Подорожание машин в 2019

С 1 января цены на автомобили вырастут. Медведев подписал постановление о новом утильсборе

Виноватым в том, что в новом году цены на автомобили вырастут, будет не обновленный курс рубля, а родное правительство, которое утвердило повышение ставок утилизационного сбора на автомобили в 2020 году. Производители изначально включают утильсбор в стоимость нового автомобиля. Изменение его стоимости в сторону повышения автоматически приведет к росту цен.

Перерыв на рекламу

Как сильно вырастут цены? Это зависит от сегмента. Самый высокий прирост ставки утильсбора будет введен в отношении легковых автомобилей — более, чем вдвое (+ 110,7%).

О том, что председатель правительства Дмитрий Медведев подписал документ об изменении ставок утилизационного сбора (15 ноября 2019 года), первым сообщил «Коммерсант». Меньше всего пострадают те, кто покупает (или ввозит из-за рубежа) автомобили с двигателем объемом до 1 литра — для них ставка утильсбора вырастет на 46,1%. Самого большого повышения цен следует ожидать в отношении автомобилей с двигателем от 3,5 л. Рост ставки утильсбора для таких авто составит 145%. А вот утильсбор на самый массовый сегмент автомобилей (двигатель объемом от одного до двух литров) увеличивается на 112,4%.

Граждан интересует: цены вырастут на все автомобили разом или кто-то посчитает возможным поберечь наши нервы и кошельки? Можно предположить, что автомобили, выпускаемые в РФ компаниями, подписавшими с государством спецконтракты (СПИК), не будут расти в цене. Все дело в субсидиях, которые им платит государство. Однако мы ничего не знаем о том, определен ли порядок их (субсидий) выплат. А еще — будут ли они полностью покрывать увеличение розничных цен за счет роста утильсбора? Смеем предположить, что новости об увеличении цен на авто с Нового года «пойдут валом».

Кто выигрывает от увеличения утилизационного сбора? Ответ очевиден: федеральный бюджет. Кстати, в проекте бюджета на 2020 год уже учтена индексация сбора: рост поступлений оценивается в 150,2 млрд рублей в 2020 году и в 48 млрд рублей — в 2021 году. С импорта машин в следующем году намерены собрать 77,3 млрд рублей.

Важно: рост ставки утильсбора на 110% отнюдь не означает, что розничные цены на легковые автомобили вырастут с 1 января вдвое. Конечная стоимость утильсбора определяется примерно так же, как и полиса ОСАГО: берется ставка и умножается на различные коэффициенты. Эксперты рынка предполагают, что цены на автомобили в России вырастут с 1 января (повышение будет одномоментным) на 2-4%. Глава Минпромторга был менее категоричен. По его словам, повышение цен составит 1,5-2%.

Можно предположить, что модели бюджетного сегмента подорожают не сильно. Если есть такая возможность, автопроизводители «отыграются» на премиальных авто.

Что будет с рынком в ближайшие несколько месяцев? Все как обычно: в декабре спрос повысится, в январе — упадет почти до нуля.

Очередной скачок цен на новые машины в России предсказали автопроизводители и участники рынка в беседе с корреспондентом Autonews.ru. По словам опрошенных источников, следующая волна удорожаний накроет рынок уже в сентябре. Одной из причин представители крупных автокомпаний называют отмену компенсаций импортных пошлин на иностранные запчасти со стороны государства. Это обстоятельство уже привело к подорожанию ряда моделей в первых числах августа, но, как признаются в представительствах, это только начало.

«В Минпромторге пообещали решить возникшую проблему и попросили избежать резкого повышения цен, — объяснил один из источников. — Но каждый день ожиданий стоит нам миллионы, к сожалению, мы вынуждены идти на такие шаги».

Другой источник добавил, что автомобили по этой причине могут подорожать на 3–10%. Но для повышения цен есть и другие причины, включая падение спроса на автомобили и попытки автокомпаний компенсировать понесенные убытки в период кризиса 2014 года. Так, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин ожидает, что в сентябре рост цен на автомобили составит 1–3% в зависимости от брендов и моделей.

«Марки, имеющие локализованное производство в России, чувствуют себя увереннее, соответственно, будут менее заметно повышать цены, — сказал Петрунин Autonews.ru. — Импортные бренды, в основном премиум-сегмента, будут дорожать более ощутимо. Плановая корректировка цен связана в том числе с изменением модельного ряда и базовых комплектаций».

