Дизайнер Лады веста

Маттин, Стив

Стив Маттин

Stephen James Mattin

Дата рождения

29 октября 1964 (55 лет)

Место рождения

Бедфорд, Англия

Гражданство

Великобритания

Род деятельности

дизайнер, конструктор

Стив Маттин (англ. Steve Mattin, полное имя Стивен Джеймс Маттин (англ. Stephen James Mattin) — британский автомобильный дизайнер; в настоящее время — дизайнер АвтоВАЗа, также известен как дизайнер автомобилей Mercedes-Benz и Volvo.

Биография

Стив Маттин родился в Бедфорде (Англия), 29 октября 1964 года, рос в Вутоне, графство Бедфордшир.

В 1987 году он окончил Университет Ковентри (англ.), по специальности промышленный дизайн.

В 1987 году Маттин в качестве дизайнера работал в компании Mercedes-Benz в Зиндельфингене. В 1990 году он назначается старшим дизайнером (Senior Designer). Через три года, в 1993 году, он был назначен дизайн-менеджером (Design Manager). Разработал дизайн автомобиля Mercedes-Benz A-класса, за что получил звание лучшего дизайнера 1997 года. В этой должности он оставался до 2000 года, после чего был назначен на должность старшего дизайн-менеджера (Senior Design Manager).

С 2003 по 2005 годы занимался руководством разработкой дизайна и редизайна интерьеров и внешнего вида автомобилей S-Class, M-Class, SL, SLK, SLR McLaren, Mercedes Maybach, а также разработкой дизайна концепт-кара Grand Sports Tourer и его серийной версии. Ему приписывают разработку дизайна автомобилей ML и GL-класса.

В 2004 году Маттин приступил к сотрудничеству с концерном Volvo Car Corporation, где он служил в качестве главного конструктора. С 2005 по 2009 годы он занимал должности вице-президента, директора по дизайну и члена правления компании. Он руководил созданием концепт-каров Volvo S60, V60 и XC60.

В 2010 году он преподаёт в Университете Умео (Швеция), а также оказывает независимые консалтинговые услуги в сфере развития брендов и дизайн-проектов.

В 2011 году Стив Маттин начал работать в качестве главного дизайнера автомобилей Lada компании АвтоВАЗ, Альянса Renault-Nissan.

В августе 2012 года на Московском автосалоне был представлен концепт-кар кроссовера с участием Стива Маттина LADA XRAY.

С 2014 года работает на «АВТОВАЗе» и живёт в Тольятти, в служебных целях использует автомобиль LADA Priora.

1 апреля 2015 года на международной выставке «Мир автомобиля» в Санкт-Петербурге Стив Маттин представил обновленный логотип «АвтоВАЗа», который начнет устанавливаться начиная с модели Vesta.

В январе 2016 года Маттин принимал участие в тестировании LADA XRAY на трассе Сочи Автодром. В марте этого же года был удостоен награды «Человек года» от автомобильного журнала «За рулём».

В ноябре 2019 года стал вице-президентом АО «АВТОВАЗ» по дизайну.

Галерея

Mercedes-Benz

  • Mercedes-Benz W168 A180
    (A-класс 1997 года)

  • Mercedes-Benz W220
    (S-класс 1998 года)

  • C-Class Sports coupe
    (2000 год)

  • Mercedes SL 500
    (2001 год)

  • Mercedes-Benz ML 350
    (M-класс 2005 года)

  • Mercedes R 320
    (2005 год)

  • Mercedes GL 320
    (GL-Class 2006 года)

  • Mercedes-Benz SLR McLaren
    (2005 год)

Maybach

  • Maybach 62 (2004)

  • Maybach 57 (2006)

Volvo

  • Volvo XC60 концепт-кар (2007)

  • Volvo V50 (2007)

  • Volvo S40 (2007)

  • Volvo S60 концепт-кар (2009)

LADA

  • LADA XRAY концепт-кар (2012)

  • LADA Vesta концепт-кар (2012)

Примечания

Дизайн новинки АвтоВАЗа — Лады Веста, как нельзя лучше сочетает в себе направления современных модных трендов в области дизайна автомобилей. Концепт проекта разрабатывал известный дизайнер автомобилей из Великобритании — Стив Маттин, которого пригласил на работу президент АвтоВАЗа — Игорь Комаров. Нужно было создать новый стиль в оформлении автомобиля Лада.

