Почему детонация двигателя?

Содержание

Детонация двигателя — причины и последствия

Детонация двигателя может привести к значительному износу таких деталей двигателя, как прокладка ГБЦ, элементов цилиндропоршневой группы, поршней, цилиндров и прочих деталей. Все это значительно уменьшает ресурс силового агрегата вплоть до полного выхода его из строя. При возникновении этого вредного явления необходимо как можно быстрее диагностировать причину, по которой возникла детонация и избавиться от нее. Как это сделать и на что обратить внимание — читайте далее.

Что такое детонация

Детонация — это нарушение процесса сжигания топливной смеси в камере сгорания, когда горение происходит не плавно, а взрывообразно. При этом скорость распространения взрывной волны увеличивается со стандартных 30…45 м/с до сверхзвуковых 2000 м/с (превышение скорости звука взрывной волной в том числе является причиной возникновения хлопка). При этом топливовоздушная смесь взрывается не от искры, идущей от свечи, а самопроизвольно, от высокого давления в камере сгорания.

Естественно, что мощная взрывная волна очень вредит стенкам цилиндров, которые перегреваются, поршням, прокладке ГБЦ. Последняя страдает больше всего и в процессе детонации взрыв и высокое давление ее банально сжигают (на сленге называется «выдувает»).

Детонация свойственна двигателям, работающим на бензине (карбюраторным и инжекторным), в том числе, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО), то есть, работающих на метане или пропане. Однако чаще всего она возникает именно у карбюраторных машин. Дизельные моторы работают по иной схеме, и там другие причины возникновения этого явления.

Причины возникновения детонации двигателя

Как показывает практика, чаще всего детонация возникает на старых карбюраторных двигателях, хотя в некоторых случаях этот процесс может возникнуть и на современных инжекторных моторах, оборудованных электронным блоком управления. К причинам, по которым может возникнуть детонация, относится:

  • Чрезмерно обедненная топливовоздушная смесь. Ее состав может воспламениться еще до того, как в камеру сгорания попадет искра. При этом высокие температуры провоцируют возникновение окислительных процессов, которые и являются причиной взрыва, то есть, детонирования.
  • Ранее зажигание. При увеличенном угле зажигания процессы воспламенения топливовоздушной смеси начинаются еще до попадания поршня в так называемую верхнюю мертвую точку.
  • Использование неподходящего топлива. Если в бак автомобиля был залит бензин с более низким октановым числом, чем это предписывает производитель, то велика вероятность возникновения процесса детонации. Объясняется это тем, что низкооктановый бензин более химически активен и быстрее вступает в химические реакции. Аналогичная ситуация будет, если вместо качественного бензина в бак будет залит какой-нибудь суррогат наподобие конденсата.
  • Высокая степень сжатия в цилиндрах. Другими словами, закоксованность или иное загрязнение в цилиндрах двигателя, которое постепенно накапливается на поршнях. И чем больше нагара имеется в двигателе — тем выше вероятность возникновения детонации в нем.
  • Неисправная система охлаждения двигателя. Дело в том, что если двигатель будет перегреваться, то давление в камере сгорания может расти, а это, в свою очередь, может стать причиной детонации топлива в соответствующих условиях.

Датчик детонации похож на микрофон

Это общие причины, характерные как для карбюраторных, так и для инжекторных моторов. Однако у инжекторного двигателя может быть еще одна причина — выход из строя датчика детонации. Он подает соответствую информацию на ЭБУ о возникновении этого явления и блок управления автоматически меняет угол зажигания с тем, чтобы избавиться от него. При выходе датчика из строя ЭБУ этого делать не будет. При этом на приборной панели активизируется лампочка Check Engine, а сканер выдаст ошибку детонации двигателя (диагностические коды P0325, P0326, P0327, P0328).

В настоящее время существует много разных вариантов перепрошивки ЭБУ с целью снизить расход топлива. Однако их использование — это не лучшее решение, поскольку нередки случаи, когда такая перепрошивка приводила к печальным последствиям, в частности, некорректной работе датчика детонации, то есть, блок управления двигателем попросту отключал его. Соответственно, если детонация таки случается, то датчик об этом не сообщает и электроника ничего не предпринимает для ее устранения. Также в редких случаях возможно повреждение проводки от датчика до ЭБУ. В этом случае сигнал также не доходит до блока управления и происходит аналогичная ситуация. Однако все эти ошибки легко диагностируются с помощью сканера ошибок.

Также существует ряд объективных факторов, влияющих на появление детонации в отдельных двигателях. В частности:

  • Степень сжатия двигателя. Ее значение обусловлено особенностями конструкции ДВС, поэтому если мотор имеет высокую степень сжатия, то теоретически он более предрасположен к появлению детонации.
  • Форма камеры сгорания и днища поршня. Это также конструктивная особенность мотора, и некоторые современные небольшие по объему, но мощные двигателя также склонны к детонированию (однако их электроника контролирует этот процесс и детонирование в них — это редкость).
  • Форсированные двигатели. Обычно у них высокая температура горения топлива и высокое давление, соответственно, они также предрасположены к детонации.
  • Турбированные моторы. Аналогично предыдущему пункту.

Что касается детонации на дизельных двигателях, то тут причиной ее возникновения может быть угол опережения впрыска топлива, низкое качество солярки, проблемы с системой охлаждения двигателя.

Также причиной возникновения детонации могут быть и условия эксплуатации машины. В частности, двигатель более подвержен этому явлению при условии, что машина едет на высокой передаче, однако с малой скоростью и оборотами мотора. При этом имеет место высокая степень сжатия, которая может спровоцировать появление детонации.

Еще некоторые автовладельцы стремятся уменьшить расход топлива, и для этого перепрошивают ЭБУ своих машин. Однако после этого возможно возникновение ситуации, когда бедная топливовоздушная смесь снижает динамику автомобиля, при этом увеличивается нагрузка на его мотор, и при повышенных нагрузках возникает риск возникновения детонирования топлива.

Какие причины путают с детонацией

Существует такое понятие под названием «калильное зажигание». Многие неопытные автолюбители путают его с детонацией, поскольку при калильном зажигании ДВС продолжает работать даже тогда, когда зажигание выключено. На самом деле при этом топливовоздушная смесь воспламеняется от нагретых элементов двигателя и к детонации это не имеет никакого отношения.

Еще одно явление, которое ошибочно считают причиной детонации двигателя при выключенном зажигании, называется дизелинг. Такое поведение характеризуется непродолжительной работой мотора после выключения зажигания при повышенной степени сжатия или использования несоответствующего по детонационной стойкости топлива. А это приводит к самопроизвольному воспламенению топливовоздушной смеси. То есть, воспламенение происходит как в дизелях, под высоким давлением.

Признаки возникновения детонации

Существует ряд признаков, по которым косвенно можно определить, что в двигателе конкретного автомобиля происходит детонация. Сразу стоит оговориться, что некоторые из них могут указывать на другие поломки в машине, однако все же имеет смысл и проверить наличие детонирования в моторе. Итак, к признакам относится:

  • Появление металлического звука из двигателя при его работе. Особенно это актуально, когда мотор работает под нагрузкой и/или на высоких оборотах. Звук очень похож на тот, который происходит, когда ударяются друг о друга две железные конструкции. Звук этот как раз и вызван взрывной волной.
  • Падение мощности двигателя. Обычно при этом двигатель работает не стабильно, может глохнуть при работе на холостых оборотах (актуально для карбюраторных машин), долго набирает обороты, у машины падают ее динамические характеристики (не разгоняется, особенно, если машина груженная).

