Т 72б3м 2018

Создание

Как и американский Абрамс, Леопард-2 обязан своим появлением совместному проекту США и западной Германии по созданию принципиально нового ОБТ МВТ-70, точнее, провалу этого проекта.

В 1969 году, после понимания того, что придётся создавать собственный танк, появился KPz-70 Кайлер, некоторыми техническими решениями напоминавший МВТ-70, а в 1970 году немецкие инженеры окончательно занялись созданием полностью немецкого ОБТ.

Они параллельно разрабатывали две версии — с традиционным вооружением Леопард-2К и с противотанковыми ракетами — Леопард-2FK, также тестировались различные системы управления огнём, узлы ходовой части, орудия и гидропневматическая подвеска.

В 1971 году проект был утверждён, а в 1973 году были изготовлены первые Леопард-2К, также между США и ФРГ появилось соглашение о стандартизации, предусматривающее унификацию вооружения и многих других систем.

По этой причине появился новый вариант с многослойным бронированием, который в 1976 году опередил американский ХМ1 по запасу хода и ремонтопригодности, но уступил по точности стрельбы на сравнительных испытаниях.

В 1977 году Бундесвер разместил заказ на производство, а первая серийная машина появилась 25 октября 1979 года и вскоре попала в датскую армию, отказавшуюся от М1 Абрамс из-за высокой цены.

Позже, в 1983 году покупателем стала Швейцария, её примеру последовали и другие страны.

Производство закончилось в 1987 году, но уже в 1988 году поступил заказ на 250 танков новой модификации Леопард-2А4.

В 1990 году производство закончилось, но сам танк постоянно получает новые модификации, последняя из которых, Леопард-2А7+ считается лучшим в мире ОБТ.

Корпус

Сварной корпус выполнен по классической схеме с отделением управлении спереди, моторно-трансмиссионным сзади и боевым между ними.

Водитель смещён вправо и располагается сидя, несмотря на сильный наклон верхнего листа брони в 81° и имеет свой люк с тремя перископическими приборами наблюдения перед ним.

Предусмотрена подача очищенного воздуха с избыточным давлением для защиты от ОМП и автоматическая система пожаротушения с оптическими датчиками и термочувствительным кабелем.

Леопард-2 оснащён комбинированной бронёй Чобхэм. Также предусмотрены крепления на верхнем лобовом листе для дополнительной брони, а борта защищены многослойными противокумулятивными экранами, которые можно снимать перед транспортировкой.

Защита лобовой плоскости корпуса у Леопард-2А4 составляет 640 мм брони, а, начиная с Леопард-2А5, появились дополнительные броневые модули, защищающие лоб танка, благодаря которым защита возросла ещё больше.

Недостатком немецкого ОБТ всегда была слабая защита днища корпуса, составляющая всего 20-60 мм. При подрывах машины на минах у водителя практически не оставалось шансов выжить.

Поэтому на Леопард-2А4М и Леопард-2А6М появилась накладная бронеплита, устанавливаемая на днище танка.

Также стоит упомянуть про новейшую модификацию Леопард-2А7+, получившую накладные модульные элементы на весь лоб и первые две трети борта, призванные защитить его от гранатомётов, противотанковых ракет и прочего оружия.

Вооружение

Гладкоствольная пушка Rh-120 L/44 или Rh-120 L/55 калибра 120 мм и разработанная фирмой Рейнметалл, используется в качестве основного вооружения. Она имеет два симметричных противооткатных тормоза для повышения точности стрельбы и быстроразъёмное соединение ствола с казенником, что позволяет быстро и легко производить ремонт.

Изначально длина пушки составляла 44 калибра, а, начиная с модификации 2А6 её увеличили до 55. Это позволило довести начальную скорость снаряда до 1750 м/с.

Орудие имеет ручное заряжание и боекомплект в 42 унитарных выстрела, 15 из которых расположено в кормовой нише башни за перегородкой, а остальные 27 в боеукладке слева от места водителя.

В качестве вспомогательного вооружения имеются пулемёты MG3 калибра 7,62 мм. Один из них спарен с пушкой, а второй используется как зенитный и управляется заряжающим. Они имеют общий боекомплект в размере 4750 патронов.

