Административный регламент ГИБДД 2018

Содержание

Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459)

  • Приказ
  • Приложение N 1. Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения
    • I. Общие положения
      • Наименование государственной функции
      • Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию
      • Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
      • Предмет федерального государственного надзора
      • Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора
      • Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор
      • Описание результата исполнения государственной функции
    • II. Требования к порядку исполнения государственной функции
      • Порядок информирования об исполнении государственной функции
      • Срок исполнения государственной функции
    • III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
      • Исчерпывающий перечень административных процедур
      • Общие требования к выполнению административных процедур (действий)
      • Надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме
      • Остановка транспортного средства
      • Применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
      • Выезд на место дорожно-транспортного происшествия
      • Исполнение государственной функции в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности
    • IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
      • Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений
      • Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции
      • Ответственность сотрудников за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
      • Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
    • V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц
      • Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции
      • Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
      • Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
      • Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
      • Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
      • Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
      • Сроки рассмотрения жалобы
      • Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования
    • Приложение N 1. Блок-схема исполнения государственной функции
    • Приложение N 2. Жесты, применяемые сотрудниками, по регулированию дорожного движения
      • 1. Основные положения инспектора с жезлом
      • 2. Основные положения сотрудника без жезла
      • 3. Порядок выполнения сотрудником движений (сигналов) с жезлом
      • 4. Порядок выполнения сотрудником (сигналов) движений при регулировании без жезла
      • 5. Дополнительные жесты левой рукой (выполняются как с жезлом, так и без него)
    • Приложение N 3. Объяснение (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 4. Протокол об административном правонарушении (Рекомендуемый образец)
      • Оборотная сторона
    • Приложение N 5. Схема места совершения административного правонарушения (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 6. Постановление по делу об административном правонарушении (Рекомендуемый образец)
      • Оборотная сторона
    • Приложение N 7. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Рекомендуемый образец)
      • Оборотная сторона
    • Приложение N 8. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 9. Протокол о доставлении (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 10. Протокол об административном задержании (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 11. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 12. Протокол о досмотре транспортного средства (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 13. Протокол об изъятии вещей и документов (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 14. Протокол об отстранении от управления транспортным средством (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 15. Протокол о задержании транспортного средства (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 16. Протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей (Рекомендуемый образец)
    • Приложение N 17. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения (Рекомендуемый образец)
  • Приложение N 2. Перечень нормативных правовых актов МВД России, утративших силу

Открыть полный текст документа

Дорожное движение предполагает наличие прав и обязанностей не только у водителей, но и у сотрудников автоинспекции. Приказ ГИБДД под номером 185 с 20 октября 2017 года утратил силу и вместо него с 20.10.2017 действует новый регламент МВД РФ Приказ под номеро 664. Он предполагает именно контроль и регулирование поведения и следования должностным инструкциям со стороны сотрудников ГИБДД. В данном приказе четко говорится о том, каким образом должен вести себя сотрудник автоинспекции, какие действия он должен предпринимать в том или ином случае, а также иные формы правильного взаимодействия сотрудника и водителя. Подписан он был Рашидом Нургалиевым в 2009 году, что и стало новым регламентом для всех сотрудников государственных автоинспекций.

Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике. Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства. При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.

Скачать текст Приказа № 664 МВД РФ от 23.08.2017 года об утверждении Административного регламента

Что изменилось с вступлением в силу регламента 664?

  • Убрали норму об изъятия ВУ с запретом эксплуатации ТС для проведения производства по делу об административном нарушении.
  • Обозначен порядок видеофиксации действий сотрудниками ГИБДД при ДТП без участия понятых и проверку ТС об установленном и рабочем тахографе.
  • Внесен порядок оформления ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД и его применение. Старый регламенте не объяснял его применение.
  • Уточнили действия при оформлении ДТП работниками ГИБДД, где имеются разногласия у участников ДТП. Скорректировали правила оформления дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
  • Новый Приказ №664 ГИБДД разрешает использовать для доказательства нарушения ПДД видеозаписи и фотографии, сделанными третьими лицами, не участвующих в ДТП и которые не принадлежать сотрудникам полиции.
  • Включает образцы документов, которые оформляют работники ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения.

