Подготовка авто к зиме

Готовим машину к зиме

Тем водителям, которые не уверены в собственных силах мы бы советовали вообще не ездить зимой. А тем, кто не расстается со своим авто в любую погоду, нужно выложить немалую сумму для подготовки машины к зиме.

То, что надо

Зимой, каждым морозным утром можно стать свидетелем того, как автовладельцы «прикуривают» друг у друга аккумуляторы, «подтягивают» кого-то до ближайшей СТО или «дергают» машины на буксире.

Эксперты утверждают, что исправный автомобиль, который своевременно прошел профилактику, будет работать и при -30оС.

Пройти ТО автомобиля необходимо еще до наступления холодов. Нужно подзарядить аккумулятор, проверить состояние ходовой части, при необходимости заменить или долить масло, тормозную жидкость, антифриз, обработать сколы на днище и кузове, подготовить зимние шины.

Стоимость ТО в зависимости от выбранной станции и автомобиля стартует от $100.

Самый ходовой товар в сильные морозы – аккумуляторы. 80% покупателей приходят в магазины автозапчастей именно за ними.

Чтобы не оказаться в очереди за аккумулятором, следует еще до наступления морозов проверить и при необходимости дозарядить батарею. Лучше воспользоваться услугами специального аккумуляторного сервиса, где вам измеряют уровень электролита, заряда и сделают все возможное, чтобы вы в дальнейшем избежали проблем.

Масло масляное

Если согласно вашей сервисной книге приближается срок плановой замены масла, не ждите холодов и сделайте это уже сейчас. Проследите, чтобы масло соответствовало той температуре, при которой вы предполагаете эксплуатировать автомобиль.

Если вы заливаете масло одного и того же типа, но различной вязкости, то промывать двигатель не обязательно.

Но если вы, например, переходите с минерального масла на синтетическое, то без промывки не обойтись.

Следует сказать, что современные масла всесезонны, но производители рекомендуют выбирать масло такой вязкости, которая лучше всего подходит к температурным условиям эксплуатации.

Единственным обязательным условием является то, что масло должно быть оригинальным. Экономить на нем не стоит, потому, что скупой в этом случае может заплатить не дважды, а намного больше.

Зимняя резина

Краеугольным камнем при подготовке машины к зиме является резина. Если покрышки оставляют желать лучшего, то лучше не ездить вообще.

Замена шин – это обязательная мера безопасности. Ее нужно проводить в соответствии с дорожными условиями в вашем регионе.

Если вы ездите только по городу, то особой потребности, скажем, в шипованных покрышках нет. Но если покрышки вообще не соответствуют сезону, то это приводит не только к ДТП, но и к быстрому износу элементов ходовой части.

Например, буксование колес на снегу отражается на состоянии коробки передач.

Мы не рекомендуем превышать размерность шин, которая указана в руководстве эксплуатации, поскольку это изменит управляемость автомобиля, что весьма опасно в зимнее время.

В теплое время года водители даже не думают о том, что машину может занести на высокой скорости, при резком торможении или повороте. И только в экстремальных зимних условиях они к своему удивлению замечают, что машина потеряла управление.

Не следует экономить на шинах, они должны быть достаточно новыми, качественными и соответствовать сезону.

Важно! Помните, что «всесезонных» шин не существует!

Шины с надписью «all seasons» – это обыкновенные летние покрышки, которые предназначены для стран, в которых круглый год относительно тепло: Испании, Италии, некоторых американских штатах…

Для России и стран СНГ они не подходят ни для лета, ни для зимы.

Ни одна модель демисезонных колес не удержит сцепления с дорогой, покрытой снегом. Поэтому вы рискуете не только своей жизнью, но и жизнью других людей.

В общем, нужно иметь два комплекта резины – летний и зимний и без вариантов. В пользу этого аргумента свидетельствует и тот факт, что колеса, которые эксплуатируются круглый год, быстро потребуют замены. В итоге, потратиться все равно придется…

А автовладельцы, которые эксплуатируют зимние и летние комплекты колес в течение пяти лет могут не думать об их обновлении. И если учесть, что сейчас намного чаще меняют машины, то это достаточно долгий срок.

Что еще необходимо зимой

Какие бы колеса вы не поставили, все равно вы не застрахованы от случаев, когда потребуется буксировочный трос. Если не для вас, то для помощи другим водителям.

Кроме троса накануне зимы нужно прикупить и другие полезные мелочи. Например, метелку и скребок для уборки снега и льда. А в связи с тем, что снег может выпасть в любой момент, сделайте это заблаговременно.

Жидкость для стеклоомывателя не единожды спасет вас от неприятностей в условиях зимней слякоти. Раствор шампуня или вода могут замерзнуть в патрубках и резервуаре, поэтому купите специальную морозостойкую жидкость.

Они бывают содержащими моющие вещества, ароматизированными, готовыми к употреблению сразу или концентрированными, которые необходимо дополнительно развести водой.

Стеклоочистители

Если ваши «дворники» служат более двух лет, неплотно прилегают к стеклу, оставляют на нем разводы или вообще соскальзывают во время работы, то пора подумать об их замене.

Сегодня на рынке существует три варианта замены стеклоочистителей: универсальные, фирменные, и специальные зимние, оснащенные крылышками для снега.

Специальная автокосметика — полироль или твердый воск для использования после мойки.

Эти средства уберегут кузов автомобиля от высокой влажности, заледенелой грязи и вредного воздействия соли, а соответственно – от коррозии.

Еще до снегопадов лучше проверить днище машины на стенде и обработать специальной автохимией места сколов.

Если вы хотите обработать днище спреем от коррозии, то это нужно делать в сухую теплую погоду. Предварительно нужно вымыть и высушить машину, обработать сколы, а уже после этого применять битумную антикоррозийную защиту или красить защитным средством.

Специальная размораживающая жидкость

С ее помощью вы спасете от примерзания замки багажника, дверей и люк бензобака. Не забывайте, что оставлять ее в машине не стоит, изнутри она вам точно не поможет.

Советы «бывалых» водителей

1. Никогда не пытайтесь убрать ледяную корку на лобовом стекле стеклоочистителями. Во-первых, они для этого не предназначены, а во-вторых, это может привести к перегоранию электропривода.

2. Нельзя поливать обледенелое стекло из бачка омывателя, поскольку в этом случае «дворники» автоматически включатся.

