Пожарная машина газель

Оборудование и перевоплощение автомобиля ГАЗ 27057 (на базе Газель) в АСА-2Б (аварийно спасательный автомобиль)

Для доставки к месту происшествия сил и средств для проведения спасательных работ используется самая различная техника: колесная, гусеничная, авиационная, плавательные средства и другие варианты.

Если пожарная техника, порой все же тоже требующая приложения определённых усилий для доведения до ума, но приходит уже полностью оборудованной и укомплектованной с завода, то с аварийно-спасательными автомобилями все не так однозначно. А вернее, совсем не однозначно. Согласно НПБ 312-2003 “Техника пожарная. Аварийно-спасательный автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний”, аварийно-спасательные автомобили (АСА) делятся на следующий типоразмерный ряд:

  • легкий АСА (полная масса до 3500 кг);
  • средний АСА (полная масса до 7000 кг);
  • тяжелый АСА (полная масса более 7000 кг).

В случае со средними и тяжелыми АСА, мало кто будет приобретать для модернизации базовое шасси и собственноручно их оборудовать и комплектовать, да их и не так много в общей массе аварийно-спасательной техники. А вот с легкими АСА все намного «интереснее» …

В большинстве своем муниципальные образования производят поэтапное оснащение стоящих на их балансе профессиональных спасательных формирований, закупая по отдельности транспорт, оборудование, экипировку и вещевое имущество для сотрудников. В связи с этим очень редко приобретается новый АСА, оборудованный и начиненный в соответствии с НПБ 312‑2003, а в основном приобретается самый обычный автомобиль «из салона», который в ритме танцев с бубном оборудуется под имущество и нужды конкретного формирования.

В данной статье я хотел бы рассказать о перевоплощении заводского автомобиля на базе ГАЗель‑Бизнес ГАЗ-27057 в аварийно-спасательный автомобиль АСА-2Б. Почему 2Б – да потому, что это второй автомобиль, оборудуемый по такой конструктивной схеме в Белгороде.

При проектировании предъявлялись следующие требования:

  • Обеспечение возможности извлечения одного элемента без необходимости извлечения другого;
  • Группировка оборудования по функционалу и назначению;
  • Равномерное распределение нагрузки на кузов авто.

Оговорюсь сразу, что в плане также было изготовление надстройки на крышу автомобиля для размещения строительной трехколенной лестницы, напорно-всасывающих рукавов для мотопомпы, осветительной мачты и другого оборудования, но из-за низких ворот гаража эта идея была отложена до переезда на новую базу с высокими боксами, и скорее всего будет реализована в этом году.

Но обо всем по порядку…

Грузовой отсек

Оборудование автомобиля началось с того, что резино-битумной мастикой изнутри был обработан пол грузового отсека, на который затем уложили листовой рифленый алюминий толщиной 2 мм. Алюминий при помощи коротких саморезов со сверлом и шляпкой с пресс-шайбой был дополнительно закреплен к полу отсека.

После этого грузовой отсек был вымерен в нескольких местах по ширине, высоте и длине. На основании результатов измерений и данных о габаритных размерах техники были спроектированы стеллажи, размещаемые вдоль боковых стен грузового отсека и закрепляемые к его полу.

Стеллажи выполнены из железного катаного 25 уголка. В основе каждого стеллажа лежат три торцевых рамки, соединенные между собой перемычками, образующими основание для полок.

Полки стеллажей выполнены из фанеры толщиной 10 мм, а полка для бензопилы и мотореза дополнительно усилена 2-х мм листом рифленого алюминия.

Торцы стеллажей, обращенные к задним дверям, зашиты «сэндвичем» из фанеры толщиной 10 мм и листового рифленого алюминия толщиной 2 мм.

Между торцами стеллажей и задними дверьми оставлено пространство около 40 см для размещения силовой установки ГАСИ (у нас это Спрут НУМ-50х или СН-63).

Вход в грузовой отсек

Углубления в верхней части задних дверей выкрашены оранжевой флуоресцентной краской для повышения заметности, а над ними наклеена

желтая светоотражающая полоса. В этих углублениях с помощью металлической сварной сетки сделаны карманы для мелкого инвентаря: ремонтные комплекты, мягкие носилки, Запасные диски для мотореза и УШМ.

