Не успел завершить обгон

Обгон закончил на сплошной, начав на прерывистой – лишают прав

ПДД имеют чёткие формулировки и определения. Так, Правила предписывают, что пересекать сплошную и двойную сплошную запрещено. Но они также требуют находиться исключительно справа от таких линий. Последнее введено достаточно недавно и актуально на 2019 год. Но что делать, если вас хотят лишить прав или выписать штраф, если обгон закончен на сплошной разметке, начавшись на прерывистой, когда вы были законопослушным водителем? Можно ли по ПДД так пересекать сплошную разметку, в том числе после знака «Обгон запрещён» и, главное, как избежать наказания за это? Всё это и давайте выяснять!

На самом деле, ситуация довольно банальная и, главное, распространённая. Вы едете по 2-хполосной дороге по одной в каждую сторону и начинаете манёвр обгона с пересечением прерывистой линии. Но вдруг появляется сплошная, и вернуться на свою полосу вы можете только через неё.

Вот так выглядит такая дорожная обстановка:

Речь идёт о 2 видах дорожной разметки:

  • 1.1 – одинарная сплошная, которая наносится на 2-хполосных дорогах,
  • 1.3 – двойная сплошная, наносится по Правилам на дороге с 4 и более полосами движения, и все требования к ней такие де, как к 1.1, в том числе правила пересечения при завершении обгона.

При вопросе можно ли закончить манёвр обгона на сплошной, если он начат на прерывистой, ПДД даёт чёткий ответ – нет!

И виной тому описание разметки 1.1 (а также 1.3 – двойная сплошная), которое прямо запрещает пересекать обе линии. Кроме того, пункт 9.1.1 Правил предписывает полный запрет находиться слева от любых видов сплошных, кроме той, которая разделяет обочину или парковочное место.

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Аналогичные разъяснения ГИБДД вы можете найти в плакатах на стенах подразделений Госавтоинспекции вашего района.

Следующая ситуация – это ещё более хитрый ход любителей обгонять – если завершение обгона произошло через прерывистую и начато было на прерывистой, хотя по встречной полосе вы проехали, минуя сплошную.

Обратите внимание, пункт 9.1.1 введён не так давно – пару лет назад, и в 2019 году он по сути заменяет собой мнение Верховного суда, который предписывал аналогичный запрет находиться слева от сплошной. И в ту пору такое решение позволяло лишать прав или выписывать крупный штраф тем водителям, которые не пересекали сплошную при манёвре, но во время проезда сплошной находились слева от неё.

То есть пункт 9.1.1 Правил прямо предписывает, что по встречной полосе запрещается ехать, если она разделена линиями 1.1 или 1.3.

Третья ситуация: сплошная вовсе разделена прерывистой разметкой, но есть знак запрета обгона. Вы как добропорядочный автолюбитель начали обгонять другой автомобиль до знака 3.20, но не успели закончить манёвр после него либо просто его не заметил (например, обгоняя фуру).

Увы, но и здесь Правила неумолимы. Так делать нельзя. Дело в том, что манёвр обгона завершается только при возврате в свою полосу. На схеме выше этого не произошло до знака. Это значит, что вы оказались на встречной полосе в нарушение ПДД, а это уже состав для привлечения вас к наказанию. И именно об ответственности за это мы и поговорим ниже, а затем приведём актуальную информацию, как избежать лишения прав за запрещённый обгон, завершённый по сплошной линии.

Основная статья, по которой можно получить штраф за завершение обгона через сплошную, если не успели это сделать на прерывистой – 12.15, часть 4. Он занимает верхнюю планку возможных финансовых санкций за нарушения ПДД и составляет 5000 рублей.

Но штраф – это не самое пугающее в этой норме наказания. Эта же статья предусматривает лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Других мер обеспечения и дополнительного наказания за это не предусмотрено:

  • если вы закончили обгонять на сплошной, начав на прерывистой, то эвакуировать на штрафстоянку за это не имеют права (статья 27.13 КоАП),
  • не положено и снятие номеров с запрещением эксплуатации,
  • равно как не будет других наказаний: административного ареста, конфискации чего-либо.

А штраф или лишение прав предоставляется как вариация: либо одно, либо другое. Лишение прав в административном праве считается более суровым наказанием и может быть применено в отношении вас в следующих случаях (хотя бы при наличии одного из нижеперечисленного):

  • наличие штрафов ГИБДД – особенно, ранних штрафов за обгон,
  • последствия манёвра (ДТП),
  • если вы обгоняли в состоянии опьянения,
  • и другие.

