Соль для зимней дороги

Почему дороги зимой посыпают солью

Во-первых, соль, которой посыпают дорожки, – это просто галит – каменная соль, то есть поваренная соль природного происхождения. Разница в том, что поваренная соль проходит длительный процесс очистки, а каменная соль – нет. А поскольку каменная соль всё ещё содержит примеси, она коричневого или серого цвета.

Почему соль?

©Mizina/IStock

Лёд (в том числе на дорогах) образуется, когда температура воды достигает 0 градусов по Цельсию. Соль на дороге действует путём понижения температуры замерзания воды. После добавления соли температура замерзания воды снижается, поэтому соль затрудняет замерзание воды. 10-процентный раствор соли замерзает при температуре -6 градусов, а 20-процентный раствор замерзает при температуре -16 градусов.

Ключ в том, чтобы на дороге было хоть немного воды, чтобы всё сработало. Вот почему вы часто видите, как грузовики предварительно обрабатывают дороги солевым раствором (смесью соли и воды). Если дороги сухие, и кто-то посыпает их солью, это, вероятно, не принесёт много пользы. Предварительная обработка солевым раствором поможет сократить количество льда. Если это сделать, понадобится меньше грузовиков для удаления льда.

Плюсы и минусы

© JerzyGorecki/

Каменная соль является одним из наиболее широко используемых средств против льда. С одной стороны, каменная соль имеет свои «лимиты». Если температура дороги ниже примерно -9 градусов по Цельсию, соль не окажет никакого влияния на лёд. Твёрдая соль просто не сможет попасть в структуру замёрзшей воды, чтобы начать процесс растворения. В этих случаях обычно разбрасывают песок поверх льда.

Каменная соль также имеет недостатки. Поскольку каменная соль не очищена, она содержит загрязняющие вещества – включая свинец, железо, алюминий и фосфор. При попадании соли в землю, эти вещества также попадают в окружающую среду. Однако каменная соль по-прежнему остаётся наиболее широко используемым и доступным средством борьбы со льдом. И хотя существуют и другие химические способы, ни один из них не является на 100% безопасным.

Чем посыпают московские тротуары и улицы?

— В этом году используем те же составы, что и в прошлом, — рассказал глава столичного департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин. — Реагенты проходят экологическую экспертизу, все партии подвергаются химическому анализу, если нарушений нет — выдается разрешение на их использование.

Противогололедные составы — это многокомпонентная рецептура, причем для обработки дорог и тротуаров она разная.

Для пешеходных дорожек — щадящая и более дорогая, состоящая из формиата натрия или аналога муравьиной кислоты и мраморной крошки. Эти компоненты безвредны для экологии. Единственный минус тротуарного реагента — белый налет, который остается при растирании сапогами мраморной крошки об асфальт. Зато этим он обеспечивает идеальный противоскользящий эффект и легко смывается водой с сапог.

Что касается дорог, то здесь используют в зависимости от погоды разные фракции реагента, почти одинакового по составу: это растворы хлоридов кальция, натрия, магния и смягчающие их химические соединения. Когда на улице до -10 — поливают дороги жидким реагентом. Растворяя снег и лед, он разбавляется до состояния рассола. В мороз дороги посыпают твердым реагентом.

Как рассказал руководитель Центра химико-экологической общественной экспертизы Михаил Рейнов, соляные растворы, будь то тротуарная или дорожная химия, не могут вызвать термических ожогов или ухудшить здоровье. А основная причина, почему страдают собачьи лапы после прогулки, в том, что от обогревателей дома и из-за перепадов температуры на кожице лап образуются микротрещины. В эти микротрещины попадает соляной раствор и причиняет дискомфорт. Лучше выгуливать пса вдали от проезжей части или на надевать специальную обувь, а раз в день смазывать лапы жирным кремом.

По словам заведующего кафедрой на факультете почвоведения МГУ им. Ломоносова Дмитрия Хомякова, основной вред сапогам, лапам или автомобильным деталям приносит ненормированное использование реагента. Например, когда жидкий реагент не помог, улицы засыпают твердой фракцией, обилие соли приводит к засоленности почвы и вызывает коррозию металла. Предотвратить подобную практику может применение специальной техники с дозированным использованием реагента, а также повышенный контроль.

— В нашем мегаполисе, где зима длится по 6 месяцев, а снега выпадает втрое больше нормы, отказаться от применения реагента нельзя, — считает глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. — Безопасность и здоровье граждан важнее, потому, чтобы наледь на дорогах и тротуарах не стала причиной аварий и травм, с ней надо бороться. Минувшей зимой израсходовано на треть больше реагента, чем обычно, но к загрязнению почвы это не привело.

Если заметили скользкий участок дороги, обращайтесь в ОАТИ Москвы по телефону горячей линии: 8 (499) 264-96-81, или на сайт «Наш город».