Тест зимних шин 2018

За рулем: Тест шипованных зимних шин размера 195/65 R15 (2018)

В этот раз мы выбрали одну из самых ходовых размерностей — 195/65 R15, которая подходит многим небольшим и недорогим автомобилям. Разные рынки, разное понимание продукта, разные конструкторские школы. Что отличает шины с Востока и Запада друг от друга, в чем их сильные и слабые стороны и на что обратить внимание российскому покупателю?

Восток

Свежая модель Bridgestone Blizzak Spike-02 — самая дорогая в восточной команде (цена 3650 рублей), но дешевле европейских грандов.

Другая новинка, Hankook Winter i*Pike RS2, — шина с увеличенным количеством шипов и обновленным рисунком протектора. Она сменяет модель Winter i*Pike RS. В этом году появится в России в 57 размерностях — от 155/65R 13 до 255/40 R19.

Новая шина Toyo Observe Ice-Freezer пришла на смену модели Observe G3-Ice и будет доступна на рынке этой осенью, пока в 16 размерах — от 14 до 19 дюймов. В резиновую смесь входит диоксид кремния, обеспечива­ющий эластичность на морозе, и микрочастицы скорлупы грецкого ореха для дополнительного сцепления на льду.

Еще одна модель с японскими корнями, ныне выпускаемая в России, — Firestone Ice Cruiser 7. Раньше эта шина носила индекс 7000 и относилась к линейке бренда Bridgestone.

Следующий игрок из Японии — Nitto Therma Spike, «родственник» бренда Toyo. Эти шины второй раз принимают участие в наших тестах и характеризуются как недорогие, со скромными характеристиками.

Новая шина GT Radial IcePro 3, пришедшая на смену модели GT Radial Champiro IcePro, разработана в собственном центре исследований и разработок в Ганновере. А бренд GT Radial принадлежит развивающейся международной компании Giti, базирующейся в Сингапуре. Новинка доступна в 22 размерностях — от 175/65 R14 до 225/60 R17. Шины, участвующие в тесте, произведены в Китае.

Запад

В западной команде новинок нет, но игроки невероятно сильны, поскольку большинство из этих шин производители ежегодно обновляют.

Nokian Hakkapeliitta 9, самая дорогая шина на отечественном рынке, — единственная в мире имеет шипы двух разных типов.

Сontinental IceContact 2 — тоже единственный и неповторимый: его «гвóздики» вклеены в протектор, а потому держатся в нем очень прочно.

Из шин подешевле — Goodyear UltraGrip Ice Arctic, не раз занимавший призовые места в наших тестах, и Pirelli Ice Zero.

Замыкают состав западной сборной два прямых конкурента, представители второго эшелона компаний Continental и Nokian — соответственно модели Gislaved Nord*Frost 200 и Nordman 7.

Golf на одном из наиболее интересных участков трассы. Подъем в гору с полным газом на второй передаче, небольшой трамплин с мягким левым поворотом — и сразу крутой правый

Кошкин дом

Рулетка, ежегодно определяющая место проведения наших тестов зимних шин, в этот раз указала на полигон компании Continental. Расположен он в Швеции, рядом с маленьким городком с мурлыкающе-урчащим названием Арвидсьяур — прямо какой-то «кошкин дом».

Памятуя прошлогодний погодный апокалипсис в Швеции с внезапным февральским потеплением, решили начать тесты пораньше — в середине января. И погода не подвела: во время испытаний стояли морозы от -7 до -14 °C.

В тестах нам помогали два хэтчбека Volkswagen Golf. На черный мы возложили основную часть рутинной работы — он елозил по льду и снегу, фиксируя встроенной аппаратурой VBOX время разгона и величину тормозного пути. Красный выполнял более творческие задачи, участвуя в оценке управляемости и курсовой устойчивости, поскольку на нем можно было полностью отключить систему стабилизации с помощью специальной программы.

Из-за скромных размеров замерзшего озера мы оцениваем разгон на льду до скорости 20 км/ч, а тормозим с 20 до 5 км/ч

Черная работа

Первым в работу вступает черный Golf, у которого задействована и антиблокировочная система, и противобуксовочная. Начинаем с разгона и торможения на льду на небольшом замерзшем озере, повторяя заезды по восемь-десять раз для каждого комплекта шин. Через два-три тестовых комплекта — замеры на базовых (референтных, как говорят шинники) шинах: без них не обойтись.

Замеры на разных покрытиях различаются «верхним» скоростным лимитом, который служит максимальным значением скорости при разгоне и начальным — при торможении. На льду эта величина составляет 20 км/ч, а на снегу — 40 км/ч, поскольку скромная ледовая площадка много меньше снежной. Пересчитав результаты с учетом поправок, определенных с помощью референтных шин, получаем лидеров и аутсайдеров в этих упражнениях.

Настоящий сюрприз выдал Hankook, который порвал традиционных лидеров. Невероятно, но на этих шинах Golf разгоняется и тормозит на льду даже лучше, чем на Континентале и Nokian. Для разгона с места до 20 км/ч Гольфу на шинах Hankook потребовалось лишь 4,1 секунды, а тормозной путь с 20 до 5 км/ч составил 6,6 метра. Самый затяжной разгон получился на покрышках Gislaved: 5,9 секунды. Близкий результат, 5,8 секунды, получен на шинах GT Radial и Firestone. Хуже всего Golf замедлялся на шинах GT Radial: тормозной путь составил 8,7 метра.

Самый быстрый разгон на снегу до 40 км/ч обеспечили шины Continental с показателем 5,9 секунды, а Hankook уступил им лишь одну десятую! Медленнее всех — шины GT Radial.