На левой двери нижняя часть зашита листовым рифленым алюминием толщиной 2 мм, на котором размещены места крепления плотницкого топора и ножовки.

В пространстве между дверьми и стеллажами располагается насосная станция для ГАСИ и подпорная колодка.

На торцах стеллажей размещаются оградительные конуса, расширитель гидравлический средний, кусачки гидравлические, комбиножницы ручные, ножницы комбинированные гидравлические, гидравлический силовой цилиндр.

Левый стеллаж

Вдоль левого торца со стороны прохода крепиться штыковая лопата.

На полу сразу за торцевой стенкой располагается электрогенератор, над ним полка для диэлектрического комплекта, на верхней полке лежат костюмы Л-1.

Над аркой колеса расположена полка для мотореза и бензопилы (тут обеспечить непосредственный доступ к бензопиле не получилось). На ней из пластиковой канистры сделан карман для инструмента и масел к этим агрегатам. Между бензопилой и моторезом канистра с небольшим запасом готовой топливной смеси.

Выше расположена надувная лодка ПВХ, спасательные жилеты и воздушный баллон для наполнения лодки. Все это удерживается с помощью автомобильного ремня безопасности.

Верхняя полка зарезервирована для укладки с альпинистским снаряжением.

Горизонтально по линии верхней полки фиксируемые стропой с пряжкой «самосброс» размещаются укороченные складные санитарные носилки.

В нише за аркой на полу размещается комплект крюков для ГАСИ.

Между дальней рамкой стеллажа и перегородкой пассажирского отсека размещаются два инструмента ИРАС и вёсла.

Правый стеллаж

На полу сразу за торцевой стенкой располагается мотопомпа для грязной воды и рядом с ней подпорные колодки. Над ней полка с отсеками для напорных рукавов: 77 – 1 шт., 66 – 2 шт., 51 – 2 шт. Н верхней полке располагается УШМ с диаметром отрезного круга 320 мм.

Над аркой расположена полка для «сезонного» оборудования. Под ней за аркой размещаются удлинители и сменные опоры для гидравлического силового цилиндра, а вдоль арки – ручной насос ГАСИ. На средней полке располагаются электрические отбойные молотки с пиками и 30-и метровая электрическая катушка-удлинитель. На верхней полке в металлическом ящике – осветительная установка с двумя галогеновыми прожекторами.

Вертикально вдоль средней рамки стеллажа располагается тренога для осветительной установки.

Над стеллажом с помощью кронштейнов на потолке размещаются алюминиевые ковшовые носилки.

Остальное пространство

На перегородке между грузовым и пассажирским отсеком располагается спасательный круг. На ней же возле правого стеллажа на кронштейне подвешен углекислотный огнетушитель, дополнительно фиксируемый ремнем за стойку стеллажа.

В нишах вдоль потолка автомобиля располагаются двуручная поперечная пила и «удочка» для отлова животных. В дальней части на потолке параллельно с основным установлен дополнительный светодиодный источник света.

Используемые материалы

В качестве кронштейнов для подвешивания и позиционирования оборудования использовался перфорированный крепеж и элементы для организации подвесных фасадных систем.

Для фиксации оборудования используются резиновые ремни, применяемые для крепления различных емкостей и оборудования в автомобилях. В качестве точек для фиксации ремней применялись болты с круглой шляпкой и четырехгранным телом прямо под ней, что обеспечивало необходимое пространство между шляпкой и поверхностью к которой осуществляется крепеж.

Все места контакта стеллажей с кузовом автомобиля защищены разрезанным вдоль списанными пожарными рукавами.

Пассажирский отсек

В верхней части через втулки из полиэтиленовой трубы закреплен брус для безопасных крючков для развески резервной экипировки.

Задний ряд сидений смещен вперед на 5 см. За ним с помощью вертикальных брусков (30х70 мм в сечении) выполнены разделители для ДАСВ и двух резервных баллонов. Размещенные аппараты плотно держатся и не болтаются. Доступ к ним осуществляется за счёт наклоняемых вперед спинок сидений.