3. Если убираете с машины снег – то почистите ее всю, в противном случае во время движения оставшийся на крыше наст будет сползать и осыпаться не только заднее и переднее стекло, но и на окружающих.

4. Не стоит очищать скребком окрашенные детали кузова, воспользуйтесь специально метелкой или щеткой.

5. Снимать ледяную корку лучше всего с прогретого авто. В этом случае она снимется легко и без неприятных последствий.

6. Никогда, даже в самой экстренной ситуации не обливайте зеркала заднего вида, стекла, замки и любые другие части автомобиля горячей водой. Это не только может привести к образованию трещин из-за резкого перепада температур, но и к тому, что залитая в замки вода будет постоянно замерзать.

7. В связи с тем, что отечественные дороги обрабатываются песком и солью, машину зимой нужно мыть как можно чаще. Дело в том, что эта смесь крайне вредна для лакокрасочного покрытия и деталей кузова. А после мойки машину нужно тщательно высушить и обработать твердым воском или полиролем.

На рынке сегодня продаются также специальные препараты для обработки колесных дисков, днища и других «зон риска».

8. Поменяйте в салоне текстильные коврики на резиновые, которые защитят пол, и не будут впитывать влагу.

9. Прогревайте машину до тех пор, пока из печки не пойдет теплый воздух, а до нормального уровня температура поднимется уже во время движения.

10. Перед запуском двигателя опытные автолюбители советуют «мигнуть» дальним светом, чтобы немного снизить нагрузку на «подогретый» аккумулятор.

11. Не крутите стартер бесконечно: если машина не завелась в течение 20 секунд, то дальнейшие попытки только «посадят» аккумулятор. В этом случае надо принимать какие-то меры.

12. Также для снижения нагрузки «бывалые» автомобилисты советуют включать зажигание при выжатом сцеплении.

13. Перед тем как закрыть машину на ночь, лучше охладить салон так, чтобы добиться минимальной разницы между температурой внутри авто и на улице. Это предотвратит образование ледяной корки в случае выпадения осадков.

14. Дальновидные люди отжимают «дворники» от стекла, чтобы они не примерзли.

15. Избегайте зимой езды «накатом» и тормозить с выключенным сцеплением.

Отечественные дороги в зимнее время – это испытание не для слабонервных, поэтому будьте предельно внимательны и не экономьте на подготовке машины к зиме.

Зимой пони­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, услож­няя старт дви­га­те­ля, доро­га ста­но­вит­ся скольз­кой, пес­ча­но-соле­вая смесь раз­ру­ша­ет лако­кра­соч­ное покры­тие, вызы­вая кор­ро­зию. Под­го­тов­ка маши­ны к зиме необ­хо­ди­ма, что­бы избе­жать поло­мок, дорож­ных про­ис­ше­ствий в холод­ную пого­ду и сохра­нить маши­ну в хоро­шем состо­я­нии. В этой ста­тье рас­смот­рим, какие про­це­ду­ры нуж­но про­из­ве­сти над маши­ной, что­бы она успеш­но экс­плу­а­ти­ро­ва­лась зимой, а вожде­ние было без­опас­ным.

Подготовка машины к зиме

К зиме луч­ше под­го­то­вить­ся зара­нее. Нуж­но решить все мел­кие про­бле­мы с авто­мо­би­лем, кото­рые игно­ри­ро­ва­лись в тёп­лый сезон, что­бы они не усу­гу­би­лись в холод.

Нуж­но обра­тить вни­ма­ние в авто­мо­би­ле на сле­ду­ю­щее:

  • Про­те­сти­руй­те акку­му­ля­тор у спе­ци­а­ли­ста или сами, а при необ­хо­ди­мо­сти заме­ни­те его новым. Низ­кая тем­пе­ра­ту­ра сни­жа­ет ёмкость бата­реи, вли­я­ет на мощ­ность, кото­рую она выда­ёт. Что­бы дви­га­тель нор­маль­но заво­дил­ся, бата­рея долж­на быть в хоро­шем состо­я­нии. Если на клем­мах обра­зо­ва­лись окис­лы, то их нуж­но уда­лить, потом сма­зать кон­так­ты (когда клем­мы уже оде­ты и при­кру­че­ны) спе­ци­аль­ной защит­ной смаз­кой. Мож­но исполь­зо­вать подо­гре­ва­тель для акку­му­ля­то­ра, но самое глав­ное, что­бы он был все­гда заря­жен (акку­му­ля­тор не замёрз­нет, если он пол­но­стью заря­жен). Нуж­но пери­о­ди­че­ски про­ве­рять заряд бата­реи, а при необ­хо­ди­мо­сти заря­жать. При заряд­ке акку­му­ля­тор не толь­ко заря­жа­ет­ся, но и нагре­ва­ет­ся.
  • При очень силь­ном моро­зе мож­но поло­жить по капот спе­ци­аль­ное оде­я­ло для дви­га­те­ля. Оно сни­жа­ет ско­рость осты­ва­ния мото­ра на несколь­ко часов, если маши­на дол­го сто­ит не заве­дён­ная.
  • Систе­ма охла­жде­ния долж­на быть чистой (про­мы­та при необ­хо­ди­мо­сти), потом запол­не­на хоро­шим анти­фри­зом. Нуж­но изме­рить пока­за­те­ли анти­фри­за, а при необ­хо­ди­мо­сти, заме­нить его новым. Тер­мо­стат дол­жен исправ­но рабо­тать. Систе­ма отоп­ле­ния-вен­ти­ля­ции-кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния воз­ду­ха так­же долж­на исправ­но рабо­тать. Это нуж­но не толь­ко для того, что­бы води­тель с пас­са­жи­ра­ми не замер­за­ли в салоне, но так­же для обду­ва сте­кол транс­пор­та и обес­пе­че­ния хоро­шей види­мо­сти для води­те­ля.
  • Перед зимой нуж­но про­из­ве­сти диа­гно­сти­ку дви­га­те­ля, устра­нить все про­бле­мы (пло­хой старт, неров­ный холо­стой ход, ухуд­ше­ние мощ­но­сти и т. д.). В мороз все про­бле­мы толь­ко усу­гу­бят­ся.
  • Сде­лай­те пла­но­вое тех­ни­че­ское обслу­жи­ва­ние (поме­няй­те мас­ло с филь­тром (мотор­ное мас­ло долж­но оста­вать­ся доста­точ­но теку­чим в холод­ное вре­мя года), про­верь­те воз­душ­ный и салон­ный филь­тры, поме­няй­те топ­лив­ный фильтр, про­верь­те состо­я­ние рем­ня ГРМ и при­вод­ных рем­ней, поме­няй­те све­чи, почи­сти­те топ­лив­ные фор­сун­ки, если нуж­но).
  • Заме­ни­те покрыш­ки на зим­ние. Они име­ют более мяг­кую рези­ну и про­тек­тор боль­ше­го раз­ме­ра, дают боль­ший кон­троль води­те­лю на скольз­кой доро­ге. Даже когда тем­пе­ра­ту­ра опус­ка­ет­ся чуть ниже 5 гра­ду­сов по Цель­сию, лет­ние покрыш­ки ста­но­вят­ся твёр­ды­ми, не эла­стич­ны­ми, поэто­му обес­пе­чи­ва­ют худ­шее сцеп­ле­ние с доро­гой. Кста­ти, зим­ние и, так назы­ва­е­мые, все­се­зон­ные покрыш­ки име­ют огром­ную раз­ни­цу при дви­же­нии в мороз. Все­се­зон­ные, так­же как и лет­ние покрыш­ки твер­де­ют при тем­пе­ра­ту­ре ниже нуля, что ведёт к ухуд­ше­нию сцеп­ле­ния с доро­гой. Вне зави­си­мо­сти, какой при­вод име­ет маши­на, для боль­шей без­опас­но­сти исполь­зуй­те имен­но зим­ние покрыш­ки.
  • Зимой нуж­но изме­рить дав­ле­ние в шинах. В холод дав­ле­ние умень­ша­ет­ся, что повли­я­ет на управ­ля­е­мость.
  • Залей­те в бачок омы­ва­те­ля неза­мер­за­ю­щую жид­кость.
  • Заме­ни­те щёт­ки «двор­ни­ков».
  • Про­верь­те рабо­то­спо­соб­ность всех лам­по­чек. В зим­ний пери­од свет­лое вре­мя суток ста­но­вит­ся коро­че, а пого­да ухуд­ша­ет види­мость, поэто­му авто­транс­порт дол­жен быть хоро­шо виден. Все лам­поч­ки долж­ны исправ­но рабо­тать, а фары со стоп­сиг­на­ла­ми нуж­но регу­ляр­но чистить.
  • Перед ради­а­то­ром в холо­да обыч­но уста­нав­ли­ва­ют кар­тон­ку, что­бы мотор разо­гре­вал­ся быст­рее, а потом мень­ше охла­ждал­ся при дви­же­нии.

