Технология efb в аккумуляторных батареях

Что такое ЕФБ

Название технологии EFB (Enhanced Flooded Battery) – дословно переводится с английского как улучшенная батарея с жидким электролитом. Особенности конструкции:

  • Катод и анод — свинцовые решетки, на ячейках которых нанесена активная масса. Они могут быть Са/Са, Са/Sb, Sb/Sb. Эти сокращения означают, что в свинец при выплавке добавлен кальций или сурьма. Чтобы защитить решетки от сульфатов, которые получаются в процессе химической реакции электролита, они покрыты полимерной сеткой (стекловолоконным ворсом), прижимающей пасту.
  • Электроды изготовлены по технологии PowerFrame: штамповка или вырубка из свинцовой ленты, легированной кальцием, решетки. При такой же толщине, как у аккумумляторы с пластинчатыми электродами, PowerFrame в несколько раз увеличивает количество активной массы, площади соприкосновения электродов и электролита.
  • Пластины закреплены внутри корпуса компаундом горячего отверждения. Это увеличивает их виброустойчивость, делает всю конструкцию более прочной.
  • Крышка оснащена лабиринтной системой вентиляции: излишки кислорода и водорода конденсируются, а образовавшаяся вода возвращается в банки.
  • Жидкий электролит, когда машина долго стоит, расслаивается: кислота оседает на дно корпуса. Чтобы этого не происходило внутри установлен перемешивающий элемент.
  • Стекловолоконный ворс придает тонким ребрам электродов дополнительную прочность. Помогает сохранять пространственную ориентацию, даже при сильной тряске.

Сочетание нескольких усовершенствований, которые подразумевает технология EFB в аккумуляторных батареях, позволило как отечественным, так и зарубежным производителям наладить производство АКБ с уникальными эксплутационными характеристиками.

Технология EFB: преимущества и недостатки

Изменения конструкции сказались на основных характеристиках аккумулятора:

  • Рамочная структура анода и катода позволила увеличить в несколько раз площадь соприкосновения между пастой и электролитом, в три раза уменьшить необходимый объем жидкости.
  • Стекловолоконный ворс сделал аккумумляторы менее чувствительным к глубоким разрядам: если батареи предыдущего поколения теряли до 5% емкости при глубокой разрядке, то ЕФБ восстанавливается на 100%. Паспортное количество полных циклов (разрядка до 0, зарядка до 100%) со 120 увеличено до 150 — 240.
  • Ворс защищает пластины от оседания окислов, увеличивая срок их службы в два раза.
  • Для активной пасты используется очищенный свинец, которого больше из-за ячейстой структуры электродов. Сочетание большего количество чистого свинца, меньшего количества электролита на 45% уменьшило время полной подзарядки батареи.
  • Уменьшена на 40% коррозионная активность электролита, особенно при высоких температурах.
  • Значения пускового тока с 30% увеличены до 50%.
  • Расширен рекомендованный диапазон температуры эксплуатации: от -50ºC до +60ºC.
  • Лабиринтная конструкция крышки исключает возможность выкипания АКБ, попадания в воздух гремучего газа, риск отравления при подзарядке дома.
  • Конструкция сделана необслуживаемой (доливать воду в электролит не нужно), с гарантийным сроком эксплуатации до десяти лет.

При всех перечисленных плюсах, не могло обойтись без одного, но существенного недостатка. Использование новых конструкторских решений увеличило стоимость АКБ на 20 — 30%. Правда можно подобрать изделия отечественных производителей, которые несколько дешевле импортных собратьев.

Российские аккумуляторы с технологией EFB

Среди отечественных предприятий, выпускающих портативные источники тока, группа компаний «АКОМ» — признанный лидер. Организованное в 2001 году предприятие прошло долгий путь развития, совершенствуя производство, конструкторскую базу. В 2015 году оно прошло полный цикл сертификации по стандартам ISO 9001 и ISO TS 16949.

Сейчас аккумуляторы с улучшенной технологией АКОМ EFB и другие компания выпускает под несколькими торговыми марками:

  • АКОМ: батареи системы Са/Са;
  • АКОМ+EFB: расширенная гарантия на 4 года, 240 полных циклов работы, полноценная подзарядка в режиме «старт-стоп»;
  • ULTIMATUM: многофункциональная линейка для автомобилей с увеличенным количество энергопотребителей (лебедка, поисковый прожектор или «люсра» и прочее);
  • REACTOR: увеличенное значение тока холодного пуска для грузовиков и легковушек;
  • BRAVO: кальциевые АКБ, которые выпускают в прямой и обратной полярности.