Эксперт также отметил, что большинство автопроизводителей еще не покрыли убытки от сдерживания цен в период кризиса 2015–2016 гг., когда курсы мировых валют значительно выросли по отношению к рублю. Свою роль сыграли рост ставки НДС с 18 до 20%, а также повышение утилизационного сбора. Снижение объемов продаж и доходов производителей тоже влияет на динамику цен на автомобили. А дополнительные средства, полученные за счет роста цен, утверждает Петрунин, автопроизводители потратят на программы поддержки своих продаж.

Что будет с локализованными моделями
Директор департамента стратегического маркетинга консалтинговой компании «Евроэксперт» Евгения Шалихманова добавляет, что требования специнвестконтрактов к глубине локализации должны оказать негативное влияние на стоимость автомобилей, произведенных в России. По ее оценке, дорожать до конца лета и осенью будут все без исключения модели автомобилей вне зависимости от марки.

«Сейчас локализация должна расти за счет развития собственного производства основных узлов, шасси, двигателей, трансмиссий и компонентов для них, — объяснила Шалихманова. — В итоге автопром испытывает трудности, поскольку развитие производства в России требует колоссальных инвестиций. А в условиях падения продаж и сложнопрогнозируемой динамики спроса без повышения цен сделать это невозможно».

Не менее важным фактором, по мнению эксперта, стала отмена преференциальных импортных ставок на автокомпоненты: «С 1 июля 2018 г. эта субсидия, в соответствии с требованиями ВТО, себя исчерпала. Это значит, что цена импортируемых компонентов для большинства автопроизводителей будет расти».

Аналитик обратила внимание на то, что за первую половину 2019 г. цены на автомобили в среднем по рынку выросли на 10%, в то время как реальные располагаемые доходы населения упали еще на 1,3%. «Противоположная динамика изменения стоимости автомобилей и уровня благосостояния населения говорит о том, что у авторынка нет оснований для возвращения к росту, а программы господдержки, тем более в действующем урезанном варианте, этого никак не исправят», — считает эксперт.

Что уже подорожало

На рост цен повлияют такие факторы, как инфляция, волатильность национальной валюты, ежегодное обновление модельного ряда у производителей, увеличение налогов и таможенных пошлин, рассказали в пресс-службе группы «Авилон».

«С начала года стоимость автомобилей уже увеличилась от 2 до 6%, при этом ряд брендов не повышал цены даже в связи с увеличением ставки НДС. Это Maserati, Jeep, Fiat. Цены на модели Volkswagen увеличились в среднем на 2-3%, Hyundai подорожали на 7–25 тыс. руб., Volvo — на 3%, рост цен на Cadillac и Chevrolet в среднем составил 2%, но отдельные модели подорожали на 5,5%, Cadillac СТ6 в связи с рестайлингом примерно на 20%», — подсчитали в компании.

В «Авилоне» также отметили, что Audi стали дороже в среднем на 2,5%, MINI — на 13%, Ferrari — на 2%, Rolls-Royce — на 2%. Цены на автомобили Mercedes-Benz выросли в среднем на 3–6% в базовой комплектации, при этом стоимость дополнительного оборудования Mercedes-Benz возросла на 14–23%.

Автомобильные компании регулярно сообщают об индексации цен. Самыми свежими примерами стали компании АвтоВАЗ и Renault, которые с 1 августа подняли цены на весь модельный ряд. В среднем автомобили подорожали на 1-2%, следует из прайс-листов, опубликованных на сайтах автопроизводителей.

АвтоВАЗ увеличивает стоимость своих автомобилей уже третий раз с начала года. Например, самая популярная модель Волжского автозавода — Lada Granta — подорожала на 5000 руб. и теперь стоит от 444 900 рублей. Цены на Lada Vesta стартуют от 606 900 руб., что на 7000 руб. больше, чем прежде.

Что касается компании Renault, то цены на ее наиболее доступную модель — седан Logan — выросли на 8000 руб., до 577 000 рублей. Увеличилась стоимость и нового купе-кроссовера Arkana, продажи которого стартовали только в июле. Базовый автомобиль, который стоил от 999 000 руб., теперь обойдется минимум в 1 015 000 рублей. Топовая версия Edition One со 150-сильным турбомотором, вариатором и полным приводом подорожала на 25 000 руб. — до 1 524 990 рублей.

