Профессиональные права водителя

Содержание

>Новый закон о водителях любителях и профессионалах

Новая отметка в правах: Профессионал и любитель.

Министерство Транспорта РФ подготовило существенные изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. В случае вступления в силу изменений, в нашей стране водителей разделят на любителей и профессионалов. Так, планируется что водители, которые управляют автомобилями для осуществления предпринимательской деятельности либо работают водителями, должны будут раз в 5 лет проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены. Успешную сдачу экзаменов будет подтверждать специальная отметка в водительских правах.

То есть Минтранс РФ предлагает вернуть старую систему выдачи прав, разделив водительское удостоверение для любителей и профессионалов. Для того чтобы этот закон заработал также планируется внести поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках этих поправок будут разработаны новые программы обучения для автошкол, которые будут разделены между водителями любителями и водителями профессионалами.

В частности, для водителей любителей будут разработаны облегченные программы подготовки, в рамках которых можно будет обучиться только на категории «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Для того чтобы получить категории «C», «D», «Е» (и их подкатегории для транспортировки прицепов) для работы по найму, водителям будет необходимо пройти специальную программу профессиональной подготовки а затем сдать специальные экзамены в ГИБДД, получив отметку в водительские права.

В этом случае всем профессиональным водителям необходимо будет проходить переподготовку 1 раз в 5 лет в специальном учебном учреждении, после чего сдать снова экзамены в ГИБДД. По результатам экзаменов будет проставляться новая отметка на 5 лет, которая разрешает управлять автомобилем при использовании машины в предпринимательских целях.

В настоящий момент законопроект о разделении водителей-любителей и водителей-профессионалов опубликован на Едином портале проектов правовых актов для общественного обсуждения. Мы провели традиционный анализ нового закона и решили ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у автолюбителей в связи с возможным его введением в ближайшие годы.

Можно ли будет принимать на работу водителей-любителей?

Согласно новому закону, который разработал Минтранс РФ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.

То есть, по сути, в случае вступления закона в силу, водители не имеющие специальную отметку в водительских правах не смогут устроиться на работу. Те же кто будет работать водителем в момент вступления закона в силу скорее всего будут направлены работодателями на переподготовку в автошколу с последующей пересдачей экзаменов, которые подтвердят профессиональную классификацию водителей работающих по найму.

Какая ответственность будет предусмотрена в случае, если водитель-любитель будет управлять автомобилем на котором осуществляется предпринимательская и трудовая деятельность?

Законопроект Минтранса, который вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает внесение изменений в статью 25. Так статью предлагается дополнить пунктом 4.1.

Вот выдержка из нового закона:

… 4.1 Право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности подтверждается водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия…

То есть в случае вступления нового закона в силу, управление автомобилем для предпринимательской или трудовой деятельности без специальной отметки органов ГИБДД будет запрещено. Так что в будущем подобное нарушение будет приравнено к езде без прав.

На какой срок будут выдаваться права водителя-профессионала?

Согласно законопроекту планируется что профессиональные права будут выдаваться на 5 лет. Это будет регулироваться пунктом 6.1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения». Вот выдержка из нового закона:

… 6.1. Отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет…

Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?

Согласно нововведениям после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем обратиться в ГИБДД предоставив медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка, подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.

Какие категории можно открыть в правах водителю-любителю?

Согласно новому закону водитель-любитель пройдя укороченный курс подготовки в автошколе может получить следующие категории: «А», «А1», «В», «В1», «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Какие категории можно открыть в правах только пройдя профессиональную подготовку в автошколе?

Согласно новому законопроекту в случае его подписания и вступления в силу, для того чтобы открыть в правах категории «D», «DE»,»С», «CE» нужно пройти специальную подготовку в образовательном учреждении и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД. Эти категории в правах нужно будет подтверждать каждые 5 лет, проходят переобучение и пересдачу экзаменов в Госавтоинспекции.

Смотрите также: Внимание! Будьте внимательны: Камеры в зонах действиях временных знаков

В противном случае водитель-профессионал потеряет право управлять транспортными средствами категорий «D», «DE»,»С», «CE», и сможет сесть за руль автомобилей следующих категорий: «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Что будет с правами легковых категорий?

Согласно новому закону для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем легкового автомобиля, водители должны пройти специальное профессиональное обучение по программе подготовки к управлению автомобилями категории «В». Помимо этого в рамках подготовки, водителям будет разрешено осуществлять управление автомобилем категории «В1» в предпринимательских целях и для трудовой деятельности.

Если же водитель не собирается управлять автомобилем для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, то он сможет пройти упрощенный курс подготовки.

Обучение по общеразвивающим программам в сфере управления транспортными средствами проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».

Профессиональное обучение проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий «A1», «A», «B1», «B», «D», «DE», «C», «CE» D1″, «D1E», «С1», «C1E», «Tm», «Tb» при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.