Приказ 185 ГИБДД РФ: основные положения

185 приказ ГИБДД включается в себя 5 основных разделов, а также порядка 18 дополнительных уточнений, который обязан изучить каждый сотрудник государственной автоинспекции.

Большинство из прописанных положений предназначены, в основном, для внутреннего пользования среди работников ГИБДД, но есть некоторые моменты, которые обязательно понадобятся водителям в дальнейшем, чтобы они себя правильно вели в случае различных конфликтных ситуациях с вышеперечисленными сотрудниками. Фактически, данный Приказ — это своеобразный инструмент для контроля и регулирования деятельности работников автоинспекции. Рассмотрим основные положения, касающиеся данного вопроса:

  • Каждый сотрудник ГИБДД, если он общается с другим лицом по телефонной связи, обязан представиться, назвав свою фамилию, имя и отчество, а также звание и номер отделения автоинспекции, где он осуществляет свою деятельность. Сама же консультация граждан по телефону должна проводиться в корректной форме, на основании конкретных полномочий у конкретного сотрудника. Данный Приказ также предъявляет дополнительные требования к оформлению сайтов в интернете, в том числе, о верной информации относительно контактных номерах и порядка проведения консультаций.
  • Административный регламент ГИБДД четко описывает поведение сотрудника ГИБДД в общении с водителями, которые довольно часто жаловались на неподобающее отношение со стороны сотрудников автоинспекции. Теперь, каждый сотрудник должен обращаться к гражданину исключительно на «Вы», быть уравновешенным и корректным, спокойно и четко излагать причину остановки и свои требования относительно водителя. Работник инспекции не должен торопить водителя с выполнением своих законных требования, давая ему прийти в себя в случае, если он излишне нервничает. Однако, важно понимать тот факт, что невыполнение требований сотрудника может привести к наложению административного штрафа в установленном размере, т.е. данный приказ защищает не только права водителя, но и сотрудников автоинспекции.
  • Водитель имеет полное право на использование аппаратуры для записи видео и звука в общении с сотрудником ГИБДД. Тот, в свою очередь, не имеет право препятствовать осуществлению съемки, ведь таким образом осуществляется гражданский контроль со стороны водителя как участника дорожного движения.
  • 664 приказ ГИБДД предъявляет дополнительные требования к внешнему виду сотрудников ГИБДД. Иными словами, каждый работник должен надлежащим образом носить свою форму, а также в обязательном порядке носить нагрудной жетон, где указывается вся информация о сотруднике.
  • Сотрудник ГИБДД осуществляет контроль и наблюдение за дорожным движением на конкретном участке дороге. Поэтому, у него в наличии должна быть специальная видео, фото- и аудиоаппаратура, позволяющая фиксировать правонарушения на дороге.
  • Если сотрудники перемещаются на машине ГИБДД, где отсутствуют цветографические схемы, то они не имеют права составлять протоколы о правонарушениях.
  • Запрещается останавливать водителей на тех участках дороги, где эта остановка запрещена по правилам дорожного движения. Однако, если того требует ситуация, то данная остановка возможна.
  • Водитель имеет полное право оставаться в своем транспортном средстве в случае остановки сотрудником ГИБДД. Однако, если есть явные признаки алкогольного или наркотического опьянения, а также при необходимости личного досмотра, то водитель обязан подчиниться требованиям сотрудника, и покинуть свое транспортное средство.

