Масла из газа

nikitskij ›
Блог ›
Моторное масло Shell из природного газа!

Месяц назад я побывал в исследовательском центре «Шелл» в г. Гамбурге, где впервые увидел бесцветное моторное масло, преобразованное … из природного газа!

Немножко терминологии для понимания. Революционная технология Shell PurePlus заключается в преобразовании природного газа в кристально чистое базовое масло. Оно практически не содержит примесей, характерных для масел из сырой нефти, и используется для создания высококачественных синтетических смазочных материалов. В итоге, Shell PurePlus способствует снижению потребления масла и стоимости обслуживания, увеличению срока службы ДВС, гораздо большей чистоте двигателя, а также повышению экономии топлива.

Моторное масло нового поколения Shell Helix Ultra благодаря уникальному сочетанию технологий Shell PurePlus и Active Cleansing Technology позволяет двигателю автомобиля оставаться таким чистым, как будто он только что сошел с конвейера завода. Базовые масла на основе технологии Shell PurePlus кристально чистые. Однако готовые моторные масла, произведенные на основе технологии Shell PurePlus, имеют традиционный янтарный цвет. Это связано с добавлением в продукт пакета присадок.

Специалист по маслам нам рассказал про полевые испытания инновационного продукта Shell Helix Ultra с технологией Shell PurePlus на автомобилях Mercedes Benz C 200 CGI с двигателем OM 271 860 (бензиновый), прошедших в общей сложности 100 000 км каждый (в среднем 1300 км в день) на территории Германии, при этом интервал замены масла составлял 25 000 км. После прохождения 100 000 км двигатели автомобилей разбирались полностью и оценивались на предмет наличия и количества различных отложений. Детали двигателей выглядели, как только что сошедшие с конвейера.

Для воплощения технологии Shell PurePlus в жизнь, “Шелл” инвестировал более 18 миллиардов долларов в реализацию проекта по строительству крупнейшего в мире завода Pearl GTL в Катаре! Завод в Катаре производит около 1 млн тонн базовых масел в год из природного газа по технологии Shell PurePlus, добыча которого ведется на шельфе месторождения Nord Field в Персидском заливе.

Но вернемся в Гамбург. Исследовательский центр «Шелл» в Гамбурге занимается исследованиями в области топлива, смазочных материалов и всем, что с этим связано. Достаточно секретное место, поэтому за мной ходил специально приставленный сотрудник-)

В центре работает 250 сотрудников: химики, инженеры, технологи и ассистенты, которые работают над улучшением имеющейся продукции и разработкой новой.

Работы ведутся в тесном сотрудничестве с ведущими производителями автомобилей и техники и конечными потребителями.

Нет наверно двигателя в мире, который бы тут не протестировали!

Это не случайно, в центре Shell проводят специальные исследования с использованием двигателей, трансмиссий, и автомобилей

Тестирование влияния моторного масла на экономию топлива проходит в специальном помещении, где установлен динамометр.

Динамометрические стенды позволяют проводить разнообразные испытания моторных и трансмиссионных масел, объединяет все эти испытания то, что автомобиль находится в условиях максимально приближенных к реальной эксплуатации.

В исследовательском боксе автомобиль на шасси можно разгонять до 150 км/ч, изменять температуру от -40 до +50 С, имитировать потоки воздуха.

Управлять автомобилем может человек или робот, в зависимости от целей исследований. В данном случае тестировали BMW.

Наиболее часто такие шасси служат для испытаний на экономию топлива.

Нам была предоставлена возможность «поуправлять» таким автомобилем. Эта задача, оказалась не из легких. Необходимо было слажено работать педалями сцепления и газа-)

«Исследовательская» заправка

а мини-заводе во время экскурсии по центру происходило смешивание масел для гонок «Формулы-1», команды Ferrari.

Мини-завод служит ряду целей: изготовление пробных партий пока нетоварных рецептур для проведения стендовых испытаний, изготовление масел для гонок и первой заливки Ferrari, изготовление ограниченных партий масел для специальных исследований производителей техники.

