На чем ездил ленин

История компании Rolls-Royce берет отсчет с 1 мая 1904 года, когда в одном из элитых ресторанов Манчестера встретились два джентельмена – талантливый механик-самоучка , предприниматель Фредерик Генри Ройс и Чарльз Стюарт Роллс, аристократ и обладатель многомиллионного состояния. Через два года на всеобщее обозрения был представлен их первый продукт, который незамедлительно произвел фурор. Rolls-Royce 40/50 HP – модель, которая ни в чем не повторяла своих предшественников. Через некоторое время авто присвоили имя «Silver GhostSilver Ghost » (в пер. с английского: «серебряный дух»).

По легенде, самый громкий звук в салоне издавало только тиканье часов. Благодаря тщательной работе по уравновешиванию коленчатомого вала, мастерски изготовленных деталей к шестицилиндровому мотору, двигатель работал на удивление мягко. Автомобиль мог развивать скорость до 150 км в час, что было не подвластно многим спортивным моделям в те времена.

Это было новаторством, оцененным по достоинству. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». Спрос рос, строительство филиалов в других странах было необходимо. Одним из первых, кто приобрел модель американского производства расширяющегося предприятия, стал Нельсон Рокфеллер. В США до 1926 г. выпустили 1703 автомобиля (на родине в Англии было выпущено 6173 модели).

«Silver Ghost» стал едва ли не самым известным автомобилем на планете.

Первый появившийся автомобиль-легенда Роллс Ройс в Советском Союзе – главный экспонат выставки в Государственном историческом музее. Он был доставлен по заказу главы советской торговой делегации Н. Клиншко в Великобритании 11 июля 1922 года. Экспонаты выставки прослеживают историю этого сначала служебного, а с 1923 г. предоставленного В.И. Ленину в личное пользование автомобиля, вплоть до наших дней

Mechaniker ›
Блог ›
Автосани без Ленина или когда появился полугусеничный «Роллс-Ройс»

Опровергать старые легенды, с годами прочно въевшиеся в сознание людей, намного сложнее, чем работать на непаханом историческом поле, где что ни документ, то открытие, только успевай их собирать один за другим, да вплетать в повествование о новом и неизведанном. Но жизнь задает и более сложные исторические задачки.

Одну такую удалось недавно решить. Всем известен полугусеничный «Роллс-Ройс», которым пользовался Владимир Ильич Ленин. Снегоход вождя мирового пролетариата и сегодня находится в экспозиции музея-заповедника «Горки Ленинские».

экспозиция музея-заповедника «Горки Ленинские».

История этого «Роллс-Ройса» уже давно везде излагается примерно одинаково. Еще царский шофер Адольф Кегресс изобрел приспособление для езды по снегу с гусеницами вместо задних колес и лыжами спереди, но Николай II толком попользоваться им не успел из-за революции. Оценить необычное изобретение француза получилось только у Ленина, который ездил в Горки то ли на доставшихся «в наследство», то ли построенных заново автосанях на базе американского «Паккарда», а когда те сломались, рабочие Путиловского завода сделали новые на шасси конфискованного у буржуев «Роллс-Ройса» и подарили их Ильичу. А после его смерти в 1924 году автосани так и остались в Горках, ставших Ленинскими, и сохранились до наших дней в первозданном виде. С тех пор «Роллс-Ройс» действительно не изменился — так и стоит в родной краске.

архивное фото

Это небольшое историческое расследование началось с некоторых подозрений, возникших при визуальном осмотре «Роллс-Ройса». Главное, что смущало — странной формы кузов, с очень высокими бортами, совершенно нехарактерный для британских мастеров кароссери. Салон так и вовсе не выглядел британским: работа, далёкая от изысков, одни открытые шляпки гвоздей в обивке чего стоят. Пока я разглядывал незамысловатую обивочку ленинских автосаней, подошла сотрудница музея и как бы невзначай заметила, что сделана она не из натуральной кожи, а из кожзаменителя. В задней части кузова обнаружились трещины: в лихие 90-е охранники по ночам водили местных баб на заднее, «ленинское», сиденье и от этих пролетарских фрикций деревянный каркас расшатался, а краска потрескалась. И самое главное — где хоть одна фотография Ленина в автосанях «Роллс-Ройс»? За семьдесят лет подробнейшего исследования его биографии уже должна была бы найтись, если он этими автосанями действительно пользовался.

архивная выписка

Надо сказать, что попытки разобраться с автосанями предпринимались и ранее. Самой первой можно назвать запрос музея-заповедника в Центральный государственный архив Октябрьской революции, сделанный в 1976 году. Ответ несколько обескураживает — никаких документов по автосаням не обнаружено, а рабочие Путиловского завода подарили Ильичу только портрета Карла Маркса в резной деревянной раме.
Однако, отсутствие в архиве документов ни о чём не говорит. А вот записка Льва Шугурова, датированная 1989 годом, уже намного интереснее. Это первый документ, в котором утверждается вероятность того, что Ленин не пользовался автосанями «Роллс-Ройс», а только «Паккардами».

Полный размер

часть 1

часть 2

часть 3

Но делать окончательные выводы Лев Михайлович не стал. Более того, в журнале «За рулём» № 4 за 1990 год вышла его статья о ленинских автомобилях, где Шугуров со ссылкой на итальянского журналиста Джузеппе Дикорато писал, что «Роллс-Ройс» приобрел в Великобритании в 1920 году глава советской торговой делегации Леонид Красин. Но и этим Лев Михайлович опровергнул официально принятую версию о появлении этого автомобиля в нашей стране до революции. В остальном всё по-старому, несмотря на текст обнаруженной мной записки 1989 года: это те самые автосани, которыми пользовался Владимир Ильич для зимних поездок.

моторный отсек

Первые просветы в этой мутной истории начали проявляться уже при просмотре документов из фондов музея-заповедника. Оказалось, что из Великобритании уже давно прислали всю информацию, имеющую отношение к шасси с номером 79YG. В архивах компании Rolls-Royce сохранились бумаги, из которых можно узнать, что заказчиком автомобиля являлось акционерное общество АРКОС, название которого расшифровывалось как All Russian Cooperative Society Limited. Оно осуществляло все торговые операции между Великобританией и РСФСР. 10 октября 1922 года автомобиль прошел ходовые испытания, 19 октября его продали АРКОСу, а в Петроград отправили 13 декабря. Тип кузова в бумагах значится как шестиместный турер, но никаких дополнительных сведений о нём нет: ни названия кузовной фирмы, ни мастеров-изготовителей, ни цвета, ни отделки — вообще ничего. Пожалуй, это единственное «белое пятно» в истории полугусеничного «Роллс-Ройса».

