Автозак

Содержание

История автозаков в СССР

АЗы одной профессии (Часть 1) Михаил Петров, Андрей Егоров
Фото Михаила Петрова, М. Галагуцкого, из архива ЦСТС НИИСТ ФКУ НПО «СТиС» МВД России, ОАО «Завод «СПЕЦАВТОТЕХНИКА», к/ф «Двойной капкан», «Охота на лис» и «Джентльмены удачи»

В просторечии их называют «автозаки». В новоязе 1980-х это слово вытеснило прежнее название – «воронок». Вторая часть акронима «автозак» происходит от аббревиатуры ЗК (ЗеКа, зек), которое в Трудармиях конца 1920-х означало «заключённый красноармеец», а в более позднем трактовании 1930-х – «заключённый каналоармеец».

В нормативных документах МВД России эти машины числятся как автомобили оперативно-служебные типа «АЗ» (спецавтомобили типа «АЗ»). Используются сотрудниками охранно-конвойной службы полиции для перевозки лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которым судом выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу (далее – задержанные, спецконтингент).

Не надо путать с лицами осуждёнными, которых суд признал виновными и определил наказание в виде определённого срока лишения свободы. В настоящее время их перевозкой занимаются подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. У них тоже есть аналогичные спецавтомобили, но об этом мы ещё поговорим.

Подсудимых по «шахтинскому делу» (1928 г.) привозили в суд не только в цельнометаллических «воронках» с раздельными отсеками для конвоя и арестантов. Иногда их доставляли на грузовиках с тканым пологом кузова и планировкой тонно, т.е. с установленными вдоль бортов скамьями

Непростая матчасть

Конструкция современных автомобилей типа «АЗ» так же, как и на заре автомобилизации, должна обеспечивать надёжность охраны задержанных, безопасность охраняющих их сотрудников полиции (конвоиров), изоляцию задержанных от граждан, находящихся снаружи спецавтомобиля, исключать возможность побега.

Изготовляют их на шасси грузовых автомобилей или на базе цельнометаллических фургонов и автобусов. Если на шасси грузовых автомобилей устанавливают кузов специальной конструкции, то в цельнометаллических фургонах и автобусах дорабатывают штатные кузов и салон. Во всех случаях кузов (салон) разделяется перегородками на камеры для спецконтингента и помещение конвоя.

На первый взгляд кажется, а что, собственно, в этих автомобилях особенного? Чем они отличаются от вахтовых фургонов помимо наличия перегородок, которые, кстати, бывают в передвижных лабораториях и штабных машинах?

Но. Ни одна страна в мире в настоящее время, увы, не обходится без мест заключения. И вспомните эпизод из советского к / ф «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», где сотрудник МУРа Шарапов в исполнении Владимира Конкина, маскирующийся под уголовника, уговаривает блатную Аню идти освобождать арестованного бандита Фокса:

– Сейчас его на Петровке содержат, а на следующей неделе перевезут в тюрьму «Матросскую тишину» и всё, оттуда не сбежишь.

– А с Петровки сбежишь?

– И с Петровки не сбежишь. Но если его повезут на следственный эксперимент из тюрьмы, там конвой другой, там такие псы обученные с автоматами – конец! А если его с Петровки повезут, то там оперативники с ним будут, они – сыскари, а как охранники они плохие…

Так что в охранно-конвойной службе, в отличие от оперативников (а Фокса муровцы привезли как раз на служебном «фердинанде»!) есть свои особенности, а касательно спецавтомобилей типа «АЗ» они выражены в виде специфических требований к конструкции.

Современные требования к ним регламентированы нормативным документом – правилами стандартизации МВД России ПР 78.01.0024–2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технические требования». Разработаны НИИСТ ФКУ НПО «СТиС» МВД России1, первая редакция была утверждена ещё осенью 2010 г., а до этого действовал ОСТ 78.01.0002–99.

Кузов спецавтомобиля должен иметь достаточную техническую противопобеговую укреплённость для надёжной охраны задержанных. Для этого стенки, крыша и основание должны быть цельнометаллические, сварной каркасной конструкции, образующей противопобеговую решётку (первое отличие от вахтовых фургонов). Аналогичными должны быть перегородки камер для спецконтингента.

Обшивка в камерах выполняется из стального листа, чтобы исключить возможность повреждения её задержанными.

1 Научно-исследовательский институт (НИИСТ) Федерального казённого учреждения «Специальная техника и связь» (ФКУ НПО «СТиС») МВД России, до 2011 г. – Государственного учреждения – ГУ НПО «СТиС» МВД России.

Предъявляются определённые требования к крепёжным изделиям в камерах и к их установке. Например, конструкция их наружных элементов должна исключать несанкционированный демонтаж.

Сиденья в камерах жёсткой конструкции – на сварном металлическом каркасе закреплён настил из досок.

Двери камер цельнометаллические сварные каркасной конструкции оснащены механическим ригельным и навесным замками. Доступ к замкам и их ригелям со стороны камер конструктивно исключается.

К конструкции замков, их креплению к дверям и стойкам, к петлям и их креплению также предъявляются специальные требования.

Камеры для спецконтингента в обязательном порядке оборудуются системами отопления, вентиляции и освещения, элементы которых защищены металлическими колпаками с отверстиями.

Электропроводка должна быть скрыта под обшивкой, чтобы исключить возможность повреждения её задержанными.

В камерах не должно быть колющих, режущих и прочих травмоопасных элементов, чтобы у задержанных не было возможности нанести травмы самим себе или друг другу.

Помимо металлоконструкции охрану спецконтингента помогают осуществлять электронные системы.

На надёжность охраны спецконтингента влияют размеры и планировка камер. Кроме того, в настоящее время имеют место жалобы задержанных и нарекания со стороны правозащитных организаций (МХГ, «Русь сидящая», ОНК, УПЧ в РФ и др. – Прим. ред.) о нарушениях прав человека при перевозках в спецавтомобилях. При этом особенный упор делается на малые размеры камер и недостаточные вентиляцию и отопление.