За время посещения исследовательского центра я узнал столько нового, что теперь хоть в ученые иди!-)

Надеюсь, вам было интересно!

Применение моторного масла из природного газа

GTL – моторное масло из природного газа. Технология его производства была разработана почти сто лет тому назад. Несложная задача для химиков. Забавно, но чтобы газообразный метан превратился в жидкое масло, ему пришлось трансформироваться в твердое вещество – белоснежный парафин, синтез которого происходит в результате частичного окисления метана с выделением угарного газа и водорода. И вот уже они под воздействием катализаторов превращаются в промежуточный парафин. Что с ним делать, химики выяснили еще раньше. Методом гидрокрекинга длинные цепочки изомеров «режутся» на короткие, и на выходе получаются прямогонный бензин, дизельное топливо и масла.

Чтобы изготовить масло из газа, его сначала превращают в твердый белый парафин путем окисления метана с выделением угарного газа и водорода.

Не подмажешь – не поедешь

Трение, если только его сила не используется для торможения или сцепления, вечная головная боль инженеров и механиков. Трение снижает КПД двигателя и увеличивает износ соприкасающихся деталей. Еще древние египтяне и античные греки использовали масла и жир, чтобы облегчить скольжение. Прошли тысячелетия, и индустриальное развитие техники в начале XX в. вывело производство масел на уровень промышленных масштабов. Возросли требования к качеству и номенклатуре.

Автомасла бывают на минеральной, синтетической и полусинтетической основе.

Деготь, растительные масла и животные жиры сдали позиции под натиском нефти и угля. Сырье из полезных ископаемых давало большие объемы при удешевлении стоимости. Со временем ситуация менялась. Нефть и уголь перестали быть дешевыми, зато были открыты и освоены огромные запасы газовых месторождений. После чего выяснилось: продукты переработки газа успешно конкурируют с аналогами из других природных материалов. Моторное масло – это смесь основы (базовое масло) с присадками, обеспечивающими необходимые технические свойства.

Современные масла подразделяются на:

  • минеральные – их получают в результате разделки и очистки нефти (природной смеси жидких углеводородов);
  • синтетические – продукт синтеза органических и неорганических компонентов.

Соответственно, моторное масло из природного газа относится к синтетическим и представлено на рынке длинным списком, где сорта различаются как по составу, так и по техническим характеристикам.

Корова не только молоко и мясо

Под природным газом понимают смесь газов в недрах Земли, образовавшихся в результате разложения органики вне доступа кислорода. В основном это метан, доходящий в некоторых месторождениях до 98%, и, естественно, именно он является сырьем для производства моторных масел.

Состав природного газа.

Рост нефтяных цен, развитие технологий, ужесточение экологических требований подстегнуло поиски альтернатив. Некоторые направления оказались удачными. Так, например, разлагающиеся отходы животноводства при умелой утилизации способны давать ощутимый выход метана. Чаще всего он идет на технические нужды или обогрев зданий.

Однако при индустриальном размахе молочного производства объем газа становится таким, что появляется идея синтезировать моторное масло как самостоятельный, сопутствующий продукт. Возможно, некоторое время спустя промышленная ферма станет многофункциональной: с одной стороны идет отгрузка молока и сливочного масла, а с другой – технических масел и пластмасс. Подобный процесс можно запустить на предприятиях переработки сельхозпродукции или на фабриках по утилизации мусора либо отходов древесины. Химическая промышленность развивается быстро, и не все государства могут похвастаться обилием природных ископаемых. Зато мусор и навоз найдется всегда, как и технология получения газа.

Шелл не чижика съел

Голландская компания Royal Dutch Shell является лидером производства моторных масел из природного газа, его можно узнать по аббревиатуре GTL (gas to liquid = из газа в жидкость). Надо отдать должное: голландцы действительно отвоевали солидный сегмент рынка и продолжают наступать. Они проводят активную рекламную и маркетинговую политику, вплоть до организации пресс-туров на свои предприятия с приглашением журналистов и блогеров из разных стран, включая Россию.

