Нефтяной кризис 70 х

Нефтяной кризис 1973 года

Нефтяной кризис 1973 года (также известен под названием «нефтяное эмбарго») начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия, заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Это касалось прежде всего США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено.

Нефтяной кризис 1973 года был первым энергетическим кризисом и до сих пор считается крупнейшим. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.

Результатом экономического нажима ОПЕК стала декларация совета министров стран Общего рынка, поддержавшая позицию арабов. Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис. Вместе с тем кризис способствовал усилению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.

Нефтяной кризис в США

США добыча и импорт нефти с 1920 года по 2005 год; данные Управления энергетической информации Департамента энергетики США

В специальном послании Конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывает американцев к экономии. Им предлагают меньше пользоваться автомобилями, а уж если ездить на них, то сберегая горючее, — на меньших скоростях. Авиакомпаниям предписано сократить число рейсов. Правительственным учреждениям приказано экономить электроэнергию и сократить автомобильный парк. Агентство по охране окружающей среды США временно отменяет ограничения на использование загрязняющего атмосферу угля. Были сняты лимиты на импорт нефти и необработанных масел.

Часть заправок в 1970-х годах закрылась, а их помещения использовались впоследствии для других целей. На фото — бывшая автозаправка в штате Вашингтон, превращенная в молитвенный дом.

Под предлогом растущих затрат нефтяные компании стали существенно повышать цены на бензин и дизельное топливо, а также на авиационный керосин. Производители природного газа потребовали от федеральной комиссии по вопросам энергии разрешения на повышение цен на 73 %.

Специально созданная федеральная комиссия в середине июля представила сенату свой нашумевший доклад, согласно которому двадцать американских корпораций, монополизировавших производство и очистку нефти, а также распределение нефтепродуктов, прямо обвинялись в том, что в целях наживы они искусственно создают перебои со снабжением бензином. Прокурор штата Флорида потребовал, чтобы против нефтяных монополий был применен антимонопольный закон. Федеральное большое жюри в Лос-Анджелесе в свою очередь обвинило нефтяные компании в разного рода махинациях.

В долгосрочной перспективе кризис сильно сказался на автопромышленности США. Ранее американские автомобили были большими, тяжелыми и мощными. До 1971 года объём стандартного восьмицилиндрового двигателя Chevrolet Caprice составлял 400 кубических дюймов (6,5 л), а Chevrolet Impala на галлоне бензина проходил по шоссе не более 13—15 миль. После кризиса они были вытеснены японскими моделями с четырёхцилиндровыми двигателями, потреблявшими гораздо меньше бензина: Toyota Corona, Toyota Corolla, Nissan Sunny, Honda Accord. Не выдерживая конкуренции, автопромышленники Детройта были вынуждены налаживать выпуск более лёгких автомобилей, таких как Ford Pinto, Chevrolet Vega и др. К 1985 году средний американский автомобиль потреблял галлон бензина уже на каждые 17,4 мили пробега. Спрос на роскошные автомобили типа седан, такие как Oldsmobile 98, в середине 1970-х восстановился, но их рынок не был массовым. Новые модели Ford Thunderbird сильно уменьшились в размерах и мощности, а Ford Galaxie в 1974 году был снят с конвейера.

После кризиса, в 1975 году был создан Стратегический нефтяной резерв США. Аналогичные запасы нефти (не менее 3-месячного объёма импорта) были созданы во многих странах ОЭСР, вступивших в международный орган Международное энергетическое агентство. Наличие резервов позволило уменьшить негативный эффект нескольких последующих нефтяных кризисов.

Реакция на кризис в других странах

Польша

Программа модернизации промышленности и повышения доступности потребительских товаров, введённая Эдвардом Гереком, дала сбой после нефтяного кризиса, а спустя три года стали резко расти цены на потребительские товары в Польше.

СССР

В результате нефтяного кризиса и последовавшего за ним четырёхкратного роста цен на нефть резко выросли поставки нефти из СССР. Также начинаются крупные поставки советской нефти на мировой рынок через страны-члены СЭВ, прежде всего Польшу.

Франция

Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20°С, налагали штраф. Помимо этого был введён запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии .

Япония

  • Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители.
  • Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение импорта угля и сжиженного природного газа.
  • Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти.

Ещё в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоёмкой» к «наукоёмкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая (англ.)русск.. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

Автоспорт

Из-за последствий нефтяного кризиса был отменён ряд крупных международных автомобильных соревнований. В частности, не состоялись сразу три этапа чемпионата мира по ралли 1974 года, которые по первоначальному плану должны были пройти в Монако, Швеции и Греции.

