Кортеж

Содержание

Служебный автомобиль Президента России

Лимузин Президента России Aurus-41231SB «Сенат» на инаугурации 2018 года. Является основным служебным автомобилем Президента России с 7 мая 2018 года.

Служебный автомобиль Президента Российской Федерации является официальным государственным автомобилемruen главы государства. С момента инаугурации Владимира Путина 7 мая 2018 года автомобиль Aurus-41231SB «Сенат» используется на постоянной основе в качестве основного служебного автомобиля президента .

Регистрационный знак президентского автомобиля В776УС77, впервые показанного широкой публике на инаугурации президента в 2018 году, является ранее утилизированным и повторно выпущенным, и относится к московскому региону регистрации. До упразднения в 2007 году на президентском лимузине использовались привилегированные государственные регистрационные знаки специальной серии федеральных автомобильных номеров, на которых вместо цифр кода региона был изображён трёхцветный российский флаг. Также известны случаи, когда президентский лимузин эксплуатировался без установленного спереди автомобиля номерного знака.

Aurus

У этого термина существуют и другие значения, см. Кортеж (значения). См. также: Служебный автомобиль Президента России

Aurus

Общие данные

Сборка

Россия

Класс

Представительский

Aurus на Викискладе

Длиннобазный президентский лимузин Aurus-41231SBМашина президентского сопровождения седан Aurus-4123

Aurus (рус. А́урус) — семейство автомобилей представительского и высшего класса, ранее известное под проектными обозначениями «Единая модульная платформа» и проект «Кортеж». Разработка проекта ведётся институтом «НАМИ» с 2013 года как платформа для создания автомобилей для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Первыми представленными широкой публике машинами стали использованные 7 мая 2018 года на инаугурации президента России автомобили «Aurus Senat»: седан Aurus-4123 и лимузин Aurus-41231SB. Название «Aurus» образовано от латинского aurum — «золото» и Russia — «Россия». Главный конструктор проекта — Вадим Переверзев, который до этого 15 лет работал в «FIAT», а ранее в «ГАЗ». Юрий Черненко, главный дизайнер проекта «Aurus».

Оказывать содействие «НАМИ» и помогать с реализацией автомобилей будет компания «Sollers». Главным управляющим бренда «Aurus» является Герхард Хильгерт, член совета директоров компании «Sollers». Все права на конструкцию машин и их агрегатов принадлежат ООО «Аурус».

История создания

Для перевозки высших лиц в СССР использовались лимузины советской разработки, производства ЗИЛ: ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. После распада СССР руководство России начало использовать бронированные лимузины Mercedes-Benz S-класса. Автомобиль ЗИЛ использовался преимущественно в заграничных поездках, куда его доставляли грузовым самолётом. Президента России В. В. Путина первый, второй и третий сроки возили на Mercedes S600 Pullman Guard.

Проект «Кортеж» прорабатывался с 2012 года и включал создание и производство премиальных автомобилей для первых лиц, а также внедорожника и микроавтобуса. Производство планировалось начать в 2017—2018 годах. Объём бюджетных инвестиций в ЕМП оценивается в 12,4 млрд рублей до 2017 года включительно. В 2016 году из бюджета было выделено 3,61 млрд рублей.

Разработкой президентского лимузина занимается «НАМИ» при поддержке МПТ РФ. Дебют нового автомобиля состоялся в рамках инаугурации президента РФ в 2018 году. На основе ЕМП планируется создать платформу для выпуска легковых автомобилей, которой также смогут пользоваться и производители массовых моделей. Кроссоверы и минивэны проекта в небронированных версиях поступят в свободную продажу небольшой партией в 250—300 штук в 2018 году. Внедорожники ЕМП будут собираться на мощностях Ульяновского автозавода, выпускающего внедорожники УАЗ и входящего в группу Sollers, с которой ведутся переговоры об организации также производства микроавтобусов.

С 20 февраля по 30 апреля 2013 года на сайте CarDesign.ru совместно с компанией Marussia Motors и институтом «НАМИ» был проведён конкурс «Автомобиль для президента», в котором принять участие мог любой желающий. Целью конкурса был поиск стилевого решения для группы автомобилей. В качестве жюри выступали профессионалы из области дизайна. 24 июня 2013 года были объявлены результаты.

Распоряжение от 13 сентября 2013 года № 1642-р позволило ФГУП «НАМИ» заключить контракт без проведения конкурса: «НАМИ» является единственным исполнителем госзаказа на выполнение «пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающего создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране».

По словам Юрия Черненко, начальника управления дизайна ФГУП «НАМИ», в качестве стартовой идеи при разработке стиля «Aurus» был взят дизайн ЗИС-110, первого советского послевоенного автомобиля представительского класса.

Во время общения со СМИ министр промышленности и торговли Денис Мантуров уточнял, что первый опытный образец автомобиля «Aurus» появится в январе 2017 года, но машину никому не покажут ради сохранения интриги. Первую предсерийную партию отгрузят Федеральной службе охраны в конце 2017 года. Министр пообещал, что автомобиль можно будет увидеть на инаугурации президента РФ в 2018 году.

Летом 2017 года НАМИ приостановил работу над внедорожником на неопределённый срок из-за нехватки ресурсов. Основные силы решено направить на завершение разработки лимузина, седана сопровождения и минивэна. Глава Минпромторга Денис Мантуров опроверг сообщения о якобы прекращении финансирования проекта и заявил, что избранный в 2018 году президент приедет на церемонию инаугурации уже на новой машине.

В июле 2017 года президент России Владимир Путин протестировал лимузин. Сообщалось, что Федеральная служба охраны получит первые 16 автомобилей «Aurus» в 2017 году. 20 ноября 2017 года было объявлено о начале сборки первых 14 автомобилей проекта. Первые автомобили проекта переданы потребителю в конце декабря 2017 года.

7 мая 2018 года впервые Президент России Владимир Путин приехал на инаугурацию на лимузине Aurus Senat Limousine.

В тот же день глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что серийные автомобили будут стоить более 10 млн рублей. Ранее ожидалось, что автомобили поступят в розничную продажу с 2019 года, по цене 6—7 млн рублей.

23 мая 2018 года в Москве состоялась презентация автомобильного бренда «Aurus». На презентации генеральный директор компании «Aurus» Герхард Хильгерт сказал: «Сегодня, 23 мая, — день рождения бренда Aurus!».

Разработка внедорожника «Комендант» будет завершена в конце 2019 года. Экспорт автомобилей бренда «Aurus» планируется начать в 2020—2021 годах.

В 2018 году началась работа над компактным кроссовером на платформе ЕМП. Новая модель должна стать самой доступной в линейке бренда Aurus.

6 июля 2018 года было подписано соглашение с фондом обороны, безопасности и развития (DSDF) компании Tawazun из Объединённых Арабских Эмиратов. Компания станет первым иностранным инвестором, который вложит в проект «Aurus» 110 млн евро. Предварительно распределение долей в проекте станет таким: «30 % составит доля Tawazun, более 60 % — НАМИ и где-то около 5 % — Sollers».

29 августа 2018 года на ММАС 2018 состоялась первая презентация автомобилей «Aurus Senat» и «Aurus Senat Limousine», седан был представлен в бордовом цвете. На презентации Денис Мантуров заявил: «Поставлена задача по созданию в рамках бренда кабриолета для парада на День Победы, коллеги её уже отрабатывают. Не могу пообещать, что в 2019 году, но 9 мая 2020 года автомобиль точно примет участие в параде».

31 октября 2018 года гендиректор Sollers Вадим Швецов сказал, что автомобили Aurus проданы на два года вперёд и теперь автомобиль можно будет купить только с 2021 года.

В ноябре 2018 года лимузин Aurus Senat вместе с ЗИЛ-4104 вошли в список «величайших лимузинов всех времен» по версии британского журнала Autocar.

Автомобили лимузин «Aurus Senat Limousine L700» и седан «Aurus Senat S600» доступны для заказа у дилеров с 15 февраля 2019 года.

Серийное производство машин Aurus планируется начать с середины 2020 года, на площадке «Соллерс» в Алабуге, где будут созданы мощности для выпуска 5 тысяч автомобилей в год.

17 февраля 2019 года лимузин «Aurus Senat Limousine» был представлен в Абу-Даби в Арабских Эмиратах на международной оборонной выставке IDEX-2019. Для презентации в ОАЭ был выбран белый цвет авто, который пользуется наибольшей популярностью в данной стране. На выставке подписано соглашение с распределением долей в проекте ООО «Аурус»: «НАМИ» — 63,5%, «Sollers» — 0,5%, «Tawazun» — 36%. «Tawazun» станет генеральным дистрибьютором автомобилей «Aurus» в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

5 марта 2019 года на 89-ом международном Женевском автосалоне состоялась премьерная европейская презентация автомобилей «Aurus», были представлены седан «Aurus Senat S600» и лимузин «Aurus Senat Limousine L700». Специально для автосалона модель S600 была представлена в новом цвете, который получил название «Русское золото».

