Радиостанции си би

notAmonster ›
Блог ›
Радиосвязь для начинающих. F.A.Q. по радиосвязи в авто.

В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.

1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?

Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота = 300 / Длина_волны
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).

2. Что такое модуляция и какие они бывают?

По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.

3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?

В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).

4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?

Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку. У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.

5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?

Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к «сухопутным подвижным РЭС», и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай». Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?

6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?

Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

7. Какие у вас аппараты?

Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?

Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние. Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.

9. Как правильно запитать радиостанцию?

Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.

10. У меня сломалась радиостанция, что делать?

Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.

11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?

Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая «врезка»: в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.

Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.

12. Какую антенну посоветуете приобрести?

В настоящее время на автомобилях в основном применяются штыревые антенны длиной от 30 до 200 см. Сразу оговорюсь, что при прочих равных условиях, более высокая антенна обеспечивает более хорошую связь (дальность передачи, слышимость), чем менее высокая. При этом разница в высоте штыря между 100 см и 120 см скорее будет не очень заметна на слух, но в то же время, различие антенн 150 см и 200 см уже будет ощущаться.
Ещё раз оговорюсь: любую антенну нужно настроить (или хотя бы проверить на работоспособность), прежде чем пользоваться.
Теперь, когда мы выбрали высоту и способ крепления, можно поговорить о конкретных экземплярах.
1) До 70 см:
Эти антенны не очень-то хочется называть антеннами. Узкая полоса пропускания, плохой приём, передача как с носимой р/с или незначительно лучше. На трассе обеспечивают связь до 2-3 км, в городе чаще всего до 1 км.
Sirio T3-27 Mag — антенна на магнитном основании высотой 63 см. Пожалуй лидер из этой категории. Есть вариант для установки на кронштейн, врезки(вопрос №11). Правда в данном случае врезкой антенны вы вряд ли получите значительное улучшение связи. В комплекте идёт кабель длиной около 3.5 м с популярным разъёмом PL-259 (UHF), стоимость 30-50 $.
Sirio Triflex — теоретически 3-ёх диапазонная антенна, включающая радио (88-108 МГц), GSM и Си-Би. В реальности, если на первых двух диапазонах она справляется нормально, то для Си-Би однозначно не подходит. Рекомендованная максимальная мощность — не более 10 Вт.
2) 71 — 150 см:
Здесь и далее основные различия антенн в основном проявляются в качестве сборки, толщине проводников, надёжности крепления и немного дизайне. Для антенн на магнитном основании важный параметр — диаметр (площадь) магнита. От этого напрямую зависит устойчивость антенны на скорости и при встречи с препятствиями.
Alan (Midland) ML-145 — 1.5-метровая антенна на магнитном основании. Отличается сравнительно хорошей сборкой. Менее подвержена воздействиям окружающей среды. Стоимость — 50-70 $. Есть и аналоги для врезки/крепления на кронштейн.
Можно так же рассмотреть линейку President (более дорогие и качественные), Lemm (недорогие).
3) 151 — 200 см:
Среди данных антенн магнитное основание встречается реже. Это объясняется большей тяжестью, толщиной штыря и соответственно парусностью антенны. Магнит просто не сможет удержать её на высокой скорости. Зато при врезании в крышу эти антенны наиболее эффективны.

Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.

Канал дальнобойщиков на рации

Часто, особенно если покупатель выбирает рацию впервые, у него возникает вопрос: как найти канал дальнобойщиков на рации и как на нем общаться? Поэтому, мы решили составить небольшую памятку о том, как настроить канал дальнобойщиков на рации, в зависимости от ее модели, и об основных принципах общения на канале дальнобойщиков.


Настройка канала на бюджетных рациях, например
Midland 203, не вызывает затруднений

Традиционно дальнобойщики работают в канале под номером 15 с частотой 27,135 МГц, а вот буквенное обозначение сетки может быть различным. В классических радиостанциях MejaJet MJ-300 и MJ-333 этот канал располагается в сетке D (если рация работает в многосеточном режиме, то сетка будет обозначена буковой М), а в Alan 100+ этот канал «сидит» традиционно – в сетке С. Подробную таблицу соответствия частот и сеток можно посмотреть на нашем сайте.

Также отметим, что работают дальнобойщики непременно с амплитудной модуляцией (АМ). Связано это с тем, что когда диапазон Си-Би был в принципе разрешен к гражданскому использованию, рации имели возможность работать только в АМ, переключение на частотную модуляцию (она же FM) была добавлена позднее. Но следует иметь ввиду, что некоторые рации умеют работать как раз только в ФМ (в частности, модели Таис PM-41 и РМ-43), что делает их непригодными для общения на канале дальнобойщиков.

Как правило, в большинстве случаев в состоянии «из коробки» рации популярных моделей уже настроены на «дальнобойную» сетку, но иногда приходится выбирать ее вручную. Чтобы переключиться на нее, следует обратиться к инструкции по эксплуатации рации (). После активации нужной сетки переключателем каналов выбирается 15-й, а переключателем типа модуляции – амплитудная (АМ). Ваша рация готова к работе на канале дальнобойщиков.

Общение в канале дальнобойщиков носит весьма неформальный характер, в качестве обращения используют слова «братишка», «братан», «дружище» или по номеру автомобиля. Ниже приведены типичные примеры диалогов на трассе:

– 287, Челябинск, есть в канале? (287 – номер автомобиля, регион определяется по коду).
– В канале, что хотел?
– Я позади тебя на «девятке», хочу тебя обогнать — свистнешь, где можно?
– Принял тебя, свистну.
– Спасибо, братан, удачи тебе!
– И тебе удачи!

Вообще, пожелание удачи откликнувшемуся, считается хорошим тоном и со временем уже выполняется на «автопилоте».

