ГИБДД черников Михаил Юрьевич

Благодарненские вести

В прошлом году на дорогах Благодарненского района произошло более четырёхсот аварий, в которых шесть человек погибло, а 64 получили травмы

Февраль, снег, гололёд – постоянный риск поскользнуться, потерять управление автомобилем или стать жертвой водителя, который не учёл погодные условия и пренебрёг общими для всех правилами. Словом, самое время подвести итоги аварийности на дорогах, так сказать во избежание…

На вопросы корреспондента «БВ» ответил начальник ОГИБДД по Благодарненскому району С.И. Корышев.

– Сергей Иванович, какова ситуация на наших дорогах. Что говорит статистика: аварий стало больше или меньше?

– Практически все показатели уменьшились. В 2017 году произошло 438 ДТП, из них 48 крупных, где 6 человек погибло и 64 получили травмы различной степени тяжести. В 2016 аварий с пострадавшими было 60 (а всего 469), погибших – 14 человек, а получивших ранения и травмы – 90.

– А как в этом плане начался новый год?

– Не слишком благополучно – на территории округа зарегистрировано 6 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 8 человек. Радует, что обошлось без погибших, но рост аварийности налицо, в прошлом году за такой же период произошло 4 аварии.

– Приведите примеры самых крупных ДТП с пострадавшими.

– Самыми резонансными, пожалуй, были два случая: в прошлом году на 42 км +300 м дороги Журавское – Благодарный – Кучерла – Красный Маныч иномарка выехала на встречную полосу движения и столкнулась с «Ладой», совершающей в это время поворот налево. В результате аварии пострадали пять человек, в том числе трое детей.

А совсем недавно – в конце января, на 23 км + 560 м той же трассы водитель ВАЗа превысил скорость, не справился с управлением, и автомобиль, съехав с дороги, перевернулся. В итоге двое его пассажиров получили травмы, один до сих пор находится в состоянии комы.

– Каковы основные причины ДТП?

– Как и прежде, большинство аварий спровоцировано несоблюдением водителями правил дорожного движения. Например, выезд на встречную полосу в прошлом году привёл к девяти серьёзным ДТП и унёс четыре жизни. Превышение скорости также обходится дорого – пять аварий, один погибший и шесть травмированных. В числе других опасных нарушений, ставших причиной трагедии на дороге: несоблюдение очерёдности проезда (7 пострадавших), дистанции между транспортными средствами (4), нарушение правил проезда пешеходных переходов (получили травмы 3 жителя района) и др. В текущем году пока лидирует превышение скорости. Люди пренебрегают банальными правилами безопасности, не учитывают дорожные и метеорологические условия, и за это пренебрежение нередко приходится платить слишком дорогой ценой.

Ещё одна большая проблема на наших дорогах – нетрезвые водители, по их вине погибло 2 человека и было ранено – 6.

– Раз мы заговорили о нетрезвых водителях, их стало больше или меньше?

– Меньше: выявлено 150 любителей кататься в состоянии опьянения, причём 30 человек были привлечены за вождение в нетрезвом виде повторно, а в 2016 году пьяных автомобилистов было 170.

– А когда и где, по вашим данным, чаще всего происходят ДТП?

– Наибольшее количество дорожных происшествий приходится на среду (8), четверг (9), пятницу (10) и субботу (8) в периоды с 7 до 9 часов утра, с 12 до 14 и с 19 до 21 часа.

Анализ аварийности показал, что чаще всего местом ДТП становятся дороги регионального значения. На автодороге Светлоград – Благодарный – Будённовск зарегистрировано 14 аварий с 3-мя погибшими. А самым опасным её местом считается 66 км. На трассе Журавское – Благодарный – Кучерла – Красный Маныч произошло 11 ДТП, где также погибло 3 человека. Наиболее аварийные участки – 31 и 42 км. Дороги Благодарного тоже небезопасны, здесь произошло 15 аварий и получили травмы 18 человек.

– А что показывает статистика по возрастным категориям нарушителей, есть ли здесь какая-либо закономерность? И всегда ли виновниками аварии являются неопытные водители?

– Закономерности по возрастам нет, и стаж виновников ДТП различен, но, несомненно, он имеет большое значение. За прошлый год в районе зарегистрировано 7 ДТП с участием неопытных водителей, по их вине пострадали 12 человек.

– Какие ещё правила нарушили жители района в прошлом году?

– Всего выявлено 7030 административных правонарушений. Более 2000 тысяч – это не пристёгнутые ремни безопасности; более 300 – не оплатившие вовремя штраф должники; 250 – непредоставление преимущества пешеходам; 100 – проезд на красный свет; 300 – тонирование окон; 700 – нарушения ПДД пешеходами и т.д..

– Как вы оцениваете состояние дорожной сети?

– Она имеет много недостатков: ямочность (самые проблемные в этом плане улицы Вокзальная и Завокзальная), неудовлетворительное состояние пешеходных переходов, знаков, отсутствие освещения на некоторых участках городских дорог и в населённых пунктах, несвоевременная очистка дорог от снега и наледи, что сейчас просто опасно. В наши обязанности входит контроль за состоянием дорожной сети. По факту выявленных нарушений и несоответствий правилам ремонта и содержания дорог мы выдаём предписание об их устранении должностному или юридическому лицу, отвечающему за данный участок дороги, парковку, тротуар и т.д. А если меры не принимаются, составляем протокол и через мировой суд взыскивается административный штраф. В прошлом году выдано 12 предписаний юридическим лицам, 212 – должностным.

