Какое водительское удостоверение лучше национальное или международное?

Содержание

Существуют два вида водительских удостоверений – национальное и международное. Одно от другого отличается внешним видом, расстановкой пунктов, цветовым оснащением и степенями защиты.

Но самое главное отличие – это разные функции. Когда документы оформляют в ГИБДД, то в пакет предоставленных документов тоже имеются свои отличия.

Если водитель имеет на руках национальное водительское удостоверение (далее – НВУ) и собирается съездить за границу, ему нужно изучить, как выглядят международные права.

Кроме этого, будет полезно узнать, как их оформлять и какие есть тонкости, отличающие использование документа международного образца от применения привычных российских прав.

Различия во внешнем виде удостоверений

Оба документа имеют одну и ту же цель, но только каждый из них отвечает разным параметрам внешних данных, структуры и содержания документа.

Цель водительских прав – удостоверять наличие права управления автотранспортным средством той или иной категории на территории страны-фигуранта.

Это значит, что в России действуют одни права, которые выглядят как пластиковая банковская карточка по размеру, а в иностранных государствах вдобавок к национальному российскому удостоверению придется еще предъявлять и международный вариант водительских прав.

Обратите внимание! МВУ и НВУ – это не взаимозаменяемые документы. Поэтому на территории РФ с международными правами ездить нельзя, если на руках шофера не имеются национальные права.

В Российской Федерации законодательной базой для определения формата водительского удостоверения являются следующие источники законов и положений:

Оба водительских удостоверений внешне значительно отличаются – иначе не было бы никакого смысла в оформлении двух разных по типу документов, несмотря на их одинаковую функцию.

По размеру международное водительское удостоверение (далее – МВУ) является намного большим, нежели национальный документ, дающий те же права на управление транспортом.

В обязательном порядке документ будет иметь два языка – печатается в типографии сам бланк и заполняется все на русском и французском.

Овальными печатями фиксируются те категории вождения, которыми водитель имеет право управлять.

Размеры фотографии больше, чем размеры фото на национальном ВУ, к тому же оно обязательно скрепляется круглой маленькой печатью, а в национальных правах такой детали нет.

Более подробная структура международных водительских прав, их формата и особенностей внешнего вида, заключается в следующих ключевых пунктах:

  1. Это книжка, а не пластиковая карточка.
  2. Сразу вверху золотыми буквами прописано название страны, в которой выдают такие права.
  3. Есть перевод с французского (4 листа внутри книжки), а также дубляж русских слов и обозначений на транслите.
  4. Ниже золотой надписи стоит красный значок России с белыми буквами «RUS».
  5. Потом идет название документ и под ним уже красным пишется серия и номер типографским способом.
  6. Далее документ содержит сведения о дате выдачи, периоде, по какое число действует, кем выдано и подпись выдавшего с печатью.
  7. На следующей странице уже проставляются сведения о самом водителей и категориях транспорта, которыми ему разрешено управлять.
  8. Возле категорий ТС располагается матовая фотография владельца документа, на которую обязательно нужно проставить печать с захватом ее правого нижнего уголка.

Внешний вид национального водительского удостоверения отвечает стандартам, похожим на документ старого образца, только с некоторыми дополнениями, видоизменяющими бланк. Изменился цвет НВУ, расположение знаков, содержание пунктов и другое.

Рассмотрим же, как сегодня выглядят новые российские водительские права, чей формат утвержден на международном уровне по Венскому договору (Конвенции).

НВУ выглядят следующим образом:

  1. Это твердая пластиковая карточка.
  2. Слева красная овальная эмблема – «RUS».
  3. Справа вверху прописными красными буквами проставлено название документа на русском языке.
  4. Затем по пунктам прописывается вся информация о водителе, дате выдачи удостоверения, сроке его действия и кем оно было выдано.
  5. Оборотная сторона оснащена штрих-кодом и таблицей с категориями, напротив которых вместо печатей, как в международном бланке, ставятся просто даты открытия и закрытия категорий.
  6. Серия и номер документа дублируются на обратной его стороне.
  7. Внизу под таблицей указываются сокращения и краткие замечания.
  8. Свою подпись водитель ставит под своей фотографией.

Обратите внимание! И в бланке международных прав и в национальных вся информация, указанная на русском языке, дублируется транслитом. Разница лишь в том, что в МВУ встречается также и французский перевод.

Есть ли отличия

Отличия между двумя разновидностями водительских удостоверений есть, они существенны и разносторонни.

Типовые различия можно представить в специальной таблице, а разные нюансы касательно других параметров – отдельными пунктами под таблицей:

Параметры отличий Национальное удостоверение образца РФ Удостоверение международного образца
Функции Использование на территории России Использование на территории иного государства при наличии российского водительского удостоверения
Внешний вид Вариант №1. Пластиковая карта размером 54х66 мм.

Вариант №2. Бумажная книжечка на 2-х листах, размер – 148х105 мм.

Книжка (плотная бумага) размером 148х105 мм.
Цветовое наполнение Розовый оттенок с водяными знаками Серый цвет обложки, белый – внутренних страниц.
Количество листов Нет страниц и листов 3 листа
Степени и тип защиты от фальсификаций Голографическая сетка.
Переходы цветов от розового до бледно голубого особым способом.
Шестигранник-штамп – «ГИБДД» с кодом системы.
Штрих код на обратной стороне сбоку.
Круглые и овальные печати
Способ заполнения и оформления документа На компьютере Можно заполнять от руки.
На компьютере.
Сроки действия 10 лет 3 года
Размер госпошлины 2000 руб. для пластика.
Для бумажных прав – 500 руб.
1600 руб.
Выплата страховки по водительским правам Не осуществляется – только через отдельный полис. Осуществляется, но при наличии полиса иностранного государства.