2А7+ получил боевой модуль FLW200 с пулемётом калибра 12,7 мм и дистанционным управлением, а также 76мм дымовые гранатомёты. Кстати, предыдущие модификации имели по 8 дымовых гранатомётов с каждой из сторон башни.

Система управления огнём танка весьма совершенна, благодаря тепловизионному каналу позволяет вести стрельбу в ночных условиях, имеет стабилизацию и дублирование каналов управления.

Её электронный баллистический вычислитель автоматически учитывает все параметры окружающей среды и состояния танка, экипажу остаётся лишь ввести поправки на тип выстрела и температуру заряда.

Двигатель и трансмиссия

Немецкий ОБТ славится своей подвижностью — огромный вес не мешает ему разгоняться до 72 км/час, разворачиваться на месте за 10 секунд и мгновенно тормозить при необходимости.

В этом ему помогают дизельный четырёхтактный двигатель вместе с гидромеханической трансмиссией и автоматической коробкой передач, установленные в одном блоке, что ускоряет их замену.

Двигатель MB 873 Ка-501 имеет V-образный блок из 12 цилиндров, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Его мощность составляет 1500 л.с.

Леопард-2А7+ получил вспомогательную силовую установку, питающую все системы танка без запуска основного двигателя, что позволяет снизить заметность, сэкономить моторесурс и топливо.

Гидромеханическая трансмиссия HSWL-354/3 позволяет регулировать свою производительность с помощью поворота штурвала и обеспечивает плавное изменение радиуса поворота танка.

Планетарная коробка передач имеет 4 ступени с автоматическим переключением, а реверс осуществляется с помощью фрикционных элементов. Такая конструкция позволяет включать задний ход во время движения вперёд со скоростью не более 8 км/час.

На танке установлены дисковые тормоза, версия 2А7+ получила командирский тормоз, позволяющий по желанию командира мгновенно остановить танк.

Модификации

На базе танка создавались машины для разных задач, например БРЭМ, эвакуатор, тренажёр и опытный Леопард-2-140 со 140 мм пушкой.

Сам Леопард-2 получил множество версий, причём у почти каждой из них увеличивалась защита и, как следствие, вес от 50 до 70 тонн.

Самая первая серия получила название А0 и производилась до марта 1982 года, позже появлялись А1, А2 и А3, постепенно получавшие улучшения в виде тепловизора, лучшей боеукладки, приборов наблюдения и электроники.

Леопард-2А4 стал самой популярной версией немецкого танка, получил цифровую систему управления огнём, новую башню, систему пожаротушения и снаряды. Все старые модификации улучшались до этого уровня, в том числе стоящие на вооружении других стран.

В 1993 году появился Леопард-2А5, получивший модульную клиновидную броню, придавшую узнаваемый вид танку, усовершенствованные приборы наблюдения, GPS, доработанную тормозную систему и противоосколочный подбой.

Леопард-2А6 получил новую пушку увеличенной длины, электрический привод башни, её усиленную броню и бронеплиту, защищающую днище танка от мин и прочих взрывных устройств.

Наконец, в 2010 году, был представлен Леопард-2А7+, получивший усиленную защиту, улучшенную систему управления огнём, командирский тормоз, модуль дополнительного вооружения, вспомогательную силовую установку и «цифровую башню».

Она предполагает полную замену базовых систем и их замену на цифровые, связанные между собой одной сетью. Это позволяет значительно повысить эффективность как танка, так и работы его экипажа, а также позволяет проводить различные тренировки, симулируя любые условия.

Боевое применение

Повоевать он тоже успел, пусть и совсем немного, в ноябре 2007 года в Афганистане. Несколько таких машин подорвались на самодельных взрывных устройствах, все экипажи остались в живых за исключением одного механика-водителя. После этих случаев на очередной модификации Леопард-2 появилась дополнительная защита днища корпуса.

Война в Сирии, в которой участвуют турецкие Леопард 2А4, стала настоящей проверкой для немецкой машины. Мало того, что в сети стали появляться многочисленные кадры полностью уничтоженных Лео, так ещё и любимый многими тезиз об удачном расположении боекомплекта оказался под сомнением.

В сети часто можно встретить мнение, что Т-72 и Т-90 имеют очень уязвимый боекомплект, который отправляет башню в воздух при повреждении. А вот западные танки подобному не подвержены, благодаря другому размещению снарядов и вышибным панелям. Однако, фотографии Леопардов без башни, ставят под сомнение эту теорию.