В марте 2019 года Toyota, Lamborghini и Michelin опротестовали патентную заявку бренда «Aurus» в европейском Бюро по интеллектуальной собственности (EUIPO) из-за схожести до степени смешения названий бренда и моделей этих производителей «Toyota Auris», «Lamborghini Urus» и суббренда «Taurus». Эксперты отмечают, что из-за этого перспективы европейских продаж марки оказались под вопросом и есть риск, что «Aurus» придётся переименовать для рынка Евросоюза.

> Эксплуатация

Первую зарубежную поездку на автомобиле нового семейства президент Путин совершил в Хельсинки в рамках саммита Россия — США 16 июля 2018 года.

Основные модификации и комплектация семейства

В составе семейства предусмотрены на единой модульной платформе лимузины Aurus-41231(SB)/41231, седаны Aurus-4123, вседорожники-кроссоверы Aurus-4124, микроавтобусы Aurus-4125 с длинной и короткой базой представительского и высшего классов. Названия моделей были выбраны по названиям кремлёвских башен: седан и лимузин — «Сенат», минивэн — «Арсенал», внедорожник — «Комендант».

Длина флагманского в семействе длиннобазного бронированного лимузина представительского класса Aurus-41231SB — 6840 мм, это самый большой и самый мощный президентский автомобиль в мире. ФГУП «НАМИ» совместно с Porsche Engineering для проекта Кортеж разработало семейство модульных двигателей, самый мощный из которых 6,6-литровый алюминиевый V12 с непосредственным впрыском и сдвоенной системой битурбонаддува (по одному нагнетателю на каждые 3 цилиндра); мощность двигателя — 850 л. с., крутящий момент — 1320 Н·м. По словам главного конструктора Вадима Переверзева, двигатель проектировался в сотрудничестве с компанией Porsche Engineering, но по нашему (ФГУП «НАМИ») техническому заданию. Все параметры будущего мотора были заданы российскими инженерами исходя из потребностей проекта. Это касается и тягово-динамических показателей, и габаритных, чтобы он идеально вписывался в компоновку автомобиля. Проектирование мотора шло бок о бок российскими и немецкими инженерами. Двигатели собираются в ФГУП «НАМИ». Какой-либо унификации с двигателями Porsche нет. Двигатель оригинальный.

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов 17 мая 2018 года доложил В. В. Путину, что завершена разработка также мотоцикла «Кортеж», предназначенного для сопровождения президентского кортежа. Мотоцикл выйдет на рынок под брендом «Иж», он будет полностью электрическим и его внешний вид будет вписан в модельный ряд «Aurus».

Комплектация

В 2016 году все автомобили по уровню оснащения предполагались к продаже в 5 ценовых категориях. Однако в январе 2018 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявлял о планах реализации без учёта двух недорогих версий а в мае трёх.

Сегмент Похожий автомобиль Стоимость, млн руб. Выпуск в год, шт.
«Бизнес» Mercedes-Benz ML 2—3 10—20 тыс.
«Премиум» Mercedes-Benz 500, GL 3—5 3—5 тыс.
«Люкс» Mercedes AMG, Porsche 5—10
«Лакшери» Rolls-Royce Ghost, Bentley Flying Spur 10—20 500
«Эксклюзив» от 20 50—100

Оценки

Комментируя церемонию президентской инаугурации Владимира Путина 7 мая 2018 года, издание Daily Express отметило, что использование лимузина «Кортеж» «стало патриотическим посланием, которое было призвано продемонстрировать самодостаточность России» («a patriotic message of self-sufficiency»).

> См. также

  • Гараж особого назначения
  1. 1 2 Забудьте про Кортеж: представлен новый российский бренд Aurus
  2. Единая модульная платформа
  3. Новый президентский автомобиль получил название «Сенат-лимузин» (рус.), РИА Новости (7 мая 2018). Проверено 25 мая 2018.
  4. Aurus — новая российская автомобильная марка
  5. 1 2 3 Ю. Зубко. Стартовало предсерийное производство автомобилей проекта «Кортеж». РГ-Автопарк (20.11.2017).
  6. 1 2 Интервью с создателями Aurus: главный конструктор, шеф-дизайнер и ведущий IT-разработчик
  7. Стало известно, кто будет торговать новым российским автомобилем
  8. Автомобиль N1. Документальный фильм Дмитрия Щугорева (с 33:14)
  9. Sollers — Хильгерт Франц Герхард
  10. Бренд Aurus представлен официально: планов — громадьё!
  11. Сергей Андреев. На чём ездят президенты. Журнал «Коммерсантъ Власть» (30.01.2001). Проверено 23 марта 2018.
  12. Кирилл Серов. Свита президента. Комсомольская правда (13.02.2001). Проверено 24 января 2018.
  13. Роман Жук. Бронь-огонь. Журнал «Коммерсантъ Деньги» (26.09.2001). Проверено 23 марта 2018.
  14. Ева Меркачева. «Бронированная капсула»: Федеральная служба охраны рассекретила автопарк Путина. Московский комсомолец (25.02.2016). Проверено 23 марта 2018.
  15. Расходы государства на проект «Кортеж» увеличатся на 15-20 %
  16. План производства российского лимузина
  17. «Кортеж» вписался в УАЗ // Внедорожники для первых лиц решили собирать в Ульяновске
  18. Конкурс «Автомобиль для президента»
  19. Результаты конкурса «Автомобиль для президента»
  20. Россия 24. Путин прибыл на инаугурацию на автомобиле производства РФ (7 мая 2018). Проверено 8 мая 2018.
  21. Денис Мантуров рассказал о перспективах развития проекта «Кортеж»
  22. Инженеры приостановили разработку внедорожника из проекта «Кортеж» // www.autonews.ru, 27 июня 2017
  23. Машину для VIP-чиновников создадут к инаугурации после выборов в 2018 году, RZN.info (4 июля 2017). Проверено 4 июля 2017.
  24. Владимир Путин протестировал лимузин проекта «Кортеж» — Коммерсантъ
  25. Первые машины проекта «Кортеж» передали в эксплуатацию
  26. На инагурации президента России Владимира Путина впервые представлен новый автомобиль Aurus Senat Limousine
  27. На церемонии инаугурации Путин проехал на новом лимузине проекта «Кортеж», Телеканал «Звезда». Проверено 7 мая 2018.
  28. Нижний порог цены автомобиля на ЕМП поднялся с 6 до 10 млн рублей, Interfax.ru (7 мая 2018). Проверено 7 мая 2018.
  29. Автомобили проекта «Кортеж» поступят в розничную продажу с 2019 года
  30. В Минпромторге назвали розничную стоимость автомобиля проекта «Кортеж»
  31. В Москве состоялась презентация автомобильного бренда «Aurus»
  32. Мантуров: разработка внедорожника Aurus проекта «Кортеж» будет завершена в конце 2019 года
  33. Мантуров рассказал, когда могут начать экспорт автомобилей бренда Aurus
  34. НАМИ начал разработку компактного кроссовера из проекта «Кортеж» :: Autonews, Autonews. Проверено 27 августа 2018.
  35. Минпромторг — Итоги российско-эмиратской МПК: безвизовый режим, инвестиции в Aurus и запуск первого космонавта
  36. Фонд из ОАЭ подписал соглашение о входе в СП по проекту «Кортеж»
  37. Холдинг из Эмиратов стал инвестором проекта Aurus
  38. На Московском автосалоне представлены люксовые седан и лимузин Aurus
  39. Минпромторг — Министр представил миру автомобили Aurus
  40. Автомобили Aurus проданы на два года вперед
  41. ЗИЛ-4104 и Aurus Senat вошли в мировой топ лимузинов
  42. The greatest limousines ever made — Aurus Project Cortege Limousine (2018)
  43. Aurus в феврале начинает сотрудничество с дилерскими салонами
  44. Площадку «Соллерс» в Алабуге выбрали для серийного производства Aurus
  45. В Татарстане будут собирать седаны и внедорожники Aurus
  46. Лимузин Aurus представили на IDEX-2019
  47. Эмиратский холдинг Tawazun получит 36% в производителе автомобилей Aurus
  48. Российский бренд Aurus представили на международном автосалоне в Женеве
  49. Автомобили Aurus представили на автосалоне в Женеве
  50. Кортеж притормозил: бренд Aurus не хотят пускать в Европу. iz.ru (26 марта 2019). Проверено 26 марта 2019.
  51. Toyota, Lamborghini и Michelin опротестовали регистрацию российского бренда Aurus в Европе. Interfax.ru (26 марта 2019). Проверено 26 марта 2019.
  52. Путин приедет на встречу с Трампом на новом российском лимузине (рус.), ТАСС. Проверено 18 июля 2018.
  53. Автомобили проекта «Кортеж» получили имена кремлёвских башен
  54. Кортеж для президента: 5 фактов о новом лимузине Путина
  55. Чемезов пообещал Путину вскоре «довести до ума» мотоцикл проекта «Кортеж» (рус.), Interfax.ru (17 мая 2018). Проверено 17 мая 2018.
  56. Мотоцикл проекта Aurus будет полностью электрическим, сообщил Мантуров
  57. «Кортеж» забуксовал. Газета.Ру (27.04.2016).
  58. В Минпромторге назвали розничную стоимость автомобиля проекта «Кортеж» — РИА Новости, 16.01.2018
  59. Ю. Зубко. Стали известны все двигатели для автомобилей проекта «Кортеж». РГ-Автопарк (13.07.2017).
  60. С. Цыганов. Кортеж-2029. Авторевю (7 октября 2016).
  61. Царь-машина: Путин приехал на инаугурацию на лимузине проекта «Кортеж»
  62. Daily Express: отечественным лимузином Путин показал Западу самодостаточность России — ИноТВ, ИноТВ. Проверено 8 мая 2018.
  63. Read, Carly. Putin’s limo: Russian President ditches foreign luxury cars for new Russian-made motorcade (англ.), Express.co.uk (7 May 2018). Проверено 8 мая 2018.

