Совместимость моторных масел

Содержание

Сегодня вопрос о том, как должно осуществляться смешивание моторных масел, является очень актуальным. Эта тема неоднократно поднималась на многих автомобильных форумах, её изучает немало экспертов. Автопаб решил помочь своим читателям разобраться в данном непростом вопросе. Ведь каждый из нас хочет продлить срок эксплуатации двигателя.

Обычный владелец автомобиля, как правило, плохо разбирается в характеристиках существующих на рынке моторных масел. Лишь некоторые автомобилисты покупают масла определенного производителя. При этом выбор в большинстве случаев сводится не к изучению преимуществ и недостатков продукции, а к желанию избежать лишних проблем, залив масло, отличающееся от того, что использовалось ранее. Иногда бывает так, что требуемого продукта в наличии нет. В таких случаях приходится делать непростой выбор. В принципе, статья поможет и тем автомобилистам, которые уверены в полной совместимости различных масел, считая классификацию продукции очередной уловкой маркетологов.

Причина появления проблемы

Очень часто автовладельцы начинают думать о том, какие масла можно смешивать, в таких ситуациях:

  1. Необходимо выполнить долив очередной порции моторного масла, а требуемого товара в магазинах нет.
  2. В картере двигателя хранится определенное количество старого масла, слить которое не удается, а вы решили использовать новое масло иного типа.
  3. В процессе замены масла планируется промывка смазочной системы (почти все промывки на рынке имеют минеральную основу), после чего вы будете заливать синтетическое масло.

В процессе изучения данной темы мы смогли найти очень интересный материал исследований, которые осуществлялись в течение полугода. Эксперимент проводили студенты, а также преподаватели Иркутского государственного техуниверситета.

Тематические исследования

Начать хочется с того, что эксплуатационные характеристики синтетических масел являются достаточно высокими, поэтому именно такую продукцию предпочитают использовать многие владельцы автотранспорта. В особенности преимущества «синтетики» проявляются в зимнее время года.

Чистые основы синтетического и минерального масел очень легко смешать между собой в разных соотношениях (если они не содержат дополнительных присадок). Благодаря этому производители и выпускают полусинтетические масла. Но нынешние моторные масла – это достаточно сложные сочетания компонентов, в составе которых присутствуют присадки, каждая из которых выполняет определенные задачи. Поэтому совместимость моторных масел зависит от совместимости присадок, которые в них используются.

Сразу отметим, что при смешивании масел для двигателя их качества могут серьезно меняться. Скорее всего, никому из наших читателей не придёт в голову идея залить в мотор продукт неизвестного происхождения. По этой простой причине делать это лишь в целях проведения эксперимента крайне нежелательно.

Промывка двигателя при замене масла – необходимость или ненужная процедура? Узнайте больше в нашей статье – https://avtopub.com/nuzhno-li-promyivat-dvigatel-pri-zamene-masla/

Упомянутые выше специалисты провели эксперимент, на начальном этапе которого они решили смешать минеральные и синтетические масла в одинаковых пропорциях. Десять пробирок наполнили синтетикой и добавили туда аналогичное количество отечественной «минералки», а второй десяток к синтетическому маслу добавили минеральный продукт одного из известных иностранных производителей. В итоге произошло расслоение масле посередине пробирок.

После того как масла перемешали с помощью стеклянной палочки, синтетические продукты с добавленным маслом российского производства, стали менее прозрачными. Также смесь слегка загустела (в некоторых случаях смесь получилась даже гелеобразной). А в отдельных пробирках можно было даже заметить хлопья.

Все это свидетельствует о прохождении химических реакций. Интересно, что масло Castrol SLX вообще не получилось смешать – даже после помешивания происходило расслаивание продукта. Исследователи так и не смогли получить однородную структуру. Отметим, что таким был результат не лишь с минеральными продуктами, но и с «синтетикой». Это явный признак нетипичного химического состава присадок, используемых в этом масле.

В тех пробирках, куда специалисты заливали синтетические продукты и «минералку» зарубежного производства, изменения оказались не столь существенными. Никаких хлопьев не было, но густота масел, все же, увеличилась. Да и однородность была уже далеко не такой, как у оригинального масла.

На фото можно легко увидеть разницу: справа смесь выглядит более мутной, что свидетельствует о несовместимости.

После этого эксперты провели смешали масла в ином соотношении: 80% синтетического масла и 20% «минералки», а потом наоборот – 80% «минералки» и 20% «синтетики». Исследователи выбрали это соотношение по той причине, что несливной остаток масла, который хранится в движке в процессе замены смазки, достигает около 7-25% от всего объема масла.

Сколько масла заливать в двигатель? Актуальный ответ содержится .

С перемешиванием продуктов проблем не возникло, причем серьезных изменений замечено не было. После этого смеси решили нагреть до 2000 градусов, охладить и снова нагреть. Затем продукты отстаивались, и все выполнялось в прежнем порядке. После таких «испытаний» выяснилось, что каких-либо заметных изменений в тестируемых смесях не случилось.

Бытует мнение о том, что если добавить в моторное масло около 8-10% иного масла, это не сможет существенно сказаться на характеристиках базового продукта. Для проверки этого предположения было решено использовать в качестве основы определенный фактор качества масла. Исследователи решили взять оптическую плотность продукта, которую устанавливали с помощью фотоэлектрического фотометра КФК-3. На первом этапе была определена оптическая плотность каждого тестируемого образца масла («минералки» и синтетического), после чего ученые определили аналогичный показатель смесей данных продуктов.

Как оказалось, при добавлении 20% минерального масла в «синтетику», оптическая плотность смеси падала на 10-20%. Если же ученые добавляли 20% синтетического масла в «минералку», оптическая плотность росла на 5-10%. В итоге получалось почти полусинтетическое масло.

Это значит, что характеристики синтетического масла ухудшатся в том случае, если в него добавить минеральный продукт. Ранее в этой статье мы уже писали о том, что чистые основы минерального и синтетического масел (без использования каких-либо присадок) отлично смешиваются друг с другом. Конфликтовать между собой могут лишь присадки.

Добавление небольшого количества «синтетики» в минеральное масло несущественно повлияло на оптическую плотность исходного продукта, поэтому его характеристики почти не претерпят изменений. В отдельных случаях свойства «минералки» могут даже слегка улучшиться.

Выводы

Необходимо помнить о том, что все моторные масла содержат определенное сочетание присадок, поэтому попадание в продукт дополнительных компонентов зачастую становится причиной разбалансированности его характеристик.

Ученые также изучали процесс смешивания синтетической продукции, выпущенной разными компаниями, в соотношении 80:20. В итоге существенных изменений в полученных смесях замечено не было.

Очень важно также понимать, что опубликованные выше результаты исследований относятся к новым моторным маслам. А вот в реальной ситуации в новое масло, по сути, попадает около 7-25% отработанного продукта, характеристики которого существенно отличаются от изначальных. Какой получится смесь прогнозировать сложно. Можно ли смешивать моторные масла? Автопаб советует делать это лишь в крайних случаях, к примеру, при необходимости срочного пополнения объема смазки. После этого масло рекомендуем заменить.

Стоит начать с того, что тема данной статьи является актуальной практически для каждого автомобилиста. Вопрос касательно подбора и последующей совместимости разных моторных масел активно обсуждается как среди начинающих водителей, так и в кругу автолюбителей со стажем и профессиональных автомехаников. Основная проблема заключается в том, что современный рынок предлагает сегодня огромное количество смазочных материалов, присадок и добавок. Число их производителей превышает несколько десятков, а сами масла имеют ряд отличий по классам, группам и фирменным пакетам химических компонентов в их составе.

Идеальные условия

Каждый автолюбитель знает, что здоровье мотора в автомобиле напрямую связано с качественным моторным маслом и его регулярной заменой. Масло в двигателе рекомендовано менять каждые 7-10 тысяч пройденных километров.

Недавно реализованная машина имеет в своем двигателе масло, которое было залито в силовой агрегат на заводе-изготовителе авто. Дальнейшая эксплуатация при условии сохранения гарантийных обязательств подразумевает прохождение последующих плановых технических осмотров исключительно у дилера на авторизованных официальных станциях. Это означает, что для ТО будет использоваться рекомендованное моторное масло, которое реализуется дилером для последующих замен.

Такое масло закономерно является продукцией, относящейся к одной рекомендованной для конкретного мотора группе. Чаще всего на дилерских СТО масло также окажется продуктом одного бренда и будет соответствовать всем допускам, требованиям и предписаниям. Менять его будут без промывки, а доливать в случае необходимости такое масло в двигатель можно без лишних опасений. Данная схема является оптимальной для мотора, но на практике условия могут меняться.

Рекомендуем также прочитать статью о мойке двигателя аппаратами высокого давления. Из этой статьи Вы сможете узнать о необходимости такой мойки, особенностях наружной очистки двигателя и подкапотного пространства.