> См. также

В Википедии есть портал «Нефть и газ»

  • Энергетический кризис
  • Цены на нефть

Примечания

Примечания Сноски

  1. Амманн, 2018, с. 70.
  2. Frum, David. How We Got Here: The 70s The Decade That Brought You Modern Life — For Better Or Worse. — New York: Basic Books, 2000. — P. 321—322. — 450 p. — ISBN 978-0465041961.
  3. Ергин, 2011, с. 708 — 710.
  4. История WRC. 1974 — Первые проблемы. wrc-info.ru. Дата обращения 13 ноября 2019.

> Литература

Ссылки

В другом языковом разделе есть более полная статья 1973 oil crisis (англ.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

На капиталистах заработать не грех

И тут на авансцену выходит СССР. Первое в мире социалистическое государство было не против заработать на противоречиях в стане своего глобального капиталистического противника. Благо, в Восточную Европу уже были протянуты нефтепроводы, крупнейший из которых – «Дружба» — завершил в 1974 году строительство второй ветки. При этом поставки в страны СЭВ осуществлялись по ценам в 3-4 раза ниже рыночных, а тут возникла возможность получать полновесные доллары. Протянуть трубы чуть дальше не составляло труда, как и начать строительство новых, для чего, кроме советских граждан, привлекали чехословаков и болгар. С ними начали поступать в товарных количествах товары, ранее недоступные советскому народу.

В СССР шла Девятая пятилетка (1971 – 1975), коррективы внесли по ходу. Началось освоение Сибири, в первую очередь – нефтяных месторождений. Возобновилось прерванное ещё при Сталине строительство Байкало-Амурской магистрали. Пошли инвестиции в обновление основных фондов промышленности, началась массовая закупка технологий на Западе. Этому не помешала даже пресловутая поправка «Джексона-Вэника», она касалась узкого ассортимента оборудования и технологий.

Доходы от экспорта нефти достигали $200 млрд в год, госбюджет лопался от денег. Партия и правительство решили направить существенную часть нефтяных доходов на улучшение благосостояния населения. В первую очередь, активизировалось жилищное строительство, в том числе – на селе. Включая дома, предназначенные для сельских учителей. Строились новые школы и детские сады. Согласно постановлению ЦК КПСС, план на 1974 – 1980 год предусматривал пуск в эксплуатацию школ на более, чем 7 млн учащихся.

Впрочем, выросли закупки СССР продуктов и товаров народного потребления, прежде всего – в социалистических странах. Наступило изобилие, ранее невиданное в стране. Именно середина – конец семидесятых годов считается «золотым временем» Советского Союза.

Топливный кризис: Путин против получения нефтяниками сверхприбыли в России

Цены на моторное топливо в РФ заморожены до 31 марта 2019 года. Правительство подписало соглашения со всеми нефтяными компаниями по ограничению оптовых цен на нефтепродукты, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак 12 ноября на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства.

Реклама

«Если коротко говорить, то

ситуация стабилизирована, цены заморожены, и они будут такими сохраняться – с учётом инфляции, с учётом изменений налогового законодательства – до конца марта»,

— подчеркнул он.

«До каждой нефтяной компании доводились объем, параметры поставок на внутренний рынок, биржу и мелкооптовый рынок объемов нефтепродуктов в объеме, который соответствует поставке в соответствующем месяце 2017 года плюс 3%. Также определены ценовые параметры в региональном разрезе по каждому субъекту Российской Федерации, какая должна быть цена оптовых поставок нефтепродуктов в каждый субъект по историческому принципу», — отметил Козак.

«На утро 1 ноября было падение цен на бирже на дизель на 4%, на 92-й бензин — на 3,5%, на 95-й — почти 3%. И цены примерно в этом сегменте в настоящее время держатся», — подчеркнул вице-премьер.

Козак также отметил, что из-за повышения НДС с 1 января цены на нефтепродукты вырастут на оптовом рынке на 1,7%, а дальше начнут расти в соответствии с инфляцией. Если нефтяные компании не будут выполнять условия соглашения, то в крайнем случае будут вводиться экспортные пошлины.

«Мы понимаем, ситуация должна быть, безусловно, рыночная, она такой и является, но когда на мировом рынке нефти цены поднялись и поднялись прилично, это совсем не значит, что мы должны обеспечивать такую же сверхприбыль и внутри страны. Нужно так или иначе эту сферу регулировать», — прокомментировал президент.

Владимир Путин также напомнил вице-премьеру о претензиях нефтяников к розничным продавцам топлива. «У вертикально интегрированных компаний есть претензии к розничному звену», — отметил президент.

«Когда, по мнению руководителей компаний, розница играет на бирже недобросовестно, потом вставляет необоснованное количество посредников, цель которых только цену задирать, а не оказывать реальные услуги на рынке», — добавил Путин.

«Об этом тоже договорились», — заверил Козак. По его словам,

ФАС даны поручения вести мониторинг независимых АЗС. До конца декабря служба проанализирует все независимые АЗС на предмет возможной монополизации региональных рынков. В случае выявления фактов монополизации с доминирующими игроками АЗС также будут заключены соглашения.