Подготовка кузова к зиме

Обес­пе­че­ние допол­ни­тель­ной защи­ты для маши­ны в холод­ный сезон жиз­нен­но важ­но, осо­бен­но для лако­кра­соч­но­го покры­тия кузо­ва, но так­же колёс, дни­ща и внут­рен­них поло­стей. Соль исполь­зу­ет­ся для уда­ле­ния льда на доро­гах, но так­же спо­соб­на раз­ру­шать крас­ку. Каче­ствен­ное защит­ное покры­тие для кузо­ва (воск, силант или кера­ми­че­ское покры­тие) в ком­би­на­ции с пра­виль­ным обслу­жи­ва­ни­ем сбе­ре­жёт крас­ку.

Нане­сти защит­ный слой мож­но само­сто­я­тель­но, либо в авто­сер­ви­се или на мой­ке.

Кера­ми­че­ское покры­тие слу­жит доль­ше вос­ка или силан­та, при этом тре­бу­ет мини­мум ухо­да. Его мож­но нано­сить на любые поверх­но­сти кузо­ва, вклю­чая крас­ку, стёк­ла, фары и пане­ли из твёр­до­го пла­сти­ка. Оно защи­тит от гря­зи и соли. Гид­ро­фоб­ные свой­ства кера­ми­че­ско­го покры­тия помо­га­ют мень­ше удер­жи­вать­ся сне­гу со льдом на кузо­ве.

Колё­са с покрыш­ка­ми тоже тре­бу­ют защи­ты, как и крас­ка кузо­ва. Для колёс суще­ству­ет спе­ци­аль­ный защит­ный воск. Он предот­вра­ща­ет при­ли­па­ние пыли от коло­док, защи­ща­ет от солей, оттал­ки­ва­ет снег и лёд. Тре­бу­ет­ся пери­о­ди­че­ское обнов­ле­ние слоя вос­ка, но резуль­тат сто­ит уси­лий.

Что должно быть в машине зимой?

  • Набор рези­но­вых ков­ри­ков не толь­ко защи­тит ковёр от вла­ги, гря­зи и соли, но так­же, если маши­на застря­нет, рези­но­вые ков­ри­ки мож­но поло­жить перед веду­щи­ми колё­са­ми, что­бы сдви­нуть маши­ну с места.
  • Поло­жи­те в багаж­ник щёт­ку со скреб­ком для стё­кол и малень­кую лопа­ту. Лопа­та помо­жет, если вы застря­не­те или облег­чит очист­ку авто­мо­би­ля, если её зава­ли­ло сне­гом.
  • Если авто­мо­биль зад­не­при­вод­ный, то луч­ше возить с собой неболь­шой мешок с пес­ком, что­бы под­сы­пать песок под зад­ние колё­са, если они сколь­зят, а маши­на не может тро­нуть­ся или про­ехать кри­ти­че­ский уча­сток.
  • Не лиш­ним будет при­об­ре­сти све­то­от­ра­жа­ю­щий жилет. Это обез­опа­сит вас, если маши­на сло­ма­ет­ся, и нуж­но будет нахо­дить­ся на доро­ге в тем­но­те.
  • В багаж­ни­ке дол­жен лежать тре­уголь­ник пре­ду­пре­жде­ния опас­но­сти на слу­чай дорож­но­го про­ис­ше­ствия.
  • В машине долж­ны лежать про­во­да для при­ку­ри­ва­ния.
  • Каче­ствен­ный бук­си­ро­воч­ный трос при­го­дит­ся, если нуж­но будет вытас­ки­вать вашу или чужую маши­ну.
  • Дер­жи­те в машине бал­лон­чик с WD-40. Им мож­но раз­мо­ро­зить замок при необ­хо­ди­мо­сти.
  • В машине долж­ны лежать тёп­лые пер­чат­ки.
  • Бери­те с собой заряд­ку для сото­во­го теле­фо­на, рабо­та­ю­щую от при­ку­ри­ва­те­ля. Это гаран­ти­ру­ет, что у вас будет теле­фон­ная связь, и вы смо­же­те вызвать помощь, если вдруг вы сло­ма­е­тесь в доро­ге.
  • Яркий сол­неч­ный свет на доро­ге, покры­той сне­гом, может давать ослеп­ля­ю­щий блеск, по этой при­чине луч­ше иметь в машине солн­це­за­щит­ные очки. Очки с поля­ри­зо­ван­ны­ми лин­за­ми подой­дут луч­ше все­го.

