Тест двигатель внутреннего сгорания 8 класс

telepnev ›
Блог ›
Re: Автодиагностика. Мотор-тестер.

Диагностика. Что есть диагностика? Почему чтение ошибок мы называем диагностикой? Почему столько «диагностов» последнее время развелось?
Типичный «диагност»: Имеет ноутбук или андройд устройство, купил шнурок или блютус адаптер, который почему-то называет сканером и трёт ошибки за деньги. Ну да ладно, это его дело, это на его совести. И даже не моё дело, кто его клиенты и почему они просто так отдают человеку деньги, это тоже их дело.

Прикольно то, как эти «диагносты» выдают вердикт. «Ошибок нет, всё исправно, езди». Нет, я не говорю, что все поголовно такие, кто-то что-то соображает и даже, что-то может сказать о проблеме в авто просто подключившись сканером через шнурок к контроллеру. Кто-то даже в состоянии посмотреть параметры, выдаваемые сканером и сделать какое-то заключение. Но обычно таки люди не занимаются «диагностикой» на коммерческой основе. А так, что называется «Себе, да друзьям». Речь именно о правильном использовании сканера. Что можно увидеть по одному лишь сканеру, да только направление дальнейших поисков и не более. Точный диагноз не установить, за исключением очень редких случаев и наличие головы на плечах при этом, необходимо.

И так, какой вывод можно сделать? Купив шнурок, я не становлюсь диагностом. Как, купив скальпель, не стану хирургом или, купив, фотоаппарат, не стану фотографом. Это нужно понять, осознать и принять. Чтение ошибок, не диагностика. Удаление ошибок, не ремонт. А брать деньги просто за чтение ошибок, лично я бы приравнял к мошенничеству.

Дак, что же такое диагностика? Да, сегодня мы привыкли называть диагностикой, подключение сканера к контроллеру. Типа нарицательного имени. Ну, допустим. Привыкли называть это «Компьютерная диагностика». А диагностика, это весьма широкое понятие, которое можно охарактеризовать двумя словами: «Поиск неисправнсти». И вот тут «компьютерная диагностика», нам только помощник, но не главный инструмент. Не главный, но один из главных. Главным инструментом в диагностике, я считаю голову диагноста. Как часто говорят, вырву из любого контекста: «Подключали диагностику, она ничего не показала». Как не показала? «Диагностика» выдала вам кучу циферок и иногда даже кучу графиков, как ничего не показала? Но действительно, она ничего и не покажет. Что-то показать вам сможет только диагност. Делает диагностику, ищет неисправность диагност, а не сканер или любое другое оборудование. Диагност смотрит параметры, анализирует их и уже ставит диагноз.

И так, мы разобрались, что «диагностика» это более широкое понятие, нежели чтение ошибок. Тогда на вооружении настоящего диагноста должен быть не только сканер, а ещё и множество других инструментов. Один из таких инструментов, осциллограф, лучше автомобильный осциллограф — мотор-тестер. По своей сути это тот же осциллограф, только заточенный, так сказать, под нужды автомобильного диагноста. Чаще всего мотор-тестер имеет несколько каналов, более двух. Для одновременного исследования нескольких сигналов. Очень часто нужно исследовать несколько сигналов, с разных датчиков ЭСУД или не посредственно датчиков мотор-тестера. Так же автомобильный осциллограф, это чаще всего приставка к компьютеру. Возвращаемся к «компьютерной диагностике». Будь то персональный компьютер или ноутбук. Программное обеспечение позволяет записывать сигнал, анализировать его, если мотор-тестер понавороченее, то его программное обеспечение позволяет производить различные тесты по снятым сигналам.

Я расскажу про свой мотор-тестер, не сочтите за рекламу. Это был осознанный выбор, хотя и хотелось сэкономить. Так получилось, что мне повезло, дёшево и функционально, кроме того ещё и отечественный продукт.
Один из моих походных наборов с диагностическим оборудованием.

Полный размер

Скромный наборчик.

Пока, что приходится метаться на чемоданах между СТО и своим гаражом. Так, как свой собственный уголок пока ещё в процессе обустройства. Выглядит, примерно вот так:

Полный размер

Ужоснах

Ну да ладно, вернёмся к мотор-тестеру.

Diamag 2 вот он красавец . Да, нету красивой коробочки, он небольшой и на первый взгляд не похож на профессиональный инструмент. Однако, эта простенькая коробочка, мало чем уступает более продвинутым (продвигаемым, даже так скажем) аппаратам. Имеет несколько каналов, широкий набор возможностей. Программное обеспечение так же имеет широкий функционал. При этом интерфейс очень простой и понятный. Подключился, записал сигнал, запустил тест, сиди анализируй.