Проверить независимые сети было решено на совещании у Козака. Вице-премьер посетовал, что в независимых сетях наблюдается «действительно много безобразий» и продается некачественное топливо. Особое внимание в ходе проверок будет уделяться тем сетям, где установленный уровень цен превышен более чем на 4%.

Участники рынка уже раскритиковали эту идею. В Российском топливном союзе заявили, что такие ограничения могут поставить под угрозу само существование многие независимых заправок.

Рост розничных цен в России ограничивается государством, из-за чего нефтяные компании терпят убытки с конца 2017 г. В отсутствие госрегулирования стоимость АИ-92 еще весной превысила бы 50 рублей за литр, отмечает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.

Топливное соглашение — это временная мера; она не является рыночной, и в любом случае рано или поздно завершит свое действие,

считает независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК Дмитрий Лютягин.

«Если цены на нефть «присядут» и курс доллара изменится в пользу рубля, то каких-либо кардинальных изменений с точки зрения цены на нефтепродукты на рынке произойти не должно. Но если цена на нефть будет оставаться на текущем уровне или расти, а доллар будет находиться в текущих границах или будет наблюдаться тенденция к его небольшому росту и ослаблению рубля, то к концу периода действия топливного соглашения, то есть к январю-марту 2019 года, базис внутренней цены на нефтепродукты окажется выше того, что мы сейчас имеем на АЗС», — отметил он.

«Если не будет предложено какого-то постоянного механизма влияния на цену на топливо или изменения в налоговом законодательстве (возможно, должен быть скорректирован налоговый маневр), то, соответственно, должно произойти одномоментное увеличение цены на нефтепродукты на АЗС с момента окончания действия соглашения», — добавил эксперт.

Козак и ранее говорил, что является противником госрегулирования бензинового рынка, и обещал найти механизм рыночного сдерживания цен. В частности, с подачи ФАС активно обсуждается возможность введения плавающих ставок акцизов на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть. В настоящее время акциз имеет фиксированную ставку и не зависит напрямую от нефтяных цен, а средства от его сбора идут в региональных бюджеты и дорожные фонды.

Кроме того, в налоговой реформе ТЭК был прописан демпфирующий механизм, то есть обратный акциз. Вместе с различными коэффициентами он компенсирует нефтепереработчикам часть разницы между экспортной и внутренней ценой. Изначально предполагалось его введение за счет добывающего сектора, однако нефтяники добились частичного субсидирования этой меры из федерального бюджета.

Впрочем,

автозаправочные сети уже нашли способ поправить финансовое положение в условиях заморозки розничных цен на бензин и дизельное топливо. Многие сети постепенно ухудшают ценовые условиях для корпоративных клиентов, вводя наценки и допсборы за топливные карты,

отмечал ранее «Коммерсант».

По данным Росстата, розничные цены в некоторых регионах все же растут, хоть и не очень значительно. Так, на неделе с 29 октября по 4 ноября средняя цена на бензин в стране выросла на 2 копейки. При этом на Урале и Дальнем Востоке рост составил 11-12 копеек. Всего же увеличение цен на бензин отмечалось в 23 центрах регионов России, отмечает Росстат.

Бензины в октябре — осеннее обострение весеннего кризиса. Обзор

Отраслевые эксперты сравнили ситуацию на рынке топлива в преддверии повышения акцизов

Фото: ТАСС, Артем Геодакян

Москва. 18 октября. INTERFAX.RU — Топливный рынок России не протянул в состоянии стабильности и полгода. Еще не затерлись воспоминания о скачках цен на заправках весной этого года, как признаки очередной угрозы взлета на стелах нахлынули с осенним листопадом.

И, кажется, новый вид «сезонности» зарождается на рынке топлива России. Если раньше его участники строили бизнес, ориентируясь на весенне-осенние ремонты заводов, то 2018 год может создать новую традицию — весной и осенью ждать от властей экстренных мер, укрощающих цены. Потому что другие способы регулирования рынка плохо работают.

Весенний ценовой топливный кризис запомнился обсуждением проблемы непосредственно в эфире «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным, незапланированным снижением акцизов, а также «заморозкой» цен на заправках. Чего ждать от осеннего варианта весеннего кризиса — в обзоре «Интерфакса» рассуждают отраслевые эксперты.

В точке кипения

В конце мая правительству из-за стремительного роста цен на топливо пришлось экстренно принять меры для стабилизации ситуации. В частности, с 1 июня было решено снизить акцизы вместо их планируемого роста. В ответ крупные нефтяные компании обещали сдерживать цены в рознице, а также увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. А еще правительство получило право в кризисных ситуациях вводить в России заградительную пошлину на нефтепродукты. «Это не только стимул, это, скорее, угроза в адрес нефтяных компаний. Надеюсь, ничего подобного нам не потребуется», — сказал в июне Владимир Путин в ходе прямого эфира.