И, напротив, если есть смягчающие обстоятельства, то может быть назначен штраф:

  • если вы способствовали выявлению нарушения (явились с повинной), не отрицали его,
  • если вы беременная женщина или имеющая малолетнего ребёнка,
  • если вы несовершеннолетний,
  • вы раскаиваетесь в содеянном,
  • и другие.

Кто решает, назначить штраф или лишение прав? Дело, которое рассматривается по этой норме, сначала поступает начальнику отделения ГИБДД по месту совершения обгона через сплошную. Сотрудник ДПС на дороге не имеет права выносить постановление – только выписать протокол, возбудив тем самым административное дело.

Далее вас вызывают на разбор в это подразделение, где вам можно (и нужно) сообщить все обстоятельства и изложить свою позицию. На разбор ГИБДД можно не являться. Но в этом случае увеличиваются шансы лишение прав.

Никакой сотрудник ГИБДД не может лишать прав. Это делают только судьи. Поэтому, инспектор, рассматривающий дело о запрещённом обгоне, при наличии обстоятельств, по которым он решает, что водитель подлежит лишению, направляет материалы этого дела в суд. И далее уже судья на втором этапе решает, назначить штраф или лишить прав.

Есть у завершения обгона через сплошную при начале на прерывистой и рецидив – если вы в течение года попадаетесь во 2 раз с этим нарушением, то вас уже лишат прав на год. Если только нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет штраф 5000 рублей.

Как правильно считать этот год? Он начинается с даты исполнения первого постановления – полной оплаты штрафа или окончания срока лишения.

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Если вас хотят лишить прав или назначить штраф, то есть ряд тонкостей, которые позволят уйти от ответственности. Но и к ним следует подойти со всей внимательностью.

Это прерывистая линия с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними. Но то, что нам в ней нужно – это обязательность её нанесения перед сплошной и двойной сплошной. Она призвана предупреждать водителей о том, что скоро начнётся непрерывная разметка, и обгонять будет нельзя.

Так вот, по ГОСТу о дорожной разметке (пункт 6.2.8 ГОСТ Р52289-2004) она должна быть длиной не менее 50 метров. Если короче, и это входит в причинно-следственную связь с тем, что вы не успели закончить обгон до сплошной, то привлечение незаконно, потому как в вашем нарушении нет вины, а есть вина дорожников.

Замерять длину разметки можно и после привлечения: на этапе рассмотрения дела или если не прошли сроки обжалования наказания. Но для этого нужны доказательства. Подойдёт и видео замера с возможностью распознать вашу локацию в кадре (номера домов и названия улиц, другие приметные данные).

Если вас лишают прав за завершение обгона через сплошную с началом на прерывистой, то выше мы уже подробно описали, как сделать максимально так, чтобы назначили штраф.

То это низкий шанс избежать лишения водительских прав, но он, тем не менее, есть.

Виной тому протокол – он по сложившейся судебной практике 2019 года является доказательством. Если быть точнее, то доказательством является зоркий глаз инспектора, который принимал присягу, и ему априори доверия от судей больше, чем обычному гражданину, который защищается.

Таким образом, если сотрудник в суде или на разборе ГИБДД просто заявит, что видел, как вы выехали на обгон через прерывистую, но закончили манёвр уже на сплошной или после знака 3.20, то суд ему поверит с большой долей вероятности. Даже если истина на вашей стороне, то увы, без наличия у вас видеорегистратора с записью того, что вы не нарушали ПДД, перспектива дела плоха.

Однако, в 2019 года судебная практика всё же медленно, но верно идёт в сторону водителей в этом отношении. Такое стало возможным, благодаря решению Верховного суда, который признал, что протокола недостаточно для привлечения водителей к штрафу или лишению прав – нужные более веские аргументы.

Сотрудник полиции заявляет, что у него есть запись вашего нарушения, но отказывается её предоставлять? Увы, но закон 2019 года не обязывает его это делать.

Между тем, отсутствие видеозаписи влияет на исход рассмотрения дела, но от того, что вы её увидите здесь и сейчас, ничего не изменится – протокол будет составлен и передан начальнику ГИБДД.

А вот это уже веский аргумент в вашу сторону. В этом случае состава для привлечения вас к ответственности, если вы закончили обгонять на сплошной, нет, потому как для этого должна быть ваша вина. Вины нет, так как разметка занесена снегом или находится под слоем грязи на дороге.