Разумеется, стоит учитывать тот факт, что Турция использует устаревшую модификацию А4, но более современные модификации в активных боевых действиях не отметились.

Т-72Б3… что это за зверь? Часть 1


Предисловие
В отношении появления модернизации Т-72Б до уровня Т-72Б3 ходит множество слухов. По этой машине существует разнообразное количество отзывов — от самых восторженных до откровенной ругани. А когда в феврале 2013 года командование Западного военного округа направило доклад министру обороны генералу армии С.К. Шойгу и начальнику ГАБТУ МО генерал-майору А.А. Шевченко о результатах войсковой эксплуатации по результатам учений и повседневной деятельности с общим выводом об отказе закупок данной модернизации, это произвело эффект разорвавшейся бомбы.
Объективности ради нужно добавить, что данный доклад был написан в основном по результатам эксплуатации в 138-ой мотострелковой бригаде в Каменке Ленинградской области (в ЮВО эти машины стали поступать раньше), где у танкистов Т-80 была произведена замена техники на Т-72Б3. Комментарии, как говорится, излишни. Танкисты высказали свое мнение и предпочтение, какую машину они считают лучше для повседневной службы и боевой работы. Им откровенно наплевать на мнение всяких экспертов.
Как же появилась модификация Т-72Б3?
Заказ вооружений — это грандиозный политический спектакль, где экономическая выгода в виде получения прибыли является завершающимся актом данного действа.

— КБ пытается протолкнуть свои новые разработки и получить финансирование на дальнейшую деятельность.
— Промышленность просто тупо желает долгосрочный и гарантированный ГОЗ. Им все равно для кого и что клепать или переклепывать, лишь бы стабильно платили.
— Армия…
Ранее аксиомой считалось, что МО желает получить вооружение и технику, идеально приближенную по ТТЗ ГАБТУ, а также в больших количествах и подешевле. Но после прихода команды сердюкова (извините, рука не поворачивается писать с большой буквы), желание МО «слегка» поменяло вектор этих своих желаний.
При МО была создана веселая компания под названием «Оборонсервис» с вагоном многочисленных дочек, которые имели право получать прибыль.
Так появился громадный спрут под названием Отсорсинг.
Так появились и многочисленные, запутанные похлеще любых загадок, пути модернизации.
К примеру:
По широко разрекламированному контракту на поставку Т-72Б Венесуэле не трубил по всем телеканалам только ленивый, восторженно рассказывая о проводимой супермодернизации для заокеанских друзей. Но ни сном, ни духом нигде не было сказано, что самым простым ремонтом занимались БТРЗ, принадлежащие Министерству обороны и… переданные «Оборонсервису» с соответствующим денежным потоком.
Чего стоит только замятая история переделки Т-72Б в минные тральщики БМР-3 (не путать с БМР-3М) на Атамановском БТРЗ, которые… не прошли госиспытания именно по противоминной стойкости днища. Но «Оборонсервис» получил прибыль по данному контракту, и это главное.
В результате перераспределения денежных потоков между ВПК и МО разразилась нешуточная война, скрытая от взгляда обывателя. Но над многочисленными желающими оттяпать себе кусок ГОЗ дамокловым мечом висел президентский план перевооружения. Он мешал этой финансовой битве, так как в нем были прописаны % и года поставки в войска этих %.
Вот в такой колыбели и родился проект Т-72Б3… Этакий «Наш ответ Чемберлену», чтобы доказать, так сказать, партии и правительству о «бурной и кипучей деятельности в области перевооружения».
Эта модернизация устроила всех, и ВПК и МО.
52 миллиона рублей выделялось на одну боевую единицу. Из которых 30 миллионов осваивал завод, производя капитальный ремонт всех агрегатов практически без замены на новейшие комплектующие. 22 миллиона тратились на приобретение нового оборудования, выбранного МО и устанавливаемого в танк дополнительно, сверх основного оборудования.
МО пришлось согласиться потратиться на тепловизионный прицел, иначе оправдаться было бы невозможно. Этим и козыряла команда нового министра обороны.
Николай Макаров и Владимир Поповкин со стороны ГШ грамотно обосновали данное решение: «Выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества» (т.е. военные стали говорить слово «цена» !!! а не «обороноспособность»).
Все довольны. План выполняется. Дополнительные деньги у МО остались. Госиспытания машина прошла в 2011 г. В войска танк стал поступать с 2012 г.
Но это предисловие. Просто очень грязное, но … необходимое предисловие.
Закончим его и перейдем к самому танку.