Требования МВД России к минимальным размерам камер для спецконтингента максимально возможно приближены к требованиям Правил ЕЭК ООН № 52 и № 36, регламентирующих требования к конструкции обычных гражданских автобусов для перевозки пассажиров. Хотя по Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» на спецавтомобили типа «АЗ» они не распространяются, НИИСТ ФКУ НПО «СТиС» МВД России всё равно по возможности руководствуется их требованиями.

Есть также требования к максимальным размерам камер, которые позволяют свести к минимуму возможность дополнительных противоправных действий со стороны задержанных, например, драк и раскачивание спецавтомобиля.

Отдельные требования касаются планировки спецавтомобилей «АЗ» и её влияния на надёжность охраны спецконтингента.

Наиболее распространённой (классической) является планировка с двумя продольными общими камерами и помещением конвоя в передней части. Такая планировка обеспечивает наиболее оптимальное наблюдение со стороны конвоиров за всеми задержанными.

По современным требованиям камер всегда несколько, для обеспечения раздельного размещения задержанных с соблюдением требований их внутренней изоляции по видам режима и категориям. Вход во все камеры осуществляется из помещения конвоя. Заодно отметим, что смешанная планировка появилась только в 2010 г. на спецавтомобилях «АЗ» ФСИН России.

Узники специализации

Документально отследить историю совершенствования конструкции спецавтомобилей «АЗ» возможно лишь с 1950 годов.

В то время переоборудование обычных грузовых автомобилей в спецавтомобили для перевозки спецконтингента осуществлялось по специальным инструкциям в исправительно-трудовых колониях (ИТК) или в хозяйственных подразделениях органов внутренних дел и Внутренних войск МВД СССР непосредственно на местах2. У автомобиля наращивались борта или на шасси устанавливался специальный кузов из деревянного или металлического каркаса, обтянутого брезентом или металлическим листом. Внутри устанавливалась поперечная деревянная или металлическая перегородка, разделяющая кузов на камеру для спецконтингента и помещение караула.

2 В задачи подразделений МВД СССР входило конвоирование не только подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, но и осуждённых, в том числе и на объекты работ. Конвоирование спецконтингента осуществляли не только органы внутренних дел, но и внутренние войска.

В первой половине 1970-х началось серийное производство стандартизированных спецавтомобилей «АЗ» на производстве ИТК в подмосковном поселке Крюково (в настоящее время – г. Зеленоград) и поселке Сухобезводное Горьковской области. С конца 1970-х до начала 1990-х единственным изготовителем спецавтомобилей «АЗ» была ИТК УЗ-62/14 в Сухобезводном. Изготовлением автомобилей для перевозки задержанных и осужденных занимались сами осужденные.

Разработкой документации занималось Конструкторское бюро при Центральной автобазе Хозяйственного управления (КБ ХОЗУ) МВД СССР. Специальное конструкторское бюро внутренних войск (СКБ ВВ) МВД СССР занималось вопросами эксплуатации и внедрения в службу инженерно-технических средств охраны, в том числе и спецавтомобилей «АЗ»3.

3 В 1983 г. на базе двух указанных КБ и СКБ оперативной и криминалистической техники был образован НИИСТ МВД СССР, в его составе – отдел спецтранспорта. В 1998 г. на базе НИИСТ было образовано ГУ НПО «СТиС» МВД России, с 2011 г. – ФКУ НПО «СТиС» МВД России. В составе НИИСТ функционирует Центр специальных транспортных средств (ЦСТС).

С 1970 годов у серийных спецавтомобилей «АЗ» на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130Г и «Урал-375» кузова стали цельнометаллическими, со сварным решётчатым каркасом с двойной обшивкой из стального листа и теплоизоляцией. Вместимость их составляла от 15 до 36 человек, в помещении конвоя устанавливались 3–4 сиденья. Внешне от своих предшественников они отличались скошенными верхними углами кузова вместо скругленных.

Можно отследить две серии «АЗ» – середины 1970-х и 1979–1980 гг., отличающиеся друг от друга кузовами с колёсными нишами и без них соответственно.

Тогда же начала формироваться и «классическая планировка» спецавтомобилей «АЗ» с двумя общими камерами и помещением конвоя в передней части. До этого помещение конвоя (караула) могло располагаться в задней части кузова, а общая камера была одна во всю ширину кузова.

Спецавтомобили ЗИЛ-130Г-АЗ и «Урал-375-АЗ», предназначенные для перевозки осуждённых на объекты работ, не имели одиночных камер, помещение конвоя у них располагалось во всю ширину кузова, с дверями с обоих бортов кузова. Обычно входная дверь в помещение конвоя располагается по правому борту спецавтомобиля.

Начиная с 1970-х в одном строю со спецавтомобилями на базе грузовых шасси стояли и остаются спецавтомобили «АЗ» на базе малотоннажных цельнометаллических фургонов УАЗ-452 (с 1985 г. – УАЗ-3741) с четырьмя одиночными камерами. В 1991 году создали вариант УАЗ-3741-АЗС в северном исполнении вместимостью 5 человек в двух общих камерах и 4 конвоира, включая водителя. Он оснащался двумя отопителями вместо одного у не северного варианта для умеренно-холодного климата и дополнительной аккумуляторной батареей.

Обзор транспорта был бы неполным без упоминания полуприцепов для перевозки спецконтингента. Их выпускали томский «Химстрой» и Бобруйский опытно-механический завод.

На излёте СССР

В 1985–1986 гг. создали серию «АЗМ» модернизированных спецавтомобилей на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130Г, «Урал-43203», а также спецавтомобиль ЗИЛ-130-АЗС (северный вариант), их вместимость составила от 74 до 34 человек спецконтингента. Внешне они отличались от спецавтомобилей серии «АЗ» 1970-х изменённой конфигурацией крыши – отсутствуют скосы на верхних углах кузова. У них была усилена конструкция основания, стен, крыши кузова, запорных устройств камер.

4 Один из вариантов планировки ГАЗ-66-АЗМ с 7 одиночными камерами.