По каким причинам смешивается моторное масло

Теперь давайте поговорим об основных причинах смешивания масел и потенциальных проблемах после этого. Проблема кроется в том, что даже тщательное удаление отработанного масла из ДВС посредством слива и/или откачки допускает остаток отработки в двигателе объемом около 0.5 л и более. Получается, что часть старого масла смешается со свежей смазкой.

Бытует мнение, что масла от разных производителей могут не иметь полной совместимости. Многие опасаются, что использование масел различных групп и классов по этой причине не является стопроцентной гарантией безопасности для мотора. Мы постараемся ответить, так ли это на самом деле.

Замена одной группы масел на другую

Далеко не все владельцы предпочитают обслуживать свои автомобили на официальных дилерских станциях, где во время ТО заливают одинаковое и рекомендованное производителем автомобиля моторное масло. Вопрос о совместимости масел возникает тогда, когда владелец авто принимает решение залить другое масло.

Вынужденная необходимость доливать масло

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть острая необходимость экстренно долить моторное масло при резком падении его уровня в двигателе.

Практика показывает, что большинство водителей в такие моменты не имеют в автомобиле запасов такого масла, которое уже было залито в мотор. В ближайшей торговой сети или на АЗС не всегда удается приобрести нужное масло для долива. Так как ситуация аварийная, то автовладельцы в экстренном случае доливают масло любого изготовителя.

Промывка и присадки

Среди автомобилистов широкое распространение получила практика использования всевозможных присадок в масло. Такие добавки призваны усилить эффективность работы и служат для улучшения полезных моющих и защитных свойств.

Регулярная процедура промывки двигателя всевозможными промывочными составами перед очередной сервисной заменой масла потенциально вредна по причине того, что слить полностью смесь масла и присадки из мотора не представляется возможным.

Потенциальная опасность

Теперь давайте представим , что в свежее масло одного производителя владелец залил присадку и проехал на такой смеси около 10 000 км. Далее снова использовался промывочный состав перед очередной заменой масла для очистки двигателя изнутри. Последним шагом стала очередная заправка мотора маслом, но уже от другого производителя.

Еще раз обратите внимание, что из двигателя невозможно полностью удалить полученный старый «коктейль». Выходит, что в моторе находится около половины литра остатков смеси из отработанного ранее масла, присадки и промывки. Такие остатки смешаются с новым маслом. Если после замены масла еще добавить присадку, тогда в свежем масле окажется дополнительная порция химии.

Закономерно, что у многих возникает вопрос о совместимости всех компонентов между собой и их конечном воздействии на свойства базового моторного масла. Давайте разбираться в этом вопросе.

Немного информации: группы моторных масел

Сразу оговоримся, что мы не будем детально останавливаться на описании уникальных свойств тех или иных видов моторного масла. Рассмотрим только основные типы и состав. Моторные масла бывают:

  • минеральными;
  • полусинтетическими;
  • гидрокрекинговыми;
  • синтетическими;

Основой для масел выступает базовая часть, в которую производитель добавляет пакеты различных химических присадок.

Присадки и определяют в конечном итоге главные характеристики моторного масла. Пакеты присадок являются уникальной запатентованной разработкой производителей, которая выступает главным козырем того или иного бренда на рынке ГСМ. Производители конкурируют между собой и не спешат разглашать все компоненты своих составов.

Минеральное масло отличается особой минеральной основой и пакетом присадок для улучшения качеств и свойств такого масла. Синтетические масла являются продуктом с использованием синтетической основы и присадок, которые рассчитаны на взаимодействие только с синтетикой. Если говорить о полусинтетических маслах, то они получены путем смешивания минеральных и синтетических основ в определенных пропорциях.

Особняком в этом списке стоит гидрокрекинг. Эти масла занимают место между полусинтетическими и полностью синтетическими продуктами. Данное масло производители получают на начальном этапе из натуральной минеральной основы, но она проходит затем процесс особой химической обработки по уникальной технологии.

Допускается ли смешивание масел различных групп?

Каждый из указанных выше типов моторных масел отличается друг от друга базовой основой. Для каждой основы применяется уникальный пакет присадок. Присадки добавляют во все масла. Минеральное, полусинтетическое, гидрокрекинговое и синтетическое моторное масло содержит присадки для достижения тех физико-химических свойств, которые требуются от одного или другого типа масла.

Стоит отдельно добавить, что подобные пакеты присадок отличаются по своему химическому составу. Сфера их применения ограничена с учетом жестких требований применительно к той или иной группе моторных масел. Результатом становится то, что каждый производитель имеет среди представленной на рынке продукции несколько типов минеральных, синтетических и других масел . Эти масла получают разную базовую основу и соответствующие пакеты присадок.

Огромный список мировых производителей масел для двигателей сегодня предлагает богатейший ассортимент продукции на прилавках. По этой причине владельцы бензиновых и дизельных автомобилей задаются вопросом о том, можно ли смешивать такие масла между собой.

Ниже мы собрали материал, который основан на ряде независимых исследований и рекомендаций производителей автомобилей, включили комментарии самих изготовителей моторных масел и т.д. Были отдельно учтены отзывы опытных автомехаников и самих владельцев автомобилей. Мы поговорим о тех деталях, которые обязательно нужно учитывать перед тем, как Вы примете решение смешать моторные масла разных производителей.

Официально смешивать моторные масла не запрещено

Действительно, официальных запретов на смешивание различных групп масел Вы нигде не встретите. Имеются только предписания и рекомендации.

Это не означает, что масла можно свободно смешивать, но это вполне допустимо при возникновении крайней необходимости. Проблемной при смешивании масел может быть не сама их базовая основа, а химическая реакция между присадками из той и другой группы моторных масел.

Получается, что минеральное масло, синтетическое масло на основе полиальфаолефинов (ПАО), а также гидрокрекинговое масло в крайних случаях смешать можно. К такому выводу приходят эксперты, ссылаясь при этом на существование отдельной группы полусинтетических моторных масел, которые и сами уже представляют собой подобную смесь. Синтетическое полиэфирное масло, гликолевое, силиконовое и остальные масла, основа которых отличается от ПАО, смешивать с минералкой и полусинтетикой необходимо с осторожностью.

От производителей моторных масел Вы также не услышите о запретах. А вот рекомендации и предписания присутствуют. Главной из таких рекомендация является использование таких моторных масел, присадок и промывок, которые являются продукцией одного производителя и/или бренда. Интересно, что некоторые автовладельцы данное утверждение ставят под сомнение, объясняя такое предписание банальной попыткой производителя привязать потребителей только к своей продукции.

Стоит еще добавить, что имеется несколько четко оформленных стандартов API, которые характерны для США, и стандартов ACEA для стран Европы. Эти стандарты делают обязательным условием для синтетического моторного масла одного бренда иметь возможность полного смешивания с любым другим моторным маслом или продуктом, который прошел процесс сертификации и соответствует указанным стандартам. Отмечено, что при смешивании не должно происходить никаких потенциально опасных для автомобильного бензинового или дизельного двигателя химических реакций. Должна быть полностью исключена вероятность выпадения осадка, эффекта вспенивания полученной смеси и т.д.

Автомеханики и эксперты отдельно добавляют, что такие стандарты еще вовсе не обеспечивают владельцу авто возможности полноценно эксплуатировать транспортное средство со смешанным маслом в двигателе, но делают вполне возможным немедленно долить любое масло в рамках стандартов в том случае, если уровень моторного масла в ДВС резко упал.

Это означает, что при возникновении экстренной аварийной ситуации долить масло и после доехать до места ремонта без повышенных нагрузок на мотор вполне допустимо. При этом дальнейшая эксплуатация авто на полученной смеси масел не подразумевается. Следующие действия включают в себя слив смешанного масла из мотора. Затем нужно осуществить немедленную замену смазочного материала на рекомендуемое производителем моторное масло.

Обязательной замене подлежит также фильтрующий масло элемент (масляный фильтр). Помните, что после этого межсервисный интервал до следующей замены моторного масла дополнительно потребуется сократить в два, а еще лучше в три раза.

Смешивание масла и показатель вязкости

Смешивание моторных масел одной группы, но при этом различной вязкости, вполне допустимо. Единственный нюанс заключается в том, что может пострадать коэффициент так называемой высокотемпературной вязкости. Например, в синтетическое масло с показателем вязкости на отметке 5W40 долили полусинтетику 10W40. Итоговая вязкость полученной смеси окажется около 6W40, 8W40 или выше. Итоговая вязкость будет зависеть от количества добавленного менее вязкого масла.

Наиболее правильно смешивать масла одного производителя

На этот вопрос нам поможет ответить анализ различных составов продукции тех или иных производителей. Дело в том, что даже масла из разных групп, но одного бренда, будут в своем составе иметь больше общего касательно базовых химических элементов в составе присадок. Это утверждение подтверждается сравнением одного масла с похожими продуктами других марок.

Данная рекомендация позволяет свести к минимуму риск возможного конфликта компонентов масел. Автомеханики, владельцы автомобилей и даже некоторые дилеры настаивают на том, что в экстренных случаях лучше смешивать отличающиеся по вязкости и группе моторные масла одного производителя, чем аналогичные по группе и вязкости масла, но разных брендов.