– Что удалось изменить благодаря этим мерам?

– Возле детского сада №2, наконец, появился пешеходный переход, в районе установлены и заменены около 100 дорожных знаков, ежегодно наносится разметка, правда, её качество оставляет желать лучшего, но это уже вопрос нехватки средств. По нашей инициативе отгорожена часть тротуара возле «Лианы», чтобы водители не перекрывали гражданам доступ к остановке. Сейчас следим, чтобы своевременно очищались и подсыпались дороги, что, к сожалению, не всегда происходит вовремя. Почему-то в Благодарном расчищаются только центральные улицы и пути прохождения общественного транспорта, а до остальных улиц и переулков очередь не доходит, я уже не говорю о тротуарах, которые тоже должны быть очищены от снега и гололёда.

– Недавно была опубликована информация о водителе, совершившим ложный донос о краже автомобиля. И какое наказание грозит за такую ложь? Подобные случаи раньше бывали?

– К сожалению, да. Люди порой прибегают к такому способу, например, чтобы скрыть своё участие в ДТП, не думая о том, что за предоставление заведомо ложной информации их могут привлечь к уголовной ответственности. В итоге им приходится отвечать уже за два преступления.

Заведомо ложный донос наказывается штрафом до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы до двух лет.

– А что с реальными угонами автомобилей? Сколько транспортных средств украдено у жителей района, и сколько из них удалось найти?

– В прошлом году было угнано либо украдено 10 транспортных средств, 9 удалось найти, а прицеп от легкового автомобиля всё ещё числится в розыске. В большинстве случаев речь идёт о бытовых преступлениях. Например, нетрезвый человек взял чужую машину просто покататься и бросил. А один автомобиль мы нашли уже в разобранном виде – его продавали по запчастям.

Вопросы от читателей:

– Правда ли, что участковый полиции может оштрафовать за несоблюдение ПДД?

– Да, участковые могут и даже обязаны следить за дорожным движением и имеют право составить протокол об административном правонарушении. А вообще, выявить нарушителя может любой сотрудник полиции. Выявить и передать эту информацию тому, кто уполномочен привлечь гражданина к ответственности.

– Можно ли навести порядок у остановки на пл. Маяковского, чтобы маршрутки могли спокойно подъезжать к ней и забирать и высаживать пассажиров, не нарушая никаких правил из-за частных машин, занявших место для разворота маршруток?

– По моему мнению, этот павильон изначально установлен не в самом подходящем месте, отсюда сложности. Что касается водителей, мешающих проезду маршрутных такси, мы проводим рейды и составляем протоколы на тех, кто нарушает законодательство (нельзя останавливаться ближе чем за пятнадцать метров до остановки), но это проблему не решает, а дежурить там постоянно нет возможности. Мы внесём в администрацию района предложение о реорганизации остановки.

– Возле мемориала «Вечный огонь», невзирая на запрещающие знаки, нелегальные таксисты незаконно устроили стоянку автомобилей и погрузку своих пассажиров. Вы можете как-то изменить ситуацию?

– Мы возьмём это вопрос на заметку, и организуем там профилактический рейд. Что касается непосредственно выявления нелегальных таксистов – такая работа ведётся постоянно, но доказать факт незаконной перевозки пассажиров сложно, поскольку никто из них не признаётся, что оплачивал проезд. Тем не менее, в прошлом году выявлено и привлечено к ответственности 42 нелегальных таксиста.

– И традиционный вопрос: что бы вы сказали всем участникам дорожного процесса?

– Ответ тоже будет традиционным и, наверное, избитым: соблюдайте правила дорожного движения. Многие, выезжая на полосу встречного движения или превышая скорость, делают это чуть ли не «на автомате», чтобы поскорее добраться туда, куда держат путь. Но, поверьте, именно такие, на первый взгляд незначительные, нарушения очень часто приводят к непоправимой трагедии, и человек попадает не туда, куда ехал, а в лучшем случае в больницу, ну а в худшем… ему уже никогда и никуда торопиться не придётся…

Глава ГИБДД: инспектор должен делать работу, с которой камеры не справятся

Как избавиться от коррупции на дорогах? За счёт чего можно уменьшить количество аварий? Кого ловят камеры?

Об этом и многом другом в интервью главному редактору «АиФ» Игорю Черняку рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ, генерал-майор полиции Михаил Черников.

Игорь Черняк, «АиФ»: Буквально недавно вы подвели итоги прошлого года. Что говорит статистика: показатели смертности и травматизма снижаются на наших дорогах?

Михаил Черников: Положительные тенденции в целом сохраняются. Число погибших в ДТП сократилось более чем на 6%, последовательно уменьшается число погибших пешеходов: на 3,4%. Также на 3,4% уменьшилось количество ДТП с участием нетрезвых водителей. К сожалению, в 2017 г. не удалось добиться сокращения числа погибших в ДТП детей. Главная причина — это порой безрассудные и преступные действия водителей, которые перевозят в салоне авто детей. Число погибших детей-пассажиров увеличилось на 1,6% всего 448 несовершеннолетних. Фактически это каждый второй погибший ребёнок.

Мы не перестаём говорить, что пьяные за рулём — это одно из основных составляющих тяжких происшествий на дороге. — Михаил Черников

— Но продолжают ведь пьяными ездить?

