Подвешенное состояние

Honda Civic Hatchback ‘Пневмоквадрат’ ›
Бортжурнал ›
Как настраиваются амортизаторы. Часть 2: “Устройство и настройка”

Итак, продолжаем говорить о настройке амортизаторов.

Часть первая: “В общем и целом” — обязательно к прочтению!
Часть вторая: “Устройство и настройка”

На самом деле это только кажется, что амортизатор слишком сложно устроен и разбираться в его работе нудно и непонятно. Однако, рекомендую попробовать. Я попробую упростить для вас понимание большинства моментов.

Азы:
Амортизатор называется двухтрубным. И вот почему:

«Рабочей» трубой является внутренняя труба. Она всегда заполнена маслом доверху. В ней двигается поршень, обеспечивая усилия, в нее же погружается шток, вытесняя собой масло.
Наружная труба, она же корпус амортизатора, является «расширительным бачком» для внутренней трубы. Туда вытесняется «лишнее» масло в процессе работы, оттуда же оно восполняет «недостаток» внутренней трубы.
Точь-в-точь, как расширительный бачок на радиаторе.

С этим, думаю, ясно. Это многие знали и без меня. Идем дальше.

Термины немного отличаются от общепринятых научных, но это для облегчения восприятия.

Амортизатор имеет всего четыре клапана.
1. Сжатия
2. Отбоя
3. Нижний впускной
4. Надпоршневой перепускной

Регулировка усилий осуществляется, в-основном, изменением усилий на клапанах сжатия и отбоя, то есть только первых двух.

Клапан сжатия (1) и клапан нижний впускной (3) обычно выполнены в одном “корпусе”, стоящем внизу трубы амортизатора. Их действие направлено в две разных стороны.

Аналогично этому клапан отбоя (2) и надпоршневой клапан (4) находятся на поршне и тоже функционально работают в две разных стороны.

Итак, пойдем по порядку.

——————————
1. Клапан сжатия.
——————————
Находится:
в нижней части внутренней трубы.

Работа:
внутренняя труба постоянно заполнена маслом. Когда идет ход сжатия, то шток пытается вытеснить из внутренней трубы некий объем масла. Аналогично поршню, который выдавливает жидкость из шприца.
Куда же деваться маслу? Смотрим:

Вот два разобранных клапана. Российский «Скопин» и японский «Showa».
Правда, похожи?

— Плавный ход сжатия. Масло проходит сквозь т.н. “пуговицу” а также через вырезы в дроссельном диске в наружную трубу. Величина и количество вырезов в дроссельном диске влияют на начало срабатывания клапана и “сглаживают” его работу.

— Резкий ход сжатия. Масло проходит сквозь т.н. “пуговицу”, отгибает внутренние края рабочих дисков и уходит в наружную трубу. Количество и толщина рабочих дисков определяют жесткость хода сжатия в целом.

Вот отмеченные элементы клапана, работающие при ходе сжатия: «пуговица», дроссельный диск, рабочие диски

Как настраивать:
Добавив диски, вы получите более “жесткий” по ощущениям амортизатор. Крены меньше, управляемость лучше. Но и больше дискомфорт от тряски.
С количеством прорезей в дроссельном диске точно так же. Чем меньше прорези, тем меньше дроссель “вмешивается” в работу клапана.
Запомните: усилие сжатия амортизатора НЕ ЗАМЕНЯЕТ усилие сжатия пружины/подушки, а как-бы «замедляет» и «сглаживает» его. Или наоборот — делает более резким при чрезмерном усилии сжатия

Любите “спорт”? Добавьте один диск. Можете два, если любите риск 🙂 Поставьте дроссель с меньшими вырезами.

Любите “комфорт”? Уберите один диск. Раскачки больше не станет, но комфорт добавится. Дроссель лучше без нужды не ослаблять.

ФОТО: дроссели клапана сжатия хонды сивик. Передний, задние с 5 и 6 поколений.

Так называемая “пуговица” подбирается под диаметр штока для обеспечения прохождения нужного количестка масла при сжатии. То есть если вы не меняете диаметр штока, не трогайте пуговицу. Поставите меньше отверстий — получите разломанный клапан из-за гидроудара. Поставьте больше отверстий — ничего не изменится.
Запомните — пуговица — не регулятор, а скорее “предохранитель”
ФОТО пуговиц, всяких разных.

—————————
2. Клапан отбоя.
—————————
Находится:
на штоке в нижней части поршня.

Вот пример.
ФОТО поршня и элементов клапана отбоя отечественного амортизатора и сивика.

