V образный 4 цилиндровый двигатель

Содержание

Четырёхцилиндровый двигатель

Рядный четырёхцилиндровый двигательЧетырёхцилиндровый двигатель BMC B-Series, установленный в MG MGB. Разрез.Рядный четырёхцилиндровый двигатель автомобиля ГАЗ-24 (ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-2401) отличался достаточно большим, для этой конфигурации, рабочим объёмом (2445 см³).

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2012 года.

Рядный четырёхцилиндровый двигатель — конфигурация двигателя внутреннего сгорания с рядным расположением четырёх цилиндров, и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал. Часто обозначается I4 («ай-фор») или L4 («Straight-4», «In-Line-Four»). Плоскость, в которой находятся цилиндры, может быть строго вертикальной или находиться под определённым углом к вертикали. Во втором случае двигатель иногда называют Slant-4 (/4) — например, двигатель автомобиля «Москвич-412».

Конфигурация I4 для четырехтактного двигателя является несбалансированной, но проста в производстве (для двухтактного двигателя с чередованием работы цилиндров через 90° в порядке 1-3-4-2 или 1-2-4-3 такая конструкция — сбалансированная). При этом 4-цилиндровый двигатель имеет примерно на треть меньше деталей, чем 6-цилиндровый того же объёма и мощности, и требует примерно на столько же меньше времени для многих операций по обслуживанию и ремонту. Поэтому она находит применение обычно в сравнительно бюджетных автомобилях с относительно небольшим рабочим объёмом двигателя, а также автомобилях, для которых простота в ремонте и обслуживании важнее уровня комфорта (такси, внедорожники и т. п.).

Современные рядные 4-цилиндровые двигатели имеют рабочий объём обычно от 0,7 до 2,3 литра. С ростом рабочего объёма уровень вибраций значительно возрастает, поэтому на современных двигателях этой конфигурации с рабочим объёмом более 2,0 л, как правило, используются дополнительные балансировочные (успокоительные) валы, позволяющие приблизить уровень вибраций к рядным шестицилиндровым двигателям аналогичного рабочего объёма.

В прошлом, однако, I4 бо́льших рабочих объёмов не были редкостью.

В начале XX века существовали гоночные автомобили с рядными четырёхцилиндровыми двигателями рабочим объёмом 10-17 литров — например, De Dietrich. Мощность этих двигателей, однако, была весьма невелика — обычно порядка 70-100 л. с., что объясняется тем, что их максимальные обороты составляли лишь около 1500 об/мин.

В довоенные годы четырёхцилиндровые автомобильные двигатели большого объёма не были редкостью, особенно на грузовиках. Сюда можно отнести, например, советские ГАЗ М-1, ГАЗ-АА и их производные (3285 см³).

International Harvester с 1915 по 1926 год использовал на своих грузовиках 3,3-литровую нижнеклапанную рядную четвёрку, а в 1961—1972 годах выпускал рядные 4-цилиндровые моторы семейства Comanche рабочим объёмом 2,5 и 3,2 л. Все легковые и грузовые автомобили Ford вплоть до появления в начале 1930-х годов Ford Flathead V8 имели нижнеклапанные рядные четырёхцилиндровые двигатели (фактически двух семейств — Ford T и Ford A). Chrysler c 1926 года и до полного перехода на рядные шестёрки в 1932 году использовал на бюджетных моделях своих марок (S-Series) нижнеклапанные рядные четырёхцилиндровые моторы рабочим объёмом 2,7…3,2 л. Двигатель Pontiac Tempest модели 1961-63 годов имел рабочий объём 3188 см³ и не имел балансировочных валов.

Из относительно недавних примеров, западногерманская фирма Porsche выпускала автомобили с 2990-кубовыми I4.

Советские и российские автомобили «Волга» и УАЗ в течение длительного периода времени (с 1957 по начало 2000-х) оснащались рядными четырёхцилиндровыми двигателями с алюминиевыми гильзованными блоками и клапанным механизмом OHV производства ЗМЗ и УМЗ, которые имели рабочий объём 2,445 литра (имелись версии объёмом 2,9 литра) и не имели балансировочных валов. В настоящее время автомобили УАЗ снабжаются рядными четырёхцилиндровыми моторами производства ЗМЗ семейства 409 (с чугунным блоком и клапанным механизмом DOHC, никак не связанного с ранее упомянутым), с рабочим объёмом 2,7 литра и балансировочными валами.