В торможении на снежном покрытии Hankook вырвался вперед. Чтобы замедлить Golf с 40 до 5 км/ч, этим шинам хватило 16,9 метра. Второе место — у Гиславеда: 17,2 метра. Последними в торможении оказались Firestone и GT Radial: 19,1 и 19,0 метра соответственно.

Завершаем серию испытаний на льду замером времени прохождения круга, которое характеризует поперечное сцепление. Continental сохранил лидерство, пробежав круг за рекордные 15,6 секунды. Ближайшим соперникам — а это Hankook, Nokian и Gislaved — потребовалось на полсекунды больше. Медленнее всего — за 18,0 секунды — машина прошла круг на шинах Bridgestone.

На трассе оценки управляемости на льду после каждого комплекта шин «щетка» очищает покрытие от ледяной крошки. Чем чище лед, тем точнее результаты оценки

Красным по белому

Освободившиеся после замеров шины занимают свое место на красном Гольфе — будем оценивать управляемость на снежном покрытии и на льду.

Тестовая трасса великолепна: повороты разного радиуса, от ходовых до затычных, прямики, позволяющие дотянуть стрелку спидометра до 80 км/ч, подъемы и спуски, то разгружающие колёса, то прижимающие их к «дороге».

Родилась идея оценить шины в двух разных режимах движения. Первый — едешь быстро, но ограничиваешь скорость в поворотах начальной фазой скольжения. Результаты езды в таком стиле наверняка заинтересуют большинство водителей. Второй режим — для любителей поскользить: почти не снижать скорость перед поворотами, заправляя машину в вираж боком. Мы и раньше оценивали поведение шин и в том и в другом режимах, только оценку ставили усредненную.

Электронику отключаем, чтобы отловить особенности поведения автомобиля на разных шинах.

В обычном режиме испытателей порадовала управляемость Гольфа на шинах Nokian и Pirelli. Эксперты, не найдя поводов для замечаний и отметив четкие реакции, поставили им по восемь баллов. Continental, Hankook, Nordman с учетом небольших ремарок получили по 7,5 балла. Примечательно, что у Гольфа, обутого в шины Hankook и Nordman, незначительные задержки в реакциях и недостаточная информативность рулевого управления возникают при повороте руля на углы до 90 градусов, но при увеличении углов реакции и информативность улучшаются, а с шинами Continental — наоборот.

«Шиповки» Firestone собрали претензий больше других: значительные задержки в реакциях, нестабильное поведение. Водитель может задать лишь приблизительное направление движения, но никак не точную траекторию. Шесть баллов — максимум.

При активном стиле вождения почти половина испытуемых отметилась небольшим замедлением реакций и ухудшением информативности рулевого управления при переходе в скольжения, что снизило оценку на полбалла. Восьми баллов удостоились лишь шины Nokian, сохранившие четкость реакций даже в глубоких скольжениях. Приемлемую стабильность реакций продемонстрировали Gislaved, Nordman и Toyo — на них не страшно слегка перебрать со скоростью в скользком повороте.

Легче всего поскользнуться на шинах Firestone. В поворот Golf приходится буквально зашвыривать, совершая набор «колдовских» действий рулем и газом. Активно ехать архисложно, поскольку требуется постоянно крутить баранку в разные стороны, так как в скольжениях реакции на действия рулем практически пропадают.

Ехать активно не понравилось также на Бриджстоуне (снизили оценку на 1 балл) и, как ни странно, на Pirelli (снизили на полтора балла). На обеих шинах Golf продемонстрировал ухудшение информативности и реакций, вынуждающее значительно активнее работать рулем, а на Pirelli — еще и рваное, нестабильное поведение. Странно, ведь ранние модели зимних шин этой компании всегда служили и для нас, и для многих шинников эталоном управляемости.

Ледовая трасса понравилась не меньше снежной. Она не горизонтальна, а расположена под наклоном, поскольку залита на склоне. Потому на одной половине двигаешься с разгруженными задними колесами, провоциру­ющими занос, а на другой — с недогруженными передними, инициирующими снос. Это помогает лучше понять особенности поведения тех или иных шин.

Высший балл на льду заслужила Nokian: автомобиль рулится без проблем в любых режимах. Небольшие помарки отмечены на шинах Continental, Gislaved, Hankook и Nordman, потому их оценки снижены до 7,5 балла.

Будучи обутым в шины GT Radial, Golf движется как в невесомости — словно не действуют никакие горизонтальные силы. Поскальзывается очень рано, хотя и сползает в сторону плавно (это единственный плюс), и плывет очень долго, не реагируя на действия рулем.

Firestone держит водителя в еще большем напряжении: максимум адреналина вырабатывается даже при включенной системе стабилизации. Срывы в скольжения происходят неожиданно, скользит машина чрезвычайно долго… Возникает ощущение, что сцепление исчезло вообще.

Тяжелая металлическая решетка, которую таскает за собой полноприводный пикап, разравнивает после испытаний каждого комплекта шин поверхность трассы для оценки управляемости на снегу

Осторожно — йети!

Снежное плато — огромный прямоугольник, примерно четыреста на сто метров, разделенный снежным бруствером на два независимых узких и длинных прямика. Их хватает, чтобы разогнаться до 100 км/ч и оценить курсовую устойчивость и поведение машины при мягком перестроении. А ширины достаточно, чтобы проверить управляемость при выполнении переставки. С первого дня мы отгородили конусами вдоль центрального барьера полоску метра три шириной, запретив ее чистить. Через неделю на ней скопился слой снега глубиной около 20 сантиметров — то, что нужно для оценки проходимости.