Клапан отбоя — самый мощный клапан.
Его усилие напрямую влияет на раскачку машины, комфорт, да и в целом — противодействие упругому элементу (пружине, подушке)

Работа:
Полость над поршнем заполнена маслом. И тут шток начинает идти вверх, пытаясь сдавить это масло. Что в этот момент происходит?

— Плавный ход отбоя, например, при легкой раскачке машины. Дроссельный диск пропускает через себя масло, снижая давление над поршнем

— Резкий ход отбоя. Наружные края дисков отгибаются, пропуская часть масла и снижая давление над поршнем

Настройка:
Зависит от требований и пожеланий.
Слабое усилие отбоя нужно тому, кто предпочитает через ямы “переползать”, а комфортом дорожит больше, чем управляемостью.
Плюсы в больших рабочих ходах подвески.
Минусы в том, что отбой идет слишком быстро. Следствие: возможный “отстрел” амортизатора на отбое, невозможность пролететь ямы “на скорости”.
Любите бабушкин стиль неспешную езду и только ее? Убирайте диск или два, ставьте пружинку помягче.

ОДНАКО большей части как людей, так и дорожных условий необходимо существенно увеличивать усилия отбоя амортизатора.
Быстрая езда по ямам, скоростное вождение, установка более жестких пружин или подушек — повод добавить парочку дисков в клапан отбоя и поставить пружину помощнее.

Хотелось бы обратить внимание: не бойтесь увеличивать усилие отбоя!

Дело в том, что когда колесо идет на отбой, то вес неподрессореной массы в 20-30-40 кг просто не в состоянии настолько сильно и резко “дернуть” кузов, чтобы вы сочли это дискомфортом. Амортизатор сглаживает рывки отбоя, в результате вы воспринимаете их как “покачивание”. То есть усилие отбоя, увеличенное, допустим, в полтора раза сделают машину, скорее всего более комфортной для вас, особенно при средней или активной езде.
И вы еще мне скажете спасибо, когда на 100км/ч вы вдруг встретите на трассе яму длиной в метр и услышите лишь тихий хлопок, а не заставляющий сжаться на сидении “бабах” 🙂

Особенно это касается любителей жестких пружин или подушек типа “бублик”, где усилия сильно увеличиваются при сжатии.

Влияние дросселя… Ну, тут то же самое. Слишком большие или много отверстий заставят масло свободно циркулировать без открытия клапана, а это неправильно. Если делаете отбой жестче, ставьте и дроссель “поменьше”

ФОТО: Дросселя отбоя ГАЗ-24 перед, зад и дроссель зад хундай акцент/солярис.

ФОТО: также дроссель бывает выполнен в виде просечек на поршне. В этом случае, чтобы изменить дросселирование, придется сошлифовать поверхность и сделать новые насечки в нужном количестве (или поставить дроссельный диск)

———————————————
3. Нижний впускной клапан.
———————————————
Находится:
в том же месте, где и клапан сжатия, но работает в другую сторону.

Работа:
Когда шток выходит из трубы, создается низкое давление во внутренней трубе (как будто вы тянете поршень шприца на себя). Задача клапана — заполнить внутреннюю трубу из наружной.

В усилениях/изменениях обычно не нуждается.
На данной фотографии вот пружина этого клапана. Масло из наружной трубы, сжимая эту мягкую пружинку, приподнимая пуговицу и диски, легко должно проходить во внутреннюю трубу.

————————————————————
4. Надпоршневой перепускной клапан.
————————————————————
Находится:
сверху на поршне

Работа:
занимается тем, что без усилий перепускает жидкость из полости ПОД поршнем в полость НАД поршнем при ходе сжатия.

Вот конструкция отечественных авто и сивика.

Как вы видите, этот клапан очень мягкий. В нем либо мало дисков, либо гнутая/витая пружина и один диск. Срабатывать он должен от минимального усилия, обеспечивая хорошее заполнение надпоршневой полости.

Ошибочно этот клапан принимают за клапан, влияющий на усилие сжатия. Это неправильно!
Да, если вы попытаетесь усилить этот клапан, усилие сжатия возрастет. Но если усилие открытия этого клапана превысит усилие клапана сжатия, то амортизатор перестанет заполнять надпоршневую полость, в результате вы получите работу амортизатора не на масле, а на пене или воздухе. Стуки, неравномерная работа и тому подобное.
Поэтому этот клапан должен быть максимально легким на открытие и ВСЕГДА слабее клапана сжатия.