Бумажная книжечка водительского удостоверения изготавливается до сих, просто ею мало кто интересует из водителей. Она часто затирается, её приходится дополнительно ламинировать.

Сегодня этот вариант используется реже пластикового удостоверения и в основном тогда, когда водителю достаточно получить временные права.

Обратите внимание! С учетом внесенных изменений в порядок получения водительских прав любого типа, с 1 января 2019 года и по 1 января 2019 года можно самому себе при оплате госпошлины организовать неплохую скидку – 30%.

Сделать это просто – нужно лишь оплатить госпошлину за получение водительских прав через сайт Госуслуги. Это касается обоих случаев получение водительского удостоверения – национального и международного.

Нужна ли медицинская справка для международного водительского удостоверения, объясняется в статье: медицинская справка для международного водительского удостоверения.

Про дальтонизм и водительские права в 2019 году .

В прохождении медкомиссии

Каждый раз водителем должна проходится медкомиссия на водительские права, когда он их меняет в связи со сроком действия, возвратом после ареста и в других случаях, установленных правилами получения СВУ в России.

Отличия между получением разных видов водительских удостоверений может заключаться также и в наличии или отсутствии справки от медкомиссии. Такая справка называется медицинским освидетельствованием и приобретается не бесплатно.

Нужно пройти определенных врачей и сдать анализы:

Признак отличия НВУ МВУ
Необходимость сдавать медсправку для получения водительского удостоверения Обязательно в некоторых случаях Не нужно предъявлять

Обязательно медсправка предоставляется при замене национального документа в связи с изменением персональных данных, либо открытием дополнительной категории или же – после потери документа, когда требуется сделать дубликат.

Если открывается дополнительно категория вождения, а справка по сроку еще действительна, тогда новую делать не нудно и предоставлять действующую тоже не обязательно. Срок действия медицинского освидетельствования – 1 год.

Предъявляется по требованию при получении категории.

Обратите внимание! МВУ изготавливается по большому счету на основании уже имеющихся сведений о водителе и его правах управления автотранспортными средствами, зафиксированными в национальном удостоверении. В связи с этим медсправка при изготовлении МВУ не предоставляется.

В пакете документов для оформления прав

Документация для получения водительских прав всегда собирается одним пакетом и прилагается к заявлению.

Сотрудник ГИБДД все изучает, сверяет с данными, прописанными водителем в бланке заявления. И если все в порядке, начинается оформление документа с внесением всех данных в базу.

Отличия в пакете бумаг могут быть следующими:

Признак отличия НВУ МВУ
Пакет бумаг — паспорт;
— прежние права, если есть;
— медсправку, если требуется;
— сертификат о пройденных экзаменах, если нужно;
— фото.
— национальное удостоверение водителя;
— паспорт;
— загранпаспорт;
— фото.
Обязательно ли делать визу Нет необходимости Да

В порядке получения удостоверения

Порядок получения удостоверений разного формата практически одинаковый, но есть все же некоторые отличия. Например, если не уплачены штрафы по водительскому удостоверению, тогда выдача нового невозможна, если требуется.

Рассмотрим отличия в порядке получения водительских удостоверений разного образца:

Признак отличия НВУ МВУ
Оформление визы, загранпаспорта и других оснований для выезда за границу. Для езды по России не требуется.
Может понадобится только для случаев отправления в те страны, которые присутствуют в Женевской Конвенции.
Нужно
Сдача экзаменов Требуется в некоторых случаях Не нужна
Сроки изготовления Не более 30 дней в рабочем порядке Не дольше 1 часа

В обучении

Обучение проходят все водители, открывающие новую категорию, либо получающие права впервые.

Смотрим теперь, какая есть разница в необходимости прохождения обучения, когда нужно получить разные документы:

Признак отличия НВУ МВУ
Необходимость прохождения обучения Обязательно при:

1) первичном оформлении НВУ;
2) получении новой категории;
3) завершении срока наказания в виде ареста права вождения после административного нарушения.

Не нужно – все оформляется на основании национального ВУ.
Необходимость в сдаче экзаменов Обязательно в вышеприведенных случаях. Не требуется

Повторная сдача экзамена для получения НВУ может потребоваться в тех случаях, когда у водителя изменились показания его здоровья, связанные с внимательностью памятью и прочими нервно-психологическими особенностями.

В размере наказаний за нарушения

Наказание за административные правонарушения устанавливается строго в рамках тех правил и политики, которая действует в стране.

В России свои законы и порядки в определении мер и степеней наказания за нарушения ПДД, а в другом государстве – свои.

Вот почему так важно перед поездкой в ту или иную страну изучить все детали правил автодорожного движения по законам иностранного государства.

Особенно трудности испытывают те водители, которые отправляются на своей машине в страну, где действует праворульное движение (например, Англия, Япония).

Кроме ПДД еще надо ознакомиться с мерами наказания, установленными в государстве, куда направляется водитель с полученными международными правами.

В стоимости получения

В цену получения автомобильных прав входят следующие составляющие:

  1. Госпошлина за изготовление.
  2. Госпошлина за прохождение экзамена.
  3. Медицинское освидетельствование.
  4. Фотографирование.

За медицинское освидетельствование платить нудно лишь только по некоторым врачам и при получении национального ВУ. Цены на фотографии и прохождение тех или иных врачей устанавливаются разные, в зависимости от регионов в стране.

Где действует

Если в Женевскую Конвенцию какие-то страны не вошли, то тогда вступает в свое действие Венская конвенция.

Именно в ней отражены все те страны, которые принимают образец российского стандарта новых водительских прав как за котирующийся документ по их или международному законодательству.

