контрольный расход, топлива и топливную характеристику при движении по магистрально-холмистой дороге
  4. Дополнительно для автомобилей, работающих с частыми остановками (городских и пригородных автобусов, специальных автомобилей), определяют топливную характеристику при циклическом движении

Лекция 6

Топливной экономичностью называют совокупность свойств, определяющих расходы топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации. Это свойство автомобиля дает возможность водителю определить расход топлива на единицу километропробега. Показателем является расход топлива на 100 км. При этом различают расход топлива при движении по городскому циклу и за пределами населенных пунктов. Расход по городскому циклу естественно несколько больше.

Оценочные показатели. Топливная экономичность автомобиля в значительной степени определяется такими показателями двигателя, как часовой расход топлива GТ, кг/ч – масса топлива, расходуемого в один час, и удельный расход топлива gе, г/(кВт·ч) – масса топлива , расходуемого в один час на единицу мощности двигателя.

Основным измерителем топливной экономичности автомобиля в России и в большинстве европейских стран является расход топлива в литрах на 100 км пройденного пути — (путевой расход топлива) QS, л.

Для оценки эффективности использования топлива при выполнении транспортной работы используется расход топлива на единицу транспортной работы (100 т·км) QW, л – отношение фактического расхода топлива к выполненной транспортной работе.

В США наряду с путевым расходом используют обратный измеритель – длину пробега на единицу объема израсходованного топлива.

Оценочные показатели топливной экономичности

Контрольный расход топлива (КРТ). КРТ определяют для всех категорий автотранспотрных средств при заданных значениях скорости движения разных, для различных категорий, при движении по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче.

Для автомобилей, у которых ma< 3,5 т, КРТ определяют при V=90 км/ч или (0,9 Vmax , если Vmax < 90 км/ч) и V=120 км/ч (если Vmax>120 км/ч).

Для автотранспортных средств, у которых ma> 3,5 т (кроме магистральных автопоездов, городских, междугородных и туристических автобусов) КРТ определяют при V= 60 и 80 км/ч, а если Vmax < 80 км/ч, то при 40 и 60 км/ч. Для городских автобусов КРТ определяют при V= 40 и 60 км/ч, для магистральных автопоездов, междугородних и туристических автобусов при 60 и 80 км/ч (если Vmax < 80 км/ч, то при 40 и 60 км/ч).

КРТ широко используется для косвенной оценки технического состояния автотранспортных средств.

Топливная характеристика установившегося движения (ТХ).ТХ – график зависимости расхода топлива QS от скорости установившегося движения на высшей передаче по горизонтальной дороге, его строят для автотранспортных средстве всех категорий.

Оценочные показатели КРТ и ТХ определяют топливную экономичность на установившихся режимах движения по горизонтальным дорогам с твердым усовершенствованным покрытием. Их используют в основном для сравнения уровня топливной экономичности аналогов. Остальные (ниже названные) – позволяют оценивать средние расходы топлива в типизированных характерных условиях.

Расход топлива в магистральном ездовом цикле на дороге (РТМЦ). РТМЦ измеряют для автотранспортных средств всех категорий, кроме городских автобусов, пробегом по измерительному участку с соблюдением режимов движения, заданных определенной картой и схемой цикла.

Расход топлива в городском ездовом цикле на дороге (РТГЦд). РТГЦд оценивают для автотранспортных средств всех категорий, кромемагистральных автопоездов, междугородних и туристических автобусов так же как РТМЦ. Отличием являются только характеристика операций по операционной карте и схемой цикла.

Расход топлива в городском цикле на стенде (РТГЦ).РТГЦ определяют только для автомобилей, у которыхma< 3,5 т, испытанием на стенде с беговыми барабанами по ездовому циклу в соответствии с операционной картой и схемой цикла.

Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге (ТСХ). ТСХ – график зависимости расхода топлива QS и скорости Vср от Vдоп при движении по магистрально-холмистой дороге с заданным продольным профилем. Этот показатель характеризует движение магистральных автопоездов, междугородных и туристических автобусов.

>Устройство автомобилей

Топливная экономичность автомобиля



Снижение расхода топлива автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, — важнейшее направление деятельности всех заинтересованных структур, начиная от конструкторов и разработчиков автотранспортных средств, опытно-испытательных и ремонтно-технических служб и структур, и, конечно же, юридических и физических лиц, эксплуатирующих эти средства – различных предприятий, в том числе – автотранспортных (т. е. зарабатывающих на автоперевозках), организаций и фирм, а также частных лиц.
Достаточно сказать, что затраты на автомобильное топливо в автотранспортных предприятиях составляют до 15% всех эксплуатационных затрат, а для частных лиц эта доля может превышать 60% эксплуатационных расходов.
При этом важно не только поддерживать высокую топливную экономичность автомобиля, но и организовывать правильное техническое обслуживание и хранение автотранспортных средств, а также хранение, транспортирование и раздачу топлива. В противном случае будут иметь место не только убытки в связи с неэффективным расходом топлива, но и загрязнение окружающей среды продуктами сгорания в отработавших газах автомобилей, а также в результате утечки и пролива нефтепродуктов.

Топливной экономичностью называют совокупность свойств автомобиля, определяющих расходы топлива при выполнении транспортной работы в различных условиях эксплуатации.
Топливная экономичность автомобиля в значительной степени определяется такими показателями двигателя, как часовой расход топлива Gт и удельный расход топлива gе. Основным эксплуатационным показателем топливной экономичности автомобиля является расход топлива на 100 км пробега (путевой расход) – QL.
Для оценки эффективности использования топлива при выполнении транспортной работы в автотранспортных предприятиях используют такой показатель, как расход топлива на единицу транспортной работы Q, который определяется, как отношение фактического расхода топлива к объему выполненной автомобилем транспортной работы.

Удельный расход топлива рассчитывается по формуле:

gе = 1000Gт/Nе,

где Nе – эффективная мощность двигателя.