— К сожалению, продолжают. И делают это не только обычные граждане, но и знаменитости. Вот недавно по одному из федеральных каналов показали программу про певицу, которую недавно лишили прав за отказ от освидетельствования. Она рассказывала, как у неё якобы вымогали деньги наши сотрудники, хотя она была трезвой. Вместе с тем, когда её остановили, велась видеозапись и были понятые. Какие деньги?! Никто же не хочет разбираться, всем нужно шоу! И вот в ходе этого шоу её поддерживали эстрадные исполнители, и общий посыл был такой: не останавливайтесь больше у сотрудников ГИБДД, даже если вы чуть ли не пьяные, не выходите из машины. Куда это годится?!

Мы не перестаём говорить, что пьяные за рулём — это одно из основных составляющих тяжких происшествий на дороге. И тут очень сложно давать какие-то цифры, потому что есть нестыковки на законодательном уровне. Например, после ДТП у всех пострадавших берут кровь, но, если там найдут алкоголь, по закону мы не можем привлекать за это к ответственности. То есть, даже если по камерам мы посмотрели, что до ДТП он передвигался, скажем, в состоянии повышенного настроения, не можем привлечь. Сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы убрать такие моменты: думаю, в весеннюю сессию Госдума примет необходимые поправки. После ДТП будет проводиться обязательное освидетельствование, и результат анализа крови будет приниматься в расчёт при решении о привлечении к ответственности.

Мы всегда советуем пассажирам, которые собираются отправиться в междугороднюю поездку на автобусе, серьёзнее подходить к выбору перевозчика. Необходимо обращать внимание на внешнее состояние автобуса, наличие и исправность ремней безопасности, поведение водителя, наличие у него сменщика и в случае любых несоответствий жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть написаны на кабине водителя. — Михаил Черников

— А наркотики? Сейчас же такую химию потребляют, что, наверное, её трудно выявить?

— С наркотиками всё ещё сложнее. То есть сотрудник видит, что водитель неадекватный, и должен его отстранить от управления транспортным средством, но никакие анализы не выдают результат моментально: неделя-две в лучшем случае. Медик заключение не даёт. Получается, надо отпускать, а как?! Тоже сейчас с законодателями обсуждаем этот вопрос. Наша главная задача в том, чтобы не допускать таких неадекватных водителей на дорогу.

Это, кстати, относится и к уставшим водителям автобусов. Хочет спать, а заменить некем, сменщика нет: экономят. В результате трагедия. Недавно в Тихвине было такое страшное ДТП: 9 погибших. Они раньше большими автобусами перевозили людей, а сейчас стали хитрить: покупают микроавтобусы восьмиместные, для которых достаточно прав категории «В». И гонят сотни километров без отдыха, да ещё и в ночь. Это недопустимо! Подчёркиваю, что, согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

При этом граждане тоже не должны оставаться в стороне. Мы всегда советуем пассажирам, которые собираются отправиться в междугороднюю поездку на автобусе, серьёзнее подходить к выбору перевозчика. Необходимо обращать внимание на внешнее состояние автобуса, наличие и исправность ремней безопасности, поведение водителя, наличие у него сменщика и в случае любых несоответствий жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть написаны на кабине водителя. При этом, если в ходе рейса они нарушают ПДД, нужно снимать это на видео и присылать информацию нам. Воспитание и знания ПДД. Как избежать неприятностей на дороге Подробнее

Камеры справляются

— Печальная статистика ДТП — это не только такие водители, но и любители выехать на встречку?

— Сегодня большая проблема — выезд на полосу встречного движения, мы сейчас прорабатываем вопрос о применении ограждений, разделяющих транспортные потоки, которые были бы не столь дороги. Проблему встречки без экономики не решить.

У нас сейчас применяют так называемые криволинейники или бетон. Но они очень дорогие, и по ГОСТу при их установке необходимо на дороге ещё дополнительную полосу выделять. А есть тросовые ограждения. В ряде регионов их уже установили. Они гораздо дешевле, при этом не нужна дополнительная полоса. Главный их эффект — это визуализация. Водитель замечает ограждение и рефлекторно держит машину в своей полосе, потому что видит геометрию дороги даже ночью. Опять-таки тросы не дают разворачиваться там, где приспичило, потому что при разворотах тоже много ДТП случается. Вообще практика показывает, что, если сделать даже не тросовые, а какие-нибудь, к примеру, алюминиевые ограждения, что в 6-7 раз дешевле, количество ДТП с выездом на встречку снизится в разы. Сейчас там, где стоят тросы, случаи ДТП единичны. У нас на 90% смертность сразу сокращается. При простой разметке всё равно есть искушение выехать, обогнать, развернуться. Когда будет ограждение, уже искушения такого не появится.

Камеры дальше будут совершенствоваться по многим составам. Например, по пешеходам: переходит человек дорогу, едет машина, камера срабатывает и моментально рассчитывает, вовремя ли машина остановилась и уступила дорогу пешеходу. — Михаил Черников

— Улицы Москвы сегодня буквально напичканы камерами. На ваш взгляд, удаётся ли им заменить сотрудников ДПС?

— Системы фиксации, установленные на наших дорогах, разные: где-то на полосу движения настроена камера, к примеру. В настоящее время на территории России насчитывается свыше 9 тысяч стационарных, 3,8 тысячи передвижных и 656 мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений.

Сейчас идёт много споров о передаче регионам полномочий по привлечению к ответственности в автоматическом режиме. Я считаю, что ничего в этом страшного нет, наоборот, только польза. Сейчас в каждом регионе у нас есть центры автоматической фотовидеофиксации, которые получают с камер информацию, там сидят наши сотрудники, электронной подписью утверждают постановления, после чего их рассылают гражданам.

