Лодка на колесах

Самоходное шасси для транспортировки лодки — самодельные моторизованные колеса для лодки

Съемные колеса, которые многие любители используют для транспортировки, спуска на воду и подъема лодок на берег, при простоте конструкции имеют ряд недостатков. Один из них заключается в том, что передвижение лодки осуществляется за счет усилий членов экипажа, а это возможно только по ровной дороге и на небольшое расстояние.

На горизонтальном участке пути при хорошей дороге сопротивление передвижению лодки на колесах невелико и его вполне может преодолеть даже один человек. Но в условиях бездорожья, а в особенности на подъеме, сопротивление резко возрастает. И тут уже не только водитель, но и все члены экипажа должны изрядно попотеть, чтобы вытащить лодку.

Я сконструировал вариант разборной конструкции самоходного шасси для мотолодки «Обь-М», которое успешно эксплуатирую уже третий год. Выполнил ее по трехколесной схеме: два колеса сзади и одно ведущее и одновременно поворотное (мотоблок) спереди. Устройство выполнено из отдельных деталей от мотороллеров и отходов из металлолома — обрезков водопроводных труб и листового металла. Колеса использованы от мотороллера «Вятка». Для задних колес изготовлены стальные диски и ступицы на подшипниках качения, ось выполнена из водопроводной трубы. Двигатель использован от мотороллера «В-150 М Электрон» мощностью 5,52 кВт (7,5 л. с.) и максимальным крутящим моментом 1 кгс·м при n=3300 об/мин.

Конструкция самоходного шасси — съемных колес для мотолодки


Мотоблок-колесо (а) и узел задних колес (б):
1 — лебедка; 2 — рукоятка управления; 3 — двигатель; 4 — кронштейн; 5 — бензобак;
6 — носовой найтов-растяжка (стальной трос в дюритовом шланге); 7 — талреп;
8 — боковые упоры; 9 — продольные растяжки; 10 — вилка колеса, 11 — ведомая звездочка; 12 — колесо от мотороллера «Вятка»; 13 — кормовая поперечная растяжка; 14 — упор подвесного мотора; 15 — кормовая продольная растяжка;
16 — деревянная опора.

Малогабаритный бензобак прикреплен к рым-ручке в носовой части лодки несколько выше карбюратора, поэтому топливо к двигателю поступает самотеком. Рычаг переключения передач установлен непосредственно на корпусе коробки передач. Переднее колесо закреплено в вилке, шарнирно соединенной с носовым кронштейном из водопроводных труб. К трубам кронштейна, изогнутым по контуру носовой части лодки, приварены боковые раскосы, вертикальная втулка и упор форштевня. Кронштейн прикреплен к рым-ручке на палубе лодки и притянут к корпусу поперечной растяжкой около носового багажника. К упору форштевня подсоединены продольные цепные растяжки, ведущие к концам оси кормовых колес и снабженные талрепами.

Поверхности обшивки в местах контакта труб носового кронштейна с корпусом оклеены резиной. Благодаря этому несколько уменьшается вибрация от работающего двигателя и снижается шум.

Подмоторная рама сварена из полудюймовых водопроводных труб. На ее удлиненной части смонтирована рукоятка управления двигателем. Рама закреплена к вилке переднего колеса четырьмя болтами.

С ведущей штатной звездочки двигателя (z=22) крутящий момент передается цепью на ведомую звездочку (z=62), закрепленную на ступице колеса. Скорость движения при включенной первой передаче и положении ручки «полный газ» не превышает 6,6 км/ч.

Подвесной мотор «Вихрь-М» с транца лодки снимать не нужно. Достаточно установить дополнительный упор для мотора, исключающий его раскачивание при движении по суше. Учитывая низкую скорость движения шасси, использована жесткая подвеска кормовых колес. Опорные подушки (кильблоки) выполнены из дерева и в местах контакта с корпусом лодки оклеены резиной. Ось с кильблоками фиксируется относительно лодки при помощи продольных и поперечных растяжек, снабженных талрепами.


Лодка на шасси.

Для сборки (или разборки) трейлера необходимо завинтить (или отвинтить) только 10 гаек и 4 талрепа. Если все операции будет выполнять один человек, на это потребуется 20—30 мин для сборки и 10—15 мин для разборки. Работы удобнее производить, когда лодка на плаву.

Когда при спуске на воду лодка вместе с трейлером съедет кормой в воду, нужно ослабить талрепы и извлечь трейлер. На отдельные узлы он разбирается на суше. Для подъема лодки из воды под нее следует подвести заднюю ось с колесами и кильблоками. Благодаря деревянным кильблокам вся конструкция имеет небольшой запас плавучести, что облегчает эту работу. Судно лучше ставить транцем к берегу. После закрепления задней оси поперечной растяжкой, лодка переводится в положение носом к берегу, под нее подводится носовой кронштейн и закрепляется поперечной и продольной растяжками, затем устанавливается поворотное колесо с мотоблоком.