Читать обновленный 185 приказ ГИБДД — действия в конфликтных ситуациях при остановке автомобиля

Довольно часты случаи, когда сотрудник ГИБДД, без видимой на то причины, останавливает транспортное средство. С выходом Приказа № 185, данная процедура стала строго регламентированной на основании действующего законодательства. Среди причин, на основании которых можно останавливать транспортное средство, можно выделить несколько моментов:

  • Если у сотрудника ГИБДД есть точные сведения о том, что водитель транспортного средства причастен к правонарушению или преступлению. Источниками этих данных могут быть ориентировки, показания свидетелей и очевидцев и т.д.
  • Если на автомобиле установлены технические средства, которые представляют определенную опасность для остальных участников дорожного движения.
  • Наличие сведений о том, что конкретный автомобиль находится в угоне, розыске, либо может использоваться в противоправных действиях.
  • Сотрудник имеет полное право остановить автомобиль, если водитель и пассажиры, находящиеся в данном транспортном средстве, могли быть свидетелями происшествия.
  • Остановка возможна, если водителя хотят использовать в качестве понятого при каком-нибудь правонарушении или преступлении.
  • Согласно действующему законодательству, сотрудник ГИБДД имеет полное право воспользоваться чужим транспортным средством в случае возникновения крайней необходимости (все случаи строго прописаны в Законе о полиции).
  • Для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Сотрудник имеет право останавливать любое транспортное средство, если в городе действуют определенные мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка личности водителей, а также специфики перевозимых ими грузов.
  • Остановка автомобиля возможна в ходе плановой проверки личных документов водителя, а также документов на транспортное средство.

Естественно, после остановки автомобиля, сотрудник обязан представиться по всей форме, назвать номер жетона, проинформировать о причине остановки и, только после этого, приступать к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Приказ 664 МВД РФ ГИБДД и его положительные стороны

На сегодняшний момент, административный регламент «Приказ 185» является главным документом, на основании которого контролируется деятельность сотрудников ГИБДД. В связи с этим, для водителя стали доступными определенные преимущества в общении с сотрудниками автоинспекции, причем, на законных основаниях. Однако, чтобы ими пользоваться, надо внимательно читать и изучать весь Приказ полностью, чтобы быть подкованным в общении с сотрудниками. Итак, преимущества следующие:

  • Всю интересующую информацию стало возможным получать по контактным телефонам центра консультации.
  • Отсутствует необходимость пересадки в автомобиль сотрудников ГИБДД. Данная мера позволила существенно снизить вероятность вымогательства взятки и прочих противоправных действий.
  • Возможность ведения видео- и фотосъемки в рамках гражданского контроля за действиями сотрудников ГИБДД.
  • Досмотр автомобиля может производиться только в особых случаях, описанных в Приказе.
  • При необходимости, водитель имеет полное право требовать номер телефона начальства, чтобы с ним вести разговор о противоправных действиях конкретного сотрудника.
  • Эвакуация возможна только в том случае, если владелец транспортного средства отсутствует.
  • Без составления протокола, сотрудник не имеет права снимать номерные знаки, а также препятствовать возможности управления транспортны средством со стороны водителя.

Административный регламент ГИБДД — негативные стороны для водителя

При необходимости, сотрудник имеет полной право отправить водителя на освидетельствование на предмет наличия в организме алкоголя или наркотических средств. К тому же, если сотрудник заметил какие-либо неисправности у транспортного средства, он может составить протокол.

Наличие специальной техники у сотрудников, позволяет следить за дорожным движением с различных точек, которые, зачастую, скрыты от глаз водителя. Работники ГИБДД также могут вести видеосъемку, в случае неадекватного поведения водителя и пассажиров.

Вообще, Приказ 185 МВД РФ регламент ГИБДД существенно облегчил жизнь и сотрудникам ГИБДД, и участникам дорожного движения. Это объясняется тем, что теперь стал доступным единый регламент, на который можно ссылаться, в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Видео: Изменения в новом регламенте МВД, приказ 664 ГИБДД от 20 октября 2017 года

Новый административный регламент ГИБДД 2017-2018 и его особенности

Согласно Приказу МВД России № 664 от 23 августа 2017 года, с 20 октября этого же года в законную силу вступил новый Административный регламент ГИБДД, который принес большое количество изменений, как для водителей, так и для инспекторов ДПС. Ввиду количества нововведений, предыдущий Регламент, утвержденный Приказом МВД в 2009 году, был полностью отменен.

