Башмак успокоителя цепи

Лада 2107 Семён ›
Бортжурнал ›
Замена цепи, успокоителя и башмака.

Немного из воспоминаний…
Было дело в 2013 году. Тогда я еще не особо понимал в автомобилях, и ездил пока что-нибудь не сломается, особо не обращая внимания на посторонние звуки. В это время растянуло цепь ГРМ и был слышен металлический лязг. Соответственно натяжитель цепи уже не натягивал цепь должным образом. В результате через некоторое время такой езды, автомобиль не завелся. Оказалось, что цепь перескочила и загнуло клапана.
Казалось бы, печальнее уже некуда, но когда стали разбирать двигатель, то мы поняли, что все очень даже печально.
Итак, по порядку.
Так как я к тому времени особо не разбирался в устройстве двигателя, ремонт мы делали на пару с отцом.
Первым делом мы сняли воздушный фильтр, крышку головки блока цилиндров.

Начали смотреть что к чему, и обнаружили что успокоитель цепи держится на последнем издыхании. Решено было его снять. После того, как мы его достали, сказать, что мы были удивлены это ничего не сказать.
Вот так выглядит новый успокоитель:

А вот так выглядел успокоитель который мы сняли с двигателя нашего ВАЗ 2107:

А это болт на котором держался успокоитель:

Было решено идти дальше, и мы принялись снимать решетку радиатора, радиатор. Сливом антифриза мы особо заморачиваться не стали т.к. в систему охлаждения заливали обычную воду.

После этого мы сняли шкив коленчатого вала и открутили крышку привода распределительного вала чтобы можно было подобраться к башмаку успокоителя и посмотреть на его состояние. Что то подсказывало, что он не в лучшем состоянии.

Мы вытащили натяжитель цепи и открутили башмак успокоителя. Ситуация там была не лучше:
Снизу новый, а сверху демонтированный с двигателя

После мы сняли голову блока цилиндров и начали смотреть состояние клапанов. Почти все из них оказались загнутыми. Так же мы постарались вычистить поддон от кусков железа которые туда упали.
После всех этих операций, мы пошли в магазин, купили новую цепь, успокоитель и башмак успокоителя, комплект новых клапанов, прокладку ГБЦ и алмазную смазку для притирки клапанов. Помимо этого было решено заменить маслосъемные колпачки.
Как только все это было куплено, мы начали собирать двигатель обратно. Притерли клапана с помощью алмазной смазки, почистили ГБЦ, заменили маслосъемные колпачки, установили цепь, башмак и успоитель. Выставили все необходимые метки. Так же заменили прокладку крышки распредвала и промазали герметиком. Установили радиатор, все патрубки промазали герметиком и плотно их закрутили. Поставили на место все остальные необходимые детали, закрутили, залили все жидкости.
И вот настал момент истины, попытались запустить автомобиль. Машина завелась с пол оборота, а двигатель мурчал как котенок. И тогда я понял, как работает исправный двигатель, с натянутой цепью, без посторонних звуков.

Вот такая вот история. Описал все без особых подробностей, подзабыл уже много, 2 года прошло как никак, да и фотографий нашел не так много. Показал все, что было =)

Башмак ваз

В двигателе автомобилей классического семейства ваз, башмак ваз работает в паре с натяжителем цепи ваз и служит для ее надежной фиксации в натянутом положении.