Все эти двигатели были достаточно малооборотными и относительно тяжёлыми, что, наряду с особыми мерами при конструировании и при правильной настройке, практически сводило на нет нежелательные вибрации по сравнению с I4 меньшего объёма. Хотя, скажем, двигатель «Понтиака» оказался очень чувствителен к настройке карбюратора.

В настоящее время одними из наибо́льших по рабочему объёму серийных рядных четырёхцилиндровых бензиновых двигателей являются японские моторы семейства Toyota 3RZ-FE с рабочим объёмом 2,7 л (Toyota Land Cruiser Prado и другие модели). Четырёхцилиндровые дизели такого и большего объёма не являются редкостью и часто используются на грузовиках и тракторах, для которых уровень вибраций не является определяющим фактором.

V-образный 4-цилиндровый двигатель МеМЗ-965 автомобиля «Запорожец»

V-образный четырёхцилиндровый двигатель — весьма редкая конфигурация. Изредка применялся в начале XX-века на мотоциклах, гоночных автомобилях и самолетах. Массовыми реализациями такой конфигурации в отечественном автопроме были лишь двигатели Мелитопольского моторного завода МеМЗ-965, МеМЗ-966, МеМЗ-968, применявшиеся на автомобилях «Запорожец» и ЛуАЗ. Такая конфигурация была выбрана из соображений достижения компактности силового агрегата как в длину, так и в ширину и упрощения его системы воздушного охлаждения. Однако конфигурация V4 полностью несбалансированная и имеет неравномерное чередование вспышек в цилиндрах. По этой причине автомобили «Запорожец» издают при работе характерный неприятный тарахтящий звук (на самом деле в основном из-за системы воздушного охлаждения, для «водяных» V4 это вовсе нехарактерно, по звуку и характеру работы они несколько напоминают V6, с которыми обычно и унифицированы). В мировой практике V4 водяного охлаждения в своё время находили широчайшее применение в модельном ряду европейского филиала Ford Motor Company, в частности на моделях Ford Taunus и Ford Granada, а также (тот же двигатель) на автомобилях SAAB, на которые он ставился вместо двухтакного трёхцилиндрового, опять же, благодаря компактности.

Оппозитный четырехцилиндровый двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором угол между рядами цилиндров составляет 180 градусов. В автомобильной и мототехнике оппозитный двигатель применяется для снижения центра тяжести, вместо традиционного V-образного. Оппозитный двигатель, в отличие от других четырёхцилиндровых двигателей, самый сбалансированный. Коленчатый вал оппозитного двигателя испытывает меньшие нагрузки, что позволяет развивать большие обороты двигателя и снимать большую удельную мощность, не увеличивая массу.

По сравнению с рядным 4-цилиндровым двигателем имеет (как и V-образный двигатель) более сложную конструкцию.

Наиболее широкое распространение оппозитный двигатель получил в модели Volkswagen Käfer, выпущенной за годы производства.

Компания Porsche использует его в большинстве своих спортивных и гоночных моделей, таких как Porsche 997, Porsche 987 Boxster и другие.

Оппозитный двигатель является также отличительной чертой автомобилей марки Subaru, который устанавливается практически во все модели Subaru c 1963 года. Большинство двигателей этой фирмы имеют оппозитную компоновку, которая обеспечивает очень высокую прочность и жёсткость блока цилиндров.

Volkswagen Transporter T1 — T3 — бензиновые версии моторов также были оппозитными. Малая высота двигателя позволяла устанавливать его под полом салона.

Оппозитный 4-цилиндровый двигатель устанавливался на Т-26 и некоторые машины Pz I.

См. также

  • Штаб-квартира BMW — здание в Мюнхене, напоминающее четырёхцилиндровый двигатель.