Практику использования продукции одного производителя многие автовладельцы применяют и при осуществлении смены группы масла на другую. При этом использование присадок и химических промывок также ограничено этими рамками.

Напоследок хотелось бы добавить, что к выбору смазочных материалов и других технических жидкостей нужно подходить с максимальной ответственностью. Приобретайте подобные товары только в проверенных и официальных точках продажи. Данное правило позволит Вашему двигателю всегда оставаться исправным и пройти сотни тысяч километров без ремонта!

SwApmotors ›
Блог ›
Совместимость моторных масел

Хорошее моторное масло двигателя, это залог хорошей работы многие тысячи километров. Мы стараемся заменить масло на более хорошее и совершенное, сейчас уже практически не встретим минеральных масел для двигателя. Большой популярностью пользуются полусинтетические и синтетические масла. Но что делать, если масло из двигателя начало уходить, по причине поломки? Можно ли смешивать масла разных производителей и разных категорий? Давайте подумаем…

Причиной смешивания масла может быть много. Допустим, вы находитесь в другом городе и у вас начала течь прокладка поддона с моторным маслом. Уровень масла очень быстро уходит (читайте – как узнать уровень масла), а в ближайших авто магазинах такого масла, как залито у вас, нет (особенно актуально когда вы используете фирменное масло, например Chevrolet, Opel, Ford и т.д). Что делать? Нужно передвигаться к себе домой или на ближайшую станцию тех. обслуживания. Но ехать с малым уровнем моторного масла, категорически нельзя. вк.ком/autobap Двигатель не дополучает смазки и его попросту может заклинить. Тут возникает вопрос, можно ли добавить масло из ближайшего авто магазина? Можно ли смешивать масла? То есть в ваше масло «Chevrolet» или «Ford», добавить например «Mobil 1»?

Начну с того, что смешивать масла нельзя. Моторные масла, не унифицированы. То есть в масло «Mobil 1» нельзя добавить масло «Shell». Производители разные и производят масла по-разному. Отличается практически все, консистенция самого масла, присадки, нормы допуска и температурные режимы. То есть если вы добавите масло другого производителя, то при работе двигателя, при высоких температурах моторные масла могут свернуться. Что влечет за собой забивание всех проходов смазки двигателя, масленого фильтра. Соответственно двигатель не дополучит смазки, и все, двигатель может заклинить. А ремонт двигателя на автомобиле это очень дорого, особенно если это иномарка.

Но вы находитесь в другом городе и вам нужно от туда как то выбираться. Конечно, если у вас залито популярное масло, которое продается практически везде, то проблем с его покупкой не будет, просто идем к продавцу и покупаем такую же марку масла. Тут нужно быть внимательным! Если у вас залито синтетика «Mobil 1» 5W-40, то и нужно покупать синтетику именно с этими показателями. А не «Mobil 1» 5W-30, даже эти масла, одного производителя, могут отличаться, хотя и не существенно, но все же.

А вот если такого масла в магазинах нет, а ехать нужно, то тут волей или неволей придется смешивать масла.

!СОВЕТ! Нужно знать какой тип масла, и какого производителя у вас залито в двигатель автомобиля. Допустим: синтетика – «Shell» 5W-40 или полусинтетика «Castrol» 5W-30.

Нужно знать это для того, чтобы при смешивании масла разных производителей, выбрать масла с похожими показателями, это снизит риски. Например, у вас в двигатель залито – синтетика «Castrol» 5W-40, рядом в магазинах такого масла нет, тогда покупаем именно синтетику «Mobil 1» с теме же показателями 5W-40. А не полусинтетику или минеральное масло. Также поступаем с полусинтетикой (то есть, мешаем полусинтетику с одинаковыми характеристиками), с минеральным маслом, аналогично. При таком смешивании масел, есть шанс, что ваш двигатель будет работать нормально.

После того как вы прибыли в свой город или на станцию тех.обслуживания. Нужно поменять масло полностью, нужно убрать из двигателя этот коктейль. Затем я вам рекомендую промыть двигатель промывочным маслом, а затем уже залить нормальное масло, без разбавления.

Итог.

Масла смешивать не желательно. Потому как, если что-то пойдет не так это очень дорогостоящий ремонт. Но если вам нужно смешать моторное масло, подбирайте его по одинаковым характеристикам. Но после смешивания масла, двигатель нужно промыть и залить в него чистого масла.

Многие ли из операторов и владельцев тяжелой специальной техники смогут грамотно ответить на следующие вопросы. Если несколько марок или сортов смазочных материалов пригодны для применения в данной конкретной машине и системе, можно ли на этом основании предположить, что они будут совместимы друг с другом? Если они не совместимы, насколько могут быть опасными последствия, если их все же смешают по ошибке? Возрастет ли опасность несовместимости, если при замене масла вы переходите на другой бренд?

С этими и другими сложными вопросами совместимости смазочных материалов мы постараемся разобраться в данной статье.

Совместимость пластичных смазок

Назначение пластичной смазки прежде всего разделять поверхности трущихся деталей в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно использование жидких смазочных материалов. Пластичная смазка также выполняет роль уплотнения, препятствующего проникновению в полости загрязнений.

Как работают пластичные смазки

Особенности составов смазочных материалов часто являются причиной несовместимости даже между двумя марками продуктов одного типа.

В состав любой пластичной смазки входят три ингредиента: базовое масло, загуститель (иногда его называют гелеобразующим агентом или наполнителем) и присадки. Обычно базовое масло составляет 80–90%, загуститель 5–30% и присадки 2–5% от общего состава пластичной смазки.

Как говорится в энциклопедиях: «пластичные смазки – это полутвердые смазочные материалы, обладающие высокой начальной вязкостью, но при воздействии усилия сдвига вязкость пластичной смазки уменьшается, и создается эффект смазывания, подобный действию жидкого масла, у которого вязкость примерно равна вязкости базового масла пластичной смазки». Если объяснять упрощенно: представьте, что загуститель, как губка, удерживает базовое масло с присадками. Когда на слой смазки между трущимися поверхностями начинает воздействовать усилие сдвига (давление и скорость деформации материала), загуститель, как сжимающаяся губка, высвобождает часть масла с присадками для выполнения функций смазывания – создания масляной пленки между трущимися поверхностями. Когда воздействие усилия сдвига прекращается, загуститель вновь связывает жидкое масло.

Более точно технически поведение пластичной смазки можно описать так: ее вязкость уменьшается под действием усилия сдвига при достижении предела прочности на сдвиг и восстанавливается при уменьшении усилия сдвига ниже предельного уровня. Это свойство называется «тиксотропностью» (это способность субстанции уменьшать вязкость (разжижаться) от механического воздействия и увеличивать вязкость (сгущаться) в состоянии покоя).

Базовые масла

Базовые масла имеют классификацию по API, состоящую из пяти групп. Первые три группы (I, II и III) – это минеральные масла, полученные из нефти. От технологии, по которой производится масло, зависят его свойства. Технология получения масел группы I – самая простая и дешевая, но и характеристики этих масел невысоки: например, они быстро окисляются. Масла группы II подвергаются гидроочистке от нежелательных молекул, в результате они стоят дороже, но обладают более совершенными свойствами. Масла III группы получаются путем гидрокрекинга и имеют довольно высокое качество, такое, что при лабораторных исследованиях их трудно отличить от масел IV группы – синтетических полиальфаолефинов (ПАО), искусственно синтезированных из природного газа. В V группу включены все остальные масла.

Базовые масла выбираются по качеству и вязкости в зависимости от назначения и условий работы, для которых предназначается пластичная смазка. Например, синтетические масла лучше минеральных работают при экстремальных температурах, обладают высокой стабильностью величины вязкости в широком диапазоне температур. Однако одно лишь базовое масло не способно выполнить все сложные задачи по смазке и должно быть дополнено загустителями и присадками.

Загустители

Почему существует много разновидностей загустителей? Потому что разные загустители придают пластичной смазке различные свойства. Кальциевые мыла, например, обеспечивают прекрасную водостойкость (способность противостоять размыву водой), такая смазка не испортится при работе в условиях, когда она постоянно подвергается воздействию воды. Однако температура каплепадения смазок на основе кальциевых мыл (т. е. температура плавления) весьма невысока. Обычно стараются обеспечить смазке такую теплостойкость, чтобы она в диапазоне своих рабочих температур имела запас в 40–55 °С до температуры плавления. Литиевое комплексное мыло придает смазке теплостойкость, однако сопротивляемость воздействию воды у такой смазки хоть и неплохая, но не превосходная.

Из неметаллических загустителей чаще всего используется полимочевина. Этим термином, как именем нарицательным, называют все неметаллические загустители. Такие вещества используют, например, в смазках, которые должны обладать высокими антиокислительными свойствами (сопротивление старению) и иметь длительный срок службы. От состава и содержания загустителей во многом зависит стоимость пластичной смазки.