Устройства АКОМ устанавливают на легковые машины концернов «Рено», «Тойота», которые выпускаются на территории России. Использует тольяттинская раллийная команда.

Тест новинок

Тестирование, которое провела передача «Главное дорога» для батарей ULTIMATUM, YUASA, VARTA, показало неожиданные результаты.

Паспортная емкость всех трех АКБ была заявлена 70 мА/ч, фактические измерения по ГОСТу подтвердили заявленные параметры. Испытания на протяжении 49 часов дали следующий результат:

Марка Номинальная ёмкость, А/ч Ёмкость после испытания, А/ч Ёмкость после испытания, %
ULTIMATUM 70 64,05 91,5
YUASA 70 63,49 90,7
VARTA 70 71,61 102,3

Две батареи незначительно уменьшили паспортные значения, а VARTA, наоборот, увеличила их до 102%. После первого теста, специалисты решили проверить: выдержат ли АКБ полные циклы. Результат получился неожиданным.

После нескольких суток в гараже со всеми включенными электроприборами:

Марка Ёмкость до, А/ч Ёмкость после, А/ч Разница, %
ULTIMATUM 64,05 64,19 +0,22
YUASA 63,49 62,58 -1,43
VARTA 71,61 65,17 -8,99

У отечественной батареи емкость выросла. Теперь осталось проверить, что будет с АКБ после 120 (половина от паспортных 240, заявленных для «Ультиматум») полных циклов:

Марка Напряжение при последнем разряде, В
ULTIMATUM 12,28
YUASA 12,04
VARTA 12,01

От первоначального напряжения «Ультиматум» потерял меньше трети паспортных значений. По результатам тестирования можно сказать: АКБ компании «АКОМ», в которых использована EFB технология, прослужат минимум в 2 раза дольше. Их цена выше на 1 500 — 2 000 рублей более простого устройства, но полностью окупается дольшим сроком службы.

Аккумуляторы Topla (Словения) ›
Блог ›
Какой аккумулятор лучше приобрести: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реальность…

Всем привет!

После выхода нескольких наших публикаций, рассказывающих о модификациях современных стартерных батарей, среди отдельных пользователей завязалась дискуссия по поводу применения в автомобилях так называемых гелевых аккумуляторных батарей (АКБ), а также EFB-аккумуляторов. Были вопросы и к нам по части применимости данных источников питания.

Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, предлагаем немного технической информации. Начнем с того, что за последние годы в соответствии с производственными программами автопроизводителей на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп». Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках, а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.

Важный момент – вся электроника, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает работать, питаясь от бортового источника питания. Очевидно, что для машин, работающих по алгоритму системы «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.

Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go. Важная особенность – в AGM-батареях электролит НЕ ЖИДКИЙ — он находится в адсорбированном состоянии в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.

Аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go в первую очередь предназначены для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп»

Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Как, впрочем, и о дальнейшей жизнеспособности такого АКБ – даже будучи поврежденным, он все равно будет работать (пример живучести батареи Topla Тор AGM Stop&Go можно увидеть на ролике ниже). Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор почти вдвое дороже обычного.

.
Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, изготавливаемых по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы Topla Тор EFB Stop&Go. У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов. При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества. Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Самое важное, что Topla Тор EFB Stop&Go практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 30-40% выше, чем у обычных АКБ.

В аккумуляторах Topla Тор EFB Stop&Go используется жидкий электролит

Возвращаясь к AGM-батареям, отмети, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая этот термин с таким ходовым понятием, как «гелевые» аккумуляторы. Поясняем: гелевые батареи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в массовых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в желеобразном состоянии, применяются лишь как ТЯГОВЫЕ батареи. Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, нам не раз приходилось наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать «умных» покупателей, специально заменяют на магазинных ценниках аббревиатуру AGM словом «гелевый». Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.

Если в машине планируется установка многополосной аудиосистемы, тем более с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей

Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть НЕ «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений и размеров вашего кошельке.
В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает большим запасом надежности и прочности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортсеть машины явно «перегружена» дополнительной электроникой, вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, компрессоров. В таких ситуациях AGM-аккумулятор будет просто незаменим.