Полный размер

документы из архива компании Rolls-Royce

Дальнейшие архивные изыскания прошли в Государственном архиве Российской федерации — там хранятся дела Автомобильной базы Совета народных комиссаров и Гаража Особого Назначения. Делопроизводство в правительственном гараже велось настолько подробно и грамотно, что даже сейчас не составляет труда сориентироваться в документах тех лет, аккуратно подшитых и сданных в архив.

В процессе поиска информации о «Роллс-Ройсе» пришлось просмотреть десятки дел с сотнями страниц в каждом — период с 1918 по 1924 год. В результате оказалось, что в списках Автобазы СНК и ГОНа обнаружились только автосани марки «Паккард» в количестве двух штук — и никакого полугусеничного «Роллс-Ройса».
Зато нашлись данные о герое нашего рассказа — автомобиле с шасси № 79YG, прибывшем в Москву вместе с другими закупленными в Великобритании «Роллсами», так полюбившимися советской номенклатуре. Распоряжением начальника Автобазы СНК Медведева его отправили на 4-й Государственный автомобильный завод, бывшую экипажную фабрику П.П.Ильина в Каретном ряду, для постройки кузова. Вот и первое открытие — нашелся автор этого «небританского» кароссери!

для автобазы СНК

Но как сочетается запись в листе заказа на автомобиль с упоминанием шестиместного турера с постройкой нового кузова? Возможно, для Автобазы СНК закупили только шасси, а может и шасси с кузовом, но не совсем подходящим для условий эксплуатации в Советском Союзе. Начальник автобазы товарищ Медведев был человеком рачительным и бережливым, поэтому в одной из своих записок предлагал Наркомвнешторгу приобретать не новые «Роллс-Ройсы», а бывшие в употреблении или только шасси.

Кузов для «Роллс-Ройса» делался несколько месяцев. Приказом по Автобазе СНК № 184 от 3 июля 1923 года автомобиль зачислили в штат и отправили на самый важный участок: в Гараж Особого Назначения — возить самого Ленина и его родственников. Еще важный момент: «Роллс» получил государственный регистрационный знак с цифрами 2469, а в автобазе ему присвоили внутренний номер 58. Впервые он упоминается в смете эксплуатации за июль 1923 года: всего совершено 25 выездов, пройдено 2227 верст, израсходовано 34 пуда бензина. И никаких упоминаний о переделке автомобиля в автосани.

рулевое управление

При дальнейшем поиске совершенно случайно обнаружилось дело под названием «Совершенно секретная переписка по Авто-Базе», датированное 1928 годом, а в этом деле — записка от 8 августа. Вот её текст: «По распоряжению членов правительства СССР на Гараж Особого Назначения совместно с автобазой СНК возложено производство работ по переконструированию одной легковой машины в авто-сани, расходы по каковым работам, согласно предварительной сметы, исчислены в сумме пятнадцати тысяч (15.000) рублей. Необходимость этого переустройства вызывается особым характером оперативной работы правительственного автотранспорта в условиях нашего зимнего бездорожья. Вместе с тем, в случае удачных результатов работы авто-саней, техника приспособления легковых машин в авто-сани может быть использована в целях обороны страны».
Дело с заголовком «Сведения о личном составе гаража особого назначения», также датированное 1928 годом, неожиданно порадовало не только биографиями сотрудников ГОНа, но и перепиской с Путиловским заводом. 27 ноября 1928 года в Гараже Особого Назначения получили ответ из Ленинграда: «На заводе от прежних заказов остались отдельные части движителей системы „Кегресс“ легкого и тяжелого типа, в виде отдельных скатов, лыж, отдельных колес, резины и др. разных деталей». А 6 декабря в командировку на Путиловский завод отправился начальник ГОНа Павел Удалов.

Наконец, в деле со скромным заголовком «Разная переписка по транспорту» попался и приказ управляющего делами СНК с пометками «срочно» и «секретно» об изготовлении автосаней от 19 декабря 1928 года: «С получением сего немедленно приступить к оборудованию личной машины „Ройль-Ройльс“ № 58 под автосани. О начале и ходе работ докладывать мне при очередных докладах».

Но большая часть информации по «Роллс-Ройсу» № 58 пришла не из бумаг, имеющих к нему непосредственное отношение, а из продолжения всей этой истории с постройкой автосаней. Оказалось, что в Автобазе решили поставить на гусеничный ход еще один «Роллс-Ройс» № 55 с закрытым кузовом. Вот «челобитная» помощника управляющего делами Совнаркома Феоктистова на имя зампреда СНК Я.Э.Рудзутака с резолюцией последнего от 14 апреля 1929 года, а также смета на переоборудование.

часть 1 часть 2 часть 3

Докладная записка только подтвердила все выявленные ранее тезисы: до 1928 года в Автобазе СНК и в ГОНе эксплуатировались только автосани «Паккард», а первый снегоход на шасси «Роллс-Ройса» появился зимой 1928/29 года. Со вторым «Роллс-Ройсом» возникли некоторые проблемы: первоначальная смета в рапорте нового начальника автобазы Гандурина указана в размере 25.903 рублей, в то время как переоборудование № 58 обошлось всего в 12.658 рублей.

рапорт часть 1 рапорт часть 2

Сумма по тем временам огромная. В том же году Совнарком рассматривал вопрос о выделении 37.000 рублей на покупку пассажирского «Юнкерса» в подарок афганскому падишаху, так что автосани стоили как самолёт. В итоге смету ужали до 19.000, и 24 мая 1929 года заседание Совета народных комиссаров утвердило отпуск средств на переоборудование в автосани второго «Роллс-Ройса».