Консистенция и прокачиваемость

Тип и доля содержания загустителя в общем объеме смазки определяют также ее «консистенцию» (механическую стабильность), т. е. способность выдерживать деформации под действием усилия сдвига, оставаться на своем месте, а не выдавливаться из полости.

«Национальный институт пластичных смазок» (NLGI, США) разработал классификацию из 9 классов «консистенции» смазки от 000 до 6, которая принята в качестве международной и соответствует европейскому стандарту на смазки DIN 51 818. Чем выше класс консистенции, тем тверже смазка. Класс определяется по глубине проникновения эталонного конуса в смазку. В строительной технике обычно используются пластичные смазки классов консистенции 0, 1 и 2. В России действует ГОСТ-5346, определяющий характеристику «пенетрация при 25 °С», также являющуюся мерой консистенции пластичной смазки.

Еще одна характеристика пластичных смазок, зависящая от вязкости базового масла и свойств загустителя, – это «прокачиваемость» (динамическая вязкость), т. е. способность пластичной смазки течь по каналам централизованной автоматической системы смазки при различных температурах, диаметре и длине каналов. Прокачиваемость измеряется с помощью такого прибора, как, например, вентметр Линкольна.

Почему бывают несовместимы присадки

В общем случае присадки выполняют три основных функции: усиление полезных свойств и нейтрализация нежелательных свойств базового масла, а также создание новых свойств, которых у базового масла не было. Пакет присадок специально подбирается для определенного базового масла, за счет этого базовое масло приобретает набор свойств, необходимых для выполнения различных задач по смазке. Даже если два смазочных материала имеют базовые масла, которые совместимы, присадки, содержащиеся в них, могут быть несовместимыми. Если вы переходите с одной марки смазочного материала на смазку такого же типа от другого производителя, они могут быть несовместимыми из-за разного состава пакетов присадок. В основном несовместимость присадок выражается в том, что они вступают в химические реакции между собой и в результате разрушаются и нейтрализуются. Это может привести к потере либо к изменению свойств, которые придавали маслу присадки, а также к образованию нежелательных побочных продуктов реакции.

Таблицы совместимости

Хотим предостеречь читателей: не всем таблицам совместимости пластичных смазок можно верить, не всегда в таких таблицах учитываются такие важные характеристики смазочных материалов, как консистенция и температура каплепадения. При этом в Интернете можно найти множество таблиц совместимости, данные в которых будут различаться.

Приведенные в таблицах оценки совместимости пластичных смазок: «полностью совместимые», «частично совместимые/ сомнительные/ необходимы испытания» и «полностью несовместимые» – обычно основываются на свойствах загустителей: могут ли два загустителя работать совместно и до какой степени это допустимо. А ведь возможна также несовместимость присадок или в редких случаях несовместимость базовых масел. В таблицах совместимости не содержится оценок воздействия смешивания пластичных смазок на рабочие характеристики, такие как способность смешанного продукта выдерживать экстремально высокое давление или сопротивляться вымыванию водой. Также в таблицах не рассматривается возможное воздействие смешанного продукта на уплотнения или цветные металлы.

Некоторые осторожные производители смазочных материалов делают к своим таблицам совместимости следующие примечания. «Данные в таблице представляют собой общую оценку совместимости пластичных смазок на основе совместимости загустителей. В таблице не учтена возможная несовместимость присадок разных марок смазочных материалов и другие индивидуальные особенности их составов. Для специальных сортов пластичных смазок, имеющих особый состав и изготовленных по особым технологиям, заключение о совместимости может отличаться от общего, указанного в данной таблице. Компания-производитель рекомендует при проведении техобслуживания всегда тщательно удалять и вычищать остатки старой смазки, прежде чем заправить пластичную смазку другой марки или сорта. Компания-производитель и ее дочерние фирмы не несут ответственности за информацию, представленную в данной таблице».

Таблица совместимости присадок и других компонентов смазочных материалов: С – совместимы; В – «на грани»; I – не совместимы

В заключение еще раз подчеркнем: когда смешивают две пластичные смазки разного состава, несмотря ни на какие таблицы совместимости, никогда нельзя быть уверенным на 100% в положительном результате: смесь может обеспечить, а может и не обеспечить смазку данного узла.

Признаки несовместимости пластичных смазок

По каким же признакам можно сразу, не проводя лабораторного анализа, понять, что смешанные пластичные смазки несовместимы? Типичным проявлением несовместимости пластичных смазок является, например, сильное разжижение смазки, которое может еще и усилиться при повышении температуры или усилий сдвига, либо, наоборот, затвердевание смазки вследствие выделения базовых масел из смешанного продукта при повышенных температурах.

Лабораторные анализы на совместимость пластичных смазок

В специализированных химических лабораториях при проверке пластичных смазок на совместимость обычно делают анализы на величину консистенции по NLGI и температуру каплепадения: сначала каждой из исходных пластичных смазок, затем для смеси смазок в соотношении 90/ 10, причем в обоих вариантах, и для смеси в составе 50/ 50. Если смесь по сравнению с исходными смазками приобретает более низкий класс консистенции, такие смазки несовместимы. То же относится и к случаю, когда температура каплепадения смеси оказывается заметно ниже допустимого предела значений для обеих исходных смазок. Если же изменения консистенции и температуры каплепадения остаются в пределах допустимых отклонений от значений показателей исходных смазок, их можно считать «частично совместимыми/ сомнительными/ необходимы испытания». Также при оценке на совместимость новой смазки и старой, уже работающей в узле, перемешивают пробы новой и старой, взятой из узла, смазок. Смысл этого анализа в том, что в ходе эксплуатации в смазку могут попасть загрязнения, которые отрицательно повлияют на совместимость смазок, либо условия эксплуатации могут сделать смесь несовместимой при определенных специфических условиях работы.

Замена нескольких пластичных смазок одним аналогом

Если машинный парк состоит из разнообразной техники, организация правильного порядка использования пластичных смазок в таких условиях является очень сложной задачей. И стремление точно выполнить все рекомендации производителей техники может привести к тому, что на складе компании придется хранить огромное число емкостей со смазками различных сортов.

Как в такой ситуации избежать ошибок при заправке смазочных материалов? Некоторые специалисты предлагают использовать заправочные пистолеты и пресс-масленки, окрашенные в разные цвета в зависимости от марки и типа смазки. Другие предлагают использовать заправочные штуцеры и пресс-масленки разного типа, чтобы к ним подходили только определенные заправочные пистолеты.

Но есть еще один более экономичный вариант: сократить число используемых смазок, заменив несколько совместимых смазок одной, не ухудшая при этом качество смазывания узлов машин. Реализацию этого решения усложняет отсутствие рекомендаций от некоторых дилеров, продающих технику, которые, как ни удивительно, не разбираются в смазочных материалах для продаваемой и обслуживаемой ими техники. Производители техники зачастую предоставляют мало информации о совместимости и технических характеристиках пластичных смазок.

Для тех, кто столкнулся с этой задачей, мы можем порекомендовать обратиться к специалистам по смазочным материалам, которые хорошо разбираются в составах, свойствах и применении пластичных смазок. Принимая решение о замене нескольких марок пластичных смазок единым аналогом, необходимо собрать как можно больше информации по этому вопросу: запросить специ­фикации данных смазочных материалов у нефтеперерабатывающей компании-производителя и сопоставить требования к характеристикам смазочных материалов, которые предъявляют разные машины, находящиеся в составе данного парка.

Совместимость синтетических масел

«Синтетические» – это общее наименование смазочных материалов, в составе которых имеются синтетические вещества. Синтетические смазочные материалы могут иметь совершенно разные эксплуатационные качества и быть совершенно несовместимыми.
Отличия синтетических смазочных материалов от минеральных

Синтетические смазочные материалы в отличие от обычных минеральных масел не производятся из нефти. Они синтезируются из природного газа и других материалов. Например, полиальфаолефины (ПАО), наиболее распространенные синтетические базовые масла, синтезируются путем полимеризации молекул этилена и децена (который получается главным образом из природного газа). В отличие от минеральных масел, в составе которых могут быть миллионы различных молекул и молекулярных структур, размеры и формы молекул синтетического масла одного сорта намного однороднее и стабильнее. За счет этого и свойства у смазочного материала бывают более стабильными, а жизненный цикл более предсказуем.

Некоторая путаница возникла недавно относительно использования термина «синтетические смазочные материалы». Несколько нефтехимических компаний разработали технологический процесс, включающий в себя преобразование путем каталитической реакции основных составляющих сырой нефти при высоком давлении и температуре в присутствии водорода (гидрокрекинг) в минеральные смазочные материалы очень высокого качества. Эти смазочные материалы, относящиеся к группе III по классификации API, настолько хорошо очищены, что их характеристики почти соответствуют синтетическим смазочным материалам группы IV. В США суд признал правомерным называть эти смазочные вещества «синтетическими», когда производители настоящих синтетических смазочных материалов группы IV подали в суд за «недостоверную рекламу» на производителей смазочных материалов группы III. Даже несмотря на то, что базовые масла группы III изготавливаются из сырой нефти, они теперь могут легально в маркетинговых целях называться синтетическими.