Основные требования — новый дизайн Лады Веста должен привнести свежую нотку оригинальности во внешний облик автомобиля, при этом, внешний вид должен быть настолько органичен и хорошо отработан, чтобы стать новым фирменным стилем марки Лада. Ранее Стив Маттин разрабатывал дизайн автомобилей таких известных марок, как Мерседес-Бенц и Вольво. Руководство автоконцерна ВАЗ не случайно пригласило дизайнера с мировым именем — 2014 год принёс новые требования к внешнему стилю автомобилей, нужен был человек, способный разработать принципиально новую идею.

Что из себя представляет новый концепт Лада Веста?

За основу для новой формы дизайнер Лада Веста решил взять разработанный прежде дизайн концепта Lada X RAY 2012 года. При взгляде на автомобиль в первую очередь в глаза бросаются следующие особенности стилистики:

  • выемки (штамповки) зигзагообразной формы по краям кузова;
  • наличие Х-образной передней панели;
  • оптика спереди имеет вытянутую и угловатую форму;
  • использование современной моды точного разделения капота;
  • несколько «хищный» или «сердитый» вид автомобиля спереди;
  • парус ладьи на эмблеме был разделён несколькими стилизованными линиями.

Как и старался дизайнер, Лада Веста стала прорывом в сфере внешнего оформления отечественных автомобилей. Кроме того, это первая модель ВАЗ, которая выйдет на рынок с новой эмблемой. В настоящее время АвотоВАЗ ждёт от Маттина очередной «революции» в «лице» нового концепта Lada Xray Cross 2016. За историей развития проектов и нового флагмана Lada Vesta внимательно следят несколько информационных агентств. Цена на седан Лада Веста зависит от комплектации (комфорт, классик или люкс) и начинается от 514 000 рублей. Следует иметь в виду, что АвтоВАЗ позже решил отступить от этой традиционной троичной градации и увеличить число комплектаций. Поэтому, фактически, сейчас на рынке можно приобрести 12 разных комплектаций этого автомобиля, которые различаются определенными опциями и цветами.

История работы Стива Маттина на АвтоВАЗе

Предложение о работе в России поступило в 2010 году. Маттин соглашается принять обязанности на новом рабочем месте в полном объёме. По словам самого Стива Маттина, дизайн Лада Веста явился как бы сосредоточием контрастов — исполнитель пытался совместить, казалось бы, несовместимые вещи. Именно логика поиска контрастов и дала первый толчок к формированию идеи нового дизайна.

Реакция прессы на назначение Маттина на новую должность была крайне неоднозначной — одни были в восторге от назначения опытного дизайнера на отечественный автозавод, другие высказывали сомнения в профессионализме его работы. Например, по их словам — Вольво в его исполнении были очень далеки от традиционного шведского духа в дизайне, а Мерседесы получались и вовсе скучноватыми. Первый вариант Лады Веста появился в 2014 году, второй вариант — в 2015-м. Скоро ожидается третий вариант оформления Лады от Стива Маттина — Lada Xray, презентация которого ожидается уже в 2016 году. Фото и видео каждого варианта стилистического решения автомобиля наглядно показывают всю историю «эволюции» концепта Лады Весты.