Выразим эффективную мощность Nе через уравнение мощностного баланса:

Nе = Nψ + Nω + Nj/ηтр = v(Pψ + Pω + Pj)/ηтр,

Тогда часовой расход топлива определится из соотношения:

Gт = gеNе/(1000ηтр) = gеv(Pψ + Pω + Pj)/ηтр.

Путевой расход топлива QL зависит от часового расхода топлива:

QL = 1000Gт/(36vρт),

где ρт – плотность топлива.

Выразив часовой расход Gт через удельный расход gе, получим:

QL = 1000Gт/(36vρт) = gе(Pψ + Pω + Pj)/(36000ρтηтр).

Полученную формулу называют уравнением расхода топлива.

Оценочные показатели топливной экономичности автомобилей установлены ГОСТ 20306-90. К таким показателям относятся:

  • контрольный расход топлива (КРТ);
  • расход топлива в магистральном ездовом цикле на дороге (РТМЦ);
  • расход топлива в городском ездовом цикле на дороге (РТГЦД);
  • расход топлива в городском цикле на стенде (РТГЦ);
  • топливная характеристика установившегося режима двигателя (ТХ);
  • топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге (ТСХ).

Данные оценочные показатели стандартом не нормируются. Их используют при сравнительной оценке уровня топливной экономичности данного автомобиля с лучшими аналогами, а также для косвенной оценки технического состояния автомобиля.

Контрольный расход топлива КРТ определяют для всех категорий автотранспортных средств при заданных значениях скорости v, (которая может отличаться для различных категорий АТС) при движении по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче. Скорость v, при которой определяется КРТ, зависит от типа и назначения транспортного средства, а также от его массы.

***

Топливно-экономические характеристики автомобиля

Топливная характеристика автомобиля представляет собой зависимость расхода топлива при равномерном движении автомобиля от скорости движения, дорожного сопротивления и включенной передачи.
Для наглядности топливная характеристика изображается в виде графика (рис. 1), по которому можно определить зависимость расхода топлива QL от скорости автомобиля v и коэффициента дорожного сопротивления ψ при движении автомобиля на заданной передаче.
Можно решить и обратную задачу: определять максимальную возможную скорость, которую способен развить автомобиль при данном расходе топлива на конкретном дорожном полотне. Задачи подобного рода возникают при выявлении экономически целесообразной скорости движения автомобиля на автомагистралях.

Каждая кривая графика топливной характеристики имеет характерные точки, определяющие минимальный расход топлива при движении по дороге с коэффициентом сопротивления ψ (например, Qmin при ψ1).

Другие характерные точки кривых (конечные) определяют расход топлива при полной нагрузке двигателя, что соответствует максимально возможной при данном коэффициенте ψ скорости движения автомобиля (точки a, b, c). Огибающая кривая А — А1, проведенная через эти точки, представляет собой изменение путевого расхода топлива при полной нагрузке двигателя на дорогах с различными значениями коэффициента ψ.

Топливно-экономическая характеристика автомобиля может быть построена по данным дорожных испытаний автомобиля. В этом случае расход топлива на 100 км пробега замеряется непосредственно для различных значений дорожного сопротивления.

Экономическая характеристика может быть построена и аналитическим путем на основании скоростной характеристики двигателя.

Топливно-экономическая характеристика автомобиля не учитывает дополнительный расход топлива при пуске и прогреве двигателя, расход топлива в пунктах погрузки и выгрузки, где автомобиль маневрирует и использует специальные средства для погрузки выгрузки (автомобили-самосвалы, автомобили-самопогрузчики и т. п.), а также простаивает под погрузкой или разгрузкой с работающим двигателем. Эти затраты учитываются специальными нормами расхода топлива.

В общем случае топливно-экономическая характеристика устанавливает зависимость расхода топлива от двух эксплуатационных факторов – скорости движения автомобиля и состояния дороги. Однако помимо этого существует большое число и других факторов, оказывающих существенное влияние на топливную экономичность автомобиля.

***

Факторы, влияющие на топливную экономичность автомобиля

Существенное влияние на топливную экономичность автомобиля оказывают следующие факторы:

  • экономичность двигателя;
  • масса автомобиля;
  • расход энергии на преодоление сил трения в трансмиссии;
  • сила сопротивления качению колес автомобиля;
  • сила сопротивления инерции;
  • условия движения;
  • стиль вождения автомобиля;
  • техническое состояние автомобиля.

Экономичность двигателя и определяющие ее факторы рассматривались в теории ДВС. Часовой расход топлива возрастает с увеличением объема цилиндров, частоты вращения коленчатого вала, коэффициента наполнения и плотности воздуха.
Если рабочий объем цилиндров (как и тактность) для данного двигателя является величиной неизменной, то частота вращения коленчатого вала зависит от условий эксплуатации, а плотность воздуха – от климатических условий. Так, с увеличением температуры окружающей среды и высоты над уровнем моря плотность воздуха уменьшается.

Коэффициент наполнения характеризует качество газообмена в двигателе и на часовой расход топлива влияет прямо пропорционально. Изменение этого коэффициента находится в зависимости от множества других факторов, преимущественно конструкционных и технологических.
Улучшается топливная экономичность также при применении электронной системы зажигания, установке микропроцессоров для оптимизации регулирования состава смеси и опережения зажигания, использовании системы непосредственного впрыскивания бензина.

Для повышения топливной экономичности все более широкое распространение получает применение наддува и охлаждения нагнетаемого воздуха как в дизельных, так и в бензиновых двигателях. В результате применения наддува при неизменной максимальной мощности двигателя можно уменьшить удельные расходы на частичных нагрузках, что позволяет экономить до 10% топлива. Кроме того, при этом увеличивается запас крутящего момента, что также благоприятно сказывается на топливной экономичности.