Все комплексы фиксации мы передали в субъекты ещё лет 5 назад. То есть у нас нет ни одной камеры фотовидеофиксации на балансе. Вся рассылка «писем счастья» тоже происходит за счёт субъектов. Наше только программное обеспечение, но на него субъекты и не претендуют. А программа — это гарантия, что никто никуда не сможет влезть и изменить. То есть система защиты (в том числе и всех вопросов, касающихся госзащиты) соблюдена. Никто не собирается совсем всё отдавать на откуп регионам, это чистая формальность. У нас в любом случае останутся полномочия: если автовладелец не согласен с вынесенным штрафом, он может обратиться к нам с обжалованием, и мы имеем право отменить этот материал.

И камеры дальше будут совершенствоваться по многим составам. Например, по пешеходам: переходит человек дорогу, едет машина, камера срабатывает и моментально рассчитывает, вовремя ли машина остановилась и уступила дорогу пешеходу. В Москве уже всё готово для таких систем.

Кстати, Москва и Татарстан очень далеко шагнули в развитии систем фотовидеофиксации. В Москве их уже 1,2 тыс. работает, и становится очень тяжело уйти от ответственности: всё везде фиксируется. Мэрия многое делает, но в Москве по-другому и нельзя, иначе город вообще встанет.

Примерно половина сокращений — это вакантные должности. То есть реально речь идёт о 5 тыс. сотрудников. Но для них есть 35 тыс. вакантных мест в органах внутренних дел. — Михаил Черников

Без инспектора на дороге никак

— Так скоро будем совсем без инспекторов на дороге обходиться?

— Нет, инспектор должен находиться на дороге, но не мешать движению, а делать ту работу, с которой ни одна камера не справится. Например, пьяного водителя по камере не увидишь, вовремя не остановишь и не проверишь. На участках интенсивного движения, конечно, камера лучше: инспектор остановит одну машину и сразу создаст затор, выключив одну полосу из движения. Но без инспекторов никак.

— Как вам живется, когда сократили 10 тысяч человек?

— Примерно половина сокращений — это вакантные должности. То есть реально речь идёт о 5 тыс. сотрудников. Но для них есть 35 тыс. вакантных мест в органах внутренних дел. Например, у нас большой дефицит участковых: это служба, которая может с нами работать совместно. Могут выявлять и пресекать правонарушения, составлять административные материалы. На оперативные вакансии люди могут переходить спокойно: дознавателями, следователями. У нас же фактически все офицеры с юридическим образованием, интегрируются без проблем. Поэтому и было принято такое решение: не просто взять и сократить всех гаишников, а разумно перераспределить в ведомстве профессионалов.

— Но людей в поле меньше не стало?

— Конечно, не стало. Мы тоже распределяем сотрудников по участкам. Так, по работе с госуслугами мы, наоборот, даже где-то увеличили штат. Сокращали где-то с линии и ставили на регистрацию или экзамены. Это один из важнейших моментов сегодня. Тем более что МФЦ сейчас подключились к этой работе.

Я вообще считаю, что в последнее время у нас слишком много изменений в ПДД, народ не успевает ориентироваться. Необходимо систематизировать эту деятельность. — Михаил Черников

Убрать коррупционную составляющую

— Сейчас ещё сотрудники могут пригодиться, если действительно примут решение о том, что надо пересдавать экзамен при замене прав?

— По автошколам это бред, но поданный так удачно, что у меня даже сотрудники некоторые поверили. Один майор мне сказал, что собрался срочно менять права, чтобы потом не пересдавать экзамен. А это просто собрались несколько автошкол, поговорили и затеяли хороший пиар себе. Надо же отдавать себе отчёт, что никто не справится с этим: представляете, сколько дополнительно придётся задействовать личного состава?! Лучше бы эти автошколы поговорили о качестве подготовки курсантов: сегодня оно отнюдь не на высоком уровне. Мы видим, что это просто бизнес: им платят деньги, они выдают свидетельство об окончании. Сейчас захотели ещё денег.

Я вообще считаю, что в последнее время у нас слишком много изменений в ПДД, народ не успевает ориентироваться. Необходимо систематизировать эту деятельность. ПДД для детей. Как изменить подготовку водителей? Подробнее

— Кстати, о деньгах. Какая сегодня средняя зарплата у сотрудников Госавтоинспекции?

— Если говорить о Москве, то это порядка 45 тыс. руб. В регионах — 35 тысяч. Согласен, что это не так много. Но до середины 2012 г. у сотрудников Госавтоинспекции была зарплата 11 тыс. руб.! Есть с чем сравнивать. Мы сейчас ведём работу с командирами, личным составом, говорим о том, что надо выстроить так режим работы, чтобы сотруднику было комфортно. И он мог бы соответствующим образом уделить время дому, семье. Например, 2 через 2 — хороший график. Также у нас есть социальные выплаты для приобретения жилья.

— Не могу не спросить о коррупции. Как вы с ней боретесь?

— Я считаю, надо создать такие условия работы, чтобы не было коррупционной составляющей. Например, у нас сегодня по всем подразделениям стоит программа, которая автоматически в хаотичном порядке присваивает государственные регистрационные знаки на автомобили. Что же касается продажи «красивых номеров», то сейчас в Госдуме находится законопроект о регистрации, в котором чётко прописано, что каждый человек может выбирать свои буквы и цифровое обозначение. Только заплати за это пошлину государству, и не надо искать того, кто может помочь, как это иногда было раньше.