Как живет в России главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин

Главный дизайнер «АвтоВАЗа» британец Стив Маттин уже четыре года живет и работает в России. Сменив Туманный Альбион на размеренную жизнь в Тольятти и еженедельные полеты в Москву на выходные, Маттин утверждает, что для него главное — призвание, а не окружение. Совсем недавно в России стартовало производство нового седана Lada Vesta, над обликом которого столько трудился иностранец. «Газета.Ru» поговорила со Стивом о контрастах, платных парковках, прыжках с парашютом и о том, как осенние листья на асфальте могут вдохновить на создание нового цвета для машин.

Реклама

— Стив, вы уже четыре года работаете в России на «АвтоВАЗе». Это даже дольше, чем сам глава компании Бу Андерссон. Как вам жилось все это время в Тольятти и Москве, где у «АвтоВАЗа» также есть своя дизайн-студия?

— Россия — огромная страна, и чем дольше я живу здесь, тем больше опыта получаю. Каждый день происходит что-то новое. Мне очень повезло, потому что, действительно, у меня есть два места, где я живу и работаю. И я могу видеть контрасты между Москвой и Тольятти. Для меня это важно, потому что четыре дня в неделю я работаю в Тольятти, а на пятый я могу думать о новых проектах и разрабатывать новые стратегии уже в столице. В Москве темп жизни гораздо выше, чем в Тольятти, все происходит очень быстро и очень быстро меняется. При этом город ориентирован на культурное развитие.

В Москве много отличий: например, другая мода, люди здесь ездят совсем на других автомобилях, здесь иная архитектура и интерьеры. Рестораны, культура, люди и их поведение — все очень отличается.

Московский офис позволяет мне все это получить, понимать русских людей и вдохновляться историей города и творческой атмосферой.

— Какие у вас любимые места в Москве?

— Я очень много гуляю, люблю ходить по центру, изучать жизнь города. У меня всегда с собой фотокамера, поэтому можно сказать, что с ее помощью я рисую всю картину своей жизни в России. Я впитываю все, что меня окружает, и стараюсь найти вдохновение. Я люблю ходить на различные культурные мероприятия.

Например, я хожу в оперу или на балет, раньше я этого никогда не делал! Но здесь это в шаге от меня и очень просто сделать.

Люблю посещать выставки. Все это дает мне возможность отключаться от тяжелых будней, перезагружать мозг. Ведь дизайнеры такие люди — им всегда нужно искать вдохновение. Например, можно посмотреть на цвет осенних листьев и решить, что это будет новый цвет для автомобиля. Ландшафты, виды — также из этой же песни. Так, на детали интерьера в седане Vesta меня вдохновили трещины на льду водоемов. И то же самое можно сказать о балете или опере. Атмосфера, экспрессия людей — все это можно облечь в формы и краски. Поэтому между тем, как я живу и работаю, есть сильная связь. Может быть, это не так заметно, но это важно.

— Ваше восприятие России по сравнению с первым впечатлением сильно изменилось?

— Да, за это время изменилось действительно очень многое. Особенно это заметно в Москве. Когда я впервые оказался здесь четыре года назад, движение в городе было просто ужасное!

Не было никакого регулирования парковочного пространства, все бросали машины в два ряда! Полный хаос.

Со всеми этими парковочными ограничениями, которые появились в столице, город стал гораздо более дружелюбен к пешеходам. По нему стало легче передвигаться, стало проще найти место для стоянки. Город стал совсем другим — здесь теперь намного больше пешеходов и меньше пробок.

Во всем мире это нормально — заплатить за парковку. Раньше ты мог этого не делать и бросать машину где угодно. Конечно, если бы я использовал машину в обычной жизни, как москвичи, возможно, я бы тоже был расстроен, как все эти люди. Но…

— То есть по Москве вы ездите преимущественно на метро?

— Да, конечно. Это удобно и гораздо быстрее, особенно если в городе пробки.

Правда, я не ездил в метро в часы пик — уверен, что в это время там, конечно, не так удобно.

Но если до моей цели долго идти и я в этот момент не на машине, то я без проблем сажусь в общественный транспорт. Кроме того, московское метро, действительно, самое красивое из тех, что я видел. У каждой станции есть свое лицо, свой характер, который пришел из прошлого.

