Содержание
Понятие лифтбека и хэтчбека
Любой автомобилист знаком с понятием «хэтчбек», а вот о том, что у этого типа есть разновидности, знают совсем не многие. Рассмотрим, что такое лифтбек и хэтчбек, а также сравним эти два похожих друг с другом типа.
- Хэтчбек представляет собой востребованную разновидность кузова авто. Форма напоминает «задний люк» (именно таков дословный перевод слова Hatchback) с небольшим свесом и пятой дверью, хотя иногда встречаются и трехдверные варианты. Такие машины имеют вместительный багажник, благодаря чему в поездках можно чувствовать себя свободнее и комфортней, чем в обычных седанах.
- Лифтбек внешне напоминает седан. У него четыре двери и багажник, отделенный от салона лишь спинками кресел заднего ряда. При этом крышка багажника закрывается и открывается вместе со стеклом.
На первый взгляд может показаться, что смесь этих двух разновидностей является чем-то новым и усовершенствованным, потому что о ней мало кто слышал. Однако, еще в Советском Союзе в 1973 году был разработан автомобиль Москвич Комби в обтекаемом кузове.
Отличительные особенности
Дословно это понятие переводится, как «поднимающаяся часть багажника». Это одна из разновидностей привычного хэтчбека. Данный вид обладает следующими отличительными особенностями:
- Длина заднего свеса схожая с седаном. Здесь он не вертикальный, а в виде небольшого склона, который плавно переходит в багажник. Предусмотрено два варианта открывания дверей: полное с захватом заднего стекла или только выступающей части.
- Большинство автомобилей — это двухобъемные кузова, но встречаются и трехобъемные.
- Если трехдверный автомобиль считается хэтчбеком, то пятидверный — лифтбеком.
- Здесь крышка багажника открывается вместе со стеклом, что дает возможность перевозить габаритные грузы.
В этом случае стоит отметить, что это далеко не все отличия, так как производители расценивают переход между двумя типами в качестве возможности комплексной модернизации.
Хэтчбек
Сравнение седана, универсала и хетчбэка.
Хэ́тчбек , или хетчбэ́к (англ. hatchback от hatch — люк и back — сзади) — название кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, дверью в задней стенке и укороченным задним свесом.
ВАЗ-2108 «Спутник» — это хетчбэк, так как его длина меньше по сравнению с седаном ВАЗ 21099.ВАЗ-1111 «Ока» — хетчбэк с вертикальной задней стенкой. Toyota Prius NHW20 (2003), современный хетчбэк с формой кузова «каммбэк».
Название «хетчбэк» подразумевает укороченный по сравнению с седаном или универсалом задний свес кузоваСоответственно, от универсала хетчбэк отличается меньшим объёмом багажника и укороченным задним свесом. А хетчбэк с вертикальной задней стенкой кузова («Ока», Daewoo Matiz) от минивэна — меньшей высотой.
Например, версии автомобиля Лада Калина с кузовами «универсал» и «хетчбэк» принципиально отличаются именно длиной заднего свеса, за счёт которой они имеют и различную общую длину.
Если задний свес автомобиля имеет такую же длину, как и у седана той же модели, то его тип кузова не может быть назван «хетчбэком». Например, Audi 100 Avant (на илл. ниже слева) — не хетчбэк, а скорее универсал (или лифтбэк, см. ниже), так как имеет одинаковую с базовым седаном длину заднего свеса, хотя задняя стенка кузова у него покатая, что делает его похожим на хетчбэк — на самом деле это единственное, что их объединяет.
Хетчбэк более маневренен в городских условиях по сравнению с универсалом из-за отсутствия громоздкого «хвоста», и при этом имеет расширенную функциональность в отношении перевозки грузов по сравнению с седаном благодаря наличию большой пятой двери, что облегчает загрузку и выгрузку крупногабаритного багажа.
Платой за это оказывается объединение салона с багажником, что затрудняет прогрев салона системой отопления и способствует проникновению в него посторонних запахов из багажника, как и в универсале. Кроме того, при разложенном заднем сиденье объём багажника хетчбэка не намного больше, чем у седана (а часто и меньше), преимущество в грузоподъёмности проявляется лишь при сложенном или демонтированном заднем ряде сидений. Именно поэтому хетчбэк позиционируется обычно в качестве «семейного» автомобиля, позволяющего лишь при необходимости перевозить крупный груз, который удобно грузить через проём задней двери; для постоянной эксплуатации в качестве грузопассажирского автомобиля большинство из них непригодны и неудобны.