Вот почему в России в последнее время предлагается всем шоферам поменять свои водительские удостоверения на вариант нового образца, в котором есть вся та атрибутика, которая отвечает международному договору.

Параметры и формат прав международного варианта утверждены еще в 1968 г. ЮНЕСКО, Венской Конвенцией «О дорожном движении водителей разных стран».

Одним словом, если вы едете в страну-участницу Венской Конвенции, тогда вам МВУ не обязательно оформлять. Либо же можно ездить и с теми, и с другими водительскими правами.

Обратите внимание! На территории РФ международные права не действуют.

Если кого-то интересует можно ли ездить по дорогам иностранного государства без МВУ, но в российским водительским удостоверением, то следует обратиться за подробной информацией к Женевской Конвенции.

В этом случае МВУ оформлять нужно. Вот уже согласно ее постулатам водители, приехавшие из России, пересекающие границу с определенными странам и разъезжающие по их дорогам, должны иметь на руках международные права.

Обратите внимание! Международное водительское удостоверение не действует в других странах, если при автомобилисте нет национальных прав.

Разница между водительскими удостоверениями разного образца – международного и национального существует по некоторым параметрам.

Какие-то детали касаются внешнего вида, другие – порядка оформления, предоставления документов, сроков изготовления и сроков действия документов.

При получении международного водительского удостоверения не нужна медицинская справка, сдача экзаменов и прочие особенности, которые уже отмечены по национальному удостоверению.

Права вождения международного образца изготавливаются строго на основании существующих национальных прав.

Какие анализы надо сдавать на водительские права, разъясняется в статье: анализы на водительские права.

Про штрафы ГИБДД по водительскому удостоверению смотрите на странице.

Как найти юридическую помощь при лишении водительских прав, узнайте из этой информации.

Чтобы можно было без опаски садиться за руль, выезжая в другую страну, лучше заблаговременно узнать, с каким водительским удостоверением там можно управлять транспортным средством. Ведь во многих государствах не обойтись без международных прав. Но неопытный путешественник-автомобилист наверняка не знает, куда можно ехать с национальным удостоверением, а где понадобится международное. В чем отличия между такими документами? Как выглядят международные права? Нужно ли дополнительно учиться, чтобы их получить?

Что собой представляют МВУ

По функциональной нагрузке оба документа ничем не отличаются. Поскольку и МВУ, и национальные права свидетельствуют, что человек может садиться за руль. Однако между ними есть много важных отличий. В том числе и во внешнем виде. Каждый российский автомобилист прекрасно знает, что собой представляет национальное удостоверение.

Оно похоже на обычную пластиковую банковскую карточку. Это весьма удобный формат: можно запросто хранить важный документ в кошельке, который обычно все берут с собой. Но как выглядят права международного образца? Этого водитель не знает, пока не сталкивается с необходимостью их получения. Между прочим, МВУ существенно отличается от национальных прав.

Очевидное отличие заключается в размере и формате. Первое больше и представляет собой книжечку. В верхней его части написано название государства, в котором оно выдано. Необходимо подчеркнуть, что такая надпись выполняется буквами с золотым тиснением. А под ней можно увидеть значок страны происхождения. То есть, для России будет обозначение RUS.

Книжечка состоит из нескольких листов. Поскольку МВУ обязательно включает в себя перевод информации на иностранный язык. Также в документе есть дубляж русских слов, выполненный транслитом. Обязательно в МВУ есть данные о выдаче, срок его действия, серия и номер документа. И, конечно, в удостоверение вписывают сведения о водителе, упоминая, какими категориями транспортных средств он вправе управлять.

Еще стоит обратить внимание на один существенный момент: чем отличается международное водительское удостоверение от обычного. В МВУ фотография больше, чем в национальных правах. Снимок должен быть матовым. После его приклеивания в книжечку на нем ставят печать таким образом, чтобы она захватывала правый нижний угол изображения.

Национальные права

Кстати, и национальное удостоверение в России недавно поменялось. Коррективы были внесены, чтобы они отвечали требованиям Венской конвенции. Хотя ключевых изменений во внешнем виде не произошло, все же стоит напомнить о них, хотя бы для того, чтобы еще раз сравнить, чем международные права отличаются от национальных.

Итак, такой документ исполнен в форме пластиковой карточки. На нем с левого края есть овальная эмблема из букв красного цвета. Это значок RUS, который дает понимание о стране происхождения водительского удостоверения. С правой стороны написано наименование документа: буквы прописные, цвет красный.

Права нового образца включают в себя все сведения о водителе и о самом удостоверении. В них есть обозначения, когда они выданы и каков период их действия. На обратной стороне предусмотрена таблица, в которой можно узнать, какими категориями транспортных средств имеет право управлять водитель.

Порядок получения водительского удостоверения предполагает в том числе, что гражданин обязан сделать фотографию. Для национальных прав она может быть и черно-белой, и цветной. Но на ней не должно быть белого уголка.

Кстати, и сегодня остаются действительными документы старого образца. Они исполнены в форме бумажной книжечки. Но водители предпочитают пластиковые карточки. Ведь это намного практичнее: они не изнашиваются так быстро, как бумажные книжки, информация не стирается.

Основные отличия водительских удостоверений

Бесспорно, важно узнать не только, как выглядят международные водительские права, чтобы понимать, чем они отличаются от национальных. Не менее существенными являются и другие отличия между этими документами. Самая важная разница заключается в том, что водитель может использовать национальные права самостоятельно – они подтверждают, что человек может водить автомобиль без предоставления каких-либо дополнительных бумаг.