Кроме того, в кузовах спецавтомобилей «АЗ» 1970-х отсутствовало отопление. Кузова серии «АЗМ» получили воздушный отопитель О-30, работающий на бензине (был установлен под основанием кузова сзади, справа). С 1986 года устанавливался жидкостный отопитель, подключённый к системе охлаждения двигателя (расположен под сиденьем конвоя), и независимый воздушный отопитель ОВ-65, работающий на дизельном топливе, смонтированный на задней стенке кузова5. Такие агрегаты пожаробезопаснее, чем бензиновые отопители ранних спецавтомобилей серии «АЗМ».

5 Уточним, что жидкостными отопителями, подключёнными к системе охлаждения двигателя, уже были оснащены спецавтомобили УАЗ-452-АЗ (1970-е гг.) и УАЗ-452-АЗМ (1982 г.). Бензиновый воздушный отопитель был установлен ещё в 1982 году на спецавтомобиле ГАЗ-53-АЗП с 7 одиночными камерами, такой же отопитель (вместе с жидкостным) был установлен и на УАЗ-3741-АЗС в 1991 г.

В настоящее время спецавтомобили «АЗ» оснащают воздушными отопителями, работающими на топливе, аналогичном топливу двигателя базового автомобиля, и жидкостными отопителями, подключёнными к системе охлаждения двигателя или независимыми от неё.

Завершающим спецавтомобилем серии «АЗМ» можно считать ГАЗ-3307-АЗ, созданный в 1989–1991 гг. на базе нового грузового автомобиля ГАЗ-3307, выпускавшегося с 1989 г. и являющегося продолжением семейства ГАЗ-52, – 53. Со второй половины 1990-х выпускается его модификация с дизелем ГАЗ-3309-АЗ. Вместимость их кузова составляла 8 человек спецконтингента в одиночных камерах или порядка 20 – в классической планировке.

К вопросу о правах человека в СССР. Помимо обычных в серии «АЗМ» были созданы санитарные спецавтомобили ГАЗ-52-САЗ (1986 г.) и ГАЗ-3307-САЗ (1991 г.). Их общие камеры были оборудованы складывающимися сиденьями и при необходимости могли быть трансформированы для перевозки 4 носилок с больными задержанными. Правда, эти спецавтомобили не вышли из стадии опытных образцов и опытной эксплуатации. Но, тем не менее, работы в области создания специальных автомобилей для перевозки больных задержанных проводились, определённый технический задел был создан.

С новой агрегатной базой

В настоящее время спецавтомобили для перевозки больных имеются у ФСИН России. Они обозначаются «АМ» (автомобили медицинские), изготовлены на базе микроавтобусов «УАЗ» и «ГАЗель», внутри оборудована одна камера для перевозки 3-х осуждённых сидя или одного на носилках.

Теперь, что касается окраски спецавтомобилей «АЗ». Они не несли уставной формы жёлтого (с 1992 г. – белого) цвета с синими полосами и надписями «Милиция». Кабины спецавтомобилей оставались базового заводского окраса. Чаще это были тёмно-зелёный, бежевый, голубой. У кузовов машин внутренних войск нижняя часть была тёмно-зелёная, верхняя – серая или бежевая. Кузова спецавтомобилей органов внутренних дел окрашивались в тёмно-зелёный или серый, реже – в синий цвет. «Уазики» – АЗ оставались в своём базовом заводском цвете – тёмно-зелёные или серые.

На кабинах спецавтомобилей «АЗ» устанавливался синий светопроблесковый маячок (мигалка).

В 1993–1999 гг. в дополнение к спецавтомобилям «АЗ» на базе УАЗ-3741 были созданы спецавтомобили на базе цельнометаллических фургонов и автобусов БАЗ-3783, «ГАЗель», «Бычок», КАвЗ-3976 (большинство из них – новинки отечественного автопрома 1990-х гг.) вместимостью от 5 до 11 человек спецконтингента. Тогда же появилась планировка с одной общей камерой вдоль задней стенки (с. 57, нижняя левая схема). Была предпринята попытка создания спецавтомобилей КАвЗ-39765-АЗ вместимостью 15 и 30 задержанных на базе удлинённой версии автобуса КАвЗ-3976. Но эти машины оказались перегруженными, поэтому дальше прорисовок дело не пошло и по настоящее время для перевозки большого количества задержанных используют спецавтомобили на базе грузовых шасси (ГАЗ, КАМАЗ, «Урал»).

В целях снижения заметности с 1996 по (официально) 2006 год на спецавтомобили «АЗ» не наносилась специальная цветографическая схема и не устанавливались специальные световые и звуковые сигналы. Внешне они перестали отличаться от обычных гражданских автофургонов. Однако при этом было весьма трудно доставить задержанных на допрос или в суд вовремя в условиях пробок на улицах городов.

В соответствии с приказом МВД России, вышедшим в марте 2006 года, спецавтомобили «АЗ» имеют стандартную для милицейских (а позже – полицейских) автомобилей цветографическую схему: белый основной цвет с синими полосами и надписями «Милиция», с 2011 года – «Полиция». Их также оборудуют сигнально-громкоговорящей установкой (СГУ) с синими маяками.

Вольнонаёмный опыт

В 1990-е годы спецавтомобили различного назначения по документации НИИСТ стали изготавливать на предприятиях МВД России в Самаре, Астрахани, подмосковном Дмитрове. Но в отличие от ИТК УЗ-62 / 14 в Сухобезводном, на них работали не осуждённые, а вольнонаёмные работники6.

6 В 1998 г. уголовно-исполнительная система была передана из МВД России в ведение Министерства юстиции России, соответственно из подчинения МВД вышла и ИТК УЗ-62/14. В 2004 г. при Минюсте была образована Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России.

На основе накопленного опыта создания спецавтомобилей «АЗ» НИИСТ ГУ НПО «СТиС» МВД России разработал отраслевой стандарт ОСТ 78.01.0002–99 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Специальные технические требования. Методы испытаний».

