Разбор в ГИБДД

Что происходит во время разбора в инспекции?

Детальным разбором ДТП в ГИБДД занимается специальная группа административной практики или по-другому разбора. Она выявляет истинные причины и устанавливает степень вины каждого участника. Результат их рассмотрения — это окончательное постановление о ДТП. Срок рассмотрения дела в зависимости от сложности и необходимости проведения определенных мероприятий может составлять от 3 дней до месяца. В некоторых спорных и запутанных ситуациях его могут продлевать еще на месяц. Такая возможность законодательно закреплена в КоАП.

Если при аварии были пострадавшие, их направляют для прохождения медицинского освидетельствования, в ходе которого определяют тяжесть их повреждений. В таких ситуациях для вынесения окончательного решения требуется заключение, которое может быть выдано только после окончания курса лечения. Если пострадавшими были получены повреждения средней или тяжелой степени материалы дела автоматически отправляются в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

Как вести себя на заседаниях?

Даже при отсутствии вины не стоит пренебрегать явкой в ГИБДД. Присутствие на разборе при необходимости поможет отстоять свою позицию в нужный момент. Если по каким-то причинам посещение группы разбора в назначенную дату невозможно, можно подать письменное ходатайство с просьбой о перенесении сроков. За каждым участником ДТП в законодательном порядке закреплены следующие права:

  • Знакомиться со всеми материалами;
  • Ходатайствовать, доказывать и объяснять;
  • Разговаривать на родном языке с использованием услуг переводчика;
  • Требовать предоставления доказательств и проведения экспертиз;
  • Записывать работу группы разбора на диктофон;
  • Привлекать юриста.

Прежде чем давать показания в ГИБДД следует все хорошо обдумать и постараться, как можно более подробно вспомнить, что было сказано непосредственно на месте ДТП. Если инспектор в ходе разбирательств выявит в первичных и повторных показаниях какие-то несоответствия, то это только даст повод для лишних подозрений. Нужно учиться отстаивать свое мнения опираясь на законодательство, только так можно будет добиться правды.

Именно в ходе работы группы разбора следует использовать все фото и видеоматериалы, собранные на месте происшествия и привлекать свидетелей. Также стоит помнить, что согласно действующему законодательству никто не должен свидетельствовать против себя и родственников.

По завершении работы группа разбора выносит постановление. Оно вручается под подпись лицу, признанному виновным в совершении ДТП. При несогласии его всегда можно обжаловать в вышестоящих инстанциях или при необходимости в суде. Для этого дается всего лишь 10 дней. Сотрудники группы разбора устанавливают только сам факт виновности и невиновности. Выносить наказание может только судья в ходе судебного разбирательства.

Стоит ли привлекать юриста?

В сложных ситуациях, особенно если в деле фигурируют пострадавшие, имеет смысл воспользоваться услугами юриста. При необходимости он поможет сориентироваться в сложившейся ситуации и не даст допустить ошибки в правовой стороне вопроса. Очень часто участники ДТП в состоянии стресса дают ненужные показания или подписывают протоколы без тщательного ознакомления. Доказать обратное потом достаточно сложно, но все же это возможно. Нужно просто более тщательно изучить все собранные материалы и законодательную базу. С решением этих вопросов легко справится юрист, специализирующийся на разборах ДТП.

Таким образом, разбор и рассмотрение дорожно-транспортного происшествия в ГИБДД является необходимой в некоторых случаях процедурой. Неявка на разбор может послужить причиной обвинения в нарушении ПДД и последующей аварии, поэтому следует сотрудничать с органами, предоставить им доказательства (если таковые имеются) своей невиновности. На процедуру можно взять юриста, который сможет урегулировать конфликт и разрешить спорные вопросы.

Советуем почитать: Запрос о предоставлении материала по факту ДТП 0/5 (0 голосов)

Определение виновности в аварии

Законодательством определена презумпция невиновности, поэтому сам участник происшествия не обязан доказывать ее. Действия возложены на государственные органы, но порой сбор доказательств приходится проводить самому участнику аварии. При возбуждении уголовного производства, главная цель обвиняемого состоит в защите, то есть в понимании, как доказать невиновность в ДТП суду. Даже при банальном происшествии на защиту интересов уходят месяцы, поскольку потребуется рассмотрение всех сопутствующих событий, сбор необходимых доказательств и представление свидетельских показаний.

Защита своей правоты должна быть основана на реальных фактах, подтверждена фактическими материалами. По закону, определение виновности должно быть представлено с двух сторон. То есть, если факт нарушения правил дорожного движения недоказуем, то гражданина нельзя обвинить в преступлении. Вина за последствия от аварии может быть сформулирована исключительно при доказательстве нарушения ПДД, что является первым этапом рассмотрения.