А вот если говорить об МВУ, то такой документ недействителен, когда на руках нет государственных национальных прав. Так что, выезжая за границу, не нужно раздумывать – брать национальное или международное удостоверение. Поскольку на руках нужно иметь и МВУ, и российские права.

Вполне логично, что есть еще отличие в вопросе, где действуют такие документы. На территории России водители обязаны предоставлять национальные права. Выезжая за пределы родины, необходимо иметь при себе и МВУ. Очень существенной является разница в сроке действия документов. Отечественные автомобилисты прекрасно знают, что их родные права служат достаточно долго – в течение 10 лет. А вот МВУ не выдают на столь длительный срок.

Максимум, на который можно рассчитывать, это три года. Но и то нет гарантии, что водителю выдадут МВУ именно такого срока действия. Все зависит от того, сколько еще действительны отечественные права. Так как срок действия международного удостоверения не может превышать периода, в течение которого используются национальные права. Соответственно, если их скоро нужно менять, то и МВУ выдадут на меньший срок.

Еще один важный нюанс, о котором интересно знать водителям: осуществляется ли выплата страховки по правам? На нее можно рассчитывать при поездке за границу, только когда на руках есть МВУ плюс оформлен медицинский полюс в иностранном государстве. С отечественными правами выплат ждать не приходится – необходимо иметь отдельный полис.

Читаем также:
Требования к фото на международные права в 2019 году
Новые водительские права 2019 года

Порядок получения ВУ

На этом не заканчиваются отличия национального водительского удостоверения от международного образца. Есть еще разница в пакете документов, которые нужны для оформления таких «корочек», а также в процедуре их получения. Она незначительная, но с такими тонкостями лучше познакомиться заранее.

В любом случае водителю предстоит собрать бумаги, приложить к ним соответствующее заявление и подать в ГИБДД. Однако перечень документов, которые необходимы для МВУ и для национальных прав, отличается. И самое важное отличие – международное удостоверение получится оформить, только когда на руках уже есть отечественное.

За российскими правами нужно идти с паспортом, медсправкой и сертификатом о прохождении экзамена, а еще с фотографией. Правда, медицинская справка, как и документ об успешной проверке знаний ПДД, необходимы не всегда. Все зависит от того, получает ли гражданин права впервые или меняет их по истечении срока действия, в связи с какой ситуацией ему нужно новое удостоверение – из-за изменения личных данных, из-за добавления категории.

Какие документы нужны для получения международных прав в 2019 году? В обязательном порядке для МВУ понадобится отечественное удостоверение, паспорт – как гражданский, так и заграничный. Плюс к этому необходимо сделать фотографию соответствующего образца.

Что касается непосредственно порядка получения документов, то и тут есть разница. Например, для национальных прав может понадобиться сдача экзамена, а для оформления МВУ не придется проходить проверку знаний. Российское водительское удостоверение изготавливают достаточно долго: с момента подачи заявления может пройти до 30 дней. А МВУ выдают буквально в течение часа.

Необходимость обучения

В чем разница еще между национальными правами и МВУ? В требованиях относительно обучения претендентов на эти документы. Если гражданин впервые получает российские права, ему обязательно необходимо пройти курсы. Такое же требование выдвигается к лицам, которые хотят добиться новой категории либо вернуть удостоверение после совершения правонарушения за рулем.

Что касается МВУ, то их получают без прохождения обучения. Главное – иметь на руках национальные права. Ведь на этом основании и выдают международное удостоверение. А российские права подтверждают, что человек умеет водить авто.

Где действуют международные права

Ключевой вопрос, который интересует водителей, выезжающих в другие страны, касается того, всегда ли им нужно иметь с собой международное водительское удостоверение? Но однозначного ответа нет и не может быть – все зависит от того, куда именно направляется россиянин.

Читаем также:
Получить международные права через МФЦ в Москве

Вопросы, регулирующие отношения между странами в сфере дорожного движения, регламентируются соглашениями, которые заключаются на международном уровне. Например, им посвящены Женевская и Венская конвенции. Первая была составлена еще в 1949 году, а вторая – спустя 20 лет. И Россия является подписантом обоих документов. Поэтому чтобы узнать, в каких странах нужны международные водительские права, стоит познакомиться с этими документами.

Автомобили, самолеты и поезда входят в тройку наиболее популярных видов транспорта для путешествий за границу среди россиян. Но если с воздушным и железнодорожным транспортом достаточно загранпаспорта и визы, то поездка на автомобиле создает дополнительные трудности. Поскольку не во всех странах мира признаются российские водительские удостоверения, узнаем, в каких странах действуют российские водительские права и что может их заменить.

Признаются ли российские права за границей

Признают ли за рубежом российские права, зависит от страны. Существуют две конвенции о дорожном движении: Венская (1968 года) и Женевская (1949 года). Страны-подписанты Венской конвенции, среди которых и Россия, взаимно признают национальные водительские удостоверения, выданные в странах-членах, при условии, что эти удостоверения соответствуют требованиям конвенции.

Страны, подписавшие Женевскую конвенцию, требуют от иностранцев наличия международных водительских прав.

ГИБДД в России выдает оба вида этих прав. Национальные права нового образца, выдаваемые в России с 2011 года, признаются всеми членами Венской конвенции, а потому не требуют оформления других документов. Для посещения на автомобиле территории стран-подписантов Женевской конвенции потребуется международное водительское удостоверения (МВУ). Порядок его выдачи описан в разделе III Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 1097 от 24.10.2014.

Страны, где действуют национальные российские права

Российских водителей должно радовать, что большинство стран мира являются членами как раз Венской конвенции. В Европе, например, лишь несколько стран не подписали или не ратифицировали этот документ, поэтому путешествия по ЕС с российскими правами – не проблема. Перечень признающих российские права стран гораздо шире – ниже указаны все государства, где россияне с национальным водительским удостоверением могут садиться за руль авто.