Для подъема трейлера из воды используется лебедка. Крутящий момент от ведущей звездочки двигателя (z=22) передается цепью на ведомую звездочку (z=38), прикрепленную к барабану лебедки. Расчеты показывают, что при использовании двигателя «Электрон» на первой передаче (общее передаточное отношение 14,868) и диаметре барабана лебедки около 60 мм можно получить тяговое усилие около 440 кгс. Это позволяет трейлеру с лодкой выезжать практически на любой берег.

Для этого, закрепив трос на берегу, следует запустить двигатель и включить первую передачу. Лодка со всем снаряжением выезжает из воды на берег со скоростью примерно 0,7 м/с. Выехав на хорошую дорогу, двигатель останавливают, снимают цепь с привода лебедки и надевают тяговую цепь. Затем двигатель запускают, и трейлер начинает движение. В местах частого разъема вместо обычных болтов рекомендуется применять быстросъемные винты и гайки от разборного велосипеда «Салют». Это позволяет разбирать и собирать трейлер без помощи ключей. Тяговый трос лебедки диаметром 5 мм я использовал от ручной автомобильной лебедки «Спутник». Расчетное максимальное усилие на барабане лебедки составляет 588 кгс. Тяговое усилие направлено по диаметральной плоскости лодки. В этой же плоскости находится поворотная ось ведущего колеса, поэтому водителю практически не приходится затрачивать усилий на управление трейлером. Барабан с навитым тросом фиксируется от раскручивания стопорным устройством на подмоторной раме.

Разобранный на узлы трейлер укладывается в три рюкзака, которые можно сдавать в камеру хранения на речном вокзале. В лодке можно оставить только заднюю ось (без колес), которая размещается вдоль и практически не занимает места. Когда количество пассажиров в лодке минимально или в дальнейшем предполагается преодоление некоторого пространства суши для перехода из одного водоема в другой, разобранный на узлы трейлер можно свободно разместить в трех багажниках мотолодки «Обь-М».

Мощность двигателя «Электрон» на трейлере используется не полностью, большую часть времени мотор работает с прикрытым дросселем. Поэтому, если применить менее мощный и, следовательно, более легкий двигатель, а также более прочные и легкие материалы, можно значительно снизить вес конструкции (сейчас самоходное шасси для транспортировки лодки весит около 35 кг).

В. Звездаков, г. Барнаул.

вернуться в раздел

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Конструкторы из Tringa Boat разработали катер, который может двигаться по обычным дорогам, а для его управления потребуются только водительские права.

Интересную концепцию катера на колёсах длиной 6,5 м и шириной 2,06 м предлагают французские кораблестроители из компании Tringa Boat. Их разработка, за счёт гидромоторов, встроенных в колеса и гидравлического насоса, работающего от двигателя 27 л.с., способна самостоятельно как спускаться на воду и подниматься на берег, так и передвигаться по обычным дорогам со скоростью 16 км/час как обычное транспортное средство.

После 6-ти лет доработок катер на колёсах Tringa шириной 2,06 м был представлен на выставке Nautic 2017 и одобрен для эксплуатации на дорогах Франции.

Действительно, на большой катер даже самые мощные колеса на транец не поставишь, а использование прицепа далеко не всегда удобно. Зная это, конструкторы из Tringa Boat разработали катер, который может двигаться по обычным дорогам, а для его управления от владельца потребуются только водительские права. Небольшая скорость такого транспортного средства, безусловно, не станет способствовать длительным переходам, но короткие поездки на этой разработке совершить можно.

В начале плавания по мотором мощностью 150 л.с. колеса убираются в ниши, расположенные на днище и, катер Tringa Boat развивает скорость более 60 км/час.

Запатентованная схема приводв, включает 4-х тактный бензиновый мотор, который расположен под консолью и, взаимодействуя с гидронасосом, управляет давлением масла в гидромоторах, расположенных внутри каждого из 3-х колёс, оснащённых стандартными дорожными покрышками. В результате, такой катер на колёсах за 6 минут способен преодолеть дистанцию приблизительно в 1,5 км. Новинка от Tringa Boat оснащена ручным стояночным тормозом, а на консоли в кокпите имеются все механизмы управления, аналогичные автомобилю с автоматической коробкой передач, не говоря уже о передних фарах, габаритах и поворотниках.

На воде алюминиевый корпус Tringa Boat, имеющий вес 1,5 т и оснащённый подвесным мотором мощностью до 150 л.с., способен развивать скорость больше 60 км/час, а высота борта 0,65 м вместе V-образным днищем обеспечивают такому катеру на колёсах вполне достойную мореходность. Важным является также заявление разработчиков, что колеса на которых катер передвигается по суше, во время плавания убираются в ниши, расположенные в трюме и смогут выдвигаться из них в течении нескольких секунд.

По словам дизайнера Guirec Daniel «идея новинки состоит в том, чтобы превратить ваш дом в пристань и предложить недорогое решение для хранения катера».

Сайт производителя: https://www.tringaboat.fr

Страна: Франция