Вот про мотор-тестер и его практическое применение немного и поведаю. С помощью МТ я могу подключиться напрямую к любому датчику в электронной системе управления, хоть двигателем, хоть тормозной системой, да какой угодно системы, где используются датчики. Более того, при помощи набора датчиков, входящих в комплект к МТ или сделанных самостоятельно, можно посмотреть работу исполнительных механизмов, чего никаким сканером сделать вы не сможете.

К примеру, с помощью датчика давления, вкрученного в цилиндр вместо свечи,

Датчик давления в цилиндре, катушка через высоковольтный провод подключена к импровизированному разряднику.

Можно посмотреть процессы, происходящие в цилиндре, во время работы двигателя.

Полный размер

Осциллограмма с датчика давления в цилиндре.

Например, реальные углы открытия, закрытия клапанов, перекрытия, давление в цилиндре, утечки, забитость выпускного тракта. Более того, можно увидеть подсос не учтённого воздуха. А при помощи скриптов, встроенных в программное обеспечение, можно проанализировать более детально правильность установки фаз ГРМ, опережение зажигания.
Кстати, угол опережения зажигания, полученный при снятии осциллограмм с датчика давления или датчика разряжения, является реальным, а не тем, что вы увидите в сканере. Вот тут и будет полезно то, что мотор-тестер имеет несколько каналов. Сняв осциллограмму давления в цилиндре или разряжения во впускном коллекторе совместно с сигналом с ДПКВ, мы сможем увидеть повреждение (проворот) демпфера. Кстати пик давления на осциллограмме, есть реальная ВМТ. При помощи датчика давления или датчика разряжения, можно настраивать фазы ГРМ, если у вас есть разрезные шестерни. Опыт такой есть.

Я упомянул несколько раз датчик разряжения. Что это? Это ещё один датчик, с помощью которого можно анализировать разряжение во впускном коллекторе.

Полный размер

ДР во впускном коллекторе.

С помощь осциллограмм с этого датчика, так же можно судить о правильности установки фаз ГРМ. Можно судить о работе газораспределительного механизма в целом. Можно судить о компрессии в цилиндрах.

Вот осциллограмма с датчика разряжения, снятая мной недавно с притащенного мне автомобиля. Эту осциллограмму, я снял уже после того, как потанцевал с бубном вокруг этого автомобиля и завёл его.

Что можно по ней судить? Ну к примеру правильно установленные метки ремня ГРМ. Тут прямо эталон 21124-го мотора. Можно судить о компрессии по нижним вершинкам. Обратите внимание лёгкий разбег. Порядок цилиндров именно по осциллограмме разряжения 4213. Замер механическим компрессометром показал компрессию 1ц-14,5 2ц-14 3ц-14,2 4ц-14,5. (на минуточку, пробег автомобиля выше 220 тыс по одометру и при нынешнем хозяине не капиталился. Масло не жрёт, нареканий к работе не было, пока не заглох :D) Сходится? Сходится. К этим значениям мы ещё вернёмся.
Различных датчиков и приспособлений может быть бесконечное множество. Зависит от навыков и пытливости ума диагноста. Датчик вибрации, датчик пульсации для анализа давления топлива и работы форсунок. Токовые клещи для анализа соответственно токов, системы питания бортовой сети, работы генератора, работы стартера. Есть датчики для анализа высокого напряжения в виде прищепок на высоковольтные провода (емкостные датчики) или индуктивные датчики для работы с индивидуальными катушками и не только.
Ну и конечно же щупы-пробники и разветвители.
К примеру разветвитель для снятия сигнала датчика фаз.

Или вот сигнал с ДПДЗ. Как я делал разветвители, я описывал .
А вот и сигнал снятый с ДПДЗ. Отличный сигнал.

Полный размер

Нареканий нет.

А вот сигнал с неисправного ДПДЗ.

Или сигнал с ДМРВ, который и по сканеру уже шкалит.

Полный размер

Время переходного процесса никуда не годится. Полный размерИ на перегазовке чуть, чуть не дотягивает до 4 вольт, а исправный должен скакнуть выше 4 вольт.

Или вот щуп пробник в разъём ДПКВ.