Стоит отметить, что возможность пользоваться российскими национальными правами имеют лишь те россияне, которые получили удостоверение нового образца, выданное после 1 марта 2011 года. Права старого образца хоть и действительны, но из-за отсутствия транслитерации на латинице не признаются на территории иностранных государств.

Национальные права позволяют управлять автомобилем только в случае краткосрочных визитов – в период от 3 до 12 месяцев с момента въезда в ту или иную страну.

Затем местные требования обязывают получить права местного образца, поскольку такие водители рассматриваются государством как местные временные или постоянные жители.

Кроме этого, даже в стране-участнице Венской конвенции может потребоваться МВУ, например, при аренде автомобиля. Рассмотрим детальнее, что собой представляет водительское удостоверение международного образца.

МВУ: что это и где требуется

Международное водительское удостоверение – документ, выдаваемый ГИБДД как дополнение к национальным правам. Поэтому в странах Женевской конвенции МВУ будет недействительным без прав национального образца – они предъявляются вместе. С оформлением международных прав проблем нет: они выдаются водителю в день обращения без дополнительной сдачи экзамена. Потребуется лишь оплатить госпошлину в размере 1,6 тысячи рублей, представить сотруднику национальные права, заявление, фото и паспорт. Форма удостоверения утверждена Приложением № 1 к Приказу МВД № 206 от 18.04.2011. С образцом МВУ можно ознакомиться ниже.

Обложка

Лицевая страница второго листа

Лицевая страница третьего листа

Внутренняя страница первого листа

Внутренняя страница второго листа

Внутренняя страница третьего листа

Необходимость в МВУ возникает при перемещении по территории стран Женевской конвенции. Международное водительское удостоверение для выезда за границу не требуется, однако оно понадобится при перемещении по Австралии, Алжиру, Аргентине, Бангладешу, Малайзии, Мали, Мальте и множеству других стран, не подписавших или не ратифицировавших Венскую конвенцию.

Как показывает практика, не всегда МВУ будут обязательны. По словам туристов и по информации Консульского департамента МИД РФ, многие страны Женевской конвенции весьма лояльно относятся к национальным правам. Главное условие – наличие латинской транслитерации. Однако не рекомендуется рисковать и ездить по указанным странам без международных прав – это чревато наложением на водителя штрафов и прочими неприятностями.

МВУ для проката автомобилей

Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.

Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.

Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2019 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2019 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.

Рекомендации и отзывы опытных путешественников

Даже если планируете посетить страну Венской конвенции, желательно оформить МВУ. И дело не только в аренде: в случае ДТП, в оформлении которого будет участвовать полиция, без международного удостоверения рассчитывать на страховые возмещения не стоит. Это, как правило, условия самой страховой компании, прописанные в страховом договоре, по которым без МВУ страховка считается недействительной, независимо от страны и ее принадлежности к какой-либо из конвенций.

Сергей К.

Если вы планируете брать авто в аренду, позаботьтесь о получении МВУ задолго до самой поездки. Тем более, если за границей вы бываете часто. Дело в том, что недавно в прокатной компании «GoldCar» в Италии со мной произошел инцидент: сотрудник отказался давать автомобиль по причине того, что МВУ были оформлены непосредственно перед выездом. В условиях аренды значился пункт: «Клиент обязан иметь при себе действующие водительские права, выданные минимум за год до заключения договора на аренду». Пришлось искать другую прокатную компанию.

Андрей Ч.

Не забывайте, что международные права действительны всего три года с момента выдачи. Однажды позабыв об этом и отправившись в длительную командировку в Индию на восемь месяцев, я вдруг обнаружил факт истечения срока действия МВУ уже через 30 дней. Как бы это ни было некомфортно, но на протяжении всей командировки мне пришлось позабыть про аренду авто и пользоваться «прекрасным» индийским общественным транспортом. Не повторяйте моих ошибок!

Александр К.

Несколько основных выводов, о которых всегда стоит помнить читателям:

  • большинство стран Европы и ближнего зарубежья — члены Венской конвенции о дорожном движении, поэтому в них признаются национальные водительские права, в том числе выданные в России;
  • международные права все равно могут потребоваться – для аренды автомобиля или на случай ДТП для получения страховых выплат;
  • страны, которые не являются членами Венской конвенции, требуют МВУ даже при движении на собственном автомобиле;
  • в любом случае, в какую бы страну вы ни отправлялись на автомобиле, рекомендуем оформить права международного образца и всегда возить их с собой.

Время чтения: 4 минут

Тому, кто решил получить право на управление транспортным средством, достаточно получить водительское удостоверение. Он может ездить с ним в своей стране, пока ВУ действительно. Но можно ли использовать национальные права водителя за границей? Действительны ли они там? Разобраться в этих вопросах и узнать, в каких странах действуют российские водительские права, вы сможете, прочитав эту статью.

Венская и Женевская конвенции

В 1968 году в Вене была подписана конвенция о дорожном движении. Она пришла на смену Женевской конвенции 1949 г., главным недостатком которой было то, что, кроме национального ВУ, для беспрепятственного передвижения за рубежом требовалось еще международное удостоверение.

Венская конвенция создавалась с целью сделать правила дорожного движения общими для разных стран по всему миру. Следовательно, результатом должна была стать безопасность на дорогах, так как водители сдавали экзамен на управление транспортом по одним и тем же правилам. Переезжая из одной страны в другую, они не приспосабливались бы к новым правилам. Примерно в то же время были разработаны и общие дорожные знаки.