Тут же имеет смысл привести признаки выхода из строя датчика детонации. Как и в предыдущем списке, признаки могут указывать и на другие поломки, но у инжекторных машин лучше проверить ошибку при помощи электронного сканера (проще всего прибором ELM 327 или его аналогом). Итак, признаки выхода из строя датчика детонации:

  • нестабильная работа двигателя на холостых оборотах;
  • падение мощности мотора и в целом динамических характеристик машины (слабо разгоняется, не тянет);
  • повышенный расход топлива;
  • затрудненный пуск двигателя, при низких температурах это особенно заметно.

В целом же, признаки идентичны тем, которые возникают при позднем зажигании.

Последствия детонирования

Как указывалось выше, последствия детонации в двигателе автомобиля очень серьезные, и ни в коем случае нельзя затягивать выполнение ремонтных работ, ведь чем дольше ездить с этим явлением — тем большим разрушениям поддается двигатель и его отдельные элементы. Так, к последствиям детонирования относится:

  • Сгорание прокладки ГБЦ. Материал, из которого она выполнена (даже самые современные), не рассчитан на работу в условиях повышенной температуры и повышенного давления, возникающих в процессе детонирования. Поэтому она очень быстро выйдет из строя. А пробитая прокладка ГБЦ повлечет за собой другие неприятности.
  • Ускоренный износ элементов цилиндропоршневой группы. Это касается всех его элементов. И если двигатель уже не новый или на нем давно не проводили капитальный ремонт, то это может очень плохо кончиться, вплоть до его полного выхода из строя.
  • Пробой головки блока цилиндров. Это случай один из самых сложных и опасных, но если долго ездить с детонацией, то его реализация вполне возможна.
  • Прогорание поршня/поршней. В частности, его дна, нижней части. При этом зачастую его ремонт невозможен и его нужно будет только менять полностью.
  • Разрушение перемычек между кольцами. Под воздействием высоких температуры и давления они могут разрушиться одними из самых первых среди других деталей двигателя.
  • Изгиб шатуна. Тут аналогично, в условиях взрыва его корпус может поменять свою форму.
  • Подгорание тарелок клапанов. Это процесс происходит очень быстро и имеет неприятные последствия. Как видно из списка, последствия процесса детонации самые серьезные, поэтому нельзя допускать работы двигателя в ее условиях, соответственно, ремонт нужно выполнить как можно быстрее.

Как убрать детонацию и методы профилактики

Выбор метода устранения детонации зависит от причины, которая вызвала этот процесс. В некоторых случаях чтобы от нее избавится приходится выполнить два и более действий. В общем случае методами борьбы с детонированием являются:

  • Использование топлива с параметрами, рекомендованными автопроизводителем. В частности, это касается октанового числа (нельзя занижать его). Необходимо заправляться на проверенных заправках и не заливать в бак всякий суррогат. К слову, даже некоторые высокооктановые бензины имеют в своем составе газ (пропан или другой), который недобросовестные производители закачивают в него. Это повышает его октановое число, однако ненадолго, поэтому старайтесь лить качественное топливо в бак своего автомобиля.
  • Установить более позднее зажигание. По статистике именно проблемы с зажиганием чаще всего являются причиной возникновения детонации.
  • Выполнить раскоксовку, почистить двигатель, то есть, сделать объем камеры сгорания нормальным, без нагара и грязи. Это вполне можно сделать самостоятельно в гаражных условиях, с использованием специальных средств для раскоксовки.
  • Выполнить ревизию системы охлаждения двигателя. В частности, проверить состояние радиатора, патрубков, воздушного фильтра (при необходимости заменить его). Также не забудьте проверить уровень антифриза и его состояние (если он давно не менялся, то лучше поменяйте).
  • У дизелей нужно правильно выставить угол опережения впрыска топлива.
  • Правильно эксплуатировать машину, не ездить на высоких передачах с малой скоростью, не перепрошивать ЭБУ с целью экономии топлива.

В качестве профилактических мер можно посоветовать следить за состоянием двигателя, периодически чистить его, вовремя менять масло, выполнять раскоксовку, не допускать перегрева. Аналогично поддерживать в исправном состоянии охлаждающую систему и ее элементы, вовремя меняйте фильтр и антифриз. Еще одна хитрость заключается в том, что периодически нужно давать двигателю поработать на повышенных оборотах (но без фанатизма!), делать это нужно на нейтральной передаче. При этом из двигателя под воздействием высокой температуры и нагрузки вылетают различные элементы грязи и мусора, то есть, он очищается.

Детонация обычно происходит на горячем двигателе. Кроме того, она более вероятна на моторах, которые эксплуатируются при минимальных нагрузках. Это связано с тем, что у них на поршнях и стенках цилиндров имеется много нагара со всеми вытекающими последствиями. И обычно двигатель детонирует на низких оборотах. Поэтому старайтесь эксплуатировать мотор на средних оборотах и со средними же нагрузками.

Отдельно стоит упомянуть про датчик детонации. Принцип его работы основан на использовании пьезоэлемента, который переводит механическое воздействие на него в электрический ток. Поэтому проверить его работу достаточно просто.

Первый метод — с помощью мультиметра, работающего в режиме измерения электрического сопротивления. Для этого необходимо отсоединить фишку от датчика, и вместо нее подключить щупы мультиметра. На экране прибора будет видно значение его сопротивления (в данном случае само значение не важно). Далее с помощью гаечного ключа или другого тяжелого предмета ударить по болту крепления ДД (однако соблюдайте при этом осторожность, не переусердствуйте!). Если датчик исправен, то он воспримет удар как детонацию и изменит свое сопротивление, о чем можно будет судить по показаниям прибора. Через пару секунд значение сопротивления должно вернуться в исходное положение. Если этого не произошло — датчик неисправен.

Второй метод проверки более простой. Для этого нужно запустить двигатель и установить его обороты где-то на уровне 2000 об/мин. Открыть капот и с помощью того же ключа или небольшого молотка ударить по креплению датчика. Исправный датчик должен воспринять это как детонацию и сообщить об этом ЭБУ. Блок управления после этого даст команду на снижение оборотов двигателя, что можно будет явно услышать на слух. Аналогично, если этого не произошло — датчик неисправен. Этот узел ремонту не подлежит, и его нужно только менять целиком, благо, стоит он недорого. Обратите внимание, что при установке нового датчика на его посадочное место необходимо обеспечить хороший контакт между непосредственно датчиком и его системой. В противном случае он будет некорректно работать.

>Детонация двигателя: причины, способы устранения

Что такое детонация двигателя

В некоторых случаях топливовоздушная смесь воспламеняется раньше, чем свечи зажигания дали искру. Данное явление, сопровождающееся ударным горением топлива и есть детонация двигателя. Огромная скорость сгорания топлива связана с воспламенением всего объема одновременно, а не последовательно от искры. Кроме того, воспламенение начинается раньше расчетного угла поворота коленчатого вала, когда поршень еще двигается к верхней мертвой точке (ВМТ). Воспламенившиеся газы стремительно расширяются, но поднимающийся поршень стремится их сжать. В результате давление в камере сгорания многократно превышает расчетную величину.

Ударная волна от мини-взрыва (которым, по сути, является воспламенение топливовоздушной смеси) бьет в стенки цилиндра и дно поршня, поднимающегося в противоход газам. Этот удар порождает звуковые волны, которые водитель воспринимает как неприятный металлический стук или звон мотора.

  • Бензин Газ

    Присадка для бензиновых и газовых двигателей с пробегом до 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.

    Артикул:121137 Объем:90 мл Рекоменд. цена:1630 руб.

Причины детонации двигателя

Мотор может детонировать на любом автомобиле: новом, старом, современном или уже снятом с производства. Не имеет особого значения тип силового агрегата, карбюраторный он, или применяется впрыск топлива.

На новых автомобилях устанавливается специальный датчик детонации двигателя (только для инжекторных силовых агрегатов). Это устройство дает возможность бортовому компьютеру регулировать работу мотора так, чтобы он не детонировал.