Экономика07 июня 2018

В результате все лето биржевые цены на нефтепродукты прибывали в более-менее спокойном положении. Но наступила осень, и они снова вошли в рост. Стоимость бензинов на СПбМТСБ настойчиво поднимается уже 3-й месяц подряд, подбираясь к майским рекордам. Объемы биржевых продаж, наоборот, снижаются, несмотря на майские же протоколы совещаний у Дмитрия Козака, однозначно указывающие «продавать нефтепродуктов больше аналогичного периода прошлого года».

При этом розничные цены в среднем по России стабильны благодаря стойкости вертикально-интегрированных компаний, которые в убыток себе зафиксировали на одном уровне цифры на стеллах. Но если ВИНК могут отыграть прибыль в других сегментах бизнеса, то частные АЗС держаться уже не в силах.

Независимые заправки не участвовали в договоренностях по сдерживанию цен в рознице, но вынуждены были сначала играть по тем же правилам, чтобы не потерять клиентов. Однако рост биржевых цен в сентябре-октябре добавил убыточности частным АЗС. Чтобы хоть как-то компенсировать выпадающие доходы независимые заправки постепенно стали повышать цены. Первые звоночки прозвучали традиционно на востоке страны и, как ни странно, в Санкт-Петербурге.

По данным ЦДУ ТЭК, точечно бензин дорожает на заправках Приморского и Хабаровского краев, Тывы, Якутии и Магадана, а также Калининграда. В Иркутской области некоторые частные АЗС, резко поднявшие цены на бензин, вынудили правительство региона обратиться в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в ситуации. А в Чувашии ФАС по жалобам жителей возбудила дело из-за роста цен на заправках уже крупной компании — «Татнефти».

На прошлой неделе сдали нервы у крупного частного игрока топливного рынка Северо-Запада — «Петербургской топливной компании» (ПТК), которая подняла розничные цены на дизельное топливо на 9% — до 50 руб. «Причиной стал рост оптовых цен на бирже, из-за чего маржинальность на АЗС стала отрицательной», — пояснял первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов.

Почти как весной

Генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что осенняя ситуация на рынке дизельного топлива сильно напоминает весенний бензиновый кризис: между оптовыми и розничными ценами установился значительный диспаритет, и в некоторых регионах независимые АЗС подняли цены на ДТ примерно на 5 рублей, чтобы вернуть маржинальность продаж.

«Однако между майской и октябрьской ситуацией есть ряд отличий. Так, текущий дефицит зимнего дизтоплива — на 99% рукотворное явление. НПЗ могут настроить работу так, чтобы увеличить производство и поставки на внутренний рынок достаточных количеств морозостойкого топлива. То, что компании не сделали этого, скорее, свидетельствует об умысле. Допускаю, что целью очередного топливного кризиса является усиление позиции нефтяников в переговорах по компенсации недополученной выручки на внутреннем рынке», — считает он.

Специалист отдела мониторинга ТЭК «ОМТ-Консалт» Андрей Смирнов соглашается, что сейчас ситуация на рынке нефтепродуктов «весьма похожа на состояние конца весны». «Особенно показательна картина в сегменте дизельного топлива, которое большими объемами отгружается на экспорт. Ценовой рост в опте, безусловно, продолжится, если не будут приняты регулирующие меры на уровне государства», — сказал он.

Генеральный директор трейдера «РК Интегратор» Виктор Костюков подчеркнул, что «ситуация на рынке моторного топлива сейчас, мягко сказать, аховая». «Биржевые индексы, уже два месяца подряд находящиеся в повышательном тренде, почти обнулили маржу АЗС при «замороженных» розничных ценах. Об этом не устают заявлять представители независимых сетей АЗС, которые находятся в худшей ситуации. Полагаю, что власти до конца года не изменят позиции относительно сдерживания розничных цен. А производители топлива вряд ли снизят оптовые цены. Выхода из создавшегося положения пока не видно, как не слышно и об осенней активности властей по аналогу с майскими совещаниями у вице-премьера Козака. Возможно, власти полагают, что ситуация выправится сама по себе, после того как в ноябре заводы завершат ремонты», — рассуждает эксперт.

Хуже, чем весной

Гораздо более резкую оценку положению дел дает президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. «На бирже ситуация, действительно, тяжелая. Но в рознице все еще хуже. Если в апреле-мае с ростом оптовых цен увеличивались и розничные, то сейчас цены на АЗС ВИНК «заморожены», а независимые держать цены уже не могут. В итоге в некоторых регионах на частных заправках цены на топливо выше, чем у ВИНК на 5 рублей. Конечно, клиенты уходят. Я считаю, что ценовой кризис в разгаре, особенно остро его чувствует независимая розница, которая, по сути находится в предсмертном состоянии «, — сказал он.