«Кортеж». Фильм о самом засекреченном автомобиле страны

«Кортеж» — фильм о, пожалуй, самом засекреченном российском автомобиле современности — лимузине для президента России. 7 мая 2018 года черный представительский седан впервые доставил Владимира Путина из первого корпуса Кремля к Большому Кремлевскому дворцу, где проходила церемония инаугурации.

Еще в 2012 году правительство РФ объявило о начале разработки серии машин для первых лиц государства. В том числе — и для президента. Все детали держались в строжайшем секрете. «Кортеж», или проект «Единая модульная платформа», как его назвали в инженерных кругах, — это не только президентский лимузин. Это еще седан, внедорожник и минивен. Реализовать такой масштабный проект нужно было с нуля, чего в современной России еще не делали. Разработчик проекта, ФГУП «НАМИ», стал передовым российским инжиниринговым центром. Десятки предприятий по всей стране получили заказы под грифом «секретно».

Создателям фильма удалось одними из первых увидеть эти машины, побывать на заводах, где производят комплектующие, пообщаться с дизайнерами и инженерами, снять краш-тесты и ходовые испытания на полигоне.

Назван срок выпуска «Кортежа» Путина

Мотоцикл проекта «Кортеж» может поступить в гараж, обслуживающий президента России Владимира Путина, в 2019 году. Об этом РИА Новости рассказал источник в силовых структурах.

«Мотоцикл еще находится в стадии производства, и в спецгараже его нет. Как только он будет готов, обещали в 2019 году, и можно ожидать поставок», — уточнил собеседник агентства.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал РБК, что в будущем мотоциклы «Кортеж» намерены пустить в свободную продажу в России и поставлять за рубеж. На рынок транспортное средство выйдет под брендом «Иж», принадлежащим концерну «Калашников». По его словам, мотоцикл для широкого пользования, возможно, не будет полностью повторять кортежный.

Проект «Кортеж» подразумевает создание автомобилей для перевозки первых лиц государства. Владимир Путин в ходе инаугурации 7 мая впервые использовал лимузин, созданный в рамках проекта. Он получил название «Сенат-лимузин». Помимо президентского лимузина, в этой линейке представлены седаны под названием «Сенат» и микроавтобусы «Арсенал». Само семейство автомобилей называется «Аурус». Источник

Видео: Путин показал принцу Аль Нахайяну свой «Кортеж»

Президент России Владимир Путин после переговоров в Кремле продемонстрировал наследному принцу Абу-Даби Мухаммеду Аль Нахайяну свой новый лимузин серии «Кортеж».

Ранее в Кремле Путин и его гость подписали декларацию о стратегическом сотрудничестве двух стран. Перед тем, как отправиться на следующее мероприятие — вручение наград многодетным семьям — глава государства продемонстрировал наследному принцу свой лимузин российского производства.

Кадры показали в эфире телеканала «Россия 24». Мухаммед Аль Нахайян осмотрел автомобиль снаружи, а затем сел на заднее сидение лимузина.

Напомним, что впервые Владимир Путин опробовал машину 7 мая на церемонии инаугурации. Автомобиль президенту понравился и он решил его использовать, позже рассказал его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Новый лимузин президента, полностью произведенный в России из отечественных комплектующих, получил название «Сенат-лимузин». Кроме лимузина в семействе автомобилей проекта «Кортеж» — седан и минивэн. В открытой продаже машины появятся с первого квартала 2019 года под брендом Aurus, сообщили в Минпромторге.

Разработка внедорожника «Aurus» завершится уже в 2019 году

Сегодня, 23 мая, глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что уже в 2019 году будет завершена разработка внедорожника Aurus проекта «Кортеж».

Чиновник уточнил, что этот автомобиль будет наиболее массовым в представленной линейке. Новинка начнет экспортироваться где-то в конце 2020 года. Помимо этого, автомобили Aurus можно будет как купить, так и взять в долгосрочную аренду.

Денис Мантуров отметил, что в перспективе не исключено, что автомобили проекта «Кортеж» станут электрическими. Как выяснилось, конструкция автомобиля была сформирована так, что через какое-то время она может быть модернизирована. Так, автомобиль через какое-то время можно сделать полностью электрическим.

От управляющего директора маркой Aurus Герхарда Хильгерта стало известно, что автомобили бренда в первый раз будут продемонстрированы европейской публике на Женевском автосалоне в 2019 году.

Напомним, что 7 мая в ходе церемонии инаугурации президента России Владимира Путина был показан первый автомобиль из проекта «Кортеж». Как заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, Владимиру Путину понравился автомобиль, и он планирует продолжить его использовать для деловых поездок.

Стали известны новые подробности о «Кортеже» Путина

Проект «Кортеж»: все, что известно на данный момент

В России, наверное, не осталось такого автолюбителя, который не слышал бы о проекте «Кортеж», или «Единая модульная платформа» (ЕМП), как он официально называется. В его рамках создается семейство унифицированных по агрегатной базе автомобилей представительского класса, в которое войдут седан, внедорожник, микроавтобус и лимузины — обычный и бронированный. Исполнитель проекта, Научный автомоторный институт (НАМИ), ведет работы уже несколько лет и старается держать их в строгом секрете, но, как известно, шило в мешке утаивается так себе, и в открытый доступ регулярно вытекают порции подробностей о «Кортеже». Мы решили собрать всю известную на текущий момент информацию о проекте в одном материале.

Как начинался проект

НАМИ запустил работы над «Кортежем» в конце 2012 года. Инициатором и автором идеи является Максим Нагайцев, который в 2011–2015 годах занимал пост директора института. Нагайцев обладает высоким авторитетом во властных кругах и умеет «пробивать темы». Не в последнюю очередь такой навык объясняется родственными связями с главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым.

Необходимость «Кортежа» аргументировалась тремя основными тезисами:

  • Первый: призывая покупать отечественное, руководство страны должно само демонстрировать пример выбора в пользу родной продукции.
  • Второй: России нужны компетенции по созданию современных автомобилей и модульных платформ, поскольку в развитых экономиках автомобилестроение — один из локомотивов технологического прогресса.
  • Третий: амбициозный проект по созданию автомобилей представительского класса вдохнет в НАМИ вторую жизнь и позволит создать на базе института национальный центр компетенций автомобилестроения.

Все эти доводы в пользу проекта «Кортеж» звучат весьма разумно и рационально. Страна нуждается в современных технологиях, а никто развивать их без финансового и организационного участия государства не будет.

Забавной прелюдией к проекту «Кортеж» можно назвать открытое письмо главного редактора «Авторевю» Михаила Подорожанского к Дмитрию Медведеву, опубликованное весной 2010 года. В нем журналист призывал тогдашнего президента пересесть на ЗИЛ. «Такой шаг сам по себе придаст импульс развитию автопрома», — утверждал Подорожанский.

На смену ЗиЛу и Mercedes Pullman

Проект «Кортеж». Как создавался лимузин для президента и каким он стал

В Кремле прошла инаугурация президента России Владимира Путина. Это событие стало дебютом для нового отечественного лимузина проекта «Кортеж», созданного специально для первых лиц государства. Автомобиль пришел на смену устаревшему ЗиЛу и «непатриотичному» Mercedes Pullman. Znak.com вспоминает основные этапы становления «автомобиля № 1».

Выбор из сотни вариантов кузовов

Идея нового автомобиля премиум-класса для российской политической элиты зрела давно. Во времена СССР члены правительства ездили на ЗиЛах и ГАЗах (в частности, на «Чайках»), которые морально устарели, а используемые Mercedes Pullman многие стали считать непатриотичными. О проблеме вслух заговорили в 2012 году.