Полную массу автомобиля желательно снижать путем уменьшения его собственной массы (т. е. без уменьшения грузоподъемности). Это можно осуществить путем рациональной компоновочной схемы автомобиля, широкого применения прогрессивных облегченных и высокопрочных материалов, создавая равнопрочные конструкции при меньшей массе.
Снижение массы автомобиля дает существенную экономию топлива, поскольку масса влияет и на силу сопротивления качению колес, и на инерционные силы, и на силы, возникающие при преодолении подъемов. Для сравнения: при уменьшении массы грузового автомобиля на 10% экономия топлива может достигать 5…6% (для дизелей) и 6…8% (для карбюраторных двигателей), а при движении по горным дорогам экономия топлива может достигать 10%.

Положительный эффект для топливной экономичности может быть получен использованием автопоездов вместо одиночных грузовых автомобилей. Масса прицепа существенно меньше массы автомобиля-тягача, а их грузоподъемность примерно одинакова. В результате общая масса автопоезда из тягача с прицепом будет меньше массы двух грузовых автомобилей при одинаковой производительности.
Использование автопоездов позволяет существенно снизить удельный расход топлива на единицу выполненной транспортной работы.

Оптимизация параметров трансмиссии позволяет получить экономию топлива до 10…15% без потери производительности автомобиля. Потери энергии на трение в узлах трансмиссии снижаются путем улучшения качества обработки трущихся поверхностей и улучшения условий смазки, особенно в зимнее время, когда повышается вязкость смазочного материала, снижая КПД трансмиссии.



Сопротивление качению зависит от величины сил внутреннего трения в шине колеса, а эти силы увеличиваются с ростом толщины протектора шины. Однако толщина протектора напрямую влияет на срок службы шины, поэтому конструкторам приходится изыскивать пути снижения толщины протектора без ущерба надежности и сроку службы покрышки. Так, шины с радиальным расположением корда оказывают меньшее сопротивление качению, чем диагональные шины. Положительно влияет на снижение сопротивления качению применение металлокордного бреккера.
Значительный перерасход топлива вызывает снижение давления воздуха в шинах и неправильно выбранный режим движения.

Инерционное сопротивление наиболее существенно при интенсивном разгоне автомобиля на низших передачах, где ускорение разгона наибольшее. Так, например, составляющая расхода топлива, обусловленная сопротивлением инерции, при разгоне автопоезда с дизелем (полная масса 28 т) с места составляет 21%, а при разгоне в интервале от 40 до 90 км/ч – до 5%. Снизить эту составляющую можно за счет уменьшения полной массы автомобиля.

Повышение топливной экономичности автомобиля достигается не только путем совершенствования подвижного состава, но и улучшением состояния дорог. Так, при ухудшении профиля дорожного покрытия от асфальтобетонного до булыжного, скорость грузового автомобиля снизится примерно на 35…40%, а расход топлива увеличится на 30…40%.
В горных и городских условиях существенное влияние на расход топлива оказывают повороты дорог, частые переключения передач с высших на низшие, что отрицательно сказывается на топливной экономичности. Характерно, что городские маршруты влияют на расход топлива даже больше, чем в горной местности.

Стиль вождения автомобиля тоже влияет на его экономичность. Это проявляется в том, что каждая случайная остановка автомобиля ухудшает его экономичность, поскольку влечет пуск двигателя и разгон на низших передачах. Увеличение расхода топлива вызывают интенсивное торможение, работа двигателя на холостом ходу при стоянке автомобиля, неправильное переключение передач при разгоне, неправильное использование выбега (движение накатом). При разгонах передачи должны переключаться с возрастающей частотой вращения коленчатого вала и уменьшением времени разгона на каждой передаче.
Показательно, что пятидневное обучение малоопытных водителей экономичному вождению автомобиля позволяет добиться экономии топлива не менее, чем на 5%, а месячные курсы – до 15…25%.

Для облегчения выбора оптимальных режимов работы двигателя и автомобиля используются электронные устройства, которые либо сами осуществляют управление двигателем и трансмиссией, либо выдают информацию, на основе которой водитель может принимать решение об оптимизации режима движения. Так, в настоящее время широкое распространение получают устройства «Стоп-старт», автоматически выключающие двигатель при переходе на холостой режим во время стоянки, и запускающие двигатель при нажатии водителем на педаль подачи топлива.

Техническое состояние автомобиля существенно влияет на непроизводительные энергетические затраты, вызывая повышение расхода топлива. Наиболее значительное влияние оказывают неисправности двигатели, особенно – системы питания.
К неисправностям шасси, негативно влияющим на расход топлива, относятся неправильная регулировка зубчатых колес главной передачи, радиально-упорных подшипников и тормозных механизмов, снижение давления воздуха в шинах, неправильно отрегулированное схождение колес. Эти неисправности могут привести к увеличению расхода топлива на 10…20%.

***

Нормы расхода топлива



Главная страница

  • Страничка абитуриента

Специальности
  • Ветеринария
  • Механизация сельского хозяйства
  • Коммерция
  • Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Учебные дисциплины
  • Инженерная графика
  • МДК.01.01. «Устройство автомобилей»
  • Карта раздела
  • Общее устройство автомобиля
  • Автомобильный двигатель
  • Трансмиссия автомобиля
  • Рулевое управление
  • Тормозная система
  • Подвеска
  • Колеса
  • Кузов
  • Электрооборудование автомобиля
  • Основы теории автомобиля
  • Основы технической диагностики
  • Основы гидравлики и теплотехники
  • Метрология и стандартизация
  • Сельскохозяйственные машины
  • Основы агрономии
  • Перевозка опасных грузов
  • Материаловедение
  • Менеджмент
  • Техническая механика
  • Советы дипломнику

Олимпиады и тесты
  • «Инженерная графика»
  • «Техническая механика»
  • «Двигатель и его системы»
  • «Шасси автомобиля»
  • «Электрооборудование автомобиля»

Топливная экономичность автомобиля

Оценочные показатели. Основной показатель топливной экономичности автомобиля — путевой расход топлива — расход, отнесенный к пройденному расстоянию. В нашей стране расстояние 100 км принято эталонным. Таким образом, размерность показателя топливной экономичности следующая: л/100 км.