А теперь итоги.
То, что нужно знать, помнить и контролировать:
——————————————————————————

— Вы НЕ ПРОВЕРИТЕ усилия амортизатора руками. Дергая и вдавливая снятый амортизатор руками вам НЕ УДАСТСЯ открыть клапана. Не хватит силы.
Руками вы можете проверить только перепускание амортизатора через дросселя.
Либо через рычаг, либо используйте “жопомер”, то бишь поставили-поездили

— Качание машины “за крыло” — это только косвенный признак работы амортизаторов. Есть машины, которые качнуть практически нереально, а есть те, которые раскачиваются легко. Но и те и те ездят по-своему нормально (или не-нормально) 🙂

— Сечения и форма отверстий в поршне не играют критической роли в жесткости. Как я уже говорил, жесткость настраивается клапанами

— Толщину дисков легко проверить пальцами на изгиб. Диски обычно стандартные по толщине и вы легко отличите 0,15 от 0,2 по упругости. естественно, нужно ставить одинаковые наборы и дросселей, и дисков.

— Собирая амортизатор, нужно всегда проверять заполнение надпоршневой полости. Например так: ставите в любую емкость (или стакан амортизатора) трубу с нижним клапаном. Наливаете полную трубу масла до края. Теперь берете шток с поршнем и аккуратно вдвигаете в трубу. Входить он должен без особых усилий. Масло должно легко проступить через поршень и начать переливаться через край трубы, вытесняемое объемом штока (привет Архимеду). Если уровень масла понижается при этом, или вы не можете легко вдвинуть шток, значит усилие надпоршневого клапана превышает усилие клапана сжатия. Это ЗЛО. Исправляйте
Вторая проверка: на собранном амортизаторе вдавливаете шток вниз и тут же дергаете вверх. Если провал явно ощутим, это, вероятно, тоже ЗЛО.

— Уровень масла в стакане со стоящей в нем заполненной трубой и вдвинутым полностью штоком должен быть от ½ до ⅔ высоты стакана

— Хотите просто “улучшить” родной амортизатор, который стал хуже держать?
Увеличьте усилие отбоя на 20-50% добавлением дисков или более мощной пружиной клапана сжатия. Тщательно промойте и проверьте все диски-дроссели-поверхности. Залейте хорошее масло и поставьте хорошие сальники. Я вас уверяю, амортизатор будет работать значительно лучше, чем аналогичный “только из магазина”

— Запомните простое правило из опыта разных амортизаторщиков: хуже дороги — делать жестче отбой, лучше дороги — делать мягче отбой. Как бы не хотелось сделать наоборот. Такие настройки удовлетворяют 90% людей

— Если у вас “пробои” в отбойник, усиление амортизатора особо в этом не поможет. Поможет замена пружин или укорачивание амортизатора, в зависимости от того, что для вас актуально.
Удары “глотают” пружины и подушки, а не перетекание масла в амортизаторе.

— Чем жестче подушки, тем слабее должна быть настройка клапана сжатия, и сильнее — клапана отбоя. Например, если у вас “рубены” на давлении 3-5 бар, то отбой придется увеличить процентов на 50% для достижения оптимального комфорта

Саёри Галерея Спрайты


Подожди! На этой странице может содержаться множество спойлеров.
Рекомендуем пройти игру перед прочтением данной статьи.
.

Саёри (англ. Sayori) (яп. 小夜里/さより — деревня) — одна из четырех главных героинь и одна из трех девушек, которой вы можете писать поэмы. Она — друг детства протагониста и вице-президент Литературного Клуба в Акте 1. В Акте 4 она становится президентом Литературного Клуба.

Слова, которые ей нравятся

  • Adventure (приключение), Alone (одиночество), Amazing (удивительный), Awesome (потрясающий)
  • Beauty (красота), Bed (кровать), Bliss (блаженство), Broken (сломленный)
  • Calm (спокойный), Charm (очарование), Cheer (подбадривать), Childhood (детство), Clumsy (неуклюжий), Color (цвет), Comfort (комфорт), Cry (плакать)
  • Dance (танец), Dark (тьма), Daydream (мечта), Dazzle (ослеплять), Death (смерть), Defeat (поражение), Depression (депрессия)
  • Embrace (обнимать), Empty (пустой), Excitement (восхищение), Extraordinary (необычный)
  • Family (семья), Fear (страх), Feather (перо), Fireflies (светлячки), Fireworks (фейерверки), Flower (цветок), Flying (полет), Forgive (прощать), Friends (друзья), Fun (веселье)
  • Grief (горе)
  • Happiness (счастье), Heart (сердце), Holiday (праздник), Hope (надежда), Hopeless (безнадежный), Hurt (боль)
  • Joy (радость)
  • Laugh (смех), Lazy (ленивый,лень), Loud (громкий), Love (любовь), Lucky (удачливый)
  • Marriage (брак), Memories (воспоминания), Misery (печаль), Misfortune (неудача), Music (музыка)
  • Nature (природа)
  • Ocean (океан)
  • Pain (боль), Party (вечеринка), Peaceful (спокойный), Prayer (молитва), Passion (страсть), Play (играть), Precious (драгоценный), Promise (обещание)
  • Rainbow (радуга), Raincloud (туча), Romance (романтика), Rose (роза)
  • Sadness (грусть), Scars (шрамы), Shame (стыд), Silly (глупый), Sing (петь), Smile (улыбаться), Sparkle (сверкать), Special (особенный), Sunny (солнечный), Sunset (закат), Sweet (сладкий)
  • Tears (слезы), Together (вместе), Tragedy (трагедия), Treasure (сокровище)
  • Unrequited (безответный)
  • Vacation (каникулы)
  • Warm (теплый), Wonderful (удивительный)
  • Color (цвет)