— Когда вы только приехали в Тольятти, не было ли таких мыслей: «Что я здесь делаю, хочу назад!»?

— О нет, вернуться назад мне не захотелось. Конечно, это совершенно другая среда. Я жил в городах такого небольшого размера, к примеру, в Швеции. Там был городок с населением около 700 тыс. людей. Конечно, эти места отличаются. То местечко располагалось на морском побережье. Тольятти тоже расположен рядом с водой, там много природы. Я живу в комплексе «Фортуна», который принадлежит «АвтоВАЗу», он расположен близко к реке.

С одной стороны, это очень хорошо, есть возможность быть ближе к природе. То есть это не индустриальный город в глуши.

Но он отличается от того, к чему я привык. Там нет никаких объектов культуры, здания очень старые. Все, что там построено, создавалось еще во времена строительства завода.

Но в этом бизнесе ты не выбираешь окружающую среду, ты выбираешь свою работу. И ты принимаешь, что необходимо идти на компромиссы.

Если ты уезжаешь за границу, то оставляешь семью и друзей. Но взамен ты получаешь невероятный жизненный опыт, и такая возможность бывает не каждый день.

— На улицах вас узнают?

— Нет, честно говоря, я не чувствую повышенного внимания. Иногда люди меня действительно узнают, но это происходит главным образом в Москве. Поэтому я рад, что могу вести нормальную жизнь.

— Что еще интересного удается увидеть в России, что испытать?

— Я хожу на все, что мне интересно и что укладывается в мое рабочее расписание. Например, я с детства люблю автоспорт.

Поэтому уже второй раз подряд я побывал на гонках «Формула-1» в Сочи. Сам я участвую в гонках Lada Racing, которые проходят в Сосновке в Тольятти.

Еще было интересное событие пару лет назад. Один из моих друзей в Тольятти женился, и мы отправились в двухдневный сплав по Волге на лодках. Я не знаю, может быть, это обычный способ у русских отмечать свадьбы, но для меня это было очень необычно и мне очень понравилось!

— У вас в фейсбуке я видела фотографии прыжка с парашютом…

— О да! Это был совершенно сумасшедший опыт. Большинство людей никогда не делали этого в своей жизни. В России же у меня появилась такая возможность.

Было очень странно оказаться в старом самолете, крепко привязанным к человеку, которого я даже не знал! И вместе с ним выпрыгнуть из самолета с парашютом.

После прыжка у тебя есть примерно минута свободного падения. Ты летишь, смотришь на землю, которая в 4 км от тебя, и просто наслаждаешься моментом. Это очень страшно, но это важный опыт в жизни, много адреналина, нервов! Ты никогда этого не забудешь! Если у вас есть такой шанс, я очень вам его рекомендую.

— А как с возможностью встречаться с семьей и друзьями?

— Это, пожалуй, самый трудный момент в моей жизни в России. Ты не можешь встретиться с кем-то спонтанно. Все нужно планировать заранее, ждать длинных праздников или присоединять дополнительные дни отпуска к выходным. И это не просто так взять и приехать в Россию. Нужно получать визу, планировать поездку. Конечно, у нас есть Facebook, есть Skype. Но, конечно, я скучаю по семье и друзьям. К счастью, у меня много друзей в индустрии. Мы довольно часто сталкиваемся на различных мероприятиях, например на автосалонах. А когда я езжу навещать семью в Великобританию, я стараюсь встретиться как можно с большим количеством друзей.

— Наверное, все вас тоже спрашивают о России?

— Да, конечно! У всех очень разные представления о стране.

Всем интересно узнать обычные вещи: как живут люди, что вы делаете по выходным, какая разница с другими западными странами или со странами Востока.

Но у меня есть друзья в Японии, США, Австралии, Европе, и каждая культура имеет свои особенности.