Пространство под задним рядом сидений представляет собой отдельные ящики, собранные вокруг каркаса сидения. Доступ в которые осуществляется путем поднятия подушек сидений. В ближнем к двери ящике (он меньшего размера) располагаются спасательные устройства СИЗОД. В дальнем ящике альпинистские веревки. В пространстве под сидениями между ящиками размещается сумка с альпинистским снаряжением дежурной смены.

Дополнительное оборудование

На автомобиль установлена светосигнальная громкоговорящая установка (СГУ) «Премьер-200» фирмы Элина. Силовой блок установлен под панелью с правой стороны от «бардачка» в самой нижней возможной точке. Тангента управления СГУ выведена на панель в среднюю часть. Кнопка включения блока СГУ установлена в штатное место вместо одной из заглушек.

В связи с тем, что у нашего управления остались рабочие частоты в диапазоне 137-176 МГц и МЧС перешло на диапазон 400-470 МГц, а мы должны иметь возможность обмена информацией для организации взаимодействия – в машине установлена двух-диапазонная радиостанция Yeasu FT-7900. Панель управления и тангетка трансивера выведены на потолок кабины в область блока освещения салона водителя. Сам трансивер установлен под панелью над силовым блоком СГУ. На данный момент на автомобиле используется двух-диапазонная антенна на магнитном основании.

Также была выполнена подготовка для размещения автомагнитолы и подключения дополнительного освещения: фара-искатель в передней части автомобиля и рабочий свет в задней части.

Спереди на автомобиль был установлен усиленный бампер-кенгурин с электрической лебедкой T-Max 9500. Они сняты с переоборудованного под тушение лесных пожаров заводского АСА, принятого на вооружение в 2008 году.

Дополнительные фото:

Практика эксплуатации

Год эксплуатации данного автомобиля выявил следующие недостатки:

Необходимость фиксации спинок и подушек сидений заднего ряда для обеспечения безопасности личного состава в случае ДТП;

Необходимость выполнения надстройки на крышу для размещения строительной трехколенной лестницы, напорно-всасывающих рукавов и осветительной мачты;

Необходимость установки хорошей врезной двух-диапазонной антенны с полноценной «массой».

Аварийно-спасательная машина АСМ на шасси ГАЗ
для казенного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центроспас – Югория»

Аварийно-спасательная машина АСМ на шасси ГАЗ производства ООО «МПЗ» предназначена для доставки в условиях плотной городской застройки поисково-спасательного отряда и транспортировки аварийно-спасательного оборудования к местам производства аварийных работ, в зоны стихийных бедствий, а также техногенных катастроф, обеспечения связи в ходе ликвидации аварий, оказания первой медицинской помощи и др. потребностей аварийно-спасательных формирований.

Фургон АСМ разделен перегородками на два отсека: пассажирский и грузовой.

Стойки, перегородки и стеллажи выполнены из алюминиевого профиля таким образом, что их конструкция усиливает несущую способность кузова, и в то же время позволяет компактно уложить все аварийно-спасательное оборудование.

Применяемые для фиксации оборудования крепления (быстросъемные прижимы, скобы, резиновые ремни и захваты) обеспечивают быстрое снятие и установку спасательного оборудования при развертывании автомобиля на месте происшествия.

Обеспечен одновременный и удобный доступ ко всему оборудованию, размещенному в автомобиле за счет дополнительных люков (2 шт.), выполненных в корпусе кузова, подножек и выдвижных кареток, в том числе: с левого борта автомобиля – через люки верхнего и нижнего доступа, с правого борта – через люки верхнего и нижнего доступа. Оперативный доступ к оборудованию с задней части автомобиля обеспечен при помощи выдвижных кареток. Каретки имеют возможность как совместного, так и поочередного выдвижения по алюминиевому профилю.

Двери всех люков выполнены на телескопических тягах, фиксируются в открытом и закрытом положениях, имеют замки и контрольные лампы открывания. Люки открываются таким образом, что двери люков при изъятии оборудования частично защищают спасателей от атмосферных осадков.

Под задними дверями подножка, обеспечивающая доступ к оборудованию, закрепленному на крыше, подножка имеет противоскользящее антикоррозийное покрытие, предусмотрена лестница для подъема на крышу.