«Понятно, что правительство не отпустит розничные цены, поэтому первостепенной задачей становится увеличение объемов биржевых продаж. И эта мера указывалась как обязательная к исполнению в майском протоколе Козака. Но объемы на бирже наоборот снижаются, сейчас они даже ниже июньских и июльских. Нефтяники говорят об экспортной альтернативе, но на сегодняшний день она уже не такая выгодная, а по дизелю внутренний рынок даже премиальный. Где продукт? Видимо, нефтяникам выгодно держать высокие биржевые цены. Это прямое влияние монополистов на стоимость топлива на бирже, и все попытки регуляторов сломить ситуацию сталкиваются с сопротивлением», — считает Аркуша.

Генеральный директор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» (СПТР) Илья Мороз тоже читает, что нынешней осенью ситуация более сложная, чем в мае. «Затянувшийся ценовой дисбаланс привел к тому, что розничный сегмент окончательно утратил запас прочности. Речь идет не только о независимых АЗС, хотя в этом секторе ситуация наиболее критичная — в десятке регионов частные предприятия уже начали работу по сокращенному графику либо вообще приостановили деятельность. Кризисная ситуация коснулась и розницы ВИНК, отмечаются перебои в связи с отсутствием топлива на АЗС крупных компаний. А постоянно растущая экспортная альтернатива приводит к тому, что топливо с низкомаржинального внутреннего рынка направляется на экспорт», — сказал он.

«Очевидно, что изменить ситуацию с завершением налогового манёвра вряд ли возможно — объемы средств от этих реформ уже оценены и заложены в бюджет. И повлиять на внешнеэкономическую конъюнктуру также малореально. Но есть меры, которые можно принять оперативно, и которые будут иметь эффект. В их числе — увеличение биржевых продаж нефтепродуктов доминирующими производителями. Расчеты, проверенные на практике, показывают, что, например, при поддержании объемов биржевых продаж бензина на уровне 600 тыс. т в месяц (порядка 20% от производства) биржевые индексы переставали упорно лезть вверх», — подчеркивает он.

Нефтяные компании не стали комментировать запросы «Интерфакса» о текущей ситуации на топливном рынке.

Биржа нам поможет

Вспоминая кризис апреля-мая, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что тогда толчком стало подорожание нефти с одновременным ослаблением рубля. «Примечательно, что традиционные меры, которые раньше помогали стабилизировать ситуацию с ценами, в этот раз не помогли. Помогло только снижение акцизов. Добиться долгосрочной стабилизации помог бы возврат акцизов к докризисным уровням, а также меры по усилению нацвалюты. Но руководство страны решило обойтись полумерами. В условиях дорожающей нефти это не могло гарантировать длительного сдерживания оптовых цен. Ожидаемо — в октябре механизм стал сбоить, опт пошел вверх, теперь начинает расти розница, пока только у независимых сетей», — сказал он.

Экономика08 августа 2018

«Пока что правительство по-прежнему намеревается поднять акцизы с января 2019 года. Это вызовет нездоровый ажиотажный спрос уже в ноябре текущего года, что также разгонит цены. Кроме того, руководство страны намеревается поднять налог на добычу полезных ископаемых и снизить экспортные пошлины, что вызывает закономерную критику в отрасли и в профильных ведомствах — эти меры негативно скажутся на внутреннем рынке», — добавил Фролов.

Комментируя тему акцизов на топливо, глава РТС Аркуша, добавил: «Идеальным, конечно, было бы привести акцизы к тому уровню, который был задуман на начальном этапе налогового маневра. Но мы живем в текущих реалиях, и сейчас для нормализации ситуации логично не повышать акцизы с 1 января. Если акцизы все-таки повысят, мне даже страшно представить, что будет с топливным рынком. Надежды на демпфер сомнительны, потому что сложно понять, как он будет работать. В качестве примера демпфера можно привести факт снижения акцизов в июне. И вот сейчас все влияние от такого снижения «съедено», а мы снова живем в состоянии кризиса».

С этими мнениями не согласна аналитик VYGON Consulting Анна Львова. «Баланс на рынке сейчас поддерживается в ручном режиме, но с 2019 г. будет введен демпфирующий механизм. Он практически скомпенсирует заводам выпадающие доходы от продаж на внутреннем рынке и будет способствовать поддержанию комфортного для заправок уровня оптовых цен. Также благодаря нововведению на розничных ценах не отразится планируемое в январе 2019 г. повышение акцизов и НДС», — считает она.

Ах, акциз, акциз

Показательно, что именно сейчас поднялась волна обсуждения будущего роста акцизов на нефтепродукты. Счетная палата в заключении на проект бюджета РФ на 2019-2021 годы высказывала мнение, что увеличение акциза на бензин в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер.