Как напоминает издание «Мотор», «Группа ГАЗ» сначала предложила простое решение: взять в качестве донора имеющийся на рынке лимузин (например, Bentley), и сделать его более «своим» в интерьере и экстерьере. Это позволило бы минимизировать затраты на производство. Был и вариант от ЗиЛа — проект «Монолит».

Но затем поступило предложение от ГК «Ростехнологии» и ФГУП «НАМИ» построить абсолютно новое семейство автомобилей на единой модульной платформе. Этот вариант сочли более перспективным и рентабельным, поскольку проект предусматривал не только машины для чиновников, но и для массовой продажи.

Был объявлен открытый конкурс для автомобильных дизайнеров. Всего было прислано более ста вариантов всех кузовов. Какие-то напоминали ЗиСы и ЗиЛы, другие BMW. Не обошлось без футуристичных и авангардных автомобилей. После того, как проекты показали премьер-министру и президенту, список сократили до восьми вариантов.

В итоге утвердили дизайн выпускника МАМИ 2007 года Алексея Чвокина. Он предложил вариант нового видения автомобиля ЗиС-110, в котором есть нотки монументальности машин британских марок.

ФГУП «НАМИ»

Сначала техническим воплощением проекта должна была заниматься компания «Маруся Инжиниринг», инженерным директором которой был телеведущий и музыкант Николай Фоменко. Но в конечном счете в 2013 году ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт „НАМИ“» стал единственным исполнителем госзаказа по разработке автомобилей серии «Кортеж».

В производственной цепочке — около 150 предприятий

Разработчики «Кортежа» решили создать целую линейку транспортных средств на единой модульной платформе. Собственно, по документам проект «Кортеж» именуется именно «ЕМП». В семейство автомобилей включили лимузин, седан, внедорожник и минивэн.

РИА Новости / Сергей Субботин

Объем бюджетных инвестиций в «Кортеж» достигает 12,4 млрд рублей. Общие инвестиции в проект оцениваются в 22-24 млрд рублей.

По данным СМИ, выпуск готовых автомобилей проекта «Кортеж» взял на себя Ульяновский завод, входящий в группу Sollers. Всех, кроме флагманской модели правительственной линейки — президентского лимузина (модель ЕМП-412311). Его планируют собирать в Москве.

motor.ru

Поставлять запчасти будут 147 предприятий, 74 из которых — российские, говорится в материале телеканала «Звезда». Так, сызранская компания «Мобиль» займется выпуском стальных и легкосплавных конструкций для «Кортежа», «Красноярский металлургический завод» изготовит детали шасси — кулаки, вилки, трапеции. Частично для проекта «Кортеж», говорится в СМИ, будут задействованы мощности ЛиАЗа в Ликино-Дулеве, ГАЗа и КамАЗа.

Технические характеристики автомобилей

Участие в проекте также принимают компании Porsche и Bosch. Первая разработала один из двух двигателей, которыми будет комплектоваться линейка новых российских машин. По данным РИА «Новости», агрегат создан на базе существующего мотора Porsche V8 объемом 4,4 литра. Ожидается, что с помощью двух турбонагнетателей он будет развивать мощность до 600 л. с. Такой мотор станет общим для «коротких» седанов, внедорожников и минивэнов.

Один из двигателей проекта «Кортеж»motor.ru

Второй мотор V12 разработан непосредственно «НАМИ» и впервые был показан на Московском международном автосалоне 2016 года. При объеме 6,6 литра и с парой двухступенчатых турбин он будет развивать 860 л. с. Этот двигатель получат лимузины.

Все машины проекта «Кортеж» будут гибридами — с электромотором, встроенным между двигателем и трансмиссией. Автомобили оснастят автоматической девятиступенчатой трансмиссией производства российской фирмы KATE и системой управляемого интеллектуального полного привода, а также круиз-контролем. У всех седанов будет кроссоверный дорожный просвет 200 мм, пишет издание «Авторевю».

При проектировании лимузина применяли высокоточное литье (компоненты шасси и системы управления АКП), ковку алюминия (направляющий аппарат подвески) и точную штамповку элементов кузова, пишет Forbes. В дальнейшем автомобили семейства «Кортеж» могут превратиться в «чистые» электрокары без использования бензиновой силовой установки.

Дизайн премиальных авто

Что касается дизайна моделей проекта «Кортеж», то окончательный официальный вариант до сих пор не опубликован. По ходу разработки в Сеть попадали разные шпионские и вполне официальные фотографии, и только на их основе можно было представлять, как будут выглядеть машины снаружи и внутри.

Благодаря сегодняшней инаугурации, можно сделать вывод, что новый президентский лимузин имеет общие черты с Rolls-Royce, Bentley, Сhrysler и ЗИС-110. Судя по имеющимся изображениям, для архитектуры салона выбрали «горизонтальную» структуру, убранство напоминает современную гостиную.

РИА Новости / Сергей Субботин

Внутри автомобиль отделан кожей, деревом, стеклом и пластиком, при этом много обширных свободных поверхностей. Руль, комбинация приборов с крупными цифрами, блоки мультимедиа, структура сидений, дефлекторы — все унифицировано.

autoreview.ru

Как писали автомобильные издания, через водительский интерфейс можно распоряжаться «музыкой», климат-контролем и настройками кресел, включая массаж, хотя приоритет — у пульта заднего пассажира. Модели получат цифровую приборную панель, большой экран мультимедийной системы. При этом, отмечают СМИ, у мультимедийной системы не будет интеграции интерфейсов Apple CarPlay или Android Auto из соображений безопасности.

Как и в случае с платформой, двигателями и трансмиссиями, оформление салонов лимузина, седана, кроссовера и микроавтобуса будет единым.

Результаты краш-тестов и дебют лимузина

Летом 2017 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что Путин протестировал новый лимузин для первых лиц страны. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг эти данные. Сам Путин позже заявил: «Вы сами ездите на машине, которая еще не готова? А потом, когда вы покатаетесь, тогда я посмотрю, как это происходит, и вместе с вами ее испытаем» (цитата по ТАСС).

В начале 2018 года РИА «Новости» со ссылкой на представителей ФГУП «НАМИ» сообщало, что первые автомобили проекта «Кортеж» поступили в гараж особого назначения — структурное подразделение ФСО, которое отвечает за транспорт президента, премьера и других политиков. Указывалось, что машины успешно прошли краш-тесты в России и Германии, получив пять звезд из пяти возможных. Но позже появились сведения, что с их эксплуатацией возникли серьезные проблемы.

До сегодняшнего дня было непонятно, как обстоят дела с готовностью машин серии «Кортеж». Сценарий инаугурации президента держался в секрете до последнего, и не было уверенности в том, что широкой публике покажут эти автомобили. В социальных сетях и СМИ говорили о том, что от президентского кортежа откажутся из-за того, что новый отечественный лимузин не готов к эксплуатации и риски за его поломку на инаугурации никто не хочет брать на себя. Но лимузин сегодня продемонстрировали. Правда, на нем президент проехался только по территории Кремля, а не по улицам Москвы.

Kremlin.ru

Ожидается, что широкая публика сможет увидеть вблизи лимузин президента в августе этого года на Московском автосалоне.

Стоимость серийных авто — от 6 млн рублей

По утверждению Дениса Мантурова, 2018 год уйдет на опытную эксплуатацию машин, а также на их дополнительную сертификацию. До конца года должны быть произведены и поставлены 70-80 машин. Первыми их получат члены правительства РФ. После этого начнется серийное производство автомобилей «Кортежа» — его планируют запустить ближе к 2019 году.

Дизайн правительственного внедорожника из проекта «Кортеж»ФГУП «НАМИ»

Как отмечают в Forbes, самое необычное в российском проекте — коммерческая составляющая, исключительная для автомобилей такого класса. Ни Cadillac One, на котором ездит президент США, ни Toyota Century Royal японского императорского двора нельзя приобрести на открытом рынке.

Первая партия серийных автомобилей будет небольшой — около 250–300 штук, в дальнейшем же масштабы производства вырастут и автомобили поступят в свободную продажу. Первыми появятся седаны (как «тяжелые», бронированные, так и «легкие») и микроавтобусы.

Дизайн правительственного минивэна проекта «Кортеж»ФГУП «НАМИ»

По словам Мантурова, стоимость серийного премиального автомобиля проекта «Кортеж» будет начинаться от 6 миллионов рублей. Покупателям будут доступны машины как в экономном, так и люксовом исполнении, в том числе в бронированных вариантах.

Название бренда пока держится в секрете. По одной из версий, машины выйдут на рынок под маркой Aurus. Название представляет собой сочетание слов Aurum («золото») и Russia («Россия»). В качестве целевых рынков сбыта «Кортежа» Минпромторг выбрал Китай, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток.