Как хранить машину зимой?

Место хра­не­ния авто­транс­пор­та долж­но быть сухим, луч­ше с бетон­ным полом, а не «голой» зем­лёй, так как от зем­ли будет повы­шать­ся влаж­ность, а кузов будет ржа­веть. Хра­не­ние на ули­це луч­ше, чем в тёп­лом гара­же с повы­шен­ной влаж­но­стью.

Эксплуатация машины зимой

Нуж­но при­го­то­вить­ся к любым про­ис­ше­стви­ям и полом­кам на зим­ней доро­ге.

  • Бен­зо­бак дол­жен быть все­гда хотя бы напо­ло­ви­ну пол­ным. Это сокра­тит кон­ден­са­цию, обра­зо­ва­ние кор­ро­зии внут­ри бака, а так­же облег­чит старт мото­ра холод­ным утром.
  • Не забы­вай­те регу­ляр­но мыть маши­ну зимой. Это улуч­ша­ет види­мость авто­транс­пор­та на доро­ге, а так­же умень­ша­ет веро­ят­ность появ­ле­ния кор­ро­зии на кузо­ве.
  • Выти­рай­те грязь сухой тряп­кой с уплот­ни­те­лей две­рей. При низ­кой тем­пе­ра­ту­ре гряз­ные и влаж­ные уплот­ни­те­ли могут при­мёрз­нуть к про­ёму, мешая откры­тию две­ри.
  • После мой­ки нуж­но удо­сто­ве­рить­ся, что маши­на пол­но­стью сухая, перед тем как выгнать её на мороз. Это предот­вра­тит замер­за­ние стё­кол и уплот­ни­те­лей две­рей.
  • Щёт­ки «двор­ни­ков» могут при­мёрз­нуть к лобо­во­му стек­лу при силь­ном моро­зе. Если их вклю­чить, то предо­хра­ни­тель может сго­реть. Поэто­му перед поезд­кой нуж­но очи­щать стек­ло и удо­сто­ве­рить­ся, что двор­ни­ки не при­мёрз­ли, ина­че их нуж­но осво­бо­дить и очи­стить ото льда. Закры­вай­те лобо­вое стек­ло оде­я­лом или покры­ва­лом, что­бы оно не обле­де­не­ло, а двор­ни­ки под­ни­май­те вверх, что­бы они не при­мер­за­ли.

Вождение зимой

Все­гда перед поезд­кой пол­но­стью очи­щай­те снег с маши­ны. Види­мость долж­на быть мак­си­маль­ной. Снег с кры­ши может упасть во вре­мя езды и создать про­бле­мы вам или дру­гим води­те­лям. Все­гда вклю­чай­те фары и про­ти­во­ту­ман­ки при езде в снег и туман.

тор­моз­ной путь может уве­ли­чить­ся в 10 раз по срав­не­нию с сухой доро­гой. Сни­же­ние ско­ро­сти поз­во­ля­ет оста­нав­ли­вать­ся в пре­де­лах дистан­ции, кото­рую вы може­те видеть на доро­ге, в слу­чае появ­ле­ния каких-либо пре­пят­ствий. Тор­мо­зи­те плав­но. Рез­кое тор­мо­же­ние, уско­ре­ние или быст­рые пово­ро­ты рулём могут деста­би­ли­зи­ро­вать маши­ну, что при­ве­дёт к поте­ре кон­тро­ля. Если нуж­но затор­мо­зить, а маши­на не обо­ру­до­ва­на систе­мой ABS, исполь­зуй­те метод пре­ры­ви­сто­го тор­мо­же­ния. Сна­ча­ла вы нажи­ма­е­те на педаль тор­мо­за, потом отпус­ка­е­те её, потом сно­ва нажи­ма­е­те. Этот метод предот­вра­ща­ет бло­ки­ров­ку, вызы­ва­ю­щую сколь­же­ние вме­сто оста­нов­ки.

Уско­ряй­тесь толь­ко посте­пен­но, посто­ян­но кон­тро­ли­руя ско­рость. Под­дер­жа­ние ско­ро­сти помо­жет заез­жать на гор­ки, про­ез­жать через снег и не застрять, но нуж­но под­дер­жи­вать толь­ко необ­хо­ди­мую ско­рость, что­бы при тор­мо­же­нии тор­моз­ной путь не пре­вы­шал нор­му.

Соблю­дай­те дистан­цию до маши­ны, еду­щую впе­ре­ди вас. Это осо­бен­но важ­но, когда еди­те в гору, так как если маши­на перед вами оста­но­вит­ся, то вам при­дёт­ся так­же оста­но­вить­ся и слож­но будет сно­ва тро­нуть­ся на скольз­кой доро­ге. Пла­ни­руй­те изме­не­ние дви­же­ния зара­нее, так как скольз­кая доро­га добав­ля­ет риск поте­ри кон­тро­ля транс­порт­но­го сред­ства.

Зоны повы­шен­но­го рис­ка со скольз­кой доро­гой, где нуж­но обра­щать повы­шен­ное вни­ма­ние:

  • Мосты
  • Обла­сти доро­ги в тени
  • Впа­ди­ны
  • Доро­га вбли­зи озе­ра или реки
  • Откры­тые ланд­шаф­ты

Если застря­ли в сне­гу

  • Вклю­чи­те «ава­рий­ку», надень­те све­то­от­ра­жа­ю­щий жилет и поме­сти­те пре­ду­пре­жда­ю­щий тре­уголь­ник на кры­шу маши­ны (если сле­те­ли с доро­ги) или несколь­ко мет­ров перед маши­ной (если маши­на на доро­ге). Потом позво­ни­те зна­ко­мым или вызо­ви­те эва­ку­а­тор, либо ищи­те помо­щи на доро­ге.
  • Если колё­са про­кру­чи­ва­ют­ся на сне­гу, мож­но поло­жить вет­ки под веду­щие колё­са, что­бы улуч­шить сцеп­ле­ние или под­сы­пать песок.

