Почему УАЗ патриот

УАЗ Patriot ›
Бортжурнал ›
Управляемость Патриота или почему он рыскает

Всем доброго времени суток.

Пересев на Патриот с Форд Фокуса, являющегося своего рода, законодателем управляемости машин, я сразу почувствовал всю «прелесть» подруливаний. Это не сильно напрягало, т.к. все было в приемлемых для меня допусках. Далее, т.к. купил машину зимой, через пару недель после покупки я поставил зимние колеса. И вот тут началось. Машина начала сильно рыскать на дороге, удовольствие от вождения ушло. Я честно скажу расстроился, но потом подумал, что, видимо, все дело в изменившихся параметрах колес — поставил нештатный размер. Начал перелопачивать интернет в поисках причин, влияющих на управляемость УАЗика. Много чего узнал нового. В этой статье я попробую собрать воедино все свои открытия и умозаключения на эту тему, т.к. хочу, по возможности, максимально улучшить управляемость и, как следствие, безопасность, моего патрика.

Полный размер

Поехали

1. Люфт различных соединений в подвеске.
Тут все ясно, особо останавливаться не буду. Отмечу, что в большинстве случаев хулиганит тяга панара или рулевые наконечники (судя по отзывам).

2. Неудачные сайлент-блоки.
То, на что я не мог бы и подумать. У меня новая машина из салона, но когда в -35 с ветром я еду по трассе, это совсем не то же самое, что в -15. В мороз машина рыскает гораздо сильнее. Возможно, зимняя резина задубела и дала такой эффект, но в этом я сомневаюсь, т.к. на ощупь резина мягкая, да и отзывы о шине не плохие(Hankook RW11). Так что склоняюсь к тому, что это задубели сайлент-блоки.

3. Неправильный размер колес.
Это уже интересней. Когда выбирал себе резину, долго читал драйв и смотрел кто что ставит. Какие размеры шин и дисков предпочитает народ. В итоге взял себе резину 235/85 и вылет дисков 0 (напомню, штатный вылет +35, а один из штатных размеров резины — 235/70). Машина стала чуть выше и чуть шире. И вот тут всплыл ньюанс о котором никто не пишет. Или не знают, или не заморачиваются. В общем, есть такой параметр как плечо обката.

плечо обката

Видно, что при изменении высоты профиля резины или вылета диска, меняется расстояние от центра пятна контакта шины до воображаемой оси поворота колеса. И если бы у нас был переднеприводный авто, то может оно и нечего, но у нас по умолчанию (и инструкции) на трассе задний привод. А это значит, что при ненулевом плече колесо, наезжая на любое сопротивление (камушек, бугорок) не центром, будет стремиться куда-нибудь повернуть, т.к. задние колеса толкают машину, а передние испытывают неравномерное сопротивление. Учитывая наши дороги со колеями, ямками и бугорками, получаем постоянное стремление колеса куда-то уехать куда нам не надо. Плюс у нас есть куча любителей поставить колеса пошире, миллиметров на 265, а то и больше. А в этом случае, чем шире колесо, тем большее плечо силы можно поймать наехав на препятствие. Чтобы пояснить на пальцах о чем говорю, можно привести такой пример. Проезжая вдоль бордюра и задев его краем колеса, оно будет стремиться повернуться в сторону бордюра. Это хорошо чувствуется на руле. Примерно такая же ситуация и на трассе.

4. Неверное давление в колесах.
Причина банальна. Но мало кто раз в неделю обходит машину с манометром. А надо бы.

5. Не отрегулировано схождение колес.
После покупки нового авто в салоне я дополнительно заезжал на схождение. Оказалось, что колеса смотрели наружу (привет официалам, которые кроме мойки никак не готовят машину). Так что обязательно делать и иногда контролировать. Дело безопасности все ж.

6. Неудачный дефолтный кастор.
Когда-то, когда патриот еще был 469 козликом и ездил по полям, выбор текущего кастора был оправдан. Но теперь завод позиционирует машину как авто не только для бездорожья, но и для города. И большинство из нас большую часть времени в городе и проводят (город, читай асфальт). Соответственно, кастор лучше было бы завалить поболее, имхо. Хотя бы до +5-6 градусов. Благодаря ребятам из СТО22 теперь возможно переделать кастор самостоятельно используя, можно сказать, заводское решение.

7. Некачественный нагнетательный шланг ГУР.
Еще одна неочевидная, на первый взгляд, вещь. Тут схема влияния такая. Повернув чуть руль, в шланге создастся давление. Если шланг неупругий, то это давление не быстро уйдет из шланга, а немного его раздует. После этого шланг, обладая упругостью сожмется и таки выдавит из себя жидкость. Т.е. появится временная задержка. В отличии от более упругого шланга. Аналогично и с обратной стороны. Колеса немного отклонились по какой-либо причине, а на руль не попало усилие, т.к. шланг на долю секунды раздулся, принял в себя жидкость и тут же выдавил ее назад. В итоге, руль не шелохнулся, а колеса успели сделать движение туда-сюда.

8. Трещина в рулевой сошке.
Это известная болячка патрика. Особенно на больших колесах. Рулевая сошка может не сломаться, а треснуть, что вызовет рысканье на дороге, хотя внешне все затянуто и не поломано. Хороший вариант решения проблемы — усиленная сошка от тех же ребят с СТО22.

UPD: 9. Люфт в ГУР
Как подсказал IvShmit, на управляемость может так же влиять неотрегулированный ГУР. Т.е. при быльших люфтах на рулевом колесе, управлять машиной будет неудобно.

Вывод:
1. Оправдание, что это мол, УАЗик, не парься, они все такие, уже не работает. Машина может ехать прямо. Не забываем, что суперпопулярные 80 и 105 крузаки тоже мостовые и имеют схожую конструкцию подвески. И их не хаят за управляемость.
2. Завод не зря составляет инструкцию по эксплуатации которую стоит иногда читать. И если вы по своей воле ставите 33-е колеса и диски с вылетом -20, то надо понимать что вы делаете.
3. Несмотря на вроде подросшее качество сборки, оно не на высоте, а работа дилеров и вовсе отвратительная. Поэтому после покупки едем к дяде Васе в гараж и делаем работу предпродажников — тянем гайки, делаем схождение.
4. Если этого мало и вы часто ездите на дальняк, есть смысл увеличить кастор. На трассе станет комфортнее.
5. Не забываем делать периодическое ТО. Это все еще уазик и гайки надо подтягивать. По крайней мере, ступчные и шкворневые — маст хэв.

Все это мои мысли. Возможно, где-то не прав, никого не убеждаю. Если можете и хотите что-то добавить — велкам)