Варианты кузова
Renault Clio RS — хетчбэк с вертикальной задней стенкой кузоваFord Scorpio Mk. I Hatchback имел формально трёхобъёмный кузов, но длина его заднего свеса меньше, чем у седана или универсала той же модели, и это всё же хетчбэк
Audi 100 Avant — не хетчбэк, а универсал, так как имеет длинный, как у седана, задний свес; мог бы быть назван и лифтбэком (см. ниже).
Обычно хетчбэк имеет покатую линию крыши, напоминающую фастбэк (считать ли этот кузов разновидностью последнего или нет — предмет дискуссии), именно такие автомобили изначально назывались хетчбэками — Renault 16, ВАЗ-2108, Москвич-2141 и другие.
Однако впоследствии хетчбэки-фастбэки с покатой задней стенкой оказались существенно потеснены хетчбэками-каммбэками, с резко «обрубленной» задней частью и вертикальной задней стенкой кузова, что позволяет увеличить объём багажного отсека, а также, как оказалось, улучшает аэродинамику автомобиля и его устойчивость на трассе за счёт возникающей на высокой скорости аэродинамической силы, прижимающей автомобиль к дорожному покрытию и этим улучшающей сцепление его колёс с дорогой. Примерами хетчбэков с такой формой кузова могут служить «Ока», Daewoo Matiz и Nissan Almera N16. В этом случае хетчбэк из-за вертикальной задней стенки кузова похож на универсал, у которого укорочен до предела задний свес.
Кузов хетчбэка может иметь и третий объём, часто — едва выраженный. Но задний свес при этом всё равно остаётся укороченным относительно седана (например, хетчбек Ford Scorpio). В Европе такой кузов могут называть нотчбэком (в Северной Америке так называют любой трёхобъёмный кузов, в том числе и седаны).
Лифтбэк
Toyota Corolla Liftback — пятидверный лифтбек с двухобъёмным кузовом.AMC Spirit — двухобъёмный трёхдверный лифтбек
С хетчбэками нередко путают автомобили с близким к нему и достаточно редким типом кузова лифтбэк (от англ. liftback — поднимающаяся задняя часть). Особенность последнего — в более длинном заднем свесе, по длине которого лифтбэк соответствует седану или универсалу, но отличается от последнего покатой или ступенчатой задней стенкой кузова и менее выраженной ориентацией на перевозку грузов.
ЗАЗ-1103 «Славута», тип кузова — лифтбэк со ступенчатой задней частью кузова (лифтбэк-нотчбэк).
Вопреки распространённому на территории России заблуждению, возникшему из-за того, что «Славута» в своё время была единственным массово распространённым и широко освещённым в прессе типом такого автомобиля на территории бывшего СССР, наличие двух или трёх визуальных объёмов не является определяющим признаком такого типа кузова, как лифтбэк, — таковым является именно длина заднего свеса вне зависимости от числа визуальных объёмов. К примеру, Toyota Corolla E11 выпускалась как в кузове пятидверный хетчбэк, так и в кузове пятидверный лифтбэк. Лифтбэк отличался более длинным задним свесом и, соответственно, сильнее наклоненной задней стенкой. В принципе, этот тип мог бы быть назван и универсалом, по аналогии с Audi 100 Avant поколения C3, но классический универсал с вертикальной пятой дверью на базе этой модели также выпускался, поэтому в данном случае для разделения трех типов кузовов они были названы хетчбэком, лифтбэком и универсалом. Большинство лифтбэков в исторической перспективе имели именно покатую заднюю стенку кузова без ступеньки, как, например, показанный на иллюстрации AMC Spirit.
Похожая ситуация случилась и с автомобилями семейства Lada Kalina и Lada Granta, производимыми АвтоВАЗом. До 2014 года в рамках этих семейств производились седаны, хетчбэки и универсалы, пока в мае 2014 года завод не объявил о выпуске Lada Granta Liftback — данная модель, в отличие от хетчбэка, имеет удлинённый задний свес, такой же, как и у седана. С другой стороны, учитывая позиционирование автомобиля Lada Granta как бюджетного варианта Lada Kalina (унифицированного по каркасу кузова и ходовой части), можно считать, что лифтбэк в данном случае — это бюджетный (и немного урезанный с точки зрения вместимости) универсал.