Печа­тать ста­тью

Snejana ›
Блог ›
ВАЗ подготовка к зимнему периоду=)

Каковы же особенности эксплуатации машины в это время? Что нужно знать и уметь владельцу «Жигулей»?

Мы попросили рассказать об этом автора вышедшей недавно в издательстве ДОСААФ книги «Автомобиль «Жигули» инженера Л. П. Шувалова.

Советы для тех, кто водит автомобиль ВАЗ, и не только для них
Начиная подготовку машины к зиме, прежде всего тщательно промойте кузов (снаружи и внутри), двигатель и трансмиссию. Если у вас нет специальных моющих средств, воспользуйтесь стиральным порошком типа «Новость». Не советую мыть мотор бензином или дизельным топливом – они разрушают изоляцию проводов и резиновые детали. Теперь, когда все сверкает, гораздо приятнее работать. Да и видно лучше.

К холодам нужно подготовить все системы. В двигатель залейте зимнее (М8Г №9) или, в крайнем случае, всесезонное (М10Г №10) масло. В коробку передач и задний мост – масло ТАД-17 или ТАД-10. Думаю, что вам это известно. Просто хочу напомнить.

Зазоры между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов отрегулируйте на холодном двигателе (плюс 15 – плюс 18o). Они должны быть не менее 0,15 мм.

В систему охлаждения «Жигулей» на заводе залит антифриз – водный раствор специальной жидкости ТОСОЛ-А или «Парафлу 11». Эти составы полностью равноценны взаимозаменяемы, но любые другие отечественные антифризы не годятся.

Учтите, что чистый ТОСОЛ-А замерзает при минус 21,5o, смесь с 20% воды – при минус 45o, если же воды в нем 35%, температура замерзания равна минус 65o (ТОСОЛ-А65), а когда воды 50% – минус 40o (ТОСОЛ-А40). Текучесть этих смесей увеличивается при низких температурах, поэтому, готовясь к зиме, нужно тщательно проверить, нет ли где подтеканий.

Крышку воздушного фильтра, которая регулирует забор воздуха, переставьте в «зимнее» положение. Для чего, – я думаю, объяснять не стоит.

Очистите бензобак от воды и грязи, выпустив их через сливную пробку. Доступ к ней закрыт резиновой заглушкой в правой части заднего пола кузова. Не забудьте также очистить и промыть сетчатый фильтр бензинового насоса.

Особое внимание – тормозам. Все ли в этой важнейшей для безопасности системе соответствует норме? Проверьте рабочий и стояночный тормоза, отрегулируйте их по инструкции.

Вы, конечно, знаете, что нельзя заливать или доливать в гидросистему какую-либо тормозную жидкость, кроме ГТЖА-2 «Нева». Учтите, что она гигроскопична – поглощает влагу из атмосферы – и в результате ухудшает свои качества. Берегите ГТЖА-2 от контакта с воздухом, не оставляйте ее открытой при хранении. Это относится и к гидроприводу сцепления.

Чтобы не беспокоиться о пуске двигателя, приведите в «боевую готовность» аккумулятор и распределитель, убедитесь в исправности свечей.

Перед зимним сезоном полезно проверить переднюю подвеску, углы установки колес, их балансировку, состояние шин и давление в них. Напоминаю, что в шинах передних колес оно должно быть 1,7 атмосферы, задних – 1,8 атмосферы. Если летом некоторые вольности с перечисленными выше условиями грозят вам повышенным износом шин, затрудненным управлением или неприятным шумом, то зимой это риск аварии.

Наконец, напомним обо одной мелочи. Позаботьтесь, чтобы не замерзала замочная скважина двери и багажника и сам механизм замка. В продажу поступают специальные аэрозоли-антиобледенители для этой цели. Но если у вас нет такого баллончика, вспомним старый проверенный способ. Сначала промоем замок несколькими граммами спирта или ацетона (сильной струйкой, из маленького медицинского шприца). Затем смажем, вдув в скважину мелко истолченный грифель мягкого черного карандаша.

С чисто технической стороной подготовки к зиме все в порядке. Переходим к отработке приемов эксплуатации и вождения.

Итак, раннее морозное утро. Стоящий у подъезда автомобиль облеплен снегом. Холодно. Чтобы двигатель запустился надежно, выжимаем до отказа педаль сцепления, вытягиваем полностью кнопку воздушной заслонки. Ни в коем случае не трогаем педали акселератора – этим вы осложните дело. Убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, покачивая руль, поворачиваем ключ замка зажигания и включаем на 5–8 секунд стартер. Не беда, если двигатель только «схватит» и не заработает с первой попытки. Мы уверены, что под капотом у нас все в порядке и в баке достаточно бензина. Снова поворачиваем ключ – и мотор заработал. Через 1–2 минуты, не меняя положения кнопки воздушной заслонки, плавно отпускаем сцепление, при необходимости поддерживая устойчивые обороты двигателя педалью акселератора. Как только нагрузка от перемешивания масла в коробке передач снизилась и мотор увеличил обороты, плавно утапливаем кнопку привода воздушной заслонки до такого положения, при котором двигатель работает устойчиво, без вибрации и перебоев. Дав ему поработать при таком положении кнопки, утапливаем ее, теперь уже полностью. Чтобы двигатель не заглох, поддерживаем педалью акселератора несколько повышенные обороты, необходимые для устойчивости. Сигнальные лампы давления масла и зарядки аккумулятора при этом не должны гореть.

Благодаря рациональной схеме системы охлаждения двигатель прогревается быстро, а пока можно включить вентилятор отопителя и направить весь поток воздуха на ветровое стекло: чтобы стаивал лед с его наружной поверхности. Как только ветровое стекло будет очищено, один из дефлекторов поверните так, чтобы выходящий из него поток воздуха был направлен на заднее стекло.

Но вот двигатель устойчиво работает при утопленной кнопке воздушной заслонки – можно ехать. Выжав педаль сцепления, включите первую передачу, не прилагая значительного усилия к рукоятке переключения – иначе вы ее сломаете. Если передача не включается, отпустите педаль сцепления и снова нажмите на нее, прежде чем включить передачу повторно. Плавно, избегая пробуксовки колес, трогайтесь с места. Не забудьте, что двигатель вашего автомобиля не имеет ограничителя оборотов, и во время буксования они могут превысить максимально допустимые, что грозит поломкой.