выписка

Пока еще неизвестно, удалось ли Автобазе СНК оборудовать и второй Rolls-Royce с личным № 55 движителем Кегресса — надеюсь, что и на этот вопрос со временем найдется ответ. А пока интересен и промежуточный результат: документально подтвержденный факт того, что Владимир Ильич Ленин не пользовался автосанями «Роллс-Ройс», которые находятся в экспозиции музея-заповедника «Горки Ленинские», так как автомобиль в снегоход переоборудовали зимой 1928/29 года, когда он уже пять лет как лежал в мавзолее. Но поскольку «Роллс-Ройс» до переделки находился в ГОНе, то он имеет непосредственное отношение к обслуживанию главы советского правительства в 1923-1924 годах.

архивное фото

А эти две фотографии, запечатлевшие «ленинские» автосани — из фондов РГАКФД (Российский государственный архив кинофотодокументов), где лежат в теме пробегов 30-х годов. Но судя по наличию на переднем плане вездехода НАТИ-2, а за ним НАТИ-5 (пикап Ford Model A с движителем Кегресса), это один из пробегов 1929 или 1930 года, о которых упоминает в своей записке Шугуров со ссылкой на книгу А.А.Крживицкого. На капоте «Роллс-Ройса» кумачовый стяг, на котором можно разобрать только что-то про «связь города с соцдеревней».

архивное фото

Но самое главное, на мой взгляд, «Роллс-Ройс» оказался изделием кузовщиков бывшей экипажной фабрики П.П.Ильина, следовательно, должен пополнить список отечественных памятников науки и техники, а не только числиться «автомобилем Ленина».

символическое изображение богини Ники, украшающее капот автомобилей марки Rolls-Royce

статья подготовлена журналистом Иваном Баранцевым.
оригинал: www.oldtimer.ru/blogs/ivan_barantsev/

Что еще почитать?
Военпред для «членовоза» (про советские правительственные лимузины)

scurenberg ›
Блог ›
Автомобиль Ленина В.И.Верной дорогой идем товарищи!

Как это ни парадоксально, но знакомство «отца революции» с «буржуазным автопромом» произошло в результате ДТП. В ту пору революционеры не были столь обеспечены, как оказалось впоследствии, поэтому по Цюриху Владимир Ильич ездил на велосипеде. Некий швейцарец (имя его нам установить не удалось) на своем Rolls-Royce сбил Ленина. Будущий вождь мирового пролетариата подал на состоятельного буржуа в суд и выиграл дело.

Первым ленинским автомобилем стал роскошный французский Turcat-Mery 28 1915 года выпуска.

Это был очень дорогой автомобиль ручной работы с 50-сильным четырехцилиндровым мотором и закрытым заказным кузовом. Как попал в Россию этот шедевр малоизвестной французской фирмы из Марселя – неизвестно, но в царском гараже его точно не было. Справедливости ради надо отметить, что самой первой «машиной», на которой все-таки Ленин не ездил, но которая навсегда связана с его именем, стал броневик Austin. По легенде, в день возвращения из иммиграции Ленин произнес свои «Апрельские тезисы» у Финляндского вокзала именно с башни этой бронемашины за неимением более подходящей трибуны.

Однако вернемся к шедевру французского автомобилестроения. В декабре 1917 года автомобиль Turcat-Mery 28 угнали прямо со двора Смольного. Сначала были подозрения, что это дело рук эсеров. Розыском угнанного автомобиля занимались лучшие кадры ЧК (Чрезвычайной Комиссии). Автомобиль нашли на финской границе в гараже пожарной части. Как выяснилось позже, похитили его вовсе не эсеры, а контрабандисты.

Спустя совсем немного, 1 января 1918 года, когда водитель Ленина Тарас Гороховик на автомобиле Delaunay Belleville 45 вез вождя с выступления в Михайловском манеже, на «отца революции» было совершено покушение. Ленин не пострадал, но кузов лимузина был настолько изрешечен, что гнутая задняя часть не поддавалась ремонту. Машину списали, и она затерялась на свалках Петрограда. После этого покушения Ленину пришлось пересесть на другой царский Delaunay Belleville.

Кстати, французский завод Delaunay Belleville, находившийся в пригороде Парижа Сен-Дени, получил известность как производитель первоклассных корабельных паровых машин и котлов. Выпуск автомобилей на заводе был освоен в 1904 году. Все модели раннего периода выделялись круглым радиатором и скругленными боковинами капота. С 1908 года на моделях Delaunay Belleville широко применялись шестицилиндровые двигатели, имевшие хорошую уравновешенность. Из-за значительной длины шестицилиндровых моторов радиаторы на этих автомобилях были вынесены далеко вперед, за линию центров передних колес. Плавность работы и хорошая уравновешенность шестицилиндровых моделей обеспечили им неплохой сбыт, несмотря на дороговизну. В период с 1908 по 1916 год на заводе было изготовлено и продано 3800 автомобилей с такими двигателями.

В Россию поступали автомобили этой марки. На них, как, впрочем, и на других дорогих моделях тех лет, получила распространение подвеска колес на пяти рессорах. Шасси модели «45» весило около 1400 кг, машина с открытым кузовом «дубль-фаэтон» – около 2100 кг, а с закрытым кузовом «лимузин» – около 2300 кг. Наибольшая скорость составляла 110 км/ч.

Забавно, но и эту машину у Ленина угоняли. Причем также обычные бандиты, высадив из автомобиля ехавшего в нем Ленина. Произошло это в январе 1919 года. К сожалению, до наших дней не дошла ни одна из Delaunay Belleville 45, а в 1950 году прекратил свое существование и сам завод.

Только после этого авантюрного ограбления Ленин стал пользоваться открытым Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л. с., предназначенным для горных гонок.

До революции этот автомобиль принадлежал одному из братьев Рябушинских (между прочим, родному дяде писателя А. И. Солженицына). Некоторые историки считают, что именно на этой машине ехал Ленин в день покушения Фанни Каплан. По мнению же других, в тот день Ильича везли на Renault.

В 1920 году Ленин попросил полпреда Советского Союза в Великобритании Леонида Красина начать переговоры о закупках в Манчестере Rolls-Royce для «молодой республики». В начале 20-х годов XX века этот автомобиль стоил порядка 3 тысяч фунтов стерлингов (за эти деньги можно было купить в Москве хороший особняк). Первая партия поступила в Советскую Россию уже через год.