Обеспечено автоматическое фиксирование задних дверей грузового отсека при открывании. При этом двери выдерживают достаточную ветровую нагрузку и при необходимости легко снимаются с фиксаторов. Для обеспечения свободного доступа к оборудованию угол раскрытия дверей составляет 150°.

Автомобиль оснащен двумя розетками на 220В, запитанными от электрогенератора.

Аварийно-спасательная машина АСМ на шасси а/м ГАЗ-27057 для обеспечения водолазных работ (Заказчик: Комитет по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне при Правительстве Республики Таджикистан)

Аварийно-спасательная машина АСМ на шасси ГАЗ-27057. Комплектация.

За дополнительной информацией обращайтесь к специалистам ООО «МПЗ»

Пожарный автомобиль и пожарно-техническая лаборатория Газель Next

20 мая в рамках VII международной выставки «Комплексная безопасность – 2014» Горьковский автомобильный завод представил очередные новинки в линейке моделей Газель Некст: пожарный автомобиль первой помощи и пожарно-техническая лаборатория. Третьим экспонатом авто-мероприятия стал пожарный внедорожник, созданный на базе «Соболь-бизнес».

Технические характеристики и назначение

Пожарный автомобиль первой помощи создан в первую очередь для тушения пожаров класса А и В. Данная комплектация создана на базе пассажирского “Next”, что, наряду с двухрядной кабиной и пассажирской дверью в заднем ряду, позволяет перевозить до 7 человек личного состава. Кроме того, машина оснащена запасами средств тушения пожаров, а так же пожарно–спасательным оборудованием.

Кузов нового пожарного автомобиля имеет наивысшие показатели прочности и коррозионной защиты. Специалисты “ГАЗ” добились такого качества благодаря отличным материалам: алюминиевому сварному каркасу, который обшит алюминиевыми листами.

Данный вид спецтехники в задней части кузова имеет лестницу, предназначенную для быстрого доступа пожарных к пожарно-спасательному оборудованию. На крыше имеется 300 – литровый бак и пенообразующее оборудование (емкость для пенообразования и система подачи пенного раствора). Комплект для подачи воды имеет функцию забора воды из внешних источников: гидранты, водоемы. В салоне автомобиля установлены современное оборудование связи. Имеются комплекты для оказания неотложной помощи. Автомобиль оснащен высоконапорным и ручным пожарными насосами.

Другим, не менее интересным, экспонатом выставки является пожарно–техническая лаборатория модульного типа. Автомобиль предназначен для пожарно – исследовательских работ и экспресс – анализа на месте тушения пожара. Помимо наличия современного криминалистического оборудования пожарных экспертов порадует высокий уровень комфорта: большой широкий модуль, удобные рабочие места, столы, шкафчики и умывальник. Оборудование надежно и функционально закреплено, что позволяет вести исследовательские работы во время движения.

Специалисты ГАЗа не забыли о населенных пунктах, находящихся в зоне бездорожья. На выставке был представлен пожарный внедорожник на базе Соболь-бизнес. Автомобиль рассчитан на перевозку 6 человек личного состава. Практически любые дорожные препятствия машина способна преодолеть с помощью жестко подключаемого переднего моста, понижающей передачи, блокировки дифференциала заднего моста и большого хода подвески. Задние сидения складываются, что позволяет на порядок увеличить грузовой отсек. В комплект оборудования пожарного внедорожника входит: средства неотложного пожаротушения, медицинское оборудование, гидравлические ножницы (для оказания помощи при ДТП), средства первой медицинской помощи.

«Группа ГАЗ» впервые представляет аварийно-спасательные и
пожарные автомобили «ГАЗель NEXT»

«Группа ГАЗ» продолжает активно развивать линейку спецтехники на базе автомобилей семейства NEXT.

      На выставке «Комплексная безопасность – 2014» клиентам впервые представлены пожарный автомобиль первой помощи и пожарно-техническая лаборатория на базе «ГАЗель NEXT», а также аварийно-спасательный внедорожник на базе «Соболь БИЗНЕС».

