Дизельгейт

Дело Volkswagen

В другом языковом разделе есть более полная статья VW-Abgasskandal (нем.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Volkswagen Jetta, Diesel 2009 года. получивший награду «Зелёный автомобиль года»

Афера концерна Volkswagen (иногда Дизельгейт; нем. VW-Abgasskandal) была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух. При тестировании по профилю NEDC включались режимы и устройства, неактивные при обычном использовании. Компания признала факт занижения уровня выбросов при продажах автомобилей в США и Европе.

Такое обеспечение установлено на автомобилях с дизельными двигателями TDI (Turbocharged Direct Injection) серий EA 188, 189 и 288, произведенных в 2008—2015 годах, в частности на моделях Golf (6-е поколение), Passat (7-е поколение), Tiguan, Jetta, Beetle и Audi A3. По разным оценкам, общее количество автомобилей с данной недокументированной особенностью может достигать 5 или 11 миллионов.

Превышения норм выбросов для этих автомобилей были обнаружены исследовательской группой из Университета Западной Виргинии, которая измеряла состав выхлопных газов во время вождения автомобиля с помощью мобильных устройств PEMS (portable emissions measurement system).

Штраф за нарушение правил, установленных EPA, может гипотетически достичь 37 500 долларов за машину, то есть в общей сложности более 18 млрд долларов.

Акции компании значительно подешевели, последствия скандала могут негативно отразиться на машиностроительной отрасли Германии. На фоне «дизельгейта» продажи VW резко снизились в конце 2015 года (на 5,2 % в декабре), за весь год мировые продажи упали на 2 %. В течение предыдущих 13 лет компания показывала рост продаж.

Скандал стал причиной ухода в отставку председателя автоконцерна Мартина Винтеркорна. Его сменил директор Porsche, Маттиас Мюллер. Также компанию были вынуждены покинуть ряд других ключевых фигур: глава отдела исследований и разработок Volkswagen Хайнц-Якоб Нойсер, ответственный за техническое развитие бренда Audi Ульрих Хакенберг и глава отдела исследований и разработок в Porsche Вольфганг Хатц. Согласно публикации The Wall Street Journal, двум последним принадлежит идея с махинациями вокруг показателей токсичности выхлопов.

В сентябре 2016 года акционеры компании выставили иск к ней на 4 млрд евро.

В сентябре 2016 концерн получил Шнобелевскую премию по химии с формулировкой «за решение проблемы токсичности автомобильных выхлопов в атмосфере путем автоматического включения очистки выхлопов при тестировании».

Кинокомпания Appian Way, принадлежащая Леонардо Ди Каприо, заявила в октябре 2015 года о планах снять совместно со студией Paramount художественный фильм по мотивам «дизельгейта».

3 мая 2017 года прокуратура Восточного округа штата Мичиган предъявила уголовные обвинения экс-главе концерна Volkswagen Мартину Винтеркорну по делу о мошенничестве с выхлопами дизельных автомобилей. В тексте обвинения указывается, что он и пять других менеджеров Фольксвагена «сознательно и преднамеренно совершили мошенничество» с целью обойти нормы выхлопа в США.

Глобальные последствия скандала «Дизельгейт»

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 декабря 2018 года.

Скандал с занижением экологического вреда от дизельных двигателей затронул далеко не только сам концерн Volkswagen Group, но и всю мировую автомобильную индустрию в целом. Так, были проведены аналогичные проверки прочих немецких автоконцернов, прежде всего, Daimler и BMW, которые выявили ряд нарушений (хотя и гораздо менее значительных) со стороны и этих автопроизводителей, что также не способствовало росту их продаж.

Более глобально Дизельгейт повлиял на долгосрочный отказ большинства мировых автопроизводителей от производства дизельных легковых автомобилей (в производстве коммерческих автомобилей это пока невозможно) и введение со стороны ЕС гораздо более изощрённой процедуры проверки экологической чистоты и расхода топлива WLTP. В частности, немецкие, шведские и ряд прочих ОЕМ-производителей приняли долгосрочные программы по переходу на технологические легковые платформы с автономным электроприводом (на АКБ или топливных элементах), а в ближней и среднесрочной перспективе предусматривается также переход на гибридные трансмиссии PHEV. Об отказе от продаж и дальнейшей разработки дизельных легковых моделей заявили также ряд японских и корейских автопроизводителей, а в Китае с 2019 года вводятся обязательные квоты на продажу определенного количества электромобилей и гибридов каждым брендом, благодаря чему в наиболее выигрышном положении оказались именно местные автопроизводители.

