Эра ГлоНаСС в автомобиле

Зачем нужна ГЛОНАСС

ГЛОНАСС представляет собой бесплатную систему экстренного вызова. Ее установка обязательна для всех машин на территории РФ.

Поскольку она официально введена в эксплуатацию только с начала 2015-го года, пока еще не все автомобили к ней подключены. Но в соответствии с планами правительства число неподключенных к ГЛОНАСС машин должно неуклонно сокращаться.

Предусмотрена обязательная установка ЭРА ГЛОНАСС. Сейчас уже вступило в действие Решение Комиссии Таможенного союза от 1.01.17 года.

Согласно нему абсолютно все новые авто обязательно оборудуются системой экстренного вызова. Специалисты отмечают, что после 2017-го года будет практически невозможно приобрести машину без ГЛОНАСС, поскольку истечет срок ОТТС, которые были получены в 2016-м году.

Ключевое назначение системы – быстрое реагирование в случае ДТП, когда последствия аварии угрожают жизни и здоровью людей.

ГЛОНАСС должна значительно увеличить шансы водителя, пассажиров выжить в ДТП. Согласно статистике, именно недостаточная скорость прибытия помощи на место происшествия становится причиной высокой смертности.

Когда в салоне имеется данная сигнальная кнопка, в экстренном случае водитель имеет возможность отправить вызов сразу, при аварии. Такая оперативность во много раз увеличит вероятность благоприятного исхода даже при тяжелой автокатастрофе.

Система экстренного оповещения ЭРА ГЛОНАСС действительно должна нести очень важную функцию. В Европе уже действует подобная система безопасности – это e-Call.

Она едина для всех стран, входящих в Евросоюз. В Европе не будут продавать автомобили без этой системы экстренного вызова уже с 2017-го года.

Видео: Кнопка SOS СОС ЭРА Глонасс в авто

Особенности системы

Система быстрого реагирования отличается эффективностью, простотой, достаточно высоким уровнем надежности. Она должна быть устойчивой к различным негативным воздействиям, чтобы продолжать успешно функционировать даже при аварии.

Узнаем, как отследить машину по ГЛОНАСС. Остановимся на основных особенностях программы:

  1. В автомобиль встраивается модуль: это прочный мобильный телефон, который дополнительно оборудован кнопкой вызова, датчиками.
  2. Антенна постоянно настроена на прием сигнала. Она специально усилена, чтобы даже в проблемных зонах дороги качество связи было высоким.
  3. Имеется карта СИМ. При вызове службы спасения она работает бесплатно.
  4. Встроены динамик, а также чувствительный микрофон для установления бесперебойной связи с диспетчером. Это рассчитано на тот случай, когда пассажиры, водитель способны говорить.
  5. Действует модем 3G. Он должен передавать спасателям дополнительные важные данные.
  6. Качественный навигатор отслеживает расположение машины. Оперативные спасательные службы получают сигнал с GPS в роли указателя на место, где находится автомобиль после аварии.

Удобно, что в техническом обслуживании экстренная система не нуждается. Она производится в расчете на длительную бесперебойную работу.

Планируется, что в ближайшем будущем ее исправность будет проверяться при стандартном техническом осмотре автомобиля.

Принцип работы ГЛОНАСС

Разработчики старались предусмотреть все возможные нюансы, когда создавали ГЛОНАСС. Особый интерес представляет принцип работы системы.

Например, если после аварии водитель и пассажиры не в состоянии нажать кнопку, дотянуться до нее, сигнал о ДТП в любом случае будет передан. При этом случайно отправленный вызов можно быстро отменить.