В завершение этого выпуска еще раз напоминаем читателям о правилах комментирования. Прежде, чем оставить свой комментарий, мы настоятельно рекомендуем просмотреть те требования, которые нужно соблюдать при размещении отзывов в записях и выпусках нашего блога. ИГНОРИРОВАНИЕ этих требований однозначно приведет к УДАЛЕНИЮ комментария, а в отдельных случаях – занесению его автора в черный список. Надеемся, что таких прецедентов не будет!

Удачи всем!

Устройство батарей

EFB — расшифровывается как Enhanced Flooded Battery или «улучшенная затопленная/заливная батарея». Такая батарея является улучшенным типом свинцовой, она намного продуктивнее в работе, чем модели прошлого поколения. В данной модели свинцовые пластины значительно толще, а так же каждая пластина завернута в пакет из специального материала, который пропитывается электролитом.

  • Размер свинцовых пластин, в данной модели они толще в 1,5 раза, является основным отличием EFB аккумулятора от обычных . Благодаря этому увеличивается емкость, и как следствие – уменьшена длительность зарядки.
  • Сетка из полиэстера, находящаяся между сепаратором и пластиной, удерживает активную массу внутри и предотвращает её вымывание. Как результат — более высокий уровень заряда, так же повышается устойчивость к глубокому заряду-разряду.
  • На сепаратор был приклеен ворс из стекловолокна, это сделано для сохранения правильного расположения пластин. Благодаря ему, пластины остаются на месте вне зависимости от обстоятельств.
  • Защитный конверт из микроволокна — еще одо ноу-хау EFB-аккумуляторов. В такой конверт помещена каждая свинцовая пластина, а сам конверт заполнен жидким электролитом на основе серной кислоты. Производители уверенно заявляют, что это позволяет надежно защитить поверхность пластины от преждевременной сульфатации. А при осыпании предотвратит от возникновения токов короткого замыкания.
  • Объем электролита снижен в три раза. Повышена устойчивость к глубокому разряду, это дает восстановиться АКБ на сто процентов. Показатели пускового тока улучшены практически до пятидесяти процентов.
  • Неприхотливость в обслуживании и безопасность безоговорочно можно считать большим плюсом.

В целом, EFB аккумуляторы – улучшенные батареи, которые прослужат намного дольше традиционных аккумуляторных батарей.

Преимущества и недостатки

Владельцы автомобилей отдают предпочтение EFB аккумуляторам по разным причинам. Чтобы выяснить, какие же преимущества имеет эта модель, детальнее нужно разобрать все плюсы и минусы этих аккумуляторов.

  1. Улучшенные свинцовые пластины. Для их изготовления было использовано гораздо больше свинца, по сравнению с другими стандартными видами аккумуляторов.
  2. Свинцовые пластины закрыта и защищена от агрессивных факторов внешней среды благодаря специальному пакету, в который её поместили . Данный пакет предотвращает преждевременную сульфатацию пластин, уберегает пластину от повреждений и разрушений.
  3. Данная батарея заряжается на порядок быстрее. Это происходит благодаря использованию очищенного свинца.
  4. Пластины данных АКБ защищены от быстрого износа при глубоких разрядах. Батарея работает намного дольше, по сравнению с ранее разработанными моделями аккумуляторов, так как батарея на самом деле разряжается лишь наполовину. Это стало возможным из-за того, что оксиды не оседают на поверхность пластин.
  5. EFB батареи выдерживают порядка 100 — 150 глубоких разрядов, для сравнения, традиционные АКБ принимаю на себя приблизительно 25 — 50 разрядов. Это увеличивает срок службы EFB аккумулятора, ведь количество случившихся глубоких разрядов не имеет влияния на срок его работы.
  6. Батареям EFB аккумулятора не страшна тряска. Это происходит благодаря вибростойкости спаек, находящихся между пластинами. Производитель гарантирует длительность работы EFB аккумуляторов на период более 7 лет.
  7. Внутри конструкции батареи предусмотрены специальные воронки, с помощью которых электролит непрерывно перемешивается. Это дополнительно продлевает продуктивность работы АКБ.
  8. EFB аккумуляторы не требуют обслуживания, исключением могут быть аккумуляторы бюджетного диапазона.
  9. Повышение температуры не влияет на продуктивность работы и срок службы аккумуляторов данного типа.