Чиновники высшего уровня вынуждены были прокомментировать это заявление. Их реакция была ожидаемой: и министр энергетики Александр Новак, и министр финансов Антон Силуанов, и даже председатель Банка России Эльвира Набиуллина поспешили успокоить, что не ждут скачков цен на бензин в связи с повышением акцизов.

Экономика27 августа 2018

ФАС вспомнила, что предлагала правительству не повышать акцизы на топливо с 1 января 2019 года, а сохранить их на текущем уровне. Правда, согласно сообщению, размещенному в среду вечером на сайте ведомства, «предложения ФАС о пересмотре параметров акцизов давалось ранее, до принятия правительством решения о снижении цены отсечения применения демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефть».

«В настоящее время ФАС России применяется комплекс мер, по увеличению ликвидности биржевых торгов, по снижению влияния на формирование цены перепродавцов, по увеличению поставок нефтепродуктов на внутренний рынок за счет увеличения его производства, а также снижения экспорта. Реализация данных мер будет способствовать поддержанию стабильности на рынке нефтепродуктов в параметрах ранее принятых правительством решений по налогам, в том числе уровню акцизов на нефтепродукты», — подчеркивается в заявлении ФАС.

Тем не менее, Госдума на заседании в четверг запросила у правительства информацию о последствиях возможного отказа от повышения акцизов на бензин. В поручении депутатов тоже есть отсылка к страхам повторения весенних проблем: «Повышение акцизов может привести к повторению «майского бензинового кризиса», который помимо роста потребительских цен вызвал явное социальное напряжение», — говорится в поручении.

Япония. Перевод выработки электроэнергии и промышленного производства с жидкого топлива на другие носители. Ускорение развития ядерной энергетики. Увеличение экспорта угля и сжиженного природного газа. Успешная реализация программы по энергосбережению в промышленности, в частности, по сокращению использования нефти. Еще в 1971 году правительство подготовило доклад о необходимости перехода от «энергоемкой» к «наукоемкой» промышленности. Доклад был подвергнут критике, но кризис 1973 года заставил ускоренно внедрять новую стратегию. «Ресурсы недр мы решили заменить ресурсами интеллектуальными, — вспоминал бывший вице-министр министерства внешней торговли и промышленности Наохиро Амая. — В каком-то смысле шок явился даже благом, стимулируя быстрые перемены в японской промышленности».

Франция. Были утверждены три основных направления политики по энергетике, направленные на обеспечение независимости экономики Франции: ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению. Правительство ввело в действие жесткую программу экономии электроэнергии: инспекторы совершали внезапные рейды по офисам, магазинам и производствам и измеряли температуру, если она превышала установленные 20 °С, налагали штраф. Помимо этого был введен запрет на любую рекламу, которая поощряла потребление электроэнергии .

> Примечания

  1. Frum, David (2000). How We Got Here: The ’70s. New York: Basic Books. pp. 321—322. ISBN 0-465-04195-7.
  2. Ергин, 2011, с. 708 — 710

> См. также

  • Энергетический кризис
  • Богатые нефтеэкспортёры

Литература

  • Дэниел Ергин Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть = The Prize: The Epic Quest for Oil, Money, and Power. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 960 с. — ISBN 978-5-9614-1252-9

В Википедии есть портал
«Нефть и газ»

  • Сергей Сумленный. Нежеланный стимул. «Эксперт», № 1, 2009

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.

Нефтегазовый комплекс

Геофизическая разведка

Нефтепромысловое дело (Моделирование пласта-коллектора) | Геология нефти | Сейсмология | Петрофизика

Методы добычи нефти и газа

Бурение | Вскрытие (нефтяного пласта) | Каротаж | Пробоотборник | Механизированная (насосно-компрессорная) добыча (Погружной насос | Газлифт) | Подземный ремонт скважины | Плазменно-импульсное воздействие | Третичный метод нефтедобычи (Нагнетание пара в пласт | Закачка химических реагентов)

Типы буровых установок

Буровая вышка | Станок-качалка | Нефтяная платформа (Стационарная нефтяная платформа | Морская нефтяная платформа, свободно закреплённая ко дну | Полупогружная нефтяная буровая платформа | Мобильная морская платформа с выдвижными опорами | Буровое судно | Нефтяная платформа с растянутыми опорами | Плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти)

Транспортировка и переработка

Нефтехранилище | Трубопровод ( Нефтепровод | Газопровод) | Нефтеперерабатывающий завод | (Основные стадии технологии переработки нефти | Многократное испарение | Нефтехимический синтез | Сухая перегонка | Нефтехимия | Висбрекинг | Гидрокрекинг | Каталитический крекинг | Каталитический риформинг | Крекинг | Процесс Клауса | Термолиз) | Коксование

Юридический аспект

Соглашение о разделе продукции | Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции | концессионное соглашение | Сервисное соглашение | Лицензия на добычу нефти и газа | Роялти