Целый ряд стран ускорил введение в дальней перспективе (в период между 2025 и 2040 гг.) полного запрета на продажу автомобилей с ДВС (как с дизельным, так и всех прочих). В странах Западной Европы, в Китае и в США резко возрос интерес как к аккумуляторным электромобилям (BEV), так и гибридам PHEV. Так, в Северной Европе (Норвегия, Исландия, Швеция, Дания и Финляндия) и Германии темпы падения спроса на дизельные легковые автомобили измеряются десятками процентов ежемесячно и согласно данному тренду их продажи полностью прекратятся уже зимой 2021/22 гг. Возможно, именно Дизельгейт стал поворотной точкой в переориентации мировой автомобильной промышленности на электропривод.

Примечания

  1. по аналогии с Уотергейтским скандалом
  2. 1 2 3 Николай Зубов. «Дизельгейт» может обезглавить Volkswagen // Коммерсантъ.
  3. 1 2 Нови разкрития по аферата «Фолксваген». // 23 сентября 2015 (болг.)
  4. Jake Edge. Inside the Volkswagen emissions cheating (англ.), LWN, по материалам 32nd Chaos Communication Congress (January 6, 2016). Проверено 17 января 2016. «It turns out that the standard SCR model does not work under all conditions (e.g. if the engine is too hot), so there is an alternative model that runs in parallel. It is a much simpler model, with fewer inputs, that has the goal of never adding too much AdBlue. … These «unlock conditions» would force the ECU to use the standard model under a fairly odd set of conditions. .. NEDC curves… neatly fits in between two of those defined in the ECU.».
  5. Чем скандал Volkswagen обернется для автомобилестроителей — Интерфакс, 24 сентября 2015
  6. Чёрный выхлоп «чистого дизеля»: Volkswagen и проблема цифровых секретов // Компьютерра, 24 сентября 2015
  7. 1 2 Неисправности выявили у пяти миллионов автомобилей Volkswagen / Lenta.ru, 2015-09-26
  8. WVU Researchers Help Bust Volkswagen for Pollution Violations. // wvpublic.org, 21 сентября 2015 (англ.)
  9. Volkswagen оказался под угрозой штрафа в $18 млрд в США // Интерфакс, 21 сентября 2015
  10. Volkswagen could face US$18B in penalties, as U.S. accuses automaker of cheating clean air standards. // financialpost.com, 18 сентября 2015 (англ.)
  11. Риск от скандала Volkswagen стал для Германии опаснее греческого кризиса // Интерфакс, 24 сентября 2015
  12. Продажи автомобилей Volkswagen упали в 2015 году впервые за 13 лет. На фоне дизельного скандала продажи автомобилей Volkswagen упали на 2 % — до 9,9 млн, Интерфакс (11 января 2016). Проверено 17 января 2016.
  13. Volkswagen Sales Drop for First Time in 13 Years. Auto maker’s global sales fell 2% in 2015 as emissions-cheating scandal hit company (англ.), The Walk Street Journal (Jan. 8, 2016). Проверено 17 января 2016.
  14. Двух ведущих инженеров Volkswagen заподозрили в махинациях с двигателями
  15. Райбман, Наталья. Volkswagen получил награду за «дизельгейт», Ведомости (23 сентября 2016). Проверено 23 сентября 2016.
  16. Леонардо Ди Каприо задумал снять фильм о скандале вокруг Volkswagen
  17. В США экс-главе Volkswagen предъявили обвинения из-за дизельного скандала. РИА Новости (03.05.2018). Проверено 3 мая 2018.