Что содержится в документе?

Новый Административный регламент состоит из 5 основных глав, в которых подробно описаны права и обязанности каждой из сторон (участников дорожного движения и правоохранительных органов), определен порядок осуществления контроля за дорожным движением со стороны сотрудников ГИБДД, подробно описаны действия, которые может и не может предпринимать сотрудник, указан порядок осуществления контроля за деятельностью ГИБДД и порядок обжалования решений, принятых сотрудниками. Также, Регламент содержит образцы документов, оформляемых при фиксации ДТП (административного правонарушения): схема ДТП, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении и так далее.

Какие изменения были внесены?

Все нововведения, принесенные Регламентом, либо продиктованы духом времени, либо определены экспериментальным способом (сначала опробованы на дорогах, а только потом окончательно узаконены). Так, пункт 64 Регламента окончательно узаконил скрытые патрули (дежурство инспекторов ГИБДД в машине без специальных опознавательных знаков). Помимо этого были внесены и более существенные изменения, суть которых рассмотрена ниже.

Остановка транспортных средств вне стационарных постов

84 пункт Административного регламента содержит перечень причин, по которым может быть остановлено транспортное средство. В подпункте 84.13 одной из причин указана проверка водительских документов, а также документов на ТС и перевозимый груз. В предыдущем регламенте этот подпункт был дополнен словами: «Только на стационарных постах ДПС». Сейчас это уточнение отсутствует. Значит, инспектор ГИБДД получил право останавливать транспортное средство с целью проверки документов на любом участке дороги.

На практике, правило о запрете остановки транспортного средства вне стационарного поста никогда не действовало, у инспектора всегда была причина, которую он мог назвать водителю. Например, проведение спецоперации. Тем не менее у самих водителей это вызывало большое количество вопросов и нередко они начинали скандалить. Кроме того, как заявил заместитель министра внутренних дел Александр Громовой, решение о возможности остановки транспортных средств только на стационарных постах ДПС было полностью ошибочным. Оно принималось без учета транспортной логистики России.

Переносные камеры видео и фотофиксации

Предыдущий Регламент указывал, что для фото и видеофиксации нарушений можно использовать передвижные и стационарные средства фиксации. Больше никаких уточнений не было. 76 пункт нового Регламента определил, что технические средства, используемые для фиксации нарушений, должны пройти сертификацию и метрологическую проверку (проверку на погрешности). Второй абзац 76 пункта указывает, что для фиксации нарушений могут использоваться технические средства, принадлежащие государственным или муниципальным службам, а также технические средства, принадлежащие общественным объединениям. До введения нового Регламента больше всего возникало споров с использованием средств фиксации нарушений, не принадлежащих ГИБДД. Было непонятно, можно ли на основе материалов, отснятых такими средствами, привлекать нарушителей к административной ответственности. Новый Регламент четко дает понять, что делать это можно.

Кроме того, 57 пункт предыдущего Регламента указывал, что место установки средств фиксации нарушений определяется самой Госавтоинспекцией, но устанавливать их в зоне действия временных знаков — запрещено. Как правило, временные знаки неустойчивы, они могут быть повалены даже сильным ветром. Тем не менее новый Регламент не содержит запрета на автоматическую фиксацию нарушений в местах действия временных знаков.

Видеосъемка разговора с сотрудником ГИБДД

Прежний Регламент содержал прямое указание на то, что инспектор ДПС не имеет права препятствовать видеозаписи его действий, за исключением случаев, когда в видео могла попасть информация, охраняемая законом (государственная тайна). Теперь это указание отсутствует, однако это не означает, что инспектор вправе в любой момент запретить проведение съемки. Пункт 4 статьи 29 Конституции РФ гласит, что гражданин имеет право на получение, передачу, произведение и распространение информации (помимо охраняемой законом) любым доступным способом (в том числе и через съемку на видеокамеру).