Современные автомоторы работают при больших степенях сжатия, поэтому риск, что топливовоздушная смесь будет детонировать, достаточно велик. Если датчик детонации двигателя неисправен, ЭБУ не может эффективно регулировать работу агрегата. Проблемы не заставят себя ждать.

Наиболее частые причины детонации двигателя при разгоне, на оборотах или на холостом ходу:

  • топливо низкого качества или с неподходящим октановым числом,
  • слишком большое упреждение зажигания,
  • обедненная топливовоздушная смесь,
  • нагар на стенках цилиндра,
  • низкокачественные или неподходящие по параметрам свечи зажигания,
  • перегрев двигателя из-за неисправности системы охлаждения.

Рассмотрим каждый пункт подробно, чтобы понять первопричину. Тогда будет легче исправить неполадку.

Топливо с неподходящим октановым числом или низкого качества

Если в двигатель попадает бензин с октановым числом ниже рекомендованного, детонация происходит с почти 100% вероятностью. Производитель автомобиля рассчитывает степень сжатия на определенный тип топлива, поэтому использование некачественного или неподходящего по октановому числу горючего приводит к детонации двигателя на холостом ходу или при разгоне.

Исправить качество топлива можно присадкой СГА.

  • NEW Хит продаж Бензин

    Для восстановления и поддержания рабочих характеристик топливных систем бензиновых двигателей.

    Артикул:122806 Объем:100 мл Рекоменд. цена:335 руб.

Неправильно настроенное зажигание

Стремясь повысить крутящий момент, некоторые умельцы изменяют заводские настройки системы зажигания. Если выставить слишком большой угол опережения, свеча будет давать искру раньше, чем поршень приблизится к ВМТ. Воспламенение произойдет раньше времени, когда горючее не полностью перемешалось с воздухом.

Неисправные свечи

Иногда причина детонации двигателя ВАЗ или другой марки автомобиля – неисправные или неподходящие по параметрам свечи зажигания. В этом случае искра может генерироваться не так, как рассчитывал производитель мотора. Несвоевременное искрение свечи – одна из распространенных причин проблем воспламенения топливовоздушной смеси.

Обедненная топливовоздушная смесь

В погоне за экономичностью автомобилисты могут специально обеднять топливовоздушную смесь. Это еще одна причина, почему возникает детонация двигателя. Из-за недостаточной концентрации паров горючего искра не может воспламенить смесь. При следующем цикле впрыска, наоборот, паров топлива становится больше нормы. Чрезмерно обогащенная смесь воспламеняется от сжатия раньше времени.

Нагар на стенках цилиндров

Часто причиной детонации двигателя на оборотах становится наличие отложений на внутренней поверхности камеры сгорания. Нагар раскаляется и выполняет функцию фитиля, воспламеняя топливовоздушную смесь. Кроме того, нагар увеличивает степень сжатия и топливо с данным октановым числом воспламеняется раньше из-за повышения температуры сжатия.

Очистка двигателя возможна специальной долговременной промывкой двигателя.

  • Для долговременной (до 200 км) мягкой промывки ДВС любого типа.

    Артикул:122929 Объем:285 мл Рекоменд. цена:450 руб.

Неисправность системы охлаждения

Также топливо детонирует, если в силовом узле неисправна охлаждающая система. При такой неполадке наблюдается детонация двигателя при разгоне. Под нагрузкой мотор перегревается, внутреннее пространство камеры сгорания раскаляется до температуры, когда пары бензина самовоспламеняются.

Последствия детонации двигателя

Когда силовой агрегат детонирует, в нем происходят самые настоящие микровзрывы. Любые взрывы не несут в себе ничего хорошего. В момент детонации двигателя на оборотах температура в некоторых точках камеры сгорания достигает 3500 °C, а скорость нарастания давление превышает расчетное в несколько раз.

Понятно, что долго выдерживать подобные условия не способен ни один мотор. Даже самый прочный. Особенно пагубно детонация сказывается на современных легких двигателях, изготовленных из алюминиевых сплавов. Чугунным агрегатам тоже ничего хорошего эта неисправность, в принципе, не сулит.

Главные негативные последствия детонации двигателя ВАЗ или любой другой марки:

  • перегреваются детали мотора,
  • прогорает прокладка под головкой блока цилиндров,
  • падает мощность силового агрегата,
  • разрушаются перегородки поршневых колец.

В особо тяжелых случаях происходит проворачивание кривошипно-шатунного механизма, и коленчатый вал начинает вращаться в обратном направлении. Это приводит к разрушению узлов двигателя.

Как устранить детонацию двигателя

Разобравшись в причинах детонации двигателя в различных ситуациях, можно решить, как справляться с этим явлением.

Несоответствующее октановое число

Сознательно покупаете бензин с октановым числом ниже рекомендуемого производителем мотора? Это станет причиной детонации двигателя рано или поздно. Стараясь сэкономить несколько десятков рублей, вы можете попасть на весьма дорогостоящий ремонт.

Бывает, что причиной детонации двигателя становится заправка на непроверенной АЗС. Иногда владельцы автозаправки искусственно завышают октановое число, добавляя в бензин различные химические компоненты изооктаны легко испаряются, поэтому в топливе быстро растет процент гептанов, и оно начинает детонировать.

Следите, чтобы октановое число горючей жидкости, которую вы заливаете в бак своего автомобиля, соответствовало рекомендуемому производителем значению. При подозрении на несоответствие слейте сомнительное топливо. Пользуйтесь проверенной заправкой.

Неправильно выставленное зажигание

Если детонация двигателя появилась вслед за попыткой отрегулировать угол зажигания, то причина в неправильной настройке. Даже мастера в автомастерской могут ошибаться, тем более ошибка возможна при неквалифицированном вмешательстве.

Обращайтесь только в проверенные технические центры и очень осторожно относитесь к советам изменить опережение зажигания. Лучше вообще не трогать настройки завода производителя, если нет полной уверенности, что они сбились.

То же самое можно сказать о манипуляциях с обеднением топливовоздушной смеси. Часто эта операция приводит к возникновению детонации двигателя ВАЗ, УАЗ или автомобилей других марок. Семь раз подумайте, прежде чем изменять заводские настройки.

Неисправные или несоответствующие свечи зажигания

Если детонации двигателя вашего автомобиля началась после замены свечей, проверьте, соответствуют ли они рекомендованным производителем параметрам. Если характеристики не подходят – замените соответствующим по параметрам изделием.

Детонация при остановке мотора

Если силовой агрегат продолжает работать до 20 секунд при выключенном зажигании, значит, на стенках цилиндров накопился нагар. Часто эти отложения раскаляются и играют роль фитиля, вызывая самовоспламенение топливовоздушной смеси даже в отсутствии искры от свечей.

Для профилактики этого явления старайтесь регулярно давать нагрузку силовому агрегату своего железного коня. Движение с повышенными оборотами на максимальной передаче позволит освободить стенки от нагара.

Неплохие результаты в борьбе с детонацией двигателя по причине нагара показывает такое средство как «Очиститель топливной системы» компании «Супротек». Состав добавляется прямо в горючее в определенной пропорции. Это средство для разового применения.

В дальнейшем рекомендуется пользоваться присадкой SGA Suprotec, которую можно применять регулярно. Она смазывает и защищает от коррозии все элементы топливной системы автомобиля, препятствует отложению нагара за счет полного сгорания топлива.

  • Дизель

    Присадка для комплексной очистки топливной системы дизельных двигателей от всех видов нагаров и отложений.

    Артикул:120970 Объем:250 мл Рекоменд. цена:500 руб.

  • Бензин

    Присадка для очистки всех элементов бензиновой топливной системы. Очиститель инжектора и клапанов.

    Артикул:120987 Объем:250 мл Рекоменд. цена:480 руб.