Дизельгейт: разбираемся, что произошло с Volkswagen

Скандал, разразившийся вокруг концерна Volkswagen и его 2-литровых турбодизельных двигателей, стал крупнейшим в истории мирового автопрома за последние, пожалуй, лет сто. В конце прошлой недели Американское агентство по защите окружающей среды (EPA) опубликовало уведомление о нарушении концерном Volkswagen AG, его американской «дочкой» Volkswagen of America и Audi AG Закона о чистом воздухе. В ходе совместного расследования EPA и калифорнийского Совета по воздушным ресурсам выяснилось (CARB), что блоки управления в 2-литровых турбодизелях TDI, которые в США ставились на ряд моделей Volkswagen и Audi были оснащены скрытым программным обеспечением. Оно понимало, когда двигатель испытывают на стенде или лаборатории и включало «очистку» выхлопных газов на полную мощность. В обычных же условиях эксплуатации вредные выбросы превышали допустимые в 10-40 раз. Над концерном повисла угроза штрафа в размере 37,5 тысяч долларов за каждый проданный автомобиль, с учетом того, что под отзыв попало почти 500 тыс. машин, общая сумма штрафа может составить более 18 млрд долларов.

На самом деле, история с программным обеспечением 2-литровых турбодизелей EA189 началась не с заявления EPA в минувшую пятницу, а более года назад. В мае 2014 года Центр альтернативных видов топлива, двигателей и исследований вредных выбросов при университете Западной Вирджинии протестировал Volkswagen Jetta 2012 года и Volkswagen Passat 2013 года. В тестах также участвовал BMW X5, который без проблем прошел испытания. А вот модели Volkswagen показали высокий уровень выбросов. Свои выводы Центр направил в EPA и CARB.

Летом 2014 года после появившихся вопросов Volkswagen уведомил EPA и CARB, что их 2-литровые турбодизели полностью соответствуют требованиям, а повышенные выбросы вызваны «различными техническими вопросами и эксплуатацией в редко возникающих ситуациях».

В декабре 2014 года Volkswagen объявляет о добровольном отзыве в Северной Америке около 500 тысяч автомобилей с 2-литровыми турбодизелями, чтобы решить вопрос с вредными выбросами. По отзыв попали 482 тысячи Volkswagen Jetta, Volkswagen Beetle Volkswagen Golf, Volkswagen Passat и Audi A3 2008-2015 годов выпуска.

В начале мая этого года CARB в координации с EPA проводит дополнительные тесты автомобилей с турбодизелями EA189. Причем тесты проводятся как на стендах, так и в реальных условиях эксплуатации. В итоге в Совете приходят в шок – выбросы вредных веществ в атмосферу при езде по дорогам превышают нормы в 10-40 раз, а на стенде дизель показывает не просто удовлетворительные результаты, а вписывается в нормы с большим запасом. Ни одно из технических разъяснений Volkswagen так и не объяснило такую разницу в показателях.

Летом этого года EPA и CARB заявили, что не сертифицируют модели 2016 модельного года пока не получат внятных объяснений и гарантий того, что обновленные машины не будут иметь тех же проблем с выбросами.

3 сентября на встрече с американскими чиновниками представители Volkswagen признались в том, что использовали измененное программное обеспечение, которое на стендовых и сертификационных испытаниях делало двигатели экологичнее.

Наконец, 18 сентября EPA обнародовало результаты расследования, заявив, что Volkswagen AG нарушил сразу две части Закона о чистом воздухе: продавал, не соответствующие выданным сертификатам транспортные средства и внес изменения в блок управления двигателем, чтобы на тестах и испытаниях он соответствовал существующим требованиям.

Глава Volkswaen AG Мартин Винтеркорн признал факт жульничества с блоками управления 2-литровых турбодизелей. Но пока не желает отвечать ни на один из поставленных перед ним вопросом по данной проблеме

Собственно с этого заявления EPA и начался «Дизельгейт». Глава концерна Мартин Винтеркорн поспешил извиниться перед покупателями и пообещать плотное сотрудничество с американскими органами. Руководитель североамериканского отделения Volkswagen был более откровенен в выражениях. «Наша компания была нечестной. Мы обоср…лись по полной. Мы должны как можно быстрее устранить недостатки и не допустить подобного в будущем», — заявил глава Volkswagen of America Майкл Хорн. Уже в понедельник, 21 сентября Минюст США возбудил против Volkswagen AG уголовное дело. Акции концерна Volkswagen AG обвалились более чем на 20%, концерн меньше чем за день подешевел на 16 млрд евро.