Медицинское освидетельствование

По новым правилам сотрудники ГИБДД, доставившие водителя на стационарный пост (любое другое место) для проведения медицинского освидетельствования, должны привезти его обратно к автомобилю, если результат освидетельствования окажется отрицательным. Ранее, согласно прежнему Регламенту, инспекторы должны были доставить водителя обратно лишь в том случае, если освидетельствование проводилось в медицинском учреждении, а не в помещении, принадлежащем органам внутренних дел.

Справка о ДТП в страховую компанию

В случае дорожно-транспортного происшествия страховые компании требовали от водителей, чтобы те представляли справку о ДТП, заполненную и заверенную инспектором ГИБДД на месте аварии. Новый регламент прямо указывает на то, что инспекторы более не обязаны составлять такую справку. На месте ДТП они лишь оформляют процессуальные документы, к которым относится:

  • Протокол об административном правонарушении;
  • Постановление об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Определение о проведении расследования по делу об административном правонарушении.

Согласно требованиям страховых компаний, в оформляемые процессуальные документы должна быть полностью или частично перенесена информация, ранее указываемая в справке о ДТП. Так, инспекторы ГИБДД должны указывать серию и номер полисов ОСАГО всех участников ДТП, описывать повреждения, полученные транспортными средствами в результате столкновения, описывать обстоятельства случившегося и так далее.

Прочие нововведения

Помимо указанного в Регламент были внесены и иные изменения. Например, в случае совершения административного правонарушения, требующего изъятия водительского удостоверения, права у водителя сразу не заберут. Будет составлен протокол и постановление, по которым водителя обяжут самостоятельно сдать права ГИБДД в 3-дневный срок. Место совершения правонарушения водитель может покинуть за рулем своего автомобиля. Единственное исключение, если водитель находится за рулем в состоянии опьянения. Тогда он не может сесть за руль до «… устранения причины нарушения» (пункт 224 Административного регламента).

Пункт 63 нового Регламента определил, что патруль ДПС не может и не должен прятаться таким образом, чтобы его не видели участники дорожного движения. Исключение — аварийно-опасные участки дороги, где сотрудники должны оставить патрульную машину так, чтобы она не влияла на безопасность дорожного движения. Также сотрудники ДПС могут «спрятаться» в случае осуществления надзора за дорогой с помощью средств автоматической фиксации нарушений.

Пункт 124 Регламента определил, что водитель может предоставить инспектору ГИБДД распечатанную версию электронного полиса ОСАГО, заверенную цифровой подписью страховой компании. Кроме того, водитель должен будет передавать документы инспектору без каких либо удерживающих устройств (цепочки, с другой стороны закрепленной в салоне автомобиля), чтобы инспектор мог отойти с документами к патрульной машине (стационарному посту).

Пункты 42-44 Административного регламента обязывают сотрудников Госавтоинспекции общаться с водителями исключительно вежливо. Так, обращаться можно только на «Вы», не допуская при этом оскорблений на какой-либо почве (по расовому, половому, возрастному и другим признакам). Кроме того, сотрудник не должен совершать каких-либо действий, которые могут повлечь за собой противоправное поведение водителя.

Большинство из внесенных изменений направлены в сторону водителя. С ним должны обращаться вежливо, у него не могут забрать права сразу даже при совершении соответствующего правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны доставить его к автомобилю, если результаты медицинского освидетельствования на алкоголь оказались отрицательными. Но есть также и те нововведения, которые значительно упрощают работу ГИБДД. Так, инспекторам вновь разрешили останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Также, теперь на полностью законных основаниях можно использовать фото и видеоматериалы, предоставленные третьими лицами.

Советуем почитать: Административная практика ГИБДД и ее значение 0/5 (0 голосов)