Однорядный — L

Одноцилиндровый · 2 · 3 · 4 · 5 · 6 · 8 · 9 · 10 · 12 · 14

Оппозитный — B

2 · 4 · 6 · 8 · 10 · 12 · 16 · H

V-образный

2 · 4 · 5 · 6 · 8 · 10 · 12 · 16 · 18 · 20 · 24

W-образный

8 · 12 · 16 · 18

Другие однорядные

Иные типы

Ротативный · Звездообразный · Орбитальный (Сарича) · Роторный (Ванкеля) · Дельтаобразный · X-образный · Роторно-лопастной · Свободно-поршневой · Аксиальный

Разные конструктивные решения

Количество тактов

Двухтактный · Четырёхтактный · Шеститактный

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

BubaVV ›
Блог ›
Двигатели V4

Коротко об автомобильных двигателях V4. Перевод с несущественными сокращениями.

Первый серийный автомобильный V4 сделали в 1922 году для Lancia Lambda. Это был нижневальный алюминиевый двигатель, очень прогрессивный для той эпохи. В разных вариантах объем был от 2.1 до 2.6 литра, мощность от 49 до 69 л.с. Опять-таки, литровая мощность для тех лет вполне на уровне. Двигатель неоднократно модернизировали и ставили в модели Artena, Augusta, Aprilia, Ardea и Appia. Да, в Lancia любили названия на букву А. Объем и мощность варьировались от 0.903 л, 29 л.с. до 2.0 л, 55 л.с.

Последняя Lancia с V4 — роскошная Fulvia, пущенная в серию в 1963 году. Двигатель значительно доработали. Угол развала уменьшили с 20° до примерно 12.5°. Это позволило сделать общую для обоих блоков головку. Как в Volkswagen VR6 много лет спустя, да. Кроме того, двигатель был двухвальный. Один вал управлял впускными клапанами, другой выпускными. В обычном V-образном двигателе для этого понадобилось бы четыре вала.

Опять-таки, у двигателя Fulvia было множество модификаций. От 1.1 л, 58 л.с. со степенью сжатия 7.8 до HF 2 серии объемом 1.6 л с 132 л.с. при 6600 об/мин и степенью сжатия 11.3. В этой версии блоки еще поджали, до 11.2°, для лучшей балансировки. Вот вам пара фоточек Fulvia 1 серии:

Свечи вообще несложно менять, правда ведь?

Lancia V4 вымерли в 1976 году в пользу обычных дешевых рядных четверок. Здесь явно повлиял Fiat, который выкупил Lancia в 1969 году. Но V4 еще остались. Плавно переходим к европейским Фордам.

Еврофорд выпускал два абсолютно разных V4 — немецкий Taunus V4, который мутировал в Cologne V6, и британский Essex V4. Оба двигателя названы в честь городов, в которых были соответствующие заводы. Cologne — это Кёльн, если что.

Оба двигателя использовали балансирный вал для сглаживания гармонических вибраций. 4 цилиндра и так не отличаются плавностью работы, а в V-образной конфигурации все становится еще хуже. На каждые полоборота коленвала происходит одна вспышка, и они не перекрываются. Поэтому рывки при проходе поршнем мертвых точек никак не компенсируются. В пятицилиндровых двигателях это частично компенсируется, но появляются другие проблемы — это достойно отдельного разговора. Даже с балансиром V4 работали жестко. А из-за развала блоков в 60° не раскручивались до высоких оборотов, по сравнению с Lancia V4.

Немецкий Taunus V4 выпускался с объемами 1.2, 1.3, 1.5, а потом и 1.7 л. Мощность была от 40 до 65 л.с. Essex V4 был больше, 1.7 и 2.0 л, но ненамного мощнее немецкого двигателя.

Что интересно, эти двигатели лицензировались для Saab. В середине 60-х там потихоньку подыскивали замену для своих трехцилиндровых двухтактников. Водителям просто надоело наливать нужную дозу масла в бак после каждой заправки. Да и экологи потихоньку начинали ужесточать требования. Выбрали фордовский V4, потому что в небольшой моторный отсек больше ничего не помещалось. Хотя вариант с Lancia V4 тоже рассматривали.

Фордовские двигатели прижились. Они были только немного мощнее (55 л.с. против 40, ну или 57 в заряженных трехкарбюраторных GT и Monte Carlo). Но момент на низах был намного больше, они были проще и надежнее. Уровень техношизы соответствовал саабовскому — выпускной коллектор был сдвоенным, а распредвал приводился шестернями.