Во вторник 22 сентября Volkswagen AG выпустил заявление в котором сообщил, что по всему миру под возможный отзыв из-за вредноносного софта может попасть более 11 млн автомобилей с турбодизелями EA189. Убытки из-за этого только в третьем квартале 2015 года могут составить 6,5 млрд евро. Европейская пресса поспешила отправить Мартина Винтеркорна в отставку, хотя экстренное заседание правления состоится только в пятницу 25 сентября 2015 года. Франция потребовала провести расследование на европейском рынке — такое рвение понятно, основными конкурентами Volkswagen в Старом Свете являются автопроизводители из этой страны. Штрафами пригрозила и Южная Корея Акции Volkswagen AG продолжали дешеветь на бирже. Мартин Винтеркорн выпустил обращение, в котором заявил, что «к этому моменту у меня нет ответов на все вопросы».

Проблема для Volkswagen масштабна и пока неизвестно к каким последствиям она приведет. В США Volkswagen рекламировал свои турбодизели как «чистые» (clean diesel), а их стоимость была примерно на 1000 долларов выше аналогичных по характеристикам бензиновых версий. Частных исков не избежать – американские владельцы уже готовятся идти в суд с требованием выплатить им компенсации. Предсказать сколько Volkswagen AG заплатит владельцам автомобилей только в США не берется предсказывать никто. А ведь есть еще европейский рынок – Volkswagen заверил, что на других силовых агрегатах вредоносное программное обеспечение не влияет на выбросы, как и на новых моторах стандарта Евро-6. Но ведь измененный блок управления ставился на EA189 несколько лет подряд, а, как известно, в Старом Свете, турбодизели куда популярнее бензиновых автомобилей. Скандал должен задеть и Россию, хотя у нас доля автомобилей с такими двигателями не превышает 3% от общего объема продаж Volkswagen.

Для Volkswagen AG эта история означает и то, что по крайней мере в этом году он не станет автопроизводителем номер один в мире. Итоги первого полугодия показали, что все шансы у VAG обойти Toyota есть, но на долю дизельных модификаций Audi, Skoda, Seat, Volkswagen приходится слишком большой объем продаж.

Любители теорий заговора считают, что руку к «Дизельгейту» приложил сам Фердинанд Пиех, патриарх концерна Volkswagen AG со скандалом ушедший со своих постов весной этого года

Любопытно и другое: весной этого года пост председателя Наблюдательного совета концерна, высшего руководящего органа Volkswagen AG, покинул Фердинанд Пиех, который более 20 лет занимал различные руководящие посты в Volkswagen. Покинул после скандала – он настаивал на том, что Мартин Винтеркорн, который и стал его преемником, не готов управлять такой махиной как Volkswagen AG. Он даже попытался сместить Винтеркорна с поста генерального директора концерна, но не был поддержан другими членами Наблюдательного совета. В итоге, дабы избежать встречных требований он подал в добровольную отставку. Произошло это в конце апреля, а свои тесты CARB, напомним, провел в начале мая. Любители теорий заговора довольны и уже потирают руки. По данным СМИ после официального объявления об отставке Винтеркорна в эту пятницу, его место займет Маттиас Мюллер. Он начал свою карьеру в Audi в 1977 году с должности ученика слесаря-инструментальщика, поднялся по карьерной лестнице до менеджера по Audi A3, а потом и вовсе возглавил марку. Сегодня он занимает пост руководителя Porsche. Впрочем, пресс-служба Volkswagen называет эти слухи «полной глупостью».

В любом случае, мы находимся только в самом начале развития «Дизельгейта». Что ждет концерн в ближайшее время? Следите за новостями на Carexpo.ru

«Дизельгейт: разбираемся, что произошло с Volkswagen»