…Так вот ты какой —
танк современный…
Сам по уши влюблен в свою «черепашку» — Т-72Б. И любая модернизация данной машины воспринимается мной с большим и живым интересом. Изначально не настроен только на одну восторженность или только на одну критику.
Давайте посмотрим на эту машину с точки зрения мазутного танкиста, а не эксперта, каковым я действительно не являюсь. Поэтому сразу прошу прощения за стиль общения.
Всегда считал, что Т-72Б — великолепная машина, сочетающая в себе все основные качества танка. А о её надежности и неприхотливости возможно слагать легенды. Та нещадная эксплуатация, которой подвергались эти машины в прошедших локальных конфликтах после 1994 года, выявила такую выживаемость, о которой танки иных государств могут просто мечтать. А упрощенность (по сравнению с Т-80 и Т-64 СУО) вполне компенсировалась грамотной и слаженной работой экипажа. При правильном тактическом применении эти машины были реальным колом для противника.
Мечтали ли «дизельные» танкисты о модернизации своих машин? Мечтали. Причем все понимали, что сказок не будет, реально взвешивая возможность страны и насущную необходимость изменений. Мысли, озвученные в начале 90-х (1991 г.) нашли свое подтверждение в дальнейшей «работе».
Попробуем найти разницу в изменении боевых машин за прошедшие 22 года, сопоставив Т-72Б (Т-72БМ) 1987-89 года модернизации и, соответственно, Т-72Б3 2011 года.
Именно Т-72Б, объект 184, и пыхтел на танковом биатлоне. Именно эта модернизация и распространена в большом количестве в войсках.
Сложно выделить какую-то одну модернизацию для сравнения, так что будем рассматривать Объект 184 выпуска 1985, 1987 г. с пушкой 2А46М, прицельным комплексом 1А40 (Основной прицел — ТПД-К1, дополнительный — 1К13-49), стабилизатором 2Э42-2, двигателем В-84 и динамической защитой «Контакт-1» или 5.

Фото 01: Т-72Б

Фото 02: Т-72Б3
Попробуем пройтись по всему танку Т-72Б3, останавливаясь на разрекламированных новых узлах модернизации.:
1. Изменение СУО танка, новые приборы наблюдения и прицеливания экипажа танка.
2. Новинки в радиосвязи.
3. Модернизация вооружения в комплексе.
4. Изменение противопожарного оборудования.
5. Переделка комплекса защиты.
6. Гусеница с новым РМШ.
Одновременно будем сравнивать с заслуженным ветераном Т-72Б и предполагать иные варианты модернизации, исходя из имеющейся базы приборов. Поехали:
1. Изменения в СУО
Рабочее место наводчика.
Установлен ПНМ (прицел наводчика многоканальный) «Сосна-У». Данный прибор — разработка белорусских конструкторов предприятия «Пеленг». Выпускает «ВОМЗ», г. Вологда.
Характеристики:
Дневной (оптический) канал.
Тепловизионный канал (ТВП-камера 2-го поколения, 8-12 мкм).
Лазерный дальномер.
Лазерный канал управления ракетой.
Дальность обнаружения цели типа «танк».
Днем — до 5000 м.
Ночью — до 3500 м.
Независимая 2-плоскостная стабилизация поля зрения.
Ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения.
Применение КУВ с ходу в ночных условиях.
Наличие автомата сопровождения цели (АСЦ).
Индикация типа боеприпаса, режима работы и измеренной дальности.
Поставляется с аппаратурой сопряжения и ввода поправок (АС и ВП).

Фото 03: «Сосна-У» на ТВМ-2012.
Сам прицел вполне положительно принят в войсках и не является чем-то новым и революционным. Тепловизионный канал изготовлен на базе камеры 2-го поколения «Catherine-FC» фирмы Tomcon-CSF. Комплектующие из Франции… продолжают поступать.