Одним из последних автомобилей Николая II стал вездеход Kegresse. Адольф Кегресс был механиком в царском гараже. Специально для царя, любившего кататься по заснеженным полям, он сконструировал вездеход, в котором вместо задних колес были использованы гусеницы, а вместо передних – лыжи. Автосани придворного механика прекрасно зарекомендовали себя на снежной целине – гусеницы на задних колесах и лыжи на передних обеспечивали полную проходимость.

Пребывая на отдыхе в Горках, Ленин вспомнил об этом уникальном автомобиле и решил «заиметь» в своем гараже такой же. Просьба Ильича была выполнена, и в начале 1921 года он получил созданные на Путиловском заводе автосани, механической частью которых стал зеленый Rolls-Royce Silver Ghost Continental. Уникальность автомобиля заключается в том, что это – единственные автосани, построенные на базе Rolls-Royce. В зимнее время, когда Ленин жил в Горках, эти автосани становились единственным способом связи с окружающим миром. Кстати, о смерти «вождя мирового пролетариата» сообщил его водитель Степан Гиль, добравшийся до Москвы на автосанях.

Всего лишь три автомобиля из числа машин, упоминаемых в биографии Ленина, сохранилось до наших дней – это броневик Austin и два Rolls-Royce. Броневик экспонируется в Ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина. Легковой Rolls-Royce представлен в экспозиции Центрального музея В. И. Ленина в Москве, а полугусеничный можно увидеть в филиале Центрального музея В. И. Ленина в Ленинских Горках Московской области.

Исторический дискуссионный клуб

Знакомство Ленина с четырехколесной техникой произошло в 1909 году во Франции. Проживая в предместьях Парижа, простой эмигрант и будущий революционер не мог себе позволить купить ничего дороже велосипеда. И вот однажды Ленин и его велосипед встретились с автомобилем. Это был Rolls-Royce «Silver Ghost» («Серебряный призрак»).

Rolls-Royce Silver Ghost (Фото компании Rolls-Royce)

В декабре 1909 года Владимир Ульянов возвращался с аэропланного шоу и за несколько миль до Парижа был сбит машиной. Велосипед Ильича превратился в груду металла, а сам будущий вождь получил серьезные ушибы. За рулем «Серебряного призрака» оказался парижский аристократ, на которого Ленин подал в суд и… выиграл дело, получив от виконта солидную сумму на возмещение ущерба. И спустя некоторое время он уже вновь колесил на новеньком велосипеде, купленным, по всей вероятности, на деньги незадачливого аристократа.

С тех пор автомобильная история Ленина прервалась почти на 10 лет – до 1917 года, когда в ночь с 16 на 17 апреля Владимир Ильич провозгласил свои знаменитые «апрельские тезисы» с броневика «Остин-Путиловец».

Все мы знаем о том, что Ленин выступал на броневике, но мало кто задавался вопросом, что это был за броневик.

«Остин-Путиловец»

В 1914 – 1917 годах британская компания «Остин» поставляла в Россию броневики с одноименным названием, и российская армия активно использовала их во время Первой мировой войны. Однако довольно быстро выяснилось, что машина военным не подходит, и в 1916 году было решено модернизировать «Остины» силами Путиловского завода в Петербурге. Броневик получил усовершенствованную броню толщиной 8 миллиметров и обзавелся двумя вращающимися башнями, в каждой из которых находился пулемет «Максим», а пулеметные амбразуры защищали специальные щитки 7-миллиметровой брони. При ведении боя стволы пулеметов сильно нагревались, поэтому к потолку каждой башни была прикреплена емкость с охлаждающей жидкостью, которая через шланг подавалась на кожухи пулемета. Еще одна интересная деталь броневика – дублирующее рулевое управление: управлять машиной можно было с обоих ее «концов», что обеспечивало прекрасную маневренность.

«Остин-Путиловец» на пьедестале возле Мраморного дворца (Фото с сайта stavropol-auto.ru)

На «Остин-Путиловец» устанавливали особо прочные колеса: при попадании в них пуль или проколе полученные повреждения быстро заполняла самозатягивающаяся масса («гусматик»), изобретенная петроградским химиком А. Гуссом.В движение броневик приводил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. При весе в 5,2 тонны машина разгонялась почти до 60 километров в час, и имела отличную для того времени проходимость.

Интересно, что все царские броневики имели названия: «Резвый», «Защитник». Однако на борту «Ленинского» была всего лишь цифра «2». Причина довольно проста – это был опытный образец, которым имена положены не были. Броневик, по всей видимости, был изъят из мастерской Петроградского бронедивизиона (где, кстати, и проходили полевые испытания «Остина-Путиловца»). Большевикам удалось завладеть им совершенно беспрепятственно, заявив охране о том, что машина отправляется на пробные испытания. Организатор этой аферы ­­– Георгий Васильевич Елин, большевик и член автоброневого движения, быстро смекнул, что получить «на обкатку» опытные образцы гораздо проще, чем угонять боевые машины.

Именно этот броневик, которому позже все-таки дали имя – «Враг капитала», принял участие в штурме Зимнего Дворца, затем стал пособием для молодых курсантов, а с 1950 года навечно поселился возле Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В 1992 году его хотели купить американцы и, зачем-то, финны. Почти все было готово к продаже, однако в последний момент Министерство Обороны передумало и решило сохранить революционную реликвию.

Броневик №2. Он же «Остин-Путиловец». Он же «Враг капитала» (Фото пользователя Potekhin с сайта wikipedia.org)

В марте того же 1992 года броневик перенесли в вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где он находится и сейчас.

Правда есть мнение, что на самом деле выставленный в музее автомобиль – это не тот «Враг капитала», с которого Ленин призывал пролетариат к решительным действиям. Однако его подлинность подтверждают некоторые факты. У машины сохранились наружные фары, которых у других броневиков не было. Башни стоят чуть криво, тогда как у серийных машин линия башен всегда была строго перпендикулярна оси самого броневика. Кроме того, по словам работников музея, во время штурма Зимнего дворца, водитель не смог быстро закрыть задвижку смотровой щели и вовнутрь машины влетела шальная юнкерская пуля, о чем до сих пор красноречиво свидетельствует глубокая бороздка на переднем рулевом колесе.

«Turcat-Mery 28»

Первым автомобилем Владимира Ильича уже в роли главы Советского государства стал французский «Тюрка-Мэри-28». Неизвестно, как эта роскошная машина попала в Россию, как неизвестно и то, куда впоследствии она подевалась…

Автомобиль «Тюрка-Мэри – 28» 1915 года выпуска, был сделан французскими мастерами вручную.