Перегрев двигателя

Иногда причиной детонации становится перегрев двигателя. Если мотор детонирует только под нагрузкой, возможно проблема – высокая температура. Измерьте уровень охлаждающей жидкости, при недостатке – срочно долейте. Если с ОЖ все в порядке, проверьте работоспособность термостата и вентилятора. Иногда приходится промывать радиатор.

Наиболее частые причины детонации двигателя и способы решения

Признак

Неисправность

Причина

Решение

Детонация появилась после заправки.

Топливовоздушная смесь самовоспламеняется.

Низкокачественное топливо с неподходящим октановым числом.

Слить топливо, промыть двигатель промывкой «Супротек».

Детонация сразу после запуска мотора.

Искра слишком рано поджигает топливовоздушную смесь.

Неправильно настроенное зажигание.

Отрегулировать угол зажигания.

Детонация в любом режиме работы.

Обедненная топливовоздушная смесь.

Неправильно настроен впрыск.

Отрегулировать впрыск топлива.

Детонация после выключения зажигания.

Топливовоздушная смесь самовоспламеняется без искры.

Нагар на стенках цилиндров.

Использовать промывку или присадку AGS от Suprotec.

Детонация в любом режиме работы.

Неподходящие или неисправные свечи.

Несвоевременный поджиг топливовоздушной смеси.

Заменить свечи.

Детонация под нагрузкой.

Перегрев силового агрегата.

Неисправность системы охлаждения двигателя.

Проверить исправность всех компонентов системы охлаждения.

Детонация появляется во время долгой поездки.

Перегрев силового агрегата.

Неисправность системы охлаждения двигателя.

Проверить исправность всех компонентов системы охлаждения.

При детонации выхлоп черного или зеленого цвета.

Частицы алюминия в продуктах сгорания топлива.

Разрушение компонентов двигателя.

Полная замена ЦПГ и других поврежденных деталей.

Новая болезнь, прибывшая к нам с Запада, и заразившая некоторые не окрепшие умы, лично меня шокировала. Я узнала, что чайлдфри — это те, кто не желает иметь детей, кому они якобы мешают чувствовать себя свободными.

Чайлдхейт опускаются ещё ниже. Они ненавидят детей, могут причинить вред малышами и их родителям.

У меня имеется опыт двух реальных встреч с чайлдфри (надеюсь, что это были именно чайлдфри, а не чайлдхейт). Обе они не из приятных. Первой была девушка 18 лет, которая, не стесняясь, заявляла: «Дети — зло. Вы посмотрите, сколько их развелось? Они повсюду!».

Второй случай произошел в поезде дальнего следования. Тогда у меня ещё не было детей.

Утро. Плацкартный вагон. В одном закутке едут бабушка и дедушка с малышом лет 2, он ведёт себя адекватно своему возрасту. Сильно не балуется. Естественно, слышно его хорошо. На одной остановке заходит молодая пара, каждому лет по 20-22. Видимо «встречаются». Внешне очень яркие, красивые. Сразу же забираются под одеяло спать в соседнем закутке плацкарта.

Внезапно парень подскакивает и идёт качать права родственникам малыша, дескать, ему мешает крик. Мальчик только начал говорить, громко и радостно повторяя одни и те же слова. Молодой человек, уже вернувшись на место, нецензурно срифмовал детский лепет малыша, на что девушка мило улыбнулась… Мне было очень противно наблюдать эту сцену. Родственники ребёнка были растеряны.

Появление у меня детей, отличающихся веселостью и звонкими голосами, заставило задуматься: а как бы я отреагировала в этом случае на неадекватные претензии к моему ребёнку? Признаюсь, первая предполагаемая моя реакция груба и не эффективна. Но как защитить себя и своих детей от психологических травм в результате столкновения с чайлдфри и чайлдхейт, которое прочно и надолго останется в памяти?

Чайлдфри и чайлдхейт. Почему они не любят детей?

Психологи утверждают, что в среднем чайлдфри и чайлдхейт — это люди, не достигшие 21 года. Скорее всего, они перенесли некую психологическую травму, и теперь хотят скрыть свою боль за таким вот поведением и ненавистью к детям. Хотя надо отметить, что сами они так не считают, они обосновывают свою точку зрения свободным от стереотипного семейного общества мышлением. Мам, которые занимаются детьми и посвящают часть своей жизни детям, они называют «овуляшками», которые занимаются бессмысленным размножением. А сами себя хвалят разными словами: независимые, самодостаточные, адекватные, сознательные и проч. Само название чайлдфри означает на их языке – сознательно бездетные. Детей они искренне не любят, мотивируя это якобы объективными причинами. Основные из популярных оправданий своей неполноценности (с точки зрения христианства это назвать по-другому нельзя):

— роды

— набор лишнего веса

— отсутствие сексуальной жизни после рождения ребенка

— отсутствие денег, т.к. все деньги уйдут на ребенка

— потеря свободы и невозможность вести прежний образ жизни

— ребенок изменит брак в худшую сторону и прочие нелепые «отмазки».

Надо сказать, что личности, исповедующие чайлдфри и чайлдхейт, ведут себя агрессивно в основном в Интернет-пространстве. Там они могут свободно высказаться и не получить достойной затрещины, которая ожидает их от энергичных отцов при оскорблениях, попытках навредить детям и матерям в реальной жизни. Например, цитата из правил в их сообществе в живом журнале: «однодетные, испытывающие давление общества из-за недостаточного выполнения размноженческой программы, НЕ приравниваются в правах к чайлдфри».

И вот еще: «администрация сообщества верит в существование одиннадцатой заповеди — «Держи свою религию при себе» и следит за ее исполнением в сообществе». А вот еще одна, но не заповедь, а скорее кредо чайлдфри:

«Люди без детей могут легко распоряжаться своей жизнью, и принимать важные решения. Они могут месяцами сидеть, дожидаясь лучшей работы и переезжать в другие города и даже страны в поисках лучшей карьеры. Они могут расходиться с неподходящими партнерами и находить новых. Дети — это ваши кандалы и наручники, в которых вы пытаетесь пробежать стометровку. Фактически, дети нуждаются в стабильном и безопасном мирке, и обоих родителях. И Вы будете просто обязаны дать вашему ребенку такую стабильность за счет вашей собственной свободы. Варианты возможны, но только ценою ваших и их нервов и здоровья с совершенно непросчитываемыми психическими эффектами, выплывающими на поверхность через многие годы. И, в любом случае, платить по счетам придется вам же» (Из сообщества childfree).

Лучше всего взгляд на сознательную бездетность услышать, так сказать, из первых уст.

Екатерина, 29 лет, замужем, москвичка:

«Я слишком люблю себя. Пусть это звучит глупо и эгоистично, но мне совершенно не хочется портить свою внешность беременностью и родами, терпеть неудобства, боль, рисковать жизнью, выпадать из привычной деятельности на довольно долгий срок, отягощать себя маленьким, беспомощным и (по большому счету) ненужным мне созданием.

Дети — это прекрасно, они должны рождаться, но, если можно, не у меня.

Я слишком люблю Мужа. И мне абсолютно без надобности еще один человек, пусть даже являющийся его прямым потомком.

Зачем, если сам Муж — со мной, и нам хорошо вдвоем, без третьего?

Мне жалко Мужа, я не хочу, чтобы он не спал ночей от детского крика, искал вторую работу, чтобы прокормить ребенка, забыл, что такое покой, сон и секс.

Я слишком люблю свою работу, свои хобби, друзей, прогулки, развлечения, походы в гости и на природу. У меня масса интересных дел, которым ребенок только помешает.

Я законченная, самодостаточная эгоистка, и это меня радует. Я не страдаю комплексами, и даже целая телестудия, набитая моими противниками, не смогла меня даже чуть-чуть смутить.

А посему меня не волнуют ни «вымирание нации» (которая вовсе не вымирает), ни абстрактное «женское предназначение», ни прочая чепуха, которой пичкают чайлдфри, надеясь пробудить в них некие «инстинкты».