Удельный расход топлива — это путевой расход топлива с учетом массы перевезенного груза (пассажиров), л/(т • 100 км).

Государственные стандарты и Правила ЕЭК ООН устанавливают следующие оценочные показатели топливной экономичности автомобиля:

  • • контрольный расход топлива (КРТ);
  • • расход топлива в магистральном ездовом цикле на дороге (РТМЦ);
  • • расход топлива в городском ездовом цикле на дороге (РТГЦд);
  • • расход в городском цикле на стенде (РТГЦ);
  • • топливная характеристика установившегося движения (ТХ);
  • • топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге (ТСХ);
  • • удельный контрольный расход топлива для грузовых автомобилей (УКРТ).

Приведенные оценочные показатели топливной экономичности не нормированы. Они используются для сравнительной оценки автомобилей. Условия испытаний по определению топливной экономичности регламентируются стандартами.

КРТ определяют для всех видов автомобилей, как правило, при двух (в диапазоне 40… 120 км/ч) регламентируемых скоростях движения по прямой горизонтальной дороге на высшей передаче. Для различных категорий автотранспортных средств установлены свои скорости движения при испытаниях. КРТ приводят в документации на автомобиль в качестве оценочного.

РТМЦ измеряют для всех категорий автотранспортных средств, кроме городских автобусов, при движении по измерительному участку с соблюдением заданных режимов движения: разгон, торможение,

Рис. 96. Магистральный цикл испытаний автомобиля на топливную экономичность

равномерное движение, переключение передач. Пример карты цикла приведен на рис. 96.

РТГЦд определяют для автотранспортных средств всех категорий, кроме магистральных автопоездов, междугородных и туристских автобусов, по методике измерения РТЦМ. Отличие состоит в режиме движения, определяемого картой цикла.

РТГЦ определяют только для автомобилей, вес которых (7а

ТХ и ТСХ представляют собой графики (рис. 97) зависимости расхода топлива Qs от скорости в заданных дорожных условиях. Зависимость ТХ строят по результатам измерений при установившемся движении на высшей передаче по горизонтальной дороге. А характеристику ТСХ получают при движении по холмистой магистральной дороге с заданным профилем. Эта характеристика строится для магистральных автопоездов, междугородных и туристских автобусов в зависимости от допустимой скорости удоп при движении по специальной скоростной дороге с вероятностным распределением уклонов и некоторыми дополнительными условиями.

УКРТ грузового автомобиля предназначен для сравнительной оценки автомобилей по топливной экономичности. Его определяют при движении автомобиля с установившейся скоростью 60 км/ч на горизонтальной дороге с твердым покрытием.

Расчет топливной экономичности. Топливную экономичность автомобиля строят по предложенной Е.А. Чудаковым зависимости Qs =Л va) (рис. 98) при движении с постоянной скоростью по дорогам с разным коэффициентом сопротивления.

При тяговом расчете находят путевой расход топлива Qs, который по определению представляет собой расход топлива на 100 км пути, л/100 км. Чтобы рассчитать расход топлива Qs, необходимого для преодоления пути длиною 100 км, следует часовой расход топлива

Рис. 97. Топливная характеристика установившегося движения (а) и топливно-скоростная характеристика при движении по магистрально-холмистой дороге (б)

Рис. 98. Топливно-экономическая характеристика

двигателем GT умножить на время t, за которое автомобиль пройдет 100 км:

После замены получим

где GT, ge — часовой и удельный расход топлива в данных условиях по нагрузке и дорожным условиям; Ne — эффективная мощность двигателя, необходимая для перемещения автомобиля в данных условиях по нагрузке и дорожным условиям; va — скорость автомобиля.

Удельный расход топлива в соответствии с определением будет равен

Чтобы учесть при расчете топливной экономичности автомобиля работу с неполной загрузкой двигателя и с разным скоростным режимом, необходимо иметь соответствующие зависимости (рис. 99, а), отражающие удельный расход топлива на частичных нагрузочных и скоростных режимах. Их получают из нагрузочной и внешней скоростной характеристик.

Существуют и другие способы коррекции ge. Так, И.С. Шлиппе предложил формулу

где gN — удельный расход топлива при максимальной мощности; кх — коэффициент, учитывающий загрузку двигателя; кш — коэффициент, учитывающий скоростной режим работы двигателя.

Для определения коэффициентов, входящих в эту формулу, используют графики (рис. 99, б), также предложенные И.С. Шлиппе.

Эффективную мощность двигателя, необходимую для подстановки в формулу (131), определяют как сумму

Каждую из составляющих этой суммы рассчитывают по рассмотренным ранее зависимостям для конкретных условий работы автомобиля.

Характеристики строят в координатах Как видно из

рис. 98, путевой расход топлива зависит от скорости движения автомобиля и дорожных условий, характеризуемых коэффициентом ц/. Каждым дорожным условиям соответствует свой минимум Qs. Чем хуже дорога, тем больше сила сопротивления качению и составляющая Л/Д133), тем меньшей скорости автомобиля соответствует минимальный расход топлива. Наряду с этим, при движении с меньшей скоростью возрастает время прохождения участка дороги и вследствие этого — расход топлива.

Слева семейство зависимостей на рис. 98 ограничено

минимально устойчивой скоростью движения автомобиля. В общем случае эти скорости различны для разных дорожных условий. Однако условно их принимают одинаковыми и при всех значениях ц/ расчет ведут по comin. Справа и сверху характеристика ограничивается кривой, соответствующей расходу топлива по скоростной внешней характеристике двигателя.

