Асферическое зеркало заднего вида

Зеркало заднего вида

Наружное зеркало заднего вида.

Зе́ркало за́днего ви́да — зеркало, установленное на транспортном средстве и позволяющее водителю видеть происходящее сзади.

На автомобилях и мотоциклах наличие зеркал заднего вида является обязательным.

Автомобили

На современных автомобилях обычно устанавливают три зеркала заднего вида: одно в салоне над ветровым стеклом, и два снаружи на передних дверцах — слева и справа.

Marmon model 32

Первый известный случай использования установленного на автомобиле зеркала заднего вида относится к 1911 году, когда оно появилось на участвовавшем в гонках 500 миль Индианаполиса автомобиле Marmon Model 32 Wasp под управлением Рея Харруна и Сайруса Хатчке. Тем не менее, уже задолго до этого водители пользовались обычными карманными зеркальцами, удерживаемыми в руках, что упомянуто, например, в английской книге «Женщина и автомобиль» (The Woman and the Car) 1906 года.

Лимузин «Империал» с двумя зеркалами заднего вида на крыльях (США, 1958 год). Справа — пульт регулировки наружных зеркал заднего вида (джойстик и переключатель L — R).

На старых автомобилях (выпуска до 1950-х — 1960-х гг., а в СССР, с характерной для страны низкой плотностью транспортного потока, — и до 1970-х годов) устанавливали только одно внутреннее зеркало; в 1950-х гг. появилось наружное зеркало со стороны водителя, а несколько позже и со стороны, противоположной водителю.

Салон «Плимута» 1958 года с зеркалом заднего вида на панели приборов. Сложенное зеркало заднего вида с указателем поворота. Nissan Prairie, на задней двери — зеркало, облегчающее движение задним ходом при парковке.

Штатное место салонного зеркала заднего вида — потолок машины над лобовым стеклом. Тем не менее, иногда, особенно на низких спортивных машинах, салонное зеркало заднего вида располагали снизу, на панели приборов. Такое расположение его было характерно, к примеру, для продукции «Крайслера» конца пятидесятых — начала шестидесятых годов. Недостатком такого расположения было то, что сидящие сзади пассажиры практически лишали водителя обзора назад. Салонные зеркала заднего вида имеют двойное отражающее покрытие, переключатель «день — ночь» позволяет избежать ослепления водителя ночью от света фар идущего сзади автомобиля.

Также в своё время можно было встретить наружные зеркала, установленные не на дверцах, а на передних крыльях, вдалеке от салона. Эта мода возникла в США в середине 1950-х годов одновременно с пиком моды на панорамные лобовые стёкла, через которые были хорошо видны крылья автомобиля, что в теории улучшало обзорность — водитель мог наблюдать за боковыми зеркалами заднего вида непосредственно через лобовое стекло, не пересекая взглядом его стойки. Однако сложность регулировки расположенных на крыльях зеркал, при высокой стоимости в те времена дистанционного привода, а также достаточно специфическая внешность автомобилей с таким расположением зеркал, не позволили широко распространиться этому течению. Особую популярность оно завоевало в Японии, где автомобили с заводской установкой зеркал на крыльях выпускались вплоть до 2000-х годов. Использовалась эта система и в СССР, например самые ранние предсерийные «Волги» ГАЗ-24 имели два зеркала заднего вида, расположенные на передних крыльях примерно посередине. Впоследствии для седана оставили одно зеркало, более удобно расположенное на двери, а два боковых стали устанавливать исключительно на универсалы, причём основное располагалось всё же на двери, а дополнительное — на правом крыле. Так же был организован обзор назад и на лимузинах «Чайка» ГАЗ-14, а также фургонах на базе «Москвичей». Сегодня фактическим стандартом де-факто для современных автомобилей являются два зеркала заднего вида, расположенные на дверях и имеющие регулировку изнутри салона при помощи тросиков или электропривода.

На автомобилях, использующихся для обучения езде, устанавливаются дополнительные зеркала заднего вида для инструктора.

Зеркала заднего вида, устанавливаемые на дверях, могут складываться при столкновении с препятствием или принудительно, вручную или от электропривода, в том числе при постановке машины на охранную сигнализацию.