Подкапотка заряженного Saab Sonnett III V4:

Этот двигатель использовался в Ford Taunus, Capri, Granada, Consul, Transit. А еще в Matra 530.

Essex V4 прожил меньше и неинтересней. Оба двигателя постепенно потеряли популярность из-за шумности работы. Тюнингом занимался только Saab. Рассверленный до 1933 см3 двигатель выдавал вполне бодрые 150 л.с., а с турбиной хорошо за 200. Saab V4 дожил до 1980 года. Его заменили на Saab 900 с рядной четверкой разработки Triumph с наклонным под 45° блоком, для занижения капота.

В наши дни Ford V4 иногда используется как стационарный двигатель для всяких компрессоров и генераторов. В автоиндустрии он был заменен на рядную верхневальную четверку Pinto, которая до сих пор на конвейере.

А теперь ЗАЗ.
Двигатель МеМЗ, который делался под впечатлением от воздушника VW, но с развалом в 90 градусов. Теперь для обслуживания не надо снимать двигатель с машины.

Все двигатели МеМЗ были с валом в блоке и верхними клапанами, отдельными чугунными цилиндрами и впрессованными гильзами. Как и у VW, двигатель охлаждался большим вентилятором с приводом от коленвала, воздух забирался через «уши».

Ранние двигатели были объемом 746 и 887 см3, мощность 23 и 27 л.с. соответственно. «Запорожец» второго поколения был похож уже не на Fiat 600, а скорее на NSU Prinz и имел под капотом 1.2 л, 42 л.с. Почти Chevrolet Corvair, правда?

В автомире V4 не прижился, но мотоциклы с таким двигателем вполне популярны. Короткий список без претензий на полный охват: Ducati Desmosedici, Yamaha V-Max, Honda RC212, Honda VF/VFR, Aprilia RSV4… V4 компактный и «квадратный», поэтому отлично вписывается в мотоциклетную раму. Например, Yamaha VMax серьезно обновилась в первый раз с 1985 года и получила вот такой двигатель:

1679 см3, по два вала в каждом блоке, по 4 клапана на цилиндр. Мощность 197 л.с. при 9000 об/мин, момент 167 Н-м при 6500 об/мин. В принципе, покатит и для машины.

Игра Мото Экстрим 4: Зима

Экстремальные гонки на мотоциклах продолжаются! Вот и дождались новенькую часть игры — Мото Экстрим 4: Зима. Вам предстоит вновь сесть за руль крутого гоночного мотоцикла и приступить к прохождению самых опасных треков. Эта отличная гоночная мотокросс игра перенесет вас в холодные снежные горы и праздничный город, где вам нужно доказать, что вы лучший гонщик на мотоцикле.

Проходите уровни, избегайте всех смертельных препятствий и покажите лучшее время! Выполняйте крутые трюки оставаясь в живых, чтобы сократить время и заработать три звезды за каждый уровень. Чем больше звезд вы соберете, тем быстрее сможете открыть новые виды мотоциклов, среди которых есть даже мотоцикл Санты и квадроцикл. Игра состоит из множества уровней, пройти которые, сможет только настоящий опытный гонщик, который не боится смертельных трюков и прыжков. Удачи!

Здесь расположена онлайн игра Мото Экстрим 4: Зима, поиграть в нее вы можете бесплатно и прямо сейчас. Раздел: Игры Мотоциклы 4.3070577451879 1 1 1 1 1 (Оценок игры 8728)

Управление в игре:

  • — продолжить
  • — начать заново
  • — пауза

ЗА БАРАНКОЙ

Назад в прошлое: экскурсия по двигателям.

Открыв капот автомобиля сегодня, вы наверняка встретите знакомый кусок металла. Но в истории автопромышленности было немало попыток предложить миру что-то другое. Мы собрали для вас необычные конструкции двигателей, которые были выпущены за долгую историю развития автомира.