О несовместимости и замене

На современном рынке предлагаются сотни синтетических смазочных материалов различного назначения. Как уже говорилось, многие из этих смазочных материалов несовместимы друг с другом или со смазками на минеральной основе, и исключений из этого «правила» немного: например, полиальфаолефиновые масла (ПАО) и масла из сложных эфиров.

Некоторые из синтетических смазочных материалов также несовместимы с красками и материалами уплотнений современных машин и оборудования, с материалами, из которых изготавливаются фрикционные накладки сцеплений и тормозных колодок, а также гидравлических рукавов.

Поэтому прежде чем принять решение о замене какого-либо минерального смазочного материала на синтетический, следует рассмотреть весь предлагаемый на рынке ассортимент, проанализировать состав и качества каждого продукта и сравнить с современными высококачественными минеральными смазочными материалами. Очень возможно, что минеральный смазочный материал более высокого класса качества, чем тот, что используется в машине, может решить проблемы работы, в то же время устраняя необходимость использовать более дорогое синтетическое масло.

Если все же принято решение о переходе со смазочного материала на базе минерального масла на масло на синтетической основе, следует тщательно промыть систему, чтобы удалить все остатки прежнего масла и исключить проблемы, связанные с несовместимостью масел.

Примеры из практики

Читатель задал такой вопрос: «Мы подозреваем, что небольшое количество гидравлического масла на основе эфира фосфатной кислоты, предназначенного для системы электрогидравлического управления погрузчика, было по ошибке налито в емкость с синтетическим маслом на основе ПАО. Как можно проверить, попало ли гидравлическое масло в синтетическое»?

Для смазочных материалов, которые имеют совершенно разные по химическому составу базовые масла, самым простым способом обычно является анализ методом инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье (FTIR-спектроскопия, ИК-спектроскопия). Анализ инфракрасных спектров позволяет обнаружить функциональные группы (структурные фрагменты органических молекул, определяющие их химические свойства) в пробе масла, проще говоря, определить вещества, входящие в состав данного смазочного материала, а также такие загрязнения, как вода, топливо и этиленгликоль (охлаждающая жидкость).

Следует рассмотреть анализы пробы чистого масла на основе ПАО, чистого масла на основе эфира фосфатной кислоты и предполагаемого смешанного продукта. Выявить свидетельство загрязнения будет несложно: если в синтетическое масло на основе ПАО попал смазочный материал на основе эфира фосфатной кислоты, на спектрограмме будет виден «всплеск» в определенном диапазоне частот волн. Поскольку в чистом масле на основе ПАО не может быть эфира фосфатной кислоты, значит, следы этого вещества могли попасть в масло только в результате загрязнения. Такой анализ способны выполнить большинство специализированных промышленных лабораторий.

Трансмиссионное масло и ATF

А вот еще ситуация: «Трансмиссионное масло класса 80W-90 залили в емкость, в которой оставалось примерно 5–10 л масла для автоматических трансмиссий (ATF). Насколько опасно использовать образовавшуюся смесь? Привела ли в негодность трансмиссионное масло эта добавка в его состав небольшого количества масла ATF, или трансмиссионное масло все же можно использовать в главных, бортовых передачах и дифференциалах, в которых обычно используется масло 80W-90»?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать все факторы, от которых зависит несовместимость масел. Конечно, лучше избегать смешивания смазочных материалов. Однако, если небольшое количество смазочного материала будет добавлено в большой объем масла, близкого по сорту и вязкости, это может быть не так уж катастрофично. Поэтому нужно знать объемы каждого из попавших в смесь масел, типы их базовых масел и присадок и какой стала вязкость получившейся смеси. Объемы смазочных материалов, вошедших в смесь, являются определяющим фактором. Например, если смешивают 1 л масла ATF с 300 л трансмиссионного масла той же группы минеральных масел, заметить ухудшение свойств трансмиссионного масла будет сложно. С другой стороны, если смесь состоит из смазочных материалов в соотношении 50/ 50, вряд ли такой продукт будет пригоден для использования.

К какому типу относятся базовые масла смешанных смазочных материалов (синтетические или минеральные) – тоже очень важно. Минеральные масла групп I, II, III и полиальфаолефины (ПАО) очень близки по химическому составу, и при смешивании двух таких масел не должно возникнуть проблем с совместимостью. И напротив, в большинстве случаев полиалкиленгликоли (ПАГ, синтетические полимерные масла) нельзя смешивать ни с ПАО, ни с минеральными маслами.

В моторных маслах и ATF содержится большое количество присадок, а в гидравлических и турбинных маслах их концентрация невысока. Учтите, что некоторые присадки, например на основе фосфора, могут оказывать разрушительное действие на детали из бронзы и меди, из которых бывают выполнены шестерни зубчатых передач.

Вязкость – еще одна важнейшая характеристика смазочного материала, и любые изменения вязкости смазочного материала могут оказать разрушительное влияние на технику. Если вязкость увеличится, это может вызвать перегрев машины (возрастет жидкостное трение в смазочном материале). Если вязкость уменьшится, смазочный материал не сможет образовывать устойчивую пленку достаточной толщины, чтобы защищать от трения детали машины, в результате также может возникнуть перегрев деталей из-за трения металла по металлу.

Производители смазочных материалов могут создавать масла с аналогичными характеристиками из совершенно разных компонентов. Поэтому никогда не следует сразу считать два смазочных материала полностью совместимыми, даже если они оба рекомендованы для применения в данной конкретной системе или машине. Даже если они считаются совместимыми, следует их тщательно изучить, прежде чем смешивать. Особую осторожность следует проявлять, рассматривая смазочные материалы на базе масел разного типа. При подборе нового масла для данной машины рекомендуется проверять на совместимость не только прежнее и новое масло. Следует учитывать, что новое масло может быть несовместимым с некоторыми материалами, с которыми оно соприкасается в процессе работы, например, с уплотнениями и металлами. Если вы не уверены в совместимости смазочных материалов, тщательно промойте систему, чтобы удалить из нее все остатки старого масла.

И помните: лучше отказаться от использования сомнительного смазочного материала, чем рисковать исправностью всей машины.

журнал «Основные средства»

Допускается ли смешивать между собой полусинтетические и синтетические масла для двигателя

Практически каждый автолюбитель хоть раз задавался вопросом касательно того, можно ли смешивать между собой синтетические и полусинтетические моторные масла. Некоторые интересуются этим сугубо ради получения новых знаний, другие же вынуждены экономить, поскольку не могут позволить себе приобрести дорогое и качественное масло. Чтобы решить проблему смазки мотора, приходится идти на всевозможные ухищрения.

Вариант со смешиванием кажется довольно логичным и безопасным для силового агрегата. Но так ли это на самом деле, крайне актуальный и важный вопрос.

Фактически автовладелец не просто меняет масло в моторе, а комбинирует между собой две совершенно разные рабочие жидкости. И тут возникает закономерный вопрос касательно того, можно ли это делать и с какими последствиями столкнётся двигателя, работая на комбинации из синтетики и полусинтетики.

Чтобы в этом разобраться, нужно изучить преимущества и недостатки каждого типа смазки, взглянуть на их общие черты и отличия, и понять, к чему в итоге приведёт смешивание, и стоит ли проводить подобные эксперименты над своим транспортным средством.

Задачи моторных смазок

Задача масла в двигателе заключается в том, чтобы обволакивать внутренние поверхности и проникать во все узлы. В процессе работы мотора смазка постоянно циркулирует. Лубрикант выполняет несколько задач одновременно:

  • воздействует на снижение силы трение между контактирующими поверхностями;
  • снижает вероятность прорыва газов, поступающих из камеры сгорания;
  • защищает металлические компоненты от коррозийных процессов;
  • отводит лишнее тепло;
  • удаляет нагар и сажу, образующиеся в процессе горения топлива.

Причём такие функции характерны для каждого вида масла, вне зависимости от его типа и основы. Отсюда многие делают вывод, что в смешивании нет ничего плохого, ведь всё равно лубриканты направлены на выполнение одних и тех же задач. Но не всё так однозначно, как может показаться.

Плюсы и минусы синтетических масел

Одной из главных отличительных особенностей синтетики на фоне полусинтетического масла является гомогенный состав. Синтетические смазки изготавливают методом синтеза углеводородов. То есть это искусственный продукт. Химическое строение характеризуется прямыми короткими цепочками, не сворачивающимися в клубки в процессе охлаждения, а также не меняющими структуру при повышении температур. Изначально такая смазка создавалась для использования в авиации и гоночных автомобилях.

Синтетические масла имеют несколько ключевых преимуществ:

  • длительное сохранение начальных свойств;
  • возможность работы до 30 тысяч километров;
  • состав не испаряется и не выгорает;
  • расход на угар существенно сниженный;
  • хорошие свойства растворения продуктов горения;
  • сохранение работоспособности в широком температурном диапазоне;
  • лёгкий пуск двигателя при отрицательных температурах;
  • снижение износа цилиндропоршневой группы;
  • экономия топлива.