Рассмотрим ключевые принципы функционирования ГЛОНАСС:

  1. Используется современный навигационный модуль, который позволяет точно определять местоположение машины.
  2. Имеются специальные датчики, которые реагируют на переворачивание автомобиля, сильный удар. Таким образом, система вполне может быть запущена в автоматическом режиме в случае аварии, даже если никто не подал сигнал тревоги.
  3. Есть возможность отправить сигнал SOS вручную. Для этого нажимается соответствующая тревожная кнопка.
  4. Для передачи, расшифровки сигнала бедствия используется сотовая связь. Через нее передается как непосредственно сигнал тревоги, так и данные о расположении автомобиля.
  5. Когда сигнал получен, диспетчер предпринимает попытку связаться с водителем данной машины. В автомобиль встроено специальное устройство, которое и принимает автоматически вызов.
  6. Если водитель подтверждает факт аварии, диспетчер передает сигнал с полной информацией экстренным службам. То же самое предусмотрено и в том случае, когда люди из машины не отвечают на вызов диспетчера.

Как только спасатели получают сигнал бедствия, они незамедлительно отправляются на место ДТП по указанным координатам. В соответствии с регламентом на это должно уйти максимум 20 минут.

За это время вполне можно успеть вовремя оказать экстренную медицинскую помощь даже пострадавшим с тяжелыми травмами, представляющими опасность для жизни. Чаще всего скорая прибывает на место существенно быстрее, особенно в черте города.

Сведения в системе

Многие задаются вопросом, для чего в автомобиле нужен ГЛОНАСС, скептически относятся к нововведению.

Здесь стоит также обратить внимание и на тот спектр полезной информации, который способна охватить данная система. Например, некоторые автовладельцы опасаются, что ГЛОНАСС будет постоянно отслеживать все их перемещения.

На самом деле это не так: система достаточно простая, в ней даже не предусматривается опция трекинга. Назначение – передавать сигнал бедствия.

Когда возникает такая необходимость, дополнительно отправляются следующие сведения:

  1. Точные координаты места происшествия.
  2. Общее количество пассажиров в автомобиле (расчет производится в соответствии с количеством пристегнутых ремней безопасности).
  3. Базовые сведения о машине: цвет, номер, модель, тип топлива.
  4. Технические данные о ДТП: параметры перегрузок, последние параметры скорости.

Все это необходимо для оказания максимально эффективной, оперативной помощи.

Можно с уверенностью отметить, что система ГЛОНАСС на самом деле нужна в автомобилях. Она обеспечивает высокий уровень безопасности и гарантирует оперативную помощь в случае ДТП.

По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?

За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:

  • При аварии срабатывают датчики, установленные в автомобиле. Современные системы фиксируют боковые столкновения, задние и передние удары, а также перевороты транспортного средства.
  • После срабатывания датчиков терминал ЭРА-ГЛОНАСС осуществляет вызов по мобильной сети. Для таких экстренных вызовов был выделен отдельный диапазон кодов (от 941 до 949).

Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.

Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.

Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:

  • информацию о местонахождении ТС (для определения координат используется спутниковая сеть ГЛОНАСС);
  • время срабатывания датчиков/нажатия кнопки «SOS»;
  • идентификационный номер ТС (VIN);
  • сведения об аварии (количество и характер сработавших датчиков).

Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.

Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.

Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.

Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС

В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.

В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:

  1. Автовладелец приобретает терминал с обязательством монтажа на ТС.
  2. В систему вносят номер терминала, номер кузова и VIN автомобиля.
  3. Владельцу выдается СБКТС (свидетельство о том, что конструкция авто соответствует установленным требованиям к безопасности).
  4. После прохождения всех процедур по таможенному оформлению владелец получает паспорт транспортного средства.
  5. В течение установленного срока (10 суток) владелец авто должен обратиться в аккредитованную мастерскую и выполнить монтаж терминала.
  6. После этого выполняется регистрация ТС в ГИБДД.

Устройства, предназначенные для установки в подержанные транспортные средства, отличаются более простой конструкцией. В них отсутствуют датчики, фиксирующие удар или переворот авто, и автоматически сигнализирующие о ДТП: чтобы отправить сообщение экстренным службам, водителю или пассажиру придется самостоятельно нажать «тревожную кнопку». С другой стороны, владельцу автомобиля с установленным модулем нет необходимости проходить краш-тест.

Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.

Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.