Skoda Superb выглядит как седан, но состоящая из двух секций пятая дверь позволяет открывать багажник и как у седана, и как у лифтбэка
Присвоение конкретной модели обозначения хетчбэка, универсала или лифтбэка зачастую зависит от политики компании-производителя и конкретного рынка сбыта. В США, например, исторически более известен термин лифтбэк, в то время как в России он до сих пор практически не употреблялся. Выпущенный в 1973 году обладавший всеми признаками лифтбэка Иж-2125 получил имя «Комби», которое, впрочем, так и не стало нарицательным для данного типа кузова в СССР и России.
В наше время автомобили с таким кузовом предлагает, например, чешская «Шкода»: Škoda Octavia, Škoda Rapid и Škoda Superb. Внешне они похожи на седаны и имеют три визуальных объёма, но открывающаяся пятая дверь (у Superb — состоящая из двух секций) выдаёт в них типичные лифтбэки — именно такой тип кузова заявляется для них производителем на большинстве рынков. Тем не менее, на рынке России тип кузова этих автомобилей указывается производителем как хэтчбек, так как в России этот термин более привычен покупателям.
Примеры автомобилей
Приведены только модели, для которых хетчбэк является единственным типом кузова.
Российские автомобили с кузовом хетчбэк
На базе седанов (ближе к типу лифтбэка):
Самостоятельные модели с кузовом «хетчбэк»:
|
Имеющие в модельном ряду седаны:
|
> См. также
- Развитие формы кузова легкового автомобиля
11 лучших хэтчбеков
Место |
Наименование |
Характеристика в рейтинге |
Лучшие недорогие хэтчбеки
1 | FORD FIESTA | Выбор покупателей |
2 | Renault SANDERO | Большой багажник |
3 | Smart fortwo | Самый компактный |
4 | KIA Picanto | Самый экономичный |
5 | Lada Kalina хэтчбек | Лучшая цена |
Лучшие хэтчбеки среднего класса
1 | Volvo V40 Cross Country | Хорошая проходимость |
2 | Mazda3 Хетчбэк | Отличная управляемость |
3 | Toyota Prius | Самый экологичный |
Лучшие хэтчбеки премиум класса
1 | Infinity Q30 | Лучший дизайн |
2 | Audi A5 Sportback | Лучшая динамика |
3 | BMW 1 серии | Продвинутая система интернет-коммуникации |
Кузов хэтчбек был специально придуман для городских автомобилей. Короткий задний свес значительно облегчает парковку. К тому же, стильный дизайн таких авто не выходит из моды, олицетворяя ритм большого города. Самое большое количество хэтчбеков выпускается, конечно, в компактном классе. Но постепенно машины в таком кузове появляются и в более респектабельных сегментах рынка – все хотят иметь возможность нормально парковаться в мегаполисе. При выборе хэтчбека существенную роль играют несколько факторов:
- Количество пассажиров. Самые компактные представители семейства предназначены для перевозки всего двух человек, есть также четырех- и пятиместные авто.
- Расход топлива. В городском цикле это немаловажно.
- Оснащение. Кому-то нужны автоматическая трансмиссия и система помощи при трогании на подъеме, а для кого-то главное – подушки безопасности и крепления ISOFIX.
- Размер багажника. Разумеется, чем компактней авто, тем меньше вместимость отсека для груза.
- Мощность двигателя. Для начинающих водителей лучше подходят авто с агрегатами небольшого литража, любители быстрой езды выбирают более динамичные моторы.
В нашем обзоре – самые популярные в нашей стране и в мире хэтчбеки. При выставлении мест в рейтинге мы учитывали:
- отзывы владельцев авто после длительной эксплуатации;
- репутацию компании – производителя;
- рекомендации авторитетных изданий.
2 Renault SANDERO
Большой багажник
Страна: Франция (производится в России)
Средняя цена: 534 000 руб.