В 1998–2001 годы Дмитровский опытно-экспериментальный завод (ДОЭЗ) МВД России7 по согласованию с НИИСТ создал спецавтомобили ЗИЛ-4331-АЗ, 3307-АЗ (на базе ГАЗ-3307), «Урал-4320-АЗ» вместимостью 28, 20 и 21 человек спецконтингента и 5–6 конвоиров, включая водителя. Визитной карточкой спецавтомобилей «АЗ» производства ДОЭЗ стала рифлёная наружная обшивка стен кузова из стальных гофрированных листов.

7 С 2003 г . – Дмитровский филиал (ДФ) ГУ НПО «СТиС» МВД России.

В 2003 году ДОЭЗ выпустил спецавтомобиль 2705-АЗМ (на базе цельнометаллической «ГАЗели») классической планировки с двумя однорядными общими камерами по 3 человека и одной одиночной.

А спецавтомобили ЗИЛ-4331-АЗ и «Урал-4320-АЗ» стали, пожалуй, последними необорудованными системой принудительной вентиляции с использованием электрических вентиляторов.

Ещё с 1970-х в крыше над помещением конвоя имеется аварийно-вентиляционный люк, над камерами для спецконтингента оборудовались вентиляционные лючки (проходы) с воздушными заслонками.

Электровентиляторы впервые были установлены в 1998 году на «ГАЗелях» ГАЗ-2705-АЗ вместимостью 5 и 7 задержанных. С тех пор в крыше над помещением конвоя устанавливается приточный вентилятор, над каждой общей камерой – вытяжной, при их отсутствии вытяжной вентилятор устанавливается в задней части помещения конвоя (между задними одиночными камерами). Исключение составляют «уазики» «АЗ» с 4-мя одиночными камерами, имеющие только один вентилятор (изготавливается заводом УАЗ с 2009 г.).

Во всех одиночных камерах по-прежнему оборудуются вентиляционные лючки (проходы). Со стороны камер проходы лючков и вентиляторов закрыты вентиляционными решётками с ручными регуляторами забора воздуха (да, управляют притоком воздуха в камеры сами задержанные).

Забаўкі«Диктатура — это наш бренд»: 7 подарков с автозаком из Беларуси

Если не можешь избавиться от недостатка, объяви это традицией и гордись. Один из самых приметных и оригинальных сувениров из Беларуси — это изображение «автозака»: грузовика МАЗ, предназначенного для перевозки задержанных. Такие машины можно увидеть на митингах и праздниках, пасхальных шествиях и вечерах джаза. Разбираемся, чем эти авто знамениты, и даем подборку сувениров.

Источник: Facebook Михась Мишук

Что такое автозак и почему он популярен

В энциклопедии «Бацькаўшчына», созданной 60 беларускими студентами, учащихся в Вильнюсе, говорится, что автозак — это «специальный транспорт милиции для перевозки задержанных. Вы можете встретить их на каждом празднике или торжестве в городе. Всегда рядом, всегда наготове».

Однако это не совсем так. Подлинные автозаки — продукция МАЗа — это грузовики с камерами для задержанных. А на массовых скоплениях людей работают обычные бронированные МАЗы, в которых перевозят сотрудников МВД: камер внутри нет.

Но для обычных людей такие отличия не особо заметны. Например, минчане видят эти машины болотного цвета, когда идут на вечера классической музыки и джаза. Как нам рассказывал краевед, писатель и журналист Христофор Хилькевич, в Верхнем городе МАЗы стоят примерно там, где столетия назад монахи заваливали проход бревнами, чтобы уберечь монастырь от набегов.

Два года назад музыканты Государственного академического симфонического оркестра, игравшие на фестивале «Классика у Ратуши», даже сфотографировались возле автозака в позе задержанных — с руками за спиной.

Как пояснил в 2017-м бывший председатель Мингорисполкома Андрей Шорец, это делается ради безопасности: «Стоит мощная машина, которую невозможно сдвинуть и перевернуть. <> Это массовое скопление людей, и не надо, чтобы у кого-то хватило ума сюда приехать. И здесь нет ни одной машины. Даже машина господина посла (Сурикова, бывшего тогда послом России — прим. The Village Беларусь) стоит за периметром. И моя машина там стоит».

Даже пасхальное шествие не избежало этого мрачного сопровождения. Как говорил архиепископ Тадеуш Кондрусевич: «Первое, что увидела праздничная Пасхальная процессия, выходя из кафедрального собора, это спецавтомобиль у входа — так называемый «автозак». Очевидное присутствие этих спецавтомобилей на дальнейшем пути процессии создавало настроение напряженности, недоверия к народу, который мирно прославлял воскресшего Христа».

Что уж говорить о митингах и акциях протестов. Наш коллега Александр Лычавко вспоминает, как в 2006 году его вместе с другими митингующими на Октябрьской площади паковали во вполне привычный современному человеку автозак. Ранее эту роль имполняли машины ГАЗ, напоминающие классические «воронки».

Автозак старого образца. Фото: lubava.byАвтозак современный. Фото: lubava.by

В 2017-м минская милиция выставила похожий автофургон, созданный для перевозки заключенных, на аукцион за 16 500 рублей. В 2019-м автозак нового образца продавали в Марьиной Горке за 17 300 рублей.

Автозаки так часто возникают в нашей жизни, что беларус даже собрал из их фотографий тред «1 лайк — 1 автозак» из 30 пунктов.

Почему автозак стал сувениром

Юмор — это способ справиться со стрессом. Тем более что даже официальные лица не стесняются говорить о диктатуре как бренде.

Так, в начале марта в программе «Марков. Ничего личного» на ОНТ пресс-секретарь Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт сказала следующее: «Иногда мне кажется, что сегодня, в 2019 году, слово «диктатура» уже порой приобретает какой-то позитивный оттенок. Я, может, какую-то парадоксальную вещь скажу, неожиданную, но иногда мне кажется, что не сегодня так завтра, но послезавтра точно в мире может возникнуть запрос на диктатуру. Потому что за диктатурой в нашем сегодняшнем понимании в первую очередь мы видим, на мой взгляд, порядок, дисциплину и абсолютно нормальную и спокойную жизнь. Ну что говорить, мне кажется, мы уже так часто произносим это слово, что диктатура — это уже наш бренд».