Кстати, вот еще очень важный пункт в новом законе:

Лица, незаконно осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О чем это говорит? Конечно, о том, что если вы, как водитель-любитель (в правах которого нет специальной отметки о подтверждении прохождения профессиональной подготовки), будете управлять автомобилем в целях осуществления предпринимательской или трудовой деятельности, то вы будете привлечены к административной ответственности.

Когда новый закон о водителях-любителях и водителях-профессионалах начнет действовать?

Пока говорить об этом рано. Ведь законопроект пока проходит общественное обсуждение и только потом поступит на согласование в Правительство РФ и затем в Государственную Думу. Но мы думаем что новый закон не найдет препятствий и в скором времени его примут и подпишут.

Смотрите также: Верховный суд разобрал самое необычное ДТП года

Правда в силу он все равно не вступит, так как согласно проекту закона, в силу нововведения вступят только по истечении двух лет со дня его официального опубликования.

Профессиональным водителям — профессиональные права?

Профессионализм за рулем должен быть подтвержден правами. Водительские удостоверения предлагается разделить на профессиональные и любительские. С таким предложением в Госдуму обратились представители российских автошкол. Они считают, что водители общественного транспорта должны получать навыки вождения на более высоком уровне. Перспективы разделения нынешних прав на любительские и профессиональные изучил корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Базовый курс для любителей, продвинутый — для будущих профессионалов. Перевозка людей требует особых навыков и ответственности, а значит, и обучаться этому надо специально. Всё понятно. Но только для тех, кто не собирается становиться таксистом и водителем автобуса, нынешний курс подготовки слишком перегружен, говорит председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев:

«Может быть, меньше таких тем, как охрана труда на грузовом транспорте, правила перевозки крупногабаритных грузов, правила перегона скота, многие вопросы устройства автомобилей не нужны для любителей. Но мы понимаем, что заформализованы права, такие требования увеличены к автошколам, что просто всех готовить профессионалами, ну, не нужно этих требований».

То есть для любителей курс обучения может стать проще, особенно в теоретической его части. Ну а для будущих профессионалов — более разнообразным сделать практическое вождение. Оно обязательно должно включать в себя езду по скоростным магистралям, что сейчас строго запрещено, констатирует Сергей Лобарев:

«Стыдно, что после получения этих ситцевых прав к нам приходит ученик и говорит: «А вот теперь дайте мне золотое седьмое правило водителя — держать скорость потока. Я учебное вождение только 20-30 км/ч катал». И мы только имеем право официально выехать на скоростную магистраль и оказать ему помощь в адаптации к скоростному потоку».

Эксперты к предложению гильдии автошкол отнеслись неоднозначно. Так, всего год назад водительские категории уже были разделены на подвиды — всего более десяти. Там нашлось место и пассажирским «ГАЗелям», и большим автобусам, и автобусам с прицепами, а также троллейбусам и трамваям. Понятно, что программа подготовки на все эти подкатегории усложняется по мере увеличения размеров транспортного средства. То есть, иначе говоря, обладание правами на автобус уже само по себе говорит о том, что водитель — профессионал, считает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин:

«Ну, когда вы получаете эту категорию, она и подтверждает получение навыков. Какая разница — профессионал или непрофессионал? Если вы получили эту категорию — значит вы владеете этими навыками — подъехать к остановке, высадить, не наругаться на пассажиров, в конце концов. Да? А по-другому как?»

Все, наверное, помнят, французский фильм «Такси», где его главный герой несколько лет мечтал и стремился получить таксистскую лицензию. А получив, считал это главным событием в своей жизни. Так, собственно, происходит во многих странах, так должно быть и у нас. Не водительские права, а именно лицензирование должно стать критерием профессионализма, убежден Вячеслав Субботин:

«Ну, считаете вы, что это очень опасно — давайте страховать их. То есть экономические рычаги. Но ни в коем случае не такие волюнтаристские меры — давайте поделим водителей на профессионалов и непрофессионалов. Да любые водители — профессионалы. Сдал на права — значит профессионал».

В одной только Москве около полусотни тысяч таксистов и столько же водителей автобусов. Все они в случае принятия новых правил должны будут опять пройти обучение в автошколах и получить новые, уже профессиональные права.

>Изменение ПДД 2018: водительское удостоверение РФ разделят на профессиональные и любительские

Новости ГИБДД Сохранить у себя:

Чиновники Министерства транспорта готовят к концу 2017 года реформу водительских прав.

Главная идея очередных изменений ПДД в разделении всех водителей России на две группы – водителей профессионалов (таксистов, дальнобойщиков, шоферов автобусов) и водителей любителей, не зарабатывающих на перевозках людей и грузов.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

В водительских правах будет специальная отметка, разделяющая водителей на любителей и профессионалов. Изменится и система подготовки. Для профессионалов обучение в автошколах усложнится, для любителей, наоборот, упростится.