Фото 04: Схема СУО Т-72Б3.

Фото 05: Вид поле зрения «Сосна-У».
Модернизация приборов наводчика произведена действительно бюджетно:
вынули комбинированный ППН 1К-13-49 (ранее устанавливался ТПН-З-49), являющийся ночным прицелом и частью КУВ 9К120 «Свирь», и… воткнули на его место «Сосну».

Фото 06: Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке.
Фактические минусы:
— Увеличена разница между линией канала ствола и линией прицеливания по сравнению с гнездом основного прицела, что влияет на точность попадания в цель и усложняет выверку оружия.
— Нарушена эргономичность работы наводчика, посадка которого предусматривает комфортную работу (положение тела, расположение систем под руками) именно с гнездом установки основного прицела. Теперь для пользования «Сосной» необходимо тянуться влево, изгибая позвоночник (личный источник информации).
— Отсутствие защиты на видеосмотровом устройстве наводчика, который легко разбить левым сапогом при посадке.

Фото 07: Монитор тепловизора наводчика Т-72Б3.
— Окно внешней головки прицела закрыто крышкой на 4-х болтах.
Этот пункт вообще вызывает недоумение. Оптику нужно беречь, это ясно любому танкисту. Т.е. при использовании «Сосны» необходимо вылезти из танка, вручную открутить эти болты и снять эту защиту, и только после этого возможно с ним работать. Но, исходя из практики, не всегда знаешь, КОГДА могут начаться боевые действия, а постоянно держать оптику открытой может повлечь очень нежелательные последствия для её качества.
Фото 08: Защитная крышка прицела «Сосна-У».
Фото 09: Оптика «Сосны-У».
Установить дорогостоящий прицел и не поставить дистанционно открывающуюся крышку… Это как? Ладно, если бы это был сложнейший стыковочный узел космического корабля, а тут… И вообще-то этот велосипед давно изобретен. Так была защищена оптика вынутого оттуда 1К-13-49. Эта бронекрышка автоматически открывалась влево (по ходу движения) при включении прибора и так же закрывалась при окончании работы. Ничего сложного и архидорогого.
Фото 10: Бронекрышка 1К-13-49 танка Т-72Б.
Фактические плюсы:
В СУО был оставлен (в ПОЛНОМ комплекте на своем штатном месте) основной прицел ТПД-К1 комплекса 1А40… И даже оснащен противолазерной защитой.
Фото 11: ТПД-К1 танка Т-72Б.
Т.е. у наводчика теперь ДВА дневных ОСНОВНЫХ прицела. При повреждении в боевых условиях одного можно воспользоваться другим.
Фото: 12. ТПД-К1 танка Т-72Б3.
Более того, любой танкист-резервист без обучения сможет вести стрельбу с использованием прицела-ветерана. Кстати, этим и пользуются иногда на танковых директрисах руководители стрельбы… вообще не используя «Сосну»… от греха подальше, чтобы не повредить дорогостоящий прибор. Вот так.
Фото 13: Внешний вид прицелов наводчика: ТПД-К1 и «Сосна-У».