Стрит-арт на улице Комсомольской. Фото: Александр Лычавко

В начале года беларусы запустили петицию с просьбой поставить памятник автозаку в центре Минска, например, на Зыбицкой или Октябрьской площади. В обращении говорилось, что «в течение последних лет эти машины были одними из наиболее заметных на дорогах городов Беларуси, в них побывала большая часть беларусов и некоторых туристов страны. Это одно из самых заметных транспортных средств, когда люди приезжают в Минск. Автозак заслуженно стал символом страны, а особенно города Минска». Разумеется, заявителям отказали, сообщив, что памятники ставят известным историческим событиям или значимым личностям.

7 сувениров с автозаком

Но отсутствие скульптуры не мешает увековечивать автозак в малых формах. Мы собрали сувениры с изображением грузовика МАЗ. Разумеется, чаще всего в подборке будет встречаться арт от Hutkasmachna studio — ее основатель Андрей Бусел любит этот символ.

Магниты на холодильник

Цена: 7 рублей

Купить

Несколько лет назад творческая группа Hutkasmachna выпустила магнитики на холодильник: темно-оливкового цвета автозак, словно перевязанный подарочной ленточкой со словами «Welcome to Belarus». Магнитики можно было купить, например, в галерее «Ў» или магазине Symbal.by. Сувенир понравился не только беларусам, но и иностранцам.

Также есть и увеличенные версии магнита — «для истинных гурманов».

Чашка

Цена: 15 рублей

Купить

Для всех понимающих выпускаются кружки с изображением автозака. На боку написано: «Беларусь самая нормальная страна в мире».

Носки

Цена: 5 рублей

Купить

Магазин одежды и аксессуаров LSTR Adziennie выпустил вместе с Hutkasmachna носки с изображением автозака — грузовика МАЗ для перевозки задержанных, чтобы можно было сказать: «Я сегодня был в автозаке, и даже не в одном».

Любопытно, что когда Дмитрия Дашкевича задержали на Дне Воли, на нем как раз были эти самые носки.

Значок

Цена: 10 рублей

Купить здесь: улица Немига 3, 0 этаж, 69 помещение

В магазине подарков и сувениров Zorka Venera продают кастомные эмалированные значки, посвященные Минску. Среди них есть «сгущенка», «националка», «конфета «Грильяж» и, конечно, «автозак». В описании говорится, что это «идеальный аксессуар и оригинальный сувенир для гостей Беларуси».

Свитшот

Цена: 65 рублей

Купить

Еще один продукт коллаборации LSTR и Hutkasmachna: свитшот, на которой изображены автобус, троллейбус, трамвай и автозак как виды транспорта Минска.

Майка

Цена: 35 рублей

Купить

Вдогонку к свитшоту магазин также выпустил футболку.

Деревянная фигурка

Цена: 25 рублей

Купить

Hutkasmachna также выпускает деревянные фигурки автозаков: можно фотографировать их на фоне настоящих.

Автозак

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (современная Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Запрос «Воронок (автомобиль)» перенаправляется сюда. На эту тему нужно создать отдельную статью. Запрос «Воронок (арго)» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Автозак в Великобритании На параде Дня республики в Мумбаи (Индия), 26 января 2009

Автозак (Автомобиль для перевозки подозреваемых и обвиняемых (ПиО)) — специальный автомобиль на базе грузового автомобиля, автобуса или микроавтобуса, оборудованный для перевозки подозреваемых и обвиняемых (спецконтингента) в условиях, исключающих нарушение установленного режима содержания, в том числе совершение побега.

Автозак, использовавшийся в ГДР

Автозаки в СССР и России

Спецавтомобиль состоит из стандартного (без доработки) шасси грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, «Урал», МАЗ, автобусов КАвЗ, ПАЗ и «ГАЗель» и также с 2017 года УАЗ Профи и кузова, в котором размещены инженерно-технические средства охраны.

К оборудованию специальных автомобилей относятся: спецкузов, осветительные приборы, средства оповещения и связи.

Конструкция спецавтомобилей должна обеспечивать:

  • наличие в рабочем салоне линии охраны с четырёх сторон;
  • строго раздельное размещение осужденных в камерах по видам режима в соответствии с УПК РФ, УИК РФ и КоАП РФ.

Для обеспечения этих требований на грузовые шасси автомобилей устанавливается спецкузов. В кузовах автофургонов и рабочих салонов автобусов оборудуются помещения для караула и камеры для осужденных.

Спецкузов цельнометаллический, каркасный с теплоизоляцией между наружной и внутренней стенками. Наружная обшивка кузова и внутренняя обшивка камер выполнены из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм.

Камеры для осужденных подразделяются на общие и одиночные и располагаются в задней части спецкузова и рабочего салона автомобиля. Количество и расположение камер зависит от назначения спецавтомобиля и его марки.

Спецкузов крепится к раме шасси крепежными элементами, аналогичными по конструкции, количеству и материалу элементам крепления бортового кузова базового автомобиля той же или большей массы.

Пол кузова обивается листовой сталью толщиной с нахлестом на борта. Основание кузова — сварное из стальных профилей. Размер ячейки между профилями основания — не более 300×300 мм, образует противопобеговую решетку основания.

Помещение для караула располагается в передней части спецкузова и рабочего салона.

В отсеке для личного состава караула устанавливаются полумягкие сиденья с раздельными спинками. Сиденья караула могут быть многоместными и одноместными стационарными, а также одноместными откидными.

Входные двери в помещение караула могут быть распашными или сдвижными. Проем двери в кузовных спецавтомобилях — не менее 1540×580 мм; в спецавтомобилях на базе фургонов и автобусов — определяется их конструктивными особенностями. На дверях должны быть установлены ограничители открывания. В двери устанавливается окно со сдвижным остекленением и защитной решеткой с внутренней стороны, между окном и решеткой должна располагаться сдвижная шторка.

Камеры для спецконтингента оборудуются сиденьями жесткой конструкции с раздельными спинками. Сиденья в камерах стационарные, закрепленные на металлическом каркасе, конструктивно исключается возможность отворачивания крепежных элементов сидений без применения инструментов.