– Ребят, есть в канале кто, рацию проверить?
– Слышу тебя на пятерочку, нахожусь на Победы-Косарева.
– Понял тебя, спасибо, удачи!
– И тебе удачи!

Обычно новичку непросто сходу «влиться» в эфир, поэтому, рекомендуется для привыкания день-другой поездить с включенной рацией на прием. А когда почувствуете, что достаточно освоились, можно начинать общение на канале дальнобойщиков.

Рации для дальнобойщиков можно приобрести в нашем магазине в Челябинске, а также купить с доставкой в города России и Казахстана. Компания РеалРадио осуществляет доставку раций и радиооборудования транспортными компаниями, а также Почтой России наложенным платежом в города:
Анапа, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Белогорск, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Брянск, Великий Новгород, Владимир, Волгоград, Волжск, Волжский, Вологда, Воронеж, Димитровград, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Миасс, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Нижневартовск, Новый Уренгой, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Омск, Орёл, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Подольск, Псков, Ростов-на-Дону, Рыбинск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сыктывкар, Таганрог, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уссурийск, Уфа, Чебоксары, Череповец, Чита, Шахты, Энгельс, Якутск, Южно-Сахалинск, Ярославль.

Перечень городов, в которые производится доставка раций для дальнобойщиков, постоянно пополняется.

Также мы осуществляем доставку раций для дальнобойщиков транспортной компанией Деловые линии в следующие города: Абакан, Адлер, Братск, Бугульма, Владивосток, Волгодонск, Дзержинск, Забайкальск, Иркутск, Новомосковск, Улан-Удэ, Ухта, Хабаровск.
В города Армавир, Буденновск, Нальчик, Невинномысск, Нефтекамск, Нижнекамск, Пятигорск, Северодвинск, Сызрань — компанией ПЭК. В города Березники, Нефтеюганск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск — компанией Экспресс-Авто. В города Альметьевск, Ачинск, Ишимбай, Кипарисово, Комсомольск на Амуре, Лабытнанги, Нерюнгри, Петропавловск-Камчатский, Рубцовск, Усть-Илимск — компанией ЖелДорЭкспедиция.

В города Белоярский, Белорецк, Верхняя Салда, Глазов, Губкинский, Каменск-Уральский, Качканар, Коротчаево, Красноуральск, Кунгур, Кушва, Лангепас, Невьянск, Приобье, Радужный, Салават, Стрежевой, Туймазы, Урай, Междуреченский, Надым, Озерск, Пионерский, Пуровск, Бузулук, Пелым, Покачи, Прокопьевск, Пурпе, Югорск, Северск, Серов, Сибай, Соликамск, Сухой лог, Чайковский, Чусовой, Октябрьский, Симферополь, Тобольск, Ишим, Когалым, Шадринск, Нягань, Сарапул, Южноуральск — компанией КИТ.

Доставка рации для дальнобойщиков возможна в любые населенные пункты Почтой России наложенным платежом или EMS Почтой, например: Алапаевск, Артёмовский, Асбест, Астана, Актобе, Аксу, Атырау, Аксай, Алматы, Балхаш, Байконур, Балаково, Берёзовский, Богданович, Верхняя Пышма, Заречный, Ивдель, Ирбит, Камышлов, Карпинск, Караганда, Кировград, Костанай, Кокшетау, Кызылорда, Семей, Краснотурьинск, Красноуфимск, Лесной, Нижняя Салда, Нижняя Тура, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Североуральск, Сысерть, Щелкун, Тавда, Верещагино, Нытва, Лысьва, Красновишерск, Александровск, Краснокамск, Очёр, Полазна, Чернушка, Горнозаводск, Добрянка, Гремячинск, Кудымкар, Губаха, Яйва, Викулово, Ярково, Нижняя Тавда, Ялуторовск, Каскара, Казанское, Боровский, Петропавлоск, Ромашево, Голышманово, Павлодар, Тарманы, Талдыкорган, Жезказган, Винзили, Большое Сорокино, Богандинский, Упорово, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Тараз, Омутинское, Бердюжье, Абатское, Антипино, Исетское, Туртасе, Норильск, Салехард, Воркута, Воткинск, Экибастуз.

Компания РеалРадио следит за новинками в области радиосвязи и рада предложить самые современные средства связи для выполнения любых задач. Профессиональная радиосвязь – наша специализация!

На каких частотах вообще разрешено общаться?

На территории Российской Федерации для гражданского общения выделено три диапазона радиочастот — это CB (СиБи), LPD и PMR диапазоны. CB-диапазон используется в основном водителями-профессионалами (дальнобойщики), работают они на 15 канале (27.135 МГц с модуляцией АМ). Радиостанции, как правило для СиБи диапазона — дорогие и требуют стационарной установки, плюс ко всему нужна длинная (около 2м) антенна. Обычному водителю легче и дешевле купить более доступную портативную радиостанцию, которая работает на диапазонах LPD и PMR.

PMR

PMR-диапазон: 446.00000 МГц — 446.10000 МГц с шагом в 12.5 кГц. Максимально разрешенная выходная мощность передающих устройств не более 0,5 Вт. В России PMR-диапазон официально разрешили для нужд населения с 2005 года. Для общения на PMR диапазоне НЕ требуется специальной лицензии. PMR-связь очень доступна, так как в продаже имеется огромное количество дешёвых раций, работающих исключительно на PMR диапазоне. PMR диапазон имеет 8 каналов:

Канал, № Частота, МГц
1 446.00625
2 446.01875 общепринятый автомобильный канал, аналог 15 канала дальнобойщиков CB-диапазона
3 446.03125
4 446.04375
5 446.05625
6 446.06875
7 446.08125
8 446.09375

Оптимальная длина четвертьволновой антенны для PMR-диапазона: 16,8 см.