Рис. 99. Графики для определения удельного расхода топлива: а — в зависимости от загрузки по мощности; 6 — коэффициенты к и кш в зависимости от нагрузки и частоты вращения вала двигателя’

Способы повышения топливной экономичности. Известно, что только 24…30% энергии, образовавшейся в результате сгорания топлива в бензиновом двигателе, превращается в эффективную мощность. Из этих 24…30% примерно 10% расходуется на трение в трансмиссии. Таким образом, к ведущим колесам автомобиля подводится около 20…25% энергии сожженного топлива. На легковых автомобилях большого класса общие потери энергии на пути от двигателя к колесам еще выше и, по зарубежным данным, достигают 88%.

Способы повышения экономичности двигателей рассмотрены в курсе теории двигателей внутреннего сгорания. Рассмотрим другие конструктивные параметры и эксплуатационные факторы, определяющие топливную экономичность автомобиля.

Удельная мощность а вто м о б и л я. В соответствии с рис. 100 можно получить оптимальное значение удельной мощности автомобиля, при которой расход топлива будет минимальным. При снижении N = Nemax/Ga (см. рис. 100) относительно оптимального значения расход топлива увеличивается в основном вследствие ухудшения динамичности автомобиля и более частого

Рис. 100. Зависимость расхода топлива автомобилем от его удельной мощности

использования промежуточных ступеней в коробке передач. При увеличении Nyjl относительно оптимального значения расход Qs повышается, потому что двигатели завышенной мощности обладают завышенным часовым расходом топлива. Кроме того, в этом случае двигатель работает с малой нагрузкой, поэтому повышаются относительные механические потери (см. рис. 49), снижается индикаторный КПД двигателя.

При одинаковой мощности двигателей топливная экономичность автомобилей зависит от запаса крутящего момента или коэффициента приспособляемости км. По данным НАМИ, изменение км от 1,07 до 1,13 приводит к увеличению средней скорости на 10% и уменьшению расхода топлива на 7…8%. Это объясняется лучшей приспособленностью двигателя к преодолению временных перегрузок как при установившемся режиме работы, так и при разгоне.

Грузоподъемность автомобиля. На рис. 89 представлен график изменения отношения грузоподъемности автомобиля к его полной массе (тг/та = кг) в зависимости от та. Рисунок показывает, что с увеличением полной массы автомобиля та грузоподъемность повышается в большей степени. Следовательно, по сравнению с автомобилями меньшей грузоподъемности у большегрузных автомобилей из общего количества топлива, затраченного на одну ездку, большая часть используется на перевозку груза и меньшая — на перемещение самого автомобиля (без груза).

Рассмотрим, как изменятся составляющие уравнения баланса мощности (133) при повышении грузоподъемности автомобиля.

Мощность NTp, возрастет, но не прямо пропорционально увеличению грузоподъемности, а с некоторым отставанием. Мощность также увеличится не прямо пропорционально, а в меньшей мере, в соответствии с законом уменьшения коэффициента сопротивления качению при увеличении веса автомобиля (см. п. 2.4, рис. 19).

Мощность практически не должна измениться с увеличением грузоподъемности или может повыситься незначительно.

Коэффициент кш не зависит от грузоподъемности. Габаритные размеры по высоте и ширине, определяющие площадь поперечного сечения, могут быть несколько разными только при сравнении автомобилей малой грузоподъемности с автомобилями высокой грузоподъемности. Габаритные размеры автомобилей большой грузоподъемности ограничены стандартом. Скорости автомобиля можно принять одинаковыми.

Составляющая N,- возрастет прямо пропорционально увеличению полной массы автомобиля та.

Следовательно, перевозки автомобилями большой грузоподъемности более выгодны по соображениям топливной экономичности, если отсутствуют другие ограничения по их применению.

Наибольшая экономия топлива на единицу массы перевозимого груза отмечается при использовании автопоездов. Объясняется это главным образом лучшим использованием массы.

Сопротивление воздуха. Аэродинамическое сопротивление современных автомобилей в несколько раз превышает сопротивление идеальных форм, достигнутых чаще всего в исследовательских целях. Основная причина этого заключается в том, что к форме автомобиля предъявляют много требований, вытекающих из его функционального назначения: вместительный пассажирский салон, определяющий габариты поперечного сечения автомобиля; кузов и различные элементы, которые увеличивают сопротивление воздуха. Большое значение имеет современный дизайн, который не всегда согласуется с хорошими аэродинамическими формами. Расход топлива крупногабаритного автомобиля на преодоление сопротивления воздуха в 3 раза больше, чем малолитражного.

Основные способы снижения сопротивления воздуха следующие. Автомобиль в целом должен быть наклонен вперед на 1…20. В плане передняя часть автомобиля должна иметь некоторое сужение вперед. В боковой проекции капот должен быть покатым. Обращенные вперед кромки и углы на капоте, крыльях, фарах, окантовке ветрового стекла должны быть скруглены, чтобы предотвратить срыв потока воздуха. Задняя часть автомобиля должна быть обтекаемой. Низ кузова должен иметь поддон, закрывающий по возможности выступающие элементы и выполняющий функции экрана.

Снижение коэффициента сопротивления воздуха kw на 10% уменьшает расход топлива примерно на 3% при езде по смешанному циклу и значительно больше — при движении по трассе с большой скоростью. Поэтому если обтекатели, показанные на рис. 82, установлены, то путевой расход топлива снижается существенно.

Сопротивление качению. Установлена эмпирическая линейная зависимость между снижением сопротивления качению и

повышением топливной экономичности, выражающаяся отношением 5:1. Это означает, что уменьшение силы сопротивления качению на 5% снижает расход топлива на 1 %. Основную часть потерь на качение автомобильного колеса составляют гистерезисные потери (до 90%). За последнее время достигнуто существенное снижение сопротивления качению автомобильного колеса за счет следующих основных факторов: применение более легких шин вследствие уменьшения массы автомобилей; повышение давления в шинах; более широкое применение радиальных шин и материалов с меньшими гистерезисными потерями. Благодаря этому достигнут коэффициент сопротивления качению автомобильных шин на дорогах с твердым покрытием 0,007…0,015.