— Сейчас первый автомобиль, который вы создали на «АвтоВАЗе», — Lada Vesta наконец-то пошла в серию. Вы рады, горды?

— Когда ты видишь, что проект, над которым ты так долго работал, воплощен в жизнь, чувствуешь себя очень гордым.

Поэтому мы и остаемся в этой профессии до конца наших дней. Дизайнеру важно видеть, как набросок становится реальностью и машина появляется на улицах города.

Сейчас начинаются продажи, это эмоциональный и волнительный момент не только для меня, но и для всей команды. Это был настоящий вызов. Но именно для этого мы тут и находимся: чтобы принимать эти вызовы и максимально менять бренд.

Я верю в то, что я делаю и эта работа для меня не менее важна, чем та, что я делал в Volvo или Mercedes-Benz.

— Будет ли у вас своя Vesta?

— Я жду не дождусь, когда ее получу. Конечно, все это будет зависеть от руководства компании. Главным образом я буду ездить на ней по Тольятти — в Москве автомобиль мне практически не нужен. Но пока я даже не знаю, какого цвета она будет!

— Недавно Vesta испытал президент Владимир Путин…

— Да, это была хорошая PR-акция. И для нас важна его поддержка. Раньше он уже ездил на наших автомобилях, но тогда это была «Калина». А сейчас это совершенно новый автомобиль, и я надеюсь, что он ему понравился.

Тест-драйвы

Навигация
Фотографии (54)

style=»font-weight: bold; padding-top: 4px; padding-left: 1px; font-size: 84%;»>Главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин рассказал
о своем видении будущей Нивы

Главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин рассказал
о своем видении будущей Нивы

Интервью брал Макс Пасечный, опубликовано 02 сентября 2018

Фото: CARscope.ru, LADA

На Московском автосалоне АВТОВАЗ представил сразу несколько новинок: XRAY Cross, Vesta Sport, Vesta Cross, Granta FC и концепт 4×4 VISION. Вопреки ожиданиям, проект наследницы Нивы на АВТОВАЗе держат в секрете — как сообщают представители ВАЗа, новую 4х4 выпустят не раньше 2022 года. CARscope.ru попытался узнать у директора по дизайну LADA Стива Маттина подробности о новом тольяттинском внедорожнике.

CARscope.ru: У LADA 4×4 VISION нет стойки между передними и задними дверьми, отчего задние двери открываются в другую сторону. Реально ли применить такое решение на серийной модели?

Стив Маттин: Мы не обсуждаем ничего, что связано с реальным автомобилем. Это дизайн видения. Именно поэтому концепт называется VISION. Мы не сообщаем о реальном автомобиле в будущем. Сейчас нам нужно определиться с тем, какие элементы дизайна будут наиболее удачными, чтобы в будущем применить их на серийных моделях. В 4×4 VISION мы старались создать 5-дверную машину, которая оптически выглядела бы как 3-дверная. Но, повторюсь, что это только видение 4х4, и не все элементы должны восприниматься серьезно.

CARscope.ru: Позвольте уточнить, LADA XCODE — это тоже было видение дизайна будущих моделей?

Стив Маттин: Я не могу детально обсуждать этот проект. Единственное, что я могу сказать, XCODE повлияет на многие проекты, которые мы сейчас развиваем. Если посмотреть на Х-образную решетку радиатора некоторых серийных моделей LADA, то можно увидеть наследие XCODE. У нас есть цель, которую я не вправе разглашать.

CARscope.ru: Можно ли сказать, что как XCODE, так и 4×4 VISION — это проекты, нацеленные на PR-продвижение бренда LADA?

Стив Маттин: Нет, это не PR-продвижение. Мы пытаемся понять, в какую сторону нам нужно развивать дизайн бренда. Мы задаемся вопросами. Что связано с покупателями? Приемлемо ли это для покупателей? Подходит ли это тому миру, в котором мы сейчас находимся и который сильно изменился за последние 40 лет? И, конечно, эти проекты вдохновляют как дизайнеров, так и инженеров на создание уникальной продукции.