Спустя пару часов после того, как красный Golf с отключенной системой стабилизации выехал на тестовую трассу, к нам вдруг подошел Франк Дегонир (инженер Континенталя, отвечающий за проведение замеров и измерительную аппаратуру) и с абсолютно серьезным лицом спросил: «Вы знаете, что здесь йети появился? Прямо перед красным Гольфом выскочил! Но Антон успел от него увернуться, только снег на капоте остался. Иди посмотри!».

Оказывается, Golf во время оценки курсовой устойчивости на шинах Firestone крутануло так, что он пробил снежный бруствер и вылетел на соседнюю полосу. А испытатели Континенталя любой инцидент на тестах, заканчива­ющийся контактом со снегом, именуют «йети». В общем, Firestone за курсовую устойчивость на снегу заработал низший балл: при попытке плавного перестроения или объезда препятствия возникает резкий занос и опасно долгое скольжение в сторону без возможности подправить траекторию. Другими шинами «йети» не прельстился. А лучше других прямую на снегу на высокой скорости Golf держал на шинах Nokian и Pirelli.

Переставка, или резкая смена полосы, — маневр, традиционный для российских водителей. При выполнении переставки мы оцениваем, как Golf реагирует на резкие повороты руля и насколько предсказуемо себя ведет. Максимальную оценку в этом упражнении эксперты поставили шинам Nokian: небольшой, хорошо понятный, мягкий занос на предельной скорости, требующий незначительной корректировки, чтобы удержать автомобиль на желаемой траектории.

Худшими и тут оказались шины Firestone: они непригодны для опасных маневров. При резких действиях рулем дело заканчивается сносом, распрямляющим траекторию. При более плавной работе баранкой передние колёса успевают зацепиться за снег, но задние резко срываются в долгое боковое скольжение, закручивая машину.

Проходимость

Тест на проходимость актуален как для российской глубинки, так и для больших городов. Мы оцениваем не только способность шин грести по снегу, — важно, насколько легко водитель без специальных навыков внедорожной езды может преодолеть снежную преграду.

В глубоком снегу шины Goodyear — вне конкуренции: гребут хоть вперед, хоть назад, надо просто жать на педаль газа. На полбалла отстают Nokian: гребут не по-тракторному, но всё равно хорошо. По восемь баллов зарабатывают Continental и Nordman. Самые неудачные шины для глубокого снега — GT Radial. На них Golf неуверенно трогается, рыскает из стороны в сторону, неохотно маневрирует и нехотя двигается задним ходом.

Герой зимы

Лидером снежно-ледовых тестов становится шина с Востока — Hankook Winter i*Pike RS2. Она не только опередила в зимних дисциплинах всех земляков, но и подвинула «западников» — даже таких грандов, как Continental и Nokian, занявших в «белых» тестах лишь второе и третье места соответственно.

Pirelli — на четвертом месте, затем идут Nordman и Goodyear, а Gislaved — на седьмой позиции.

За ними следуют прочие шины с Востока: Bridgestone, Toyo, Nitto, а также Firestone и GT Radial, показавшие самые слабые результаты.

Отсрочка до весны

В середине апреля снег полностью сошел с асфальта скоростной дороги вазовского полигона близ Тольятти. Выбрав безветренную погоду, мы продолжили тесты «шиповок» — теперь уже на асфальте. Первым делом оценили влияние шин на экономичность Гольфа, совместив эти замеры с оценкой курсовой устойчивости и комфортности.

Начали с прогревочного десятикилометрового круга по скоростной дороге на скорости 130 км/ч (максимум, разрешенный на наших дорогах). Замеры проводили на двухкилометровом горизонтальном прямом участке скоростной дороги.

В безветренную погоду результаты замеров «ложатся» практически один в один — с отклонением не более 0,1%, что в двадцать раз меньше общепринятых в шинных тестах двух процентов. Но через каждые три проверенных комплекта приходится повторять заезды на базовой шине. На сопротивление качению заметно влияет температура асфальта. Результаты, полученные на референтной шине, помогают определить «реперные точки», а уже по ним уточняем полученные данные и, при необходимости, пересчитываем.

На асфальте Golf лучше всего держит курс на покрышках Gislaved и Pirelli: реакции четкие, почти как у летних шин. Хуже остальных — «восточные гости» Bridgestone, Nitto и Firestone. На «бридже» у Гольфа руль стал тяжелый, вязкий и неинформативный. Поведение автомобиля на Nitto и Firestone схоже: в околонулевой зоне проявляется низкая информативность, при корректировке курса баранку приходится поворачивать на значительные углы. При выходе из околонулевой зоны реакции становятся неприятно резкими — при низкой информативности это чревато перекручиванием руля, что может спровоцировать занос.

Звание самых экономичных завоевали шины Nokian: обутый в них Golf показал лучшие результаты на городской и загородной скоростях.

Для замеров мы использовали комбинацию измерительного комплекса VBOX и устройства Hentschel Digitalker, которое позволяет при испытании шин считывать результаты замеров в онлайн-режиме

Торможение и комфорт на асфальте

Оценку комфортности продолжаем на второстепенных дорогах полигона, практически не отличающихся от многих российских трасс: ямы, вспученные трещины, швы.

Тише всех оказались шины GT Radial, Hankook и Nokian, а самые шумные — Firestone, который гудит, как катящаяся по асфальту шестеренка. По плавности впереди — те же GT Radial и Hankook, причем компанию им составил Nitto. Самый жесткий — вновь Firestone, подробно передающий вибрации от дорожных неровностей на пол кузова и даже на водительское сиденье.