Задача сотрудников не наказать, а сделать всё, чтобы не совершалось ДТП! — Михаил Черников

Потом мы начинаем применять носимые видеорегистраторы, которые записывают все действия инспекторов ДПС. Мы знаем, в какой конкретно точке работает инспектор, что делает, это здорово снижает уровень коррупционной составляющей. Мы очень серьёзно сейчас взялись за то, чтобы сотрудники были обеспечены не только транспортными средствами, но и ГСМ. Нет бензина — всё, нечего ему на машине ездить. Та же история по обмундированию. Та форма, которая сегодня есть, некомфортна: материал такой, что, когда жарко, вообще не продувается, а в холода как стекло становится. Ребятам очень тяжело в ней работать, идут, покупают себе форму из нормального материала сами. При зарплате в 35 тыс. на свои не напокупаешься, а значит, опять риски. Руководство министерства нас поддержало, сейчас проводим эксперимент с обмундированием из новых материалов. Если всё пройдёт успешно, начнём закупки.

Конечно, довольно серьёзно спрашиваем с сотрудников: у каждого экипажа есть маршрут патрулирования, и его задача в том, чтобы контролировать процесс движения так, чтобы на участке не было аварий. Задача сотрудников не наказать, а сделать всё, чтобы там не совершалось ДТП!

Вопрос-ответ Что делать, если сотрудник ДПС вымогает взятку?

Взрослые убивают детей

— Если говорить откровенно, нарушают не только водители, но и пешеходы. Конечно, к каждой «зебре» инспектора не приставишь, но что-то с этим делать надо.

— У нас, с одной стороны, идёт снижение аварийности по пешеходам, с другой — её рост на пешеходных переходах. Видимо, потому, что стало кратно больше самих «зебр», при этом пешеходы стали ими пользоваться, и мы эту политику поддерживаем. Сейчас предлагают вводить для пешеходов-нарушителей административную ответственность, как для автомобилистов.

Я не любитель карательных мер. Ну накажут на 2 тыс. руб. пешехода-нарушителя. А у него, может, пенсия 8 тыс. Разве это этично? Давно, ещё когда был начальником ГАИ в Красноярске, я пропагандировал введение негласного правила: когда пешеход собирается перейти дорогу, он должен поднять руку и обозначить своё намерение. Я не придумал это сам, в Европе давно так делают. Я сам водитель и понимаю, как иногда автомобилисту непросто понять, что собирается делать пешеход: будет стоять или побежит в самый неожиданный момент. А за мной тоже едут транспортные средства, даже если я резко заторможу, не факт, что следующий успеет среагировать. Поднятая рука — сигнал всем водителям.

А то сейчас у нас многие как переходят: наушники надел, капюшон надвинул — и шагает не глядя. А если, например, «скорая» едет? Даже на «зебре» пешеход обязан её пропустить. Красной строкой в ПДД написано, что пешеход при переходе дороги — даже в положенном месте, даже под разрешающий сигнал светофора — должен убедиться в безопасности. А у нас не хотят убеждаться в своей безопасности, да и не только в своей. То же самое касается безопасности при перевозке детей. Представляете, 63% погибших детей были пассажирами!

Для обеспечения безопасности детей-пешеходов мы совместно с Минобрнауки России уделяем особое внимание организации работы в образовательных учреждениях. — Михаил Черников

— Неужели водители так и не научились пользоваться автокреслами?

— Научились. Детские автокресла стали использовать значительно чаще, но при этом, посадив детей в кресла, взрослые стали чаще нарушать другие положения правил. Выезжают с ребёнком на дорогу и жмут 120 км/ч. Ты же своего ребёнка везёшь! Куда спешишь? В таких случаях надо кратно усиливать бдительность, даже если есть в машине автокресло. За прошлый год у таких водителей погибли 448 детей.

На особом контроле у нас вопросы перевозки детей в автобусах. Есть детские школьные автобусы, которые закупает государство, оно и за подготовку водителей отвечает, и за техосмотр. Там всё практически хорошо. За прошлый год ни один ребёнок не погиб в школьном автобусе, хотя ДТП не по их вине были. А теперь посмотрите, что происходит с пассажирскими перевозками, в таких автобусах тоже много детей ездит. Автопредприятия, индивидуальные предприниматели в этой сфере работают практически бесконтрольно. Техосмотр толком не проводится, медосвидетельствование перед рейсом тоже фактически не проходит. Водитель вчера категорию получил, сегодня уже загрузил 50 пассажиров в автобус и поехал. В итоге сотни погибших людей, среди которых дети.