Голландская компания Royal Dutch Shell является лидером производства моторных масел из природного газа, которого можно узнать по аббревиатуре GTL.

По всему миру уверенно продвигается линейка шелловской продукции под общим брендом Shell Helix Ultra. Она включает десятки масел, применяемых для различных целей. Производитель, основываясь на статистике и независимых исследованиях, доказывает, что GTL превосходят по качеству масла, произведенные традиционно из нефти или синтетические на основе ПАО (полиальфаолефинов) или полиэстеров.

Конкуренты возражают, утверждая, что шелловским маслам присущи следующие недостатки:

  • теряют качество при низких температурах;
  • обладают низкой полярностью, масло не удерживается на металле и быстро стекает, особенно в мороз;
  • показывают слабые окислительные свойства, без присадок не выдерживают 24 часовой тест на окислительной машине.

Шелл не соглашается и каждый сезон предлагает улучшенные модификации товара. Тот самый случай, когда подстегивающая конкуренция идет на пользу потребителя. Судя по нынешнему тренду, синтетические GTL масла будут и дальше наступать по всем фронтам рынка. Пока есть газ, производство масел не иссякнет.

Девушкам на заметку

Конечно, автомобильная промышленность – главный потребитель моторного масла, но как всегда химия дает побочный эффект на пользу человечеству. Очищенная GTL-синтетика кристально прозрачна, не имеет цвета, ее запах практически неуловим, на что сразу обратили внимание косметологи. Их привлекла низкая цена продукта, она ниже по сравнению с традиционными природными материалами. Компоненты GTL используются в косметике таких фирм, как Шисейдо, Олаз и Нивеа, хоть они это и не афишируют.

Вязкость – главный показатель качества моторного масла, основная характеристика.

Как девушка внимательно выбирает крем, духи и помаду, точно так же автолюбитель придирчиво осматривает полки, где выставлены образцы масел. На что в первую очередь нужно обратить внимание:

  1. Сезонность – масла бывают зимние и летние. Латинская W подсказывает, что для зимы (winter).
  2. Вязкость, существуют 12 (от 0W до 60) показателей этого свойства. Какая вязкость масла требуется механизму, обычно указано в технической документации.
  3. Температурные показатели, вязкость находится в прямой зависимости от температуры рабочей среды. Марка HTHS обозначает масла, что используются при высокой температуре и обеспечивают прочность на сдвиг (High Temperature High Shear Rate).
  4. Химический состав основы (базовое масло) и компоненты присадок.
  5. Рекомендации с форумов потребителей и производителей.

По всем параметрам моторные масла из природного газа обладают несомненными преимуществами. Смогут ли они удержать лидерство, покажет время. Главное, чтобы оставался выбор, а владелец автомобиля сам решит, что для него лучше: GTL-продукты или традиционные масла.

Моторное масло из природного газа

В 1970 году компания «Shell» произвела небывалый прорыв в производстве топлива и смазок. Имея мощную для того времени научную базу, концерн впервые в мире смог преобразовать газообразное вещество в жидкость. И вот уже полвека никто не может повторить подобное. Оставаясь монополистами в данной области, ученые пошли дальше и на основе своих открытий выпустили масло моторное из газа, которое по всем своим характеристикам превосходит аналоги из нефтепродуктов.

Что представляет собой моторное масло из газа

В шестидесятые годы двадцатого века, занимаясь нефтяными скважинами, компания впервые для себя открыла месторождение природного газа. Заняться исследованием нового сырья ученых заставило не только любопытство. В это время в мире свирепствовал нефтяной кризис, и дальновидные руководители концерна решили вложить немалые деньги в разработку проекта, в надежде на будущую перспективу.

Осознав, что природные ресурсы не бесконечны, человечество стало искать им замену. На помощь минеральным маслам пришли синтетические. Качество такого искусственного масла бывает в разы выше природного. Но из-за сложности производства цена таких смазок тоже может подняться в несколько раз.