В дальнейшем сопротивление качению будет снижаться также за счет совершенствования конструкции шины и уменьшения гистерезисных потерь в ней, применения новых материалов, снижения массы автомобиля.

Параметры трансмиссии. Помимо механического КПД, основными параметрами трансмиссии, оказывающими влияние на топливную экономичность автомобиля, являются: передаточное число главной передачи; передаточные числа и диапазон передаточных чисел коробки передач; закономерность построения ряда передаточных чисел. При выборе этих параметров стремятся обеспечить наиболее высокие средние скорости движения и наименьшие расходы топлива в тех условиях эксплуатации, для которых автомобиль предназначен. Рассмотрим влияние на топливную экономичность передаточного числа трансмиссии /тр.

На рис. 101 представлена многопараметровая (универсальная) характеристика двигателя, на которой нанесено семейство гипербол г, каждая из которых представляет совокупность произведений Мксод =Ne = const, т.е. это линии постоянной мощности. Другое семейство кривых д — линии постоянного удельного расхода топлива.

На многопараметровой характеристике можно провести линию еж, которая будет охватывать широкий диапазон режимов работы двигателя по мощности, но каждый из этих режимов будет реализован при минимальном удельном расходе топлива. С целью достижения высокой топливной экономичности (лучше бесступенчатой) при изменении нагрузки и при переходе с одной кривой Ne = const на другую передаточное число трансмиссии должно изменяться так, чтобы угловая скорость вала двигателя сод всегда соответствовала точке (зоне) пересечения кривой Ne = const с линией минимального удельного расхода топлива еж.

Рассмотренная схема служит лишь иллюстративным примером. Современные системы на основе микропроцессорной техники позволяют реализовать различные программы согласованного регули-

Рис. 101. Многопараметровая характеристика двигателя

рования скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя и трансмиссии с целью достижения высокой топливной экономичности автомобилей.

Следует иметь в виду, что движению автомобиля на прямой передаче соответствует КПД трансмиссии примерно на 4% выше (КПД двух шестеренчатых пар, находящихся одновременно в зацеплении), чем КПД при движении на остальных передачах. Поэтому из соображений топливной экономичности целесообразно применять коробки передач с прямой высшей передачей, так как 85…90% времени автомобиль работает на высшей передаче.

Правила эксплуатации. Как отмечено выше, в целях экономии топлива всегда выгоднее перевозить грузы большегрузными автомобилями, потому что топливная экономичность заметно повышается при увеличении полезной нагрузки. В эксплуатации это можно достигнуть также применением автопоездов.

Существенно большей экономичностью обладают автомобили с дизелями по сравнению с автомобилями, оснащенными бензиновыми двигателями.

Техническое состояние автомобиля влияет на силу сопротивления качению и сопротивление воздуха, а следовательно, и на удельный расход топлива. Способы снижения сопротивления воздуха проана

лизированы ранее. Сопротивление качению зависит главным образом от давления воздуха в шинах и состояния протектора. Важно, чтобы давление воздуха в шинах по осям было одинаковым и соответствовало инструкции завода-изготовителя.

На топливную экономичность карбюраторного двигателя влияет уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, угол опережения зажигания, зазоры в прерывателе, состояние свечей, фазы газораспределения, тепловой режим эксплуатации.

Выбор режима движения. Расход топлива существенно зависит от умения водителя выбрать экономичный режим работы двигателя в данных дорожных условиях, а также использовать кинетическую энергию разгона при движении под уклон для преодоления подъемов. Из условий экономии топлива можно рекомендовать следующие приемы вождения автомобиля:

  • • на горизонтальном участке дороги соблюдать скорость движения на 25% ниже максимальной;
  • • средняя частота вращения вала двигателя должна быть на 30.. .40% ниже номинальной;
  • • по возможности использовать более высокие передачи;
  • • обеспечивать равномерное движение автомобиля без резких разгонов и торможений;
  • • по возможности реже переключать передачи и использовать тормоза.

Поскольку экономичность двигателя всегда выше в режиме работы, соответствующем большой загрузке по крутящему моменту при низкой частоте вращения коленчатого вала, то целесообразно как можно раньше включать высокую передачу.

Расход топлива автомобилей

индикатор расхода топлива на автомобиле Honda Airwave1920-e гг. Рекламный плакат компании «Фоден». Заявляется, что паровой грузовик этой компании имеет расход топлива измеряемый как 1 фунт угля на тонно-милю при полной нагрузке (то есть приблизительно 210 кг угля на 100 км)

Расход топлива автомобиля, точнее удельный расход топлива автомобиля — количество израсходованного автомобилем топлива. Обычно приводится к пройденному расстоянию; для специальной техники на автомобильной базе также может определяться часовой расход топлива. На фактический расход влияют в том числе качество топлива и условия поездки, поэтому для сравнения эти параметры нормируются.

В настоящее время является одной из важных характеристик автомобиля и его двигателя, в первую очередь, в странах Европы и развитых странах других частей света. На протяжении всей истории производства автомобилей производителями всего мира решается проблема снижения расхода топлива. После «нефтяного кризиса» начала 70-х годов XX века, вследствие резкого подорожания нефти и нефтепродуктов, удельный расход топлива автомобилем стал одной из важнейших характеристик при выборе автомобиля покупателем.

В настоящее время государственные структуры большинства развитых стран оказывают давление как на автопроизводителей, так и на национальные рынки с целью стимуляции к разработке, производству и покупке как можно более экономичных автомобилей. (Зачем, если это давление уже оказывают покупатели?)