Чем будут отличаться ВУ для любителей и профессионалов?

В профессиональных водительских правах, после изменения в ПДД по европейскому образцу, появится международная отметка «код 95», подтверждающая высокую степень подготовки водителя и допуск к коммерческой перевозке пассажиров и товаров.

Разделы:

  • ⚓ Зачем разделять права на профессиональные и любительские?
  • ⚓ У меня есть права, мне нужно будет их менять?
  • ⚓ У меня нет прав, что надо знать о получении прав?
  • ⚓ Критика реформы водительских прав

После реформы водительских прав большими машинами смогут управлять только профессионалы. .

Зачем разделять права на профессиональные и любительские?

Идея разделения водителей на две группы принадлежит первому вице-премьеру России Игорю Шувалову. Она возникла на фоне череды крупных ДТП, совершенных слабо подготовленными водителями автобусов и грузовиков.

Цель реформы водительских удостоверений в 2017 году – оставить за рулем крупной и наиболее опасной техники (грузовиков, автобусов, такси) компетентных водителей, убрать из этой сферы случайных людей.

У меня есть права, мне нужно будет их менять?

Массовая замена прав не коснется обычных водителей. Бежать и менять права категорий А и B не нужно сейчас и не потребуется потом.

Обычные, сегодняшние «легковые» права, очевидно, будут меняться на любительские естественным путем: в момент плановой замены раз в 10 лет или при утере удостоверения.

Скорее всего, переход на два вида прав будет поэтапным и займет несколько лет. Переходный период – когда действительными будут как старые, так и новые легковые права может составить до 10 лет.

У меня нет прав, что надо знать о получении прав?

Теперь будут две программы для водителей: общеобразовательная и профессиональная

Водители – любители, прошедшие только общеобразовательную программу, не смогут ездить на автомобилях массой более 7,5 тонн и микроавтобусах вместимостью более 16-ти пассажирских мест. Максимальными категориями для любителей станут C1 и D1.

Водители-профессионалы, занятые в коммерческих перевозках грузов и пассажиров смогут открывать в правах категории C, D и Е только после прохождения «профессионального обучения». Разработка углубленных программ для профессиональных водителей ведется в Минобрнауки.

В рамках реформы из программ для обычных водителей, использующих машины в личных целях, исчезнут разделы, связанные с перевозкой «навалочных и сыпучих грузов» и «диспетчерское руководство работой подвижного состава». Обучение упростится.

Профессионалов за рулем будут учить действиям в сложных ситуациях, приемам контраварийного вождения, навыкам управления транспортным средством в условиях гололеда, низкой видимости и низких температур.

Водителей-профессионалов обяжут раз в 5 лет подтверждать квалификацию заново, сдавая экзамены в ГИБДД. Прием на профессиональную работу водителя-любителя будет караться большими штрафами ГИБДД, а в некоторых случаях уголовным преследованием.

Критика реформы водительских прав

Уровень водителей в России низкий, однако реформа в озвученном виде может еще больше осложнить ситуацию и негативно сказаться на экономической обстановке. Есть риск, что разделение водителей на любителей и профессионалов — часть кампании по «наезду» на дальнобойщиков, проявивших в 2016-2017 организованное недовольство введением системы «ПЛАТОН». Бизнес водителей фур часто непрозрачен. Отделение этой группы граждан от остальных водителей позволит применять точечные меры давления.

С другой стороны, в крупных городах России ощущается дефицит водителей общественного транспорта. На эту работу уже сейчас приходится нанимать трудовых мигрантов, обеспечивать их жильем и социальными гарантиями. Усложнение процедуры получения прав нанесет удар по общественному транспорту в городах-миллионниках.

Когда вступят в силу эти изменения ПДД?

Описанные изменения не приняты, а только готовятся к принятию. Если реформе дадут зеленый свет, разделение водительских прав на две большие категории начнется в 2018 году.

Водителей поделят на шоферов и любителей: так уже было в 70-е

Необходимость реформирования системы получения водительских удостоверений в Гильдии автошкол объясняют тем, что в ряде стран Европы подход к профессиональному вождению существенно отличается от того, что принят сегодня в России. Отечественный водитель формально считается профессионалом уже с момента получения прав, в то время как на Западе для этого ему необходимо иметь солидный безаварийный стаж. Кроме того, никто не возьмет на работу автомобилиста сразу после окончания автошколы — для того, чтобы устроиться, к примеру, шофером такси или автобуса, ему сначала придется 2-3 года «откатать» на собственной машине без нарушений, а затем еще и сдать профессиональные экзамены для получения специального сертификата, дающего право на работу.