Как же удивителен автомир! Вы посмотрите, как изменились автомобили за последние 50 лет. Но изменения можно увидеть не только во внешности и в салоне. Наибольшее количество преобразований, конечно, коснулось двигателя, коробки передач и подвески. Сегодня мы хотим поговорить о самых удивительных силовых агрегатах, которые выпускались (а некоторые выпускаются до сих пор) за долгую историю автопромышленности. Но независимо от того, снят двигатель с производства или по-прежнему выпускается, все силовые агрегаты, которые мы собрали в нашем обзоре, подчеркивают удивительную инженерную мысль, присутствующую в том или ином моторе, которая нужна для развития автомобиля в целом. Итак, вот все необычные двигатели в порядке их появления в мире:

Одноцилиндровый двигатель

Используется: с 1885 года

Одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания относится к самому первому автомобилю в мире, который был выпущен в 1885 году. Речь идет об автомобиле Benz Patent-Motorwagen (на фото).

Это транспортное средство было оснащено четырехтактным мотором объемом 954 куб. см. Двигатель был установлен под сиденьем пассажира и выдавал менее 1 л. с.

Тем не менее благодаря простой конструкции мотор было легко производить и модернизировать. В итоге новые версии мотора быстро выросли в мощности до 2 л. с. Одноцилиндровые двигатели применялись с тех пор во многих легковых и экономичных автомобилях.

Используется: с 1889 года

Двигатель V-twin предлагает множество привлекательных черт для использования в автомобиле. Он компактный и легкий, поскольку большинство из них производилось на основе мотоциклетных блоков. Первым автомобилем, где начали использовать V-образный мотор, был Stahlradwagen Daimler (на фото). Но сначала этот силовой агрегат не получил большую популярность, и только в 1920-х годах эта конструкция моторов привлекла внимание, когда такие компании, как GN и Morgan, начали создавать спортивные автомобили.

Кстати, вы не поверите, но подобная конструкция мотора до сих пор производится компанией Morgan для транспортных средств Three-wheeler. Мощность современного V-twin двигателя составляет 82 л. с., которые достигаются за счет 2,0-литрового объема.

Двигатель V4

Используется: с 1887 года

На протяжении многих лет двигатель V4 не завоевал доверия у автопроизводителей. Этот мотор имеет не очень хорошую репутацию, после того как компания Ford испытала проблемы с этой конструкцией двигателей, устанавливаемых на американские автомобили в 1960-х и 1970-х годах.

Хотя его компактные размеры и неотъемлемая плавность работы должны были сделать этот мотор идеальным для использования в автомобилях различных классов. Первый двигатель V4 появился в далеком 1897 году на автомобилях компании Émile Mors.

Самым же большим двигателем V4 в истории автопромышленности стал силовой агрегат Grand Prix V4, который использовался в 1907 году в машине Дж. Уолтера Кристи. Объем мотора в этом транспортном средстве был гигантским и составлял 19 981 куб. см.

Также V-образные четырехцилиндровые двигатели использовались компанией Lancia в моделях Appia и Fulvia. С этой конструкцией мотора экспериментировала и компания Porsche в своем спорткаре 919 Le Mans.

Рядный восьмицилиндровый двигатель

Используется: с 1919 года

Как и многие другие двигатели, стоявшие на ранних автомобилях, «прямая восьмерка» была впервые разработана для самолетов. Мощность, количество цилиндров, аэродинамическая форма этого мотора делали его идеальным для этого вида воздушного транспорта. В автомобилях же этот двигатель начал использоваться в Isotta Fraschini. Затем восьмицилиндровый мотор появился в автомобилях компании Leyland Motors (1920 год). Но популяризировала его компания Bugatti, которая начала продавать автомобили не только в Европе, но и в США. Так о рядном моторе узнал весь мир.

Автомобили Bugatti (на фото) с этим мотором также долгое время доминировали в различных гонках, становясь победителями в таких соревнованиях, как Indianapolis 500, в турнирах Grand Prix и в Bonneville Salt Flats.

Рядный 12-цилиндровый двигатель

Используется: с 1920 года

С самого начала появления мощного 12-цилиндрового двигателя автопроизводители сразу поняли, что его можно использовать в роскошных автомобилях. Например, этот мотор в рамках эксперимента был установлен на автомобиль Packard (на фото).

Объем мотора составлял 7238 куб. см.

Двигатель W12

Используется: с 1927 года

Несмотря на то что W12 двигатель популяризировала компания Bentley, появились они еще в далеком 1920 году. Мотор разработали Джон Кобб и Малькольм Кэмпбелл из компании Land Speed ​​Record. Он получил название Napier Lion aero W12.