Масло, изготовленное из природного газа, имеет все положительные свойства минеральных смазок. А при добавлении запатентованных фирмой активных присадок становится синтетическим, со всеми вытекающими последствиями для общей характеристики. Соединение двух разных по природе факторов имеет свои плюсы и минусы. Причем положительная сторона перевешивает отрицательную во много раз. Это подтверждает моторная смазка Helix Ultra.

Двигатели автомобилей, использующих это масло, меньше подвержены износу и остаются чистыми намного дольше своих собратьев, эксплуатирующих даже лучшие сорта синтетических смазок. К тому же расход топлива становится меньше.

Справка: «Газпром» и Shell подписали договора, по которым в России уже построен и еще будут строиться заводы по производству сжиженного природного газа.

Технология производства масла

В отличии от сырья из нефти, у метана отсутствуют примеси. Поэтому он лучше всего подходит для переработки. Название Gas – TO – Liquid дословно переводится, как «газ в жидкость». А аббревиатура «GTL» стала логотипом линейки масел, созданных по этой технологии.

Первоначально метан превращают в новый синтез газ. Для этого его окисляют (воздействуют кислородом) в специальной установке, откуда он направляется для дальнейшей обработки в специальный реактор, но уже в виде «маленьких молекул» угарного газа и водорода. В реакторе при взаимодействии с катализатором и происходит синтез жидких углеводородов.

Важно! Это действие называется процессом синтеза Фишера — Тропша и открыто оно еще сто лет назад. Но на данный момент только компания Shell имеет такое сверхдорогостоящее оборудование для промышленного производства по этому методу.

Затем полученная жидкость вытекает из реактора, охлаждается по пути естественным образом и загустевает до состояния парафина. По сути это и есть базовое масло, имеющее длинную молекулярную цепочку. Такой синтез назвали технологией «Shell Pure Plus». Помимо получения базового продукта, главной целью всего процесса является достижение максимально возможного качества. От этого напрямую зависит кондиция всех конечных изделий.

На самой финальной стадии происходит гидрокрекинг – разделение длинных цепочек углеводорода на небольшие части. Такие гидрокрекинговые цепочки содержат в себе: искомое GTL масло, дизельное топливо, керосин, бензин и моющие средства. Присутствует даже сырье, из которого производят пластик и косметику.

Преимущества GTL масла

Партнерами концерна «Shell» являются такие монстры автомобилестроения, как Ferrari и Maserati. Эти компании давно и целиком перешли на использование GTL масла. Причем не только для гоночных болидов, но и для машин повседневного использования. Этот факт только доказывает превосходство данного масла над другими смазками. Отзывы экспертов этих компаний подтверждают, что продукт:

  • является экологически чистым;
  • имеет природную основу с синтетическими свойствами;
  • способствует экономии топлива;
  • надежно защищает двигатель;
  • доступен по цене (успешно конкурирует с самыми лучшими синтетическими смазками).

Природное сырье, усиленное искусственными присадками, при сгорании не выбрасывает в атмосферу вредных веществ. Великолепные свойства конечного продукта усиливают защиту от трения, продлевая жизнь мотору автомобиля. Масло позволяет экономить 2-3% топлива, увеличивая мощность двигателя своим составом. Причем мотор остается чистым, даже если машина проехала более 2000 км.

Дорогостоящим является только оборудование для изготовления GTL масла. Само производство относительно недорогое. Как следствие, при отличном качестве цена рыночного товара не выше, чем у конкурентов.

Интервалы замены

По словам руководителя лаборатории компании Shell, частая замена масла только улучшит общее состояние мотора, и он не узнает, что такое износ или отложения. Под словом «часто» подразумевалось расстояние в 5000 км. Автобаны Европы позволяют без проблем для двигателя проехать до 30 000 км. А вот по российским дорогам рекомендуется замена масла после каждых 15 000 км.

Уже сейчас ясно, что за такими смазками будущее: экологически чистый выхлоп при сгорании в совокупности с правильно организованным производством. Недалеко то время, когда все городские свалки будут оборудованы многопрофильными комбинатами. Ведь при переработке мусора нетрудно добывать метан. А кислород можно брать прямо из воздуха.