Конвенцию поддержали и подписали большое количество государств, в том числе Российская Федерация. Теперь для выезда за границу – в одну из стран, подписавших и ратифицировавших Венскую конвенцию, – не требуется менять национальные права или оформлять дополнительно международное водительское удостоверение (МВУ). В 1971 и 2006 годах соглашение дорабатывалось.

Какие страны признают российское ВУ

Многих водителей интересует вопрос, действительны ли российские водительские права в Европе. Возможно, ответ вас удивит, но российское ВУ действительно не только во многих странах Европы, но и в некоторых государствах в Южной Америке, Азии и даже Африке.

На карте страны, подписавшие Венскую конвенцию, выделены темным цветом. Но в настоящее время не все из них принимают российские удостоверения. Дело в том, что руководство стран может менять свое решение и подписывать новые договоренности, аннулируя старые.

Список стран, где действительно удостоверение водителя РФ в 2019 году, вы можете увидеть ниже:

  • Австрия,
  • Албания,
  • Азербайджан,
  • Армения,
  • Бахрейн,
  • Багамы,
  • Бельгия,
  • Беларусь,
  • Болгария,
  • Бразилия,
  • Босния и Герцеговина,
  • Гана,
  • Греция,
  • Германия,
  • Грузия,
  • Демократическая Республика Конго,
  • Зимбабве,
  • Дания,
  • Румыния,
  • Словакия,
  • Сан-Марино,
  • Словения,
  • Таиланд,
  • Таджикистан,
  • Тайвань,
  • Туркменистан,
  • Тунис,
  • Турция,
  • Израиль,
  • Индонезия,
  • Ирак,
  • Иран,
  • Узбекистан,
  • Испания,
  • Казахстан,
  • Италия,
  • Катар,
  • Киргизия,
  • Кения,
  • Коста-Рика,
  • Куба, Кувейт,
  • Кот-д’Ивуар,
  • Латвия,
  • Либерия,
  • Литва,
  • Люксембург,
  • Республика Корея,
  • Украина,
  • Македония,
  • Саудовская Аравия,
  • Сенегал,
  • Сейшелы,
  • Сербия,
  • Великобритания,
  • Ватикан,
  • Венгрия,
  • Вьетнам,
  • Венесуэла,
  • Гайана,
  • Марокко,
  • Мексика,
  • Молдавия,
  • Монголия,
  • Нидерланды,
  • Монако,
  • Нигер,
  • ОАЭ,
  • Норвегия,
  • Пакистан,
  • Польша,
  • Перу,
  • Португалия,
  • Филиппины,
  • Уругвай,
  • Финляндия,
  • Хорватия,
  • Франция,
  • ЦАР,
  • Чехия,
  • Черногория,
  • Чили,
  • Швеция,
  • ЮАР,
  • Эквадор,
  • Швейцария,
  • Эстония.

В соответствии с требованиями конвенции, в водительских правах сведения должны дублироваться на английском языке, а строки – быть пронумерованными. По таким требованиям оформлены новые пластиковые российские права.

Но если у вас ламинированное удостоверение, выданное до 23.03.2011, оно также должно признаваться до окончания срока действия.

Для каких стран нужно еще и международное ВУ

Кроме Венской конвенции, многие страны подписали еще Женевскую, согласно которой также можно беспрепятственно передвигаться на территории государств-подписантов.При этом, кроме российских прав, нужно иметь приложение к ним – международное водительское удостоверение (МВУ).

Этих стран немного меньше, так как многие из них пересмотрели решение и подписали Венскую конвенцию.

Чтобы узнать, какое количество стран-участников Женевской конвенции по состоянию на 2019 год, прочитайте список, приведенный ниже:

  • Австралия,
  • Алжир,
  • Новая Гвинея,
  • Андорра,
  • Нигерия,
  • Папуа,
  • Аргентина,
  • Парагвай,
  • Республика Корея,
  • Гана,
  • Венесуэла,
  • Гаити,
  • Доминиканская Республика,
  • Мали,
  • Новая Зеландия,
  • Намибия,
  • Ирландия,
  • Малайзия,
  • Мальта,
  • Бенин,
  • Исландия,
  • Сингапур,
  • Бангладеш,
  • Сирия,
  • США,
  • Руанда,
  • Сьерра-Леоне,
  • Египет,
  • Индия,
  • Ботсвана,
  • Буркина-Фасо,
  • Гватемала,
  • Ватикан,
  • Иордания,
  • Барбадос,
  • Великобритания,
  • Испания,
  • Камбоджа,
  • Канада,
  • Кипр,
  • Лаос,
  • Эквадор,
  • Ливан,
  • Мадагаскар,
  • Малави,
  • Таиланд,
  • Того,
  • Тринидад и Тобаго,
  • Уганда,
  • Фиджи,
  • Чили,
  • Лесото,
  • Шри-Ланка,
  • Конго,
  • Ямайка,
  • Япония.

Все эти государства являются сторонниками Женевской конвенции и требуют наличия у водителей международного удостоверения.

Какие права нужны в остальных странах

Несомненно, государств, отдавших свое предпочтение той или иной договоренности о дорожном движении, много, но есть и такие, которые решили остаться в стороне. Для того, чтобы легально передвигаться в таких странах на собственном автомобиле, потребуется получить местное водительское удостоверение.

С оформлением документа связано много проблем, могут и отказать в замене национального ВУ на местное по причине несоответствия прав принятым нормам. Поэтому узнавать, какие права нужны для россиян за границей в конкретных странах, нужно заблаговременно.

Что мы имеем в итоге

Страны мира для автомобилистов условно разделены на три типа: члены Женевской конвенции, Венской конвенции, а также те, что не подписали ни одну. Перед поездкой за границу стоит заранее узнать эту информацию. Таким образом вы обезопасите себя от неприятностей и лишних проблем.