В целом можно уверенно заявить, что почти все элементы конструкции современного автомобиля оказывают влияние на расход топлива. Начиная от эффективного двигателя, правильно подобранных передаточных отношений трансмиссии, далее — масса автомобиля, коэффициент его аэродинамического сопротивления, энергопотребление дополнительного оборудования, шины с низким сопротивлением качению; заканчивая применением масел, имеющих меньшие потери при перемешивании и снижающих трение, и даже такими ухищрениями, как регулировка тока топливного насоса, чтобы подавал именно нужное количество топлива в двигатель, а не гонял топливо «по кругу», соответственно, тратил меньше энергии на свою работу.

К тому же, одним из важнейших источников расхода топлива является торможение автомобиля: обычно вся кинетическая энергия движения автомобиля, на создание которой (разгоном) было израсходовано топливо, переводится в тепло при торможении, и рассеивается в пространстве. Именно этот факт вызвал к жизни создание и успешные продажи гибридных автомобилей, которые имеют главное достоинство перед обычными — рекуперацию энергии при торможении автомобиля, её возвращение для следующего разгона.

Человеческий фактор тоже немаловажен: «агрессивный» автомобиль, «подталкивающий» водителя к излишне активной езде, в практике будет расходовать топлива заметно больше, чем автомобиль со «спокойным» характером, несмотря на то, что первый может быть даже экономичнее второго при испытаниях в стандартизированных условиях.

Единицы измерения

Обычно измеряется как:

  • объём топлива, израсходованного автомобилем при прохождении заданной дистанции. Широко распространено в странах с метрической системой мер, где расход измеряется в литрах на 100 км пробега автомобиля (л/100 км). Чем значение меньше, тем экономичней автомобиль;
  • дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива. Широко используется в странах с английской системой мер, где расход измеряется как количество миль, которое автомобиль может проехать на одном галлоне (британском или американском) топлива (миль / галлон, miles per gallon (MPG)). В Индии, Японии, Южной Корее экономичность измеряют в км на литр топлива. Чем значение больше, тем экономичней автомобиль.

Формула пересчёта:

  • литр/100 км = 282,48 / галлон (для британского галлона);
  • литр/100 км = 235,21 / галлон (для американского галлона).

Метрическая система/Дистанция, при прохождении которой автомобиль израсходует заданный объём топлива (красная кривая — на базе английского галлона, синяя кривая — на базе американского галлона)

Особенности подсчёта

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 января 2012 года.

Ранее расчет расхода топлива определялся при проведении заводских испытаний водителями-профессионалами при дорожных испытаниях на специальных треках, сейчас на части автозаводов этот метод сохранен, но применяется для выборочного контроля расхода топлива выпускаемыми автомобилями, проверка определяется внутризаводскими ТУ (техническими условиями), и обычно не публикуется.. . С возрастанием требований рынка была разработана методика промышленных стандартизированных испытаний, проводящихся на стендах. Эта методика позволила исключить какие-либо субъективные влияния и отличается высокой воспроизводимостью результатов.

Методика измерений расхода топлива и выбросов CO2 документально определяется Директивами EC 715/2007 и EC 692/2008.

Для более точных подсчётов выделяют специальные циклы, подробное описание циклов имеется в выше упомянутых Директивах.:

  • «городской» цикл — характеризуется большей интенсивностью изменения скорости автомобиля, в том числе необходимостью прогрева, работой двигателя во время стоянки на светофорах и в «пробках», а также разгонами и резкими сбросами скорости до нуля. Как следствие, повышенный расход топлива;
  • «загородный» цикл — характеризуется большей плавностью хода и стабильно удерживаемой скорости, близкой к крейсерской. Следствие: относительно низкий расход топлива;
  • «смешанный» цикл — является комбинацией условий, когда используются и резкий «городской», и спокойный «загородный» стили вождения. Причём, не обязательно, чтобы «загородная» часть цикла осуществлялась вне города: главное — сохранение манеры езды как при «загородном» цикле.

Во время испытаний автомобиль находится в помещении испытательной лаборатории, на мощностном стенде — колеса автомобиля крутят барабаны стенда, автоматика (ранее водитель-испытатель) четко выполняет циклы разгона-равномерного движения-торможения. Анализ расхода осуществляется на основе анализа выхлопных газов (в некоторых модификациях теста в топливную магистраль врезается аппаратный расходомер).

Головное освещение, вообще все дополнительные электрические нагрузки, кондиционер и прочее выключены, автомобиль полностью исправен и обслужен, в бак залито эталонное топливо, сопротивление воздуха отсутствует.

Следует отметить, что публикуются именно эти данные, так как они могут быть в любой момент подтверждены на испытательном стенде. Эти данные позволяют объективно сравнивать между собой разные автомобили, или автомобили разных модификаций и т. п. Получив на этих испытаниях результат, что автомобиль «А» на 20 % экономичнее автомобиля «Б», мы вправе рассчитывать, что в реальной эксплуатации соотношение расхода топлива у «А» и «Б» будет близким (не учитывается, например, разная аэродинамика корпусов).

Но при всем при этом указанные нормативы EC 715/2007 и EC 692/2008 (а именно их указывают Производители автомобилей) ни в коей мере не могут быть нормами практического, эксплуатационного расхода или списания топлива при бухгалтерском учете. Для целей списания топлива при эксплуатации автомобилей в России используются периодически переиздаваемые документы Минтранса РФ, и/или другие ведомственные акты (например, для военных — соответствующий приказ министра обороны и т. п.)

Факторы, влияющие на расход топлива

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 января 2012 года.