Опцией являются встроенные в наружные зеркала повторители указателей поворота.

В последнее время на автомобилях в дополнение к зеркалам всё чаще устанавливают видеокамеры, передающие сигнал на экран на приборной панели, что позволяет значительно улучшить обзор (в частности позволяет избавиться от «мёртвых зон»).

Микроавтобусы, автомобили-универсалы, грузовые автомобили могут иметь зеркала, установленные над передним или задним бампером, помогающие при маневрировании.

Мотоциклы, мопеды, велосипеды, пешеходы

На мотоциклах, мопедах и велосипедах зеркала устанавливают на ручках руля — либо с обеих сторон, либо только со стороны, противоположной тротуару.

Существуют также зеркала заднего вида для велосипедистов и мотоциклистов, которые прикрепляются к очкам или шлему.

Есть также очки с зеркалами заднего вида для пешеходов.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 21 марта 2015 года.

Автомобильные зеркала — полезная информация.

Разберёмся с существующими разновидностями зеркал автомобилей.

Без исключения все автовладельцы прекрасно понимают, насколько важны зеркала для автомобиля.Зеркальные элементы автомобиля предназначены для обеспечения комфорта во время езды,для обзора обстановки сзади машины.
Тем самым создавая безопасность движения напрямую зависящую от их наличия и правильной установки.

На заре автомобильной эры в машине устанавливались лишь зеркала в салоне,первые автомобильные зеркала заднего вида начали появляться лишь в 1911 году. Следующий шаг в прогрессе обеспечения безопасности — установка боковых зеркал.

Типичная современная машина сейчас оснащена тремя зеркалами — два боковых и одно салонное.

Расположение и предназначение салонного зеркала.

Салонное зеркало стандартно устанавливается в верхней части лобового стекла.

Оно помогает водителю ориентироваться при парковке задним ходом.

Благодаря ему можно видеть автотранспорт,при движении находящийся сзади.

Но оно не позволяет делать обзор места, которое находится внизу за машиной.

Боковые зеркала помогают при перестроение на дороге, на поворотах и при парковке автомобиля задним ходом.

Но наличие всех зеркал в машине не могут в полной степени обеспечить панораму со всех сторон, всегда существуют определенные слепые или мертвые зоны обзора для водителя.

Обозначенные зоны входящие в обзор водителя и те которые не входят.

Следует не забывать что зеркала для автомобилей бывают левосторонние и правосторонние.

Многие водители не обращают внимание на данный момент,совершая при этом ошибку.

Устанавливая правостороннее зеркало слева,которое намного уменьшает необходимую зону обзора.

Автомобильные зеркала можно также подразделить на категории по форме;плоские,асферические и сферические.

Боковые плоские зеркала,которые снимают искажение,убавляют мертвую зону обзора со стороны водителя.

Отличия между плоским и асферическим зеркалом заднего вида.

Асферические и сферические тем самым способны умножать угол обзора для водителя, но могут немного искажать видимую им картинку.

Боковое зеркало,расположенное на противоположной стороне от водительского места,всегда имеет сферический тип.

Который немного уменьшает видимость,но к такому положению легко можно приспособиться.

Современные автомобильные зеркала стали непростым устройством,многие из них даже оснащены электронной частью.Которая в первую очередь направлена на регулировку угла видимости,а смонтированное и запрограммированное электрическое дистанционное складывание.Способно его предохранить от возможных повреждений при стоянке.

Также сегодняшние зеркала производят с функцией обогрева,которая подсушивает их в слякотную погоду и аналогично помогая бороться с зимним обледенением поверхности зеркала.

Оповещает водителя в случае нахождения в заде идущего автомобиля в слепой зоне.

Или же оснащаются датчиками слепых зон,при входе идущего сзади автомобиля.Попав в такую зону происходит немедленное оповещение водителя миганием светового элемента на корпусе зеркала.

Многие зеркальные элементы оснащены тонировкой во избежание ослепления водителя во время ночного движения.Происходит так как,идущий автомобиль сзади зачастую при приближении с включёнными фарами попадает лучами на боковые и салонное зеркала.Отражаясь свет определённым образом попадает прямо в глаза.