Но детей я люблю — детей «как таковых». Они чище, невиннее, лучше взрослых. Но в мире вполне достаточно детей, и обогащать генофонд планеты своим скромным хромосомным набором я не собираюсь никогда.

Достигнув возраста 35 лет, я сделаю хирургическую стерилизацию и, наверное, полностью забуду об этом вопросе».

Чайлдфри на улицах и общественных местах вполне безобидны. Они тихонечко отсядут от пассажира с детьми в транспорте, воткнут наушники в уши в зале ожидания. Чайлдхейт же относятся к детям, как к «куску мяса». Они могут толкнуть малыша, подставить ему подножку, сломать игрушку — в общем, сделать всё, чтобы доставить психологическую, а то и физическую боль малышу. Именно от детоненавистников — чайлдхейт — нужно уметь защищаться.

Что делать, когда чайлдхейт оскорбляют семью, угрожают?

Поинтересовавшись у мужа, как он отреагирует при встрече с чайлдхейт, я поняла, что он сразу готов пустить в ход кулаки. Да, такое поведение может поучить уму-разуму, но вот только обидчиком уже окажется отстаивающий честь и защищающий семью. И ответственность соответственно тоже он понесет. Поэтому решение о рукоприкладстве, конечно же, не верное.

В статьях, посвященных этой проблеме, размещены советы: начинать снимать видео на телефон, пригрозить статьей Административного Кодекса, штрафом. Если чайлдхейт угрожает, наносит вред здоровью ребенка, это уже 119 статья Уголовного Кодекса. Однако стоит ли пугать статьями потенциального преступника? На этот вопрос отвечает юрист Антон Тенсин.

«Что значит припугнуть потенциального преступника? Реакция может быть двоякой. Человек от слов может перейти к действию. Обычно в данной ситуации, как я понимаю, у него наблюдается некий психологический кризис. Он вымещает внутреннюю обиду на определенную группу социума, без определенных личностей. То есть у человека нет конкретного врага-лица, есть спонтанно возникшая неприязнь к тому, кто попался на пути.

В данном случае лучший вариант — попытаться уйти от конфликта или если человек настроен действительно агрессивно, привлечь внимание толпы, вызвать полицию, то есть не остаться один на один с ним.

Любая угроза человеку с нарушенным социальным поведением может привести к совершению им определенных действий, так как в это время он скорее всего не отдает им отчет или им движет маниакальная навязчивая идея. В любом случае вспышку ярости лучше избежать, чем пережить.

Опять же если виновное лицо действительно совершает действия, попадающие под статью 119 УК РФ, к примеру, кричит о том, что сейчас будет конец и машет во все стороны предметом, похожим на нож/пистолет или начинает бежать к вам с занесенными для удара руками (а именно так это будет выглядеть для состава 119 УК РФ), кричать о том, что его действия подпадают под действие УК РФ нет смысла, надо спасаться.»

Семья — это круто!

«Борьба с этим явлением — это не УК РФ и не Административный кодекс РФ. Это государственная политика, которая должна быть направлена на создание образа счастливой семьи, на образ того, что семья — это круто. То есть люди, которые так ведут себя, должны чувствовать, что они есть изгои общества, те, кто идет против нормальных ценностей, против рожна. Как подготовиться? Так же как ко встрече с любым человеком, который хочет причинить тебе зло: уметь уйти от опасной ситуации или уметь защитить себя.

С точки зрения закона при таком поведении человека в общественном месте (поезд, вокзал, аэропорт) можно призвать на помощь сотрудников охраны, наряд полиции. Если случается где-то в автобусе, то словами призвать общественное порицание виновного, ведь в большинстве случаев у людей есть правильный набор ценностей в отношении маленьких детей. Если видно, что человек ведет себя на показ, то наверно стоит его с помощью юмора поставить на место, а возможностей для этого сейчас много. Такие люди боятся быть смешными.

В конце концов, есть такой метод: чтобы озадачить и сбить с толку преступника нужно сделать то, что он не ожидает от вас. Люди, которые идут на конфликт ожидают того, что оппоненты пойдут на конфликт в ответ. Отсюда и надо отталкиваться.

Я считаю, нужно, чтобы люди, которые так ведут себя, оказывались на смеху у общества.»

Заключение

— Вы что, чайлдхейт?

— Люди добрые, что это делается? Ребенку средь бела дня поговорить не дают!

— Что творится, что делается? Детей не любят!

Этими и другими фразами можно привлечь внимание окружающих и заставить отступить чайлдхейт, решившегося проявить себя в общественном месте. Кроме того, эти слова через время могут помочь самому чайлдхейт что-то изменить в своей голове в нормальную сторону. При условии относительного психического здоровья, конечно же. Важен также и тон, с которым подобные слова доносятся до конфликтующей стороны. Юмор и улыбка часто действует обезоруживающе, помогают разрядить обстановку.

Иногда может показаться, что детоненавистники везде. То и дело мамам с детьми норовят сделать замечание и поучить воспитывать. Но в большинстве случаев, это просто уставшие люди, которые хотят покоя. Может быть, в другой раз они улыбнулись бы малышу, но не сейчас, потому что им плохо, они раздражены.

Я думаю, что мамам с одной стороны нужно уметь извиняться, если малыш набезобразничал, но и предавать своих детей, шлепая их, потому что те не сидят подобно роботам в угоду вон той тётеньке в шляпе, тоже не нужно. В любом деле необходима золотая середина, здравый смысл и любовь.

Екатерина Соловьева, Антон Тенсин

Примечание

Мне очень близка эта статья

Из виртуального пространства движение «яжемать» постепенно просачивается в реальную жизнь. На мам с детьми смотрят косо. Будущим мамам уже не уступают место в общественном транспорте. Некоторые беременные испытывают чувство вины за то, что они беременны, но им приходится ехать в этом трамвае или автобусе. Результаты работы вредных пабликов налицо.

И это ни что иное, как травля. О травле детей в школе, наконец-то, начали говорить, писать статьи о том, как с этим явлением справляться. Но что делать с массовой травлей матерей, не знает никто.

Откуда же столько ненависти к матерям и детям? О каком движении вперед может идти речь, если в обществе более не уважают материнство, а детей заведомо считают «гадкими спиногрызами».

ВЫ НЕНАВИДИТЕ МАТЕРЕЙ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ОНИ «ЯЖЕМАТЕРИ», А ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ НЕНАВИДЕТЬ.

Кто-то говорит, что смеётся или ненавидит не всех матерей, а только «плохих». Но почему тогда никто не смеётся над «яжеотцами», «яжебабушками» и «яжедедушками»?

Потому что это пропаганда направленная на то, чтобы опорочить само понятие материнства. Движение «яжемать» смешивает образ матери с грязью, а все дружно хлопают в ладоши и смеются. Можно ли упасть ещё ниже?

Соединить вместе невоспитанность, хамство и все остальные пороки человечества с образом матери и подать это, как правду. Идеальная программа для уничтожения последних, оставшихся в обществе ценностей.

Если кто-то паркует машину посреди тротуара, делает другие странные вещи, ну в чем там еще провинились «яжематери», то это никак не связано с материнством, понимаете. Это отсутствие уважения к себе и другим, а дети тут ни при чем.

Женщин, которые ведут себя неадекватно, их не много, но благодаря пабликам в социальных сетях создается ощущение, что их миллионы. Но на деле же, сегодня миллионы тех, кто ненавидит матерей и детей, читает унизительные посты, смеется, а потом, при первой возможности унижает женщину с ребенком.

Фраза «мне все должны» теперь ассоциируется с матерями. Но на самом деле, это только сами матери и должны всем вокруг. Должны воспитывать ребёнка так, чтобы не кричал, не мешал, должны справляться с тысячей таких же «не».

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ МАТЕРИНСТВО?