Полный размерЗеленый в термоусадке, это он. Щуп игла. Сигнал с ДПКВ несёт в себе очень много информации, а при помощи возможностей программного обеспечения, можно вообще по одному сигналу с ДПКВ, судить о работе исполнительных механизмов.
Снимаем сигнал с ДПКВ, сигнал для синхронизации берём с первого цилиндра индуктивной линейкой. Полный размерИндуктивный датчик-линейка на катушке первого цилиндра.
И после запуска скрипта, видим такую картинку:

И по ней мы можем судить о работе системы зажигания, о работе форсунок, о компрессии. Даже видим, как контроллер справляется с регулировкой УОЗ. И на этом возможности скрипта не ограничены. Обратите внимание на нижний правый угол. Относительная компрессия. Вспоминайте про датчик разряжения и механический компрессометр. Ну, сходится?

Для чего эта запись? Ну кто в теме, ничего нового для себя не откроет. А кто не понимает, но столкнулся с таким понятием, как диагностика, поймёт, что чтение только ошибок, да ещё и за деньги, просто надувательство. Так же надеюсь, будет понятно, что лишний раз доехать до диагноста, отдать относительно не большую сумму за поиск неисправности, вместо гадания на кофейной гуще и бесконечной замены датчиков, намного выгоднее. И самое главное, в этом есть смысл.

Ну и напоследок, для затравки. Вот так выглядит осциллограмма с ДПКВ и ДПРВ, при прокрутке на не заводящемся автомобиле.

Хы, оборван ремень ГРМ и переполюсован разъём ДПКВ. Так-то. При этом из за уставшего стартера, двигатель крутится натужно, примерно так же, как и обычно с ремнём ГРМ. Ошибок по сканеру, кстати не было. Что бы сказали эти «диагносты», которые выдают вердикт. «Ошибок нет, всё исправно, езди». Дык ведь не едет!

В одной записи полностью тему мотор-тестера, конечно не раскрыть. Увы.

Выбор прибора для диагностики автомобиля зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой диагност.

Среди приборов, применяющихся для диагностики автотехники, есть один, который помогает увидеть происходящее с двигателем практически визуально. Не только в цифрах, но и в графической их динамике.

Он вроде кардиографа. Примерно такая же картина всплесков и ровных колебаний на мониторе. Но это не хаос, а очень конкретные показатели, отражающие техническое состояние машины. Её текущий диагноз.

А правильный диагноз, как в медицине, так и в технике, — уже половина дела.

Мотор-тестеры

В общих чертах эти аппараты мало чем отличаются от обычных компьютеров. Все данные о двигательной системе (ДВС) точно также снимаются через электронный блок управления автомобилем (ЭБУ). Источником информации являются датчики, встроенные в двигатель или дополнительно установленные из комплекта электронного устройства.

Мотор-тест — это цифры и графики. Их тесное взаимодействие. Особенность, прежде всего, именно в этом.

Назначение

В центре внимания данного диагностического приспособления преимущественно самые значимые параметры работоспособности автомобиля:

  1. Зажигание
    а) аккумулятор:
    — заряд,
    — плотность;
    б) стартер:
    — цепь втягивающего устройства,
    — напряжение на щётках катушки;
    в) генератор:
    — наличие подающего тока,
    — исправность диодного моста,
    — пульсация напряжения в сети;
    г) катушка зажигания:
    — длительность импульсов,
    — частота,
    — скважность
    — угол опережения;
    д) напряжение во вторичных цепях:
    — высоковольтной проводке,
    — крышке распределителя,
    — свечах
  2. Другие системы
    а) топливная,
    б) смазочная,
    в) охладительная,
    г) тормозная и т.п.

Графическая функция

Осциллограф для диагностики обычно входит в комплект мотор-тестера.

Те, кто умеет им пользоваться, получают исключительную возможность оценить наглядно корректность работы тех или иных систем своего автомобиля и предпринять затем соответствующие действия.

Так форма осциллограммы зажигания, например, во вторичной высоковольтной сети позволяет обнаружить даже мелкие сбои в работе свеч и их причины. Аналогичным образом выявляются отклонения в охладительной и тормозной системе, а также — в составе горючей смеси в цилиндрах.

Программное обеспечение

Программы к мотор-тестерам подходят любые из тех, что пригодны для диагностики автомобилей. Ограничения только в возможностях K-line адаптеров, которыми пользуется диагност.