Шикарный темно-зеленый автомобиль имел закрытый кузов, а его четырехцилиндровый мотор выдавал 50 лошадиных сил. Однако пользоваться комфортным пространством заднего салона Ленин не стал, и ездил рядом с шофером. Почему он поступал так – неясно. Может, хотел подчеркнуть свою демократичность, а может просто любил смотреть на дорогу.

Однажды авто угнали, причем средь бела дня и прямо со двора Смольного. На поиски машины были брошены лучшие специалисты ЧК, и через какое-то время автомобиль был найден в одном из заброшенных сараев пожарной части на окраине города. Вначале была выдвинута версия, что угон носил политический характер. Однако угонщиками оказались обычные преступники, которые надеялись затем продать эту машину.

Дальнейшая судьба «Тюрка-Мэри – 28», к сожалению, неизвестна. Существует версия, что этот автомобиль в бурные революционные времена было очень сложно обслуживать. В любом случае, его следы потерялись еще в 20-е годы прошлого столетия.

«Delaunay-Belleville-45»

Следующим автомобилем Ленина также стал «француз» – шикарный семиместный лимузин «Делонэ-Белльвилль – 45» из гаража Николая ІІ. Это был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам в ходе революции. Также в распоряжение Ленина поступил один из шоферов царя – Степан Казимирович Гиль, ставший впоследствии личным водителем Ильича. Для содержания и обслуживания правительственных автомобилей было создано транспортное подразделение: Гараж Особого Назначения (ГОН).

«Делонэ-Белльвилль – 45» в одном из автомобильных музеев Франции

Модель «Делонэ-Белльвилль – 45» 1912 года выпуска имела четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель объемом почти 12 литров! Мощный мотор (70 лошадиных сил) с легкостью разгонял автомобиль весом 2,3 тонны до 110 километров в час.

«Делонэ-Белльвилль»

В 1903 году французская компания «Делонэ», специализировавшаяся на выпуске паровых котлов, переквалифицировалась на производство автомобилей и не прогадала. Основными клиентами этой компании стали самые богатые и влиятельные люди Европы. «Делонэ» успешно конкурировала с гигантами вроде «Мерседеса» и «Роллс-Ройса».

У этой машины была не самая удачная судьба. При очередной попытке покушения на вождя «Делонэ-Белльвилль» был обстрелян. Это случилось 1 января 1918 года, когда Ленин возвращался с митинга. За рулем находился Тарас Гороховик – еще один личный водитель Ильича. Мастерство шофера и безотказность автомобиля тогда спасли Ленину жизнь. Узкими улочками, дворами и переулками Гороховику удалось скрыться. В том инциденте никто не пострадал, но автомобиль был сильно изрешечен пулями и не подлежал ремонту. В итоге, роскошный лимузин, мечта западных аристократов, был списан и похоронен где-то на свалках города…

«Renault — 40 CV»

Французские автомобили вообще были фаворитами императора и занимали большую часть царского гаража. Например, еще один яркий интересный представитель этой коллекции – «Рено – 40 CV». Модель оснащалась шестицилиндровым двигателем объемом 7,5 литра и – впервые в автомобильной истории – усилителем тормозов.

«Рено — 40 CV» в музее (Фото пользователя AlfvanBeem с сайта wikipedia.org). Этому автомобилю Ленин обязан жизнью.

Самое громкое покушение на Владимира Ильича произошло 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга, погруженный в свои мысли, он направлялся к автомобилю «Рено 40 CV». На улице его задумчивость простым вопросом прервала незнакомая женщина, и как только Ленин собрался ответить – прогремели три выстрела… Раны были очень тяжелыми. Вождя положили в «Рено», который тут же рванул в Кремль, где Ленину была оказана необходимая помощь.

А 6 января 1919 года автомобиль угнали. Причем нагло и бесцеремонно. Гиль вез Ленина в Сокольники, как неожиданно дорогу им перегородили вооруженные люди. Водитель смело мог объехать их, но Ленин приказал остановиться, решив, что это патруль. Довольно быстро манера поведения «патрульных» все объяснила без слов: Владимир Ильич стал жертвой самого обыкновенного бандитского нападения. Главарь по фамилии Кузнецов (больше известный, как Кошельков, или Яшка Кошелёк) приказал всем выйти из автомобиля, на что удивленный Ленин сказал: «Да вы что, я же Ленин!» К счастью Ильича, Кошелёк просто не расслышал фамилию и рявкнул в ответ: «Не знаю я никакого Левина! Я хозяин города! Выходите из машины!».

Владимир Ленин, Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова в автомобиле «Рено – 40 CV»

По некоторым данным, бандиты успели совершить на угнанном автомобиле несколько «дел»: они грабили пешеходов и даже застрелили милиционера. Позднее у Крымского моста метким выстрелом сотрудника милиции был убит шофер бандитов. Преступники бросили машину и скрылись. Это – последнее упоминание ленинского «Рено».

«Роллс-Ройс»

После покушения в 1918 году здоровье Ленина резко ухудшилось, и ему требовался регулярный отдых. Отдыхать Владимир Ильич любил, конечно же, в Подмосковье. Клин, Завидово, Солнечногорск… Но самое любимое место – Горки.

Не все автомобили главного гаража страны выдерживали частые загородные поездки, особенно по проселочным дорогам. Некоторые машины постепенно выходили из строя, а из-за отсутствия необходимых запасных частей ремонт их зачастую был попросту невозможен. Самым стойким и надежным автомобилем оказался Rolls-Royce «Silver Ghost». Да-да, «Серебряный призрак», с которым Ленин «познакомился» еще в далеком 1909 году.

Роллс – Ройс «Серебряный призрак» с кузовом фаэтон (Фото компании Rolls-Royce)

Компания «Роллс-Ройс» начала производство этой модели в 1906 году, но выпускала лишь шасси, оставляя работу над кузовом специализированным ателье. По желанию клиента строился автомобиль с кузовом любой формы и цвета, который имел различное дополнительное оборудование и персональную отделку салона.

В самом начале Rolls-Royce «Серебряный призрак» носил скромное название «40/50 HP». Цифры обозначали тип и мощность двигателя. На базе тринадцатого по счету шасси машину построила кузовная фирма «Баркер». Это был открытый пятиместный фаэтон серебристого цвета, некоторые детали кузова которого были выполнены из серебра.