Крупные ТНК и
международные организации

ExxonMobil | Royal Dutch Shell | BP |Chevron Corporation | ConocoPhillips | Total S.A. | ОАПЕК | ОПЕК | (Корзина ОПЕК)

Сорта товарной нефти
(Классификация нефтей)

Brent | Dubai Crude | ESPO | REBCO | Sokol | Tengiz | Urals | West Texas Intermediate

Типы сырья

Нефть | Газовый конденсат | Нефтяные газы | Природный газ | Сжиженный нефтяной газ | Битуминозные пески | Мальта | Нефтяные воды | Озокерит | Природный битум | Природный асфальт

Нефтепродукты и газпродукты

JP-8 | HCNG | Авиакеросин | Асфальт | Асфальтены | Бензин | Галоша | Бензол | Битумы нефтяные | Вазелин | Газойль | Газолин | Гексадекан | Генераторный газ | Горюче-смазочные материалы | Гудрон | Дизельное топливо | Диметилбензолы | Керосин | Креолин | Лигроин | Мазут | Метан | Метан угольных пластов | Метил-трет-бутиловый эфир | Моторные масла | Нефтяной кокс | Нефтяные масла | Парафин | Петролейный эфир | Полипропилен | Присадка | Пропан | Пропилен | Свалочный газ | Синтез-газ | Технический углерод | Толуол | Уайт-спирит | Церезин | Этилен

История

Эмбарго нефти 1967 года | Нефтяной кризис 1973 года | Энергетический кризис 1979 года | Перепроизводство нефти в 1980-х годах | Энергетический кризис 2000х | Основатели нефтегазовой индустрии | История нефтегазовой индустрии | Национализация нефтедобычи | Семь сестёр | Standard Oil

Некоторые числовые параметры

Объёмный коэффициент нефти | Коэффициент теплового расширения | Глубина переработки нефти

См. также

Пик нефти | Банк качества нефти | Баррель (американский нефтяной) | Дебит скважин | Нефтеотдача | Энергетический кризис

В России назревает очередной топливный кризис

12:05, 19 октября 2018

Версия для печати

В России назревает очередной топливный кризис: оптовые цены на бензин с конца лета растут, в то время как крупные нефтекомпании держат цены на своих АЗС.

По данным Росстата, в опте цены за сентябрь увеличились сразу на 10%. Это приводит к тому, что независимые АЗС вынуждены поднимать свои цены. Подорожание важного для социального спокойствия товара уже начинает беспокоить регионы. Эксперты считают, что крупные нефтяники, разгоняя оптовые цены, «могут разыгрывать свою карту» в переговорах по льготам с правительством.

Цены производителей автобензина в сентябре увеличились на 10% по сравнению с августом, следует из данных Росстата. По данным биржи СПбМТСБ, с 1 августа цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 13,5% и 21%, до 50,3 тыс. и 55,4 тыс. руб. за тонну соответственно. АЗС крупных нефтекомпаний держат цены на уровне конца мая по соглашению с правительством: тогда в обмен на заморозку цен в рознице акцизы на бензин и дизтопливо были снижены с 1 июня. Но независимые трейдеры в условиях роста биржевых цен, возобновившегося к концу лета, вынуждены повышать цены на заправках.

Средние розничные цены на бензин и дизтопливо с 1 по 7 октября выросли на 0,09% и 0,2%, 43,28 руб. и 44,69 руб. за 1 л, сообщал Росстат. Бензин АИ-92 подорожал на 2 коп., до 41,4 руб. за 1 л, АИ-95 — на 5 коп., до 44,62 руб. за 1 л. Топливо дорожало в 33 регионах. Наибольший рост был в Иркутске — на 2,2%, Кызыле (Тува) — на 1,3% и Чите — на 0,9%.

Ситуация с ценами на топливо обострилась весной, но после экстренных мер правительства оптовые цены начали снижаться. Их рост возобновился к концу лета. «Из-за осенних ремонтов и снижения продаж на бирже в сентябре—октябре выросли крупнооптовые цены,— сказал «РИА Новости» глава управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин.— Вместе с тем розничные цены фактически не менялись с начала июня».

Подорожание топлива уже беспокоит власти в ряде регионов. Наиболее резко отреагировал глава Иркутской области Сергей Левченко, заявив 17 октября, что «цена увеличилась где-то на рубль, а где-то сразу на четыре», и что речь не идет о тех организациях, у которых повышение цен произошло в пределах среднего по РФ: «Есть несколько структур, очень сильно поднявших цену». Чиновник напомнил, что в этом году выделены средства на компенсацию затрат на ГСМ аграриям. «Но если кто-то надеется, что государство будет все время давать деньги, чтобы увеличивались цены и чтобы они получали дополнительную прибыль, этого, конечно, не будет»,— предупредил он.