Завершающие упражнения — оценка тормозных свойств на сухом асфальте и на мокром. Дорожки предварительно зачищаем десятком торможений на незачетных шинах. Тормозим на каждом комплекте зачетных шин по четыре-шесть раз: по сухому асфальту — с 80 км/ч, по мокрому — с 60 км/ч, чтобы сберечь протектор от повреждений. Зачетная скорость, вплоть до которой измерительный комплекс VBOX производит замер тормозного пути, составляет 5 км/ч — на меньшей АБС допускает кратковременную блокировку колес, что отрицательно сказывается на точности результатов.

На сухом асфальте самый короткий тормозной путь, 30,3 метра, получился на шинах Gislaved, самый длинный — на «бридже»: 33,5 метра. Разница составляет 10,5%. На мокром впереди всех вновь Gislaved с показателем 17,8 метра, а замыкающий — Nitto с результатом 21,7 метра, что практически на 20% слабее.

«Черные» тесты

На асфальте уверенно победил Gislaved Nord*Frost 200. За ним расположились европейские шины Pirelli, Nokian и Goodyear. Восточные пробились лишь на пятую позицию, и занял ее GT Radial IcePro 3. Далее следует последняя пара из европейской команды: Continental занял шестое место в «асфальтовом» списке, непосредственно перед середнячком Nordman. Лидер «белого» списка Hankook на асфальте, увы, не смог подняться выше десятого места. Замыкают «черный» рейтинг Bridgestone и Nitto.

Итоговые баллы

Итак, победу с результатом 915 баллов одержали шины Nokian Hakkapeliitta 9. Они самые сбалансированные — в любых условиях понравятся всем водителям, независимо от подготовки и стиля езды.

Второе и третье места поделили Hankook Winter i*Pike RS2 и Continental IceContact 2, набравшие по 905 баллов. Ну что сказать о корейских шинах? Лучший результат и на снегу, и на льду, самые комфортные, экономичные, но — сдача позиций на асфальте. Их мы рекомендуем тем, кто пользуется в основном «белыми» дорогами. Continental показал второй результат в «белых» тестах, но в остальных номинациях выступил середнячком. Свои лучшие качества проявит на заснеженных и обледенелых дорогах.

Четвертую строчку нашего рейтинга занимает Pirelli Ice Zero — 888 итоговых баллов означают, что это очень хорошие шины. Сильны на асфальте, не подведут на снегу и льду, помогут экономить горючее. Разве что комфортность езды оставляет желать лучшего.

Goodyear UltraGrip Ice Arctic (877 баллов) на асфальте выступил успешнее, чем в ледовых и снежных дисциплинах. Эти шины всё еще имеют право называться очень хорошими, но медленно сдают позиции — опустились на пятое место, а несколько лет занимали третье. Но если нужны шины-вездеходы — это лучший выбор.

Для бренда второго эшелона шестое место (874 балла) шин Nordman 7 и звание очень хороших можно считать отличным результатом. Универсальные шины средней руки для любых условий, а на снегу могут ­порадовать даже дрифтеров.

Gislaved Nord*Frost 200 уступил всего четыре балла своему прямому конкуренту Нордману. Показатели на «белых» дорогах средние, зато на асфальте Gislaved — в лидерах. Это лучший выбор для городских дорог, очищенных от снега и льда. Правда, не блещут экономичностью и комфортностью.

С восьмого места начинается сплошь восточная территория. Bridgestone Blizzak Spike-02 набрал в тесте 847 баллов — по нашей классификации это хорошие шины. На снегу и льду выглядят середнячками, но озоровать не позволят. По комфортности и топливной экономичности сравнимы с «младшим братом» Firestone Ice Cruiser 7, а на асфальте даже чуть слабее.

На девятой позиции — новые шины Toyo Observe Ice-Freezer с 840 баллами. Безусловные плюсы — стабильность результатов на разных покрытиях и приличный уровень комфорта.

Замыкает десятку Nitto Therma Spike с итоговой оценкой 821 балл. Такое же скромное место — в «белом» рейтинге. Эти шины экономичны, обеспечивают средний уровень комфорта… и последнее место на асфальте.

Шины GT Radial набрали 811 баллов. И оказались на последней строчке рейтинга, составленного на «белых» дорогах. По снегу и льду на них допустимо передвигаться без спешки, причем только на автомобилях, оснащенных электронными помощниками. А вот по асфальтовым дорогам эти шины позволят ездить уверенно и обеспечат высокий уровень комфорта.

Двенадцатое место и лишь 788 баллов — у шин Firestone Ice Cruiser 7. По современным меркам это очень слабые шины для зимних дорог, не рекомендуются для автомобилей без АБС и системы стабилизации. Ездить на них следует очень аккуратно, без попыток хоть немного поскользить. А вот на сухом асфальте они тормозят лучше, чем родственный Bridgestone Blizzak Spike-02, и могут посоревноваться с ним в комфортности и экономичности.

С оглядкой на кошелек

Хорошие шины стоят немалых денег. Как найти оптимальный баланс между важнейшими свойствами и ценой? Можно ориентироваться на «стоимость» каждого балла из набранных той или иной шиной. По этому параметру лидирует GT Radial IcePro 3: каждая потраченная на эту шину тысяча рублей обернется 312 итоговыми баллами. Чуть менее выгодная покупка — Nitto Therma Spike и Toyo Observe Ice-Freezer.