Владимир Ильич с супругой. Горки, 1923 год

Шестицилиндровый двигатель объемом семь литров позволял машине разгоняться до 135 километров в час работал настолько бесшумно, насколько это было возможно в начале ХХ века. Именно благодаря бесшумному мотору и «серебристому» исполнению автомобиль и получил название «Серебряный призрак». Все последующие «Роллс-Ройсы» на основе данного шасси вне зависимости от цвета и типа кузова носили то же имя.

У Владимира Ильича в гараже было три «Серебряных призрака» – два автомобиля имели кузов «фаэтон», третий был «лимузином» (седаном). Однако, какими бы качественными и выносливыми «Роллс-Ройсы» не были, настоящая русская зима была для них серьезным испытанием. Но, как говорится, на свете нет ничего невозможного – в 1921 году на Путиловском заводе специально для главы государства на основе шасси «Серебряного призрака» с кузовом от ателье «Continental» были построены автосани. Единственные в мире автосани на базе «Роллс-Ройса».

Конечно, динамические параметры автомобиля при таком «тюнинге» упали, и вместо 135 километров в час сани развивали не более 60 километров в час. У них часто рвалась цепная передача, резиновые гусеницы буксовали на мокром снегу, однако сам Ленин был в восторге от этого автомобиля.

Своей начинкой автосани Ленина обязаны трудам Адольфа Кегресса (личного шофера Николая II и начальника царского гаража), который еще в 1909 году предложил подобную конструкцию.

Экспериментируя с царским «Непиром», ему в голову пришла гениальная мысль – поставить автомобиль на лыжи, снабдив его мощными гусеницами вместо колес, чтобы иметь возможность спокойно передвигаться даже в самые снежные зимы.

19 октября 1923 года Владимир Ленин вместе с Крупской посетил на своих автосанях сельскохозяйственную выставку, после чего вернулся в Горки. Это была его последняя поездка на автомобиле. Ленин был тяжело болен.

Но пусть сам Ленин больше никуда не выезжал, Гиль довольно часто садился за руль диковинной машины – привозил в Горки врачей. Без этого автомобиля проехать на ленинскую дачу было крайне сложно.

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Владимир Ильич Ленин умер. На «Серебряном призраке» Степан Гиль отправился в Москву сообщить это прискорбное известие… Свою последнюю поездку этот легендарный Rolls-Royce совершил, доставляя на похороны гроб с телом Ленина

На каких автомобилях любил ездить Владимир Ленин

Революционер и коммунист Владимир Ленин, несмотря на скромные вкусы и желание отдать всю власть Советам, а землю – крестьянам, был не чужд некоторым буржуазным привычкам. В частности, он предпочитал передвигаться на редких и весьма дорогих автомобилях. Некоторые из них даже спасали жизнь Ильичу. К 145-летнему юбилею со дня рождения вождя «Газета.Ru» вспомнила, какие машины успели побывать у него в гараже и где можно увидеть сохранившиеся раритеты.

Реклама

Первое знакомство с Rolls-Royce

Впервые Ленин столкнулся с автомобилем, причем в буквальном смысле, в 1909 году во Франции, где будущий революционер, не обремененный лишними средствами, рассекал на велосипеде. Ничего более престижного он просто не мог себе позволить. Однажды, возвращаясь в Париж из местечка Жювизи-сюр-Орж, где Ленин смотрел на запуск аэроплана, он попал под колеса, как сказали бы сейчас, премиального Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак»). Сам Ленин отделался ушибами, а вот его двухколесный транспорт превратился в груду железа. Через суд взыскав с парижанина солидную сумму на новое аналогичное средство передвижения, Ильич на время прекратил свои автомобильные приключения.

«Апрельские тезисы» с броневика «Враг капитала»

В ночь на 17 апреля 1917 года Владимир Ильич прибег к помощи тяжелой техники, чтобы усилить эффект своих «апрельских тезисов».

Он огласил их с опытного образца броневика «Остин-Путиловец». Говорят, что большевикам удалось угнать машину хитростью прямо из мастерской Петроградского бронедивизиона.

Броневик «Остин-Путиловец»

Они уверенно сообщили охране, что броневик забирают на тестовые испытания, и беспрепятственно покинули территорию предприятия. Тяжелую машину весом 5,2 тонны приводил в движение четырехцилиндровый мотор мощностью 50 л.с. При отличной проходимости он мог разогнаться до 60 км/час. Позже он принял участие в штурме Зимнего дворца, а назвали броневик «Врагом капитала». Посмотреть на оригинал можно и сейчас – он стоит в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.

Turcat-Mery 28 – первый автомобиль

«Ровно в 10 часов утра мой лимузин «Тюрка-Мери» стоял уже у главного подъезда Смольного», — писал в своих воспоминаниях первый водитель Ильича.

Именно роскошный французский автомобиль Turcat-Mery 28 стал первым в гараже «отца революции». До Февральской революции автомобилем пользовалась великая княжна Татьяна – старшая дочь Николая Второго.

Turcat-Mery 28

После его облюбовал Александр Керенский, а уж затем на нем стал ездить Ленин. Есть две основные версии о технических данных этой машины. Согласно первой, она была выпущена в 1915 году и оснащалась четырехцилиндровым двигателем впечатляющей для того времени мощностью 50 л.с., а также закрытым кузовом, изготовленным на заказ. Согласно второй версии, автомобиля Turcat-Mery 28 никогда не существовало. Зато в 1908 году был изготовлен туристический ландо-лимузин под названием Turcat-Mery 165 FM. Под капотом у него был 28-сильный двигатель. В пользу второй версии говорят значки советского времени с изображением автомобиля и надписью «На этой машине ездил В.И. Ленин. Тюрка-Мери 1908». Этот автомобиль находился в царском гараже, который потом перешел в распоряжение Временного правительства. После событий Октябрьской революции все машины передали для обслуживания членов Военно-революционного комитета.

Так, 27 октября 1917 года «Тюрка-Мери 165 ФМ» попала к Ленину. А уже в декабре машину угнали контрабандисты прямо со двора Смольного дворца.

На поиски разгневанный вождь революции бросил лучших сыщиков, которые нашли его на финской границе и вернули в гараж.