Для обеспечения безопасности детей-пешеходов мы совместно с Минобрнауки России уделяем особое внимание организации работы в образовательных учреждениях. Внедряем схемы безопасных маршрутов от школы до дома, проводим пятиминутки безопасности и т. д. Значительное количество ДТП с детьми-пешеходами зарегистрировано в темное время суток, при этом в большинстве своём дети находились без световозвращающих элементов. И всё-таки, как ни крути, если взрослые — педагоги, родители — не позаботятся о безопасности своих детей на дороге, мы так и будем наблюдать печальную статистику. Основы безопасного поведения на дороге должны закладываться в семье, и родители обязаны подавать пример детям всегда. Мы повторяем это на всех наших акциях, которые проводим как со взрослыми, так и по итогам обучающих мероприятий с детьми. Безопасность на дорогах. Как защитить детей от гибели и травм Подробнее

Большую помощь в этой работе нам оказывают юные инспекторы движения: ЮИДовцы. Кстати, 6 марта отряды ЮИД отметили своё сорокапятилетие со дня создания. На сегодняшний день ЮИД — одно из самых массовых детских движений в стране, которое насчитывает в своих рядах более 300 тысяч школьников во всех российских регионах. Юные инспекторы движения изучают правила безопасного поведения на дорогах, ведут пропагандистскую работу среди сверстников, помогают сотрудникам Госавтоинспекции в проведении различных социально значимых акций и кампаний. К сорокапятилетию со дня создания отрядов юных инспекторов по всей стране проходят праздничные мероприятия для детей: так или иначе юбилейную годовщину ЮИДовского движения отметят в каждом регионе. Эти акции в регионах дали старт широкомасштабной кампании, посвящённой сорокапятилетию со дня создания отрядов ЮИД. В этом году в рамках юбилейной годовщины ЮИДовского движения Госавтоинспекция планирует много различных мероприятий для детей на региональном, всероссийском и межгосударственном уровне. Летом лучшие ЮИДовские команды — победители соревнований у себя в субъекте — традиционно встретятся на Всероссийском конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо», который в этом году пройдёт в Краснодарском крае, в ВДЦ «Орлёнок». В октябре состоится и Межгосударственный слёт ЮИД, к участию в котором будут приглашены юные инспекторы из стран ближнего зарубежья. Кроме того, 6 марта в Российской Федерации среди представителей отрядов ЮИД стартовал марафон «Безопасная страна ЮИД!», главным посланием которого стал девиз: «Я соблюдаю ПДД, соблюдай и ты».

Я от всей души поздравляю всех, кто в разные годы оказался причастен к становлению и развитию движения ЮИД, с сорокапятилетием со дня его создания. Выражаю благодарность ветеранам службы, бывшим и нынешним сотрудникам, педагогам — всем, кто внёс и продолжает вносить свой посильный вклад в сохранение жизни и здоровья детей на дорогах России.

Мы сосредоточимся на злостных нарушителях, пренебрегающих требованиями Правил дорожного движения и имеющих наибольшую задолженность по уплате штрафов. — Михаил Черников

— Что, на ваш взгляд, ещё необходимо изменить для обеспечения безопасности дорожного движения?

— Со стороны участников дорожного движения требования к безопасному и комфортному передвижению по дорогам будут только возрастать, поэтому мы должны оперативно реагировать на все задачи и вызовы, которые перед нами ставят общество и обстановка на наших дорогах.

На сегодняшний день принятыми программными документами, а это и Федеральная целевая программа, и Стратегия безопасности дорожного движения, задачи по сокращению смертности от дорожно-транспортных происшествий поставлены. Их реализация будет способствовать сохранению тенденции к сокращению дорожно-транспортного травматизма, сохранению жизни и здоровья наших граждан.

Что же касается задач на текущий год, то в целом это подготовка плана реализации Стратегии. В центре нашего внимания обязательно будут вопросы обеспечения детской дорожной безопасности. Качество работы по предупреждению детской дорожной аварийности является залогом повышения культуры общества и государства, гарантом сбережения и развития нации. Важнейшее условие здесь — эффективное сотрудничество государственных организаций, научных и экспертных структур и общества.

Также мы сосредоточимся на злостных нарушителях, пренебрегающих требованиями Правил дорожного движения и имеющих наибольшую задолженность по уплате штрафов. Важным направлениями межведомственного взаимодействия на текущий год является повышение качества оказания государственных услуг гражданам. Важна и подготовка подразделений к использованию электронных паспортов транспортных средств.

Госавтоинспекция МВД России в минувшем году провела по всей стране масштабные профилактические мероприятия, направленные на пресечение нелегальных межрегиональных перевозок. Основное внимание уделялось причинам, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов. Установлено, что нарушения связаны с переутомлением водителей пассажирского транспорта и неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств.

В 2018 г. в приоритете деятельности службы остаётся контроль за качеством и безопасностью пассажирских перевозок. При этом надзор за участниками рынка в этой сфере транспортной деятельности будет усилен.

Досье Михаил Черников.
Родился в 1974 году в г. Ачинске. В 1995 году начал службу в МВД в должности госавтоинспектора. Возглавлял управление ГИБДД Красноярского края, был замначальника ГУ МВД по Ставропольскому краю, начальником УМВД по Хабаровскому краю.

— Михаил Юрьевич, как вы оцениваете ситуацию на наших дорогах?

— Хотелось бы в первую очередь пожелать всем нашим гражданам безопасности на дорогах страны. Что касается аварийности, положительные тенденции в целом сохраняются. В прошедшем году число погибших сократилось более чем на 6%.

— Глобальная задача — сделать так, чтобы на дорогах вообще смертей не было?

— В начале этого года утверждена Стратегия безопасности дорожного движения, рассчитанная на 2018 — 2024 годы. Она несет амбициозные задачи: к 2024 году снизить уровень риска до 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения, а к 2030 году добиться нулевой смертности. К сожалению, сегодня эта цифра — более 13 погибших на 100 тысяч населения!

— Какие нарушения чаще всего приводят к гибели на дороге?