Сразу за люком наводчика наконец-то штатно (а не опытно) прописалось то, что должно быть установлено уже давно: стойка датчика ветра с решеткой забора воздуха и датчик температуры окружающей среды. Теперь нет надобности постоянно вручную вводить эти поправки в зависимости от постоянно меняющейся погоды. Кстати, есть предположение, что не совсем… кхм…. хорошая стрельба на танковом биатлоне могла быть и из-за этого.
Фото 14: Метеодатчик.
Напоследок крупное фото блока управления тепловизором наводчика для тех, кто уверен в отсутствии импортных комплектующих. Кстати, автор фотографий приборов попросил не давать на него ссылку в этой статье, хотя они и есть в инете. Пользуясь случаем, выражаю ему большую признательность за истинное «танковое» любопытство и хорошие снимки.
Фото 15: Блок управления тепловизором.
Вывод: великолепный прибор, но… с «китайской» установкой.
В принципе непривередливый российский экипаж может махнуть рукой на эти «неудобства», окромя одной — сделать крышку с автоматическим открытием.
Рабочее место командира:
Полный мрак…
Помню, как первый раз увидел в году этак в 1991 новейшую по тем временам БМП-3. Забрался на место командира и… полное разочарование — древнейший рогатый ТКН-3 весело подмигивал со своего места в секретной машине. А после этого всего 22 года прошло, что уж тут удивляться, что ОН снова на своем месте в НОВЕЙШЕЙ модификации бронетехники.
Если в него воткнули ЭОП 2 поколения и увеличили поле зрения в ночном режиме, это еще не значит, что его не надо надеть на голову тому, кто этот прибор решил в 2011 году поставить как основной (!!!) КОМАНДИРУ современного танка.
Фото 16: ТКН-3 Т-72Б.
Почувствуйте разницу, которой нет:
Фото 17: ТКН-3МК Т-72Б3 во всей своей красе.
Поясню правила пользования этим агрегатом. Хватаетесь руками за «рога», прижимаете шлемофон к налобнику и смотрите в окуляры. Пока все нормально. Чтобы что-то увидеть вокруг (а командир должен видеть на 360 градусов вокруг танка одновременно, работа у него такая), напрягаете руки, плечи, спину и всем телом поворачиваете командирскую башенку туда, куда вам надобно. И так постоянно, изо дня в день. В принципе — это тоже нормально. Веселье начинается при движении танка. Если не будете делать из своего тела стабилизатор данному прибору, то хрен вы что в него увидите. А это неправильно, так как вы — командир танка. Значит, придется ВСЕ увидеть. И так постоянно, изо дня в день. А вот это уже — вилы.
В качестве десерта. Если зазеваетесь при выстреле штатным снарядом из танковой пушки, то возможно повреждение глаз. Шарахнет так, что мало не покажется. Несколько минут потери ориентации в пространстве обеспечены. Надо его уметь прижимать ПРАВИЛЬНО, или вообще отклоняться.
Полезность у него есть. При нажатии большим пальцем в торцевую оконечность «рог» башня автоматически повернется туда, куда направлен ваш ТКН-3. Это и есть целеуказание наводчику, у которого загорится лампочка «командир».
Это и есть все, что может командир танка с данным комплексом.
Забавляет еще и то, что наводчик ночью будет видеть до 3500 м, а командир — или видеть туже самую дублированную картинку наводчика или… 500 м на 360 градусов в ТКН-3МК. Какое целеуказание он может дать наводчику? Как вести бой? Какие команды давать экипажу? Почему нельзя было воткнуть хотя бы ТКН АИ Новосибирского «ПО НПЗ»? У него есть импульсный режим наблюдения и подсветка цели полупроводниковым лазером, позволяющим измерить дальность до цели. В пассивном режиме — 600 м, в активном — 1000 м. Уже хоть что-то. Хотя танк и продолжает светиться как новогодняя ёлка в ИК приборах противника.