CARscope.ru: Можно уточнить насчет разработки новой 4×4?

Стив Маттин: Вы можете спросить что угодно, но ответ вряд ли получите

CARscope.ru: Некоторые модификации новой LADA Granta стали дешевле. Как связан дизайн автомобилей с ценой?

Стив Маттин: Когда мы работали над новым семейством Granta, мы пришли к заключению, что мы хотим единый дизайн передней части для всего семейства. Вы знаете, что до этого были Kalina и Granta. Теперь все семейство называется Granta. Это сделано для того, чтобы бренд стал узнаваемым, чтобы был единый стиль. Мы сосредоточились на том, чтобы создать стратегию бренда. Мы разработали недорогую программу продвижения и параллельно улучшили качество интерьера.

CARscope.ru: Получается, что сегодня дизайн важнее цены и лояльности к бренду?

Стив Маттин: Сегодня дизайн превыше всего, чем когда-либо. Если посмотреть на статистику продаж до 2011 года, то есть до того, как я стал ответственным за дизайн, то вы увидите, что мы продавали автомобили из-за низкой стоимости, но не из-за дизайна. Раньше дизайн LADA не входил даже в ТОП-10. Сейчас некоторые наши проекты занимают 1 или 2 место по качеству дизайна. Это успешный фактор, который помогает компании развиваться. Люди начали гордиться автомобилями LADA. 10-15 лет назад не было такой конкуренции, поэтому сегодня нам нужно лидерство в дизайне.

CARscope.ru: То, что вы делаете на АВТОВАЗе — это работа или хобби, которое запало в сердце?

Стив Маттин: Если ты находишься в дизайн-бизнесе настолько долго, как я — порядка 30 лет — это, конечно, работа, но в тоже время хобби, страсть и жизнь. Это все вместе. Нет и часа в течение дня, когда мой мозг не думает о новых продуктах. Ты живешь и дышишь продуктом и брендом.

CARscope.ru: Вы делаете новые автомобили LADA более привлекательными, тем самым увеличивая продажи новых моделей. Альянс Renault–Nissan–Mitsubishi не ограничивает вашу работу? Ведь новые автомобили LADA могут снизить продажи Renault Logan, Nissan Almera и других бюджетников.

Стив Маттин: Нужно понимать, что мы входим в альянс. Renault надеется на наш успех. Именно поэтому они в нас инвестируют. Поэтому важно то, что мы достигли рыночной доли в 20% и продаем достаточное количество автомобилей. Одновременно с этим мы уверены, что не съедаем продукты друг друга.

CARscope.ru: Почему сбоку у новой LADA Granta нет Х-стилистики?

Стив Маттин: Мы хотели сделать изменения настолько быстро, насколько это возможно. Кроме того, нам нужно дифференцировать автомобиль от Весты, а также понять, какие изменения захочет увидеть покупатель. Вдобавок ко всему, нужно уложиться в определенный бюджет, который был заложен в продукт. В итоге мы решили сфокусироваться на новом передке, немного изменить заднюю часть и интерьер. Мы старались сделать автомобиль более конкурентоспособным на рынке.

Лада Vesta Платина ›
Бортжурнал ›
История лада Веста. Часть 2

Всем привет, до этого я постил (www.drive2.ru/l/474212219307950101/) запись об истории создания лады Весты.

Сейчас речь пойдёт больше о тех кто создавал Весту и больше не работает на АВТОВАЗе. С одной стороны — это повод задуматься о качестве будущих моделей, а самое главное о новинках, не будет ли завод выпускать ещё 10 лет на базе Весты новые авто, как это было с самарами.