LPD

LPD-диапазон: 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 25 кГц. Максимально разрешенная выходная мощность передающих устройств не более 10 мВт. Для общения на LPD диапазоне НЕ требуется специальной лицензии. LPD-связь так же очень доступна, так как в продаже имеется огромное количество дешёвых раций, работающих на LPD диапазоне. LPD диапазон имеет 69 каналов (в скобках указаны каналы 8-канальных станций):

Канал, № Частота, МГц
1 (1) 433.075
2 (2) 433.100 общепринятый автомобильный канал, аналог 15 канала дальнобойщиков CB-диапазона
3 433.125
4 433.150
5 433.175
6 (3) 433.200
7 433.225
8 433.250
9 433.275
10 (4) 433.300
11 433.325
12 (5) 433.350
13 433.375
14 433.400
15 433.425
16 433.450
17 (6) 433.475
18 433.500
19 433.525
20 433.550
21 433.575
22 433.600
23 (7) 433.625
24 433.650
25 433.675
26 433.700
27 433.725
28 433.750
29 433.775
30 (8) 433.800
31 433.825
32 433.850
33 433.875
34 433.900
35 433.925
36 433.950
37 433.975
38 434.000
39 434.025
40 434.050
41 434.075
42 434.100
43 434.125
44 434.150
45 434.175
46 434.200
47 434.225
48 434.250
49 434.275
50 434.300
51 434.325
52 434.350
53 434.375
54 434.400
55 434.425
56 434.450
57 434.475
58 434.500
59 434.525
60 434.550
61 434.575
62 434.600
63 434.625
64 434.650
65 434.675
66 434.700
67 434.725
68 434.750
69 434.775

Оптимальная длина четвертьволновой антенны для LPD-диапазона: 17,3 см.

Во всём мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26.965 МГц и идущие с шагом частоты, кратным 10КГц (26.975 МГц, 26.985 МГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском сленге называются «европа (E)» или «пятерки».
В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появились дополнительные сетки с таким же шагом в 10 КГц, но со сдвинутыми частотами по отношению к основным, с такой же нумерацией каналов. Например 1 канал будет соответствовать частоте 26.960 МГц. эти частоты чаще всего называют «польша (P)»
В России изначально была принята польская нумерация частот, но называют её «россия (R)» или «нули». В настоящее время основная масса российских пользователей Си-Би использует «пятерки», т.е «европейскую» нумерацию, «российская» нумерация используется радиолюбителями.
Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой «C». Наиболее распространенным считается описание канала следующего вида:
— первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов. Если первая буква не указывается, то считается, что это («С»). Например (C9EF, 9EF)
— далее («9») — номер канала. Иногда каналы ниже 10 могут обозначаться 2 цифрами. Например (C9EF, C09EF)
— за ним — необязательное обозначение («E») для «европейской» или обязательное («R») для «российской» сетки частот. Например (C9EF, C9F, C9RF)
— в конце — используемая модуляция («FM») или («F»), («AM») или («A»). например (C9EFM, C9EF, C9EAM, C9EA)
Пример правильного обозначения: C9EF, C9EA, C9RF, C9RA
На некоторых радиостанциях сетки частот могут не совпадать с общепринятыми в России стандартами, например 1 канал сетки С может соответствовать 1 каналу сетки D (например радиостанции Megajet).
Иногда зарубежные производители путаются с «российской» сеткой частот и при выборе сетки «россия» радиостанция включается в «европейский» стандарт (например радиостанция Alan-42). В этом случае необходимо выбирать «польскую» сетку частот.
Всё это приведено на таблице ниже.

Некоторые каналы Си-Би диапазона условно выделены для специального применения. На некоторых моделях радиостанций даже есть отдельные кнопки быстрого переключения на такие каналы.
C9EF (27.065 МГц) — вызывной канал службы спасения.
В данный момент практически не используется, тем не менее вести на нем переговоры не связанные с оказанием помощи запрещено.
Водители для получения помощи используют свой вызывной канал.
9 канал «российской» сетки частот C9RF (27.060 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.
C15EA (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция АМ) — вызывной автомобильный канал.
На нем общаются дальнобойщики, и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.
C15EF (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция FM) — вызывной автомобильный канал.
Сейчас все больше водителей переходит на FM модуляцию. Это связано с тем, что FM модуляция дает лучшее качество звука и большую дальность в городских условиях.
В настоящее время параллельно с си-би используется 2 канал PMR диапазона (частота 446.01875 МГц). Для получения большой дальности в PMR диапазоне, необходимо использовать внешнюю антенну.
27.140 МГц — частота для работы маломощных устройств с дальностью действия несколько десятков метров.
Используется пустое пространство («дырка») между 15 и 16 каналами.
В настоящее время практически не используется, так-как работе на этой частоте мешает автомобильный канал.
Частота применялась в детских радиостанциях «Walkie-Talkie», в игрушках с дистанционным управлением, в системах дистанционного открывания-закрывания ворот, и в других устройствах передачи информации на короткие расстояния.
C19EF, C19EA (27.185 МГц) — информационный канал.
Предназначен для передачи автомобильной информации — погода, пробки, объявления.
В настоящее время практически не используется, вся информация передается на автомобильном канале.
Использование данного канала не рекомендуется, так-так он мешает работе радиолюбителей на частоте 27.190 МГц.
19 канал «российской» сетки частот C19RF (27.180 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.
27.190 МГц — вызывная радиолюбительская частота для проведения дальних связей SSB модуляцией.
Используется пустое пространство («дырка») между 19 и 20 каналами.
C20RF (27.200 МГц) — вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей FM модуляцией.
На данном канале часто применяются усилители, и выходная мощность может достигать нескольких десятков и даже сотен ватт.
C27RA (27.270 МГц) — QRP вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей AM модуляцией.
На данном канале не принято использовать усилители, поэтому выходная мощность обычно равна мощности радиостанции и не превышает нескольких ватт.