Фото 18: ТКН АИ.
Уже не говорю, чтобы поставили «новейшую» разработку: комплекс ПНК-4С-01 с прицелом ТКН-4С-01. Эти модификации давным-давно ставятся на Т-80 и тот же Т-90. Прибор имеет стабилизацию по вертикальной наводке (ВН), возможность стрельбы в режиме дублирования из всего оружия танка. Дальность обнаружения целей в ночном режиме до 1500 м. Что мешало поставить этот далеко не новый, но добротный ИК-прибор ?
Фото 19: ТКН-4С-01
А мечтать о тепловизионном ТКН-4С-02, ПНК «Агат-МДТ» или аж панорамном прицеле командира (ПКП-Т) того же «Пеленга» уже и не приходится… Даже фото вставлять не будем, чтоб не начать хандрить. Наверное, танкистам это для себя надо. Да. Вообще-то и для себя — чтобы ВЫЖИТЬ.
Ведь главная работа командира танка заключается в выполнении приказа командира взвода. Он указывает механику, куда и КАК двигаться. Он ищет и находит цели для наводчика. Как ему это сделать? Ночью — никак. Днем — вылезать из люка и осматриваться… Вот так вот, по-современному, и сделали в данной версии модернизации, все таки XXI век на дворе…
Система «Дубль», позволяющая вести командиру огонь из основного вооружения танка, представляет собой выносной модуль управления «Сосна-У». Т.е. это доп. опция прицела наводчика.
Фото 20: Монитор тепловизионного канала «Сосна-У» командира танка.
По результатам эксплуатации в войсках этот монитор закрыт металлическим щитом. Он разбивается при посадке-высадке или загрузке боеприпасов. Вполне продуманно.
Фото 21: Металлический защитный экран монитора.
Управление тепловизионным каналом осуществляется с выносного пульта от «Сосны-У».
Фото 22: Пульт управления командира режимом «Дубль».
Фото 23: ПУ «Дубль», смонтированный на рабочем месте командира.
Вывод: без изменений, кроме допопций Сосны-У в виде ПУ «Дубль».
Рабочее место механика-водителя:
Ничего нового.
Фото 24: Вид с рабочего места механика-водителя на кулису переключения передач и правый рычаг управления фрикционами.
Приборы наблюдения.
Со времен царя Гороха у механа был дневной ТНПО-168В и ночной ТВНЕ-4Б.
Фото 25: Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б.
Плюс два ТНПА-65 устанавливаются в крышке люка.
А могли бы и поставить активно-импульсный ТВК-1Б. Уже получше приборов 80-х годов. Почему не ставят на Т-72Б3 ?
Фото 26: Прибор механика-водителя ТВК-1Б.
Хотелось бы надеяться на комплектование вполне еще новым ТВН-5. В нем в перископ введен электронно-оптический преобразователь с микроканальным усилением в пассивно-активном режиме вместо двух параллельных ветвей (активной и пассивной), благодаря этому дальность видения в пассивном режиме увеличилась до 180, а не 60-100, как на предыдущем (утверждают, что партия была поставлена с Т-72Б3). ТВН-5 оснащен бинокулярной лупой, улучшающий обзор и снижающий утомляемость глаз. Все «механы» знают, как непросто вести машину с ночным прибором, когда искажается расстояние.
Фото 27: ночной прибор ТВН-5.
Новейшей разработкой является ТВН-10, это трехканальный прибор: оптический, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный. Механик-водитель на газоразрядной индикаторной панели может получать совмещенное изображение окружающей местности. А это была бы действительно революция в отечественном вождении боевых машин, вплоть до изменения положения тела. А о том, что улучшается обзор местности вне зависимости от погодных условий (ночь, туман), и говорить не приходится.

Фото 28: прибор ТВН-10, установленный на штатное место.
Вывод: действительно ничего нового.
2. Изменения в системе связи.
На танке установлена радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук».
Это то, что было необходимо. Радиостанция с двумя независимыми трактами приема и передачи. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную (с помощью внешних систем ЗАС) радиосвязь. В состав радиостанции сразу включены 2 приемопередатчика.

Фото 29: Р-168-25УЕ-2 «Акведук».
Режимы работ и функциональные возможности:
— симплексный одно/двухчастотный;
— техническое маскирование;
— сканирующий прием;
— прием с подавлением шумов;
— дистанционное управление с ПЭВМ и от внешнего пульта управления по стыку С2;
— прием и передача цифровой информации от оконечной аппаратуры со скоростью от 1, 2 до 16 кбит/с по стыкам С1-ФЛ или от внешней ЭВМ по стыку RS-232C;
— прием и передача аналоговой информации со скоростью 1, 2 до 2, 4 кбит/с;
— автоматизированный ввод радиоданных (частот, ключа и адреса) с Р-168УВРД-О или с ПЭВМ по стыку С2;
— тональный, адресный и циркулярный вызовы;
— адаптивная связь;
— автоматическая ретрансляция по стыкам С1-ТЧ и С1-ФЛ;
— экстренное стирание радиоданных;
— программная перестройка радиочастот (ППРЧ) по 8; 16; 32; 64; 128 или 256 частотам со скоростью 100 скачков в секунду;
— дуплексный;
— сопряжение с аппаратурой Р-168АВСК-Б, Т-230-1А, Т-231-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ;
— сопряжение с аппаратурой Т-235-1У, Т-236-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ.
Фото 29-а: Штатное место «Акведук» в танке.
Наконец-то получили что-то более современное и кодированную связь.
Выпуск данной модели был освоен Рязанским радиозаводом в 2005 году. Ко всему выше сказанному стоит добавить, что радиостанции данной серии имеют модернизационный задел и уже сейчас могут комплектоваться дополнительными устройствами, такими как пульт записи для набора и оптического ввода радиоданных, а также выносным пультом управления.
К сожалению, данная станция имеет место часто… не работать в войсковых условиях эксплуатации. Ёмко, но доходчиво о ней говорит фраза: «хороша, редиска, но сыровата еще».
Есть нарекания у танкистов и по новым тангентам с индивидуальной регулировкой громкости. Слишком хрупкая и ненадежная. И это не каприз экипажей. Это — массовые отзывы. А тангента — это та вещь, которая постоянно валяется где угодно, под ногами, пока её танкист не найдет и «на пуговку» комбеза не пришпандорит.
Предыдущей тангентой можно было гвозди забивать или крышкой люка по ней (бывало и такое) хлопнуть, и хоть бы хны.