      Пожарный автомобиль первой помощи на базе грузопассажирской модели «ГАЗель NEXT» предназначен для доставки личного состава, запаса огнетушащих веществ, пожарного и спасательного оборудования к месту возникновения чрезвычайной ситуации, тушения пожаров классов А и В.

        Двухрядная кабина NEXT с дополнительной дверью в заднем ряду позволяет комфортабельно перевозить пожарный расчет из семи человек.

        Кузов автомобиля изготовлен в виде сварного каркаса из алюминиевого профиля, обшитого алюминиевым листом. Такая конструкция обеспечивает высокую прочность и повышенную коррозионную стойкость кузова. Лестница на задней панели кузова обеспечивает легкий доступ к оборудованию и подъем на крышу.

        На автомобиле установлен бак для воды емкостью 300 литров, емкость для пенообразования, система подачи воды и пенообразующего раствора, в том числе с возможностью забора воды от сторонних источников (пожарные гидранты и т.д.). Машина укомплектована высоконапорным и ручным пожарными насосами, комплектами спасательного оборудования, гидравлического аварийно-спасательного инструмента, средствами связи и оповещения.

        Пожарно-техническая лаборатория модульного типа на базе «ГАЗель NEXT» предназначена для исследований и анализа непосредственно на месте пожара или чрезвычайного происшествия. В конструкции автомобиля особое внимание уделено обеспечению комфортабельной работы экспертов. Просторный рабочий модуль включает в себя рабочие места, столы, шкафы, умывальник и все необходимое для крепления криминалистического оборудования.

        Аварийно-спасательный автомобиль МЧС изготовлен на базе «Соболь БИЗНЕС» с подключаемым полным приводом, имеет отличные внедорожные характеристики.

          Жестко подключаемый передний мост, понижающая передача, блокировка дифференциала заднего моста, большие ходы подвески позволяют автомобилю преодолевать самое тяжелое бездорожье.

          Машина рассчитана на перевозку шести человек. Складывающийся задний ряд сидений позволяет при необходимости увеличить площадь грузового отсека.

          Автомобиль укомплектован средствами оперативного пожаротушения, медико-спасательным оборудованием, гидравлическим режущим инструментом и другими оборудованием, необходимым для оперативной ликвидации последствий аварий (прежде всего – дорожно-транспортных происшествий) и оказания первой помощи.

          Грузовые автомобили производства ГАЗ всегда славились своей высокой ремонтопригодностью. И это очень важное качество – ГАЗовский грузовик тем и хорош, что его отремонтировать можно чуть ли не в поле. На шасси грузовых авто создавалась различная спецтехника – «санитарки», самосвалы, военные авто, бурильные машины, цистерны на базе Газ и проч.

          Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 на базе Газ

          Также производились и пожарные машины ГАЗ – они стали популярны еще и за счет высокой надежности и низкой цены.

          Первая пожарная машина Горьковского автозавода

          История пожарных машин на ГАЗ начинается с 1932 года. На Базе первого нижегородского грузовика ГАЗ АА был произведен автомобиль ПМГ-1. На машине устанавливался двигатель мощностью 50 л. с., пожарная техника могла развивать скорость до 70 км/час. Авто в отличие от простого грузовика оснащался коробкой отбора мощности. В кабине его помещалось только два человека, включая водителя. Зато для личного состава сзади устанавливали деревянный кузов, рассчитанный на 8 человек.

          Так выглядит первая пожарная машина ПМГ-1

          Посередине кузова монтировалась емкость с водой, она была рассчитана всего лишь на 150 литров. Сзади кабины находилось устройство, позволяющее подключаться к централизованной водопроводной сети.

          Пожарные машины Горьковского автозавода

          Если даже не учитывать довоенные годы, на базе шасси за всю историю существования ГАЗ на базе его машин произвели довольно много марок пожарной техники. Она создавалась на шасси:

          • ГАЗ 51;
          • ГАЗ 63;
          • ГАЗ 66;
          • ГАЗ-33092;
          • ГАЗ 3308 «Садко»;
          • ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12;
          • ГАЗ-331041 «Валдай»;
          • «Газель».