Вы не задумывались о том, почему в тех странах, где еще живы традиции, живы общечеловеческие ценности, именно там еще существует культ детства и материнства. И само собой, там вы не встретите движения против матерей.

Вспоминаю свою поездку в Индию, и мое удивление в тот момент, когда я увидела искреннюю любовь индийцев к детям, которую они, ко всему прочему, так открыто проявляли. Детей холят и лелеют, все им улыбаются, каждый хочет прикоснуться и поговорить. Что чувствует мать, когда видит такое отношение к своему ребёнку? Правильно, она расслабляется, она знает, что все хорошо.

В нашем обществе матери постоянно приходится ребёнка защищать. От косых взглядов, от фраз вроде «ты плохой мальчик» или «так себя не ведут». От того, что каждый второй хочет уколоть, поставить на место, приказать матери лучше следить за ребенком. Какое право ваш ребёнок имеет кричать в автобусе? Как вы посмели из дома с ним выйти, мешаете нам, честным гражданам, сидеть и листать инстаграм!

Матери приходится защищать себя от непрошеных советов — «не так кормишь», «не так воспитываешь».

В Грузии, где мы были недавно, безумно любят детей. Своих, чужих, всех. Им улыбаются, хотят потрогать, дать конфетку, поговорить. Я сначала даже не могла поверить, что такое возможно. После холода собственной страны я даже не сразу пришла в себя. А потом расслабилась. Быть матерью в обществе, где есть любовь, намного проще.

Я ни разу не видела «яжматерей». Зато видела людей, которым до всего есть дело, но они никогда не улыбнутся ребёнку, не попробуют помочь матери в трудный момент. Они просто хотят чтобы этих детей и их матерей не было рядом. Так спокойнее живётся. Никто не мешает.

Люди, которые травят матерей в социальных сетях, думая, что при этом выставляют в дурном свете только плохих матерей, обманывают сами себя.

Капля за каплей, благодаря массовым публикациям в социальных сетях, разница между понятием «яжемать» и просто «мать» постепенно размывается. Это отвратительное движение ужасно именно тем, что молодым людям, мальчикам и девочкам навязываются заведомо больные убеждения, а истинные ценности заменяются на ложные. И эта пропаганда уже приносит свои плоды. Над беременными и мамами с детьми смеются, называют «овуляшками», а детей «личинками».

Девочки и мальчики, которые живут сейчас, в эпоху ненависти к матерям, вряд ли сами захотят стать родителями. Думаю, что все прекрасно понимают, какой образ у них складывается в голове. Образ ужасной, замученной, злой женщины, которой все должны. Они думают, правда думают, что это и есть материнство. А кому захочется быть такой матерью? Никому. Лучше уж не рожать.

Можно и дальше поддерживать это больное движение, продолжать делиться мемами и картинками, заниматься подобного рода «творчеством». А наше общество тем временем будет деградировать еще больше, потому что нет достойного будущего у народа, который не ценит своих матерей.

Марина Сощенко

>Детонация двигателя: причины появления и способы устранения

Что такое детонация двигателя внутреннего сгорания

Детонация двигателя явление не из приятных. Причины детонации мы разберем в конце статьи, а сначала давайте разберемся в том, что такое детонация, и что при ней происходит с двигателем.

Нормальное сгорание топлива в цилиндре, это химическое взаимодействие, протекающее в смеси паров бензина с воздухом. Для того чтобы процесс начался, мало просто перемешать горючее с воздухом в нужной пропорции, этому веществу необходимо еще дать необходимую энергию.

В дизельных двигателях для этого создается очень высокое давление на горючую смесь и температура в конце такта сжатия способствует воспламенению топлива. В бензиновых моторах смесь необходимо поджечь искрой, которая создается при помощи автомобильной свечи. Сформировавшееся пламя распространяется от электродов автомобильной свечи к стенкам всей камеры сгорания.

Пока фронт пламени идет от свечи зажигания к дальним зонам камеры сгорания, может произойти ее самовоспламенение до прихода огня. Несомненно, из-за этого возникает слабая ударная волна, которая встречает на своем пути подготовленное к воспламенению топливо.

От сжатия горючая смесь тут же воспламеняется. Проще говоря, эта волна и есть детонация, скорость ее распространения в цилиндре двигателя достигает порядка 1000 м/с. Это в несколько раз быстрее обыкновенного фронта огня. При этом вы можете слышать металлический звук.

Это явление проявляется, как правило, при средних и больших оборотах мотора. Слабая и кратковременная нагрузка не оказывает серьезного вредного воздействия. Кроме того, чем ближе обстоятельства сгорания в моторе к детонации, тем выше его КПД.

В дизельных двигателях уровень сжатия намного выше, от чего топливо нагревается до пятисот градусов, и самовоспламеняется без помощи искры. В бензиновых моторах уровень сжатия намного меньше, соответственно, и температура в цилиндрах ниже. Кроме того, способность самовозгораться у бензина ниже, чем у дизельного горючего.

Сильная детонация губительно действует на детали камеры сгорания. По сути, детонация — это взрыв, и несложно догадаться, что вследствие этого происходит механическое разрушение деталей двигателя.

При длительной и сильной детонации может быть испорчен и поршень, и шатун, другие элементы КШМ. Так же негативному воздействию подвергаются клапаны и другие элементы ГРМ. И конечно же цилиндры подвергаются сильнейшему негативному воздействию.

Детонация двигателя при выключении

После того как выключили зажигание, мотор автомобиля может временами продолжать работать, то есть «дергается». Частота вращательных движений коленчатого вала то увеличивается, то уменьшается. И происходящее в камере сгорания напоминает процесс самовозгорания топлива в дизельном двигателе. Это явление называется «дизелинг». Не нужно его путать с детонацией, это другое явление и ничего общего с детонацией не имеет.

Дизелинг появляется при некорректной регулировке холостого хода. В случае если система загрязнена и смесь обогащают принудительным способом, путем закручивания винта количества. Свыше меры приоткрывают заслонку первой камеры, при этом получается, что всегда работает главная дозирующая система. Это так же может служить причиной детонации на холостых оборотах.

Причины возникновения детонации в двигателе

Причиной детонации в современных двигателях, включая ВАЗ, чаще всего является низкое качество топлива и количество примесей в нем. Прежде чем ехать в сервис попробуйте сменить заправку. Если детонация не исчезнет, то необходимо проверить работу топливной системы с помощью компьютерной диагностики. Так же необходимо обратиться в сервис в том случае, если детонация сильная.

Помимо низкого качества топлива причиной детонации может стать:

  • низкое октановое число используемого топлива
  • грязный топливный фильтр
  • плохо работающие форсунки
  • неполадки в работе топливного насоса
  • неисправный кислородный датчик
  • использование неподходящих свечей зажигания
  • неисправность системы охлаждения двигателя
  • неисправность блока управления работой двигателя

То есть причин много, но большинство из них можно определить только лишь с помощью специального диагностического оборудования.

Что делать, если двигатель детонирует?

Детонация, как правило, возникает при определенных режимах работы двигателя, характеризующихся высокими оборотами двигателя и повышенной нагрузкой.

Это может быть резкий старт с места, движение в гору, движение с полной загрузкой и т.д.

Для борьбы с детонацией в современных двигателях используется специальный датчик, который так и называется датчик детонации. Он отслеживает параметры работы двигателя, и в случае появления детонации изменяет режим работы двигателя за счет изменения состава топливной смеси и параметров угла опережения зажигания.

Однако, если во время движения вы заметили, что двигатель детонирует, то первым делом необходимо изменить стиль вождения. Как можно плавнее нажимая на педаль газа старайтесь так же плавно трогаться, снизьте скорость движения, преодолевайте подъемы на пониженной (по сравнению с обычным режимом) передаче.