В середине списка — шины Nordman 7 и Gislaved Nord*Frost 200. А замыкают рейтинг «цены/качества» Bridgestone Blizzak Spike-02, Continental IceContact 2 и Nokian Hakkapeliitta 9. Хорошо задешево не бывает.

Расстановка шин по соотношению цены и качества

Запад непобедим?

В нашем тесте европейские шины оказались сильнее восточных. Кроме Ханкука, ни одна из восточных шин не попала в первую половину «белых» результатов. Почему? В странах Востока применение шипованных шин запрещено — производители создают их для чужих рынков. Богатого собственного опыта эксплуатации таких шин нет. Hankook же пошел нетрадиционным путем — привлек к созданию новых продуктов опытных специалистов из успешных западных шинных компаний. Ведь зимние шины — архисложный продукт, сбалансированный под совершенно разные покрытия (лед, снег, сухой и мокрый асфальт), которые требуют конфликтующих между собой технических решений.

Восточные шинные производители смогут конкурировать с западными лишь тогда, когда поймут это и реализуют это понимание на практике. Hankook — яркий тому пример. А пока «восток» может привлечь покупателя лишь сладкими ценами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ

Таблица экспертных оценок

Зимние шины какие лучше выбрать: рейтинг 2017-2018

Пока автошколы аттестуют все новых и новых профессиональных водителей, производители машин и автоаксессуаров делают все, чтобы их карьера за рулем продвигалась максимально легко и комфортно. И если с маркой «железного коня», его габаритами и прочими характеристиками разобраться можно и не имея опыта на дорогах, то такой процесс, как «переобувка к зиме», например, поймет уже только тот, кто успел столкнуться со всеми его сложностями.

Чтобы подобрать для машины правильную зимнюю резину, которая позволит максимально безопасно управлять транспортным средством, не ударит по бюджету и не потребует замены в первый же сезон эксплуатации, следует запастись целым багажом специальных знаний. Или обратиться к уже готовым рейтингам зимних шин, которые ежегодно публикуют и авторитетные издания (отечественный «За рулем», немецкий ADAC), и отдельные эксперты, и «народное жюри», которое охотно высказывается на страницах форумов и любительских сайтов.

Совершенной объективности и беспристрастности от таких рейтингов ждать не приходится – в начале любых сводных таблиц обязательно указывается, что показатели усредненные, что есть свои погрешности и скидки на определенное моменты. Однако в целом картинка все равно станет понятной. Например, первые пятерки лидеров, как правило, всегда выпускники западных производителей. Российские заводы-изготовители, даже под прикрытием совместных разработок, пока в этой гонке отстают.

Шипованные и нешипованные зимние шины: какие лучше выбрать

Для начала определим, что зимняя резина получила свое название из-за целесообразности ее использования в холодное время года, когда дороги покрыты наледью и рыхлым снегом. Специальная «обувь» для машины обязана обеспечивать безопасное управление авто, улучшать сцепление с дорогой и проходимость.
Всего выделяют три вида зимних шин:

  • — шипованные скандинавского типа – средней жесткости, выдерживают и сплошной лед и рыхлый снег, и даже способны противостоять заносам на дорогах, наиболее подходящи для суровой зимы, снабжены небольшими частыми шипами и водоотводящими каналами, создают много шума и губительны для асфальтового покрытия;

  • — нешипованные скандинавского типа – из мягкой резины, хороши и для асфальта, и для льда со снегом, но имеют довольно длинный тормозной путь и низкую износоустойчивость, не справятся с серьезными заносами;

  • — нешипованные среднеевропейского типа – из жесткой резины, подойдут для расчищенных дорог и щадящей зимы с температурами около нуля, зато совсем нешумные.

Последние два варианта – это так называемые «липучки». Они не «вгрызаются в дорогу» за счет острых шипов, а «прилипают», улучшая сцепление с поверхностью и исключая потерю управления транспортным средством. Такие варианты, как правило, подходят и для мокрого и сухого асфальта, неплохо справляются с небольшими снежными препятствиями и льдом, но имеют и свои недостатки.

В основном, нешипованная резина – прерогатива мягкой зимы с околонулевыми температурами воздуха. Хотя и на суровых российских дорогах многие автопрофи отдают предпочтение именно таким колесам, только скандинавского типа. В числе из плюсов: короткий тормозной путь на льду, полный контроль над дорогой даже при небольшом стаже вождения в зимних условиях.

Michelin X-Ice Xi3

Это французский подарок для всех, кто готов бросить вызов зиме. Резина не боится суровых испытаний и отлично показала себя во всех тестах, в том числе и на российских дорогах.

Плюсы:

  • — обеспечивает мягкий ход;

  • — переживет и вожу, и снежную кашу, и слякоть;

  • — не создает лишнего шума;

  • — комфортная управляемость;

  • — предсказуема даже в самых тяжёлых условиях;

  • — долгий сок службы, высокая износоустойчивость;

  • — отличное сцепление с дорогой;

  • — без проблем трогается даже если процесс происходит на снежном подъеме.

Минусы:

  • — не предназначена для гололеда;

  • — слишком мягкая боковина.

Goodyear Ultra Grip Ice 2

Новинка в рейтингах прошлого сезона, быстро набравшая популярность и облюбованная российскими водителями за способность покорять заснеженные равнины легко и понятно и лучшую в своем сегменте стоимость. Средняя цена – 5600 руб.

Плюсы:

  • — уверенное торможение на снегу;

  • — отличный разгон;

  • — хорошее поперечное сцепление;

  • — управляемость без вопросов;

  • — курсовая устойчивость;

— доступная цена.