— Выезд на полосу встречного движения. За это грубейшее нарушение была установлена ответственность вплоть до лишения прав управления. Усилена ответственность за управление в состоянии опьянения. Мы видим сегодня, что водители в большинстве своем уступают пешеходам, стали пристегиваться и использовать при перевозке детей детские автокресла. Делают это не потому, что за это могут оштрафовать, а потому, что это сохранит жизнь и здоровье ребенка. К сожалению, в 2017 году на дорогах погибли 713 ребятишек. Более половины случаев гибели — когда взрослые не обеспечили их безопасность при перевозке.

— Водители не меняют стиль вождения с маленькими пассажирами?

— Большинство водителей двигаются, имея в виду максимально ограниченную скорость не по знаку на дороге, а плюс 20 километров в час, даже когда везут ребенка. Этого делать категорически нельзя! Иначе при экстренном торможении ребенок, чей организм не готов к подобным перегрузкам, может получить серьезные травмы. Задача в первую очередь довезти ребенка живым и здоровым.

Что касается перевозки детей школьными автобусами, тут мы добились соблюдения требований безопасности. За прошлый год при таких перевозках ни один ребенок не погиб. Есть, к сожалению, другой пример, когда при авариях с коммерческими автобусами мы теряем более 600 жизней в год.

ПЬЯНИЦ ВЫЯВЯТ ВРАЧИ

— Принято решение о сокращении 10 тысяч сотрудников ГИБДД. Можно ли заменить всех дорожных полицейских электроникой?

— Надзор за скоростным режимом автоматическими системами фотовидеофиксации позволяет высвободить инспекторов для выявления пьяных водителей, перевозки детей без удерживающих устройств, оценки технического состояния маршрутного такси или автобуса. В этом камеры никогда не заменят инспекторов.

— В дорожное законодательство регулярно вносят изменения. Как ваша служба относится к подобным инициативам?

— На сегодня в Госдуме попадают прямо в лечебные учреждения, где не освидетельствуются на состояние опьянения. Мы надеемся, что в весеннюю сессию будет принято решение о том, чтобы у попавших в больницы брали кровь на содержание алкоголя. Нарушители таким образом не уйдут от ответственности, что позволит сделать наказание неотвратимым.

Мы предложили ввести меру обеспечения по административным правонарушениям в виде задержания транспортного средства. Так, в случае задержания водителя в состоянии опьянения предполагается задерживать и его машину. Ее могут вернуть после уплаты административного штрафа (30 тысяч рублей) либо после внесения равнозначного залога.

— А чем закончилась история с красивыми номерами?

— Сейчас в целях борьбы с коррупцией инспекторы лишены возможности выбора регистрационных знаков посредством установки в подразделениях специального программного обеспечения — номер регистрируемой машине сегодня присваивает компьютер. Но ведь во многих других странах водители имеют право выбора номера. Там работают аукционные системы с госпошлиной. Это может найти поддержку и среди наших автолюбителей. Кстати, мы изучали спрос: чаще спрашивают не красивые номера, а сочетания цифр, которые человек считает для себя счастливыми.

— А как, на ваш взгляд, можно бороться с автохамами на дорогах?

— Законопроект на этот счет уже прошел первое чтение в Госдуме. За опасное вождение штраф составит 5 тысяч рублей, а за систематические нарушения водитель лишится водительских прав. Совершенствуется и система автоматической фотовидеофиксации. Сейчас она работает по 6 видам нарушений, в будущем планируется увеличить это число до 30. Со временем это позволит персонифицировать многие процессы на дороге именно в отношении конкретного лица. Плюс готовится законопроект, который позволит гражданам фиксировать нарушения на личный смартфон и передавать нам материалы через портал госуслуг.

— Вы когда под запрещающий знак двигались — о чем думали? — А там был запрещающий? А где он в ПДД?Фото: Юлия Лоза

БЕСПИЛОТНИКИ ЕДУТ!

— Порой создается впечатление, что нарушители вообще ничего не боятся.

— Это временно. Как я уже говорил, скоро будет введено наказание за серию опасных нарушений. И когда по совокупности три и более раз в год на дороге будут происходить такие опасные деяния, будут приниматься меры к лишению прав.

— А какие нарушения чаще всего фиксируют сотрудники Госавтоинспекции?

— 85% выявленных правонарушений (порядка 70 миллионов штрафов) — нарушения скоростного режима. Эта нагрузка ложится на систему фотовидеофиксации, которая динамично развивается. Цель — не собрать больше денег, а в местах установки камер привести в правильное русло движение транспорта. На этих участках отмечается сокращение нарушений до минимума.

— Есть ли факты уязвимости дорожных камер? Случается, приходят некорректные штрафы.

— Из общего массива спорных моментов 0,5%. Их можно обжаловать. В Москве — обращением к руководителю Центра автоматической фотовидеофиксации или начальнику Госавтоинспекции. Мы работаем над тем, чтобы такие случаи можно было и в электронном виде обжаловать. Думаю, в ближайшее время мы это сделаем. Главное — мы должны исключить уклонение от ответственности.

— А что будет лет через 30?

— В 2022 году в дорожном потоке ряда стран будут встречаться беспилотники. К 2040 году планируется переход 50% транспорта на беспилотный режим. И это поможет исключить влияние человеческого фактора. Электроника будет предупреждать конфликтные ситуации на дороге, не будет ошибаться так часто, как человек.

— И чем тогда будут заниматься инспекторы Гос­автоинспекции?

— Давайте доживем до этого времени. Когда будет все отлично с безопасностью, может быть, тогда и Госавтоинспекция не нужна будет. Я бы хотел, чтобы такое время настало. Но пока работы инспекторам хватает.