Вот только опять же о сборе доказательств нужно позаботиться заранее – ещё в момент нарушения. Причём так, чтобы по видео можно было определить дату и время съёмки, и что она совпадает со временем привлечения.

  1. В Ставрополье водитель не согласился с назначенным ему наказанием в виде лишения прав за то, что он начал обгон на прерывистой, а закончил на сплошной, мотивировав тем, что без разницы, где закончен манёвр – главное, начат на разрешающей разметке. Судья, как вы можете видеть по , такие возражения отклонил, но, тем не менее, смягчил наказание до штрафа 5 тысяч рублей.
  2. Ещё одно аналогичное решение, где водитель просил отменить наказание, так как не видел знака «Обгон запрещён».
  3. В Дагестане водитель просто просил смягчить наказание, так как у него есть малолетняя дочь, а автомобиль является источником дохода. Суд жалобу удовлетворил, назначив за завершение обгона на сплошной штраф.
  4. В Краснодарском крае водитель обжаловал постановление, мотивировав тем, что водитель обгоняемого авто начал увеличивать скорость, чем препятствовал обгону. К сожалению, суд не прислушался к такому аргументу.
  5. Ивановский районный суд прекратил дело за отсутствием состава нарушения, так как длина разметки 1.6 при приближении к сплошной была не по ГОСТу (менее 50 метров).

Завершение обгона через сплошную разметку

Добрый день, уважаемый читатель.

Многих водителей интересует, какое наказание грозит за завершение обгона через сплошную линию разметки. Связано это в первую очередь с тем, что на многих загородных автодорогах участки прерывистой разметки слишком короткие и далеко не каждый обгон удается завершить своевременно.

  • Пересечение сплошной разметки при завершении обгона.
  • Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона.
  • Штраф за пересечение сплошной при завершении обгона.
  • Что делать, если прерывистая разметка заканчивается?

Пересечение сплошной разметки при завершении обгона

Пересечение сплошной линии разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил:

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Кроме того, пункт 9.11 ПДД, который введен 12 июля 2017 года, запрещает водителю находится на встречной полосе, которая отделена сплошной линией разметки:

9.11. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Таким образом, завершение обгона через сплошную разметку является нарушением требований ПДД.

Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона

Позиция Верховного Суда, которая приводится в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года, полностью соответствует приведенному выше пункту 9.11 ПДД:

15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:

а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

То есть пересечение сплошной при завершении обгона попадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Штраф за пересечение сплошной при завершении обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если завершение обгона через сплошную является первым подобным нарушением для водителя, то он получит штраф 5 000 рублей или будет лишен прав на 4 — 6 месяцев.

Если же водитель ранее уже выезжал на встречную, то есть нарушение является повторным, то наказание будет более суровым — 1 год лишения прав (или 5 000 при фиксации нарушения автоматической камерой).

Что делать, если прерывистая разметка заканчивается?

Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, однако при нахождении на встречной полосе заметил впереди сплошную разметку, то самым правильным решением будет притормозить, прекратить обгон и вернуться на попутную полосу за обгоняемым автомобилем.

Давайте разберемся, в какой момент нужно прекратить обгон и вернуться на попутную полосу.

При нанесении дорожной разметки используется следующая последовательность:

То есть после обычной прерывистой разметки сначала появляется прерывистая разметка с длинными штрихами, а лишь затем сплошная.

Так вот, если Вы видите, что впереди начинается длинная прерывистая разметка, а Ваш автомобиль еще не полностью оказался впереди обгоняемого, то нужно тормозить.

Естественно, на практике у водителя всегда остается выбор:

  • затормозить и отказаться от обгона;
  • завершить обгон через сплошную (рискуя правами).

И в зависимости от дорожной ситуации может быть выбран любой из этих вариантов.

Например, Вы видите, что прерывистая заканчивается, и Вы не успеваете завершить обгон. Однако одновременно с Вами обгон начал еще один автомобиль, который находится прямо за Вами. В этом случае торможение может привести к столкновению, т.к. водитель второго обгоняющего автомобиля подобного маневра не ожидает.

При таком раскладе рационально завершить обгон с нарушением. Пусть это и приведет к штрафу или лишению, однако последствия ДТП на встречной полосе могут быть куда более серьезными.

В заключение хочу напомнить, что если Вы едете по узкой дороге и в течение длительного времени не можете выбрать подходящее место для обгона, то имеет смысл выбрать место и остановиться на несколько минут. Небольшой перерыв позволит Вам перевести дух. В то же время машина, которую не удавалось обогнать, уедет достаточно далеко и Вы с ней вряд ли пересечетесь в дальнейшем.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 25 июля 2019 Раздел: Правила Дорожного Движения

У вас ошибка в тексте :»Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.» Разметку 1.2 пересекать можно. Она же обозначает край проезжей части.