Важно! Эффективность работы EFB аккумулятора не изменяется, в зависимости от изменений температуры, которая может колебаться от — 50 c° до + 60 c° Это невероятно актуально в условиях русской зимы!

Наряду с вышеперечисленными плюсами и преимуществами EFB аккумуляторов, стоит упомянуть и о парочке недостатков:

  • EFB батареи несовместимы с двигателями, оснащенными системой рекуперации кинетической энергии торможения.
  • Эти АКБ менее мощные, по сравнению с AGM аккумуляторами, однако это можно заметить только при большом энергопотреблении в салоне автомобиля.

Как заряжать?

Принципы зарядки аккумуляторных батарей AGM и EFB мало чем отличаются. Ведь принципы их очень схожи.

  • Соблюдение рекомендаций производителя — основное условие при зарядке.
  • При этом необходимо заряжать АКБ качественным и проверенным зарядным устройством (преимущественно интеллектуальным).
  • В процессе зарядки необходимо вести наблюдение за определенными параметрами, именно поэтому желательно отдать предпочтение зарядным устройствам с опцией индикации тока.
  • Максимальное рабочее напряжение в вашем ЗУ должно быть не менее 14,4 вольт.
  • Главное требование: заряжать аккумулятор можно лишь тогда, когда температура электролита не больше пятидесяти градусов! Иначе сверх нагрузка на свинцовые пластины может привести к тому, что они будут менее устойчивыми к коррозии.

В инструкции к EFB аккумуляторам производитель поэтапно рассказывает, как правильно заряжать данные батареи.

Соблюдая полярности, подключаем зарядное устройство к соответствующим клеммам. Необходимо проследить, чтобы сила тока по показаниям ЗУ стала меньше двух с половиной ампер. При использовании зарядного устройства, оснащенного опцией индикации напряжения и силы тока, отключать аккумулятор от зарядки следует тогда, когда оба параметра перестанут изменяться.

Важно! Ускоренный режим зарядки категорически не подходит для данной модели АКБ.

Заряжая аккумулятор в ускоренном режиме, можно повысить процесс газообразования, что неизбежно приведет к поломке EFB аккумулятора. Так же производители запрещают открывать пробки, так как это может нарушить химическое равновесие внутри батареи и значительно снизит эффективность ее работы.

Система Start-Stop

Толчком для изобретения инновационной модели АКБ нового поколения, стало появление автомобилей, оснащенный функцией «старт-стоп».

Автомобили с этой функцией отличаются тем, что в момент остановки отключается двигатель. А для запуска силового агрегата необходимо всего лишь отпустить педаль тормоза. Между этими моментами нагрузка от автомобильной электрики ложится на аккумулятор. Без изменения характеристик, без увеличения приема заряда АКБ не может восстановить объем до нормальной емкости.

Остановка автомобиля в режиме «стоп» автоматически отключает двигатель. А нажатие сцепления и снятие тормоза, быстро его запускает. При таких мощных нагрузках, которые исходят от всех электроприборов, без увеличения приема заряда стандартная аккумуляторная батарея физически не успевает получать необходимое количество заряда в режиме «старт».

Современные производители новых авто, оснащенных системами Start-Stop, обычно, устанавливают именно EFB аккумуляторы. Так же системы Start-Stop, благодаря принципам своей работы (автоматическое отключение двигателя и его запуск, для снижения времени работы на холостых оборотах), сокращают расход топлива и вредные выбросы в атмосферу.

Специалисты по всему миру долгое время пытались изобрести новые разновидности АКБ. Технология EFB аккумуляторов пользуется популярностью, особенно в странах Европы. По сравнению с батареями AGM, аккумуляторы, изготовленные по новой технологии, более доступны по стоимости. Главным преимуществом аккумуляторов нового поколения является их долговечность, если сравнивать со свинцовыми аналогами. На данном этапе EFB зарекомендовали себя надежными в эксплуатации. Это — шаг вперед в аккумуляторном производстве.