Си-Би

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Портативная СиБи-радиостанция

Си-Би — сокращение от «гражданский диапазон» (англ. CB, Citizen`s Band), принятое для обозначения безлицензионной, доступной всем гражданам радиосвязи на коротких волнах в диапазоне 27 МГц (в некоторых странах «CB» обозначает любой вид безлицензионной радиосвязи на любых свободных диапазонах). В зависимости от страны использование этого диапазона либо минимально регламентируется правилами проведения локальных связей, либо не регламентируется вовсе. Средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции, отличающиеся, как правило, от радиолюбительских и профессиональных радиостанций более низкой ценой, меньшим количеством функций (отсутствие телеграфного режима, однополосной модуляции, репитерного сдвига, тоновых и кодовых шумоподавителей, транковых модулей и т. п.), более скромными техническими характеристиками, меньшими ударопрочностью и влагостойкостью. Как исключение, серийно производятся радиостанции гражданского диапазона с расширенными функциями для радиолюбителей и фанатов радиосвязи.

Применение Си-Би

Возможности применения Си-Би связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т. д. Можно использовать Си-Би радиосвязь и на маломерном флоте — на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает за счёт отсутствия серьёзных препятствий.

Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути. Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10—20 раз, что существенно снижает дальность связи. Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи, и экономичность подобных радиостанций были невелики. Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых импортных портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek). В России переносные рации диапазона 27 МГц серий Штурман, Беркут, Егерь и др. производит Конструкторское Бюро Беркут.

Из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности. Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьёзным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.

Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые смогут оказать помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи. Но в России это практикуется только в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, хотя связь не всегда бывает устойчивой (это связано с тем, что автомобиль находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию). Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно связаться с радиолюбителями, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.

Водителей грузовиков можно найти на 27,135 MHz АМ или C15EА (на радиостанции Midland-Alan: D15E).

Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями:

  • между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограничена, что можно легко подтвердить. К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км. Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать «в зенит».
  • между базовыми станциями — 15—80 км;
  • между базовой станцией и автомобилем — 15—40 км;
  • между базовой станцией и портативной — 3—10 км;
  • между автомобилями — 5—15 км;
  • между автомобилем и портативной станцией — 2—7 км;
  • между портативными станциями — 1—5 км.

Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2—3 раза, как исключение.

История

В 1945 году в США состоялся Конгресс по вопросам гражданской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460—470 МГц. Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона. Два года спустя вышел Документ 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB-Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков — класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт). Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведённых частот не везде была положительной — дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами ненадёжная и др.

Тогда было обращено внимание на 11-метровый (27 МГц) участок в диапазоне коротких волн, на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки. Короткие волны способны огибать препятствия размером до нескольких метров (например, дома или небольшие неровности рельефа), они сравнительно слабо затухают в лесных массивах. За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для CB-Radio и был позднее выбран диапазон 27 МГц.

В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введён класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц. В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приёмниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру. 1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году — свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей! В настоящее время в США и во всём мире зарегистрировано огромное количество CB-клубов, объединяющих людей по интересам, в большинстве случаев — это проведение DX-связей и обмен QSL-карточками.

В СССР диапазон 27 МГц был разрешён решением Государственной комиссии по радиочастотам от 30 декабря 1988 года (см. «Радио» № 1 за 1991 год). Однако, изначально на СиБи-аппаратуру в СССР накладывался ряд жёстких ограничений. Мощность её не должна была превышать 0,5 Вт, каналы в «нулях» для АМ, а для ЧМ было выделено 10 особых каналов с шагом… 12,5 кГц (этим требованиям соответствовала, например, радиостанция «Урал-Фермер»). По-видимому, это было сделано с целью затруднения нелегального радиообмена между гражданами СССР и иностранцами. Позднее требования к аппаратуре были смягчены и приближены к характеристикам зарубежных СиБи-радиостанций.

Используемые частоты

Во всём мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26.965 МГц и идущие с шагом частоты, кратным 10КГц (26.975 МГц, 26.985 МГц и т. д.). Эти каналы имеют условные обозначения с 1-го по 40-й, и в России на радиолюбительском сленге называются «европа (E)» или «пятерки».

В связи с ростом числа пользователей в некоторых странах появились дополнительные сетки с таким же шагом в 10 КГц, но со сдвинутыми частотами по отношению к основным, с такой же нумерацией каналов. Например 1 канал будет соответствовать частоте 26.960 МГц. эти частоты чаще всего называют «польша (P)»

В России изначально была принята польская нумерация частот, но называют её «россия (R)» или «нули». В настоящее время основная масса российских пользователей Си-Би использует «пятерки», т.е «европейскую» нумерацию, «российская» нумерация используется радиолюбителями.

Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой «C». Наиболее распространенным считается описание канала следующего вида: (C9FM или C9EFM или C9EF или 9EF) — в нем:

  1. первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов. Если первая буква не указывается, то считается, что это («С»). Например (C9EF, 9EF)
  2. далее («9») — номер канала. Иногда каналы ниже 10 могут обозначаться 2 цифрами. Например (C9EF, C09EF)
  3. за ним — необязательное обозначение («E») для «европейской» или обязательное («R») для «российской» сетки частот. Например (C9EF, C9F, C9RF)
  4. в конце — используемая модуляция («FM») или («F»), («AM») или («A»). например (C9EFM, C9EF, C9EAM, C9EA)

Пример правильного обозначения: C9EF, C9EA, C9RF, C9RA

На некоторых радиостанциях сетки частот могут не совпадать с общепринятыми в России стандартами, например 1 канал сетки С может соответствовать 1 каналу сетки D (например радиостанции Megajet).