Также не стоит забывать о том, что российское водительское удостоверение старого образца не признается даже в странах, подписавших Венскую конвенцию.

С каким водительским удостоверением ехать в Гоа?

В Гоа самый распространённый транспорт для туриста это байк, но как известно, для управления мопедом в Индии требуется водительское удостоверение да еще к тому же удостоверение должно быть международного образца.

Давайте разберемся и внесем ясность в эту путаницу. Водительское удостоверение которое выдается автомобилистам в России дает возможность управлять транспортными средствами за рубежом, но список стран в которых теоретически можно без проблем ездить по российским правам (старого и нового образца) ограничивается странами, подписавшими Венскую конвенцию ООН о дорожном движении от 8 ноября 1968 года.

Если посмотреть в табличке, то видим, что Индия не входит в список стран, подписавших Венскую конвенцию ООН. Все верно, так как Индия и прочие не менее хорошие страны подписали Женевскую конвенцию ООН о дорожном движении от 19 сентября 1949 года. Соответственно, водительское удостоверение выданное в России не действительно на территории Индии, что мне стало известно на собственной шкуре в Гоа.

Страны, подписавшие Венскую конвенцию ООН
о дорожном движении от 8 ноября 1968 года
Страны, подписавшие Женевскую конвенцию
ООН о дорожном движении от 19 сентября 1949 года
  • Австрия
  • Багамы
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Босния и Герцеговина
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Гайана
  • Гана
  • Германия
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Заир
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индонезия
  • Иран
  • Испания
  • Италия
  • Казахстан
  • Коста-Рика
  • Кот-д’Ивуар
  • Куба
  • Кувейт
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Македония
  • Марокко
  • Мексика
  • Молдова
  • Монако
  • Нигер
  • Норвегия
  • Пакистан
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея
  • Россия
  • Румыния
  • Сан-Марино
  • Сейшелы
  • Сенегал
  • Сербия
  • Словакия
  • Словения
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • ЦАР
  • Черногория
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Эквадор
  • Эстония
  • ЮАР
  • Австралия
  • Албания
  • Алжир
  • Андорра
  • Аргентина
  • Бангладеш
  • Белиз
  • Бенин
  • Ботсвана
  • Ватикан
  • Гаити
  • Гамбия
  • Гватемала
  • Гибралтар
  • Гонконг
  • Гренада
  • Доминиканская Республика
  • Египет
  • Западное Самоа
  • Индия
  • Иордания
  • Ирландия
  • Исландия
  • Камбоджа
  • Канада
  • Кипр
  • Киргизия
  • Китай
  • Конго
  • Лаос
  • Лесото
  • Ливан
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Малави
  • Малайзия
  • Мали
  • Мальта
  • Намибия
  • Нидерланды
  • Новая Зеландия
  • Новая Каледония
  • Папуа — Новая Гвинея
  • Парагвай
  • Перу
  • Руанда
  • Свазиленд
  • Сингапур
  • Сирия
  • Сент-Винсент
  • и Гренадины
  • Сан-Люция
  • США
  • Сьерра-Леоне
  • Тайвань
  • Танзания
  • Того
  • Тринидад и Тобаго
  • Тунис
  • Турция
  • Уганда
  • Фиджи
  • Французская Полинезия
  • Ямайка
  • Япония

Соответственно, для комфортного путешествия в любую страну желательно иметь международное водительское удостоверение (МВУ), тогда независимо от страны в которой вас остановила дорожная полиция, вопросов к вам будет чуть меньше. Получить МВУ (международное водительское удостоверение) в России достаточно просто, для этого следует обратиться в ГИБДД, со следующими документами: водительское удостоверение, фотография 35х45 мм для получения международного водительского удостоверения, медицинская справка, документ, подтверждающий регистрацию кандидата в водители, документ, удостоверяющий личность, заявление о выдаче водительских удостоверений».

Следует заметить, что сам бланк МВУ (международное водительское удостоверение) не является документом разрешающим вам управлять транспортным средством, он является лишь дополнением к основному (национальному) водительскому удостоверению и работает совместно с ним.

С какими правами туристы катаются по Гоа

Подавляющее большинство туристов управляет байками в Гоа вообще без водительского удостоверения, отчасти это из-за уверенности в том что любой вопрос с полицией на дороге можно решить за 200 рупи. Иногда в Гоа полиция устраивает облавы на дорогах, в таких случаях выручают МВУ (международное водительское удостоверение) сделанное в фотошопе (что соответственно незаконно). Есть еще более простой способ уклониться от штрафа за отсутствие водительского удостоверения — это просто игнорировать требование полицейского остановиться и ехать как ни в чем не бывало, скорей всего в погоню за вами никто не направится, но если направятся, то ожидайте нежный массаж бамбуковой палкой.

Но даже наличие всех документов не позволяет быть уверенным что вам не придумают какое-нибудь нарушение, типа превышена скорость, величина протектора меньше дозволенной, номерные знаки не того цвета и т.д.

Получение водительских прав в Индии

Индия – страна уникальная. Правила дорожного движения в ней присутствуют, но при этом их соблюдение – процесс неординарный, так как по сути каждый ездит как ему удобно, но все вместе тем не менее двигаются в потоке, паркуются, совершают маневры. При этом пробки возникают, но они не столь часты, потому что водители умудряются договориться даже в пробке. Попробуем рассказать вам, как и кому в Индии выдают водительские права, что бывает тем, кто ездит без документов и вообще об индийских манерах вождения.

Существуют ли в Индии ПДД?