Kremlin.ru

Мантуров считает, что проект имеет «хорошие перспективы для выхода на коммерческие рельсы». Впрочем, некоторые автомобильные эксперты говорят, что российским заводам невыгодно производить такие машины из-за небольших объемов. Якобы в компании Sollers уже не раз заявляли о том, что не видят смысла в инвестициях в изготовление таких автомобилей и их отдельных компонентов.

Источник

Стали известны названия и цена элитных автомобилей «Кортеж»

Новый президентский лимузин марки Aurus наделал много шуму в российском онлайн-пространстве. Вместе с тем Минпромторг решил раскрыть некоторые подробности о всем семействе «Кортежа». Например, уже известно, что автомобили названы в честь башен Московского Кремля.

Все автомобили проекта «Кортеж», включая и бронированный президентский лимузин, объединены под брендом Aurus (сочетание слов aurum (золото) и Russia (Россия). Как сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, новые модели получили названия Кремлевских башен. Лимузин и представительский седан называются «Сенат», минивэн получит имя «Арсенал», а внедорожник — «Комендант».

Первый публичный дебют лимузина уже состоялся в рамках церемонии инаугурации президента РФ Владимира Путина, а другие модели проекта «Кортеж» покажут на Московском автосалоне в августе 2018 года (люксовый внедорожник обещают представить лишь к концу 2019-го). Прием предзаказов на седан и лимузин начнется уже в сентябре, а открытые продажи «живых» машин через дилерскую сеть стартуют в I квартале 2019 года.
Интересно, что цена на элитные автомобили «Кортежа» успела взлететь еще до того, как новинки поступили в продажу. Если раньше власти сравнивали «Аурусы» с топовыми «Мерседесами» и «БМВ» и ориентировали на стартовые 6-7 млн рублей, то сейчас Денис Мантуров отнес их к «самой премиальной категории» (Bentley, Rolls-Royce, Mercedes-Maybach) и назвал минимальную цену в 10 млн рублей. Неслабо!

Что касается технической части, то президентский лимузин Aurus «Сенат»оснащен общей для «Кортежей» гибридной силовой установкой мощностью 598 л.с., созданной в кооперации с Porsche Engineering. Она включает в себя бензиновый V8 объемом 4,4 л, электродвигатель и высоковольтную батарею, работающие в паре с 9-ступенчатым автоматом КАТЕ российского производства. Лимузин получил полноприводную трансмиссию с муфтой подключения передней оси. О так называемом «Царь-моторе» V12 мощностью 850 л.с. разработки НАМИ речь, скорее всего, уже не идет. Источник

«Русское золото» проекта «Кортеж»: конструкторы раскрыли тайну лимузина президента

7 мая, во время инаугурации президента России страна впервые увидела новый российский автомобиль проекта «Кортеж», который был создан на Единой модульной платформе. О том, как шла разработка дизайна президентского лимузина, а также о его технических характеристиках, рассказали порталу Iz.ru ведущие сотрудники Государственного научно-исследовательского института НАМИ, которые занимались проектированием машины.

Как отмечает главный дизайнер проекта ЕМП Юрий Черненко, над дизайном нового автомобиля специалисты работали с 2013 года. Первоначально его созданием занималась команда из 10 человек, однако за пять лет она значительно расширилась до 47 специалистов.

«Изначально делали акцент на футуристических образах, но потом, что называется, спустились на землю. Мы изучали хроники прошлого века и взяли прототипом автомобиль ЗИС-110, который появился после войны. В нем много эмоциональных составляющих. Это и Парад Победы, и полет Гагарина — везде герои были на этой машине», — говорит Черненко.

Прототип президентского автомобиля, ЗИС-110, имеет характерные элементы: вертикальную длинную решетку, проходящую от капота до бампера, а также расходящиеся от нее «усы» — хромированные элементы.

«В первоначальном прототипе мы буквально воспроизвели эти элементы. В дальнейшем они серьезно трансформировались и обрели современные формы», — добавил главный дизайнер проекта.

В дальнейшем, по словам конструктора, перед специалистами стояла цель отразить во внешнем виде транспортного средства одновременно и мягкую силу, и русский дух, и историю. При этом облик должен был оставаться современным. Этого удалось достичь благодаря сочетанию плавных обтекаемых поверхностей машины с острыми гранями.

Наверху решетки радиатора крепится небольшой шильдик ромбической формы, это и есть официальное название машины — Aurus. Оно произошло в результате сложения слов Aurum и Russia и означает «Русской золото».

Все дизайнерские идеи досконально прорабатывались с конструкторами проекта.

«Главная задача, которая стояла перед нами, — это создать унифицированное семейство автомобилей для госструктур и для открытого рынка. Автомобили должны быть конкурентоспособными в своем классе легковых автомобилей сегмента люкс — самых комфортабельных и технически совершенных», — отметил дизайнер.

Как заявляет главный конструктор проекта Вадим Переверзев, подобных транспортных средств российский автопром еще не создавал. Он считает, что на рынке автомобилестроения крайне мало революционных моделей, и в целом специалисты учитывали главные тренды автопрома.

При разработке двигателя в качестве экспертов были привлечены зарубежные партнеры по инжинирингу, но Вадим Переверзев отмечает, что это именно совместная работа, а не стандартное приобретение готового решения.

Новый мотор для проекта ЕИП создавался по техническому заданию и в соответствии с требованиями команды конструкторов. В итоге двигатель не имеет навесных агрегатов, приводящих ремнем. Все механические приводы при этом спрятаны в сам мотор, а часть агрегатов приводится от электричества.

«Наша машина гибридная, соответственно, на борту имеется высоковольтная электрическая система, и, например, компрессор системы кондиционирования приводится не ремнем, как на большинстве двигателей, а от высоковольтной сети. Чтобы обеспечить высокую степень форсировки, двигатель имеет двойной турбонаддув с двумя охладителями наддувочного воздуха», — добавил конструктор.

Все автомобили проекта «Кортеж», по словам Переверзева, полноприводные. При этом специалисты обещают средний разгон таких транспортных средств до 100 км/ч за 6 секунд. Интерес представляет и клиренс: из-за дорожно-климатических особенностей России у лимузинов и седанов линейки его высота составляет 200 мм, а это выше, чем у потенциальных конкурентов — Mercedes Maybach, Rolls-Royce и других.

Материалы, использовавшиеся для внутренней отделы автомобилей «Кортежа», преимущественно российского производства. Интерьер машин, по словам Переверзева, «умный»: в салоне встроены жидкокристаллические дисплеи в приборной панели, мультимедийная система, которой можно управлять с помощью джойстика.

Автомобиль будет представлен широкой общественности уже осенью 2018 года. Это произойдет в рамках Московского автосалона. После «премьеры» на автомобили проекта можно будет разместить заказ, а уже в 2019 году они появятся на российских дорогах. Источник

Кортеж

У этого термина существуют и другие значения, см. Кортеж (значения). Президентский кортеж Джорджа Буша-младшего, 2005 год Кортеж Президента Чили Себастьяна Пиньеры Кортеж Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао в Загребе, Хорватия Кортеж Джимми Картера Видео кортежа с министрами иностранных дел НАТО, которые едут на неформальную конференцию в Осло, 2007 год

Корте́ж (фр. cortège — торжественные поезд, шествие или выезд) — многочисленный выезд на животных (лошадях, слонах и так далее) или машинный строй из двух или большего числа транспортных средств, организованный для совместной показательной поездки участников мероприятия, либо для перевозки лиц, нуждающихся в государственной или частной охране.

Кортеж, организованный для коллективных поездок группы лиц в рамках общего мероприятия непосредственно перед самим мероприятием, называется гражданским. Кортеж, однажды сформированный и регулярно используемый для беспрепятственной и безопасной доставки в пункт назначения важной персоны, называется служебным. Структурно, в любом кортеже, как служебном, так и гражданском, имеется основная машина. Основной машиной считается та, в которой едет охраняемое лицо, а при отсутствии охраняемого лица, старший по кортежу (это может быть и водитель), либо наиболее почётные пассажиры кортежа.

Гражданские кортежи

Гражданские кортежи, в отличие от служебных, используются исключительно в демонстративных целях для церемониальных поездок и в акциях протеста.

Примерами церемониальных поездок являются свадебные и похоронные кортежи, парады ретромобилей, кортежи религиозных фанатов и спортивных болельщиков.

Кортеж, организованный по случаю бракосочетания, называется свадебным.