Рейтинг (2019): 4.8
Renault SANDERO нового поколения выпускается на производственных мощностях АвтоВАЗа и максимально адаптирован для России: клиренс 155 мм, усиленная защита двигателя и адаптация к запуску в холодном климате. При этом авто имеет самый вместительный салон в классе субкомпактных машин и багажник 320 л. По результатам краш-тестов Euro NCAP хэтчбек заслужил 4 звезды за безопасность, что является отличным результатом для этой категории автомобилей. Базовая комплектация оборудована по-спартански. Следует учесть, что разница в цене между начальной и топовой моделями составляет около 25%, так что при цене 697 990 рублей можно получить и климат-контроль, и бортовой компьютер, и массу других приятных опций.
Владельцы хэтчбека считают его экономичным и надежным авто. По отзывам, парковаться на нем удобно, динамика хорошая, запчасти недорогие. Небольшие нарекания вызывают недостаточная шумоизоляция и жесткость подвески.
Каждый из трех самых распространенных вариантов кузова легкового автомобиля — седан, универсал и хэтчбек – имеет своих поклонников. Седан – более традиционный и респектабельный, универсал позволяет, при необходимости, возить длинномерный багаж, хэтчбек – маневренный и практичный. Часто одна и та же модель автомобиля выпускается во всех трех исполнениях, чтобы покупатель мог выбрать тот кузов, который идеально подходит именно ему. В таких случаях авто с одной и той же колесной базой имеют радикально отличающийся внешний вид:
- у седана, прежде всего, нет пятой двери в задней стенке. Багажное отделение является самостоятельным объемом и не сообщается с салоном. Это позволяет повысить комфорт, так как звуки и запахи из багажника не беспокоят водителя и пассажиров.
- универсал характеризуется самым длинным задним свесом, большим объемом багажного отделения и полноценной дверью сзади. Иногда в таких моделях авто встречается третий ряд пассажирских сидений.
- хетчбек имеет самый короткий задний свес, три или пять дверей и небольшой багажник, объем которого может быть увеличен за счет складывания сидений заднего ряда. Его преимущества – маневренность и удобство парковки.
1 Infinity Q30
Лучший дизайн
Страна: Япония
Средняя цена: 1 760 000руб.
Рейтинг (2019): 4.9
Слоган нового Infinity Q30 – «вызывающе дерзкий». И это действительно так – хищный, стремительный дизайн обновленного хэтчбека привлекает восхищенные взгляды. Это авто – обладатель гран-при 2017 года конкурса журнала «За рулем» в номинации «компактные автомобили». Конечно, бюджетным этот хэтчбек не назовешь, в категорию «средний класс» попадает лишь базовая комплектация модели. Но даже в начальной спецификации присутствуют турбированный двигатель 1,6 л, разгоняющий авто до 100 км/ч за 9,1 секунды и трансмиссия с двойным сцеплением. Дополняют картину двухзонный климат-контроль, передние и боковые подушки безопасности, в том числе и для задних пассажиров и задние парковочные датчики.
Владельцы авто в восторге от премиального внешнего вида Infinity Q30, эргономики салона и отличной звукоизоляции. Немаловажным преимуществом в отечественных условиях является увеличенный клиренс – целых 172 мм. Восторженные отзывы заслужили также высокая посадка водителя и комфорт в движении.
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!
За последнее десятилетия отечественный рынок наполнился огромным количеством автомобилей, не всегда поддающихся уверенной классификации. Разобраться в продукции современного автопрома может быть непросто для не специалиста. Поэтому мы подготовили для наших читателей статью-обзор двух популярных видов кузова легковых авто: лифтбек и хэтчбек.
Итак, чем отличается лифтбек от хэтчбека и каковы их преимущества перед привычными седанами? Для каких целей разрабатывались эти кузова? Мы отвечаем на самые часто задаваемые вопросы в данной заметке.
Хэтчбек – легковое авто для мегаполиса
В условиях плотного городского трафика к машине предъявляются повышенные требования – она должна сочетать в себе комфорт и манёвренные качества.
Седаны, которые в 20 веке практически безраздельно правили на дорогах мегаполисов, далеко не всегда удовлетворяют нуждам современным водителей. В частности, из-за их длины бывает неудобно парковаться вдоль дороги и перемещаться в плотном потоке из полосы в полосу.
Как выглядит хэтчбек
Решение было найдено за счёт радикального изменения конфигурации авто:
- багажная секция была объединена с салоном;
- задний свес существенно укорочен;
- стандартом стала система переднего привода с поперечно расположенным двигателем.