Боковые зеркала нередко имеют встроенные повторители поворотных указателей из светодиодных элементов.

При этом зеркала остаются и являются без спорно неотъемлемо важной частью конструкции автомобиля.Значительно помогая водителю осуществлять манёвры,тем самым сохраняя безопасную окружающую обстановку дорожного движения.

Настройка зеркал: Исключаем «зоны нулевой видимости»

Водителю ежедневно приходится совершать огромное количество маневров. Незаменимыми помощниками в этих действиях становятся зеркала. Их правильная настройка позволит водителю получить наиболее полную информацию о сложившейся ситуации и принять верное решение при выполнении маневра, ибо она исключает «мертвые зоны», усложняющие обзор.

Перед настройкой всех трех зеркал (двух боковых и единственного внутри салона) водитель должен принять удобное положение, в котором ему будет комфортно вести автомобиль. Настройку необходимо осуществлять, не меняя выбранного положения.

Настройка зеркала внутри салона:

Правильно отрегулированным считается зеркало, центр обзора в котором совпадает с центром заднего стекла. При такой настройке получается панорамный обзор трассы позади автомобиля.

Настройка боковых зеркал:

Боковое зеркало должно открывать водителю обзор части своего автомобиля. Кроме того, в зеркале должны отражаться дорога и обочина позади машины вместе с участниками движения.

Существуют некоторые особенности при настройке боковых зеркал:

• в зеркале обязательно должен быть виден бок собственного автомобиля, отражение должно занимать 1-2 см площади зеркала;

• по нижней части зеркала должна проходить линия горизонта;

• основная площадь зеркала отводится под отражение части дороги позади автомобиля: в правом зеркале справа от водителя, в левом – слева;

Ни в коем случае нельзя настраивать зеркало так, чтобы боковая часть транспортного средства не отображалась. Это затруднит правильную оценку обстановки в привязке к своему автомобилю.

Идеально настроенные зеркала – это безопасность при совершении маневров на трассе! Сделайте свою поездку максимально спокойной! Удачной дороги!

Смотреть видео урок по правильности настройки зеркал заднего вида.

Для чего нужна вертикальная черта на водительском зеркале?

Современные автомобили развиваются настолько быстро, что вовремя уследить за техническими новшествами практически не представляется возможным. И если наши отечественные автомобили могли выпускаться более 30 лет практически ничего не меняя, то немецкие или японские производители двигались уверенно семимильными шагами.

Если вы обращали внимание на боковые зеркала заднего вида, то скорее всего могли замечать, что на водительском зеркале есть вертикальная черта, чаще всего выполненная в виде пунктирной линии, которая отделяет примерно 1/4 от общей площади зеркального элемента.

На отечественных машинах такое встретить нельзя, а вот для иномарок даже конца 90-х годов это наблюдалось довольно часто. Если вы начнёте искать информацию по этому поводу в сети, то можете прочитать немало различных версий, и самая распространённая у многих водителей — обогрев зеркального элемента.

Причём, так говорят именно те автовладельцы, к которых нет машины с такой «фишкой». Но в данном случае эта версия ошибочна, и ниже будет подробно рассказано о назначении этой полоски с наглядной демонстрацией как это всё работает.

Так в чём же сущность этой полосы?

Если вы внимательно посмотрите на поверхность зеркального элемента, а точнее в отражение, то скорее всего заметите одну странную особенность, характерную для таких зеркал: большая часть элемента будет отражать стандартно, а вот тот самый участок за чертой будет как бы слегка искажать изображение.

Чтобы было понятно, о чём идёт речь, я специально нашел фото такого элемента в сравнении с обычным, чтобы каждый из вас увидел ту разницу в отражаемой картине, и ниже это продемонстрировано.

Как видите, на верхнем обычном зеркале видно практически в два раза меньше всего, чем на нижнем — асферическом, и сделано это с одной лишь целью — увеличить угол обзор для контроля водителем так называемой слепой зоны. Малая часть зеркала немного «изогнута» в сторону под определённым углом, чтобы дорога сзади максимально хорошо просматривалась. Более того, сейчас на многих моделях вообще нет этой черты, а зеркало всё равно обладает подобным эффектом.