Но идея мотора в последующем не получила распространение в автопромышленности. И только в 1990 году этот двигатель появился на болиде Life F35 Grand Prix. Однако его признали недостаточно надежным.

Затем компания Audi решила использовать W12 двигатель на своей концепции Avus. В последующем W12 мотор стали ставить на различные автомобили VW Group.

Двигатель V16

Используется: с 1929 года

Компания Maserati стала первой в автомире, кто использовал на своих автомобилях блок двигателя конфигурации V16. Впервые этот странный двигатель установили на модель Tipo V4. Затем компания Alfa Romeo установила его на Tipo 162. Также этот мотор использовала компания Auto Union при создании 490-сильного автомобиля для участия в гонках.

Во время Второй мировой войны с V16 двигателем экспериментировала компания BRM (на фото). Этот автомобиль оснащался 1,5-литровым двигателем мощностью 600 л. с. Но проблемы с системой наддува показали, что этот мотор недостаточно надежный.

Звездообразный, или радиальный двигатель

Используется: с 1935 года

Легкость и простота конструкции радиального двигателя позволяли использовать его не только в самолетах, но и в танках. Однако размер звездообразных двигателей и конструкция клапанов делали этот силовой агрегат менее привлекательным для применения в автопромышленности. Поэтому этот мотор пришел в автопромышленность лишь в 1935 году. Так, этими двигателями были оснащены некоторые болиды, принимающие участие в Гран-при Monaco Trossi (на фото).

Двухтактный радиальный двигатель с воздушным охлаждением использовал наддув и оснащался двумя рядами цилиндров (по 8 шт.).

Мощность мотора составляла 250 л. с. Это не так впечатляет, с учетом того, что объем мотора был 4,0 литра.

Этот силовой агрегат оказался проблемным: он часто перегревался. Также были проблемы с автомобилем, на который устанавливался этот тяжелый двигатель. Дело в том, что 75% веса автомобиля с радиальным мотором было сосредоточено над передней осью, что приводило к недостаточной поворачиваемости машины.

Оппозитный 12-ти цилиндровый двигатель Flat-12

Используется: с 1946 года

В 1947 году Фердинанд Порше придумал оппозитный 1,5-литровый двигатель для Cisitalia (на фото), предназначавшийся для спортивного автомобиля, участвующего в гонках. Этим автомобилем должен был стать Porsche 360. Но в итоге он так и не вышел на трассу.

В 1964 году компания Ferrari забрала эстафету по разработке этого типа двигателей себе, установив его на болид Формулы-1 Ferrari 1512. Однако когда в конце 1970-х годов появились крылатые болиды, требующие вентиляции с воздушным потоком, широкая плоская форма двигателей Flat препятствовала воздушному потоку и компания Ferrari приняла решение больше не использовать мотор в болидах F1.

Оснащались этим двигателем и Ferrari 312T, которые помогли Ferrari стать чемпионами Формулы-1 в 70-х годах. Двигатели Flat-12 также были и в серийных моделях: Berlinetta Boxer и Testarossa.

Газотурбинный двигатель в автомобиле

Используется: с 1950 года

Впервые газотурбинный двигатель в автомобиле, как это ни удивительно, использовала консервативная британская компания Rover на модели Jet 1 (на фото). После окончания Второй мировой войны в этой технологии в автопромышленности компания Rover была лидером. Первый газотурбинный мотор был установлен на шасси Р4. Автомобиль с 0-100 км/час разгонялся за 14 секунд. Первый мотор мог разгонять автомобиль до 145 км/час.

Далее модернизация мотора позволила разработчикам довести его мощность до 230 л. с., подняв максимальную скорость до 245 км/ч.

Компании General Motors и Chrysler также делали попытки в создании автомобильных газотурбинных двигателей и даже оснащали ими некоторые спортивные автомобили для участия в гонках в Ле-Мане и Формуле-1. Но в итоге американцы так и не смогли продвинуть эту идею дальше.

Сегодня газотурбинные моторы чаще всего используются в танках и другой военной технике.