Одиночные камеры для спецконтингента оборудуются распашными или сдвижными металлическими каркасными дверями. Полотно дверей сплошное со смотровым глазком и верхними и нижними вентиляционными отверстиями. Смотровой глазок — с поворотной заглушкой.

Общие камеры оборудуются одностворчатыми решетчатыми распашными дверями из стального прутка с ячейкой 40×40 мм.

Зазор между стойкой дверного проема и дверью со стороны замка — 3±1 мм.

Двери камер оснащены механическими замками с автоматически захлопывающимся ригелем и съемными ручками. Конструктивно обеспечена невозможность доступа к ригелю изнутри камер.

На дверях камер установлены задвижки с проушинами под навесной замок. Все висячие замки для камер одного спецавтомобиля должны иметь одинаковые ключи.

Входная дверь оборудуется замковым устройством. Аварийные люки камер кузова фиксируют запорными устройствами типа «булавка» из стали.

Естественная вентиляция спецкузова и рабочего салона осуществляется через окно во входной двери и аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения караула и вентиляционные лючки в камерах. Люки оборудуются запорным устройством типа «булавка». Возможна установка системы принудительной приточно-вытяжной вентиляции.

Проем люка — не менее 470×500 мм, выдерживает усилие выдавливания 5 т, направленное вертикально вверх, без потери работоспособности и без остаточных деформаций.

Аварийно-вентиляционный открывается снаружи и изнутри. Аварийный люк — только снаружи.

Отопление рабочего салона осуществляется дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя или независимыми отопителями.

Линии освещения прокладываются под обшивкой крыши кузова автомобиля. Плафоны устанавливаются на потолке кузова: в малых камерах — по одному, в больших — два-четыре, в отсеке караула — два. В камерах плафоны защищаются металлическими решетками. Для дополнительного освещения общих камер на передней стенке помещения караула устанавливается фара-искатель.

В помещении караула также устанавливается щиток с выключателями, обеспечивающий раздельное включение освещения в камерах, в помещении караула, дополнительного отопителя.

Каждый спецавтомобиль оснащается габаритными фонарями (передними и задними) в верхней части кузова.

Для обеспечения связи между караулом и стационарными узлами связи, имеющимися по маршруту конвоирования, специальные автомобили оснащаются автомобильными УКВ-радиостанциями.

Для обеспечения личного состава караула телефонной связью в спецавтомобилях устанавливается сигнально-переговорное устройство (СПУ). Кроме этого, для связи могут быть использованы системы видеонаблюдения.

Сигнализационно-переговорное устройство «Незабудка» обеспечивает:

  1. Двухстороннюю связь между кузовом и кабиной;
  2. Двухстороннюю ручную подачу звукового и светового сигналов «Вызов»;
  3. Двухстороннюю ручную подачу звукового и светового сигналов «Тревога»;
  4. Автоматическую подачу звукового и светового сигналов «Тревога» в следующих случаях:
  • при открывании одной или нескольких дверей;
  • при обрыве или коротком замыкании соединительной линии между постовым устройством и датчиками;
  • при обрыве или коротком замыкании соединительной линии между кабинным пультом и постовым устройством.

Выхлопная система спецавтомобилей на базе грузовых шасси доработана: обеспечен вывод выхлопной трубы за обрез кузова на 40-50 мм.

Спецавтомобили комплектуются:

  • огнетушителями — один у водителя, другой (другие) — в помещении караула, суммарной емкостью не менее 5 л;
  • аптечками медицинской помощи (2 шт.);
  • противооткатными упорами;
  • знаком аварийной остановки.

Зачастую автозак имеет скоб-трап для подъёма на крышу кузова.

> См. также

  • Вагонзак

Ссылки

  • Ф. Лапшин. От зоны и до зоны
  • Автозаки на шасси ГАЗ

машина для перевозки заключенных

Смотреть что такое «машина для перевозки заключенных» в других словарях:

  • ворон — ВОРОН, а, ВОРОНОК, нка, м. 1. Машина для перевозки заключенных. 2. Правительственная машина или машина высокопоставленного государственного служащего. См. также черный ворон … Словарь русского арго

  • воронок — ВОРОН, а, ВОРОНОК, нка, м. 1. Машина для перевозки заключенных. 2. Правительственная машина или машина высокопоставленного государственного служащего. См. также черный ворон … Словарь русского арго

  • воронок — м. разг. Закрытая милицейская машина для перевозки заключенных. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • История автомобиля — Чертёж Паровой телеги Кюньо (Jonathan Holguinisburg) (1769) История автомобиля началась ещё в 1768 году вместе с созданием паросиловых машин, способных перевозить челов … Википедия

  • Индекс автомобильных номеров в Венгрии — Стандартные венгерские номерные знаки, внешний вид на 2007г … Википедия

  • Днепрострой (судно) — «Днепрострой» Dallas … Википедия

  • ворон — , а, м. жарг. Закрытый грузовик для перевозки заключенных. ◘ Обычно ворон 1,5 или 2 тонная машина. Росси, т. 1, 60. ** Черный ворон. Жарг. То же. ◘ Первые черные вороны появились в Москве в 1927 г. Это были первые полуторатонки,… … Толковый словарь языка Совдепии

  • Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора

  • Табак растение из семейства пасленовых* — (Nicotiana Tourn., ботан.) родовое название растений из семейства пасленовых (Solanaceae). Известно до 40 видов, из которых большинство дико растет в Америке и только некоторые на островах Тихого океана, а один вид (N. suaveolens Lindl.) в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Табак, растение из семейства пасленовых — I (Nicotiana Tourn., ботан.) родовое название растений из семейства пасленовых (Solanaceae). Известно до 40 видов, из которых большинство дико растет в Америке и только некоторые на островах Тихого океана, а один вид (N. suaveolens Lindl.) в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

ФСИН планирует закупить новые автозаки

МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Федеральная служба исполнения наказаний планирует пополнить свой автопарк новыми автомобилями для перевозки заключенных. Об этом сообщил директор ФСИН Александр Калашников.