Ранее Autonews.ru первым сообщил, что отмена компенсаций импортных пошлин на иностранные запчасти приведет к росту цен на автомобили на 3–10%. Источники в крупных автоконцернах рассказали, что отказ от компенсации импортных пошлин нанесет серьезный удар по отрасли и обернется дополнительными расходами для автопроизводителей. Кроме того, отечественные производители компонентов также лишатся льгот, поскольку многие из тех, кто локализовал производство в России, закупают субкомпоненты из-за границы.

Очередной рост цен на автомобили в России предсказали участники рынка после запланированных изменений в господдержке отрасли. В Минпромторге анонсировали локализовавшим производство в России автоконцернам и производителям автокомпонентов новые условия постановления правительства «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям автомобилестроения на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств, а также узлов и агрегатов к ним» №1278. Об этом Autonews.ru рассказали источники на авторынке, присутствовавшие на встрече с представителями министерства 12 июля.

Согласно предстоящим изменениям, большинство автокомпаний и поставщиков автокомпонентов, даже подписавших специнвестконтракты и взявших на себя дополнительные обязанности по инвестициям в локализацию и производство, будут лишены возможности получения компенсации импортных пошлин. Исключение затронет лишь ряд автокомпаний, у которых еще действует подписанное с правительством соглашение о промышленной сборке №166 (№566 — для производителей компонентов). Начиная с 2005 г. именно этот документ, содержащий основные требования по объемам инвестиций в локализацию производства в России, считался основным при регулировании взаимоотношений автомобильной отрасли с чиновниками.

Однако действие заключенных соглашений начало истекать — последние потеряют силу уже в 2019–2020 гг., и количество автокомпаний, имеющих на руках актуальные контракты, невелико. Например, действие соглашений между альянсом Renault–Nissan–АвтоВАЗ уже истекло этим летом, еще раньше — у Hyundai. Некоторые, такие как Mercedes-Benz, вовсе не заключали соглашение о промышленной сборке, поскольку откладывали момент открытия в России собственных производств.

Фото: Daimler AG

Действует соглашение о промсборке у тех, кто заключил его одним из последних, например у Группы PSA, продающей в России автомобили марок Peugeot и Citroen. Что касается калининградского предприятия «Автотор», то оно будет продолжать пользоваться особыми условиями в силу своего расположения в специальной экономической зоне. Здесь, напомним, всю свою модельную линейку по контрактной сборке производят BMW и Genesis. Kia собирает здесь все свои автомобили за исключением Kia Rio, а Hyundai производит модели Santa Fe, Elantra, Tucson, Sonata.

Источники в крупных автоконцернах считают, что отказ от компенсации импортных пошлин нанесет серьезный удар по компаниям. Для них импорт недостающих автокомпонентов обернется дополнительными расходами. Кроме того, поскольку производители компонентов также лишатся льгот, даже отечественные комплектующие подорожают: многие из них закупают субкомпоненты из-за границы.

«К началу 2021 года из-за таких изменений цены на новые автомобили могут вырасти на 3–10%, все будет зависеть от глубины локализации, — предсказал один из источников. — К этому времени срок постановления №166 истечет у всех — объем рынка резко сожмется, людям придется платить за автомобили еще больше. Подобный рост цен однозначно повлечет дальнейшее падение спроса».

«Получается, что основными выгодоприобретателями такого решения стали Toyota и калининградский «Автотор», — уточнил другой источник. — Так как у Toyota соглашение о промсборке действует до конца 2020 года, а «Автотор» вообще не платит таможенные пошлины, будучи резидентом особой экономической зоны в Калининграде. В результате решение правительства создало неравные конкурентные условия и предоставило колоссальные рыночные преимущества двум компаниям, продукция которых не отличается высоким уровнем локализации».

Фото: «Автотор»

Один из источников также добавил, что автокомпании будут готовить ответные меры.