>Линейный трехцилиндровый двигатель

Используется: с 1953 года

Линейный трехцилиндровый двигатель впервые появился в 1950-х годах, когда компании DKW (на фото) и Saab начали использовать их в своих новых моделях. Правда, в то время эксперты не оценили модель трехцилиндрового двигателя, посчитав его очень скоромным. Это сегодня такие двигатели на вес золота благодаря легкому весу, эффективности и т. п. Сейчас трехцилиндровые моторы устанавливаются на многие модели. Популяризацию этих моторов в 21 веке начали в автомире компании Ford и Volkswagen.

Двигатель BRM H16

Используется: с 1966 года

В 1966 году британская команда Формулы-1 British Racing Motors представила странный новый мотор для своего болида, который назывался BRM H16. Конструкция мотора, по сути, представляла два плоских восьмицилиндровых двигателя, установленных друг над другом. Каждый из них оснащался отдельным коленвалом, к которым были присоединены шестерни, что делало всю конструкцию очень тяжелой.

Этот мотор устанавливался на Lotus 43 (на фото), за рулем которого сидел Джим Кларко, ставший в 1966 году победителем Гран-при США. Однако это была единственная победа болида с двигателем H16. Вскоре разработка этого мотора прекратилась в пользу более прогрессивного двигателя V12.

Роторный двигатель

Используется: с 1967 года

Компания Mazda с самого начала была привязана к роторным двигателям. Так, многие известные автомобили Mazda использовали в своей конструкции роторные моторы.

Но роторный двигатель создала не компания Mazda. Его автор – немецкий инженер Феликс Ванкель, который работал в компании NSU. Уже после изобретения роторного двигателя компания NSU была куплена компанией Mazda. Вот откуда у японцев технологии роторных силовых агрегатов.

Кстати, на основе роторных моторов на свет появилась Mazda Cosmo 110S (на фото), на основе которых японцы основали линию спортивных автомобилей.

Оппозитный восьмицилиндровый двигатель

Используется: с 1968 года

Оппозитный восьмицилиндровый двигатель уже давно популярен на самолетах. Да, оппозитные моторы дороги, но плавность их хода перечеркивает этот минус. Впервые оппозитный мотор появился на Porsche 908. Этот автомобиль был построен для спортивных гонок. Объем 3 литра, мощность 355 л. с. Это был неудачный опыт.

Двигатель V5

Используется: с 1983 года

Когда начинают говорить о двигателях V5, то, как правило, сразу вспоминают четвертое поколение Volkswagen Golf и Volkswagen Bora, в некоторых модификациях которых использовался этот вид силовых агрегатов. Впервые этот мотор VW применила на модели Passat в 1997 году. Мощность двигателя составляла 148 л. с. Этот мотор стал альтернативой для мощного V6 и недостаточно мощного четырехцилиндрового рядного мотора.

Но, несмотря на инновационность, эти моторы встретили настороженно.

Впервые подобные двигатели начала применять компания General Motors, которая разрабатывала дизельный V5. Однако до серийного выпуска GM дело так и не дошло.

Двигатель W16

Используется: с 1995 года

Обычно, когда говорят о двигателях W16, сразу вспоминают компанию Bugatti, которая оснащала свои спорткары Veyron этим мотором, который затем перешел и на новый суперкар Chiron. Но первым, кто сделал мотор W16, стал француз Рамон Хименес, построивший суперкар с таким невероятным двигателем (на фото).

Француз объединил четыре мотоциклетных двигателя Yamaha 1000cc. Двигатель оснащался двумя коленвалами и 80 клапанами. Мощность мотора составляла 560 л. с.

Bugatti же пошла еще дальше, создав мотор W16 для спорткара Veyron, мощность которого составляет от 1000 до 1200 л. с. Спорткар же Chiron, который пришел на смену Veyron, имеет мощность 1500 л. с.

Двигатель W8

Используется: с 2001 года

Возможно, этот мотор и оказался технологическим тупиком, но двигатель Volkswagen W8 все равно является довольно- таки интригующим. Он соединяет в себе два узкоугольных мотора V4 с одним общим коленчатым валом, что позволяет восьмицилиндровому двигателю занимать пространство, которое, например, занимает обычный двигатель V6.

Больше цилиндров дают большую мощность, крутящий момент и плавность хода. Например, этот двигатель устанавливался в 4,0-литровый Volkswagen Passat W8. Но эта модификация автомобиля не стала популярной. Всего было продано 11 000 автомобилей с двигателем W8.

Игорь Коваленко