Дмитрий, это цитата из правил дорожного движения. Линию 1.2 запрещается пересекать, хотя она и обозначает край проезжей части.

Однако есть и исключение, указанное в следующем абзаце:

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

То есть по умолчанию эту линию пересекать нельзя, это можно сделать только для остановки.

Удачи на дорогах!

Что делать, если обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной?

Предположим, что произошло самое страшное: вы все-таки не успели завершить маневр на прерывистой и, закончив его уже на сплошной и вернувшись на свою полосу, были остановлены сотрудником ДПС.

Итак, вам вменяется нарушение Правил дорожного движения, влекущее за собой, согласно статьи 12.15 часть 4, лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Не спешите что-либо подписывать и давать объяснения — пусть инспектор составляет бумаги, которые он считает нужным составить, а вы займитесь изучением дорожной обстановки. Это важно сделать сразу, особенно в случае нарушения на трассе, поскольку в противном случае вам придется возвращаться на это место, а оно может находиться от вашего места проживания очень и очень далеко.

Важно сразу же зафиксировать ситуацию на камеру
Фото: .com

Во-первых, сделайте фотографии данного участка. Фотографии на мобильный телефон вполне достаточно. В поле зрения объектива камеры должно попасть все: дорога, разметка, знаки, автомобиль ДПС, ваш автомобиль. Возьмите себе за правило — все фотографировать. Не забудьте сделать фотографию, на которой начало сплошной линии разметки будет дублироваться знаком 3.20 «Обгон запрещен».

Во-вторых, разметке 1.1 (сплошная) всегда предшествует разметка 1.6, расположенная между 1.1. и 1.5 (прерывистая) и указывающая на то, что скоро и начнется та самая сплошная. На основании ГОСТ 52289–2004 между «прерывистой» (1.5) и «сплошной» (1.1) линиями разметки вне населенного пункта должно быть не менее 100 метров разметки «приближение к сплошной линии» (1.6), а в населенном пункте — 50 метров.

Разумеется, с рулеткой ходить не нужно. Чтобы вычислить протяженность, достаточно измерить две величины: длину одной линии 1.6 и расстояние между линиями.

Далее достаточно сложить получившиеся расстояния и получить протяженность разметки 1.6. Если она менее 100 или 50 метров соответственно, то это основание для четкого и однозначного утверждения: нарушение требований ГОСТ — соответственно, на невозможность завершить начатый маневр. Согласно ПДД, вы, оценив обстановку, начали безопасный маневр и были намерены его завершить, однако нарушение ПДД оказалось вынужденной мерой.

В-третьих, четко установите место совершения вменяемого правонарушения и, соответственно, место нанесения разметки. Найдите ближайший километровый столбик и шагами определите, какая разметка на каком участке — ведь инспектор в существе нарушения не будет указывать, что вы начали обгон на разрешенном участке и закончили в месте, где это запрещено ПДД. В протоколе вы увидите банальную фразу: «Совершил обгон с выездом на полосу встречного движения».

В-четвертых, в протоколе не указывайте, согласны вы с нарушением или нет. Не пишите, как вы заехали на сплошную и сколько ехали по встречной, а отразите все произведенные вами замеры и укажите о наличии фотографий. На все необходимые процедуры потребуется 20 минут
Фото: .com

На первый взгляд, для выполнения этих четырех советов нужно много времени и сил, но это не так. Все это займет от силы 20 минут. Согласно практике, такое рвение водителя говорит о его юридической грамотности, что само по себе — редкость, поэтому многие инспекторы предпочитают с такими не связываться и отпускают со словами «Больше не нарушай». Помимо 20 дополнительно потраченных минут, это позволит вам сохранить свое водительское удостоверение.

Но что делать, если все соответствует ГОСТ и придраться просто не к чему? В данном случае на основании ст. 2.1 КоАП

Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все, что вы могли сделать для возврата на свою полосу, это применить экстренное торможение и, в худшем случае, вклиниться, допустим, в идущую колонну автомобилей, чем создали бы аварийную ситуацию и общественную опасность. Поэтому в протоколе об административном правонарушении вы можете сделать запись о том, что вы не согласны с вменяемым нарушением, без объяснения всей ситуации. Обгон запрещен
Фото: .com

По статье 12.15.4 КоАП вас также могут привлечь, если вы завершили маневр обгона в зоне действия дорожного знака 3.20 «Обгон запрещен». Позиция защиты в таком случае будет идентичной описанной выше, за исключением одного дополнительного нюанса.