Минусы:

  • — тонкие боковины;

  • — уровень шума (особенно на неровных участках дороги).

В целом, зимние шины Гудиер хвалят гораздо чаще, чем ругают. За свою цену это, пожалуй, наиболее предпочтительный вариант для среднего бюджета.

Bridgestone Blizzak VRX

Титулованный японский производитель радует большой линейкой типоразмеров и крайне популярен у российских покупателей. В соотношении цена-качество тут тоже все в порядке, усредненная стоимость – 6700 руб.

Плюсы:

  • — комфортный мягкий ход;

  • — высокая проходимость;

  • — уверенное торможение в том числе и на сухом асфальте;

  • — крепкая боковина;

  • — не боится рыхлого снега;

  • — курсовая устойчивость.

Минусы:

  • — быстро истирается верхний слой;

  • — не предназначена для голого льда;

  • — на больших скоростях начинает «рыскать».

Yokohama Ice Guard IG50

Удачный ассиметричный рисунок, а также привлекательная цена и одна из самых широких размерных линеек возвели эти шины на высокий пьедестал популярности. Реальные отзывы по итогам эксплуатации также свидетельствуют, что это отличный выбор для российских дорог.

Плюсы:

  • — сглаживает неровности;

  • — комфортный уровень шума;

  • — хорошо справляется со снегом;

  • — хорошее управление на обледенелых дорогах;

  • — снижает расход топлива;

  • — доступная цена.

Минусы:

  • — давление постоянно требует внимания;

  • — при плюсовых температурах начинает «плавать».

Continental ContiVikingContact 6

В Европе у этой новинки от немецкого производителя только первые места в любых рейтингах и, надо признать, вполне заслуженные. В суровых условиях покрышки показали себя великолепно, однако российские автомобилисты обращают внимание еще и на доступность и износостойкость, а тут вся линейка Континенталь немного не дотягивает. Средняя стоимость – 8400 руб.

Плюсы:

  • — мягкий ход;

  • — бесшумная;

  • — изумительная курсовая устойчивость, в том числе и на заснеженных трассах;

  • — отличная управляемость;

  • — хорошо ведет себя на поворотах;

  • — уверенное торможение и на сухом асфальте;

  • — высокое качество;

  • — не коченеет на морозе.

Минусы:

  • — хороша только для мягкой зимы;

  • — большой износ;

  • — посредственная проходимость (мягкая резина способна не на многое).

Nokian Nordman RS

В рейтингах популярности эти шины занимают безусловно лидирующее место, что обусловлено во многом их стоимостью. Резина российского производства в среднем продается за 3200 руб., при этом обладает хорошей проходимостью и сносным качеством.

Плюсы:

  • — крепкие шины;

  • — хорошее сцепление с дорогой;

  • — износостойкие;

  • — предсказуемые, удобные в управлении;

  • — приемлемый уровень шума;- низкое сопротивление движению;

  • — цена.

Минусы:

  • — может «понести» при торможении перед светофорами;

  • — склонность к боковому сносу;

  • — низкая курсовая устойчивость.

Для опытных водителей, которые способны рассчитать погрешности погоды и покрытия, это наиболее приемлемый вариант, однако новичкам за рулем на таких зимних колесах может быть не очень комфортно.

Пять лучших шипованных зимних шин

В отличие от «липучек», снабженные шипами шины лучше больше травмируют асфальтовое покрытие и не годятся для езды по сухим дорогам без снега, однако в условиях российской зимы они, бесспорно, предпочтительнее. Мелкие зазубрины «вгрызаются» в дорогу, обеспечивая лучшее сцепление и большую безопасность даже в крутой гололед. Вот пять безусловных лидеров в данном сегменте:

С каждым из «лучших» представителей разберемся подробнее, с минусами и несомненными плюсами.

Gislaved NordFrost 100

Популярные в прошлых сезонах шины Nord Frost 5 были доработаны и снабжены новыми шипами, которые остаются на колесах даже после насыщенного периода эксплуатации и не спешат вылетать по пути. Технология называется TriStar CD и представляет собой твердосплавные вставки, прочные и износостойкие.

Плюсы:

  • — высокая надежность;

  • — хорошая проходимость;

  • — выдерживает испытания глубоким снегом;

  • — выдерживает испытания мокрым асфальтом;

  • — не теряет шипы;

  • — отличная управляемость;

  • — уверенное сцепление с любым покрытием дороги, включая гололед;

  • — мягкий ход;

  • — комфортный уровень шума.

Минусы:

  • — слишком мягкая боковина;

  • — европейское ограничение шипов (малое количество).

Nokian Hakkapeliitta 8 SUV

Победитель тестов на дорогах авторитетных автоизданий в 2014 году удерживает свои позиции и рейтинге лучших шипованных шин 2017-2018 года. Модель усилена арамидными волокнами и прекрасно подходит для суровой российской зимы, а широкий типоразмерный ряд только добавляет производителю популярности.

Плюсы:

  • — отлично справляется с водой и рыхлым снегом;

  • — уверенное сцепление даже на льду;

  • — усиленная боковина;

  • — хорошее торможение на сухом асфальте;

  • — шипы остаются на местах даже после сезона усиленной эксплуатации;

  • — тихий и комфортный ход;

  • — износостойкость;

  • — прекрасная управляемость в любую погоду.

Минусы:

  • — требует балансировки и обкатки;

  • — до обкатки может грешит повышенным шумом;

  • — не держит колею;

  • — дорогая (средняя цена 13400 руб.).