Обстрелянный Delaunay-Belleville 45

Пока шли поиски угнанного автомобиля, Ильичу пришлось одалживать ландо 1912 года Delaunay-Belleville 45 у народного комиссара по военным делам Николая Подвойского.

Шикарный семиместный лимузин был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам после революции. Автомобиль оснащался четырехступенчатой коробкой передач и 70-сильным шестицилиндровым мотором объемом почти 12 л.

Машина весом более 2 тонн с легкостью разгонялась до 110 км/час. Кстати, в то время в распоряжение Ленина попал один из бывших шоферов царя Степан Казимирович Гиль, который стал его личным водителем. Именно во время поездки на Delaunay-Belleville 45, который вез вождя с выступления в Михайловском манеже 1 января 1918 года, на Ленина было совершено покушение. За рулем тогда находился другой водитель Ленина — Тарас Гороховик. Он смог скрыться от нападающих, но автомобиль обстреляли так сильно, что починить мечту любого аристократа не было никакой возможности. Ленин не пострадал, а вот машину списали. До наших дней не сохранилось ни одной этой модели.

Renault — 40 CV и нападение на заводе Михельсона

Еще одним французским автомобилем из гаража императора, который оказался в распоряжении Ленина, был Renault — 40 CV. Он оснащался шестицилиндровым двигателем и впервые в истории автомобилестроения мог похвастать усилителями тормозов. Одно из самых известных покушений Ленин пережил именно благодаря этой машине. Оно случилось 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга Ленин направлялся к автомобилю, когда к нему с вопросом обратилась женщина, известная как Фанни Каплан. Следом раздались три выстрела.

Соратники Ленина быстро положили его в Renault и помчались в Кремль, где врачи спасли жизнь вождя. А 6 января 1919 года «француза» угнали совершенно наглым образом.

close Renault — 40 CV

Renault — 40 CV

Шофер Гиль вез Ильича в Сокольники, когда на дорогу вышли вооруженные люди. Ленин принял их за патрульных и попросил остановиться, после чего стало понятно, что это банальное нападение. Известно, что бандой командовал главарь по фамилии Кузнецов, известный как Яшка-Кошелек. В ответ на требование вылезти из автомобиля вождь удивленно воскликнул:

«Да что вы делаете, я же Ленин!» Но бандиты не расслышали громкой фамилии и уехали. Есть данные о том, что на этом автомобиле они совершили множество преступлений, включая грабежи и убийства.

Последнее упоминание о машине прозвучало немного позже, когда во время погони на Крымском мосту милиционер застрелил водителя банды. Преступники бросили автомобиль и сбежали.

Rolls-Royce — «Серебряные призраки»

Между тем есть версия, что самое известное нападение на Ленина было совершено, когда он шел к своему Rolls-Royce Silver Ghost. Такая ситуация вполне возможна, поскольку в его распоряжении было целых три этих престижнейших автомобиля.

close Единственные в мире автосани, созданные на базе Rolls-Royce

Единственные в мире автосани, созданные на базе Rolls-Royce

После нападения здоровье Ленина ослабло и ему требовалось проводить больше времени на свежем воздухе и в покое. Он все больше времени проводил в Подмосковье, ездил в Солнечногорск, Клин, Завидово и любимые Горки. Далеко не все автомобили выдерживали продолжительные поездки по разбитым проселочным дорогам, и самым крепким оказался именно «Серебряный призрак». Но и он не мог свободно ездить по заваленным снегом дорогам.

Так появилось весьма нестандартное решение этой проблемы — в 1921 году на Путиловском заводе специально для главы государства на основе шасси «Серебряного призрака» с кузовом от ателье Continental были построены единственные в мире автомобильные сани на базе Rolls-Royce.

Из-за такого апгрейда скорость автомобиля упала со 135 км/час до 60. Водителю приходилось справляться и с другими неудобствами — резиновые гусеницы пробуксовывали на мокром снегу, очень часто рвалась цепная передача. Но сам Ленин был в полном восторге от созданной для него машины и очень любил на ней путешествовать. Да и доехать до его дачи в Горках было просто невозможно на чем-либо еще. Этот автомобиль сохранился и выставлен в представительстве Rolls-Royce на территории Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» в Московской области.

Rolls-Royce «Серебряный призрак» в кузове фаэтон

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Ленин умер. Его водитель Гиль отправился в Москву на автосанях Rolls-Royce, чтобы сообщить о случившемся. Гроб с телом Ленина был доставлен в Москву именно на этом автомобиле.

Ретро автомобили – «Ленин и автомобиль»

В год 100-летия Октябрьской революции мы решили выяснить, какую роль играл автомобиль в жизни ее ключевого организатора – Ленина. Тем более что до недавних пор сделать это было весьма сложно – значительная часть документов, связанных с его личностью, хранилась под грифом «Секретно»

Зато о том, как вождь мирового пролетариата впервые близко столкнулся с механическим экипажем, можно прочесть в любом полном собрании его сочинений. Возьмем хотя бы пятое, где в томе № 50 собраны послания Владимира Ильича к родным и близким. На странице 303 в письме к сестре Марии, написанном в начале января 1910 года, читаем: «…Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним (через адвоката)».

Ленин тогда жил в эмиграции в Париже, а в Жювизи располагался аэродром, куда он время от времени наведывался посмотреть на полеты аэропланов. Во время одной из таких поездок и приключился описанный выше accident. Чуть позже пострадавший написал: «Велосипедное мое дело кончилось в мою пользу». Процесс действительно был выигран, и деньги с обидчика получены сполна.

Казалось бы, все закончилось благополучно, но вот что странно: на протяжении всей дальнейшей жизни автомобиль для Владимира Ильича являлся постоянным источником неприятностей и опасности. Хотя, судя по всему, сам он этого не осознавал и пользование механическим экипажем доставляло ему удовольствие.

Авто для вождя

В повседневный быт Ленина и его семьи автомобиль вошел уже после завоевания власти большевиками. Правда, несмотря на постоянное использование машин, сам он за руль никогда не садился.

