Рауль дюк и доктор гонзо

Какую роль играют в фильме наркотики?

Едва ли не с первого кадра по последний герои «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» или употребляют наркотики, или говорят о них, или отходят от последствий употребления. Но было бы странно рассматривать шедевр Гиллиама как наглядное пособие по разным видам наркотических веществ или агитку-предупреждение в духе плакатов «Скажи наркотикам нет!». «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — фильм не об изменяющих сознание средствах, хотя поначалу может показаться иначе.

Тему наркотиков в фильме можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, это примета времени, настолько яркая черта 1960-х и начала 1970-х, что без нее сложно было обойтись, рассказывая о той эпохе. Во-вторых, это метафора. Не случайно в фильме постоянно напоминают о войне во Вьетнаме: правительство США, ввязываясь в эту войну, было так же одурманено величием и ролью сверхдержавы, как Дюк и Гонзо — мескалином, эфиром и всем, что они принимали. И так же, как любая наркотическая эйфория заканчивается тягостным пробуждением, воинственный угар закончился поражением и кризисом.

Но самый глубокий уровень темы наркотиков связан с главной идеей фильма, а именно попыткой понять, что стояло за молодежным бунтом 1960-х, за расцветом рока и субкультур.

В чем смысл фильма?

О бурных 1960-х снято немало, но Гиллиам, как всегда, демонстрирует оригинальное и глубокое понимание проблемы. Ключом к точке зрения режиссера служат финальные размышления Люка о сути субкультуры 1960-х как к стремлении найти кого-то или что-то, что позволит увидеть свет в конце туннеля. Речь идет не только о разочаровании в политике правительства или в американском обществе: первым пунктом повестки дня был духовный, экзистенциальный кризис, связанный с утратой смысла жизни. И здесь нельзя не вспомнить столь любимого Гиллиамом Достоевского, в свое время проницательно заметившего, что жизнь без веры (читай — без цели и идеалов) теряет смысл, а когда Бога нет, то все позволено.

Поиском идеалов, целей и смысла бытия занимались все контркультурные течения 1960-х. Кто-то предлагал заниматься войной, а не любовью; кто-то уезжал за экзотической мудростью в индийские ашрамы; а кто-то, как герои фильма, пошел по пути расширения сознания с помощью веществ. Но прием наркотиков не был самоцелью, а лишь способом обретения духовной свободы, полного раскрепощения в мире, где вместо икон — портреты кинозвезд.

В чем смысл образов Гонзо и Люка?

Приключения главных героев фильма служат прекрасной иллюстрацией к тому, чем оборачивается в реальности та самая абсолютная свобода, когда дозволено все. При этом Гиллиам счастливо избежал примитивной назидательности: если бы в финале одурманенных приятелей арестовали и посадили, философская составляющая фильма свелась бы к нулю. Но страшные копы, охотящиеся за Люком и Гонзо, существуют лишь в их сознании, в реальности же все прозаично: они никому не нужны, их никто не преследует, все проблемы они создают себе сами.

В начале фильма оба героя — при всем их своеобразии — вызывают некоторую симпатию, а их похождения — веселый смех. Но чем дальше, тем слабее становится симпатия и сильнее — брезгливое недоумение. И если эпизод с горничной Элис еще можно рассматривать как глупую шутку, то сцена с оскорблением и запугиванием беззащитной официантки в кафе глубоко отвратительна и говорит о полной деградации Гонзо (да и Люка тоже).

Однако дело не в страхе и ненависти: Гиллиам отчетливо показывает, что абсолютная свобода, о которой так мечтали неформалы 1960-х, заводит даже не в бездну, а в тупик.

КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Русское название Страх и ненависть в Лас-Вегасе
Оригинальное название Fear and Loathing in Las Vegas
Жанр драма, комедия, фантасмагория
Режиссёр Терри Гиллиам
Сценарист Хантер С. Томпсон (книга)
Терри Гиллиам
Тони Гризони
Алекс Кокс
Тод Дейвис
Продюсер Патрик Кассаветти
Лайла Набулси
Стефен Немет
Актёры Джонни Депп
Бенисио дель Торо
Оператор Никола Пекорини
Композитор Рэй Купер
Компания Fear and Loathing LLC
Rhino Films
Shark Productions
Summit Entertainment
Universal Pictures
Бюджет 18,5 млн $
Сборы 10,7 млн $
Страна США
Год 1998
Время 118 мин.
imdb_id 0120669

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (enFear and Loathing in Las Vegas) — кинофильм режиссёра Терри Гиллиама, основанный на книге Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты». Фильм был выпущен 22 мая 1998 года и собрал в прокате в США всего 10,7 миллионов долларов при бюджете 18,5 миллионов. Однако позже фильм приобрел статус культового.

Теглайн фильма: «Четыре дня, три ночи, два кабриолета, один город» (enFour Days, Three nights, Two Convertibles, One City)

Сюжет

Действие фильма происходит в 1971 году. Главные герои фильма, странная парочка, журналист Рауль Дюк (Джонни Депп) и его адвокат Гонзо (Бенисио дель Торо), едут в Лас-Вегас. Их главная цель в Лас-Вегасе — статья для журнала о местной мотогонке «Минт 400», но путешествие быстро превращается в серию острых галлюцинаций, оба проходят через наркотический бред и ужасающие воспоминания. После того, как они разгромили свой номер в гостинице, не имея возможности оплатить счет, Дюк, обнаружив, что доктор Гонзо давным-давно смылся, также убегает из отеля. Однако, мчась по пустыне за город, он получает по телефону новое задание — освещение в газете конференции окружных прокуроров по теме «Наркотики и опасные лекарства». Находясь на полпути в Калифорнию, Дюк поворачивает обратно в Лас-Вегас, где его уже поджидает Гонзо, который, находясь под действием наркотиков, привел в гостиничный номер полусумасшедшую несовершеннолетнюю художницу. Парочка поселяется в отеле, и всё начинается заново.

Отрывок из фильма «Страх и Ненависть в Лас-Вегасе» Терри Гиллиама. Рекомендуется сделать видео на полный экран.Все видео

Интересные факты

  • Томпсон появляется в фильме в роли самого себя. В воспоминаниях герой Деппа, проходя по залу клуба «Матрица», видит человека за столом и произносит «Это был я… Матерь Божья! Это же я!», человек сидящий за столом — это Томпсон.
  • Джонни Депп утверждает, что статуя гориллы, которая в фильме стояла снаружи цирка «Базука», сейчас «живет» у него во дворе.
  • В сцене, где Дюк находится под действием адренохрома, он шепчет «el llama es un quadrupedo». Это цитата из телесериала «Летающий цирк Монти Пайтона», в создании которого когда-то участвовал Гиллиам.
  • Изначально основными претендентами на роль Дюка и Гонзо были Джек Николсон и Марлон Брандо. Позже рассматривались кандидатуры Дэна Эйкройда и Джона Белуши. Джон Малкович и Джон Кьюсак также были возможными кандидатами. Однако когда Томпсон встретился с Джонни Деппом, он заявил, что никто не подходит на роль лучше, чем Депп.
  • Управление ФСКН по Новосибирской области расценило фильм как пропаганду наркотических средств. По требованию Управления ссылки на фильм были удалены с порталов ряда новосибирских интернет-провайдеров.
  • Кабриолет Chevrolet Impala под названием «Красная Акула», на которой Джонни Депп и Бенисио дель Торо ездят в начале фильма, на самом деле принадлежала Хантеру ТомпсонуИнтервью. Беседы с И. Кристи/Террри Гиллиам. — М.: Азбука-классика, 2010. — С. 391.