Такие составы прекрасно себя проявляют в тяжёлых условиях, и когда мотору приходится долго работать под нагрузкой. Подходят для турбированных силовых агрегатов и двигателей повышенной мощности. За счёт изначально высококачественного состава, в синтетике используется минимальное количество присадок.

Единственным, но значимым для многих потребителей минусом синтетического масла можно назвать его высокую стоимость.

Плюсы и минусы полусинтетики

Если в авто используется минеральный тип масла, который меняют на полусинтетический, тогда промывать двигатель не обязательно. И наоборот, после полусинтетики смело разрешается применять минералку.

Полусинтетика является смесью из синтетических и минеральных составов. На долю синтетики приходится от 20 до 60% от объёма. Также в неё добавляются различные присадки, обеспечивающие вязкость, моющие свойства и прочие характеристики. Также производители считают гидрокрекинговое масло разновидностью полусинтетики.

Путём комбинирования синтетики и минералки удаётся получить состав с определёнными и необходимыми характеристиками. Добавление синтетической смазки в минеральную основу даёт следующие преимущества:

  • повышается уровень защиты от износа;
  • увеличивается интервал между заменами масла;
  • снижается расход топлива;
  • обеспечивается оптимальная температурная текучесть;
  • падает испаряемость.

При этом полусинтетика всё равно уступает чистой синтетике по эксплуатационным параметрам, имеет худшие физико-химические свойства. Потому полусинтетические лубриканты приходится чаще менять, они хуже справляются с повышенными нагрузками, плохо приспособлены к эксплуатации в экстремальных условиях и пр.

Поскольку отсутствуют жёсткие стандарты касательно того, каким должно быть соотношение между минералкой и синтетикой, гарантировать высокое качество и свойства довольно проблематично. Также в полусинтетику добавляют большее количество присадок, что не всегда хорошо. Если мотор новый, то заливать в него комбинацию из минералки и синтетики не рекомендуется.

Из преимуществ можно выделить более привлекательную и доступную стоимость.

Общие черты

Сравнивая синтетические масла и полусинтетические смазки, автолюбителям интересно знать, что между ними общего.

На самом деле общего между маслами не так много. Фактически оба лубриканта предназначены для выполнения одних и тех же задач. То есть два состава направлены на обеспечение смазки двигателя.

Если не брать во внимание химический состав, поскольку в полусинтетике также присутствует часть чистой синтетики, общего между ними ничего больше нет.

В чём разница

А вот найти отличие у синтетического масла на фоне полусинтетического гораздо проще. Синтетику создают путём сложных химических реакций и процессов синтеза, что обеспечивает оптимальную молекулярную формулу состава. Это искусственный продукт, который рекомендуется заливать в совершенно новые и современные моторы.

Большой недостаток чистой синтетики в том, что применять его на устаревших моторах и двигателях с большим пробегом нельзя. Это обусловлено повышенным угаром смазочной жидкости.

При этом разница между синтетическим и полусинтетическим автомобильным моторным маслом в том, что у последнего строение является сочетанием минеральной и синтетической основы. То есть оно более натуральное.

Специалисты называют главным отличием молекулярное строение, которое у лубрикантов разное. У них существенно отличается структура, часто применяются различные добавки и присадки. Но это уже вторично. Единственным преимуществом полусинтетики на фоне чистого продукта синтеза считается стоимость.

Нет ничего сложного в том, как самостоятельно и по маркировке отличить, находится в канистре синтетическое масло или полусинтетика. На всех ёмкостях обязательно наносится соответствующая надпись, указывающая на используемую основу. По ней каждый без проблем сумеет определить состав. У синтетики это обычно Synthetic, а у полусинтетического Part Synthetic. Если видите надпись типа Synthetic Technology, речь идёт о гидрокрекинговом масле.

Допускается ли смешивание

Среди автомобилистов довольно распространена практика, когда при отсутствии необходимого по качеству и характеристикам масла они попросту смешивают жидкости разного типа. Но важно понимать, что не всегда подобные эксперименты приводят к положительным результатам. Некоторые из них губительные для двигателя.

На этот счёт специалисты рекомендуют обращать внимание на несколько правил и советов:

  • Смешивая масла, обязательно применяйте лубриканты строго одного производителя. Это обусловлено тем, что основа будет похожая, как и набор используемых присадок.
  • Прежде чем переходить от одного производителя на другой бренд, обязательно проводите тест на совместимость.
  • При комбинировании следует использовать популярные бренды, продукция которых соответствует международным стандартам качества и изготавливается строго по классификации.
  • Тестировать сочетаемость масел допускается только в условиях умеренной нагрузки на двигатель.

Не стоит забывать ещё и о том, что в каждом лубриканте свой особой набор присадок. Отличить сочетаемые и не сочетаемые масла можно фактически только путём экспериментов. Причём на каждой машине, в зависимости от мотора, его состояния, используемых деталей, смесь может проявлять себя совершенно по-разному.

Чтобы проверить микс, можно небольшую порцию смешать между собой и довести до температуры испарения. Если масло начнёт вспениваться или образуется осадок, это плохой сигнал. Такой состав навредит мотору.

Приведя буквально 3 аргумента, многие водители перестанут задаваться вопросами о том, можно ли смешивать между собой различные моторные масла, используя полусинтетику и синтетику.

  1. Если масла имеют разную вязкость, смешивать их ни в коем случае нельзя. Это спровоцирует быструю поломку силового агрегата.
  2. Категорически не допускается сочетание масел от разных производителей. Применяемые у каждого бренда присадки наверняка вступят в реакцию друг с другом, что приведёт к крайне тяжёлым последствиям.
  3. Не рекомендуется смешивать масла с разной основой. Причина точно такая же, как и во втором пункте.

Думая довести уровень смазки в двигатель до необходимой нормы, когда под рукой вместо чистой синтетики имеется лишь полусинтетика, вспомните про эти пункты. В теории они пугают и заставляют отказаться от идеи смешать масла между собой. Но нужно ещё доказать, насколько аргументированными являются эти доводы.

Но всё достаточно относительно. Нужно глубже изучить этот вопрос, затронув темы смешивания лубрикантов с разной основой, вязкостью и от различных производителей.

Различная основа

Одной из самых основных и неразрешённых дилемм среди автомобилистов считается вопрос смешивания моторных масел, которые имеют разную основу. То есть открытым остаётся спор о том, что будет, если намеренно смешать между собой синтетическое и хорошее полусинтетическое масло.

Против такого эксперимента говорят потенциально разные наборы присадок. Если реакция между ними возникнет, ни к чему хорошему это не приведёт. Но это при условии, что она действительно возникнет.

Существуют стандарты ACEA и API. Опираясь на них, от производителей требуется создание таких моторных масел, которые можно было бы смешивать с любыми другими составами, выполненными по тем же стандартам и канонам.

В теории действительно можно смешать масла, даже если они имеют разную основу, и при этом не погубить свой силовой агрегат. Но тут крайне важно бережно относиться к мотору, держать средние обороты и не перегружать ДВС. Как временная мера она потенциально пригодна. Если иного варианта просто нет, смешивайте, езжайте предельно аккуратно, и при первой же возможности полностью меняйте масло.

Микс при разной вязкости

Есть ещё один нюанс, который подтверждает возможную совместимость моторных масел при смешивании между собой синтетики и полусинтетики.

Во многих современных силовых агрегатах масло выполняет не просто роль смазки, но ещё выступает как гидравлическая жидкость. Когда на некоторых участках двигателя не создаётся нужное давление, системы могут перестать функционировать. Наглядным примером считается система газораспределения VTEC производства японской компании Honda.

Тут требования предъявляются уже не только в отношении толщины создаваемой плёнки, но и текучести лубриканта. Из-за этого автопроизводители часто советуют заливать смазку, которая имеет повышенную текучесть.

По отношению к современным ДВС есть ещё одно важно требование. Заключается оно в щелочной активности. Чем она выше, тем лучше будут моющие свойства. То есть масло сможет эффективнее смывать загрязнения, нагар и продукты износа, выводя их из труднодоступных мест.

Говоря про смешивание разновязких масел в общих чертах, потенциально двигателю это не навредит. Но при условии, что это высококачественные продукты от одного производителя. Смешав такие смазки, вы получите среднее значение вязкости.

Смешивание масел разных брендов

В теории смешивать продукты от разных производителей также допускается. Но это не относится к изготовителям низкокачественных лубрикантов и подделкам. Нужно детальнее изучить вопрос относительно того, можно ли доливать и смешивать тем самым между собой синтетическое моторное масло и полусинтетическое при разных изготовителях.

Да, каждый производитель применяет определённый набор собственных присадок, использует различные пропорции. Но далеко не всегда стоит ожидать катастрофических последствий, смешав между собой их жидкости.

Практика показывает, что реакция между присадками действительно порой возникает. Но она не настолько страшная, как некоторые утверждают. То есть вспенивания моторного масла или образования большого количества осадка не происходит.