Кортеж участников похоронной процессии, называется похоронным, траурным или скорбным. Формирование и обслуживание траурных кортежей на публичных похоронах осуществляется работниками ритуальных служб. В случае пешей похоронной процессии похоронный кортеж движется со скоростью пешеходов впереди колонны скорбящих. Основной машиной в похоронном кортеже является автокатафалк. С целью обеспечения безопасности в похоронной процессии могут участвовать полицейские автомобили или мотоциклы сопровождения, которые движутся в начале и конце колонны. При этом маршрут движения согласовывается с местной инспекцией безопасности дорожного движения. Эшелонирование транспортных средств в больших похоронных кортежах осуществляется с допущениями по следующей схеме:

  1. Автомобиль или мотоциклы дорожной полиции (с включёнными проблесковыми маячками).
  2. Автомобиль для членов почётного караула.
  3. Открытый или закрытый автомобиль с надгробными конструкциями и траурными венками.
  4. Автокатафалк, везущий гроб или носилки с телом покойного и его портрет.
  5. Автомобили для близких родственников покойного (в случае применения лафета) и представителей духовенства.
  6. Автобусы для участников погребения.
  7. Индивидуальный транспорт участников погребения.
  8. Автобус для оркестра.
  9. Транспорт присоединившихся участников.
  10. Автомобиль или мотоциклы дорожной полиции.

Наличие в кортеже машин дорожной полиции с включёнными проблесковыми маячками и траурного декора на машинах ритуальной службы освобождает водителей траурной колонны от соблюдения правил дорожного движения, касающихся преимущества проезда, на общих основаниях.

В качестве протеста против чего-либо большая организованная группа транспортных средств может ездить по запланированному маршруту на очень медленной скорости с целью преднамеренного замедления дорожного движения. Этот способ протеста предпочитают использовать социальные группы, массово владеющие транспортными средствами, такие как водители грузовиков, фермеры, таксисты. Например, кортежи недовольных использовались в 2005 году в Великобритании в протесте против повышения цен на топливо; с ноября 2013-го по февраль 2014-го в протесте против действующей власти Украины в рамках Евромайдана, которое получило название Автомайдан.

В сельской местности практикуется использование гражданских кортежей, составленных из гужевого транспорта.

Служебные кортежи

Клиентами служебных кортежей являются высокопоставленные государственные служащие, руководители крупных организаций, популярные деятели искусства, служащие следственных, судебных и пенитенциарных учреждений, которым угрожают расправой, и лидеры криминальных сообществ.

Служебные кортежи состоят из нескольких транспортных средств, среди которых машины с сотрудниками службы охраны и правоохранительных органов, главной задачей которых является обеспечение безопасности охраняемых пассажиров. Кортежи для глав государств и глав правительств могут состоять из нескольких десятков машин.

Движение машин служебного кортежа осуществляется по заранее утверждённому протоколу и плану основного маршрута с учётом действующих инструкций. На случай возникновения на основном маршруте чрезвычайной ситуации предусматриваются запасные маршруты. В отсутствие опасности для охраняемой персоны отклонение кортежа от основного маршрута не допускается. Координация действий водителей и охранников в служебном кортеже осуществляется по внутренней оперативной связи.

В целях максимальной профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием кортежей и нападений на кортежи, а также в зависимости от их размеров и значимости их пассажиров, маршруты движения кортежей могут быть частично или полностью освобождены дорожной полицией от транспортных потоков. В международной практике этот метод безопасности применяется только для кортежей глав государств, правительств и религиозных конфессий. При разработке маршрутов для служебных кортежей стараются по возможности избегать железнодорожных переездов, длинных, узких и разводных мостов, горных серпантинов, путепроводов, тоннелей, ледовых и паромных переправ, в гололедицу — участков дорог с крутыми подъёмами и спусками, а также тех дорог, на которых на время проезда образуются заторы.

По источнику финансирования служебные кортежи подразделяются на государственные и частные (негосударственные).

Государственные кортежи

Государственным является кортеж, который финансируется государством и обслуживает лицо, охраняемое государством. Государственные кортежи обслуживают высокопоставленных государственных чиновников, вельмож, лидеров религиозных организаций и тех госслужащих, которым угрожает опасность расправы.

В Российской Федерации главные государственные кортежи страны организуются на базе Гаража особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны. Сотрудники ГОНа обслуживают лиц, подпадающих под действие федерального закона России «О государственной охране». В список охраняемых государством лиц включены семь чиновников высшего ранга:

  • Президент Российской Федерации,
  • Председатель Правительства Российской Федерации,
  • Председатель Совета Федерации России,
  • Председатель Государственной думы,
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации,
  • Председатель Верховного суда Российской Федерации,
  • Генеральный прокурор Российской Федерации.

Указанные лица обеспечиваются услугами кортежей государственной охраны на весь срок выполнения ими своих полномочий.

Решением Президента России, государственные служебные кортежи могут предоставляться сенаторам, депутатам Госдумы и другим государственным служащим федерального уровня, которые по объективным причинам нуждаются в охране.

Частные кортежи

Частным является кортеж, который финансируется из частных средств нанявшего его клиента. Среди клиентов частных кортежей в основном руководители крупных учреждений, состоятельные предприниматели, магнаты, лидеры криминальных сообществ.

Состав и структура служебных кортежей

Типы используемых в моторизованных кортежах транспортных средств: лимузины, кабриолеты, фаэтоны, седаны, мотоциклы, кроссоверы, вседорожники (джипы), микроавтобусы, автобусы, фургоны, тягачи.

После убийства американского президента Джона Кеннеди, который ехал в составе кортежа на кабриолете, охранные ведомства по всему миру стараются не использовать в государственных кортежах автомобили с открытым верхом.

Количественно-типовой состав кортежа зависит от:

  • способов доставки транспортных средств к месту выезда;
  • цели и характера поездки;
  • количества едущих вместе с охраняемым лицом охранников, гостей, обслуживающего персонала и представителей СМИ;
  • длины, изученности и топографических особенностей маршрута;
  • общей политической и социальной обстановки в районах пролегания маршрута.

Структурно в больших государственных кортежах различают 4 группы машин: предшествующая, основная, дополнительная и замыкающая.

1. Предшествующая группа государственного служебного кортежа

В состав предшествующей группы кортежа (авангарда) входят местные полицейские на патрульных мотоциклах (мотоэскорт) и автомобилях. Они очищают путь от едущего по нему и въезжающего на него транспорта, обеспечивают оптимальную скорость и непрерывность движения кортежа, контролируют любую подозрительную активность на пути его следования. О любых замеченных на маршруте подозрительных объектах полицейские докладывают по оперативной связи экипажам машин основной группы. Также полицейские могут регулировать движение на перекрёстках для обеспечения быстрого проезда попутного кортежу транспортного потока. При парадных выездах мотоэскорт двигается в составе основной группы кортежа, выполняя функцию прикрытия.

2. Основная группа государственного служебного кортежа

В состав основной группы входят машина радиоэлектронной разведки и радиопомех («сторожевая башня»), основная машина («упаковка») с машиной-дублёром и машины прикрытия («бронированная дивизия» и мотоэскорт).

«Сторожевая башня». Для особо привлекательных целей (глав государств и правительств, диктаторов, магнатов бизнеса) есть машины с установленными на них навороченными сканерами и передатчиками, которые в процессе движения определяют наличие на маршруте огнестрельного оружия, запущенных ракет и заглушают радиоволны. Благодаря такой спецмашине в 2003 году генератор радиопомех спас президента Пакистана Первеза Мушаррафа, заблокировав сигнал, передаваемый бомбе под мостом.

«Упаковка» с «дублёром». Вип-персона надёжно размещается в бронированном лимузине в середине колонны, в идеале в 230 метрах позади головной машины. По стандартной процедуре для перевозки политических лидеров применяются два или три одинаковых лимузина для запутывания диверсантов по принципу трёхкарточного Монте на всём протяжении маршрута. В США в качестве основной машины федералы предпочитают Cadillac DTS, но большинство сановников в мире ездят на Mercedes S600 и BMW 7 серии. Все они имеют достаточно брони, чтобы остановить пули мощной винтовки.

«Бронированная дивизия». Сзади либо вокруг основной машины следуют бронированные вседорожники с сотрудниками органов безопасности, которые вооружены несколькими видами стрелкового и переносного огнестрельного оружия. При парадных выездах по бокам и впереди основной машины (клином) едут сотрудники мотоциклетного эскорта. Машины прикрытия с огневой поддержкой следуют рядом с основной, чтобы при необходимости максимально эффективно защитить лимузин с охраняемым лицом от атаки и обстрела нападающими. Показателен пример зимбабвийского президента Роберта Мугабе, который ездил в сопровождении пикапов Ниссан с местной пехотой. В случаях нападения на государственные кортежи, их «бронированные дивизии» во всём мире имеют полномочие стрелять на поражение.

3. Дополнительная группа государственного служебного кортежа

Экипажи дополнительной группы. В дополнительной группе кортежа находятся бригада скорой медицинской помощи, команда спецназа, команда сапёров по нейтрализации взрывных устройств. Далее следуют фургоны спутниковой связи и работников СМИ, которые осуществляют информационную поддержку охраняемой персоны.