Иногда зарубежные производители путаются с «российской» сеткой частот и при выборе сетки «россия» радиостанция включается в «европейский» стандарт (например радиостанция Alan-42). В этом случае необходимо выбирать «польскую» сетку частот.

Основные каналы и частоты

C9EF (27.065 МГц) — вызывной канал службы спасения.

В данный момент практически не используется, тем не менее вести на нем переговоры не связанные с оказанием помощи запрещено.

Водители для получения помощи используют свой вызывной канал.

9 канал «российской» сетки частот C9RF (27.060 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.

C15EA (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция АМ) — вызывной автомобильный канал.

На нем общаются дальнобойщики, и все, у кого есть радиостанция в автомобиле по всей России.

C15EF (27.135 МГц, сетка «С», 15 канал, «европа», модуляция FM) — вызывной автомобильный канал.

Сейчас все больше водителей переходит на FM модуляцию. Это связано с тем, что FM модуляция дает лучшее качество звука и большую дальность в городских условиях.

В настоящее время параллельно с си-би используется 2 канал PMR диапазона (частота 446.01875 МГц). Для получения большой дальности в PMR диапазоне, необходимо использовать внешнюю антенну, что является нарушением использования PMR.

27.140 МГц — частота для работы маломощных устройств с дальностью действия несколько десятков метров.

Используется пустое пространство («дырка») между 15 и 16 каналами.

В настоящее время практически не используется, так как работе на этой частоте мешает автомобильный канал.

Частота применялась в детских радиостанциях «Walkie-Talkie», в игрушках с дистанционным управлением, в системах дистанционного открывания-закрывания ворот, и в других устройствах передачи информации на короткие расстояния.

C19EF, C19EA (27.185 МГц) — информационный канал.

Предназначен для передачи автомобильной информации — погода, пробки, объявления.

В настоящее время практически не используется, вся информация передается на автомобильном канале.

Использование данного канала не рекомендуется, так-так он мешает работе радиолюбителей на частоте 27.190 МГц.

19 канал «российской» сетки частот C19RF (27.180 МГц) не имеет ограничений и может использоваться для переговоров.

27.190 МГц — вызывная радиолюбительская частота для проведения дальних связей SSB модуляцией.

Используется пустое пространство («дырка») между 19 и 20 каналами.

C20RF (27.200 МГц) — вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей FM модуляцией.

На данном канале часто применяются усилители, и выходная мощность может достигать нескольких десятков и даже сотен ватт.

C27RA (27.270 МГц) — QRP вызывной радиолюбительский канал для проведения дальних связей AM модуляцией.

На данном канале не принято использовать усилители, поэтому выходная мощность обычно равна мощности радиостанции и не превышает нескольких ватт.

Виды модуляции

В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (англ. FM, frequency modulation), амплитудная модуляция (англ. AM, amplitude modulation) и однополосная модуляция (англ. SSB, single side band). Максимальная дальность связи при использовании FМ и АМ практически одинакова. Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют FМ, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силён). В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Использование FМ позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер. SSB предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем с АМ и FМ). Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB — необходимость при приёме сигнала ручной точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента и меньшая — относительно FМ- модуляции — помехозащищённость. Далеко не все станции поддерживают SSB.

Аварийно-Спасательные Службы

Служба спасения или аналогичная по функциям может находиться на любой частоте, но стандартом является канал C9EF (27065 кГц). Некоторые радиостанции даже имеют функцию быстрого перехода на этот канал. Запрещается вести любые переговоры на этом канале, если они не связаны с оказанием помощи.

С 21 декабря 2012 года в Российской Федерации работает бесплатная аварийно-спасательная служба «Гражданская Аварийная Связь» (27,065 MHz/9C FM EUR). Сигнал о ЧС или ЧП можно передать в Москве, Московской области, Туле, Тульской области, Самаре, Самарской области, Анапе (весь Таманский Полуостров Краснодарского Края), Калининграде, Калининградской области. Полезная площадь сбора аварийного сигнала 15000 км2 (при передаче с устройств мощностью 10 Ватт)

и «Нева» в Санкт-Петербурге (27,635 MHz/19D FM EUR)(Прекратила вещание 1 сентября 2014).

Эхо-репитеры

Помимо диспетчерских служб, на СиБи существуют т. н. эхо-репитеры или «попугаи». Эхо-репитер — стационарная СиБи-радиостанция, к которой подключена репитерная приставка, повторяющая через антенну репитера принятый ей ранее в том же канале сигнал. Благодаря большой высоте установки антенны, репитер принимает сигнал даже от маломощных носимых или автомобильных радиостанций в условиях городской застройки, а слышно репитер в условиях той же застройки в радиусе десятков километров. Таким образом, эхо-репитер позволяет общаться мобильным пользователям, между которыми десятки километров по прямой. Преимущество эхо-репитера по сравнению с базовой диспетчерской станцией очевидно — не нужно нанимать постоянных работников, дежурящих на «базе».

Государственное регулирование

В России радиостанции СиБи диапазона приобретаются свободно, согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 № 837. Радиостанции СиБи диапазона не подлежат обязательной государственной регистрации в пределах выходной мощности 4 Вт. Использование радиостанций СиБи диапазона регулируется решением Государственной комиссии по радиочастотам принятом на заседании от 3 сентября 2013 года (протокол № 13-20) внесшим изменения в решение ГКРЧ от 29 мая 2006 года № 06-14-03-001 «О выделении полос радиочастот в диапазоне 1,6065-30,005 МГц для радиоэлектронных средств фиксированной и подвижной служб гражданского назначения» (с изменениями, внесёнными решением ГКРЧ от 28 апреля 2008 года № 08-24-04-001) (решение ГКРЧ № 13-20-08)

Решение ГКРЧ № 13-20 Приложение № 2 устанавливает мощность передатчика для АМ и ЧМ 4 Вт, SSB — 12 Вт. Запрещаются направленные антенны и коэффициент усиления антенно-фидерного устройства ограничен 1,73 дБи (что примерно соответствует металлическому штырю не более 2‑х м). При буквальном прочтении документа можно отметить что он регулирует «сухопутную подвижную связь» и никак не проясняет ситуацию со стационарной связью СиБи диапазона, отменяя ряд регламентирующих её документов.