Зеркала с такой конструкцией будут отличным помощником в городе, когда часто приходится перестраиваться по полосам, а также при обгонах по автомагистралям, когда контроль слепых зон может неплохо подсобить.

Но если у наших автомобилей этого до сих пор нет, то иномарки уже отходят от этого, так как даже привычные всем зеркала скоро заменит электроника: датчики, камеры и радары, которые будут контролировать всё происходящее рядом с вашим автомобилем со всех сторон.

Если информация была полезной или простой статья понравилась, не поленитесь поставить лайк и подписаться на канал. Каждый день на канале выходят свежие публикации для автомобилистов.

A-RCS ›
Блог ›
Зеркало заднего вида

Зеркало заднего вида служит для предоставления водителю визуальной информации об обстановке за автомобилем, обеспечивая тем самым безопасность движения. На современных легковых автомобилях устанавливается три зеркала заднего вида – одно внутреннее и два наружных зеркала.

Зеркало заднего вида имеет следующее общее устройство: оптический элемент (собственно зеркало), корпус и механизм регулирования положения. Внешнее и внутреннее зеркала заднего вида имеют существенные различия в конструкции отдельных элементов.

Внутреннее зеркало заднего вида

Внутреннее зеркало заднего вида (другое наименование – салонное зеркало заднего вида) крепится на лобовом стекле автомобиля. Зеркало имеет прямоугольную форму, которая обеспечивает водителю видимость сзади и не препятствует переднему обзору. Вместе с тем, салонное зеркало заднего вида оставляет непросматриваемую («слепую») зону на несколько метров позади автомобиля. Это нужно постоянно учитывать при движении задним ходом. Указанный недостаток практически полностью устранен с помощью парковочных систем – парктроника, камеры заднего вида.

Внутреннее зеркало заднего вида имеет плоский оптический элемент, на внутреннюю поверхность которого нанесено зеркальное покрытие. Для повышения качества изображения (предотвращения раздвоения картинки) применяются зеркала с наружным отражающим слоем.

Для повышения угла обзора по горизонтали используется панорамное зеркало заднего вида. Данное зеркало имеет сферическую (изогнуто под определенным радиусом) поверхность оптического элемента и закрепляется непосредственно на штатное зеркало заднего вида. Панорамное зеркало заднего вида было очень популярным в недалеком прошлом.

Оптический элемент помещен в пластмассовый корпус. Вместе они образуют модуль зеркала заднего вида. Модуль имеет шарнирное крепление к лобовому стеклу. Данный способ крепления обеспечивает перемещение зеркала из стороны в сторону и вверх-вниз и дает возможность настроить под индивидуальные параметры водителя (рост, положение сидения).

Серьезной проблемой для безопасности движения является ослепление водителя через зеркало заднего вида фарами сзади идущих автомобилей. Проблема решается несколькими способами:

— применение призматического оптического элемента;
— использование материалов с переменной прозрачностью;
— тонирование оптического элемента.
Самым распространенным является призматический оптический элемент, который устанавливается в зеркалах заднего вида всех современных легковых автомобилей. Оптический элемент имеет призматическую форму в поперечном сечении (передняя и задняя поверхность зеркала непараллельные). Изменяя угол наклона зеркала, соответственно изменяется коэффициент отражения. Стандартное зеркало заднего вида имеет два положения – «день» и «ночь». Переключение между режимами осуществляется вручную, в некоторых конструкциях используется электрический привод с автоматическим управлением.

Данная конструкция зеркала заднего вида имеет один существенный недостаток – слабая видимость в антибликовом положении (реально видны только фары сзади идущего автомобиля). Поэтому водители используют данную функцию зеркала заднего вида только в крайнем случае.