          Единственной версией на базе легкого внедорожника была модель на шасси ГАЗ 69. Автоцистерна была создана для тушения пожаров на торфоразработках. Была даже несколько необычная пожарная машина ГАЗ на базе БТР 80 – она имела заводской индекс ГАЗ-59402 и название «Пурга». Но самой большой популярностью пользовались автомобили на шасси ГАЗ 66 и ГАЗ 3308.

          Пожарная машина ГАЗ-66

          Пожарную машину ГАЗ 66 в большом городе встретишь не часто, и это неудивительно. По хорошим дорогам может быстро доехать любой автомобиль – внедорожник больше нужен там, где простой грузовик не «пройдет». В частности, 66-ой практически не заменим при тушении лесных пожаров, на буровых и в отдаленных сельских районах.

          На базе ГАЗ 66 создавалось немало модификаций пожарного автомобиля. История пожарных автоцистерн начинается с середины 60-х годов двадцатого века. Всего на шасси «66» насчитывается 9 модификаций.

          Основным производителем автоцистерн был Варгашинский завод Курганской области, который занимался производством противопожарного оборудования.

          Первая модель АЦ-20(66) стала производиться с 1966 года. Машина предназначалась для тушения лесных пожаров и возгораний в сельской местности.

          Пожарная машина на базе ГАЗ 66

          Модели пожарных машин обозначались цифровыми индексами, эта модификация имела номер 99. АЦ-20(66) обладала емкостью цистерны 920 литров и насосом ПН-20К.

          Следующая модель 146 (АЦ-30(66-01)) выпускалась с 1971 года –емкость была увеличена до 1500 литров, и устанавливался новый насос ПН-40. Модель 147 Варгашинский завод производил с 1976 года – автомобиль имел цистерну в 980 литров и переносной насос марки ПМП-Л. В 1979 году курганцы создали новую пожарную машину АЦ-30(66) – эта одна из самых известных автоцистерн на шасси 66. У этого автомобиля был солидный запас воды (1600 л) и производительный насос ПН-40УА.

          В конце 90-х годов за дело взялся старейший на территории России по производству пожарной техники – ОАО «Пожтехника» в г. Торжок Тверской области. Автоцистерна АЦ-1,6-10(66), производимая акционерным обществом, оснащалась емкостью 1600 л и насосом НШН-600.

          Внутреннее устройство автоцистерны на базе ГАЗ 66

          Спереди кабину защищал кенгуринг, вес снаряженной машины составлял 6 тонн.

          Технические характеристики пожарной машины АЦ-1,6-10:

          • Двигатель – ЗМЗ 511 (бензин);
          • Объем ДВС – 4,25 л;
          • Мощность –120 л. с.;
          • Максимально допустимая скорость – 80 км/час;
          • Габариты машины – 6,4/2,5/2,7 м;
          • Привод колес – 4х4 (полный);
          • Объем цистерны – 1,6 м³;
          • Количество мест в кабине – 2;
          • Производительность насосной станции – 600л/мин;
          • Напор, создаваемый насосом – 45 м;
          • Модель насоса – НШН-600.

          Пожарная машина на шасси ГАЗ 3308 «Садко»

          В отличие от пожарных машин на базе ГАЗ 66, «Садко» стал более комфортабельным – новая модель оборудовали более удобной кабиной, которая была взята от грузовика ГАЗ 3309. Также, как и пожарная автоцистерна ГАЗ 66, ГАЗ 3308 применяется для тушения лесных массивов и борьбы с возгораниями в труднодоступных районах. На базе 3308 производятся две основные модели:

          • АЦ(Л)-1,0-40;
          • АЦ(Л)-1,6-40.

          Технические характеристики АЦ(Л) 1,0-40:

          • Количество мест в кабине – 5 (кабина сдвоенная);
          • Привод колес – полный (4х4);
          • Двигатель – ММЗ Д-245 (дизель);
          • Объем ДВС – 4,75 л;
          • Мощность –117 л. с.;
          • Максимально допустимая скорость – 95 км/час;
          • Габариты машины – 6,4/2,5/2,75 м;

            Внешний вид пожарной машины Садко

          • Привод колес – 4х4 (полный);
          • Объем цистерны – 1,0 м³;
          • Производительность насосной станции – 900л/мин;
          • Масса машины полная – 5,95 тонны;
          • Модель насоса – НЦПН-40.