Несколько лет назад индийская полиция провела опрос на улицах индийских городов. Результаты оказались ошеломляющими. О том, что существуют правила дорожного движения, знали всего 40% водителей. Тех самых, которые ежедневно садятся за руль автомобиля! Но манера езды индийцев уникальна тем, что она вся настолько плавная, даже пластичная, что они умудряются не сталкиваться с такими же авто. При этом в Индии мало у кого есть боковые зеркала – их просто сносят в такой толчее. А ещё в Индии левостороннее движение. Это несколько напрягает тех, кто привык к противоположной манере управления автомобилем. Но тем не менее адаптируются в индийском потоке и «правосторонники». Индийцы в массе своей полагают, что гораздо более естественно ехать именно туда, куда тебе надо, чем туда, куда тебе не надо, но полагается по каким-то правилам.

Кстати, все тяжёлые, многотонные машины и грузовики ездят крайне аккуратно – если они причинят окружающим ущерб, он будет страшен масштабами. Но грузовик на индийской дороге главный, даже когда он едет по встречке.

Остальные тоже стараются смотреть, куда едут. Поэтому складывается впечатление, что ПДД неким образом соблюдаются – но что именно и как – сформулировать сложно.

Много светофоров и лежачих полицейских.

Индия приучает меньше нервничать на дороге. Водители в большинстве своём очень спокойны, практически не реагируют на хамское поведение отдельных особей, всех пропускают и никуда не торопятся за рулём. Мелкие повреждения типа помятого крыла обычно не рассматриваются, как причина для разборок или даже для остановки.

Животные на дорогах

Скорость движения в Индии вообще очень низкая. Поэтому все успевают пообщаться и решить, кто куда едет. При этом такое впечатление, что никто никого не пропускает, все лезут, но кто будет пролезать первым – как-то решают между собой. В Индии даже в принципе невозможно движение с высокой скоростью – потому что по дороге повсюду ходят коровы, овцы, люди, кто-то может завалиться спать на обочине (это о людях, но самые бестолковые животные тоже могут) или на разделительной полосе. В Индии как-то всё очень просто. Всех их водители обязаны объезжать.

Также надо иметь в виду, что животные в Индии на дороге так же священны, как и люди. Некоторые даже более. Особенно коровы. Сколько бы ей ни сигналили, она убегать с дороги не будет – разве что не спеша отойдёт – если ей куда-то понадобилось. Вообще, животные несравнимо толковее, чем люди – поэтому, как правило, глупостей не проезжей части не совершают.

Единственное, что ездит побыстрее – автобусы, особенно слипперы. Их как-то принято пропускать. Впрочем, принято, например, пропускать и встречный обгоняющий транспорт, причём вплоть до того, что приходится съезжать на обочину и останавливаться… И при этом резко тормозить. При том, что под обгоном обычно скорость особо не снижают, хотя и пропускают, и прижимаются… В общем, все как-то протискиваются в полуметре друг от друга…

Документы для вождения в Индии

Национальные водительские права в Индии не являются действительными. Требуется международное водительское удостоверение, причём подходит даже его ксерокопия (скан). Если же прав нет в принципе, их можно получить. Однако для этого необходимо иметь индийское гражданство или резидентскую визу (Residential permit). Туристическая виза не даёт права получения индийского водительского удостоверения. Если всё же обзавестись (за определённую сумму) некоей водительской лицензией, то любая проверка и сопоставление документа с визой в паспорте выявят несоответствие. Чем чревато? Можно попасть в блэк-лист (запрет) на въезд в Индию. Кроме того, заставят заплатить штраф.

Получить права официально в Индии достаточно просто (если нужно водить только байк или скутер, не надо сдавать никаких экзаменов – ни теорию, ни практику – вообще). Для этого следует подтвердить адрес проживания и предоставить фотографии, а также заполнить специальную форму. За бланк формы надо заплатить. Несколько дней ожидания, и выдаётся Learner’s license – ограниченные права, по которым можно ездить с сопровождающим, у кого есть Permanent license. За постоянными правами надо приходить через месяц ещё с тремя фото.

Если нужно иметь права категории В (легковой автомобиль), значит, необходима ещё медицинская справка об отсутствии дальтонизма. Её делают за 100 рупий в любой глазной клинике в течение десяти минут.

В автошколе заполняется карточка на 16 уроков по 30 минут – вождение с инструктором. Если все занятия пройдены, сдаётся теория в ближайшем RTO (Regional Transport Office). Теоретический экзамен заключается в назывании-расшифровке дорожных знаков, на которые указывает инструктор. Если его всё устраивает, надо заплатить 400 рупий за временную лицензию.

Ученические права, или временная лицензия, действительны всего полгода. Через месяц после их оформления можно держать экзамен на получение постоянного водительского удостоверения. Его принимают в том же RTO (Regional Transport Office), где надо продемонстрировать навыки езды (завестись, подняться в горку, повернуть на главную дорогу, припарковаться).

Постоянные права могут выдаваться в бумажном виде (400 рупий) и в виде пластиковой карты (1800 рупий).

Правила подачи документов и сдачи экзаменов в разных штатах разнятся. Например, в Пуне (штат Махараштра) необходимо предоставить медицинскую справку о здоровье, а в Керале, помимо сдачи вождения «в городе», студенты предварительно сдают вождение на автодроме. Что касается сдачи экзамена на знание ПДД, то тест должен быть письменным.

В некоторых штатах теоретический экзамен с дорожными знаками надо сдавать до обучения в автошколе (типа предварительно получать разрешение на обучение).

Остаётся надеяться, что все индийские водители всё же обучались в автошколе. Что касается водительских прав, индийские иметь не обязательно. Но международное водительское удостоверение быть должно. Его оформление займёт у вас всего пару минут. Торопитесь!