Справка: более половины опрошенных российских автолюбителей утверждают, что масла Лукойл не уступают по качеству Shell.

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Концерн Шелл же в течение нескольких десятков лет создает продукт, пока что недоступный конкурентам – моторное мало из газа – по специальной технологии, разработанной инженерами-технологами компании. Переводя природный газ в жидкое состояние, они смогли получить чистейшее базовое масло, имеющее высокие качественны характеристики.

Моторное масло из газа (GTL)

Сегодня на автомобильном рынке можно встретить огромное количество видов моторных масел, различающихся и по качеству, и по методу производства, и по цене. Очень дорого стоит смазка, изготовленная методом органического синтеза и отличающаяся высоким качеством. Минеральные масла производятся из очищенных, прошедших переработку нефтепродуктов. Стоимость такого продукта намного меньше, но качество уступает синтетическим продуктам. Несколько лет назад фирма Shell Lubric NTS Marketing смогла создать моторное масло из газа – новейший смазочный материал, сразу привлекший внимание.

Технологический процесс изготовления смазки из газа

Чтобы создать такое масло, необходимо иметь дорогостоящую аппаратуру, позволяющую провести сложнейший химический процесс. В качестве сырья для изготовления используется:

  • Метан;
  • Кислород.

Надо сказать, что метан был выбран не случайно. В его составе отсутствуют вредные примеси, встречающиеся в больших количествах в других нефтепродуктах. В какой последовательности проходят технологические операции:

  • Необходимое количество газов подается в установку.
  • Начинается процесс газификации поступивших веществ. В результате происходит создание нового синтез-газа.
  • Затем, полученное вещество отправляется в реактор, где оно перемешивается со специальными катализаторами. Они дают начало синтезу жидких углеводородов.
  • После выхода продукции из реактора, новое вещество оставляют отстаиваться на несколько часов, выдерживая температуру окружающей атмосферы. Она изменяет структуру вещества. Из очень жидкого оно становится воскообразным.

Завершающей операцией становится гидрокрекинг. Другими словами, происходит расщепление длинных углеродных цепочек на мелкие. Именно от этого процесса в дальнейшем зависит качество смазывающего материала.

Какие преимущества характерны для смазки из газа

Структура моторного масла из природного газа никогда не меняется. В результате двигатель может нормально работать при любой температуре. Ему не страшна жара или большой мороз. Такое качество оценили водители гоночных автомобилей, на которых установлены мощные двигатели.

Процесс получения газового автомасла стоит не очень дорого, поэтому можно легко открыть оптовое производство.

Благодаря технологии Shell PurePlus значительно экономится топливо, примерно на 2-3%.

В состав входят самые разные присадки, придающие продукту свойства синтетической смазки. Очень качественной считается синтетика Helix Ultra, изготовленная на базе технологического процесса Shell PurePlus.

Смазка отличается великолепными свойствами. Она надежно защищает все детали двигательной системы, особенно трущиеся поверхности, от преждевременного износа. В результате увеличивается срок работы двигателя и, соответственно, отодвигается необходимость капитального ремонта.

Стоимость такого масла обычно не превышает цены на аналогичные виды синтетических смазывающих жидкостей. Однако его характеристики намного выше. Двигатель, работающий на нем, всегда остается чистым, даже после пробега 2000 км. В моторе можно обнаружить только следы от сгоревшего топлива.

Уже сейчас становится понятно, насколько сильно масло из газа Helix Ultra отличается своими характеристиками от обыкновенных смазывающих продуктов. Его применение делают работу двигателя стабильной и плавной. Состав увеличивает мощность движка, а в выхлопе не обнаруживается вредных веществ. Можно сказать, что моторное масло из газа не загрязняет окружающую атмосферу.

Сегодня только компания «Шелл» остается единственным изготовителем масла на основе газа. Возможно, очень скоро таким производством займутся и мировые нефтяные компании.