Более прогрессивным решением является зеркало заднего вида с автозатемнением, в котором используются материалы с переменной прозрачностью – жидкие кристаллы или электрохромный элемент. Перечисленные материалы под действием электрического тока меняют свой цвет и соответственно, изменяется коэффициент отражения зеркала заднего вида. Величину подаваемого на электроды напряжения регулирует электронная система управления, включающая два датчика (датчик освещенности и датчик бликов), блок управления и исполнительное устройство – оптический элемент с переменной прозрачностью.

Датчик освещенности располагается спереди корпуса зеркала заднего вида, а датчик бликов с противоположной (лицевой) стороны. Датчики оценивают интенсивность освещения спереди и сзади автомобиля. При разности освещения (освещении фарами сзади идущего автомобиля) электронный блок подает напряжение на оптический элемент пропорционально этой разности, соответственно коэффициент отражения зеркала заднего вида уменьшается.

Зеркало заднего вида с автозатемнением чувствительно к низкой температуре (снижается работоспособность), поэтому применяется в основном в салонном зеркале. Такие зеркала предлагаются в качестве опции для большинства легковых автомобилей. Наиболее функциональными и востребованными являются электрохромные зеркала заднего вида.

Тонирование зеркала заднего вида обеспечивает спектральную защиту водителя от ослепления, т.е. свет определенного спектра (яркий свет) зеркалом не отражается. Тонирование выполняется путем нанесения не зеркало пленочного покрытия из оксидов металлов. Тонированные зеркала имеют желтый или голубой цвет. При всех преимуществах данный способ защиты привязан к индивидуальным особенностям зрения человека, поэтому применяется редко.

Модуль зеркала заднего вида является идеальным местом для размещения других систем (водитель смотрит на зеркало чаще, чем на приборную панель). В салонное зеркало заднего вида могут устанавливаться навигатор (навигационная система), видеорегистратор, радар-детектор (антирадар), монитор камеры заднего вида, громкая связь через Bluetooth, электронный компас, термометр наружного воздуха, автоматическое открытие дверей гаража.

Наружное зеркало заднего вида

Наружные зеркала заднего вида (другое наименование – боковые зеркала заднего вида) располагаются с правой и левой стороны автомобиля. Они расширяют зону обзора внутреннего зеркала заднего вида. Но «слепая» зона имеется и у наружных зеркал, которую нужно постоянно учитывать при перестроении транспортного средства. Система помощи при перестроении делает «слепую» зону боковых зеркал видимой.

Оптический элемент левого и правого боковых зеркал заднего вида различаются. Правое зеркало имеет прямую поверхность, левое, как правило, асферическое (имеет переменный радиус кривизны и увеличенную зону обзора). Пользуясь левым зеркалом заднего вида необходимо помнить, что реальные объекты находятся ближе, чем кажутся в зеркале. Асферическое зеркало можно отличить по штриховой вертикальной линии, которая разделяет прямую поверхность от закругленной.

Для защиты наружных зеркал заднего вида от снега, влаги, льда широко применяется система электрического обогрева. Для обогрева применяются различные виды нагревательных элементов: проволочные, печатные проводники, пленочные. Нагревательный элемент располагается непосредственно за оптическим элементом.

Положение наружных зеркал заднего вида регулируется с помощью специального механизма. Самый простой – шарнирный механизм регулирования. В наружных зеркалах заднего вида использовался в прошлом веке. Регулировка положения зеркала производится снаружи автомобиля, что крайне неудобно.

Более совершенными решениями являются рычажный (шаровой шарнир с толкателем) и тросовый механизмы. Регулирование положения зеркал осуществляется из салона автомобиля, но правое зеркало регулировать все равно очень неудобно. Данные механизмы регулирования используются в бюджетных автомобилях.

Электрический привод обеспечивает дистанционное регулирование положения наружных зеркал заднего вида, а значит удобство и комфорт управления. Привод на каждое зеркало включает два электродвигателя и механическую передачу. Один электродвигатель отвечает за вертикальное перемещение зеркала, другой – за горизонтальное. Управление осуществляется из салона автомобиля с помощью переключателя. Дополнительный электродвигатель используется для складывания зеркала заднего вида.