В связи с тем, что блоки цилиндров двигателей ваз 2101 и 2103, 06 имеют разную высоту, башмак натяжителя ( на рис №7) также различается по своей конструкции. Помимо того, что он имеет маркировку с обозначением типа двигателя нанесенную на его рабочую часть, для ориентира выполняется сверление в кронштейне, в задней части башмака.
Башмак ваз 2101 имеет сверление в верхней части кронштейна, а на башмаке ваз 2103 сверление выполнено в нижней части кронштейна.
Рабочая часть башмака натяжителя цепи ваз, которой он контактирует с цепью , может быть выполнена как из резины особого состава, так и из полимерного материала.
Когда рабочая часть выполнена из резины, то при покупке необходимо уделить внимание качеству вулканизации рабочей части башмака к его основанию. Навулканизированный слой резины не должен отходить от тела башмака от усилия руки, в противном случае такой башмак очень быстро износится и потребуется очередная его замена.
Второе, на что следует обратить внимание при покупке башмака ваз, это толщина рабочего слоя в районе его торца. Если там рабочий слой минимальный, то цепь быстро «доберется» до стального основания башмака, и появится характерный цокающий звук.
Третье, на что при покупке следует обратить внимание, это отверстие внизу башмака для болта его крепления. Фасонный болт должен свободно проходить в отверстие. Дефект этот не страшен, отверстие можно несколько увеличить путем расширения его с помощью круглого напильника. Если же сразу уделить этому внимание, то не придется выполнять доводочных операций с деталью, за которую вы только что заплатили деньги.
Болт для проверки лучше взять с собой, хотя обычно там где продается башмак в продаже есть и болт его крепления.

Стоит добавить, что башмаки могут иметь полукруглую выемку под болт 2101-1006090 , 2103-1006090 и круглую 21213-1006090 для моторов Нивы (1700см3) и на универсальном башмаке , где выполнен двухступенчатый кронштейн, позволяющий устанавливать этот башмак как в блок 2101, так и 2103.

Сегодня в продаже есть и башмак ваз новой конструкции с встроенной звездочкой, где применен принцип трения качения, вместо трения скольжения. С этим башмаком получается наиболее четкая фиксация цепи и уменьшается шум при ее работе. Подобный башмак стоит на порядок дороже, но он в большинстве случаев оправдывает свою цену.

Башмаки на ЗМЗ 409

При эксплуатации втулочных цепей, наилучшим устройством натяжения цепи для двигателя змз 409 является рычаг натяжения цепи со звездочкой на подшипнике качения. Минус этого устройства в том, что смазка открытых подшипников, особенно верхнего устройства натяжения, масляным туманом не достаточна, ударные нагрузки, передаваемые на звездочки с цепи, вызывают питтинг шариков и обойм подшипника, значительно снижая их ресурс, вес звездочки и подшипника «прибавляется» к кинетической массе цепи, снижая КПД. А проявляющееся на высоких скоростях, динамическое сопротивление подшипника, связанное с гироскопическим эффектом, снижает мощность двигателя на высоких оборотах. При втулочно-роликовых цепях, наилучшим устройством натяжения цепи является пластмассовый башмак, изготовленный из конструкционно-прочного пластика имеющего низкий коэффициент трения и высокую стабильность к высоким температурам и агрессивным средам. Цепь по пластиковой поверхности башмака не трется боковыми поверхностями соединительных пластин, а катится, опираясь на поверхность пластикового башмака роликами. С первых дней создания двигателя ЗМЗ-406 конструктора Заволжского моторного завода установили в газораспределительный механизм (ГРМ) башмак натяжителя из пластмассы с очень низким коэффициентом трения. Преимущества использования пластмассы очевидны. При наличии двух цепей весь механизм ГРМ и двигатель в целом работал без шума. ПРИ УСТАНОВКЕ БАШМАКОВ: плюсы: 1. «мягкая» работа двигателя 2. почти нет износа цепей и шестерен ГРМ при том же пробеге, что и на звездах. 3. микро пыль, образующаяся от износа башмака натяжителя оказывает благоприятное антифрикционное действие на трущееся детали двигателя в целом. Пример тому: рабочие поверхности коренных и шатунных вкладышей на двигателе с пробегом около 400 тыс. км имеют вид только что установленных. 4. после пробега 140-160 тыс. км. можно обойтись только заменой башмаков натяжителей. минусы: 1. вероятность «перепрыгивания» меток ГРМ. (если доработать нижний башмак натяжителя), то этот пункт можно исключить. 2. вероятность не качественной пластмассы (в результате малый пробег автомобиля до замены) и залом верхнего болта крепления башмака натяжителя.

>ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