«При заключении СПИКов представители правительства неоднократно декларировали намерение обеспечить их держателям компенсацию таможенных пошлин, — рассказал один из представителей автоконцернов. — Именно с учетом этих намерений ряд автопроизводителей приняли на себя повышенные обязательства по локализации. Масштабная локализация новых технологий и подготовка отечественных поставщиков неизбежно потребует нескольких лет, в которые господдержка будет жизненно важна. Если бы представители правительства не декларировали намерение компенсировать таможенные пошлины, держатели СПИКов не пошли бы на принятие столь существенных обязательств. Теперь с высокой вероятностью может встать вопрос о пересмотре обязательств по ряду СПИКов в строну их соразмерного уменьшения».

Autonews.ru запросил официальные комментарии в Минпромторге. Там сообщили, что министерство компенсирует организациям автомобилестроения часть затрат в соответствии с условиями постановления №1278. «Условия для получения указанной меры поддержки от государства с принятием изменений в постановление 1 июля 2019 г. не изменились по сравнению с 2018 годом. Рассчитывать на субсидию в рамках постановления смогут организации — производители автомобилей и автомобильных компонентов, у которых действует подписанное соглашение о промышленной сборке. По состоянию на 1 июля 2019 г. соглашение действовало у более чем 60 организаций».

Управляющий партнер компании «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов предположил, что дальнейший отказ от преференциальных импортных ставок на автокомпоненты — вынужденный шаг. Так, в рамках соглашений с ВТО подобная льгота считалась разрешенной до 1 июля 2018 года. После чего она должна была полностью прекратить свое действие — сохранить ее смогли только те, кто подписал соглашение о промсборке.

Фото: Renault

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что вопрос удорожания импортных комплектующих коснется всех марок без исключения. Но в первую очередь — недорогих.

«Для премиальных брендов BMW и Mercedes проблема роста стоимости импортных комплектующих, несмотря на низкий уровень локализации, не стоит столь остро. В их ценовом сегменте изменение стоимости конечного продукта сборки, связанное с отменой льготы, для потребителя окажется малозаметным. А вот бюджетные автомобили подорожают в этой связи более заметно».

Эксперт напомнил о судьбе General Motors и Ford — последние до момента своего ухода из России просили правительство вместе с Volkswagen Group о продлении срока действия льготного постановления о промсборке. Но так и не дождались и в итоге свернули производство легковых автомобилей. По его словам, некоторые компании будут в очередной раз рассматривать возможность сократить или вовсе прекратить производство в России, что может привести к сокращениям персонала или скрытой безработице, когда предприятия работают в неполную смену.

Цены жмут на газ

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь — ноябрь россияне приобрели 1,63 миллиона машин. Это примерно на 14 процентов больше, чем за это время в 2017 году. Продажи в ноябре выросли на 10,1 процента. По словам председателя комитета Йорга Шрайбера, похожую динамику можно ожидать и в декабре. «Покупатели будут спешить использовать преимущества предновогодних ценовых предложений и старой ставки НДС (налог на добавленную стоимость. — Прим. ред.)», — пояснил Шрайбер.

На подъеме в этом году был и рынок автомобилей с пробегом. По информации аналитического агентства «Автостат», за 11 месяцев в стране было продано почти пять миллионов таких машин. Рост 2,7 процента по сравнению с январем — ноябрем 2017 года.

Рост автомобильного рынка в 2018 году эксперты объясняют большим отложенным спросом

«Устойчивый рост авторынка в этом году объясняется большим отложенным спросом, — говорит автоэксперт Сергей Логинов. — В течение 2015-2016 годов машины практически не меняли. Как только ситуация, включая курс рубля, немного стабилизировалась, многие, наконец, на это решились».

В Москве автолюбители в основном старались приобретать относительно свежие машины, с момента выпуска которых прошло не больше двух-трех лет. «Можно сказать, что парк подержанных машин в столице за этот год незначительно омолодился. В регионах ситуация, конечно, отличалась заметно: там самые ходовые — традиционно автомобили в возрасте от 7 до 10 лет. В этом плане 2018 год мало что изменил», — уточняет Логинов.

Каждый второй автомобиль в России сейчас приобретается на заемные средства. Только в октябре 2018 года, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), на покупку транспортных средств банки выдали гражданам 56,9 миллиарда рублей — абсолютный рекорд за всю историю наблюдений.
На увеличение объемов автокредитования помимо прочего влияет рост цен на импортные машины, отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. (По данным «Автостата», на импортные автомобили отечественной сборки и чистые иномарки в России приходится свыше 60 процентов рынка).