Знак 3.20 запрещает обгон всех транспортных средств, но подразумевает под собой начало совершения такого маневра, а не его процесс или завершение.

Тем более что знак 3.20 может быть попросту не виден, например, из-за грузового автомобиля, обгон которого производился.

Перед совершением маневра всегда убедитесь в его безопасности и невозможности трактования сотрудниками ГИБДД в свою пользу. Удачного вождения!

Что еще почитать по теме?

Обгон или опережение? За что и как лишают прав
Какие существуют доказательства нарушения ПДД? Схема правонарушения
Как в ГИБДД вымогают взятку с помощью фотошопа и что нужно делать в такой ситуации?

Теги: дорожная обстановка, вождение, правила дорожного движения, водитель, обгон, сотрудник ГИБДД

Для увеличения уровня безопасности при использовании автомобильного транспорта были разработаны и введены действия Правила дорожного движения (Постановление Правительства №1090).

Этим документом в частности регламентируются правила выполнения такого маневра, как обгон. Можно ли в соответствии с действующими правилами обогнать затор (пробку), образовавшийся из других автомобилей на проезжей части, читайте далее.

Допустимо ли объезжать

Обгоном в соответствии с ПДД является опережение одного (или нескольких) автомототранспортных средств с выездом на встречную полосу и обратным возвращением в ранее занимаемую полосу для дальнейшего движения.

Не следует путать обгон с опережением. В отличие от обгона данный маневр совершается на проезжей части, имеющих неско

лько полос для движения в одном направлении. При опережении выезд на встречную полосу не производится.

Правила обгона регламентируется статьей 11 ПДД. В соответствии с документом перед выполнением обгона водитель обязан предварительно убедиться (статья 11.1):

  • в возможности совершения данного маневра в соответствии со знаками, правилами и разметкой;
  • что встречная полоса свободна для осуществления предполагаемого маневра;
  • что при перестроении на встречную полосу или обратно не будет созданы помехи иному автотранспорту.

Нельзя приступать к выполнению маневра «обгон», если соблюдается, хотя бы одно из следующих условий (статья 11.2):

  • автомобиль, который движется в попутном направлении, но спереди показывает сигнал левого поворота или приступил к обгону иного автомототранспорта;
  • автомобиль, который также двигается в попутном направлении, но сзади уже выполняет обгон.

Кроме этого правилами установлены определенные места, в которых совершение обгона недопустимо ни при каких условиях. К таким местам относятся (статья 11.4):

  • регулируемые перекрестки автомобильных дорог (перекрестки со светофорами или регулировщиками);
  • нерегулируемые перекрестки автодорог, при условии, что транспортное средство, которое намерено совершить обгон движется не по главной дороге;
  • пешеходные переходы вне зависимости от присутствия/отсутствия пешеходов на проезжей части;
  • железнодорожные переезды, оборудованные или необорудованные шлагбаумами, светофорами, средствами защиты и так далее;
  • участок дороги протяженностью 100 м до железнодорожного переезда;
  • путепроводы, мосты, эстакады, тоннели, а так же под указанными сооружениями;
  • опасные участки дороги (опасные повороты, крутые спуски и подъемы и так далее);
  • зоны с недостаточной видимостью;
  • участки дороги в конце подъема на какое-либо сооружение или возвышенность;
  • участки дороги, на которые распространяется действие запрещающих знаков или нанесена сплошная линия разметки.

Обгон «пробки» хоть и совершается через прерывистую линию разметку (это значит, что запрещающие знаки в данном промежутке проезжей части отсутствуют), но противоречит двумя условиям:

  • перед выполнением маневра «обгон» водитель автомототранспортного средства должен убедиться, что полоса для обгона свободна на достаточном расстоянии для совершения маневра и его выполнение не создаст помех иному транспорту (пункт 11.1 ПДД);
  • завершение обгона, то есть перестроение в ранее занимаемую полосу, так же должно производиться без создания помех иному автотранспорту (статья 11.2), что в условиях образования пробки невозможно.

Таким образом, обгон «пробки» нельзя осуществлять даже при наличии прерывистой линии разметки, разделяющей полосы движения в попутном и встречном направлениях.

Какой штраф за обгон на пешеходном переходе, показано в статье: обгон на пешеходном переходе.