порядок применения радиочастот 26960-27410 кГц (СиБи-диапазон), за исключением каналов с центральными частотами 26995 кГц, 27045 кГц, 27095 кГц, 27145 кГц и 27195 кГц, для личного пользования физическими лицами РЭС сухопутной подвижной службы с основными техническими характеристиками, указанными в приложении № 2 к настоящему решению ГКРЧ без оформления разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, при этом запрещается создание выделенных, технологических и других сетей связи, трансляция программ и рекламы, а применяемые РЭС не должны создавать вредных помех и не могут требовать защиты от помех со стороны других радиоэлектронных средств.

Решения ГКРЧ от 28 апреля 2008 года № 08-24-04-001 и от 20 декабря 2011 г. № 11-13-06-2 считаются утратившими силу. По смыслу документ ограничивает свободное использование частотного диапазона 45 каналами сетки C в «нулях».

В Украине также пользоваться Си-Би-связью можно свободно без оформления разрешения при соблюдении следующих условий: — рабочий диапазон частот 26960-27410 кГц. (40 каналов сетки С в «пятёрках», несущая 1-го канала 26965 кГц, несущая 40-го канала 27405 кГц, ширина канала 10 кГц); — мощность передатчика не более 4 Вт.

Насчёт Украины сведения несколько устарели: с декабря 2014 действительно стало возможно пользоваться свободно, до этого нельзя было, и только в «пятёрках», никак не в нулях.

В Белоруссии использовать Си-Би-связь можно свободно без оформления разрешения в полосе радиочастот 26,965 — 27,860 МГц, с выходной мощностью передатчика 5 Вт и менее

> См. также

  • Радиостанция
  • Радио
  • Рация
  • Сравнение диапазонов CB, LPD и PMR

Примечания

  1. постановление Правительства РФ от 13.10.2011 № 837 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539»
  2. Решение ГКРЧ на заседании состоявшемся 3 сентября 2013 г. (протокол № 13-20)
  3. Приложение № 2 к решению ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-08
  4. решение НКРЗ от 23.10.2008 г. № 1174 (недоступная ссылка). Дата обращения 17 мая 2010. Архивировано 6 апреля 2010 года.
  5. см. приложение 6 (недоступная ссылка). Дата обращения 17 мая 2010. Архивировано 20 февраля 2009 года.
  6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 июня 2013 г. N 7 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ УСТРОЙСТВ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕГИСТРАЦИИ

Ссылки

  • Правила продажи, регистрации и эксплуатации портативных приёмо-передающих радиостанций, предназначенных для использования СССР
  • Радиолюбители России на си-би диапазоне (дальние связи, прохождения, клубы)
  • Постановление Правительства РФ от 12 октября 2004 г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.07.2007 № 476, от 13.10.2008 № 761)
  • Таблица каналов и сеток
  • Клуб дальней радиосвязи на СиБи
  • Автоканал
  • Карта: автоканалы городов
  • Си-Би рации российского производства

Обзоры и полезная информация для радиолюбителей

Диапазоны и частоты раций

В данной статье мы кратко рассмотрим, какие частоты выделены для радиосвязи и какие радиостанции и на какой диапазон следует рассматривать при выборе оборудования в том или ином случае. Статья изложена в свободной форме, с использованием упрощений в некоторых понятиях и деталях. Не претендует на энциклопедическую точность, но даст общее представление об используемых в России частотах и применяемом оборудовании радиосвязи.

Рассмотрим, в каких диапазонах работают рации и почему, в том или ином случае используются разные диапазоны частот раций.

Коротковолновый диапазон — 1-30 МГц

Рация КВ диапазона применяется преимущественно военными, МЧС, на флоте, лесными и природоохранными организациями для профессиональной связи на большие расстояния — от 150 до 8000 км.

Основные недостатки КВ диапазона это низкая помехозащищенность и необходимость использования габаритных антенн длиной до нескольких десятков метров. Плюсы – абсолютная автономность, большая дальность связи и низкая стоимость по сравнению со спутниковой связью.

Основное используемое оборудование: Icom IC-78, IC-M802., Vertex VX-1700, VX-1400, VX-1200/1210., Kenwood TK-90, Кордон Р-12, Q-Mac HF 90M, Barrett PRC-2090, PRC-2091, Карат, Ангара.

Так же, в пределах 1-30 МГц, расположены 9 участков частот выделенных для связи радиолюбителям. Основное, используемое радиолюбительское КВ оборудование – трансиверы компаний Kenwood, Icom, Yaesu, Elecraft. Если для профессиональной устойчивой радиосвязи, дальность, как правило, ограничена 8000 км, то радиолюбители часто проводят трансконтинентальные сеансы радиосвязи со своими коллегами, находящимися на другом конце земного шара.

В настоящее время большие обороты набирает рынок программно-реализуемого радио — SDR оборудования. Программно-реализуемое радио начинает широко применяться в радиолюбительской связи, военной и в коммерческих областях. На сегодняшний день, компаниями Harris и Alcatel Lucent уже реализовано несколько успешных проектов, в которых используется оборудование на базе технологии SDR и когнитивного радио (радиосистема, способная получать сведения об особенностях собственной эксплуатации и на основе этих данных корректировать свои параметры работы). В дальнейшем технология SDR имеет все шансы стать новым стандартом на рынке телекоммуникаций.