При первой же возможности залейте в бак гарантировано хороший бензин, купленный на официальной заправке того же Лукойла или BP. Если детонация не прекратится, то езжайте в сервис на диагностику.

Значение слова сдетонировать

авдитор авдон авидность авио авит авить аводь авост авось авсон авто автодин автодор автор ади адн адов адонис адорно аид аио аир аист андо андрос ани анид анис анит ано анод анортит аносов анрио ант анти антидор антидот антрит антро аон аорист аортит арди ардон арион ариосто арис аристов аристон арнд арндт арно аро арон аронов арс арсин арт артин артист арто артос арь асино асорин асот асти астион астон астро ась атно ато атон атри атс аттис атто аттон вад вади вадить ваи ван вани вар варить варнитсо вас васин ват ватин ватт ватто вдарить виа виан виандот вид вида видар видать видно видность видор вин вина винарь вино винт винь вир вира вирать виро вирт вирта вис вист витаон витас витать витос витстон витт вить внос вносить вод вода водан водить водность водо водь воин воинь воис вон вона вонь вор ворано ворон ворона воронить воронь ворот ворота воротан воротина воротить ворс ворса ворсина ворсит ворсить ворт вос вострить востро вось вот вотра воть вран врасти врать врид врио врос всадить встарь встать встроить вта втирать вто втора вторить давить давн давно давности давность давос дан данио дано дантист дантов дань дао дар дарвин дари дарио дарить даровито даровитость дартс дас даст датив дато дать два двин двоить двор двр диан дианов диас див дива диван дивно диво дина динар динас динов диона диор дир дира дирать дис дисан дисна дист дитва дна дни дно доварить доватор довирать довить довострить доврать довстани дои доить дон дона донар донат донати донатист донатор дони донор донос доносить доон доострить дор дора дорасти дорастить дорати дорвать дориа дорисовать дорить дорн дорнит дорос доростать дорст доставить достать достирать досто достоин достроить дот дотаить дотирать дотировать дотравить дра дравит драить дранси дрань драть дрв дрин дрина дринов дро дрова дровни дронт дронта дрот дсо иасон иат ива иван иво ивс ида идо инар инвар инд инда индо индра ино инта интра инь иньва иов иод иодна ион иона иордан иордань иосан иот иота ира иран ирва ирд иро ирод иродов ирон исад исно исо исто истово истод истор истора истр истра исть ито итон итр ить навис навись навить наво наводить навои наворот наворотить наворсить навострить навь над надвить надир надить надо надоить надор надоть надрос надстроить надто надь наи наив наоводить наос наостить наострить нар нард наров народ народить народов нароить наросить нарост нарот нартов нас насид насорить наст настить насто настроить натворить нато наторить наторосить натр натроить ндрав ндс ниас нива нидарос нирод нирса нис ниса нись нит нитард нитр нитра нитрат нитро нитровать нить ноа нов новатор нови ново новости новость новь ноо нор нора норвид норд нори норит норов норовить норос норот норт нос носарь носить носов ностро нот нота нотировать нотис ното нотора нрав нсо нтв нто нтр оао оас овад овадни ови овидь овин овина овир овист овить ово овод овода ода одарить одва одвоить один одирать одна одни одно однова одон одор одорант одр одра одрать одрина оирт оита она онар онат онда ондо они онир

kefir033 ›
Блог ›
Причины детонации двигателя при выключении зажигания и запуске.

• Такое явление, как детонация двигателя, знакомо практически каждому автовладельцу. Чаще всего она возникает при движении в гору на высокой передаче с небольшой скоростью. К звуку работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) примешивается жесткий металлический стук, который многие принимают за стук поршневых пальцев.

— Что такое детонация?

• Детонация – это процесс взрывного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. В то время как нормальная скорость распространения фронта пламени составляет около 30 м/с, при детонации огонь распространяется в десятки раз быстрее – до 2000 м/с.

• В нормальных условиях смесь начинает воспламеняться, когда поршень немного не доходит до верхней мертвой точки, угол опережения зажигания составляет обычно 2-3 градуса. Завершается вспышка после того, как поршень минует ВМТ. В случае детонации смесь воспламеняется еще в середине такта сжатия. Поршень испытывает сильное противодействие, в итоге пропадает мощность двигателя и значительно повышается расход топлива.

• Данное явление никогда не идет на пользу мотору, однако детонацию можно разделить на допустимую и недопустимую. В первом случае ее даже не всегда удается заметить. Обычно она возникает на низких оборотах и продолжается недолго. Чаще всего подобное происходит в двигателях небольшого объема с относительно большой мощностью и крутящим моментом (например, 107 л.с. и 135 Нм при объеме 1,4 л). Недопустимая детонация, как правило, возникает в форсированных ДВС при повышенных нагрузках на высоких оборотах. Всего после нескольких секунд работы в таких условиях, мотор может получить критические повреждения.

• Существует еще одно явление, которое автовладельцы нередко путают с детонацией – дизелинг. Мотор после выключения зажигания продолжает работать рывками, то с повышением, то с понижением оборотов, звук работы двигателя при этом металлический, схожий со звуком детонации. Это явление иного рода и причины его появления иные: при глушении мотора, бензин в цилиндрах самовоспламеняется из-за высокой степени сжатия, как в дизельном ДВС, отсюда и название. Не следует путать дизелинг с калильным зажиганием – там при глушении рабочая смесь воспламеняется от нагретых электродов свечей и нагара.

— Чем опасна детонация?

• Весь кривошипно-шатунный механизм и головка блока цилиндров испытывают разрушающие нагрузки, способные при длительном воздействии привести к поломке ДВС. Кроме того, температура в цилиндрах также поднимается до недопустимых значений (до +3700 градусов), что грозит прогаром прокладки ГБЦ, а также коррозией днища поршня и зеркала цилиндров.

• рокладка головки блока – это первая деталь, которая придет в негодность из-за детонации. Она способна перенести лишь кратковременную работу в режиме запредельных термических и механических нагрузок. Худшее, чем грозит детонация – замена блока цилиндров, коленчатого вала, поршневой группы и головки блока.

— Причины возникновения детонации:

• Причины, в силу которых возникает данное явление, можно разделить на три группы:

• октановое число бензина;
• конструктивные особенности ДВС;
• условия эксплуатации автомобиля.

— Влияние октанового числа:

• В отличие от дизельного двигателя, в котором воспламенение рабочей смеси происходит благодаря высокой степени сжатия, в бензиновом для этой цели применяется система зажигания. Смесь бензина и воздуха поджигается искрой, возникающей между электродами свечей.

• Степень сжатия у бензиновых моторов намного меньше, это связано с тем, что бензин не столь устойчив к детонации, как дизельное топливо. Основной характеристикой бензина является октановое число, отражающее его детонационную стойкость. Чем оно выше, тем сильнее можно сжать топливно-воздушную смесь.

• Если автомобиль, силовой агрегат которого рассчитан на применение топлива с октановым числом не ниже 95, заправить бензином марки АИ-92, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что при высоких нагрузках рабочая смесь в цилиндрах будет детонировать.

• Однако проблема может появиться и в случае, если марка топлива соответствует рекомендациям производителя. Все дело в качестве бензина. Недобросовестные продавцы нередко самостоятельно повышают октановое число, путем добавления в горючее сжиженного пропана или метана. Эти газы очень быстро испаряются, после чего в баке остается низкооктановый бензин.

• Вследствие детонации низкооктанового топлива, в камере сгорания усиленно образуется нагар, который, в свою очередь, может вызвать такое явление, как калильное зажигание. В этом случае двигатель продолжает работать даже после выключения зажигания. Причины его возникновения в том, что воспламеняется топливно-воздушная смесь не от искры, а от раскаленных электродов свечи или нагара.