После Октябрьской революции 1917 года бывший царский гараж перешел в распоряжение советского правительства. Для обслуживания В.И. Ленина выделили семерых самых опытных, проверенных и надежных шоферов вместе с закрепленными за ними автомобилями. На протяжении шести лет личным водителем Ленина являлся Степан Казимирович Гиль. На эту должность его назначили 8 ноября 1917 года. Впрочем, карьера Гиля чуть не оборвалась, едва начавшись, поскольку вскоре ленинский Turcat-Mery 1916 года выпуска с кузовом ландоле-лимузин виртуозно угнали.

Дело было так: Гиль привез Владимира Ильича в Смольный и пошел завтракать, оставив машину у главного подъезда во дворе под охраной красногвардейцев. Выехать со двора можно было только по специальному пропуску, однако спустя некоторое время в комнату, где шофер пил чай, вбежал какой-то человек с криком: «Машину Ленина угнали!» Гиль даже не поверил: «Это невозможно»! Но автомобиль действительно исчез. Вскоре выяснилось, что он беспрепятственно выехал со двора, причем сидевший за рулем человек предъявил пропуск!

Узнав о случившемся, Ленин сказал шоферу: «Машину надо найти. Ищите где хотите. Пока не найдете, со мной станет ездить другой».

Машин в Питере тогда было не много, а Turcat-Mery из бывшего императорского гаража был настолько приметен, что не мог исчезнуть бесследно. В итоге Гилю через знакомых шоферов удалось узнать, что угнанное авто стоит в сарае одной из пожарных команд и его вот-вот переправят для продажи в Финляндию. В тот же день угонщиков арестовали – ими оказались работники пожарной команды.

По городу без охраны

До марта 1918 года Ленин ездил по Петрограду практически без охраны, если не считать водителя, которому по штату полагался наган. И такая беспечность не осталась без последствий. Так, 1 января 1918 года Ленин с Подвойским и швейцарским социал-демократом Фрицем Платтеном возвращались с митинга. На Симеоновской улице машину обстреляли. Услышав первый выстрел, Платтен успел пригнуть голову Ленина и тем самым спас ему жизнь, получив пулю в руку.

Вскоре правительство переехало в Москву, куда перебрался и гараж. Несмотря на печальный опыт, председатель Совнаркома по-прежнему ездил без охраны. И вновь неприятности не заставили себя ждать: 30 августа 1918 года после митинга на заводе Михельсона на Ленина было совершено второе покушение. Когда он после выступления подходил к автомобилю, в него трижды выстрелили. Гиль даже не успел рассмотреть, кто именно стрелял, он увидел «протянутую из-за нескольких человек руку с браунингом». Ильич упал рядом с машиной. Гиль накрыл вождя своим телом и никого к нему не подпускал, пока не увидел знакомых активистов из заводского комитета. Раненого Ленина посадили в авто и отвезли в Кремль. Виновной же в покушении признали Фанни Каплан, которую подозрительно быстро расстреляли без суда.

Но и на этом «автомобильные несчастья» Ленина не закончились: 19 января 1919 года он вместе с Марией Ульяновой на машине Гиля в сопровождении чекиста Чебанова поехал навестить Надежду Крупскую, отдыхавшую в лесной школе в Сокольниках. Из Кремля выехали в пятом часу дня. Автомобиль шел по Мясницкой улице от Лубянки со скоростью около 45 верст в час. Недалеко от Каланчевской площади кто-то попытался остановить машину, но Гиль тормозить не стал. Вскоре ситуация повторилась – и шофер опять проехал мимо.

Почти у самых Сокольников на середину улицы выскочило несколько человек с револьверами. Гиль и в этот раз хотел проскочить, однако Ленин, думая, что это милицейский патруль, приказал остановиться. К машине подбежали какие-то люди и, угрожая оружием, всех высадили. Ленин вышел, показал пропуск, но нападавшие приставили к его голове пистолеты. Кто-то ловко вывернул карманы председателя Совнаркома, забрал бумажник и маленький браунинг, который тот на всякий случай носил с собой. Затем бандиты сели в машину и уехали.

Впоследствии выяснилось, что банде грабителей под предводительством некоего Кошелькова, собиравшейся на очередное дело, срочно потребовалась машина, и они остановили первую попавшуюся. К счастью для Ленина, ни Гиль, ни Чебанов оружием не воспользовались: бандитов было больше, вооружены они были лучше, и, начнись перестрелка, инцидент мог закончиться печально.

Вождь и его шофер

Позже Гиль вспоминал, что самым любимым видом отдыха для Ленина были загородные автомобильные поездки. По выходным он любил выезжать на машине за 50–70 км от Москвы, наслаждаясь как самой ездой, так и возможностью лишний раз побывать на природе. Он охотился, собирал грибы, купался, гулял по лесу, а зимой ходил на лыжах. Выезжали и компаниями, и вдвоем с водителем.

Гилю Ленин полностью доверял, ведь тот, по сути, дважды спас ему жизнь. Тем не менее председатель Совнаркома никогда не фамильярничал со своим шофером, обращался к нему корректно, называя либо просто по фамилии, либо «товарищ Гиль». Если во время поездки возникало дело, требовавшее впоследствии решения, Ленин просил водителя напомнить ему об этом после возвращения в Москву.

Кроме того, он требовал пунктуальности. Перед поездкой обычно ставил задачу: куда ехать и когда необходимо прибыть на место. Если приезжали вовремя, хвалил шофера: «Замечательно уложились!», если же нет, выговаривал ему.

Поскольку любимым временем года Ленина являлась зима, а ездить по сугробам на обычной машине было невозможно, то для передвижения по снегу на базе автомобиля Rolls-Royce собрали автосани с гусеницами Кегресса. На них глава правительства ездил на загородные прогулки, отдых и охоту. На кегрессах Ленин совершил и свою последнюю автомобильную поездку 19 октября 1923 года. Вместе с Надеждой Крупской и Марией Ульяновой он приезжал на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку, затем, покатавшись по столице, вернулся в Горки.

На том же автомобиле Гиль доставил в Горки гроб, в котором затем тело вождя привезли в Москву. И именно эта машина впоследствии долгое время экспонировалось в музее «Горки Ленинские».

За период с 1917 по 1924 год Ленин пользовался автомобилями нескольких марок и моделей. Кроме Rolls-Royce Silver Ghost, он ездил на уже упоминавшемся Turcat-Mery-28, а также на Delaunay-Belleville-45, Renault 40 и Packard Twelve.

Автор Константин Шляхтинский Издание Автопанорама №10 2017