Если при движении мотор «дергает» и не обеспечивает нужной приемистости, можно немного (ровно настолько, сколько нужно для исключения рывков, обычно на ¼ хода) вытянуть кнопку воздушной заслонки, чтобы чуть обогатить смесь.

Последовательно переключая передачи, помните, что масло всюду загустело и делать это надо плавно. Перейдя на четвертую передачу, двигайтесь во скоростью не ниже 50 км/час. Иначе мотор работает неустойчиво и в механизмах трансмиссии появляются ударные нагрузки.

Двигатель у «Жигулей» быстроходный, и работа под нагрузкой на низких оборотах для него вредна. Если нужно двигаться на малых скоростях, включайте низшие передачи.

Проехав два-три квартала, не забудьте полностью утопить кнопку воздушной заслонки, так как работа на обогащенной смеси на только приводит к перерасходу топлива, но и вредна для двигателя.

Но вот он полностью прогрелся (стрелка термометра охлаждающей жидкости заняла вертикальное положение), стекла очистились от льда и изморози – теперь можно открыть крышку нижнего люка отопителя и направить поток теплого воздуха в салон.

Подготовка машины к зиме в деталях

Зима считается достаточно сложным временем года для эксплуатации автомобиля. Если у машины есть слабые места, то они обязательно выявятся в зимний период. А Вы знаете в чем заключается подготовка автомобиля к зиме?

Подготовка автомобиля к зиме (для каждого)

Начните с замены летних шин на зимние (см. лучшая зимняя резина). Затягивать с «переобувкой» резины и ждать, когда выпадет первый снег не стоит, потому что лед на дороге может появится уже при +4..+5С. К тому же, попасть на шиномонтажку до наступления холодов на много проще, не нужно будет ждать в очереди.
Эксплуатация автомобиля зимой обязывает нас заменить воду в бачке омывателя на незамерзающую жидкость (см. какую незамерзайку выбрать). Если этого не сделать, тогда в бачке образуется лед, который может повредить его. А незамерзающая жидкость сможет гарантировать сохранность бачка и легкое удаление загрязнений с ветрового стекла. Кстати, качество отчистки лобового стекла во многом зависит и от дворников (см. лучшие дворники).

Моторное масло. Чтобы облегчить запуск двигателя в зимний период, а также продлить срок службы мотора важно использовать подходящее масло. Проследите, чтобы все параметры масла были подобраны правильно, и при необходимости замените масло в двигателе на новое (см. лучшее моторное масло).
Перед поездкой зимой Вам придется очищать автомобиль от снега, поэтому без специально щетки Вам не обойтись. Зимние щетки для отчистки кузова могут быть разные, подберите ту, которая будет не только практичной, но и удобной в использовании (см. как выбрать скребок).
Если Вы владелец нового автомобиля, тогда скорее всего следующие советы Вам не потребуются. А Для поддержанных автомобилей, которые давно не проходили ТО, рекомендуется:

Подготовка к зиме кузова автомобиля

Зимой дороги обрабатываются специальными реагентами, которые ускоряют образование ржавчины, поэтому важно до появления холодов проверить состояние кузова и при необходимости удалить ржавчину и обработать его антикором. Если есть желание еще сильнее обезопасить машину в данном аспекте, то после мойки кузов обрабатывают воском или защитной полиролью.

Подготовка к зиме системы зажигания

Если система зажигания автомобиля не вызывает нареканий, это не означает, что у Вас не будет проблем с запуском двигателя в мороз. Начните со свечей зажигания, если их ресурс более 10тыс.км, рекомендуется заменить их на новые (см. лучшие свечи зажигания). При необходимости можно вернуть старые, еще вполне рабочие свечи обратно в летнее время.

Подготовка к зиме топливной системы

Начните с топливного фильтра. Перед зимой заменит фильтр на новый (см. лучший топливный фильтр). Эта деталь имеет невысокую стоимость, однако, если не поменять ее вовремя, то при первом морозе можно просто не запустить двигатель.
Далее проведите ревизию топливного бака. За время эксплуатации в нем может скапливаться отложения и вода. Наличие последнего существенно влияет на холодный пуск двигателя, поэтому рекомендуется избавится от воды в баке заблаговременно.
Не мало важную роль в зимней эксплуатации автомобиля играет состояние форсунок. Проверьте их состояние и если необходимо замените их на новые (см. лучшие форсунки). Кстати, их можно и почистить.

Подготовка к зиме системы охлаждения

Чтобы в зимний период автомобиль достаточно быстро прогревался, отмерзали и не запотевали окна, а также чтобы в салоне автомобиля было достаточно тепло, следует проверить систему охлаждения двигателя. Если летом Вам приходилось разбавлять антифриз водой, либо тосол давно не менялся, тогда следует заменить охлаждающую жидкость на новую (см. лучшая ОЖ). Кстати, если пришло время менять воздушный фильтр, то сделайте это перед началом зимы.

Подготовка к зиме аккумулятора автомобиля

Обязательно перед наступлением холодов проверьте состояние аккумулятора. При необходимости зарядите его, либо замените на новый (см. лучший АКБ). В противном случае его заряда может быть не достаточно, чтобы в мороз прокрутить стартер и запустить двигателя.

Про подогрев автомобиля зимой

Если Вы установите дополнительный обогрев автомобиля зимой, тогда его запуск при минусовой температуре будет существенно легче. Чаще всего для этого используют автозапуск, либо автономные подогреватели.

Также проверьте работоспособность других подогревов (подогрев зеркал, заднего стекла, сидений, руля и т.д.) и при необходимости отремонтируйте их до наступления холодов (см. подогревы).

Как Вы могли заметить, подготовка и проверка автомобиля перед зимой — это комплекс мероприятий, который формируется для каждого автомобиля индивидуально. Как показывает практика, автолюбители, которые выполняют подготовку авто к зиме заранее, испытывают гораздо меньше трудностей при ее эксплуатации. Кроме всего сказанного подумайте над тем, как утеплить автомобиль на зиму, все зависит только от Ваших желаний и возможностей, т.к. идей и их реализаций на сайте очень много (установить дополнительные уплотнители, защитить радиатор двигателя от встречного холодного воздуха, сделать ШВИ или даже установить дополнительный отопитель).
На всякий случай купите трос и провода для прикуривания АКБ, эти аксессуары Вам помогут, когда Вы не сможете запустить двигатель в мороз.