Самым худшим результатом такого комбинирования обычно становится снижение заявленных фирменных характеристик смазки. Но лубрикант всё равно остаётся пригодным к эксплуатации. На проезд около 2 тысяч километров его точно должно хватить.

Злоупотреблять таким смешиванием не стоит. Как только появится возможность полностью слить получившийся микс, обязательно сделайте это, и залейте полноценное, подходящее вашему мотору масло.

Некоторые утверждают, что после доливки полусинтетики к синтетике их мотор умирал, и во всём виновато именно взаимодействие составов. Это не соответствует действительности. Если такое произошло, тут дело не в маслах, а в том, что мотор уже находится в плохом состоянии.

Подводя итоги

Каждый опытный автомобилист и квалифицированный специалист с уверенностью скажет, что доливать в двигатель лучше всего именно то масло, которое в нём сейчас находится.

Но не всегда и не у всех такая возможность есть. В такой ситуации предпочтение стоит отдавать продукции аналогичного производителя, пусть и несколько иного типа и с другими характеристиками.

Исследования наглядно доказали, что в одну линейку смазочных продуктов с разной вязкостью добавляются примерно одинаковые пакеты присадок. Разница между ними есть, но она не настолько существенная. Это говорит о возможности смешивания подобных жидкостей. Иногда до плановой замены. Не стоит забывать ещё и о том, что одно и то же предприятие, особенно среди ведущих брендов, может выпускать одинаковые масла, но под разными названиями.

Большинство автомобилистов прекрасно понимают и знают, что сами автопроизводители изготовлением масел не занимаются. Они заказывают их у ведущих специалистов по созданию ГСМ. Последние, используя торговые марки автокомпаний, выпускают соответствующие их требованиям составы. Аналогичные масла также производятся и продаются уже под брендом самого изготовителя смазочных материалов.

Когда лубрикант той же марки найти не удаётся, то можно добавить состав любого другого производителя, но лучше со схожими характеристиками. Пусть они даже будут синтетическими и полусинтетическими. Есть 2 ключевых правила. Первое заключается в избегании повышенных нагрузок на двигатель, а второе предусматривает скорейшую замену при первой же возможности. Ездить на такой смеси длительное время не рекомендуется.

Что будет если смешать моторные масла

Каждый автомобилист может столкнуться с проблемой в дороге или другом городе, когда уровень моторного масла опустился до минимума, а идентичной жидкости под рукой нет. Перед водителем встает вопрос – можно ли смешивать моторные масла и к чему это может привести. После прочтения данного материала, вы получите ответы на этот вопрос, а также узнаете:

  • типы используемых моторных смазок
  • свойства присадок
  • сочетаются ли рабочие жидкости разной вязкости
  • как доехать до дома, если масло заканчивается

Смешивать или нет?

Сразу скажем, что масла смешивать можно, но существуют некоторые аспекты этой процедуры. Теоретически смешивать разные моторные жидкости можно. В этом сразу убеждаешься, когда узнаешь о существовании типа масел под названием «полусинтетика». Мы знаем, что синтетика включает в себя только искусственно созданные химические вещества, органика же содержит натуральные минералы. Полусинтетика является симбиозом двух этих видов.

Хоть машина и не заглохнет после заливки сторонней рабочей жидкости, к этой процедуре стоит прибегать только в крайних случаях. Если отыскать подходящую смазку нет возможности, то можно залить стороннюю от других производителей.

Основные отличия между смазками

Хотя бы начальное представление о видах масел и их составах дает понять, можно ли соединять между собой разные марки и виды. Первая часть моторной смазки называется базовой, во вторую часть входят специальные присадки. Смесь из двух составляющих и создает те или иные характеристики смазки. Основное отличие между видами в базе – она может быть на основе минералов или синтетики. Что касается полусинтетической смазки, то в ее базовой части присутствуют синтетические и минеральные основы. В полусинтетической рабочей жидкости содержится 70% процентов минеральной базы, а синтетической, соответственно, 30%.

Очевидно, что синтетику нужно смешивать с синтетикой, а органику – с органикой. Но к чему приведет смешивание моторных масел разных видов? Полученная смесь не будет выполнять все задачи рабочей жидкости, при этом некоторые присадки от минеральной жидкости просто не будут взаимодействовать с присадками синтетической смазки, как результат – они растворятся. Присадки, как и база, создаются отдельно для минеральных и синтетических масел. Смешивать «синтетику» и «минералку» нельзя. За несколько часов работы на такой смеси в моторных каналах появятся закоксовавшиеся кольца и различные шлаки, после чего двигатель выйдет из строя.

Присадки

В каждом моторном масле содержатся разнообразные присадки, которые улучшают характеристики рабочей жидкости. В зависимости от типов масел, присадки имеют разный химический состав. Если для синтетики используется один состав, то для минералки – совершенно другой.

Помимо того, что присадки содержат разную «химию», также они имеют разные задачи. Именно поэтому «минералка» не смешивается с «синтетикой», так как при соединении можно получить опасную смесь. К примеру, синтетические смазки имеют достаточную вязкость за счет синтетической базы, в то время как в «минералке» присутствуют присадки, отвечающие за обеспечение стабильной вязкости. Появление лишних присадок может привести к увеличению показателя вязкости.

Это еще раз подтверждает, что смесь из синтетического и минерального масел может привести не только к ухудшению работы двигателя автомобиля, но и полностью вывести из строя силовую установку.

Смешивание синтетики

Разделить современные марки синтетических масел можно на две категории:

  • сертификация ACEA (для Европы);
  • сертификация API (для США).

В России и странах СНГ можно увидеть, и первый, и второй вариант. Эти допуски были созданы для того, чтобы масло было полностью устойчиво к смешиванию с другой маркой. То есть если вы пользуетесь маркой с допуском АСЕА, то смешивать его можно с синтетикой, которая тоже имеет такой допуск. То же самое касается и допуска API.

Производители утверждают, что смешивание разных масел с одинаковой сертификацией не приводят к выпадению осадка, появления химических реакций, опасных для элементов мотора или вспениванию. И если в ваш автомобиль залита синтетика с сертификацией АСЕА или API, то к нему можно в экстренных ситуациях добавить любую другую моторную жидкость, подходящую по сертификату. Вы сможете без повреждений двигателя доехать до автосервиса, где мастера решат проблему и выполнят полную замену.

Результат смешивания синтетики и полусинтетики

Иногда может случиться так, что уровень рабочей жидкости резко упадет, а вы в это время будете проезжать по степной безлюдной местности. И если в багажном отделении завалялась канистра с полусинтетической смазкой, то проблему можно решить.

Как показывает практика автомобилистов, полусинтетику 10W40 можно смешать с синтетической рабочей жидкостью 5W40. В итоге вы получите смесь, показатель вязкости которой будет равен 8W40 или 6W40 (на результат влияет соотношение смазок). Отличным вариантом будет добавление к полусинтетической смазке синтетики с более высоким показателем. К примеру, к полусинтетической марке 10W40 подойдет синтетическая смазка 5W40.

Если нужно добраться до дома

Неприятность может настигнуть вас прямо в дороге или в другом городе. Здесь перед водителем встает вопрос поиска подходящего масла или заливки сторонней жидкости. В такой ситуации вы должны точно знать, какая жидкость находится в расширительном бачке вашего автомобиля.

В магазине или на автомобильном рынке может не оказаться масла от того же производителя. В этом случае можно купить моторную жидкость других производителей, условие – приобрести рабочую жидкость с такими же параметрами, как и у жидкости, которая закончилась. К примеру, в бачке может быть смазка с характеристиками 10W-30, вам нужно залить масло с идентичными показателями. Ещё одно требование заключается в том, что синтетика должна быть залито к «синтетики». Касается это и полусинтетического, и минерального масел, которые заливаются к полусинтетике или к «минералке».

Если уж пришлось смешать разные марки, то конечной точкой назначения должен быть уже дом, где будет проведено полное удаление жидкости и заливка уже однородной жидкости. Опыт мастеров из автосервисов показывает, что два вида смазок с одинаковыми параметрами, но от разных производителей, могут спровоцировать различные реакции, отрицательно влияющие на состояние мотора.

Каждая фирма обладает секретами состава, поэтому после приезда домой нужно выполнить следующие действия:

  1. Сливаем всю рабочую жидкость, которое есть в расширительном бочке и моторе.
  2. Заливаем промывочное масло, на котором двигатель должен поработать 10-15 минут. В составе промывочной жидкости присутствует набор очистительных присадок, которые удалят следы предыдущих масел из мотора.
  3. Выключив двигатель, необходимо слить промывочное масло и уже залить основное, которым вы пользуетесь.

***

Надеемся, что данный материал поможет многим автомобилистам. Теперь вы знаете, что можно смешивать разные моторные смазки. Главное, чтобы совпадали характеристики, тогда существенного ущерба мотору нанесено не будет, но в экстренных случаях можно и нарушить правила.

Petrovich35 ›
Блог ›
Проверка совместимости моторных масел.

Приветствую всех заглянувших в мой блог! Кто помнит, полгода назад я тестировал различные масла на морозостойкость (отчет ).

