Заря осенняя распутица

Распутица

Распутица — это период времени, в течение которого из-за сильного переувлажнения грунтов, грунтовых дорог резко снижается их несущая способность и движение автомобильного транспорта становится затруднительным или практически невозможным.

Осенняя распутица наступает в период, когда средняя суточная температура воздуха снижается до +5°С, что способствует уменьшению испарения влаги, а повторяемость обложных дождей, насыщающих влагой верхний слой грунта возрастает. Прекращающаяся осеняя распутица с наступлением устойчивых отрицательных температур воздуха, когда верхний слой грунта промерзает. Промерзание грунта на глубину примерно 15 см обеспечивает нормальную проходимость груженых автомобилей.

Весной распутица наступает вслед за сходом снежного покрова, когда начинается оттаивание верхнего слоя грунта и достигает максимума в период оттаивания грунта до 20-30 см. Прекращение распутицы совпадает с моментом просыхания грунта на глубину более 20 см.

Средние даты начала () и конца () весенней распутицы можно рассчитать по формулам:

=6.03+5/5=7.03 (1.2)

где Т1 — дата перехода температуры воздуха через 0°C;

— скорость оттаивания грунта, см/сут;

Определяется по формуле:

, (1.3)

где Н — максимальная глубина промерзания, см;

Т2 — количество дней с положительной температурой;

Из приложения 1 СНиП определяется дорожно — климатическая зона заданной области.

Для III — IV ДКЗ =5 см/сут.

Окончание весенней распутицы определяется по формуле:

=7.03+(0.7*50/5) =14.03 (1.4)

Сроки весенней распутицы: с 7 марта по 14 марта.

Результатом рассмотрения климатических особенностей района строительства, в связи с производством дорожно-строительных работ, является его дорожно-климатический график (ДКГ), в верхней части которого приводятся основные климатические показатели района строительства, а в нижней календарная продолжительность отдельных дорожно-строительных работ.

Классификация дорожных работ по допускаемой температуре их производства:

0 — сосредоточенные земляные работы, разработка скальных грунтов, устройство слоев оснований одежды из щебня, гравия, шлака и других каменных материалов, работы с применением сборного железобетона. Работы по строительству мостов, труб и сооружений дорожной службы. (круглогодично, кроме распутицы);

I — линейные земляные работы, устройство слоев дорожной одежды из каменных материалов (температура должна быть не ниже 0°С).

II — устройство слоев дорожной одежды из грунтов, укрепленных вяжущими или улучшенных скелетными добавками, устройство слоев одежды из шлакобетона, асфальтобетона, цементобетона, черного щебня и смесей, изготовленных в установках. (весной не ниже +5°С, осенью не ниже + 10°С).

III — Устройство слоев дорожной одежды из каменных материалов, укрепленных органическими вяжущими смешение на дороге и грунтощебня, укрепленного органическими вяжущими. (не ниже +10°С).

IV — Устройство поверхностных обработок (не ниже +15°С).

В распутицу никакие работы не ведутся!

Гражданский день

Гражданский день (световой день) — часть суток, в течение которых глубина погружения солнца за горизонтом не превышает — 7°. С момента восхода солнца до того момента, пока оно не опустится ниже горизонта на 7°, естественная освещенность такова, что возможно введение дорожно — строительных работ.

Гражданские сумерки включают в себя гражданский день и период суток между ночью и днем (серое время суток, про которое говорят «светает», «смеркается»).

Длительность одной смены (8,0 часов) и длительность двух смен (16,0 часов).

По данным светового дня строится график гражданского дня и вычисляется коэффициент сменности. Данные, по которым строится график гражданского дня (приложение В) сумерек, зависят от широты расположения района строительства.

По графику гражданского дня определяется коэффициент сменности Ксм,:

(1.5)

где: n1, n2 — соответственно, количество дней в месяце, с возможностью выполнения работ в одну смену и в две смены. Значение полученного коэффициента сменности варьируется от 1 до 3. В холодное время года (при пониженных температурах воздуха), работы выполняются в одну смену, Ксм=1,0.

Значения восхода и захода солнца по месяцам, для Ставропольского края сведём в таблицу 1.6 .

Таблица 1.6 — Восхода и заход солнца по месяцам

Месяц

Восход, час.

8,46

8,12

7,24

06,26

05,42

05,24

05,39

06,14

6,51

7,28

8,15

8,53

Заход, час.

17,56

18,39

19,17

19,57

20,34

21,00

20,56

20,19

19,23

18,27

16,43

16,30

Данные таблицы 1.6 сведены в график гражданского дня (приложение В).

Ксм= (16*1+30*1+ 31*2+30*2+31*2+ 15*1+16*2+31*1+ 30*1+30*1+9*1)/ 270=1,28.

Определение сроков производства работ

строительство автомобильный дорога дорожный

Продолжительность строительного периода является одной из важнейших характеристик строительного производства. Как правило, для повышения ритмичности работы дорожно-строительного подразделения, проектируется круглогодичное использование материальных и человеческих ресурсов.

Сосредоточенные работы — работы, которые встречаются на отдельных участках или площадях (работы большого объема, выполняемые на коротких участках строительства).

К сосредоточенным работам можно отнести полное или частичное выторфовывание на заболоченных участках, строительство двух — или трехочковой трубы, возведение высоких насыпей, разработку глубоких выемок, постройку малых и больших мостов и т.д.

Линейные работы — работы небольших объемов на большом протяжении.

К линейным относят работы по строительству слоев дорожной одежды, отсыпку невысоких насыпей, разработка неглубоких выемок, строительство труб, устройство ограждений и дорожных знаков и т.д.

Определим сроки строительства участка автомобильной дороги по формуле:

Тстр=(Тк — Тв — Тм — Тр)*Ксм,

где, Тстр — продолжительность строительного периода;

Тк — продолжительность календарного периода строительных работ;

Тв — выходные (воскресенье) и праздничные дни;

Тм — простой по метеоусловиям. (примерно 13 дней );

Тр — время развертывания потока,

Тр = n*2 + 3,

где n — количество слоёв. n=h/0,3=1,8/0,3=6 слоев

h — заданная высота насыпи

Ксм — коэффициент сменности.