«За последние семь лет автомобильный парк спецавтомобилей типа АЗ обновлен на 771 единицу, в 2020 году планируется закупить еще около 70 единиц таких специальных транспортных средств», — сказал он в интервью «Российской газете». По его словам, ФСИН работает над улучшением условий перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

С 2012 года специальные автомобили типа АЗ оснащаются кондиционерами и другими удобствами. Для инвалидов-колясочников есть специальные автомобили, которые обеспечивают беспрепятственный доступ через выдвижную рампу или подъемное устройство.

Спецвагоны для перевозки заключенных

Калашников также сообщил, что ФСИН испытывает дефицит в специальных вагонах для перевозки заключенных.

«Минимальная расчетная потребность для обеспечения необходимого объема специальных перевозок — 108 спецвагонов. Но по состоянию на 1 ноября этого года эксплуатируются 78 спецвагонов, из которых четыре планируются к списанию уже в текущем году, еще 13 спецвагонов будут списаны в 2020 году как выслужившие установленные сроки эксплуатации», — сказал он в интервью «Российской газете».

Калашников сообщил, что правительству России дано поручение рассмотреть вопрос о выделении в 2019-2021 годы МВД России, ответственному за приобретение, содержание и эксплуатацию спецвагонов, бюджетных ассигнований для заключения государственных контрактов на поставку новых специальных вагонов. Это поручение было дано по итогам оперативного совещания Совета безопасности РФ.

Среди других мер глава ФСИН назвал закрытие железнодорожных маршрутов. ФСИН переходит на перевозку осужденных автомобильным транспортом.

Федеральная служба исполнения наказаний 12 апреля представили новый спецтранспорт для этапирования осужденных инвалидов и перевозок матерей с детьми до трех лет, сообщили в ведомстве.

В автозаках для перевозки инвалидов есть коляски с автоподъемником, а в детских были установлены специальные кресла. Последние будут использовать для того, чтобы отвозить детей в больницы или для отдыха – «в цирк, парки и прочее», уточнила РИА Новости замначальника медицинского управления ФСИН Ирина Ларионова.

Фото: пресс-служба ФСИН Фото: пресс-служба ФСИН

В апреле Европейский суд по правам человека потребовал у российских властей улучшить условия транспортировки заключенных. В пилотном постановлении на основе ряда однотипных жалоб ЕСПЧ дал России 18 месяцев на исправление ситуации и изменение нормативной базы, приостановив на это время рассмотрение жалоб.

В ЕСПЧ назвали «равносильными пыткам» условия перевозки осужденных в автофургонах высотой 1,6 метра, глухих одиночных «стаканах» площадью около 0,5 кв.м и в камерах с откидными полками вагонзаков, не позволяющими заключенным стоять, а также длительные транспортировки без света, тепла и посещения туалета. В 2012 году ЕСПЧ выносил аналогичное постановление о содержании в российских СИЗО.

>Фургон «Автозак» на базе ГАЗель Некст

Купить автозак на шасси ГАЗель Некст

Автомобиль предназначен для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Автомобиль обеспечивает размещение сотрудников полиции (4 чел.), служебной собаки и спецконтингента (до 7 чел.).

Строго раздельное размещение спецконтингента в камерах согласно виду режима. Здесь большое внимание уделяется пунктам, прописанным в УПК РФ, КоАП, УИК.

Оборудован:

  • системой отопления
  • системой вентиляции
  • системой освещения
  • средствами связи и сигнализации

Спецкузов

Спецкузов автозака — это цельнометаллическая каркасная конструкция, которая имеет теплоизоляционный слой между наружной и внутренней стенкой. Обе эти обшивки обычно — листовая сталь толщиной не менее 0,8 мм.

К раме шасси грузовика или автобуса спецкузов присоединяют стандартными крепежными деталями. По материалу, качеству, конструкции они аналогичны элементам, которые крепят обычный бортовой кузов.

Пол обязательно обвивают листом железа с захлестом его на бока. Основание — из стальных профилей, сварное. Ячейки между ними — не более 300 х 300 мм. Все это вместе складывается в противопобеговую решетку основания.

Камеры для осужденных

Камеры для спецконтингента в таковых машинах ГАЗ могут быть как общими, так и одиночными. Традиционно их оборудуют позади рабочего салона, в задней половине кузова. Количество и расположение зависит как от марки ТС, так и его предназначения.

Сидения в камерах стационарные, жесткие, с раздельными спинками, крепящиеся на металлическом каркасе. Их конструкция такова, что без применения специнструментария невозможно открутить крепежные элементы.

Если камера в специальном автомобиле одиночная, то она будет оборудована сдвижной или распашной металлической каркасной дверью. Полотно последней — сплошное. Есть смотровой глазок с поворотной заглушкой. В верхней и нижней половине — отверстия для вентиляции.

В общих камерах обычно одностворчатые решетчатые распашные двери. Между стальными прутками — ячейки.

На дверях камер механические замки с автозахлопывающимся ригелем. Невозможность доступа к нему с внутренней стороны обеспечена конструктивно. На входной двери также замковое устройство.

На люке расположены запоры. Выдерживает направленное вверх усилие выдавливания до 5 т, при этом не деформируясь и не теряя работоспособности. Аварийные люки открываются только снаружи, аварийно-вентиляционные — снаружи и внутри.

Салон для персонала

Помещение для караула стандартно помещают в переднюю часть машины и рабочего салона соответственно. В отсек устанавливают полумягкие кресла с раздельными спинками. Сидения в ГАЗели могут быть различной конструкции:

  • одноместные откидные;
  • одноместные стационарные;
  • многоместные.

Что касается входных дверей в этот салон, то они могут быть и откидными, и раздвижными. Минимальные габариты проема — 1540 х 580 мм (для кузовных автозаков).

Окна — со сдвижным остеклением. С внутренней стороны — защитная решетка. Между ней и стеклом — сдвижная шторка.