4. Замыкающая группа государственного служебного кортежа

В замыкающей группе (арьергарде), как и в предшествующей, работают полицейские экипажи, которые прикрывает кортеж с конца, чтобы никто не мог пробраться в автоколонну и произвести атаку сзади. В случае попытки тылового проникновения в кортеж постороннего транспортного средства замыкающие должны любым способом помешать нарушителю это сделать, вплоть до принуждения его к полной остановке.

Происшествия

Кортеж президента США Джона Кеннеди

Основная статья: Убийство Джона Кеннеди

22.11.1963, 12:30. США, штат Техас, г. Даллас, район Дили-Плаза, Элм-стрит. Направление: из далласского аэропорта Лав-Филд в выставочный центр Далласа, где был намечен торжественный банкет. Тёплая солнечная погода. Основной автомобиль: шестиместный кабриолет «Форд Линкольн» 1961 без пластиковой крыши, которую сняли, чтобы горожане могли видеть своего президента. В основном автомобиле, ближе к голове кортежа, ехали агенты Секретной службы США Уильям Грир (за рулём), Рой Келлерман (рядом с водителем), губернатор Техаса Джон Конналли с супругой Нелли (на средних сидениях) и Джон Кеннеди с супругой Жаклин (на задних сидениях). За основным автомобилем ехал кабриолет «Кадиллак» с сотрудниками Секретной службы, по бокам — мотоциклы эскорта. Скорость кортежа 18 км/ч. Джон Кеннеди был ранен сзади двумя выстрелами с интервалом в 5 с. в спину и голову. Стреляли из крайнего правого окна шестого этажа семиэтажного здания № 411, арендованного Техасским школьным книгохранилищем. Одной из пуль был ранен сидевший впереди Кеннеди Джон Конналли. Выстрелы сделаны из карабина «Каркано M91/38» калибра 6,5 мм итальянского производства с телескопическим прицелом. Через 5 минут Д. Ф. Кеннеди был доставлен этим же лимузином в Парклендский госпиталь, расположенный в четырёх милях от места ранения, где скончался. В убийстве был заподозрен Ли Харви Освальд, который сам был убит 24 ноября при выводе его из полицейского участка. Поэтому виновность Освальда никогда не была доказана или опровергнута в суде.

Допущенные ошибки службы охраны

19 ноября в далласских газетах был опубликован маршрут движения кортежа по Далласу, разработанный агентами Секретной службы. В качестве основной машины был использован автомобиль с открытым верхом.

Кортеж генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева

Основная статья: Ильин, Виктор Иванович

22.01.1969, 14:03—14:15. СССР, г. Москва, Московский Кремль, ул. Боровицкая. Кортеж двигался из аэропорта Внуково к Кремлёвскому дворцу съездов, в котором предстояло чествование героев-космонавтов В. А. Шаталова, Б. В. Волынова, А. С. Елисеева и Е. В. Хрунова, совершивших первую в мире стыковку двух пилотируемых космических аппаратов «Союз-4» и «Союз-5». Маршрут пролегал по Киевскому шоссе, Ленинскому проспекту, Большой Якиманке и улице Боровицкой. Температура воздуха −30°. Недалеко от Кремля, у кинотеатра «Ударник», кортеж совершил остановку для пересадки космонавтов из закрытой машины в открытую, чтобы собравшиеся на тротуарах Якиманки и Боровицкой граждане могли лучше видеть своих новых героев космоса. После пересадки порядок расположения экипажей не изменился, но была уменьшена скорость движения. Во главе кортежа клином двигались 7 мотоциклов. За ними следовал ЗИЛ-111Д с водителем, офицером охраны и космонавтами Шаталовым, Волыновым, Елисеевым, Хруновым. Во второй машине ЗИЛ-111 находились водитель — старший сержант Илья Жарков, рядом с водителем охранник — капитан 9 отдела КГБ Герман Романенко, и четыре космонавта: слева, за водителем, — Алексей Леонов и Георгий Береговой, справа, за охранником, — Валентина Терешкова и Андриян Николаев. Третьим автомобилем был ещё один ЗИЛ-111, четвёртым ехал лимузин ЗИЛ-114 (1967 года) с генсеком Л. И. Брежневым. Далее следовало ещё несколько представительских автомобилей. Первые пять лимузинов с обеих сторон сопровождались мотоциклами почётного мотоэскорта по 2 на каждую машину.

В 14 ч. у Боровицкой башни раздаются крики из толпы: «Едут!». Кортеж начал въезжать через арку башни в Кремль. Когда в ворота въехала вторая машина, стоявший на удалении двенадцати метров и справа от ворот молодой человек в форме сержанта милиции высунул из рукавов шинели два заранее спрятанных пистолета Макарова (калибр 9 мм) и начал быстро стрелять по ней. Услышав звуки стрельбы и попадающих в машину пуль, космонавты пригнулись, а охранник Романенко скомандовал водителю быстрее уезжать. Но машина вместо ускорения начала плавно замедляться, съезжая с дороги вправо. Так машина проехала метров 30, пока Романенко не остановил её ручным тормозом. Водитель Илья Ефимович Жарков был смертельно ранен в шею. В тот день он, по просьбе начальства Гаража особого назначения, подменял своего заболевшего коллегу. Леонову пуля прошила шинель, Берегового сильно посекло осколками стекла, а Николаеву пуля процарапала спину.

В это время первая машина и сопровождавшие её 9 мотоциклов продолжили движение. Стоявшие в первой машине космонавты обернулись назад на звуки стрельбы. Один из догнавших их со стороны обстрела мотоциклистов старший сержант 9 отдела КГБ Василий Зацепилов был ранен в левое плечо, когда временно закрывал обзор Ильину. Стрельба прекратилась только после того, как Ильин полностью разрядил магазины пистолетов. Далее, младший лейтенант «9-ки» Ягодкин, подбежав к Ильину, приёмом самбо сбил его с ног. Ильин упал на тротуар и потерял сознание. Машины кортежа объезжали с двух сторон обстрелянный лимузин. Две машины, ехавшие за лимузином Брежнева, остановились около обстрелянной, чтобы увезти космонавтов. Через средства связи была объявлена боевая тревога. Кремль полностью перекрыли для выявления возможных сообщников Ильина.

После фиксации обстановки на месте происшествия, задержанного (в бессознательном состоянии) увезли в медслужбу Арсенала Московского Кремля. Там Ильина привели в чувство и допросили. На один из вопросов офицера кремлёвской охраны Владимира Редкобородова Ильин ответил примерно следующее: «Я из династии Романовых. Приехал в Москву, чтобы убить генерального секретаря». В ходе следствия Ильин заявил, что был воодушевлён поступком убийцы Президента США Кеннеди. Что касается выбора цели для обстрела, то по словам Ильина, он выбрал вторую машину не из-за схожести лица космонавта Берегового с лицом Брежнева, как ошибочно думали многие, а исключительно положившись на свою логику. Ильин не высматривал лиц пассажиров сквозь стёкла лимузина. Просто он думал, что Брежнев едет во второй машине. По итогам следствия, 12 пуль попали в машину, ранив двоих пассажиров и убив водителя, 1 пуля ранила мотоциклиста, 1 пробила будку охраны, две улетели выше цели.

По прибытии во Дворец съездов, Брежнев успокоил космонавтов, сказав им, что убить пытались вовсе не их, а его — генерального секретаря ЦК КПСС. Брежнев был настолько потрясён случившимся, что не смог сам открыть торжественное мероприятие. Со своей поздравительной речью он выступил только после того, как узнал из записки о поимке преступника.

Так как происшествие частично было показано в прямом эфире советского телевидения, засекретить его не удалось. Виктор Ильин был признан невменяемым и приговорён к длительному принудительному психиатрическому лечению. По официальной версии Ильин покушался на космонавтов.

Допущенные ошибки службы охраны

Машины не были бронированными, из-за того, что генсек обожал быструю езду и не любил тяжёлые, инертные пуленепробиваемые автомобили. Для дежуривших на Боровицкой улице офицеров КГБ и милиционеров «сержант милиции» Ильин не был знаком, но этому не придали значения, понадеявшись на то, что его знают сотрудники одного из двух отделений милиции, одновременно дежуривших в районе Кремля. Милиционеры оцепления не смогли быстро среагировать на действия Ильина, из-за того, что все стояли лицом в сторону приближения кортежа, вместо того, чтобы стоять лицом к зрителям, наблюдать за ними и друг за другом. При втором варианте расстановки, поворот хотя бы головой кого-либо из постовых в сторону кортежа может расцениваться как нарушение либо незнание инструкции, что увеличивает шансы на предотвращение покушения.