Позже пресс-служба губернатора сообщила, что с 8 по 14 октября средняя стоимость АИ-92 возросла на 2 руб. за 1 л, до 43,2 руб., АИ-95 и АИ-98 — на 3 руб. (46,4 руб. и 49,3 руб. за 1 л), летнего дизтоплива — на 2,5 руб., до 47,4 руб. Литр зимнего дизтоплива стоит 51,3 руб. Источник “Ъ” в правительстве области говорит, что бензин с 30 мая не подорожал только на АЗС «Роснефти». Он отметил, что частные операторы берут бензин не у производителя, а у посредников, повысивших цены. Так, по словам собеседника “Ъ”, существенно поднялись мелкооптовые цены топлива у «Иркутскнефтепродукта» (структура «Роснефти»). «Возможно, НПЗ компенсируют прибыль, недополученную из-за сдерживания цен в рознице, в других сегментах рынка»,— говорит источник “Ъ”.

«Мы сохраняем привлекательные цены на бензин, как в рознице так и для мелкоптовых потребителей, — заверили “Ъ” в «Роснефти». — Губернатору Левченко же стоило бы обратить внимание на деятельность работающей в регионе Иркутской нефтяной компании, которая, добывая 8,5 млн тонн нефти, вообще не поставляет сырье на российский внутренний рынок».

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что в ситуации с ценами на топливо в Иркутской области нет ничего удивительного. Подобные проблемы есть и в ряде других регионов, отмечает он, из-за продолжающегося роста оптовых цен независимые трейдеры вынуждены повышать цены, а на АЗС крупных нефтекомпаний топливо не дорожает. «Но и нефтекомпании работает в убыток, да еще на повышенных объемах продаж, что приводит к сокращению мелкооптовых продаж и нехватке топлива»,— добавил господин Аркуша.

По словам Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», крупные нефтяники «могут разыгрывать свою карту», разгоняя оптовые и мелкооптовые цены. Самые серьезные проблемы сейчас на рынке дизтоплива, цены на которое находятся на историческом максимуме, говорит эксперт. Он полагает, что крупные производители пытаются укрепить свои переговорные позиции в диалоге с правительством по введению демпфирующего механизма — субсидии для НПЗ из нефтегазовых доходов бюджета. Господин Турукалов уверен, что ситуация на рынке топлива к концу года будет зависеть именно от достаточности льгот для нефтяников.

>В России может повториться топливный кризис 2018 года

Эксперт заявил, что цены на бензин готовятся взлететь

20:14, 28 мая 2019 Общество

Фото: .com

Оптовая цена на бензин АИ-92 в России за месяц выросла более чем на 20%. Об этом в интервью радио Sputnik рассказал президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его словам, розничная цена на заправках пока искусственно сдерживается, но такое положение дел долго не продлится. В ближайшее время страну может ждать новый топливный кризис, сообщает РИА VladNews.

«Сегодня мы фиксируем рост оптовой цены, как в 2018 году, когда у нас случился полноценный топливный кризис. Оптовые цены на АИ-92 за месяц выросли более чем на 20%. Когда растёт цена закупки топлива для АЗС, но сдерживается розничная цена, падает прибыль заправок и приходит к отрицательным значениям. Сегодня мы видим сближение оптовых цен с розничным, это чревато ростом цен на заправках независимых компаний», – рассказал Павел Баженов.

При такой ситуации у заправочных станций остается два варианта – разориться или повысить цены на бензин, но отпугнуть клиентов. Чтобы избежать таких сценариев, Павел Баженов направил письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку, который раньше участвовал в разрешении прошлого топливного кризиса. Президент Независимого топливного союза уверен, что надо не временно замораживать цены на бензин, а решать главную проблему отрасли.

«В случае экспорта у нас нет ни акциза, ни НДС. Это 40% от цены литра бензина. Соответственно это постоянно создаёт преимущество для экспорта нефтепродуктов. Нефтяные компании всегда стоят перед выбором: отгрузить сюда по менее эффективной цене, а часто убыточной цене, или отправить туда и заработать денег», – заявил Павел Баженов.

Светофоры перестали работать во Владивостоке

Пешеходов и водителей призывают к внимательности на дорогах (фото)

сегодня, 15:58

Уссурийск признан одним из самых некомфортных городов России

При анализе 100 крупнейших городов России в пятерку попал Петербург, а Москва заняла 52-е место

сегодня, 17:08

За сутки во Владивостоке произошло 61 ДТП

Сотрудники Госавтоинспекции несут службу в усиленном режиме

сегодня, 17:22

«Крылья Приморья» порадуют прибывающих во Владивосток

В аэропорте открылась фотовыставка, посвящённая пятилетию местных авиарейсов

сегодня, 17:36

Владивостокцам сократили рабочий день

Погодные условия ухудшаются

сегодня, 16:40