Гражданский диапазон — 27МГц

Условно называемый «диапазон 27 МГц». Диапазон частот 25,6-30,1 МГц (официально разрешенный участок – 26,965-27,860 МГц). Другое название – СиБи диапазон от английской аббревиатуры CB — Citizen Band.

Открыть таблицу соответствия частот и каналов 27 МГц

Диапазон дальнобойщиков на рации это 15-ый канал, с частотой 27,135 МГц, в режиме амплитудной модуляции (АМ). Канал активно используется дальнобойщиками, для связи на трассах. В крупных городах, рации Си Би диапазона 27 МГц, используются автолюбителями, для обмена информацией о дорожной обстановке. В разных городах, для городского общения используются разные каналы. Например, в Красноярске это канал 40, с частотой 27.405 МГц, в Кемерово 27-ой канал, частота — 27.275 МГц. На частотах городских автоканалов используется частотная модуляция (FM).

Посмотреть список автоканалов в городах России

Так же, радиостанциями этого диапазона пользуются небольшие фирмы такси и грузоперевозчики, группы быстрого реагирования охранных предприятий и коммунальные службы. Несмотря на ценовую доступность оборудования, и то, что, согласно постановлению правительства РФ от 13.10.2011 года № 837, рации диапазона 27 МГц не подлежат регистрации, необходимо учесть тот факт, что гражданский диапазон подвержен большим атмосферным и индустриальным помехам и использование рации CB диапазона в коммерческих целях не подходит предприятиям, где нужна качественная радиосвязь. Рации си би диапазона портативные, ввиду небольшого радиуса действия и относительно больших габаритов, особого распространения не получили и используются, в основном, при погрузо-разгрузочных работах или на стоянках грузовых автомобилей.

Большинство доступных в России радиостанций CB диапазона представлено в нашем интернет-магазине.

Рации си би диапазона купить которые вы можете в нашем интернет-магазине, представлены в отдельном каталоге.

Low-Band диапазон — 33-57,5 МГц

Это нижний участок УКВ диапазона подвижной радиосвязи.

По причине большого влияния промышленных помех в городах и помех от передатчиков ТВ вещания, данный диапазон используется преимущественно в сельской местности. Основные пользователи, со времен СССР, станции скорой помощи и сельскохозяйственные предприятия. На сегодняшний день большинство мировых производителей прекратило выпуск радиостанций на эти частоты. Оборудование на диапазон Low-Band, в настоящий момент, предлагают отечественные производители — компании Гранит и Вэбр. На складах ещё можно найти радиостанции от именитых брендов: Motorola GP340, GM360., Vertex Standard VX-3000L. Единственным из доступных зарубежных производителей оборудования диапазона 33-57,5 МГц остается компания Alinco, Inc. Компания предлагает носимую рацию DJ-V17L и автомобильные (базовые) радиостанции DR-135LH и DR-M06R.

Авиа диапазон — 118-137 МГц

Воздушные суда осуществляют радиообмен между собой и с наземными службами в этом диапазоне частот. В отличие от большинства других видов УКВ-связи, используется амплитудная модуляция. Популярное оборудование на авиадиапазон –

носимые рации авиационного диапазона:

Icom IC-A14/A14S, IC-A24., Yaesu FTA-230, FTA-550 AA, FTA-750L

бортовые радиостанции авиационного диапазона (базовые, мобильные):

Icom IC-A110, IC-A210, IC-A220., FLIGHT LINE FL-760, FL-M1000A.

УКВ диапазон — 136-174 МГц

В зарубежных источниках диапазон обозначается как VHF. Название образовано от заглавных букв Very High Frequency. У радиолюбителей и некоторых профессионалов культивируется название диапазона как «Двойка» (длина волны, середины диапазона 150 МГц, составляет 2 метра).

136-174 МГц это самый распространенный УКВ диапазон наземной подвижной радиосвязи.

Рации УКВ диапазона 136-174 МГц используются подразделениями МВД, МЧС, охранными предприятиями, службами железнодорожного транспорта, службой скорой помощи, предприятиями муниципального сектора, и другими организациями, нуждающимися в оперативной и качественной радиосвязи.

Деление частот внутри диапазона:

137-143,6 МГц — воздушная подвижная радиосвязь;

144-146 МГц — радиолюбительский диапазон;

146-149,9 МГц — подвижная наземная служба;

149,9-150,05 МГц — радионавигационная спутниковая связь;

150,05-156,4875 МГц — подвижная и фиксированная наземная связь;

156,4875-156,8375 МГц — морская подвижная служба (рация морского диапазона поставляется с предустановленными каналами — таблица частот);

156,8375-174 МГц — подвижная и фиксированная наземная связь.

В соответствии с основным законом «О связи» от 07 июля 2003 №126-ФЗ, для организации радиосвязи в данном диапазоне, необходимо получение разрешения в ФГУП «ГРЧЦ». При необходимости получения частот, мы можем оказать консультационную и сопроводительную поддержку в получении разрешительных документов.

Высокая помехозащищенность и хорошее прохождение сигнала обеспечило диапазон 136-174 МГц наибольшей популярностью среди пользователей и производителей оборудования. В нашем магазине представлено большинство популярных моделей радиостанций и антенн VHF диапазона. Рации VHF диапазона в нашем магазине представлены в отдельном каталоге.

Все портативные рации УКВ диапазона, вы можете посмотреть на отдельной странице.

Речной диапазон — 300 МГц

Используется для связи на внутренних водных путях.

Рабочие частоты раций находятся в диапазоне 300,0125-300,5125 МГц и 336,0125-336,5125 МГц.

Рация речного диапазона поставляется с предустановленными каналами, выделенными для связи с судами и береговыми службами, для тех или иных целей.