На расход топлива влияют много факторов, в том числе и случайные. Основные причины нежелательного повышения расхода:

  • в первую очередь стиль вождения автомобиля и особенности его эксплуатации, агрессивная манера вождения (высокая скорость и резкие ускорения автомобиля), недостаточная дистанция (провоцирующая частые торможения), неверный выбор режима движения (например, движение на неоптимальной передаче);
  • современный автомобиль, оснащенный катализатором в выхлопной системе, имеет высокоточную систему дозировки топлива, с обратной связью по составу выхлопных газов: неисправности двигателя и его систем могут сделать неэффективной и неточной эту систему дозировки, вызвать неполное сгорание топлива, а также снизить коэффициент полезного действия собственно двигателя. Но надо отметить, что нарушения системы дозирования топлива отслеживаются встроенными в автомобиль средствами диагностики и в случае не соответствия параметров включается сигнал о неисправности (это одно из требований экологического законодательства);
  • повышенное сопротивление движению (неисправности трансмиссии, неверные углы установки колес, низкое давление в шинах, заклинившие тормоза, загруженность автомобиля, сопротивление воздуха негабаритным грузом или оборудованием, наличие прицепа).

Залогом наименьших затрат на топливо будут являться исправное техническое состояние автомобиля, выбор оптимального режима движения, опыт водителя. Другие немаловажные факторы:

  • аэродинамика
  • передаточные числа трансмиссии (отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей КПП или редуктора)
  • снаряжённая масса

Нормирование расхода топлива

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 января 2012 года.

Транспортные организации и компании устанавливают предельно-допустимый уровень потребления топлива при эксплуатации транспортных средств. При этом различают базовый уровень расхода и расчётно-нормативный уровень расхода. Базовый уровень расхода топлива определяется для транспортного средства по стандартной методике и устанавливает норму расходования при обычных условиях использования. Расчётно-нормативный уровень расхода учитывает конкретные условия эксплуатации транспортного средства, а также другие факторы, в частности, ремонт. При этом, в состав норм не включаются расходы топлива на гаражные, технические и другие хозяйственные нужды, которые устанавливаются отдельно.

Распространены следующие виды норм:

  • норма расхода на 100 км пробега;
  • норма расхода на 100 тонно-километров (учитывает дополнительный расход топлива, при перевозке груза);
  • норма расхода в зависимости от категории транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой, автобус и т. д.);
  • норма расхода в зависимости от вида двигателя (бензиновый, дизельный, газ).

Для корректного учёта всевозможных факторов эксплуатации вводят поправочные коэффициенты.

Нормы расхода топлива повышаются:

  • при работе в зимнее время в южных и северных районах страны, а также в районах Крайнего Севера;
  • при работе в горных местностях, в зависимости от высоты над уровнем моря;
  • при работе на автодорогах со сложным планом (не менее 501 поворота на 100 км пути);
  • при работе в городах, в зависимости от количества населения;
  • при перевозке крупногабаритных, опасных и т. п. грузов;
  • при работе на новых автомобилях или на автомобилях после капитального ремонта;
  • при работе в тяжелых дорожных условиях (снег, наводнения, распутица и т. п.);
  • при учебной езде;
  • при использовании кондиционера в салоне;
  • другие условия.

Удельный расход топлива

В автомобильном мире удельный расход топлива как правило обратно пропорционален утяжелению машины. Оптимальнее всего разделить расход топлива на вес. Допустим Honda Dio со снаряженным весом в 60 кг потребляет 2 л/100 км, что получается 33 л/100 км на тонну. В то же время тепловоз 2ТЭ116 расходуя примерно 400 л/100 км способен буксировать состав общим весом в 10 килотонн + 276 тонн собственного веса: то есть на 1 литр расходуемого топлива приходится 25690 кг веса. Избегая подобных крайностей приведём несколько средних примеров.

марка / модель снаряженная / полная масса
кг
средний расход
л / 100 км
удельный расход
на тонну общего веса
мощность
л.c.
VW Tiguan 1500 / 2100 6.0 3.5 175
IVECO Trakker 4×8 12000 / 52000 40.0 0.8 500
ГАЗель-Next 1900 / 3500 9.5 2.714 120
Mercedes-Benz R172 1435 / 1885 10.0 5.3 204
БелАЗ-75710 360000 / 810000 1300.0 1.6 4664

Контроль расхода топлива

График, демонстрирующий факт хищения топлива

В связи с массовыми хищениями топлива в транспортных организациях и компаниях, остро стоит вопрос по контролю над его надлежащим расходованием. Для устранения растрат топлива, помимо жесткого нормирования расхода, широко используются технические методы контроля. Например, применяются датчики уровня топлива по изменению уровня в баке или по измерению проходящего топлива в топливной магистрали двигателя. Часто они являются составляющей частью систем мониторинга транспорта, которые позволяют операторам удалённо вести контроль как за местонахождением транспортных средств, так и за показанием датчиков. Современные высокоточные датчики топлива позволяют достичь точности в показаниях до +/- 1 %, что намного превышает точность штатных бортовых систем.

Учёт расхода топлива

Современные автопроизводители рекомендуют осуществлять письменный учёт расхода топлива. Для контроля расхода топлива можно вести бортжурнал. Это несложно, но непременно принесет выгоду. Так вы сможете своевременно выявлять любые изменения (как положительные, так и негативные) и принимать соответствующие меры. В случае значительного повышения расхода топлива вы должны задуматься о том, как, где и при каких обстоятельствах автомобиль использовался во время данного не оптимального расхода.

> См. также

  • Часовой расход топлива самолётов
  • Спутниковый мониторинг транспорта
  • FMS

Примечания

  1. Приказ МВД РФ от 25 мая 1998 г. N 314 «Об утверждении норм расхода топлива на автомобильном транспорте, на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и нормативов по расходу смазочных материалов»
  2. Škoda Octavia — production period 11/2010-04/2011 — Owner’s manual (недоступная ссылка). new.skoda-auto.com. Дата обращения 25 декабря 2011. Архивировано 19 сентября 2016 года.

Ссылки

  • Определение расхода топлива по методу ARDC (Autoreview Driving Cycle, ездовой цикл Авторевю)
  • Расход топлива автомобилей — статистика по реальному расходу топлива
  • Онлайн калькулятор — расхода топлива
  • Счетчики контроля расхода топлива — счетчики и датчики контроля расхода топлива
  • Контроль расхода топлива — методика проверки расхода топлива автомобиля