Средняя стоимость новых легковых автомобилей за последний год увеличилась на 7 процентов — до 1,42 миллиона рублей. С учетом того, что именно такие машины пользовались наибольшим спросом, рост цен на своих кошельках почувствовали большинство покупателей.

Выдача автокредитов бьет рекорды. Каждая вторая машина в России приобретается на заемные средства

Машины с пробегом, напротив, стали дешевле на 4,3 процента. Если в I квартале 2018 года средняя стоимость была на уровне 468,8 тысячи рублей, то к концу года она снизилась до 448,4 тысячи рублей, озвучил цифры Денис Долматов, генеральный директор CarPrice.

Такая динамика вызвана изменением структуры рынка, уточняет он. На продажу стало выставляться меньше «трехлеток» — результат провала 2015 года, когда из-за резкого роста курса доллара продажи новых машин упали на 30 процентов. Свежие машины на вторичном рынке стоят дорого. Из-за того, что сейчас их процент невелик, средняя цена авто с пробегом не растет.

По прогнозам экспертов, в 2019 году новые автомобили могут подорожать на 5-10 процентов. Одним из основных факторов помимо инфляции станет увеличение ставки НДС. Она с 1 января вырастет с 18 до 20 процентов. Еще один повод — обязательная установка ГЛОНАСС (российская спутниковая система навигации) для новых автомобилей, ввозимых из-за границы. «Не стоит сбрасывать со счетов и бензин. Все автомобили у нас в стране перевозятся автовозами, — напоминает Сергей Логинов. — В этом году топливо уже подорожало. Новый виток роста цен в 2019-м также скажется на стоимости автомобилей».

Повышение цен будет происходить постепенно. Несмотря на это, рынок новых машин в 2019 году может просесть, не исключают эксперты. Часть автолюбителей, которые не захотят откладывать приобретение транспортного средства до лучших времен, скорее всего, задумаются о покупке автомобиля с пробегом.

В CarPrice отмечают, что люди, планирующие купить новую машину и вынужденные переключиться на «вторичку», обычно ищут относительно свежий автомобиль. Таких предложений на рынке сейчас не так много. Помимо уже упомянутого сокращения предложения «трехлеток», в структуре рынка становится меньше 4-6-летних машин. Эксперты связывают это с увеличением срока владения авто. Владельцы таких машин не спешат с ними расставаться, выжидая, что будет с рынком и ценами. Между тем даже небольшой дефицит может способствовать росту цен и в этом сегменте, считают аналитики.

Лидеры авторынка России в ноябре 2019 года

В последний месяц осени продажи новых легковых автомобилей и LCV в нашей стране составили 156 848 единиц. Это на 6,4% меньше, чем в ноябре 2018 года. За 11 месяцев рынок также показал падение (-2,8% до 1 580 297 шт.).

Первенство среди марок по-прежнему удерживает LADA, чьи продажи в ноябре составили 31 217 автомобилей, что соответствует доле рынка 19,9%. На втором месте — KIA, с результатом 19 612 проданных экземпляров и рыночной долей 12,5%. Замыкает тройку лидеров еще один корейский бренд, Hyundai, с показателем 16 314 автомобилей и долей 10,4%. Таким образом, на долю этих трех брендов в прошлом месяце суммарно пришлось свыше 40% российского авторынка.

Только у трех марок-лидеров из десяти отмечается положительная динамика по сравнению с ноябрем 2018 года (Hyundai, Skoda и GAZ). При этом самые большие темпы роста третий месяц подряд сохраняет GAZ (+24,6%). Остальные семь брендов, включая лидеров, продемонстрировали снижение уровня продаж в диапазоне от -5,1% (Renault) до -32,3% (Nissan).

В модельной структуре первое место все также занимает отечественная LADA Granta. Объем реализации этой модели в ноябре составил 12 574 единицы (-5,6%). Следом идет LADA Vesta с результатом 8 703 проданных автомобиля (-12,1%). Третьей стала модель KIA Rio, чьи продажи снизились на 9,4% до 7 733 машин. В пятерку лидеров также вошли кроссовер Hyundai Сreta (7 273 шт.; +7%) и седан Volkswagen Polo (4 681 шт.; -11,8%).

В целом же из 20 моделей-лидеров только у 6 зафиксирован рост продаж в ноябре, при этом наибольший — у Skoda Octavia (+43,2%). Остальные 14 моделей демонстрируют падение: от -0,1% (LADA Largus) до -30,2% (Renault Sandero).