Обвиняемому требуется доказать, что он предпринял все возможные действия по предотвращению инцидента, использовал свои знания и умения управлять автомобилем. Необходимо подчеркнуть, что после возбуждения судебного расследования гражданин обязан пройти определенные судом исследования, экспертизы и освидетельствования. Участник ДТП не имеет права препятствовать экспертизе транспортного средства, скрывать или умышленно повреждать свой автомобиль.

Если во время определения виновности сторон органами не будут определены факты нарушения одного из участников, то с него снимается ответственность. Дело продолжает рассматриваться в отношении второго участника происшествия. Профессиональная оценка события является доказательной для суда, если представленные свидетельства не имеют возражения участника происшествия. В последнем случае, заинтересованное лицо ходатайствует о проведении дополнительных независимых экспертиз, объясняя суду, в чем причина несогласия.

На практике восстановление картины происшествия бывает затруднено и разбивается на несколько экспертных оценок. При первичном составлении протокола инспекторы стараются освободить трассу для потока автомобилей быстрее. Это приводит к несоблюдению норм заполнения протокола, не регистрируются свидетели, опускаются важные мелочи. Все это впоследствии может послужить основанием для длительного процесса, поскольку первичный протокол особенно важен для суда.

В процессе расследования следствие полагается в первую очередь на заключение экспертных исследований, затем рассматриваются свидетельские показания. В случае несовпадения показаний свидетелей происшествия и противоречивости проведенных экспертиз судом определяются новые проверки до полного установления виновности одной из сторон.

Рекомендации по защите невиновности

Оптимальным методом защиты является вызов юриста на место происшествия. Он проверит правильность составления протокола, переговорит с инспекторами и поймет, на что именно обратить внимание и зафиксировать в протоколе. Если нет возможности вызвать юриста, то следует позвонить ему по телефону, описав событие в деталях. При невозможности связаться с адвокатом, следует самостоятельно проследить за следующими моментами:

  • место аварии должно быть осмотрено внимательно, не упуская мелкие детали;
  • анализ происшествия, оценка сопутствующих факторов, таких как дорожное покрытие, освещенность, тормозной путь и состояние участников на момент происшествия;
  • при наличии свидетелей у них берутся координаты;
  • данные регистратора являются важным доказательством сути происшедшего, их следует приобщить к протоколу.

Если при происшествии нет пострадавших, то существует возможность досудебного разрешения конфликта. Для этого следует получить соответствующую справку из группы рассмотрения аварии в ГИБДД, договориться о возмещении ущерба. Если согласие в сумме не было достигнуто, то вопрос решается в суде. Исковое заявление подается по месту происшествия или проживания ответчика. При несогласии с вынесенным административным наказанием, участник ДТП имеет право подать апелляцию в течение 10 дней в вышестоящий орган ГИБДД или суд, вынесший постановление, о пересмотре вынесенного решения.

Решение суда может содержать указание на невиновность сторон в связи с непреодолимыми препятствиями или неблагоприятными условиями движения. Чтобы осудить водителя по ст. 264 УК РФ, потребуется доказать его намеренное нарушение ПДД и пренебрежение возможностью избежать аварии.

Типичные ситуации возникновения ДТП

Современные регистраторы решают многие проблемы, например, возникающие при доказательстве невиновности на перекрестке. Раньше инспекторы, прибывшие на место столкновения, составляли протокол об обоюдной или отдельной вине, в соответствии с п.8 или п.13 ПДД. Очень часто получалось так, что заинтересованные лица старались обвинить в нарушении противную сторону, ссылаясь на цвет светофора. Получалось по их словам, что оба ехали на зеленый или, по крайней мере, желтый.

Если не было свидетелей, то дело об административном нарушении или уголовном преступлении решается годами, результат зависит от составленного протокола и профессионализма защитника. Следует учесть, что показания регистратора имеют силу, если они приложены к протоколу. Поэтому при прибытии инспекторов следует обратить их внимание на наличие регистратора, снять его и передать под расписку инспектору.

Аварии при перестроении

Ситуации перестроения довольно разнообразны и вызывают значительное количество судебных споров. Но наиболее часто по вине участников потока происходят аварийные ситуации, если водители стараются перестроиться из крайнего правого ряда или при обгоне выезжают на встречную полосу движения. По правилам, если движущийся слева автомобиль вынуждает перестраиваться едущую справа машину и она наедет на линию разметки, то он будет виновен в случае аварии. Если же другой автомобиль будет перестраиваться справа и станет участником ДТП, то он будет признан виновным.