Goodyear Ultra Grip Ice Arctic

Главное отличие этой модели – оригинальная конструкция шипов. Именно они обеспечивают улучшенное сцепление с дорогой и делают покрышки идеальными для суровой зимы с наледью, твердым настом, глубоким снегом и прочими дорожными испытаниями.

Плюсы:

  • — хорошо переносит и воду, и рыхлый снег;

  • — идеальна для северных условий;

  • — довольно износостойкая;

  • — очень надежные шипы, нет потери;

  • — отменное торможение даже на голом льду;

  • — хорошая управляемость;

  • — комфортный уровень шума (но требует обкатки);

  • — превосходно «держит» дорогу;

  • — на асфальте не отличишь от летней.

Минусы:

  • — мягкая боковина;

  • — требует обкатки для регулировки шума;

  • — может скользить в колее.

Pirelli Ice Zero

Итальянцы подошли к созданию идеальных зимних шин со свойственным творческим порывом. В одной модели сошлись все инновации: особая резиновая смесь, специальные шипы с двойным сердечником, V-образный рисунок, многофункциональная дренажная система, повышенное количество ламелей. Однако до первых ступеней рейтинга покрышки не дотянули из-за неспособности справиться со снежной кашей и необходимостью долгой обкатке для устранения сильного гула.

Плюсы:

  • — отлично держит дорогу;

  • — прекрасная цепкость шипов;

  • — шипы сидят надежно;

  • — крепкие боковины;

  • — уверенное торможение на любом покрытии;

  • — доступная цена (средняя стоимость 8200 руб.).

Минусы:

  • — не переносит снежной каши;

  • — слишком мягкая при плюсовой температуре;

  • — требует обкатки для устранения неприятного гула.

Continental ContiIceContact

Идеальные покрышки для экстремальной зимней погоды. Хорошо «держат» дорогу, широкий топоразмерный ряд, отличные отзывы по итогам эксплуатации.

Плюсы:

  • — отлично держит траекторию;

  • — понятное управление;

  • — прекрасная проходимость;

  • — надежное сцепление и на люду и на снегу;

  • — уверенное торможение даже в дождь;

  • — высокое качество;

  • — практически бесшумная.

Минусы:

  • — при резком разгоне и экстренном торможении страдает курсовая устойчивость;

  • — боковины тонковаты;

  • — высокая стоимость (средняя цена – 7900 руб.).

Рейтинг лучших зимних шин: отзывы и советы тех, кто за рулем

Приведенный выше рейтинг отражает и мнения экспертов, и отзывы тех, кто эксплуатирует продукцию шинников непосредственно на дорогах страны. Однако и тут могут быть погрешности. Во-первых, это особенности местности и температурных условий. Каждый сезон отличается своими «особыми условиями», поэтому и рейтинги каждый год отражают изменившиеся реалии.

Кроме того, следует учитывать:

  • — особенности конкретного автомобиля;

  • — стаж и манеру вождения;

  • — характер зимних дорог;

  • — условия использования;

  • — типоразмер шин;

  • — индекс нагрузки;

  • — бюджет;

  • — дату изготовления.

Последняя, как правило штампуется на боковине и состоит из четырех цифр. Первые две – это неделя года, вторые – год выпуска. Чем старше шина, тем хуже ее характеристики, особенно если неизвестны условия ее хранения. В среднем, покрышки обладают сроком годности до 5-6 лет, соответственно покупать двух-трехлетнюю резину уже нецелесообразно.

Не лишним перед покупкой зимней резины будет и ознакомиться с реальными отзывами автовладельцев, которыми они охотно делятся на тематических форумах. Вот, например, некоторые из них.

Алексей, 9 лет за рулем: «После многих лет езды только на шипованных колесах, просто восхищен липучками Bridgestone Blizzak VRX. Взял на свой страх и риск. Оказалось, что и бесшумные, и дорогу держат, и по снегу гребут, и в управлении без претензий». Валентин Борисович, 21 год за рулем: «По цене и качеству выбрал Nokian Nordman RS – все устраивает доволен. Снежную кашу и лед выдерживает отлично, не заносит. В плюсовую температуру, правда, начинает плыть, но терпимо». Николай, 11 стаж вождения: «Мнение о резине Nokian Hakkapeliitta 8 SUV поменял после обкатки. Ни шума нет, ни заносов, ни других претензий. Тихие и комфортные покрышки, стоят своих денег». Елена, за рулем более 10 лет: «Сезон откатала на Gislaved NordFrost 100. Ни один из шипов не выпал, хотя я принципиально пересчитывала. Шины хорошо показали себя и на твердой снежной корке и на льду, не подвели в течение всей зимы. Немного шумные за счет шипов, но терпимо». Григорий, водитель с 20-летним стажем: «Попробовал новинку — Goodyear Ultra Grip Ice Arctic. Для асфальта мягковата, зато в суровые температуры самое оно. Требует небольшой обкатки. Хороша в глубокий снег и на льду».

Рейтинг лучших зимних шин 2017-2018 от журнала «За рулем»

Нельзя обойти вниманием и традиционный ежегодный тест-драйв одного из самых авторитетных журналов для тех, кто любит экстремальное вождение. Издание «За рулем» опубликовало рейтинг лучших зимних шин 2017-2018 года с учетом обычных критериев: проходимость, тестирование в сложных условиях, инновации, особенности российской зимы и дорог.

В новом сезоне эксперты сместили акцент в выборе производителей с европейских на скандинавских. Это произошло не из-за простой прихоти, а связано с реалиями отечественных дорог. Мягкой зимы в России практически не бывает, дороги так хорошо, как в Европе, не чистят, соответственно и требования к покрышкам другие.