Факты

  • Саёри любит поэмы, которые используют либо грустные, либо счастливые слова (она описывает их как «горьковато-сладкие»). Её стиль письма также основан на описании ярких эмоций
  • В любом случае, после признания в любви протагонисту она совершит суицид. Причиной тому её противоречивый характер. Если протагонист признается ей в любви, она убьет себя из-за того, что он сильно о ней беспокоится. Если же Протагонист оставит её в друзьях, то покончит с собой от горя неразделённой любви.
  • В спальне Саёри на стене висит календарь, правый нижний угол которого оторван, а ноябрь целиком вычеркнут маркером. В этот месяц в японских школах, как правило, проводятся фестивали и клубные мероприятия. По поводу того, является ли это свидетельством уже спланированного самоубийства Саёри на момент визита протагониста к ней домой, официальных комментариев нет.
  • В Акте 2 есть некоторый шанс, что плакат в классе заменится на изображение повешенной Саёри.
  • Саёри страдала от депрессии ещё до событий игры, Моника же усугубила её состояние для своих целей.
  • Так как Саёри — вице-президент Клуба, она получит лидерство после Моники. Однако, она гораздо менее адаптивна в этой роли, об этом свидетельствует плохая концовка Акта 1 и нормальная концовка.
  • После того, как Моника перезапускает игру и удаляет себя, Саёри становится президентом клуба. Однако, как президент, Саёри, так же как и Моника, получает самосознание, и начинает ломать игру. Стоит отметить, что она не пытается удалить файл Нацуки или Юри в Акте 4. Тут может быть много причин, но, судя по всему, Саёри просто пытается получить финал только с собой и игроком. Однако, Моника не позволяет ей сделать это, так как она поняла, что литературный клуб — это не то место, где можно найти счастье, затем Моника удаляет всю игру.
    • Если игрок сохранялся, чтобы пройти руты каждой из девушек, и собрал все их изображения, Саёри поблагодарит игрока за то, что он провел время со всеми персонажами и не будет ломать игру (Хороший конец).
  • Дэн Салвато заявил в буклете из Doki Doki Literature Club! Fan Pack, что имя Саёри является слиянием между «Саюри» и «Саори», поэтому оно не является распространённым именем и не имеет традиционного значения.
  • Во время одного из своих монологов Моника расскажет о том, что Саёри не смогла повесить себя безболезненно. Моника говорит, что нужно достаточно высоко прыгнуть, чтобы веревка сломала твою шею, Саёри же использовала стул, что оставило её умирать от удушения. По этой же причине пальцы повесившейся Саёри окровавлены. Её инстинкт самосохранения начал проявляться и она начала скрести веревку.
  • В Акте 4 можно понять, что после исчезновения Моники Саёри справилась со своей депрессией. Скорее всего это произошло из-за обретения ею самосознания, правда в таком случае появляются вопросы к причинам быстрой концовки.
  • Если во время начала игры Monika.chr удален, то Саёри поймет, что находится внутри игры и начнёт просить протагониста, чтобы он остановил это. После этого она закроет игру и удалит всех персонажей. При повторной попытке запустить игру вместо стартового экрана сразу появится надпись «Конец», затем появится изображение с повешенной Саёри (Быстрый конец).
    • Если подождать 10 минут, то появится надпись «Now everyone can be happy (Теперь все будут счастливы)».
  • Некоторые игроки спрашивали, почему у Саёри после смерти окровавлены руки.
    • Ответ — Она передумала вешаться, но не успела.
  • Саёри — единственный из всех персонажей, которого в катсценах можно увидеть в полный рост (не считая спрайтов в главном меню игры)