Посмотреть и сравнить цены и комплектации на новые автомобили, официально представленные в России, можно в каталоге «Цена Авто».

За этот год в России сильно просел рынок продаж автомобилей. Если присмотреться к ценникам в автосалонах, то можно заметить, что за год некоторые марки автомобилей подорожали на 10% и даже больше.

Из-за низкой загрузки производства в России компании вынуждены закладывать растущие издержки в стоимость. А чтобы не спугнуть покупателей мгновенным повышением ценника, делалось это постепенно.

Что будет с ценами в 2020 году?

Эксперты уверены, что рост цен на автомобили продолжится и в новом году. Разница будет только в скорости и объёме подорожания в зависимости от производителя.

— Заводам-изготовителям в любом случае необходимо компенсировать инфляцию в 4% за 2019 год. К тому же с 1 января планируется повысить утилизационный сбор, который тоже существенно повлияет на стоимость машин. Конечно, временно сдержать повышение цен сможет субсидирование со стороны государства, но сам факт субсидирования в будущем году под вопросом. Кроме того, как правило, оно затрагивает крайне ограниченный модельный сегмент и временной интервал, — объяснил руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «Автоспеццентр» Александр Захаров.

По словам Александра Захарова, со стороны автопроизводителей логично подойти к повышению цен заблаговременно и плавно. Поэтому некоторые меняют прайс-листы несколько раз в году. Наступление нового года как раз является обязательным плановым этапом пересмотра ценовой политики. 2020 год явно не станет исключением.

Что касается спроса, то он, скорее всего, продолжит падать и в следующем году. Эксперты полагают, что по итогам года авторынок зафиксирует падение продаж. Гендиректор агрегатора служб эвакуации и техпомощи МЭТР Виталий Овчинников предположил, что наиболее вероятные показатели спада составят минус 3–4% по сравнению с прошлым годом. Он также не исключил, что падение продолжится и в 2020 году.

В свою очередь гендиректор CarPrice Денис Долматов убеждён, что цены на новые автомобили будут расти, несмотря на снижение спроса.

— Производителям и автодилерам приходится покрывать свои затраты не за счёт объёмов продаж, а за счёт повышения доходов с продажи автомобиля. Чем меньше машин продаётся, тем больше нужно заработать с продажи каждой из них, — посчитал эксперт.

Также Виталий Овчинников отметил, что для стимулирования продаж существуют правительственные программы. Если их введут, то негативный тренд сгладится. Но они, как правило, распространяются лишь на определённый ограниченный круг моделей авто и адресованы далеко не всем покупателям. Так что их недостаточно, чтобы оживить спрос на рынке.

Какие авто подорожают?

Александр Захаров уверен, что подорожание коснётся всех автомобилей, представленных на российском рынке. В абсолютных цифрах больше всего подорожает премиальный сегмент, а в процентном соотношении, по его словам, — бюджетные авто.

А вот по подсчётам Дениса Долматова, автомобили бюджетного класса, которые продаются хорошо, тоже будут повышаться в цене. Среди них, скорее всего, будут те же марки, что уже начали дорожать этой осенью. Как следует из данных «Автостата», многие машины бюджетных марок уже весомо подорожали за октябрь. Так, модель Chevrolet Niva прибавила в цене 7–9 тыс. рублей, Skoda Rapid — 12–18 тыс., Peugeot 408 и Citroen C4 — 12 тыс. УАЗ (в зависимости от модели) подорожал на 5–20 тыс., а KIA Cerato в отдельных комплектациях — до 30 тыс.

При этом, по словам Дениса Долматова, подорожание будет не таким быстрым. Он также допустил, что возможно и локальное снижение цен в виде промокампаний на отдельные машины.

Ценовая политика разных компаний сейчас действительно противоречива. Так, ещё в августе Skoda опубликовала новые ценники на три свои модели. Лифтбек и универсал Octavia подорожали, а вот кроссовер Kodiaq, наоборот, в некоторых комплектациях даже подешевел. Кстати, компания Skoda уже представила в Праге четвёртое поколение модели Skoda Octavia. Автомобиль начнёт продаваться в России уже в следующем году. В результате ожидается падение цен на предыдущие марки.