Сигнализация

Чтобы обеспечить связь между автозаком и стационарными пунктами, машины оборудованы радиостанциями. Могут быть установлены системы видеонаблюдения.

Переговорно-сигнализационное устройство обеспечивает следующее:

  • Двухсторонняя связь между кабиной и кузовом.
  • Ручная двухсторонняя подача сигнала «Вызов» (звук и свет).
  • Ручная двухсторонняя подача сигнала «Тревога» (звук и свет).
  • Автоподача «Тревоги» (звук и свет) в следующих случаях: открывание дверей, обрыв соединения, короткое замыкание между постовым устройством и датчиками, кабинным пунктом.

Рабочий салон нагревается дополнительным отопителем, который работает на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения мотора.

Плафоны защищают металлические решетки. Дополнительно может быть установлена фара-искатель. Присутствует щиток раздельного включения освещения, отопления.

Дополнительная комплектация

Автозак может быть укомплектован следующим:

  • Огнетушители в кабине водителя и салоне караула.
  • Две автомобильные аптечки.
  • Противооткатные упоры.
  • Символ аварийной остановки.
  • Трап для подъема на крышу.

Преимущества новой ГАЗели НЕКСТ

  • грузоподъемность до 2,6 тонн
  • объем перевозимого груза до 22 м³
  • расход топлива от 8,5 л/ 100 км
  • гарантия 3 года или 150 тыс.км пробега
  • интервал ТО — 20 000 км
  • запчасти дешевле в 3-5 раз по сравнению с зарубежными аналогами
  • стоимость владения на 1 километр пробега — 7,2 руб
  • гарантия от коррозии — 8 лет

Стоимость автомобиля на 30–40% ниже стоимости европейских аналогов
Срок окупаемости составляет 25 месяцев, что почти в 1,6 раза меньше, чем у европейских аналогов

Современные технические решения, комплектующие от ведущих мировых производителей, особое внимание к каждой детали, строгий контроль качества — отличительные особенности Next, благодаря которым этот автомобиль работает безотказно.

Внешние детали кабины Next полностью оцинкованы и обработаны современными антикоррозионными материалами. На автомобиле установлены пластиковые крылья. Все стыки и швы защищены антикоррозионным покрытием и специальными герметиками.

В новой ГАЗели-Next используются комплектующие от знаменитых мировых производителей

  • BOSCH — вакуумный усилитель, ABS, мотор редуктора стеклоочистителя
  • MANDO — газонаполненные амортизаторы, передние тормозные механизмы
  • WEBASTO — предпусковой подогреватель
  • DELPHI — климатическая установка с кондиционером
  • ZF — реечный рулевой механизм с гидравлическим усилителем руля
  • TAKATA — ремни безопасности для водителя и пассажиров

ГАЗель-НЕКСТ оснащается одним из 4 типов двигателей:

Дизельный Cummins ISF 2,8 — разработка американской компании. Мощность двигателя — 149 л.с. Рабочий объем — 2,8 л. Максимальный крутящий момент — 330 Н.м. Расчетный ресурс — 500 000 км пробега.

Бензиновый Evotech 2,7 — совместная разработка Группы ГАЗ и фирмы Tenergy (ведущей компании по разработке силовых агрегатов из Южной Кореи). Четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный, бензиновый двигатель с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием. Рабочий объем 2,69 л. Мощность — 78,5 кВт, 106,8 л.с. Расчетный ресурс — 400 000 км пробега.

Битопливный LPG (пропан) 4-тактный, впрысковый. Кол-во цилиндров 4, расположение рядное. Рабочий объем 2,69 л. Максимальная мощность, кВт (л.с.) при работе на бензине — 78,5 (106,8), при работе на газе — 76,7 (104,3)

Битопливный CNG (метан). 4-х тактный двигатель мощностью 120 л.с. с турбонаддувом, промежуточным охлаждением надувочного воздуха и комплексной микропроцессорной системой управления топливоподачей и зажиганием. Запас хода на двух видах топлива до 800 км. Выполнение норм Евро-4

Почему автозаки прозвали «воронками»

И вскоре заказчики получили машины. Немцы пригнали обычный грузовик с деревянным фургоном, который обили сверху железом, место для конвоя создатели сделали отчего-то сзади. А вот конструкторы «Лесснера» подошли к своему детищу со знанием дела. Они обшили фургон металлом изнутри, а в крыше разместили три окна с корабельными стеклами. Это же прочное стекло защищало и лампу освещения. Не забыли умельцы и о вентиляции. Причем сделали ее так, что в отверстия не влезала даже иголка. В общем, заказчик остался доволен конструкцией. Радость возросла еще больше, сразу после опытной поездки. Оказалось, что теперь до самых дальних тюрем Санкт-Петербурга можно было добраться за 30-40 минут. А конные экипажи преодолевали то же расстояние за 2,5-3 часа. В ведомстве собрались заказать еще одну машину у «Лесснера», но опоздали. Поскольку заказов на автомобили было мало, компания переквалифицировалась и занялась производством торпед.

Авто для тюремных нужд

В 1928 году на весь огромный СССР насчитывалось менее десятка автозаков. Дело в том, что в то время автомобилестроение еще толком не начало развиваться. Грузовички АМО-Ф-15 выпускались в мизерных количествах. Их даже не хватало для сельскохозяйственных потребностей, не говоря уже про тюремные.

Но в середине 30-х ситуация изменилась. Появился ГАЗ-М1, который стал по-настоящему массовым. Его-то быстро и определили в автозаки. Именно этот автомобиль стал символом ночных арестов, да и вообще, всей эпохи репрессий. А из-за цвета, в который красились машины, их прозвали «воронками» или «Черными воронами». Правда, точно таким же прозвищем обзавелась и газовская «полуторка» (ГАЗ-АА). Поскольку серийных автозаков не было, их приспосабливали под перевозку заключенных прямо на заводе. Деревянную коробку той же «полуторки» обшивали металлом. Причем внутри этого «саркофага» ничего не было. Даже об освещении и вентиляции тогда не задумывались. А для конвоя просто делали отдельный отсек, тоже лишенный хоть малейшего комфорта.