Пересечение линии разметки допускается только при совершении маневра перестроения, в остальных случаях лучше держаться правой стороны, дальней от встречного движения. Как показывает практика движения, выехав даже на расстояние колеса на встречную полосу, бывает довольно сложно вернуться в свой ряд, что значительно повышает риск и становится первым признаком виновности при аварии. При определении виновных во время перестройки в ряду важнейшее значение имеют грамотно составленная схема происшествия и свидетельские показания.

Аварии при гололеде

Количество аварий при гололеде значительно увеличивается и не всегда водитель виновен в том, что его машину занесло на неочищенной трассе. Даже если дорога не обработана химическим составом, не выставлены предупреждающие знаки, виновность дорожных служб сложно доказать. Владелец перевернутой в сугробе машины или стукнувший из-за заноса другой транспорт вынужден будет доказывать свою невиновность при ДТП в гололеде.

Действия водителя всегда могут быть квалифицированны как не справившегося с управлением, превысившего скоростной режим, не обратившего внимания на погодные условия. Все это может быть оспорено при разбирательстве со страховой службой. Если получили травмы участники движения, то возникает уголовная ответственность, что намного серьезней. Согласно п.10 ПДД ответственность ложится на управляющего транспортным средством гражданина, который обязан обращать внимание на погодные и дорожные условия.

На практике, п.10 ПДД не оставляет шансов доказать свою невиновность в связи с гололедом и снежными заносами. Важнейшим доказательством невиновности служит точное определение скорости движения и показания свидетелей. Скорость может устанавливаться не только по протоколу ГИБДД, но путем проведения трасологической и технической экспертизы. Определение тормозного следа в подобных условиях является самым главным доказательством невиновности водителя. Суд обычно устанавливает, что даже при законном скоростном режиме, водитель не справился с управлением, значит, он виновен.

В случае гололеда или снежного наката следует ссылаться на ФЗ “О безопасности движения и содержании дорог”, ст. 12. В законе говорится, что дорожные службы обязаны перекрывать опасные участки, заниматься своевременной чисткой в сложных погодных условиях и обрабатывать трассу реагентами. Коэффициент сцепления покрытия и шин не должен быть ниже установленных норм, в противном случае водитель не виновен.

Если гражданин сможет доказать документально, что покрытие было не обработано с помощью ПСС, и представить доказательства независимой экспертизы о допустимой скорости движения, то появляются шансы признания невиновности. Заключение экспертизы о том, что при указанной скорости движения и при полученном коэффициенте сцепления авария была неизбежна, технические возможности были полностью использованы виновным, дают основания для прекращения дела и возбуждения встречного иска к дорожным службам. На практике, водитель получает условный срок наказания при уголовном преследовании или минимальный размер возмещения убытков.

Аварии с участием пешехода

Плотность движения бывает настолько высока, что нередко пешеход оказывается под колесами, перебегая дорогу в неустановленном месте. Самое главное — нельзя покидать место происшествия, независимо от наличия вины. Передвигать ТС нельзя, поскольку это является нарушением ПДД и влечет за собой лишение прав до двух лет. По правилам, если человек сильно пострадал, то следует привлечь к его перемещению в больницу других участников движения или дождаться скорой помощи, делать это на своей машине запрещено.

Вызвав ГИБДД и дождавшись составления протокола, водитель обязан дать устные показания, которые фиксируются и являются определяющими при судебном рассмотрении. Большинство населения считает, что пешеход не является участником дорожного движения, не обязан знать ПДД. Но это далеко не так, поскольку законом предусмотрена административная ответственность, выражаемая в штрафных санкциях.

Если по вине пешехода пострадали люди, то он понесет уголовную ответственность, максимальное ограничение свободы составляет до семи лет в особо тяжких случаях. Если будет доказана виновность пешехода, то он понесет материальную ответственность за нанесенный ущерб, независимо от того, получил ли он травмы (ст. 1064 ГК РФ). Законом установлена обоюдная ответственность водителя и пешехода.

До приезда инспекторов следует сохранить следы на трассе, если машина шла юзом, осколки стекла и пластика, других повреждений. Самостоятельно взять координаты свидетелей, постараться сохранить как можно больше материальных свидетельств для технической экспертизы. Составление схемы и протокола является наиболее важной частью доказательства невиновности в ДТП с пешеходом. Особо важно верно зафиксировать положение автомобиля и потерпевшего, положение свидетелей и вещей пешехода.