Самое неприятное для автолюбителей время года – это зима. В этот период проблем у автомобилистов множество: замерзают замки дверей, покрываются льдом стекла, а иногда, машина и вовсе не заводится.

Последнее больше всего пугает водителей, потому что появляются опасения, что автомобиль вовсе сломался. Поэтому, пока не поздно, запаситесь теми зимними аксессуарами, которые вам могут быть необходимы. Это поможет справиться с зимними трудностями и избавит от лишним проблем в дороге.

Что нужно купить зимой для автомобиля?

Для начала напомним, без каких вещей и инструментов вообще не обходится ни один автомобиль, их нужно иметь обязательно. В этот «джентльменский набор» входят: домкрат, аптечка, огнетушитель, буксировочный трос, баллонный ключ, фонарик, а также необходимые жидкости и масла (антифриз, моторное масло, тормозная жидкость и незамерзайка). Без этого минимального набора лучше не выезжать на дорогу, или хотя бы в дальний путь.

Что нужно купить зимой в автомобиль.

В морозы не обойтись без омывающей жидкости. Если руководствоваться здравым смыслом, то заливать зимой в бачок воду, КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. Сегодня, в магазинах имеется огромное множество видов омывающих жидкостей. Лучшими из них считаются те, которые сделаны из изопропанола. Они обладают грязеотталкивающим эффектом, и не замерзают даже в самые лютые морозы.

Чтобы двигатель хорошо заводился зимой , очень кстати будет приобрести пусковую жидкость. В ней содержится эфир. Используется она как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Пусковую жидкость следует распылять в воздухозаборник, но не стоит увлекаться, так как большое количество может нанести вред двигателю. Пользуйтесь ей только в крайних случаях. Используя ее, у вас не возникнет проблем с холодным пуском двигателя.

Пусковая жидкость поможет вам с запуском двигателя в морозы, но злоупотреблять ею опасно.

Новые свечи зажигания (для машин с бензиновым двигателем), или свечи накаливания (для дизельных моторов), тоже не будут лишними. Ведь чем лучше воспламенение от них, тем больше шансов на то, что двигатель сможет завестись даже в сильный мороз.

Если ваш автомобиль оснащен дизельным двигателем, стоит приобрести так называемый «антигель». Он не дает топливу «превратиться в гель» зимой, проще говоря, не позволяет ему стать вязким. Кроме того, существуют специальные присадки для дизельного топлива, они также имеют эти свойства и не позволяют топливному фильтру засоряться, в системе нет отложений. Стоит такой «антигель» дешево, купить его можно в любых специализированных магазинах.

Зимой часто возникает проблема попадания воды в дверные замки и систему зажигания, которая, впоследствии, замерзает. Это может вывести системы из строя. Чтобы удалить воду из этих мест, вам пригодится водоотталкивающий препарат, к примеру «WD-40». Он не только предотвращает попадание воды, но и защищает поверхность от коррозии. Очень нужное средство, без которого сложно автолюбителю зимой.

С WD-40 Вы забудете проблему замерзших дверных замков.

Утром, автолюбители часто видят на стеклах своих автомобилей толстые корки льда. Чтобы удалить лед, понадобится пластмассовый скребок. Помимо скребка, в борьбе со льдом вам пригодится средство в аэрозольных баллончиках, которое называется «антилед». Просто брызните на стекло, и через несколько минут лед сойдет. Также, этот аэрозоль можно применять для размораживания замков дверей.

Пластмассовый скребок для льда поможет решить проблему оледенения стекол

Аккумулятор, во время зимней эксплуатации тоже требует повышенного внимания. Как не упомянуть зарядное устройство для него (выпрямитель). С его помощью, вы сможете зарядить свой аккумулятор в любой момент. Стоят они сегодня недорого и доступны для любого водителя. Также, существуют и пуско-зарядные устройства, которые не только зарядят аккумуляторную батарею, но и помогут в пуске двигателя. Но данный девайс больше, тяжелее и намного дороже выпрямителя.

Очень удобная вещь – сигнализация с автозапуском. Данная система способна дистанционно, или после установки таймера, запустить и прогреть двигатель вашего авто. Для особо экстремальных температур существует функция прогрева двигателя через какие-то промежутки времени, или если он охладился до определенной температуры. При включении этой функции будьте готовы к большому увеличению потребления топлива, ведь за ночь, после таких запусков, может уйти несколько литров. Стоит сигнализация с автозапуском от 6 до 15 тысяч рублей.

Однако если температура упала ниже 25 градусов, использовать систему не рекомендуется, так как некоторые изделия могут заливать свечи, что еще усложнит холодный запуск двигателя. Также, если установка сигнализации произведена непрофессионально, увеличивается риск угона автомобиля, ведь установка системы требует деактивации иммобилайзера.

Полезные аксессуары.

Помимо различной химии, и других зимних автоаксессуаров, не лишним будет рассказать о других вещах, которые нужны автомобилю в нелегкое зимнее время. Они отлично помогут вам на зимней дороге и приобрести их точно лишним не будет.

Лопата для откапывания снега – лишней точно не будет. Лучше приобрести лопату со складной ручкой, это поможет сэкономить место в багажнике автомобиля. Кроме того, ручки таких лопат можно использовать как удлинители для щеток от снега и скребков.

Цепи противоскольжения – чтобы выбраться из сугробов и не скользить на льду. С ними, и лопата будет ни к чему. С помощью них можно вылезти из почти любого сугроба или ледяного плена. Но следует помнить, что при сильной пробуксовке, неправильной установке цепей, или использования их на асфальтовых покрытиях, цепь может оборваться и намотаться на шрус. Также, существуют и противоскользящие вставки, которые нужно устанавливать под колеса машины.

Лопата для откапывания снега и цепи противоскольжения помогут вам на заснеженной дороге и в гололед.

Подогрев сидений – очень нужная и полезная опция, которую не грех приобрести зимой в свой автомобиль. Легче всего купить накидку с подогревом, она послужит вам и в качестве чехла. Подключить ее можно с помощью прикуривателя, также имеется пульт, где можно устанавливать режимы подогрева. Можно установить и встраиваемый подогрев сидений, но тогда придется работать с системой электропитания и вскрывать обшивку салона.