Впрочем, опытные водители помнят, что практика с профессиональными и любительскими водительскими правами существовала еще в СССР — до 70-х годов. Правда, в результате в тогдашнем ГАИ от нее решили отойти — очевидно, признав неэффективной.

— Дело в том, что в советское время профессиональные шоферы проходили спецподготовку в тех местах, где им предстояло работать, — говорит Владимир Фёдоров, сенатор Совета Федерации РФ и экс-глава ГИБДД России, — в армии шоферов готовили структуры ДОСААФ, а на заводах и других предприятиях для них существовали курсы профессионального мастерства. Я считаю, что сегодня необходимо возрождать именно профессиональную подготовку водителей — чтобы те, кто хочет работать на такси или общественном транспорте, проходили для этого специальное обучение, получали дипломы, сертификаты и т.д. Но водительские права — это основа основ, их трогать не нужно. Да и что понимать под словами «профессиональные» права? Если человек хочет работать дальнобойщиком — это одни знания, связанные с грузоперевозками. Если таксистом — то ему нужно хорошо ориентироваться в том городе, где ему предстоит работать. Кроме того, разделение водительских удостоверений сразу возведет преграду на пути тех, кто получил этот документ для управления личным автомобилем, а потом решил податься в шоферы. Одно дело — в такой ситуации пройти курсы профессионального мастерства, другое — идти в ГИБДД и заново учиться для получения нового водительского удостоверения.

Впрочем, по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, здравое зерно в идее о разделении водительских прав на новые категории все же есть:

— Авторы инициативы исходят из того, что для обычных водителей и профессиональных шоферов сегодня установлены одинаковые наказания. Для профессионалов лишение прав — это самое страшное наказание, ведь в таком случае они фактически остаются без своего куска хлеба. Это, в свою очередь, сразу же приводит к возникновению коррупции: такой шофер готов отдать любые деньги, чтобы не потерять свое удостоверение. Поэтому к профессионалам и любителям на дорогах нужен совершенно разный подход, при котором лишение прав для первых — это крайняя мера, своеобразное «изгнание» из профессии.

— Но нужны ли для шоферов-профессионалов отдельные права? Может, стоит ограничиться какой-то профессиональной лицензией?

— Тут речь должна, как мне кажется, идти не о профессиональных правах, а о профессиональных категориях. К примеру, водитель-профессионал с категорией B может водить такси, с категорией C – работать дальнобойщиком, и т.д. Если же такой шофер свое право на работу теряет — к примеру, набирает максимальное количество штрафных баллов на дороге — то он категорию сохраняет, но только как любитель, и работать на дороге уже не может. Кстати, было бы разумно ввести цветовую дифференциацию водительских прав: любительские — розовые, а профессиональные — какие-нибудь синие.

Права водительские – профессиональные и любительские

По инициативе Гильдии автошкол водительские права могут разделить на любительские и профессиональные. Это означает, что простые водители будут проходить базовый курс, а будущие водители общественного транспорта, грузовиков, такси – углубленный. В Госдуме поддерживают идею – председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов сообщил, что ее рассмотрят в ближайшее время.

Примечательно, что водительские права, получаемые выпускниками автошкол, называются профессиональными. Но по сути профессионалами вчерашние ученики являться не могут. В этом существенное отличие российского и европейского обучения – в Европе практике уделяется куда больше часов (более 100 против наших 56), с выездом на скоростные магистрали. Только после этого водитель получает правда, ездит безупречно 2-3 года, и лишь по истечении может стать профессионалом, сдав экзамены на возможность водить автобус или трамвай.

Обучение профессиональных водителей должно быть продвинутым – с освоением основ логистики, приемов управления машинами с передним, задним и полным приводами, возможностью управлять транспортом в любых условиях, а также умением оказать первую помощь при ДТП.

Большинство экспертов также за разделение прав – они справедливо полагают, что профессионал отвечает не только за себя и свою жизнь, но и за жизнь большого числа людей, пассажиров. Поэтому и концентрация внимания, и подготовка должны быть на высшем уровне.

Сейчас в России работает порядка 1 млн. таксистов, только в Москва их почти 35 тысяч, а водителей общественного транспорта – около 50 тысяч.

В Госдуме в скором времени будет рассмотрен ряд инициатив, посвященных вождения авто: например, законопроект, принятие которого позволит людям с ограниченными физическими возможностями готовится к экзаменам самостоятельно. Еще один касается запрета на выезд учеников автошкол на дороги в утренние и вечерние часы-пик.

Грядут изменения и в работе такси – так, в скором времени столичные авто, возможно, будут ездить с наклейками на заднем стекле, содержащими номера телефонов, позвонив по которым, можно пожаловаться на действия или стиль вождения таксиста. А еще не исключен запуск экотакси для туристов – под этот проект до конца 2015 года Москву оснастят 150 зарядными устройствами для электромобилей.