Про обгон на перекрестке по главной дороге вне населенного пункта .

Правила обгона пробки через прерывистую по ПДД

Однако многие водители считают, что обгон пробки при наличии на проезжей части прерывистой линии возможен, ссылаясь на отсутствие прямого запрета в Правилах движения.

В соответствии с Правилами обгона можно совершать, если:

  • встречку и попутную полосу движения разделяет прерывистая линия разметки (то есть при наличии именно прерывистой линии можно обогнать и «пробку»);
  • для выполнения маневра достаточна видимость. Обгон на поворотах и на иных опасных участках дороги невозможен, но «пробка» может организоваться и на ровной дороге;
  • отсутствуют дорожные знаки, запрещающие выполнение обгона. Запрещающими обгон знаками являются:

Действие указанных знаков в населенном пункте, как правило, распространяется на участок дороги до первого перекрестка (пересечения), а вне населенного пункта до знака, отменяющего наложение запрета на маневр

  • автотранспортное средство не приближается и не пересекает отдельные участки дороги, на которых в соответствии с пунктом 11.4 правил движения обгон запрещается при любых обстоятельствах;
  • выполнение маневра производится, не создавая опасность на дороге.

Данное предположение является неверным. Указанные пункты правил, которые требуется соблюдать при обгоне «пробки» действительно выполняются, но и два указанных ранее пункта (11.1 и 11.2) препятствуют данному виду маневрирования.

В каких случаях запрещено

Обгон «пробки», скопившейся на проезжей части запрещается при любых обстоятельствах. Исключениями являются автотранспортные средства специальных служб (скорой помощи, пожарной охраны, полиции и так далее), которые оснащены звуковыми сигналами и специализированными световыми огнями.

Штрафы

Чтобы увеличить безопасность на дорогах ежегодно применяется большое количество разнообразных мер: беседы с водителями и пешеходами, проведение обучающих игр в детских садах и школах, ужесточение правил сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения и так далее.

Одной из основных мер, которая наиболее понятна и близка каждому водителю является административной наказание, которое определяется за каждое правонарушение в соответствии со статьей 12 Административного Кодекса (КоАП).

В настоящее время правонарушения в области дорожного движения могут быть зафиксированы двумя способами:

  • лично сотрудниками правоохранительных органов (Госавтоинспекции), которые осуществляют периодическое патрулирование дорог общего пользования;
  • камерами фото или видео фиксации, которые работают в автоматическом режиме и установлены специально для выявления нарушений ПДД на наиболее оживленных трассах (дорогах).

В каждом случае после выявления правонарушения составляется протокол, в котором указываются:

  • дата и время совершения нарушения;
  • ФИО составителя документа или реквизиты камеры, при помощи которой было зафиксировано правонарушение;
  • описание нарушения;
  • вынесенное наказание и статья КоАП, в соответствии с которой принято решение о назначении того или иного вида наказания и его размера.

Какое наказание предусматривается на нарушение правил выполнения обгона и, соответственно, обгон «пробки», образовавшейся на проезжей части?

В настоящее время водитель, нарушивший правила маневрирования с выездом на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении, может быть наказан:

Административным штрафом в размере 5 тыс. рублей
Лишением прав на управление автомобильных транспортом на срок 4 – 6 месяцев

При совершении данного вида правонарушения повторно, срок лишения водительского удостоверения может быть увеличен до 12 месяцев.

Вид и размер наказания определяется в соответствии с множеством различных факторов, которые сопутствовали или стали последствиями, например, ДТП совершенного правонарушения.

Следует помнить, что наказание в виде штрафа может быть вынесено Госавтоинспекцией самостоятельно, а наказание в виде лишения прав исключительно судебными органами.

Любое наказание, если водитель считает, что оно наложено неправомерно, может быть оспорено в вышестоящей инстанции. Для этого требуется подать письменную жалобу с указанием причин оспаривания.

В этой ситуации главное – корректно подойти к составлению документа, в чем может помощь адвокат (автоюрист).

Таким образом, обгонять пробку по встречной полосе запрещено при любых условиях и вне зависимости от наличия /отсутствия прерывистой линии дорожной разметки.

Несоблюдение правил может привести к административному наказанию (от штрафа до лишения прав) и ДТП, в котором могут пострадать не только автомототранспортные средства, но и люди.

Как выглядит временный знак «обгон запрещен», описывается в статье: знак обгон запрещен.

Про обгон трамвая по встречной полосе смотрите на странице.

Про обгон по обочине справа узнайте из этой информации.