Подогрев сидений.

Чтобы на пол автомобиля не попадала грязь, пригодятся резиновые коврики. Несмотря на то, что они не впитывают влагу, их очень удобно мыть и чистить. Незаменимы они будут и летом. На что нужно обратить внимание, при выборе резиновых ковриков, так это на высоту их бортов. Особого смысла, выбирать дорогие коврики, нет, они же не влияют на скоростные способности автомобиля. Но как бы то ни было, это очень полезная вещь в машине.

Читайте также: Самые необходимые вещи, которые нужно иметь в машине зимой.

Еще один интересный «девайс» — подогрев для дворников и зеркал. Выглядит это в виде ленты с нагревательными элементами, ее приклеивают к обратной стороне зеркала или стекла. Лучше всего, соединить питание с обогревом заднего стекла, так, вы получите сразу весь обогрев, при нажатии всего лишь одной кнопки. Только нужно обязательно проверить потребление тока у подогрева, и запас предохранителей, которые отвечают за обогрев стекол.

Старт-кабеля, или «крокодилы», чтобы зарядить свой аккумулятор в дороге.

«Крокодилы», или старт-кабеля. Бюджетный вариант зарядного устройства для аккумуляторной батареи. Если вы неуверенны в своем аккумуляторе до конца, бросьте провода в багажник, чтобы в любой момент можно было «прикуриться» от другого автомобиля. Во время выбора старт-кабелей, смотрите на нужную величину силы тока. Как правило, стартовый ток в десять раз может превышать номинальную силу. Также, обратите внимание на длину проводов, ведь не всегда автомобили могут подъехать близко друг к другу.

Запотевающие стекла — это одна из самых распространенных проблем зимой. Особенно плохо, когда стоишь в пробке, ведь из-за загазованности нет возможности открыть воздухозаборник. Именно для этих целей и предназначен салонный угольный фильтр. Конечно, они не смогут защитить от угарного газа, но от сажи, окиси азота и других примесей фильтры очень эффективны. Стоят они от 1000 до 2000 рублей.

Крепление для лыж и сноубордов для тех, кто любит активный отдых.

Зима не только время извечная борьба со снегом и льдом, но и время для самых разных сезонных увлечений, одно из которых, это катание на лыжах или сноуборде. И для того, чтобы перевозить их без особых проблем, не лишним будет приобрести крепления для них. При выборе данного девайса, следует обращать внимание на то, сколько он способен перевозить лыж и досок. На способ его крепления к автомобилю, и на наличие замков защиты от кражи.

Вот небольшой список того, что нужно будет купить для автомобиля зимой. Конечно, можно еще долго продолжать данный список, но самое необходимое мы перечислили. Все эти устройства и присадки, которые нужно приобрести для своей машины, помогут вам пережить холодные времена без каких-либо серьезных потерь во времени и средствах.

Наш сайт присутствует также в Твиттере, Вконтакте и Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашу

Во всеоружии: что должно быть в автомобиле зимой

Морозы и снег осложняют жизнь водителям. Однако эти явления никак не отменить, поэтому необходимо иметь в запасе предметы, с помощью которых холода можно пережить в безопасности и с комфортом. Есть автовладельцы, забивающие багажник большим количеством разных вещей, даже тех, которые никогда не понадобятся. Возить с собой такое содержимое неудобно. Неприятностей на дороге поможет избежать правильно подобранный комплект. Итак, что же должно быть в автомобиле зимой?

Что положить в багажник

Иногда ваша машина утром не заводится. Становится обидно, тем более, если нет с собой пуска для аккумулятора или провода. Вдвойне обидно, если вы нашли того, кто согласен «прикурить», а ни у кого из вас нет нужного приспособления. Поэтому купите кабель подлиннее, а лучше — обзаведитесь пусковым аккумуляторным устройством.

Обязательно в багажном отделении должен находиться буксировочный трос, желательно с тяговым усилием свыше 8 тонн. Тогда застрявшую машину можно вытащить из заноса пришедшим на помощь транспортом. Крепкий трос — металлический, но он не амортизирует рывки, поэтому буксируемое авто необходимо подталкивать.

И снег нам не страшен

Что должно быть в автомобиле зимой, чтобы застраховать себя от неприятностей? Перед наступлением холодов не забывайте брать с собой щетку для очистки осадков. Лучше приобрести двустороннюю, с ворсом с одной стороны и пластиковым скребком с другой. Щеткой можно сметать снежную массу, счищать со стекол и зеркал лед.

Однако это не поможет, если машина увязла в снежном заносе. Зато на помощь придет лопата. Практичный вариант — складные компактные лопатки, не занимающие много места.

Если авто попало на укатанную либо ледяную зимнюю трассу, колеса будут прокручиваться. На выручку придет песок из мешочка, который водитель обязан возить с собой. Песок насыпают под ведущие шины, чтобы возникло сцепление с дорожным покрытием. Еще можно использовать опилки, соль, солево-песчаные смеси.

Каша из снега и грязи, летящая из-под колес впереди идущего грузовика, может залепить лобовое стекло вашей машины. Омывающая жидкость в таком случае заканчивается мгновенно. Поэтому предусмотрительный автовладелец прибережет запас незамерзающего омывающего средства.

Список того, что должно быть в автомобиле зимой, будет неполным без присутствия в нем фонарика. Ранние сумерки, плохая освещенность загородных дорог или участков часто приводят к тому, что, засев в сугробе, водитель просто не может рассмотреть место происшествия.

Для комфортной и безопасной езды

Выезжая на авто зимней порой, учитывайте, что может случиться досадное недоразумение — поломка. А если понадобиться вызвать эвакуатор, то можно долго ждать. Чтобы не замерзнуть, лучше взять с собой теплые вещи и плед. Тем более это важно, когда с вами едут дети.

Наличие аптечки в машине не подлежит обсуждению. В аптечный чемоданчик, кроме стандартного набора, положите разогревающие пластыри, термоодеяло из фольги.

Что должно быть в автомобиле зимой еще, кроме перечисленных выше позиций? Это термос с горячим чаем и запас еды, особенно, если планируется долгая поездка. Перекус и теплое питье пригодятся в экстренной ситуации, километровой пробке, при сильной метели.

Все необходимые автоаксессуары поможет найти каталог TAM.BY.