Как же так получилось, что сегодня инженеры и руководители, которые начинали работу над LADA Vesta, не работают на АВТОВАЗе?
Многое можно объяснить борьбой за панель поставщиков. Вернее в выборе этих самых поставщиков комплектующих. В процессе номинации поставщиков на проект были очень серьёзные противоречия с альянсом. Непрозрачные условия номинации, которые прояснялись уже только после реальной номинации, были крайне непопулярными на АВТОВАЗе, но активно лоббировались тогдашним директором по инжинирингу. Руководителям проекта французы говорили: заимствуйте то, что мы применяем на машинах Renault. Можно было конечно и согласиться, но тогда условия должны были быть понятными. В противном случае проект вступает в рискованную финансовую фазу.
Например есть поставщик контроллеров Bosсh или Ителма, а конструкторам говорят: выбирайте другого. Хорошо, но как же программное обеспечение? Французы настаивали: идите и договаривайтесь. А новый поставщик при этом говорит: мы еще подумаем, будем мы вам поставлять или не будем, и за какие деньги будем поставлять. То есть — это большие финансовые риски, неопределенные риски.
Как уже говорилось, заслуга такого неоригинального «подхода» к поставщикам принадлежит бывшему директору по инжинирингу — Алену Дибуану (экс-вице-президент по продуктам и программам АВТОВАЗа. Уволился с завода 1 июня 2015 года — авт.).
С одной стороны Дибуан положительно повлиял на развитие НТЦ, в том числе на обучение, на структурирование работы. С другой стороны он возможно имел цель максимизировать количество поставщиков Renault в проекты АВТОВАЗа. И эта работа была поставлена очень непрозрачно. То есть «затаскивались» импортные поставщики на непонятных условиях. Жертвой поставщиков пали, видимо, Евгений Галкин и Сергей Шпилев (последний заработал на этой борьбе замечательную репутацию в RENAULT и был уволен в 2014 году). Курдюк и Силявин пали жертвой принятого решения по резкой смене поставщика пресс-форм, при этом претензии сформулированы не были, а просто попросили написать заявление.

Интересно, что Дибуан остался на своей позиции, несмотря на то, что решение по выбору поставщика пресс-форм по должности принималось им. Кстати, к моменту ухода Сергей Курдюк уже не был директором по инжинирингу автомобиля, хотя оставался на должности советника.
В 2014 году покинули компанию директор по качеству Фофана (его заслуги в создании системы качества производства и инжиниринга трудно переоценить, и это сказано без какой либо иронии), вице-президент по закупкам Кашапов Д.С, фактически лично занимавшийся организацией контрактной работы по проекту, вице-президент по инжинирингу Евгений Шмелев. Вместе с уходом этой команды фактически были разрушены стратегически важные результаты, достигнутые в организации современного процесса разработки. Это ситуация с руководством верхнего и среднего звена. Но очень похоже она развивается и на уровне технических специалистов. Может быть не так идеологически, может быть эти причины можно назвать более бытовыми. Однако любая такая причина может реализоваться и привести к уходу специалиста, либо не реализоваться как раз из-за проводимой руководством политики.
Не пришелся ко двору нелегкий в личном общении Евгений Щербак. Еще при Курдюке перешел из управления шасси в дирекцию по инжинирингу автомобиля, какое-то время занимался обеспечением качества автомобиля в действующем производстве, потом уволился, не имея возможности для реализации своих компетенций.
Ушел один из лучших специалистов по черному кузову в стране Валерий Рябов, практически распалась команда конструкторов по пластику (интерьер и экстерьер), утрачены компетенции по калибровкам. Интересно, что на проекте впервые в истории АВТОВАЗа применялась технология управления ключевыми характеристиками с использованием алюминиевого калибра автомобиля (так называемого PUG). К моменту, когда пришло время использования этого дорогостоящего инструмента (стоимость около 1 миллиона евро), людей, кто знал как его использовать, на ВАЗе практически не осталось (за исключением Лепешкина А.Б.). По слухам, его применили один раз, но увидев реальные результаты, молодые и талантливые руководители проекта с «Маруси» фактически запретили его использовать. А последнее слово как всегда сказал Бу Андерссон. Проходя мимо PUG он спросил, что это. Видимо никто не смог объяснить, и любящий порядок майор шведской армии приказал его убрать. Может и не со зла. Просто зачем это здесь стоит? И по слухам же, это технологическое чудо порезали сварочными аппаратами. Может, это действительно слухи, PUG по-прежнему приносит пользу АВТОВАЗу? Ведь такого уровня калибры должны бы сопровождать выпуск автомобиля до самого конца.
Что сегодня может АВТОВАЗ
Разработать собственный автомобиль «с нуля» на заводе уже невозможно. Можно сконструировать накладку панели приборов и заявить о модернизации автомобиля. Людей, которые смогли бы с начала и до конца сделать проект, сконцептировать его, на заводе уже не осталось. Директора есть, бизнесмены, но здесь, в создании автомобиля важна еще техническая поддержка, руководители проектов.
PS. Прошлой осенью, проезжая мимо здания бывшей коммерческой дирекции АВТОВАЗа, я обратил внимание на фирменную ладью у забора (на фото). Водружать ее на крышу никто и не собирался (завод к тому времени уже решил избавиться от здания). Сброшенный шильдик — это своеобразный памятник современному АВТОВАЗу. Люди, которые создавали флагман линейки LADA тоже оказались «сброшенными» с предприятия, а запущенный в продажу XRAY – это уже чистокровный «француз». Странно, что на крышу заводоуправления до сих пор не установлен серебряный ромбик. Впрочем, история АВТОВАЗа продолжается. Правда это уже другая история. История, в которой сегодня нет места собственным, отечественным разработкам серийного легкового автомобиля.