Кортеж первого секретаря ЦК КПБ, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Петра Машерова

04.10.1980, 14:35. БССР, трасса Москва—Минск у поворота на птицефабрику. Направление: от Минска к Жодино. Первой ехала машина сопровождения ГАЗ-24 «Волга» белого цвета, без цветографической схемы и спецсигналов, второй — основная машина ГАЗ-13 «Чайка» (госномер 10-09 ММП), третьей — машина ГАИ с включёнными спецсигналами. Скорость кортежа 100—120 км/ч, дистанция между машинами 60—70 метров. При приближении кортежа к двум ехавшим друг за другом по внешнему краю встречной полосы самосвалам, из-за первого самосвала МАЗ-503, принадлежавшего автокомбинату № 4 Минского городского управления грузового транспорта, резко выехал другой, ГАЗ-САЗ-53Б экспериментальной базы Жодино. Грузовик был гружён картофелем. «Прикрывающая» «Волга» успела объехать его справа, а основная «Чайка» врезалась. От сильного удара взорвался бензобак лимузина. Погибли все три человека, которые находились в нём: П. М. Машеров, сидевший рядом с водителем, его водитель Е. Ф. Зайцев и сотрудник охраны майор В. Ф. Чесноков. Водитель самосвала Николай Пустовит остался жив; был арестован и приговорён к 15 годам лишения свободы «за нарушение правил дорожного движения, повлёкшее гибель нескольких лиц». Некоторые из сторонников версии о подстроенной аварии заподозрили в качестве заказчика Юрия Андропова, основывая свои подозрения на следующих фактах: за две недели до гибели Машерова было заменено руководство КГБ в Минске. Также был переведён на другую работу руководитель личной охраны П. М. Машерова, тринадцать лет успешно обеспечивавший его безопасность. По показаниям Н. Пустовита, водитель тяжёлого самосвала МАЗ-503 Тарайкович вёл машину странно. Он не уходил в отрыв от машины Пустовита, но и не позволял ему обогнать себя, держа как бы на привязи, чтобы по условному сигналу спровоцировать ДТП, резко затормозив перед самосвалом и вынудив Н. Пустовита выехать на встречную полосу.

Допущенные ошибки службы охраны

Охраняемое лицо находилось на переднем сидении лимузина. Водителем у Машерова работал пенсионер с плохим зрением и подорванным здоровьем, который приходил на работу в широком плотном бандаже под рубашкой. Столкновение произошло практически на пересечении со второстепенной дорогой, на которую, при хорошей реакции, водитель мог увести машину, но не увёл. О выезде Машерова не сообщили в областную службу ГАИ, в результате чего на трассе не были выставлены милицейские посты. Головной машиной кортежа была обычная, ничем не выделяющаяся из общего потока, белая «Волга» без спецсигналов.

Кортеж главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова

Основная статья: Покушение на Евкурова

22.06.2009, 8:40. РФ, Ингушетия, Назрань, 425-й км федеральной трассы «Кавказ», микрорайон «Центр-КамАЗ». Направление: г. Магас. Кортеж: головная — полицейская машина типа седан, основная — бронированный седан «Мерседес-Бенц W220», прикрывающая — бронированный джип «Тойота». В основной машине сзади, рядом с Ю. Евкуровым, ехал начальник службы охраны главы Ингушетии, его младший брат Увайс Евкуров, рядом с водителем Рамзаном Евкуровым сидел личный телохранитель главы республики Мустафа Котиев. За одним из регулируемых сотрудником ДПС поворотов, террорист-смертник на чёрной «Тойоте Камри» (с московскими номерами) развернулся с обочины встречной полосы на маршрут кортежа непосредственно перед его приближением. После того, как расстояние между машинами кортежа и террориста сократилось, одна из машин сопровождения начала по инструкции оттеснять машину террориста к обочине. Но водитель «Камри» совершил манёвр и въехал в середину кортежа, после чего прогремел взрыв. Мощность взрыва составила не менее 70 кг в тротиловом эквиваленте. Водитель и пассажиры получили осколочные ранения и ожоги. Юнус-бек Евкуров, Увайс Евкуров и Рамзан Евкуров благодаря усилиям врачей выжили. Телохранитель Мустафа Котиев, пострадавший сильнее остальных, скончался по пути в больницу.

Допущенные ошибки службы охраны

Недостаточно высокая скорость движения кортежа. Отсутствие в кортеже машины с тонированными стёклами, дублирующей основную. Участок трассы «Кавказ» во время проезда главы Ингушетии не перекрывают, машины сопровождения лишь оттесняют посторонние автомобили к обочине. Водитель автомобиля прикрытия не сбил с дороги машину террориста, который не прижался к обочине.

> См. также

  • Кортеж Президента России
  • Кавалькада
  • Конвой
  • Эскорт
  1. Кортеж // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Кортеж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  3. Транспортная процессия (скорбный кортеж). — http://www.xn—-7sbb4abimckhmq1ao9o.xn--p1ai/processiay.html
  4. William Snyder. The Anatomy of a Motorcade, From Sweepers to Rear Guard. — http://archive.wired.com/culture/culturereviews/magazine/16-09/pl_motor.
  5. Никита Афанасьев. «Срочно! Президентский кортеж вывели из-под огня». (недоступная ссылка) // kp-avto.ru
  6. Убийство Джона Кеннеди. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_Джона_Кеннеди.
  7. Техасское школьное книгохранилище. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Техасское_школьное_книгохранилище.
  8. Самые известные авто в мировой истории. — http://novosti-n.org/ukraine/read/82982_p.html.
  9. Энциклопедия Смерти. Хроники Харона. Часть 2: Словарь избранных Смертей. — http://bibliotekar.ru/haron/55.htm.
  10. Покушение на Брежнева: как лейтенант Ильин расстрелял автомобиль с космонавтами // Новости дня «ДеньОнлайн». — URL: http://dayonline.ru/society/photo/pokushenie-na-brezhneva-kak-leytenant-ilin-rasstre-34212#.
  11. Кремль-9. Пули для Брежнева : док. фильм / авт. Сергей Медведев; реж. Андрей Новиков; Компания РТС; ФТМ Энтертейнмент Лимитед. — М.: Телекомпания «Останкино», 2000. — 1 видеофоногр. (38 мин.).
  12. Живая история. Покушение на Брежнева : док. фильм / авт. Сергей Медведев; реж. Наталья Шиверская; Телекомпания «Останкино». — СПб.: «Петербург — 5 канал», 2008. — 1 видеофоногр. (46 мин.).
  13. 100 великих тайн советской эпохи / Авт.-сост. Н. Н. Непомнящий. — М.: Вече, 2011. — 432 с. — (100 великих). — ISBN 978-5-9533-6008-1.
  14. Машеров, Пётр Миронович. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Машеров,_Пётр_Миронович.
  15. Покушение на Евкурова: преступники знали схему охраны президента. — http://ria.ru/incidents/20090623/175163100.html.
  16. Покушение на Евкурова. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Покушение_на_Евкурова.
  17. Видеозапись покушения на Юнус Бека Евкурова. — https://www.youtube.com/watch?v=-wQPz8uzY40.
  18. Покушение на Юнус-Бека Евкурова президента Ингушетии. — https://www.youtube.com/watch?v=A4-ieR4eNo4.
  19. Евкуров поправится в течение месяца. — http://www.infox.ru/authority/mans/2009/07/04/YEvkurov_popravitsya_print.phtml

Литература

  • Кортеж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Кортеж // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • 100 великих тайн советской эпохи / Авт.-сост. Н. Н. Непомнящий. — М.: Вече, 2011. — 432 с. — (100 великих).
  • William Snyder. The Anatomy of a Motorcade, From Sweepers to Rear Guard. — http://archive.wired.com/culture/culturereviews/magazine/16-09/pl_motor.
  • Motorcade. — https://en.wikipedia.org/wiki/Motorcade.
  • Царский транспорт. — http://faithru.livejournal.com/91151.html.
  • Никита Афанасьев. Срочно! Президентский кортеж вывели из-под огня. — http://kp-avto.ru/article/7433/ (недоступная ссылка).
  • Гасан Ширинов снова во главе кортежа президента. — http://haqqin.az/news/28752.
  • Глава МВД запретил перекрывать дороги для кортежей руководства полиции. — http://izvestia.ru/news/530889.
  • Президентские «Байкеры»: мотоциклетный кортеж предотвращает аварии и спасает честь страны. — http://www.kp.ru/daily/23021/3330/.
  • На чём ездит президент. — http://www.kp.ru/daily/23644.4/48956/.
  • Сопровождение автомобиля, требования и подготовка водителя. — http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=72506.
  • Требования к подбору автомобилей в составе кортежа. — http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=12670.
  • Царский гараж. http://www.nika-limuzin.ru/interesting/history/soviet/cesar/.
  • Пять человек погибли, ещё 24 ранены в результате атак на гражданский кортеж в Никарагуа. — http://russian.cri.cn/841/2014/07/21/1s518706.htm.
  • Транспортная процессия (скорбный кортеж). — http://www.xn—-7sbb4abimckhmq1ao9o.xn--p1ai/processiay.html.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать статью.