Виды мотор-тестеров

Деление условно и основано на размерах и соответственно — степени сложности приборов:

  1. Стационарные устройства
    В практике обычного автолюбителя они ни к чему. Это слишком громоздкие и сложные машины. Применяются в основном в условиях крупных автомастерских и автомобильных производств.
    Однотипные параметры здесь измеряются сразу с нескольких однотипных выходов с ЭБУ автомобиля и анализируются при посредстве мультиканального осциллографа.
    В некоторых стационарных моделях возможна имитация сигналов от датчиков ДВС.
  2. Мотор-тестеры средней сложности
    Отличаются от стационарных в основном более скромной базой данных для анализа и меньшими возможностями для сравнения изменяемых параметров.
    Также, вместо мультиканального осциллографа, в них чаще используется экран с одним каналом.
  3. Портативные мотор-тестеры
    Главные достоинства — легкость и многофункциональность. Именно поэтому нашли себе широкое применение в водительском быту.
    Дополнительные удобства:
    — жидкокристаллический экран,
    — разъём USB для подключения к компьютеру, принтеру или осциллографу,
    — возможность контакта (через компьютер) с газоанализатором,
    — питание от автомобильной сети в 12В, 24В или 220В в гаражном варианте использования.
    С помощью портативного аппарата через ЭБУ автомобиля мы легко проверяем мотор-тестом почти все функции автомобиля как в условиях гаража, так и на дороге.

Мотор-Тестер МТ10КМ

Современный портативный диагностический комплекс.

Включает в себя:

  1. мотор-тестер для карбюраторных и некоторых дизельных ДВС;
  2. сканер с аналогичными фукциями;
  3. программную базу данных для отечественных автомобилей марок ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ИЖ, GM-AVTOVAZ, а также украинского ЗАЗ.

Особенности

  • программный пакет М10, поддерживающий, помимо обычных системных параметров:
    — АBS,
    — ACC,
    — SPS (подушку безопасности),
    — электроусилитель руля,
    — иммобилизатор и т.п.
  • автоматическая подстройка к контроллерам моделей:
    — Январь,
    — Bosh.
    — Элара.

Мотор-тестер и сканер в варианте МТ10КМ могут работать автономно, а также взаимодополнять друг друга. При этом следует учитывать, что мотор-тестер способен поддерживать контакт почти с любым ЭБУ. Сканер — только с контроллером конкретной марки автомобиля.

Роль сканера

  1. Идентификация типа контроллера автомобиля;
  2. Просмотр параметров в форматах:
    -цифра,
    -график,
    -список;
  3. Определение:
    -возможностей ЭБУ,
    -его установочного кода,
    -калибровок ДВС,
    -коэффициентов топливной системы;
  4. Архивация информации;
  5. Управление системами двигателя;
  6. Тесты на:
    -скорость прогрева моторного блока,
    -быстроту запуска и разгона,
    -динамические показатели,
    -баланс колебаний цилиндров,
    -потери от трения,
    -мощность и т.д.

Сканеры в комплексе МЕ10КМ для работы в режиме мотор-тестера Obd2 должны иметь специальные коды доступа. Купить коды можно в интернет-магазине. В варианте комплекса Мотор Тестер МТ10КМ Плюс коды входят в комплект устройства.

Роль мотор-тестера

В общих чертах она заключается в углублённой диагностике всех классических двигательных систем автомобиля: механических, электронных, статических.

Исходным пунктом для анализа являются показания ЭБУ. Именно так мотор-тестер:

  • контролирует соответствие работы систем авто существующим для него нормативам;
  • выявляет какие-либо отклонения;
  • позволяет устранить их путём:
    — электронных регулировок,
    — замены вышедших из строя узлов,
    — механического ремонта.

Автомобильный осциллограф

Прибор предназначен для наблюдения и контроля за электрическими цепями автомобиля в низковольтной и высоковольтной части.

Отличия от лабораторного аналога в основном два:

  1. Программное обеспечение для анализа электронных систем автомобиля;
  2. Датчики для диагностики высоковольтных цепей.

Осциллограф Постоловского — самый популярный аппарат на сегодняшний день в диагностике автоэлектрики.

Осциллограф Постоловского

Удобные опции:

  • собственный адаптер зажигания,
  • автономная запитка и подсветка датчиков непосредственно от диагностического прибора,
  • общая подставка для осциллографа и датчиков.

Заключение

Выбор прибора для диагностики автомобиля зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой диагност.

При всем их разнообразии следует всё же опираться на определённые критерии.

На первом месте стоит, безусловно, технический потенциал устройства, способный обеспечить работоспособность автомобиля в данный момент.

Затем — архивация данных. То, что позволяет спрогнозировать будущее. Только наличие информации по всем диагностическим операциям в течение всего срока эксплуатации автомобиля предоставляет такую возможность.

Мотор-тестеры, сканеры, автомобильные осциллографы, взятые по отдельности, не отвечают этим критериям в полной мере.

Выбираем поэтому именно комплекс приборов.

То есть то, что надёжней.

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»