После тестов остались баночки с образцами масел, которые я вовремя не выбросил и они полгода простояли на балконе. При очередном наведении порядка в квартире, пришла мысль, что перед отправкой в мусорный бак эти образцы могут пройти еще один тест, на этот раз на совместимость.

Споры про совместимость или несовместимость моторных масел часто возникают в околоавтомобильных кругах. Что перед переходом с синтетики на полусинтетику и обратно, надо обязательно промывать масляную систему, иначе двигателю будет совсем плохо… Поэтому, располагая десятком образцов, я решил «подлить масла» в этот вопрос, и вот что из этого вышло.

Берем чистую пустую пластиковую бутылку и сливаем в нее оставшиеся от экспериментов масла групп 0W-40, 5W-40 и 10W-40, т.е. синтетические, гидрокрекинговые и полусинтетические:

Единственное масло, которое я не стал смешивать с другими, это Mannol Molibden Benzin 10W-40:

В исходном состоянии, т.е. полгода назад, оно выглядело вот так, из-за большого количества дисульфида молибдена, снижающего трение, масло было темно-серого с синевой цвета:

Через полгода неподвижного нахождения на балконе, присадка из дисульфида молибдена осела на дне баночки, не помогло даже взбалтывание, жидким осталось только прозрачное базовое масло:

Поэтому это масло смешивать с остальными образцами не стал, просто выбросил:

После смешивания получили около 700 мл масляной смеси, которая осталась прозрачной, без сгустков, помутнений, расслоений и других признаков химических реакций:

Ну и напоследок, как всегда, несколько выводов из этого простого домашнего эксперимента:

1. Масла разных групп (синтетика, полусинтетика, гидрокрекинговые) прекрасно смешиваются, без последствий в виде признаков химических реакций. Т.е. явных противопоказаний для смешивания масел я не обнаружил.

2. Твердые компоненты, находящиеся в некоторых маслах во взвешенном состоянии, например, дисульфид молибдена, без периодического взбалтывания выпадают в плотный осадок и масло теряет свои противоизносные и противозадирные свойства. Перед заливкой такие масла необходимо обязательно взбалтывать, а хранить их долго не рекомендую.

3. Так как смешивание масел не приводит к драматическим последствиям, я считаю необязательной промывку масляной системы при переходе с синтетики на полусинтетику и обратно, как советуют некоторые автоэксперты. Никогда специально не промываю при каждой смене масла и лишний раз убедился в своей правоте. Промываю раз в год, для очистки масляной системы от загрязнений.

Мой простейший эксперимент показал, что можно смело чередовать заливку разных масел, ничего страшного с двигателем не произойдет! Поэтому полученную масляную смесь я использую для доливки в процессе эксплуатации, не пропадать же добру.)))

Всем спасибо, до связи!

Вопрос совместимости моторных масел — один из самых сложных и окутан множеством загадок и домыслов. Раскрыть все вопросы и расставить точки над «i» пытаются многие исследователи. Даже те автовладельцы, которые не придают особого значения вопросу, какое же масло залито в двигатель автомобиля (что посоветовали на станции замены, то и хорошо), заинтересованы в том, чтобы двигатель прослужил как можно дольше.

Рядовому потребителю сложно ориентироваться в разнообразии моторных масел. Редко кто из автовладельцев отдает предпочтение какой-либо одной марке масла (чаще всего не потому, что оно лучше, а с целью при последующей замене «не испортить масло другим маслом»). Но даже при таком подходе не исключена вероятность того, что при следующей замене нужного масла не будет в продаже. Есть, впрочем, автовладельцы, считающие, что все эти байки о несовместимости есть результат «идеологической обработки» производителей-конкурентов.

Вопрос о совместимости моторных масел встает перед автовладельцами, как правило, в трех случаях.
Во-первых, когда необходимого масла нет в наличии и нечем произвести долив, а ехать надо.
Во-вторых, когда остается несливной остаток старого масла в картере двигателя, а надо залить новое (другой марки или на другой основе).
В-третьих, когда при замене масла рекомендуют промывку системы смазки (практически все промывочные жидкости получены на минеральной основе), а затем надо залить синтетику.

Начать надо с того, что минеральная и синтетическая основы в чистом виде (без присадок) без труда смешиваются друг с другом в разных пропорциях. Именно это положительное свойство и позволяет создавать полусинтетические продукты. Однако современные моторные масла представляют собой сложные композиции, включающие присадки различного функционального назначения. Именно наличие в масле присадок приводит к необходимости изучения их совместимости.
Можно с уверенностью сказать, что в смешиваемых маслах происходят непредсказуемые изменения свойств. Вряд ли кто из автовладельцев захочет залить в двигатель масло с неизвестными характеристиками, поэтому специально смешивать моторные масла и экспериментировать со своими моторами естественно не рекомендуется.

Для получения большего эффекта на первом этапе исследования смешивались синтетические и минеральные масла в соотношении 1:1. В 10 пробирок было залито синтетическое масло и добавлено такое же количество минерального масла российского производства, а еще в 10 — минерального масла зарубежного производства. Масла сразу расслоились ровно посередине. Без механического воздействия (помешивание стеклянной палочкой) самостоятельное смешивание было невозможно.

Синтетические масла в смеси с российским маслом сразу потеряли прозрачность, стали более густыми (изменения весьма ощутимы, в отдельных случаях можно было говорить о гелеобразном состоянии полученной смеси), а в некоторых пробирках появились хлопья (Elf, Visco, Petro Canada, Mobil). Нет сомнений в том, что в пробирках происходят химические реакции. Особо отметить следует масло Castrol SLX. Его так и не удалось смешать — после помешивания полученный продукт быстро расслаивался. Однородной структура так и не стала. Примечательно то, что этот результат наблюдался не только при смешивании с минеральными маслами, но и в смеси с синтетическими продуктами. Это говорит о настолько оригинальном составе присадок данного масла, что говорить о какой-либо их совместимости не приходится.
В пробирках, где смешивались синтетические масла с зарубежным минеральным маслом, изменения были менее заметны, хлопья не появились нигде, однако масла стали более густыми и менее однородными, чем в исходных состояниях.
Разница хорошо заметна: в правой пробирке смесь мутная — явный признак несовместимости.
На втором этапе исследований масла уже смешивались в другой пропорции: сначала 80 процентов синтетики и 20 процентов минерального масла, а затем наоборот — 80 процентов минерального и 20 процентов синтетического масла. Такая пропорция не случайна — считается, что при замене масла в двигателе всегда остается несливной остаток, который может составлять от 7 до 25 процентов объема смазки.
Полученные смеси легко перемешались, и заметных изменений не произошло. Затем все смеси нагревались до 2000С, охлаждались и опять нагревались, после чего отстаивались и так далее. Итог всех этих «мучений» — видимых изменений в пробирках так и не произошло.

Можно предположить, что если в масло попадет еще меньшее количество другого масла (7-10 процентов), то это вряд ли серьезно повлияет на свойства исходного масла. Чтобы как-то подтвердить или опровергнуть это предположение, необходимо сослаться на какой-либо показатель качества моторного масла. За такой показатель была принята оптическая плотность масла, определяемая на фотоэлектрическом фотометре КФК-3. Сначала определялась оптическая плотность для каждого из образцов синтетического и минерального масла, а затем их смесей.
Получилось, что при добавлении минерального компонента (20 процентов) в синтетическое масло значение оптической плотности снижалось на 10-19 процентов, а при добавлении синтетического компонента (20 процентов) в минеральное масло значение оптической плотности увеличивалось на 5-10 процентов и приближалось к значениям, соответствующим полусинтетическим маслам.

Исходя из теории разбавленных растворов, степень отклонения изучаемых показателей может быть связана с усилением или ослаблением межмолекулярного взаимодействия между частицами присадок в масле. Попросту говоря, свойства синтетического масла будут снижены при попадании в него минерального масла. Выше уже говорилось о том, что чистая синтетическая и минеральная основы (без присадок) хорошо смешиваются между собой (!), а вот присадки могут вступить друг с другом в конфликт.
Попадание небольшого процента синтетического компонента в минеральные масла незначительно изменило оптическую плотность последнего, а значит, и свойства масла практически не изменятся, а в некоторых случаях могут даже улучшиться.
Минеральные с синтетическими.

Нельзя забывать и о том, что любое масло, будь оно минеральное или синтетическое, имеет в своем составе сбалансированные композиции присадок, и появление инородных компонентов может привести к разбалансированности свойств.

Были также произведены эксперименты со смешиванием синтетических масел разных производителей в пропорциях 80:20. Каких-либо серьезных изменений в полученных продуктах не происходило.

Все, о чем говорилось выше, относится к новым, неработавшим маслам, а на самом деле добавка (объемом в 7-20 процентов), попадающая в новое масло при замене, является отработанным маслом, и как она повлияет на свойства свежезалитого масла, это еще вопрос. Смешивание же можно считать допустимым только в экстраординарных ситуациях (необходима срочная доливка, например). При первой же возможности масло следует заменить.