Новые авто приобрели название хэтчбек (англ. hatch = люк) благодаря инновационной конструкции с задней дверью, через которую осуществлялся доступ к багажной секции. Сегодня машины этого типа производятся как в 5-дверной, так и в 3-дверной комплектации, и пользуются популярностью среди российских автомобилистов.
Отдельно стоит заметить, что такие модели значительно лучше седана подходят начинающим водителям, поскольку на них проще привыкнуть к габаритам. Если вы выбираете своё первое авто, то это – ваш выбор.
К сожалению, у хэтчбеков есть некоторые недостатки, которые владельцам нужно учитывать – при ДТП содержимое багажника может «влететь» в салон и травмировать пассажиров, сидящих на задних местах. Предотвратить несчастный случай поможет специальная сетка, закрывающая грузовой отсек. Кроме того, учитывайте, что неприятные запахи от багажа также могут приводить к серьёзному дискомфорту при длительной езде.
Основные отличия лифтбека от хэтчбека
Оба класса, описанных выше, представляют собой модификации легкового авто, аналогичные по характеристикам и ходовым качествам седанам из того же модельного ряда.
Отличия лифтбека от хэтчбека заключаются в следующем:
- Форма заднего свеса, которая делает лифтбек похожей на седан;
- Механизм открытия двери – на лифтбеках может быть предусмотрено 2 альтернативных способа доступа;
- Лифтбек может быть как двух-, так и трёхобъёмным (что придаёт ему ещё большую схожесть с седаном),в то время как хэтчбеки бывают только двухобъёмными.
Стоит отметить, что отдельные производители не ограничиваются этим списком, и расценивают переход от хэтчбека к лифтбеку как возможность комплексной модернизации серии.
Как выглядит багажник лифтбека
В качестве примера рассмотрим Lada Granta лифтбек – вместе с новой формой кузова легковушка получила модернизированную тормозную систему и ходовую часть. Эти изменения не привязаны жёстко к кузову, и со временем отечественный гигант обещает перенести нововведения и на остальных представителей серии.
Для отечественного потребителя и хэтчбеки, и лифтбеки представляют интерес, как машины для городских условий, которые значительно удобней седана благодаря своим габаритам и конструктивным решениям.
>Новинки хэтчбеков 2017 года
Новые хэтчбеки 2017 модельного года в России
Компания Major ценит время и желания своих клиентов. Если настала пора менять транспорт, и очень хочется сесть за абсолютно новый автомобиль – результат свежего рестайлинга, посмотрите наши новости и обзоры. В этом разделе – все для поклонников кузова хэтчбек (hatchback), новинки 2017 года в детальном обзоре профессиональных техников-экспертов. Оценить внешний вид предлагаем по качественным фото. Узнать о комплектациях и ценах можно прямо сейчас или чуть позже, если модель только прошла стадию презентации в европейском автосалоне и еще не ясно, в каких моторных и базовых версиях производитель решит направить ее на российский рынок.
Кому интересен хэтчбек
При беглом осмотре кажется, что этот автомобиль перенял все достоинства внедорожника. На самом деле, не совсем так – его ближайшим родственником является седан, только у первого нет того эффектного вогнутого перехода из салона в багажное отделение. У хэтчбек он плавный и немного покатый. Такое решение повлияло на длину кузова – она стала меньше, в некоторых случаях существенно, а значит хэтчбек при всем его шарме и динамизме – автомобиль для небольшой семьи и комфортного перемещения по городским улицам.
Вместительное багажное отделение смело позволит перевезти стиральную машинку, небольшие предметы мебели, ТВ. Покатая крыша придает внешности спортивный характер. В автомобилях присутствует практичность, маневренность, комфорт, а силовые характеристики и комплектации – это на выбор клиента.
Что нового на рынке хэтчбек (hatchback) 2017
Свои новинки в конце этого или в следующем году представят Порше (полноприводная гибридная версия 4 E-Hybrid дебютирует на парижской выставке), KIA (презентация нового Киа Рио состоялась в сентябре 2016), BMW 3-й серии гран туризмо приурочили к началу будущего летнего сезона, тут же Вольво, Фиат, Субару, Форд, Хонда и др.
Выбрав понравившуюся модель, можете записаться заранее на тест-драйв. Мы сообщим вам дату, когда хэтч приедет в Москву, чтобы вы смогли стать одним из первых ее обладателей.