Фото 30: Тангента переключений нового образца БВ6Д.
Остается надежда на исправление данных детских болезней приборов связи, так как это один из самых болезненных и насущных вопросов нашей армии.
Чего больше всего не хочется, так это возвращения к модели Р-173 (или даже Р-123), устанавливаемой на Т-72Б. Эти станции дают вполне сносную связь, но прослушать переговоры может любой ребенок. А заблокировать систему связи всего батальона умудрялся и один-единственный «не совсем умный» командир танка.


Фото 31: Радиостанция Р-173, устанавливаемая на Т-72Б.
Вывод: хорошая аппаратура связи, пожелание одно — улучшение качества и изменение свойств в результате войсковой эксплуатации.
3. Изменение в вооружении.
А. Основной калибр
— Пушка:
На сайте УВЗ до сих пор в разделе «пушка модернизированного Т-72» написано: 2А46М или 2А46М-5. Будем надеяться, что и дальше на Т-72Б3 будут ставить хотя бы 2А46М-5. Эта пушка является модернизацией широко известной Д-81ТМ (2А46М). По сравнению с базовой пушкой улучшена жесткость и точность конструкции. При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 м от дульного среза с 0,8 до 0,4 мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.
Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений. Суммарное рассеивание при стрельбе с ходу понизилось в 1,7 раз.
Сравнительные технические характеристики пушек 2А46М и 2А46М-5
Характеристика 2А46М 2А46М-5
Длина трубы 6000 6000
Разностенность на длине 1 м от дульного среза, мм 0,8 0,4
Жесткость трубы, кг/см 374 420
Опоры ствола Казенник и люлька Две опоры в люльке
Люфтовыбирающие устройства на горловине Нет Есть
Максимальный люфт в цапфах 0,2 0
Обратный клин крепления обойм Нет Есть
Вылет горловины от оси цапф, мм 275 435
Масса пушки, кг 2400 2500
Фото 32: Пушка 2А46М-5 и её отличительные особенности.
Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части трубы ствола предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба (УУИ).
Цифровая обработка сигналов, принятая в устройстве, обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Полученные данные выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы.
Фото 33: Крепление экспериментального УУИ ствола.
По внешнему виду изменения видны минимально, в глаза бросаются грузы, уравновешивающие баланс качающихся частей пушки, общая масса которых увеличилась на 100 кг:
Фото 34: Вид на пушку с казенной части.
Фото 35: 2А46М-5 в башне танка Т-90. Хорошо видна походная штанга.
Фото36: Расположение систем люфтовыбирающего устройства.
— Изменение АЗ и новые боеприпасы:
Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ2Э с БПС ЗБМб0 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания. Хотя это тоже не новинка. Данные изменения делают с Т-72БА.
Фото 37: модернизированный автомат заряжания.
Фото 38: Схема защиты боекомплекта.
«Свинец» и «Свинец-2» имеют максимально возможную длину, допустимую конструкцией АЗ — 640ммм. Впервые в отечественной практике снаряд «Свинец» получил подкалиберное хвостовое оперение, обеспечивающее более высокие летные характеристики.
Фото 39: Выстрелы «Свинец-1,2».
К сожалению, на танк не было установлено новейшее изделие завода №9 — модель 2А82. Это гладкоствольная пушка повышенного могущества с автоскрепленным и частично хромированным стволом. Под данное орудие был видоизменен и контур обметания АЗ. Однако он не сильно отличается от стандартного.

Фото 40: Контур обметания АЗ 2А46М-5 и 2А82.
Продолжение во 2-й части.