ПРИНТЕРЫ У ПАТРУЛЬНЫХ

— Оснащение инспекторов тоже будет совершенствоваться?

— Несомненно. Предусмотрена закупка планшетов, которые позволят выписывать материалы на месте. В патрульных машинах уже есть принтеры, на которых можно сразу распечатать постановления. Также наш транспорт оборудован системами позиционирования, фотовидеофиксация ведется как внутри салона, так и снаружи. Видеорегистратор на груди инспектора позволит в ближайшее время не только вести запись, но сразу передавать ее на сервер, где она будет храниться.

Сейчас проходит испытания и новая всепогодная форма одежды для инспекторов.

— Как долго вы сами водите машину? Доводилось ли вам нарушать правила дорожного движения?

— С 16 лет после окончания автошколы управлял мотоциклом «Восход 3М». В 18 лет я получил водительское удостоверение категории В. Когда был молодой, конечно, нарушал правила. Но умышленно агрессивного поведения у меня никогда не было на дороге. Я такой же обычный водитель. Каждую неделю сам сажусь за руль, и мне это очень нравится.

— Вы ведь мастер спорта по гиревому спорту и кандидат в мастера спорта по дзюдо. Собираетесь ли вы развивать эти виды спорта среди подчиненных?

— Сотрудники большую часть рабочего времени проводят, сидя в машине, там же завтракают, обедают, ужинают, зачастую это не та качественная пища, которая может положительно повлиять на здоровье. Но мы внедряем в систему профподготовки занятия в зале, бег и лыжи, чтобы наши офицеры были физически подтянутыми и как можно дольше служили, принося пользу обществу.

Специальная разметка на перекрестке.

КСТАТИ

В дорожную разметку добавят желтую и синюю краски

Максим БОДКИН

С 1 июня начнет действовать новый ГОСТ.

С началом лета в привычную цветовую гамму дорожной разметки добавятся новые знаки, цвета и комбинации. Вступает в силу новый ГОСТ, он принят в рамках приведения наших техрегламентов и правил в соответствие с требованиями регламентов Таможенного союза, куда, кроме России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия (подробности)

НУ И НУ!

Глава ГИБДД спас пассажиров рейса Женева — Москва

Больше никто на борту не рискнул поставить на место авиадебошира.

Рейс из Швейцарии, который приземлился в «Шереметьево» в конце минувшего февраля, мог закончиться непредсказуемо. Опасность в небе над Европой для пассажиров и экипажа лайнера исходила от агрессивного хама.

Дебошира звали Александром, он был весьма крепок и сильно пьян. И он не знал, как ему не повезло — этим рейсом в Москву из штаб-квартиры Всемирной организации здравоохранения возвращалась российская рабочая группа, которую возглавлял начальник ГИБДД генерал-майор Михаил Черников. Правда, генерал летел в гражданском костюме.

Шел третий час полета, и Александру становилось невыносимо скучно, хотелось драйва. Он то прикладывался к бутылке, то пытался приобнять одну из стюардесс. Не встречая взаимности, он стал раздавать пассажирам экономкласса подзатыльники. Те начали звать на помощь бортпроводников. Хулигана лишь заводило то, что никто не оказывал ему сопротивления.

— От вседозволенности этот «господин» совсем потерял голову. Строил всем рожи, потом стал хватать стюардесс, а затем… укусил одну из них за лицо, — рассказала «КП Наталья Агре, которая входила в официальную делегацию.

Стюардесса в шоке рухнула на сиденье. Тогда генерал встал и движением корпуса загнал хулигана на соседнее сиденье у иллюминатора. И сел рядом с дебоширом, перекрыв ему выход.

— Мужик, ты меня пустишь к стюардессам! — пытался угрожать хулиган, но мериться силами с Черниковым явно боялся. — Права не имеешь меня держать! Я в туалет хочу.

— Видали мы таких! — генерал сохранял спокойствие.

Может, вспоминал лихие 90-е, когда стоял автоинспектором на трассе Ачинска. Чего только не обещали ему тогдашние шумахеры.

Целый час Черников говорил с хулиганом, не давая ему выйти. Пассажиры с удивлением наблюдали за чудесным терпением генерала. И только после посадки в аэропорту по просьбе экипажа он выпустил хулигана.

— Командир корабля запросил по прибытии в «Шереметьево» наряд полиции, — рассказала «КП» представитель МВД Ирина Волк. — У трапа самолета хулигана уже ждал наряд…

— Вокруг сидели десятки мужчин, но никто, кроме Черникова, не встал и не заступился за женщин. Надо что-то менять в правилах авиаперевозок — либо стюардов должно быть больше, чем стюардесс, либо на борту должны присутствовать специальные люди, способные нейтрализовать хулиганов. Планирую вынести этот вопрос на ближайший общественный совет при Минтрансе.

Кстати, этот случай Черников комментировать в эфире Радио «Комсомольская правда» отказался. Из скромности.

КСТАТИ

В дорожную разметку добавят желтую и синюю краски

Максим БОДКИН

С 1 июня начнет действовать новый ГОСТ.

С началом лета в привычную цветовую гамму дорожной разметки добавятся новые знаки, цвета и комбинации. Вступает в силу новый ГОСТ, он принят в рамках приведения наших техрегламентов и правил в соответствие с требованиями регламентов Таможенного союза, куда, кроме России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия (подробности)