Технология производства

Для начала немного об этой технологии. Это производство усовершенствованных батарей с жидким электролитом. Аккумуляторы имеют повышенную ёмкость за счет увеличения толщины свинцовых пластин по сравнению с обычными аккумуляторами в 2 раза. Каждая плюсовая пластина запечатана в отдельный пакет (конверт), для изготовления которого применяется специальная пористая ткань. Пакет не дает разрушаться пластине, препятствует осаждению на ней оксидов. За счет пористости ткани внутрь пропускается жидкий электролит. Минусовые пластины остались открытыми. Свинец применяется с повышенной степенью очистки и за счет этого заряд и разряд происходят гораздо быстрее.

Почему так начали рекламировать «АКОМ+EFB» и какие у него положительные качества? Чем он отличается от обычных кальциевых?

Достоинства:

  • широкий температурный диапазон (от минус 50 до плюс 60°С)
  • батарея выдерживает до 150 циклов глубоких разрядов, что намного больше, чем у обычных АКБ
  • свинцовые перемычки между банками очень вибростойкие
  • может устанавливаться на автомобилях любых типов, т.е. подходит даже для тех автомобилей, где применяется система СТАРТ/СТОП
  • объем электролита в три раза меньше, чем в обычной батарее. Испарение электролита происходит в минимальном объёме. Батарею можно заряжать в домашних условиях
  • если обычная стартерная батарея выдерживает около 120 циклов заряд-разряд, то эта – более 240

К недостаткам аккумуляторов EFB можно отнести меньшую отдаваемую мощность, чем у AGM аккумуляторов.

Чем характерна технология EFB

По внешнему виду к качеству сборки нет никаких претензий, все спайки и швы очень аккуратны, нет никакого торчащего пластика. Сделано добротно и качественно. Заявленная производителем гарантия – 3 года.

В маркировке есть три буквы – EFB. Означают они совершенно новую технологию для российского товаропроизводителя. За границей они производятся уже несколько лет, а у нас это сделано впервые.

Сверху имеется индикатор заряженности. Если горит зелёный цвет – батарея заряжена. Если горит темный цвет – необходима подзарядка. Белое свечение означает, что необходимо долить дистиллированную воду.

На верхней крышке имеются 6 пробок для заливки электролита. Это свидетельствует о том, что аккумулятор обслуживаемый. В маркировке присутствует QR-код, с помощью которого можно проверить АКБ на подлинность – действительно ли это изделие фирмы «Аком», а не какая-то китайская подделка.

Аккумуляторы выпускают и с прямой, и с обратной полярностью. На верхней крышке корпуса батареи есть значки «+» и «-«.Если значок «-» расположен слева, то это обратная полярность.Соответственно — если слева расположен «+», то это прямая полярность.

Также на крышке производителем нанесена цифровая подпись — даты изготовления. При покупке необходимо обращать на эту маркировку особое внимание: чем дата выпуска свежее – тем качественнее аккумулятор.

Затронем еще одну тему – как заряжать аккумуляторы EFB. Данный тип аккумуляторов относят к типу кальциевых. Подробно тема заряда в рассмотрена в статье (Заряд кальциевых аккумуляторов)

Технические характеристики

Основные технические характеристики аккумуляторов, выпускаемых по технологии EFB, приведены в таблице

Немаловажная деталь, на которую обращают внимание желающие купить новый аккумулятор – где приобрести и какова его стоимость. Практически в каждом крупном населенном пункте России и в странах ближнего зарубежья сейчас можно приобрести новый «Аком», изготовленный по EFB технологии.

Чтобы узнать — есть ли в вашем городе магазины, в которых можно купить аккумуляторы АКОМ+EFB – достаточно зайти на сайт производителя и выбрать свой населенный пункт. К примеру, в Москве удалось найти адреса 29 магазинов, где их можно купить, в Екатеринбурге – 11, в Перми – 68 (возможно их намного больше).

Желательно приобретать АКБ у официальных дилеров. Если вы покупаете в «noname» магазинах, то шансы купить подделку увеличиваются многократно.

Что касается стоимости АКОМ+EFB. В рамках статьи невозможно определить какую-то определенную стоимость в разных регионах. Сравним, для примера, в двух крупных городах Урала:

Стоимость со скидкой* — при условии сдачи б/у аккумулятора аналогичной ёмкости

В настоящее время многие автомагазины практикуют продажу новых аккумуляторов со скидкой в обмен на старые. Как видно из данных таблицы разница в стоимости довольно значительная – 600 руб. Возможно, в различных городах эта сумма возможно может немного отличаться в ту или иную сторону.

Мы рады если наша статья поможет принять решение в Вашем выборе.