— Влияние конструктивных особенностей:

• Причины возникновения детонации могут крыться в конструктивных особенностях двигателя.
К их числу можно отнести:

• степень сжатия;
• форму камеры сгорания;
• форму днища поршня;
• наличие наддува;
• расположение свечей зажигания.

• Так, чем выше степень сжатия, тем ДВС более склонен к детонации. То же можно сказать и о системах наддува («надутым» моторам требуется высокооктановый бензин).

— Влияние условий эксплуатации:

• Не последнюю роль играют и условия, в которых эксплуатируется машина. Детонация может возникать при движении на повышенной передаче с низкой скоростью. Так, если попытаться въехать в гору на четвертой передаче со скоростью 30 км/ч, из-под капота незамедлительно раздастся характерный металлический стук.

• Свое влияние оказывает правильность работы системы зажигания (рабочая смесь в цилиндрах детонирует при раннем зажигании), исправность системы охлаждения двигателя, наличие нагара на поршнях и в камерах сгорания. Подвергают себя опасности автовладельцы, стремящиеся любыми способами уменьшить аппетит машины. С этой целью электронный блок управления «перепрошивается» для приготовления более бедной смеси, чем нужно. В результате ухудшается динамика авто, а при повышенных нагрузках возникает детонация.

Одной из важнейших и опаснейших проблем автомобилистов является детонация двигателя. Понятие детонации появилось вместе с двигателем внутреннего сгорания. Сегодня существует множество способов предотвратить самопроизвольный процесс воспламенения горючей смеси но, тем не менее ни один производитель не может дать полную гарантию отсутствия подобной проблемы.

Описание понятия и механизма детонации

Детонация возникает, когда давление на топливно-воздушную смесь (ТВС) выше нормы. В результате большего воздействия на педаль акселератора, в цилиндре повышается давление, и поршень не может достичь верхней точки своего движения. ТВС воспламеняется значительно раньше, создавая эффект ударной волны.

Выделяемое тепло распределяется по камере сгорания и поршню, создавая перегрев. Несгоревшая топливная смесь вступает в реакцию с деталями двигателя и может осаживаться на стенках в виде альдегидов или спиртов, провоцируя коррозию. В дальнейшем эти химические соединения могут усугублять детонацию.

Волна от взрыва в условиях высокой температуры распространяется по пространству камеры со скоростью до 1000–3000 м/с. В нормальных условиях сгорания топливно-воздушной смеси скорость волны достигает 20–30 м/с.

Существует несколько основных причин, которые способствуют детонации:

  1. Состав топливно-горючей смеси. Чрезмерно обогащенная ТВС при воспламенении может создавать на стенках и углах камеры окислительные соединения, которые ведут к дальнейшей детонации двигателя. Чаще всего это случается с ТВС, у которой соотношение воздух/топливо равняется 9,0.
  2. Угол опережения зажигания. Если было произведено вмешательство в систему работы зажигания, есть большая вероятность повышения ударной нагрузки на поршни. Давление, оказываемое на смесь, вызывает ее самопроизвольное воспламенение.
  3. Октановое число. Вероятность «заработать» детонацию ДВС возрастает, если использовать бензин с низким октановым числом. Таким образом, автомобили, которые ездят на 75 бензине, вместо рекомендованного 92, больше подвержены детонации.
  4. Уровень сжатия. Сжатие – соотношение между объемами камеры сгорания и поршня. Увеличение показателя повышает температуру в цилиндрах и приводит к детонации. Чтобы избежать подобной проблемы, для автомобилей с высоким сжатием лучше использовать бензин с высоким содержанием октана. Проблемы топливного фильтра или топливный насос работает с перебоями.
  5. Недостатки в работе кислородного датчика из-за чего ТВС смешивается в неправильных пропорциях.
  6. Проблемы с охлаждением.

Последствия детонации

Когда технология сгорания топлива нарушается, в цилиндрах постоянно повышается температура. В результате первыми под удар попадают свечи зажигания, а затем клапаны и поршневые кольца.

Во время детонации на двигателе выгорает масляная пленка, которая должна защищать детали от чрезмерного износа. При долгосрочном отсутствии смазывающего вещества элементы цилиндропоршневой группы подвергаются излишнему механическому воздействию, что чревато залеганием колец и задирам на стенках камеры сгорания.

Помимо температурной нагрузки возникает постоянное давление от ударной волны, которая настигает все активные элементы двигателя. В первую очередь это отражается на кривошипно-шатунном механизме.

Сильнее всего от детонации страдают вкладыши коленчатого вала и шатуна.

Детонация двигателя после выключения зажигания

Помимо того, что ДВС детонирует после работы свеч и других механизмов, детонация может происходить при выключении замка зажигания. Это процесс происходит в среднем за несколько секунд, однако в редких случаях может достигать 20–30 секунд.

Чаще всего двигатель детонирует после отключения зажигания при неправильно подобранном топливе. Разное октановое число бензина предназначается для разных уровней сжатия. В таком случае, если бензин не соответствует требованиям автомобиля, то качества ТВС может быть недостаточно для обеспечения нормального механизма сгорания.

При активном воспламенении выделяется излишек тепла и энергии, который направлен в сторону двигателя.

Другой причиной детонации при отключении зажигания считается излишне раннее зажигание. Некоторые механики устанавливают его из побуждений повысить чувствительность к движению дроссельной заслонки. Однако часто не учитывают факт, что при такой настройке воспламенение ТВС происходит раньше в момент движения поршня к верхней точке. Отсутствие продуманной системы охлаждения усложняет отвод тепла от двигателя и вызывает перегрев.

Третьей причиной подобной проблемы считается неправильно подобранные свечи, или же их перебойная работа.

Конструктивные способы устранения детонации двигателя

Чтобы правильно устранить детонацию ДВС необходимо четко очертить причины проблемы. Если сразу после заправки нового топлива двигатель начал вибрировать и шуметь, можно определенно сказать, что причина детонации кроется в неподходящем октановом числе.

Лучше не экспериментировать и не доливать подходящий бензин к тому, что есть. Правильнее будет слить прежний и заправить тот вид топлива, который подходит к двигателю автомобиля.

Если же детонацию спровоцировал нагар в камерах сгорания, можно дать несколько минут проехать автомобилю на высоких оборотах. В качестве профилактики специалисты рекомендуют раз в неделю давать двигателю максимальную нагрузку.

В случае детонации дизельного мотора, автомобилист может обнаружить грязный зеленый или черный выхлоп. В таком случае проводить «спасение» уже бессмысленно, поскольку поршни полностью разрушены.

Если причина скрыта в неправильной работе свечей зажигания, необходимо полностью поменять комплект. В целом, детонация из-за свечей происходит достаточно редко но, тем не менее не стоит пренебрегать их своевременной диагностикой.

Кроме всего, необходимо следить за системой охлаждения двигателя и вовремя регулировать угол опережения зажигания.

Использование датчика детонации двигателя

С целью уменьшения вероятности возникновения детонации, на современных автомобилях устанавливают специальные датчики. Они крепятся около блоков цилиндров силового узла, и преобразовывают механическую энергию.

Внутри каждого датчика размещается пьезоэлектрическая пластинка, которая передает колебания к электронному блоку. После достижения показателя, близкого к детонации, контроллер изменяет угол опережения зажигания.

Датчик постоянно передает сигналы и следит за составом топливной смеси. В результате правильной настройки, он также помогает достичь более экономного расхода топлива.

Чтобы правильно оценить работу двигателя своего автомобиля и предостеречь его от детонации лучше советоваться с профессиональными мотористами, или ознакомиться с некоторыми роликами в сети:

Несмотря на то что детонация – крайне губительное понятие для двигателя, ее легко контролировать. Если не пренебрегать своевременным техническим осмотром и не экспериментировать с топливом – проблемы не возникнет. Необходимо всегда обращать внимание на «лишние» шумы и посторонние звуки в автомобиле, поскольку они являются индикатором работы узлов транспортного средства.