Стартовало серийное производство LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross

11 сентября 2017 года дан старт серийному производству двух новых моделей — LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross. Первые автомобили сошли с конвейера завода Группы АВТОВАЗ — LADA Ижевск.
LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross дополнили модельный ряд LADA Vesta, одного из самых востребованных автомобилей на российском рынке: по итогам 8 месяцев 2017 года он занимает 3-ю строчку рейтинга продаж. Новые модели объединили в себе экспрессивный дизайн с чертами кроссовера. Яркие и стремительные, они воплощают в себе новую философию комфорта и функциональности.
Изначально перед инженерами была поставлена задача создать автомобиль образцовой надежности и качества. В процессе подготовки серийного производства было испытано более 100 прототипов LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross, которые тестировались в лабораторных и дорожных условиях, успешно прошли краш-тесты и испытания на надежность с полной нагрузкой по специальной булыжной дороге, грунтовым и гравийным трассам. Новинки прошли циклы климатических исследований в термокамере при температуре от минус 40 до плюс 55 градусов. Проведенные проверки подтвердили высокий уровень безопасности и надежности новой конструкции.
Особое внимание было уделено тонкой настройке подвески LADA Vesta SW с учетом нового распределения массы автомобиля. Для LADA Vesta SW Cross удалось разработать уникальный вариант подвески с увеличенным дорожным просветом и эффективным балансом между изначально присущей LADA Vesta азартной управляемостью и комфортом. В конструкцию кузова были внедрены 33 дополнительных штампованных детали, позволившие увеличить жесткость кузова на кручение и тем самым улучшить маневренность и вибро-акустический комфорт.
Для запуска производства LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross в Ижевске была освоена штамповка 79 новых и модифицированных кузовных деталей, проведена модернизация цехов сварки, окраски и сборки — только на конвейере появилось 38 новых технологических операций. Первый предсерийный автомобиль LADA Vesta SW отправился в учебный класс, где проходит подготовку персонал автозавода.
Автомобили LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross дополнили модельный ряд завода LADA в Ижевске, где сегодня уже производятся лифтбек LADA Granta и седан LADA Vesta.
Продажи LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross начнутся осенью 2017 года.
Дополнительные фото доступны .
Видео с производства LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross — по .