Значительно расширяет возможности наружных зеркал заднего привода с электрическим приводом электронная система управления. Система оказывает помощь водителю при парковке и маневрировании. При включении задней передачи боковые зеркала немного опускаются и поворачиваются в сторону автомобиля, сокращая до минимума «слепую» зону. При включении сигнала поворота одно из зеркал (со стороны поворота) поворачивается от автомобиля, уменьшая «слепую» зону при маневре. Автоматически производится и складывание наружных зеркал при постановке автомобиля на охрану.

Мотоциклы, мопеды, велосипеды

На мотоциклах, мопедах и велосипедах зеркала устанавливают на ручках руля — либо с обеих сторон, либо только со стороны, противоположной тротуару.

Существуют также зеркала заднего вида для велосипедистов и мотоциклистов, которые прикрепляются к очкам или шлему.

автомобиля
Кузов Рама Платформа • Антикрыло • Body-on-frame • Бампер • Полукабриолет • Шасси • Запасное колесо • Зоны деформации • Бамперы Дагмар • Крыша багажника • Крыло • Боковые крылья • Радиаторная решётка • Крыша • Воздухозаборник • Монокок • Обвес • Стойка • Понтонные крылья • Заднее крыло • Шейкер-ковш • Спойлер • Подрамник • Tonneau
Отделения Багажник • Капот
Двери Двери типа «Крыло бабочки» • Двери типа «Крыло чайки» • Заднепетельные двери • Ламбо-двери • Сдвижные двери • Верхнеподвесные двери
Окна Парниковые • Люк • Электростекло • Quarter glass • Лобовое стекло • Стеклоочиститель • Тонировка
Другое Curb feeler • Наклейка на бампер • Hood ornament • Japan Black paint • Monsoonshield • Nerf bar • Автомобильная шина • Фаркоп • Грузовое приспособление • Веткоотбойник
Оборудование экстерьера Автомобильная светотехника Фонари дневного света • Фары • Скрытые фары • Лампы высокой интенсивности • Световозвращатель • Лампа направленного света • Указатели поворота
Опознавательные знаки и другое Идентификационный номер транспортного средства • Автомобильные номера • Vanity plate • Парковочный радар • Противоугонная система • Очистительная жидкость лобового/ветрового стекла • Боковые зеркала заднего вида
Оборудование интерьера Датчики для водителя Резервная камера • Турбонаддув • Зуммер • Онбордер • Электронные приборы • Топливомер • GPS и GPS-приёмник • Индикатор на лобовом стекле • Idiot light • Индикатор сбоя • Ночное виденье • Одометр • Антирадар • Детектор дальнего света • Спидометр • Тахометр • Бортовой компьютер
Управление Боуденовский трос • Круиз-контроль • Электронное управление дроссельной заслонкой • Коробка передач • Ручной тормоз • Manettino dial • Автомобильный руль • Заслонка • Ручное управление
Защита от угона Ключ • Автосигнализация • Иммобилайзер • Клаксон • Автоматическое определение местоположения автомобиля • VIN etching • Центральный замок
Безопасность и сиденья Подушка безопасности • Подлокотник • Автоматические ремни безопасности • Нераздельное сиденье • Сиденье • Защита от детей • Тёщино место • Ремень безопасности
Другое Кондиционер • Ancillary power • Аудиосистема • Автомобильный телефон • Центральная консоль • Приборная панель • Спущенная шина • Вещевой ящик • Гидроусилитель руля • Зеркало заднего вида • Солнцезащитный козырёк
Создатели
Конструкторские автомобильные фирмы Bertone • BMC • Cardi • Castagna • Coggiola • Colani • DC Design • EDAG • Fioravanti • Ghia • Heuliez • I.A.D. • I.DE.A • IED • ItalDesign • Karmann • Michelotti • Pininfarina • Rinspeed • Sbarro • Spada • Stola • Torino Design • Zagato • Zender
Конструкторы Джорджетто Джуджаро • Раймонд Лоуи • Алек Иссигонис • Баттиста Фарина «Пинин» • Виталий Андреевич Грачёв • Луиджи Колани • Михаэль Мауэр • Фердинанд Порше • Энцо Феррари
См. также: Автомобильный дизайн