Частоты канальных раций – их номера и назначение устанавливаются «Указаниями по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе)», утвержденными Службой Речного флота Министерства транспорта Российской Федерации и согласованные с местными органами Государственного надзора за радиосвязью. Так, основными каналами являются:

Канал 2 (300,05 МГц) — для связи между судами;

Канал 3 (300,1 МГц) — для связи с диспетчерами шлюзов;

Канал 4 (300,15 МГц) — для связи с другими службами речфлота;

Канал 5 (300,2 МГц) — для вызова судов, согласования порядка расхождения и обгона при маневрировании и передаче сигналов бедствия.

Канал 25 и 43 (336,2 МГц и 300,125 МГц) – общепринятые для связи между яхтами.

Посмотреть таблицу соответствия частот и каналов речного диапазона

Все радиостанции, устанавливаемые на судах, на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России (РРР) и Сертификат Министерства связи, независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием.

Согласно распределению частот, утвержденному Международным Союзом Электросвязи (ITU), во всем мире для связи между судами (реки и моря) используются частоты в диапазоне 156-162 МГц. Речной диапазон 300 МГц, используется только в России и выбор предлагаемого оборудования на этот диапазон невелик. Популярные речные радиостанции: Радиома-300, Vertex Standard VX-451/VX-454, Vega VG-304, Аргут А-36.

УКВ диапазон — 400-470 МГц

В зарубежных источниках диапазон обозначается как UHF, название которого образовано от заглавных букв Ultra High Frequency.

Особенности распространения UHF частот позволяют рекомендовать этот диапазон для использования в условиях плотной городской застройки, в горах. В условиях лесной местности радиостанции на 400 МГц, уступают радиостанциям диапазона 136-174 МГц.

В диапазоне выделены полосы частот для профессионального использования, для радиолюбителей и для безлицензионного использования всеми желающими.

Частоты раций, работа которых, в соответствии с основным законом «О связи» от 07 июля 2003 №126-ФЗ, возможна только при наличии разрешений:

420-430 МГц — подвижная и фиксированная наземная связь;

430-440 МГц — радиолюбительский диапазон;

440-470 МГц — подвижная и фиксированная наземная связь.

При необходимости получения номиналов частот, мы можем оказать консультационную и сопроводительную поддержку в получении разрешительных документов.

Участки диапазона, которые, согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2004 г № 896 не требуют разрешений – разрешенный диапазон раций (безлицензионные частоты):

433,075-434,775 МГц – LPD («Low Power Device») диапазон. Стандартная сетка частот из 69 номиналов, с шагом 25 кГц;

446,00625-446,09375 – PMR (Private Mobile Radio) диапазон. Стандартная сетка частот из 8 каналов, с шагом между каналами 12,5 кГц (для точной настройки рация должна иметь возможность перестройки шага 6,25 кГц).

Таблица частот рацийразрешенные частоты для раций LPD и PMR диапазонов.

Благодаря упрощенной системе сертификации и ввоза безлицензионных радиостанций, на рынке представлен большой выбор оборудования LPD и PMR диапазонов. Безлицензионные радиостанции и рации UHF диапазона часто используются при охране объектов, в торговых залах, в ресторанах, гостиницах и мотелях, службами доставки, на складах, небольших предприятиях, в строительстве.

Радиостанции LPD и PMR диапазонов так же популярны у любителей экстремальных видов спорта, любителей рыбалки и охоты, туристов и людей, предпочитающих активный вид отдыха.

В нашем магазине вы обязательно найдете модель безлицензионной радиостанции, которая будет оптимально соответствовать вашим запросам.

Если у вас остались вопросы по теме диапазоны раций, или нужна консультация в выборе оборудования, пожалуйста, обращайтесь к нам! Позвоните по телефону: 8 (800) 500-22-06, или напишите на почту: geo@geotelecom.ru, мы, с удовольствием, вас проконсультируем.

У дальнобойщиков есть свой особый 15 канал для связи сетки «С», который работает в режиме АМ.

Частотный диапазон 27 Мгц условно моно разделить на группу частот или каналов. Каждая такая група содержит 40 каналов (частот).Разделение на каналы сделано для удобства и простоты пользователя т.к. проще запомнить и найти канал чем частоту. Группа из сорока каналов называется «сетка», каждой сетке присваивается буквенное обозначение – A, B, C, D, E и т.д. до 10 сеток.

В России дальнобойщики общаются в большинстве своём на АМ-частотах, так сложилось по двум причинам:
— традиционно т.к. ранее ЧМ на рациях не было;
— АМ дальнобойнее чем ЧМ. На АМ без шумоподавителя можно слышать дальних корреспондентов, в ЧМ так не сделать, будет большой шум, а включив шумоподавление можно будет общаться только с ближними коллегами.

Иностранные дальнобойщики работают на 15 канале, но частота в каждой стране своя. Для поездок за границу стоит купить рацию с функциями переключения 0/5, или спросить у продавца: «есть ли у рации переключение между Российской и Европейской сетками ?» Либо спросите: «есть ли у рации «нули» и «пятёрки» — это последняя цифра частоты.

Чаще всего россиянам приходится ездить по Прибалтике в которой такая картина с частотами:

C 15 AM — 27.130 Mhz Литва
С 12 АМ — 27.100 Mhz Латвия
С 19 АМ — 27.180Mhz Эстония

Если в рации только одна сетка, то вам не стоит ломать голову, как найти канал дальнобойщиков. Вы просто ставите канал 15 и вперед. Если же у рации много сеток, то вам нужно будет выяснить в какой сетке на вашей рации находится канал дальнобойщиков. Это может быть сетка C, D или E. Каждый производитель маркирует каналы по-своему и это создает некоторые сложности для новичков. Чтобы не усложнять, спросите продавца на какой сетке работают дальнобойщики.