Вот лучшие шины для зимы по оценке журнала: Nokian, Continental, Goodyear. За ними в рейтинг попали Michelin, Pirelli и Hankook. Отдельной номинации за комфортный шум, а также соотношение цена-качество удостоились японские покрышки от Toyo. Положительных оценок удостоились также Cordiant и Dunlop, а вот южнокорейские Kumho в этот раз оказались внизу турнирной таблицы, плохо справившись с тестами.

Рейтинг зимних шин 2016-2017 и 2017-2018: особенности сезона

Для того, чтобы точно понять какие зимние шины купить, следует ориентироваться и на особенности конкретного сезона. Мягкой зимы на российских дорогах ждать не приходится, н она бывает сухой, практически бесснежной, напротив слякотной и мокрой, или морозной с наледью и гололедом.

Перепады температур, резкую смену погоды и прочие неприятности шинам тоже предстоит переживать уже на дорогах, так что знать их точные характеристики и предполагать, как они поведут себя в пути будет не лишним.
Полагаться на высокую износостойкость тоже опрометчиво. Покрышки, превосходно проявившие себя в одном сезоне, могут оказаться не так хороши в следующем.

Симметричные или асимметричные протекторы?

Еще один общий важный вопрос для автолюбителей – какой рисунок на покрышках предпочесть. Тут разделение идет на:

  • — направленный протектор;

  • — ненаправленный;

  • — симметричный рисунок;

  • — асимметричный;

  • — шины для бездорожья;

  • — скоростные шины.

Разберемся с каждой категорией. Итак, ненаправленный рисунок на покрышках, в основном, устанавливается еще на заводе. На зимних вариантах шин встречается крайне редко, хотя универсален, наиболее доступен по цене и обладает массой хороших характеристик и подойдет для любой стороны авто.

Направленный протектор устанавливается строго по сторонам, сориентироваться тут поможет знак под надписью «Rotation». Стрелками или буквами здесь будет указано на какую именно сторону устанавливать протекторы. Эти шины дают наиболее надежную устойчивость автомобиля на зимних дорогах.

Симметричные шины – это опять-таки боле универсальный и бюджетный вариант. Они есть в линейке каждого авторитетного производителя и имеют хорошие средние показатели проходимости.

Ассиметричный рисунок на шинах – это уже не ноу-хау, но такие колеса по-прежнему отличаются дорогой ценой. По сути сложный узор – это соединение двух разных видов рисунка. Таким образом достигается лучшая устойчивость колес на зимних дорогах. Одновременно за счет соединения двух рисунков заметно сокращается пятно соприкосновения каждой из сторон шины с дорогой, за счет чего страдают характеристики обеих сторон.

Шины для бездорожья от скоростной резины отличает удаленность блоков протектора, а также глубина и размер ламелей. У бездорожных ламели глубокие и широкие, располагаются попрек, а блоки большие и на приличном расстоянии друг от друга. У скоростных колес обратная картина: много невысоких блоков и неглубоких ламелей, а также водоотводящие каналы для лучшего сцепления с дорогой и курсовой устойчивости.

Из самих названий понятно, что шины для бездорожья лучше ведут себя на снегу и при заносах, а скоростные лучше подходят для расчищенных дорог и городских условий.

Инновации: немного о технологии Run Flat

Еще один часто встречающийся вопрос от автовладельцев, начинающих изучать вопросы о зимней резине и ее особенностях, — насколько необходима новая технология Ран Флэт.

Чаще всего это прерогатива дорогих шин и устанавливаются они на машины соответствующего класса (среднего и премиум). Суть этой технологии в том, что она дает возможность продолжать движение даже на спущенных колесах, за счет усиленных боковин. То есть даже если давление полностью упадет, машина продолжит ход. Это очень удобно, поскольку в дороге часто случаются банальные проколы или повреждения колес, а возможности быстро поменять покрышку часто просто нет.

Но есть у этой технологии и свои достоинства, и свои недостатки. К плюсам относится возможность сэкономить место в машине, ведь дополнительное колесо при таких условиях не понадобится. А среди минусов можно перечислить:

  • — шины с такой технологией более жесткие, так что все неровности и погрешности дороги будут более чувствительными;

  • — жесткость придает колесам еще и шумности, что опять-таки снижает комфорт при движении;

  • — часто подобные покрышки оказываются непригодными к ремонту;

  • — в автомобиле обязательно должна быть система контроля давления в шинах;

  • — шины с Run Flat в среднем на 20% дороже покрышек без подобной технологии.

Когда надо менять резину на зиму

Независимо от выбора конкретной модели и производителя, следует еще и вовремя установить зимнюю обувь для машины. Если сделать это в нарушение температурного режима, то и срок службы новой резины можно смело сокращать, и ее характеристики корректировать в негативную сторону.

Общие рекомендации по «переобувке» выглядят следующим образом:

  • — устоявшаяся температура 5-7 градусов в течение нескольких дней подряд;

  • — не эксплуатировать зимние шины при температуре выше 12 градусов;

  • — до первых заморозков следует успеть обкатать новые покрышки;

  • — если по каким-то причинам вы не успели переобуть авто до наступления заморозков, лучше не выезжать на дорогу, безопасность превыше всего;

  • — первый лед – это время повышенного внимания даже если ваш автомобиль поставлен на лучшую по всем рейтингам резину; не следует забывать о скоростном режиме и дистанции между участниками движения на дорогах.